Рабочая программа кружка «Родник»
Пояснительная записка
«Музыка – искусство, которое обладает
большой силой эмоционального воздействия
на человека. И именно поэтому она может
играть громадную роль в воспитании детей».
Д. Б. Кабалевский
Одним из важных свойств музыкального искусства является то, что оно обращено к чувствам человека, его мыслям и сознанию.
Освоение культурного наследия народов и их прошлого формирует интерес к искусству и фольклору, которые влияют на эмоциональное и нравственное развитие личности.
Сохранение и возрождение народных традиций, национальной самобытности русского народа – актуальная проблема воспитания духовно - нравственной личности. Сегодня нельзя воспитать человека – гражданина и патриота без опоры на народное искусство. Во все времена человечество реализовывало задачу передачи опыта предков новым поколениям через приобщение к национальной культуре.
На сегодняшний день стоит остро проблема невоспитанности молодого поколения. В связи с этим возникла необходимость в создании программы, которая позволила бы возрождать и сохранять культуру.
Программа фольклорного кружка «Родник» позволяет изучить народное творчество и воспитать в детях духовно – нравственную личность.
Целью программы является формирование духовно – нравственных качеств личности школьников средствами музыкального фольклора приобщение детей к культурным ценностям, знакомство с традиционными народными праздниками, развитие творческих способностей детей, нравственное становление личности.
Задачи:
Обучающие:
1. Познакомить детей с различными формами народной культуры на доступном фольклорно – этнографическом материале.
2. Изучение и освоение народной песни ее основных творческих и исполнительских закономерностей.
Развивающие:
1. Развитие вокального слуха и певческого голоса.
2. Приобретение навыков вокально- хорового исполнения в народной манере.
3. Развитие творческих, сценических, хореографических способностей, навыков импровизации.
Воспитательные:
1. Воспитание интереса и уважения к искусству разных народов.
2. Формирование и развитие коммуникативных навыков.
Направленность дополнительной образовательной программы: художественная. Программа представляет собой логически выстроенную систему, направленную с одной стороны, на овладение знаниями, с другой стороны - на развитие у ребенка творческих способностей.
Включение детей в творческий процесс на занятиях происходит постепенно. Этому способствует внимание учителя к каждому ребенку, поддержание в коллективе творческого настроя. Ознакомление учащихся с неизвестным материалом, воспроизведение его, повторение, закрепление, поиск новых вариантов – все это происходит в игровых формах, вызывающих у детей интерес, а значит, повышающих эффективность усвоения.
Занятия предполагают освоение разнообразных музыкальных стилей, жанров, направлений. Знакомство с народной песней расширяет представление ребенка о народном музыкально- поэтическом языке, его образно- смысловом строе, развивает вокально-хоровые данные детей.
Возраст детей: учащиеся 7-9 лет
Режим занятий:1 час в неделю: общее число часов в год - 34
Срок реализации данной программы рассчитан на 1 год обучения.
К концу освоения программы дети должны:
Знать:
- понятие фольклор
- календарные праздники
- расположение нот на нотном стане
- жанры народного искусства
- названия музыкальных инструментов
Уметь:
- исполнять одноголосые песни
- двигаться под музыку
- импровизировать под музыку
- исполнять простейшие танцевальные движения
- играть на музыкальных инструментах
- уметь применять свои знания в жизни
- участвовать в театрализованных спектаклях
Используемые методы и приемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические игры.
Содержание программы
Теоретический материал (2 часа)
Основы нотной грамоты (скрипичный ключ, название и длительности нот, такт, звуки высокие и низкие). Размер, паузы, динамические оттенки. Сильные и слабые доли такта.
Беседы об оркестре русских народных инструментов ( 1 час)
Беседа о музыкантах – народниках. Оркестр русских народных инструментов (слушание записи). Виды детских музыкальных инструментов.
Обучение игре на музыкальных инструментах (15 часов)
Посадка, постановка левой и правой рук, положение инструмента. Основные способы звукоизвлечения. Игра на ложках. Игра на шумовых инструментах. Изготовление собственных шумовых инструментов. Игра на бубнах. Игра на металлофонах и ксилофонах. Игра в оркестре. Пьесы «Озорные ложки», «Оладушки для бабушки», «Я на горку шла», «Ах вы, сени».
Освоение песенного материала ( 12 часов)
« Частушки», «Ам-ням-ням», «Ягодка- малинка», «Солдатушки».
Музыкальные игры ( 2 часа)
Игры «Чей голосок?», «Хлопки по кругу», «Угадай мелодию», «Снегурочки», «Повтори движение», «Повтори ритм», «Хвост Бабы-яги», «Дирижёр».
