Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Лейся, песня» разработана на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант).
Рабочая программа кружка «Лейся, песня» предназначена для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности.
Цель - приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи кружка:
- накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями).
- приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности и др.
- развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкальной деятельности.
- формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника.
- развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся.
Коррекционная направленность кружка обеспечивается композиционностъю, игровой направленностью, эмоциональной дополнительностью используемых методов. Музыкально-образовательный процесс строится на основе принципа индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности обучения, доступности, систематичности и последовательности, наглядности.
Планируемые результаты освоения программы кружка «Лейся, песня»
Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты:
1) владение элементами музыкальной культуры, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, элементарные эстетические суждения;
2) элементарный опыт музыкальной деятельности.
Содержание программы кружка.
В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объеме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение. Содержание программного материала кружка состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений.
Восприятие музыки
Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.
Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни и пр.
Слушание музыки:
- овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений;
- развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру;
- развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального произведения;
- развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (марш, танец, песня; веселая, грустная, спокойная мелодия);
- развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению; развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и вступлению; развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении;
- развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание);
- ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр).
Хоровое пение.
Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Используемый песенный материал должен быть доступным по смыслу, отражать знакомые образы, иметь простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствовать требованиям организации щадящего режима по отношению к детскому голосу.
Примерная тематика произведений
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.
Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни, колыбельные песни и пр.
Навык пения:
- обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки;
- работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной песни; отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания);
- пение коротких попевок на одном дыхании;
- формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания; развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни; развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог; развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения;
- развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой - способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии);
- активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально;
- развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла); работа над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне;
- развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента;
- дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте); развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие умения определять сильную долю на слух;
- развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
- формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и окончание пения);
- развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников; развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона; обучение пению выученных песен ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля;
- развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен;
- пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах mezzo piano (умеренно тихо) и mezzo forte (умеренно громко);
- получение эстетического наслаждения от собственного пения.
Календарно - тематическое планирование.
5 классы. 2 часа в неделю, 68 часов в год
№ урока |
Тема |
Кол-во часов |
Дата план |
Дата факт |
1. |
Диагностика. Прослушивание детских голосов. |
1 |
|
|
2. |
Ознакомление с голосовыми и музыкальными данными детей. |
1 |
|
|
3. |
Введение. Знакомство с планом работы на год. Знакомство с голосовым аппаратом. |
1 |
|
|
4. |
Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете), хоровом пении. |
1 |
|
|
5. |
Слушание песен в исполнении группы «Непоседы». |
1 |
|
|
6. |
Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. |
1 |
|
|
7. |
Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. |
1 |
|
|
8. |
Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней. |
1 |
|
|
9. |
Разучивание песни. Работа над песней. |
1 |
|
|
10. |
Развитие точного интонирования мотива выученных песен индивидуально. |
1 |
|
|
11. |
Развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы. |
1 |
|
|
12. |
Интонирование. Повторение. |
1 |
|
|
13. |
Слушание песен. Детский фольклор. |
1 |
|
|
14. |
Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха. |
1 |
|
|
15. |
Типы звуковедения. Понятие кантиленного пения. Слуховой контроль за звукообразованием. |
1 |
|
|
16. |
Основные типы дыхания. Координация дыхания и звукообразования. |
1 |
|
|
17. |
Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. |
1 |
|
|
18. |
Разучивание песни. Работа над песней. |
1 |
|
|
19. |
Разучивание песни. Работа над песней. |
1 |
|
|
20. |
Развитие точного интонирования мотива выученных песен индивидуально. |
1 |
|
|
21. |
Развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы. |
1 |
|
|
22. |
Интонирование. Повторение. |
1 |
|
|
23. |
Слушание песен. Песни в исполнении знаменитых эстрадных исполнителей. |
1 |
|
|
24. |
Песенки из мультфильмов |
1 |
|
|
25. |
Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. |
1 |
|
|
26. |
Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Работа над чистотой интонирования. |
1 |
|
|
27. |
Пение упражнений, формирующих певческое дыхание. |
1 |
|
|
28. |
Понятие о дикции и артикуляции. Разучивание слов, мелодии песни. |
1 |
|
|
29. |
Работа над песней. Нюансы. |
1 |
|
|
30. |
Развитие точного интонирования мотива выученных песен индивидуально. |
1 |
|
|
31. |
Развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы. |
1 |
|
|
32. |
Интонирование. Повторение. |
1 |
|
|
33. |
Слушание музыки. Колыбельные песни. |
1 |
|
|
34. |
Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. |
1 |
|
|
35. |
Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. |
1 |
|
|
36. |
Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. |
1 |
|
|
37. |
Развитие чувства ритма, дикции, артикуляции, динамических оттенков. |
1 |
|
|
38. |
Работа над выразительностью, мимикой, жестами. |
|
|
|
39. |
Умение вовремя начинать и заканчивать пение. |
1 |
|
|
40. |
Разучивание песен. |
1 |
|
|
41. |
Работа над песней. Нюансы. |
1 |
|
|
42. |
Развитие точного интонирования мотива выученных песен индивидуально. |
1 |
|
|
43. |
Развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы. |
1 |
|
|
44. |
Повторение и закрепление. |
1 |
|
|
45. |
Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия. |
1 |
|
|
46. |
Формы и жанры вокальной музыки. |
1 |
|
|
47. |
Слушание песен. Детские песни в исполнении эстрадных певцов. |
1 |
|
|
48. |
Правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения. |
1 |
|
|
49. |
Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения. |
1 |
|
|
50. |
Знакомство со своеобразием народного поэтического языка. Пение простых народных песен без сопровождения. |
1 |
|
|
51. |
Пение обработок народных песен с музыкальным сопровождением. |
1 |
|
|
52. |
Разучивание песен. |
1 |
|
|
53. |
Работа над песней. Нюансы. |
1 |
|
|
54. |
Развитие точного интонирования мотива выученных песен индивидуально. |
1 |
|
|
55. |
Развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы. |
1 |
|
|
56. |
Повторение и закрепление. |
1 |
|
|
57. |
Слушание музыки. В гостях у композитора. Слушание песен известных композиторов. |
1 |
|
|
58. |
Упражнения первого уровня - формирование певческих навыков: мягкой атаки звука. |
1 |
|
|
59. |
Формирование певческих навыков: свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания. |
1 |
|
|
60. |
Знаменитые исполнители. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. |
1 |
|
|
61. |
Необычные звуки голоса. Краски музыки и голоса. |
1 |
|
|
62. |
Разучивание песен. |
1 |
|
|
63. |
Работа над песней. Нюансы. |
1 |
|
|
64. |
Развитие точного интонирования мотива выученных песен индивидуально. |
1 |
|
|
65. |
Развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы. |
1 |
|
|
66. |
Повторение и закрепление. |
1 |
|
|
67. |
Работа над чистотой интонирования. |
1 |
|
|
68. |
До встречи! Исполнение разученных песен. |
1 |
|
|
Календарно - тематическое планирование.
7-8 классы. 2 часа в неделю, 68 часов в год
№ урока |
Тема |
Кол-во часов |
Дата план |
Дата факт |
1. |
Диагностика. Прослушивание детских голосов. |
1 |
|
|
2. |
Ознакомление с голосовыми и музыкальными данными детей. |
1 |
|
|
3. |
Введение. Знакомство с планом работы на год. Знакомство с голосовым аппаратом. |
1 |
|
|
4. |
Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете), хоровом пении. |
1 |
|
|
5. |
Слушание песен в исполнении группы «Непоседы». |
1 |
|
|
6. |
Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. |
1 |
|
|
7. |
Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. |
1 |
|
|
8. |
Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней. |
1 |
|
|
9. |
Разучивание песни. Работа над песней. |
1 |
|
|
10. |
Развитие точного интонирования мотива выученных песен индивидуально. |
1 |
|
|
11. |
Развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы. |
1 |
|
|
12. |
Интонирование. Повторение. |
1 |
|
|
13. |
Слушание песен. Детский фольклор. |
1 |
|
|
14. |
Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха. |
1 |
|
|
15. |
Типы звуковедения. Понятие кантиленного пения. Слуховой контроль за звукообразованием. |
1 |
|
|
16. |
Основные типы дыхания. Координация дыхания и звукообразования. |
1 |
|
|
17. |
Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. |
1 |
|
|
18. |
Разучивание песни. Работа над песней. |
1 |
|
|
19. |
Разучивание песни. Работа над песней. |
1 |
|
|
20. |
Развитие точного интонирования мотива выученных песен индивидуально. |
1 |
|
|
21. |
Развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы. |
1 |
|
|
22. |
Интонирование. Повторение. |
1 |
|
|
23. |
Слушание песен. Песни в исполнении знаменитых эстрадных исполнителей. |
1 |
|
|
24. |
Песенки из мультфильмов |
