Автор: Кустова О.С., учитель русского языка и
литературы МКОУ Кармаклинской СОШ
Барабинского района Новосибирской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Школьный театр «Премьера»
для 5-9 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа
курса «Школьный театр
«Премьера» разработана для разновозрастной
группы учащихся, включающей в себя обучающихся 5-9 классов. Программа
реализуется в рамках общекультурного направления программы внеурочной
деятельности школы, является приложением к основной образовательной программе
основного общего образования.
Курс направлен на развитие коммуникативных
компетенций обучающихся, включающих развитие устной и письменной речи, навыков
общения со взрослыми и сверстниками. Кроме того, задачей курса является
формирование художественного вкуса и способностей к занятиям театральной
деятельностью, развитию творческих способностей.
Место курса внеурочной деятельности в учебном
плане
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
разработана в соответствии с планом внеурочной деятельности школы из расчёта 1
час в неделю-34 часа в год.
Цель курса: формирование коммуникативной компетенции обучающихся через
вовлечение в театральную деятельность.
Задачи:
Обучающие:
-получить представление об истории театра;
-формировать разные формы речи (монологическую,
диалогическую);
-получить навыки общения в команде.
Развивающие:
-прививать эмоциональное, эстетическое, образное
восприятие;
- укреплять познавательные интересы через
расширение представлений о - видах театрального искусства;
-совершенствовать коммуникативные и
организаторские способности воспитанника;
-повышать уровень взаимоотношений между
обучающимися и педагогом.
Воспитательные:
-формировать потребность в соблюдении
этических норм общения;
-формировать уважение к собеседнику, партнёру;
-повысить ответственность при выполнении
задания, потребность в самовыражении.
Содержание
Занятие 1. Введение.
Теория:
Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с
целями и задачами курса. Театр как вид искусства. Возможности творческого
роста.
Практика:
Игровые упражнения, позволяющие получить
информацию о творческом потенциале обучающихся.
Раздел 1. История театра.
Теория:
Знакомство с особенностями современного театра
как вида искусства. Место театра в жизни общества. Общее представление о видах
и жанрах театрального искусства.
Практика:
Обыгрывание сценок миниатюр в разных жанрах
театрального искусства.
Раздел 2. Актерское мастерство.
Теория:
Стержень театрального искусства –
исполнительское искусство актера.
Основные понятия системы Станиславского.
Практика:
Игровые упражнения на развитие внимания. Игровые
упражнения на развитие фантазии и воображения.
Игровые упражнения на коллективную
согласованность действий.
Выполнение этюдов на заданную тему - одиночные,
парные, групповые, без слов и с минимальным использованием текста.
Раздел 3. Художественное чтение.
Теория:
Основы практической работы над голосом. Логика
речи.
Практика:
Артикуляционная гимнастика. Работа с дикцией.
Отработка навыка правильного дыхания.
Раздел 4. Сценическое движение.
Теория:
Работа с предметом.
Работа с партнером.
Раздел 5. Работа над пьесой по мотивам
повести В.Воробьёва «Капризка».
Теория:
Особенности композиционного построения пьесы: ее
экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Персонажи - действующие лица
спектакля.
Практика:
Чтение и обсуждение пьесы по мотивам повести
В.Воробьёва «Капризка», ее темы, идеи. Осмысление сюжета, выделение основных
событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия.
Определение главной темы пьесы и идеи автора,
раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра спектакля.
Общий разговор о замысле спектакля.
Раздел 6. Постановка спектакля.
Практика.
Репетиционный период.
Создание эскизов грима, костюмов для героев
выбранной пьесы.
Создание реквизита и декораций. Соединение сцен,
эпизодов.
Репетиции в костюмах, декорациях, с реквизитом.
Сводные репетиции, репетиции с объединением всех
выразительных средств.
Генеральные репетиции.
Раздел 7. Итоговое занятие.
Практика:
Постановка спектакля.
Подведение итогов: оценка спектакля его
участниками.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; формирование художественно-эстетического вкуса;
приобретение навыков сотрудничества, содержательного и бесконфликтного участия в совместной учебной работе;
формировать потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития приобретение опыта общественно-полезной социально-значимой деятельности.
Предметные результаты
По итогам обучения, обучающиеся будут
знать:
различные виды устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма);
историю театра, его виды, основы актёрского мастерства;
правила поведения в театре (на сцене и в зрительном зале); театральные профессии и особенности работы театральных цехов;
приемы раскрепощения и органического существования; правила проведения рефлексии;
уметь:
организовать речевое взаимодействие (в том числе общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации);
участвовать в диалоге разных видов;
ориентироваться в сценическом пространстве;
выполнять комплекс дыхательных, речевых, артикуляционных упражнений, разминку языка и губ;
определять характерность персонажа произведения по его речевым характеристикам; взаимодействовать на сценической площадке с партнерами;
работать с воображаемым предметом; владеть:
основами дыхательной гимнастики;
основами актерского мастерства через упражнения и тренинги, навыками сценического воплощения через процесс создания художественного образа;
навыками сценической речи, сценического движения, пластики; музыкально-ритмическими навыками;
публичных выступлений.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность۰работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные отсобственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Используемые источники:
1. ФГОС основного общего образования в редакции от 17.02.2023 (https://ntf-iro.ru/wp-content/uploads/2023/04/FGOS-OOO-na-17.02.2023.pdf)
2. Сайт «Инфоурок» (https://infourok.ru/urok-po-izo-na-temu-risovanie-griba-3348564.html)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.