Культура родного края (2 часа) Жилище, одежда, традиционные кушанья, бытовые традиции, обычаи и обряды, праздники, игры, труд, учёба и военная служба казаков. Народные праздники.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Дата |
|
план |
факт |
||
1 |
Основы нотной грамоты (скрипичный ключ,
название и длительности нот). Беседа о
музыкантах – народниках.
|
|
|
2 |
Основы нотной грамоты (такт, звуки высокие и низкие).Оркестр русских народных инструментов (слушание записи). Виды детских музыкальных инструментов.
|
|
|
3 |
Сильные и слабые доли такта. Знакомство с ложками. Посадка, постановка левой и правой рук, положение инструмента. Основные способы звукоизвлечения. |
|
|
4 |
Игра на ложках. Разучивание частушек. |
|
|
5 |
Игра на шумовых инструментах. Частушки. |
|
|
6 |
Изготовление собственных шумовых инструментов. |
|
|
7 |
Игра на бубнах. Частушки. |
|
|
8 |
Игра на металлофонах и ксилофонах. Семь нот. |
|
|
9 |
«Ам-ням-ням»- разучивание. Игра «Чей голосок?» |
|
|
10 |
«Ам-ням-ням»- разучивание. Частушки- исполнение. |
|
|
11 |
Игра в оркестре. Частушки, «Ам-ням-ням» - разучивание движений. |
|
|
12 |
Игра «Хлопки по кругу». Частушки- исполнение с движениями. «Ам-ням-ням» - разучивание движений. |
|
|
13 |
Пьеса «Озорные ложки»- разучивание движений 1,2 и 3 куплетов. Частушки, «Ам-ням-ням»- исполнение. |
|
|
14 |
Пьеса «Озорные ложки»- разучивание движений 4,5 и 6 куплетов. |
|
|
15 |
Игра «Угадай мелодию». Пьеса «Озорные ложки»- соединение движений. |
|
|
16 |
Частушки, «Ам-ням-ням», «Озорные ложки»- исполнение. |
|
|
17 |
«Оладушки для бабушки»-разучивание. «Озорные ложки»- исполнение.
|
|
|
18 |
Игра «Снегурочки». «Оладушки для бабушки»-разучивание. |
|
|
19 |
«Оладушки для бабушки», «Озорные ложки»- исполнение. Импровизации на музыкальных инструментах.
|
|
|
20 |
«Я на горку шла»-разучивание. Импровизации на музыкальных инструментах.
|
|
|
21 |
«Оладушки для бабушки», «Озорные ложки»- исполнение. «Я на горку шла»-разучивание. |
|
|
22 |
Игра Повтори движение». «Я на горку шла»-исполнение. |
|
|
23 |
Повторение изученных песен и пьес. |
|
|
24 |
«Ах вы, сени»-разучивание. Импровизации на музыкальных инструментах.
|
|
|
25 |
«Солдатушки», «Ах вы, сени»- разучивание. |
|
|
26 |
Игра «Повтори ритм». «Солдатушки», «Ах вы, сени»- разучивание. |
|
|
27 |
«Солдатушки», «Ах вы, сени»- разучивание. |
|
|
28 |
«Солдатушки», «Ах вы, сени»- исполнение. |
|
|
29 |
«Ягодка- малинка»- разучивание. Повторение изученных песен и пьес. |
|
|
30 |
Игра «Хвост Бабы-яги». «Ягодка- малинка»- разучивание. |
|
|
31 |
Игра «Дирижёр». «Ягодка- малинка»- исполнение. |
|
|
32 |
Повторение изученных игр, песен и пьес. |
|
|
33 |
Жилище, одежда, традиционные кушанья, бытовые традиции, обычаи и обряды, праздники, игры, труд, учёба и военная служба казаков. Импровизации на музыкальных инструментах. |
|
|
34 |
Народные праздники. Импровизации на музыкальных инструментах. |
|
|
Используемая литература
1.Агапова, И.А. Праздники в начальной школе / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – 4-е изд. – М.:Айрис-пресс, 2006. – 144с.: ил.
2.Беспятова Н. К. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176 с. – (Методика)
3.Ищук В. В., Нагибина М. И. Народные праздники. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2000. – 160 с., ил.
4.Лазарев, А. И. Народоведение 2 класс. Учеб. для общеобразоват. шк., гимназий, лицеев. – Челябинск: Юж. –Урал. Кн.изд-во, 1997. – 192с.: ил.
5.Лавренова Л.Е. Детские праздники в школе и дома. – Спб.: «Паритет», 2006. – 160 с.
6.Мельникова Л. И., Зимина А. Н. Детский музыкальный фольклор. – М.: Гном – Пресс, 2000. - 88 с.
7.Праздничный веселый хоровод: сценарии календарных театрализованных классных часов и игр. 1-4 классы / авт.-сост. Ю.А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.
8. Юдин С. Е.: Мы друзей зовем на праздник. – Ярославль, «Академия развития», 2003.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.