Райкова Лариса Сергеевна,
преподаватель музыкально-теоретических
дисциплин ГПОАУ АО
«Амурский педагогический колледж»
Программа «Арт-терапия для будущих мам»
1.Аннотация программы.
Данная программа направлена на привлечение беременных женщин, мам будущих жителей г. Благовещенска с целью знакомства с искусством и культурой в лучших её образцах, прослушивания классической музыки в её живом исполнении, обучения музыкальному и изобразительному искусству. Программа пропагандирует искусство у жителей города, формирует личность и эстетический вкус детей, которые находятся ещё в утробе матери, готовит будущий контингент к поступлению в учреждения дополнительного образования детей в области искусств.
2.Описание программы
В последние годы заметно вырос интерес специалистов к механизму воздействия искусства на ребенка, который ещё находится в утробе матери, получившее термин «пренатальная терапия». Современная наука ориентирована на использование у женщин в дородовом периоде арт-терапии как важного средства воспитания гармоничной личности будущего ребенка, его культурного развития. Терапия искусством в данном случае рассматривается как совокупность методик, построенных на применении разных видов деятельности, связанных с музыкальным и изобразительным искусством. Искусство, несомненно, может быть средством успокоения и лечения, средством борьбы с переутомлением, задает определенный ритм перед началом работы, настраивает на глубокий отдых во время перерыва, способно укреплять иммунитет, улучшать обмен веществ, и, доказано научно, приводит к снижению заболеваемости.
«Арт-терапия» помогает женщине и ребенку сформировать те биоритмы, которые будут определять его жизнь после рождения. Каждодневное общение с музыкой и изобразительным искусством, пение, дыхательные и ритмические упражнения, рисование помогают беременным женщинам восстановить душевное равновесие, дарят чувство покоя, а будущим детям быстрее и успешнее развиваться. Такие дети, как правило, опережают своих ровесников в первых реакциях на звуки и цвета, быстрее различают их, скорее произносят первые слова. Они не страдают нервной возбудимостью, спокойны и улыбчивы. Подрастая, такие дети проявляют разносторонние способности и отличаются здоровым оптимизмом.
Специфика терапии искусством состоит в том, что главным в нём является живое восприятие и осмысление искусства, радость взаимного общения и любви будущей мамы и её малыша. Научно доказано, что пренатальная терапия немыслима без хорошей профессиональной музыки, которую рекомендуется слушать каждый день не меньше получаса.
Полезные уроки «арт-терапевта» будут способствовать развитию у ребёнка памяти, эмоциональной отзывчивости и физической крепости. Искусство в этом процессе является сильным и чрезвычайно благотворным фактором, поскольку классическая музыка и живопись тяготеет к воплощению положительных образов, оказывает благотворное влияние на внутриутробное развитие ребёнка. У беременной женщины живое исполнение классики может вызвать целую гамму чувств, и только самые радостные и вдохновенные, умиротворённые и спокойные наиболее полезны малышу.
В ходе реализации данной программы предполагается проведение с будущими мамами учебных занятий «Основы музыкальной грамоты», «Слушание музыки», «Музыкальная литература», которые будут направлены на воспитание художественно-образного мышления, распознавание и понимание элементов музыкального языка и грамматики, понимание художественного смысла и образа произведений мировых композиторов и художников, прослушивание лучших образцов классической музыки в живом качественном исполнении.
3.Цель программы.
Воспитание квалифицированного потребителя искусства, готовности к получению наибольшей пользы и удовольствия от искусства, воспитание счастливой мамы и её будущего ребёнка, подготовка будущего контингента для поступления в учреждения дополнительного образования детей в области искусств.
4. Задачи программы.
1. Познакомить будущих мам с мировой художественной культурой в её лучших образцах.
2. Пробудить интерес к искусству.
3. Развить творческую активность и творческое мышление жителей города.
4. Подготовить будущий контингент для обучения искусству.
5. Обоснование программы.
Программа разработана при использовании метода «Сонатал» академика М.Л. Лазарева в комплексе с междисциплинарной программой арт-терапии «Искусство и здоровье»
Сонатал – метод, направленный на обучение беременной женщины навыкам общения с ребенком еще до его рождения, на стимуляцию двигательной активности, раннее психоэмоциональное созревание плода, а также на улучшение самочувствия самой беременной женщины, подготовку ее к родам и воспитанию здорового ребенка.
Михаил Львович Лазарев - основоположник идеи пренатального (дородового) воспитания в России. Он является действительным членом Академии педагогических и социальных наук, доктором медицинских наук, профессором Международной академии наук и искусств, руководителем лаборатории формирования здоровья детей Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии Росздрава. В 1984 году им была открыта при врачебно-физкультурном диспансере №4 г. Москвы первая школа пренатального обучения. Метод «Сонатал» рекомендован Министерством здравоохранения и социального развития РФ и применяется в России и за рубежом с 1983 года.
Сонатал использует три фактора воздействия музыки на организм человека:
- психолого-эстетический (ассоциации, эмоции, образы);
- физиологический (функциональный трениг единого организма «мать-плод»);
- вибрационный (воздействие на процессы тканевого обмена в организме плода и матери, с целью активизации в них различных биохимических процессов).
Песенные программы, по мнению Лазарева, способны оказывать регулирующее действие на сенсорные системы организма и кардиореспираторные процессы. Эти программы были названы кардиосенсорными. Песня оказывает воздействие на левое (смысл) и правое (образ) полушария, вызывает определенное эмоциальное состояние, влияет на функцию внешнего дыхания ребенка. Воздействие музыкой происходит в особом темпоритме и в определенное время суток.
Метод поющего дыхания влияет на показатели здоровья и развития ребенка после рождения. У беременных женщин улучшается психоэмоциональное состояние, снижается уровень тревожности, улучшается состояние здоровья, лучше протекают роды, улучшается лактация. Мамы, прошедшие метод «Сонатал» глубже и лучше понимают своего ребенка.
Сами дети рождаются физиологически и эмоционально более зрелыми, опережают сверстников по всем психическим и психомоторным реакциям, более внимательны, любознательны, отличаются хорошей памятью, меньше болеют, любят танцевать, лучше спят, много и с удовольствием рисуют.
В процессе занятий закладываются основы для создания особой музыкальной субкультуры — музыки материнства и детства (музыки для еще не родившегося ребенка и ребенка раннего возраста). Программа представляет новую философию здоровья, предполагающую гармонизацию развития ребенка, начиная с пренатального возраста.
Программа «Арт-терапия» комбинирует занятия по методике «Сонатал» с методом арт-терапии «Искусство и здоровье». Беременность - это большой стресс для организма женщины как физический, так и психологический. Справиться с этим стрессом поможет арт-терапия: движения под музыку, ритмические упражнения, активное слушание музыки, пение, игра на простых музыкальных инструментах.
Музыка, движение, красочное видение мира способствуют снятию жизненных стрессов и оздоровлению женщин с помощью музыкальных программ, пения, танца, художественной деятельности.
Таким образом, программа «Арт-терапия» включает в себя 5 видов деятельности:
- пение;
- движение под музыку (танец, ритмическая гимнастика);
- рисование под музыку (развитие ассоциативного мышления);
- игра на простых музыкальных (шумовых) инструментах;
- активное слушание музыки.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1.5 часа.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.