1 |
|
|
25. |
Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. |
1 |
|
|
26. |
Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Работа над чистотой интонирования. |
1 |
|
|
27. |
Пение упражнений, формирующих певческое дыхание. |
1 |
|
|
28. |
Понятие о дикции и артикуляции. Разучивание слов, мелодии песни. |
1 |
|
|
29. |
Работа над песней. Нюансы. |
1 |
|
|
30. |
Развитие точного интонирования мотива выученных песен индивидуально. |
1 |
|
|
31. |
Развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы. |
1 |
|
|
32. |
Интонирование. Повторение. |
1 |
|
|
33. |
Слушание музыки. Колыбельные песни. |
1 |
|
|
34. |
Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. |
1 |
|
|
35. |
Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. |
1 |
|
|
36. |
Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. |
1 |
|
|
37. |
Развитие чувства ритма, дикции, артикуляции, динамических оттенков. |
1 |
|
|
38. |
Работа над выразительностью, мимикой, жестами. |
1 |
|
|
39. |
Умение вовремя начинать и заканчивать пение. |
1 |
|
|
40. |
Разучивание песен. |
1 |
|
|
41. |
Работа над песней. Нюансы. |
1 |
|
|
42. |
Развитие точного интонирования мотива выученных песен индивидуально. |
1 |
|
|
43. |
Развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы. |
1 |
|
|
44. |
Повторение и закрепление. |
1 |
|
|
45. |
Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия. |
1 |
|
|
46. |
Формы и жанры вокальной музыки. |
1 |
|
|
47. |
Слушание песен. Детские песни в исполнении эстрадных певцов. |
1 |
|
|
48. |
Правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения. |
1 |
|
|
49. |
Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения. |
1 |
|
|
50. |
Знакомство со своеобразием народного поэтического языка. Пение простых народных песен без сопровождения. |
1 |
|
|
51. |
Пение обработок народных песен с музыкальным сопровождением. |
1 |
|
|
52. |
Разучивание песен. |
1 |
|
|
53. |
Работа над песней. Нюансы. |
1 |
|
|
54. |
Развитие точного интонирования мотива выученных песен индивидуально. |
1 |
|
|
55. |
Развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы. |
1 |
|
|
56. |
Повторение и закрепление. |
1 |
|
|
57. |
Слушание музыки. В гостях у композитора. Слушание песен известных композиторов. |
1 |
|
|
58. |
Упражнения первого уровня - формирование певческих навыков: мягкой атаки звука. |
1 |
|
|
59. |
Формирование певческих навыков: свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания. |
1 |
|
|
60. |
Знаменитые исполнители. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. |
1 |
|
|
61. |
Необычные звуки голоса. Краски музыки и голоса. |
1 |
|
|
62. |
Разучивание песен. |
1 |
|
|
63. |
Работа над песней. Нюансы. |
1 |
|
|
64. |
Развитие точного интонирования мотива выученных песен индивидуально. |
1 |
|
|
65. |
Развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы. |
1 |
|
|
66. |
Повторение и закрепление. |
1 |
|
|
67. |
Работа над чистотой интонирования. |
1 |
|
|
68. |
До встречи! Исполнение разученных песен. |
1 |
|
|
Календарно - тематическое планирование.
9 классы. 1 час в неделю, 34 часа в год
№ урока |
Тема |
Кол-во часов |
Дата план |
Дата факт |
1. |
Диагностика. Прослушивание детских голосов. |
1 |
|
|
2. |
Ознакомление с голосовыми и музыкальными данными детей. |
1 |
|
|
3. |
Введение. Знакомство с планом работы на год. Знакомство с голосовым аппаратом. |
1 |
|
|
4. |
Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете), хоровом пении. |
1 |
|
|
5. |
Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. |
1 |
|
|
6. |
Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. |
1 |
|
|
7. |
Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней. |
1 |
|
|
8. |
Разучивание песни. Работа над песней. |
1 |
|
|
9. |
Развитие точного интонирования мотива выученных песен индивидуально. |
1 |
|
|
10. |
Развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы. |
1 |
|
|
11. |
Интонирование. Повторение. |
1 |
|
|
12. |
Слушание песен. Песни в исполнении знаменитых эстрадных исполнителей. |
1 |
|
|
13. |
Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха. |
1 |
|
|
14. |
Развитие точного интонирования мотива выученных песен индивидуально. |
1 |
|
|
15. |
Развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы. |
1 |
|
|
16. |
Типы звуковедения. Понятие кантиленного пения. Слуховой контроль за звукообразованием. |
1 |
|
|
17. |
Основные типы дыхания. Координация дыхания и звукообразования. |
1 |
|
|
18. |
Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Работа над чистотой интонирования песни. |
1 |
|
|
19. |
Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. |
1 |
|
|
20. |
Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Работа над песней. Нюансы. |
1 |
|
|
21. |
Пение упражнений, формирующих певческое дыхание. |
1 |
|
|
22. |
Повторение. |
1 |
|
|
23. |
Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. |
1 |
|
|
24. |
Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. |
1 |
|
|
25. |
Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. |
1 |
|
|
26. |
Развитие чувства ритма, дикции, артикуляции. |
1 |
|
|
27. |
Умение вовремя начинать и заканчивать пение. |
1 |
|
|
28. |
Повторение и закрепление. |
1 |
|
|
29. |
Работа над выразительностью, мимикой, жестами. |
1 |
|
|
30. |
Правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения. |
1 |
|
|
31. |
Работа над чистотой интонирования. |
1 |
|
|
32. |
Мелодии дня. |
1 |
|
|
33. |
Работа над песней. Нюансы. |
1 |
|
|
34. |
Исполнение разученных песен. |
1 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.