Рабочая программа кружка "Секреты ОГЭ"
Оценка 4.9

Рабочая программа кружка "Секреты ОГЭ"

Оценка 4.9
docx
20.11.2023
Рабочая программа кружка "Секреты ОГЭ"
КРУЖОК.docx

МКОУ Никитская основная школа

Сычевского района

Смоленской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

кружка по русскому языку

«Секреты ОГЭ»

 

 

Автор: Иванова Нина Нефедьевна,

учитель русского языка и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа кружка по русскому языку «Секреты ОГЭ»  разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 на основе:

·         учебного плана  МКОУ Никитской ОШ;

·         требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, примерной программы по русскому языку для 5-9 классов  (Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение, 2010);

·         с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».

Актуальность. В современном мире востребованы грамотные люди. Задача  школы – обеспечить языковое развитие учащихся, сформировать  коммуникативные умения и навыки,  научить  использовать язык в разных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета. Свободно и грамотно выражать свои мысли, создавать собственные высказывания, рассуждать на заданную тему – важнейшие навыки и умения, которыми должны обладать старшеклассники.

Программа кружка «Секреты ОГЭ» предназначена для учащихся 9 класса, готовящихся сдавать письменный экзамен по русскому языку.  Она помогает овладеть разнообразными  видами речевой деятельности, сформировать  навыки грамотного письма, учит применять приобретённые знания, умения и навыки на практике.

Значимость данного курса  заключается в том, что он открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования обучающихся. Он способствует практической подготовке к сдаче ОГЭ по русскому языку, к успешному прохождению итогового контроля по завершении основного  образования, призван помочь в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, так как грамотность – залог успешности человека. ОГЭ в 9 классе проверяет  умение писать сжатое изложение, используя различные способы компрессии текста, читать текст и анализировать его содержание, выполнять тестовые задания, проверяющие знания и умения в разных областях школьного курса русского языка, то есть выполнять комплексный  анализ  текста.
В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено недостаточное количество времени. Поэтому необходим специальный дополнительный курс, основной целью которого  является подготовка учащихся к новой форме сдачи экзамена (ОГЭ) и преодоление трудностей в изучении русского языка.
Кроме этого,  данный курс направлен на организацию систематичной работы над пониманием текста и способами его выражения, а также практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного монологического высказывания.

Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт написания сжатого изложения и сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Структура курса:

Программа включает 5 разделов:

1. Введение. Структура экзаменационной работы по русскому языку в формате ОГЭ. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.

2. Текстоведение. Текст как речевое произведение. Чтение и аудирование,  анализ и создание текста.

3. Орфография.

4. Пунктуация.

5.Тренировочные тесты в формате ОГЭ.

Программа кружка опирается на знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базового курса русского языка.

Основные формы организации кружковых занятий – урок-исследование, семинары и практические занятия. Формами контроля за достижениями учащихся служат письменные работы и тесты в формате ОГЭ.

Цель изучения курса.

Данная программа  нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подхода к обучению русскому языку; направлена на обеспечение качественной подготовки обучающихся  по предмету на основе обобщения и систематизации знаний и совершенствования различного вида компетенций по текстоведению, имеющих важнейшее значение для формирования коммуникативной личности и  подготовки  к успешному прохождению государственной итоговой аттестации.

Задачи изучения курса.

Образовательные задачи курса:

·        развивать речь обучающихся: обогащать их словарный запас, грамматический строй речи; способствовать формированию и совершенствованию умений и навыков свободного владения устной и письменной речью в основных видах речевой деятельности;

·        формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;

·        развивать навык комплексного анализа текста;

·        совершенствовать навыки работы над  сжатым изложением и сочинением-рассуждением.

Развивающие задачи курса:

·        развивать  потребность в речевом самосовершенствовании;

·        способствовать повышению   уровня  логического мышления;

·        совершенствовать навык работы с книгой (учебником, словарём, справочной литературой) другими источниками информации;

·        развивать умение применять алгоритм решения лингвистической задачи.

Воспитательные задачи курса:

·        воспитывать устойчивый интерес к изучению  русского языка;

·        воспитывать требовательность к себе, объективность в самооценке.

·        сознательное отношение к родному  языку  как важнейшему  средству социализации  и самореализации личности.

Место курса в учебном плане

Данный курс реализуется за счёт времени, отводимого на компонент школы, и предусматривает 34 учебных занятия: 1 час в неделю.  

 

Планируемые результаты

Главным результатом освоения курса является готовность учащихся к участию в ОГЭ. К концу данного курса учащиеся обобщают и закрепляют лексико-грамматический материал и отрабатывают определенные умения и навыки по всем разделам.

Личностные результаты.

Обучающийся научится:

·        понимать определяющую роль  русского языка, его значение в процессе получения школьного образования и самореализации личности;

·        понимать  роль слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей;

·        владеть словом и грамматическими  средствами для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

·        осмысленно осуществлять самооценку на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты.

Коммуникативные.

Обучающийся научится:

·        устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

·        учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·        аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

·        задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

·        осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

·        адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

·        с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Обучающийся получит возможность научиться:

·        устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

·        учитывать разные мнения  и интересы и обосновывать собственную позицию.

Регулятивные.

Обучающийся научится:

·        определять цели предстоящей учебной деятельности;

·        планировать последовательность действий и при необходимости изменять её;

·        осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;

·        самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

·        адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

Обучающийся получит возможность научиться:

·        самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

·        выбирать наиболее эффективные способы достижения цели;

·        основам саморегуляции (способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий).

Познавательные.

Обучающийся научится:

·        определять цели предстоящей учебной деятельности, 

·        искать и  извлекать информацию из различных источников, включая компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

·        владеть приёмами отбора  и систематизации материала на определённую тему;

·        понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

·        осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

·        преобразовывать, сохранять и передавать информацию,  полученную в результате чтения или аудирования;

·        осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

·        свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

·        владеть  разными видами чтения текстов (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим).

Обучающийся получит возможность научиться:

·        основам рефлексивного чтения;

·        делать умозаключения  и выводы на основе аргументации;

Предметные результаты.

Обучающийся научится:

·        осмысленно, с установкой на полное понимание содержания читать  тексты разных стилей;

·        воспринимать  на слух тексты разных стилей; владеть разными видами  аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

·        воспроизводить прочитанный  или прослушанный текст (в том числе аудиотекст) в соответствии с заданной коммуникативной задачей в  письменной форме;

·        создавать письменные тексты с учетом замысла  и ситуации общения;

·        свободно, правильно излагать свои мысли, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к прочитанному, услышанному, увиденному;

·        соблюдать  в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы современного русского литературного языка; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

·         работать над расширением словарного запаса;

·        осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; уметь находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

·         применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.

Обучающийся получит возможность научиться:

·        понимать, анализировать, оценивать явную и подтекстовую информацию в прочитанных и прослушанных  текстах, интерпретировать текст;

·        создавать письменное высказывание по заданной модели, соблюдая основные нормы русского литературного языка;

·        участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

·        осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

По окончании курса учащиеся должны знать:

·        основные орфографические и пунктуационные правила, ранее представлявшие определенную трудность;

·        алгоритм написания сжатого изложения.

·        алгоритм написания сочинения-рассуждения

По окончании курса учащиеся должны уметь:

·        использовать основные приемы информационной переработки текста;

·        свободно, правильно и  логично излагать свои мысли, соблюдая  нормы построения тек­ста  и основные  нормы русского литературного языка;

·        осуществлять речевой самоконтроль: находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и редактировать текст;

·        использовать основные словари, справочники, необходимые для совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности;

·        применять теоретические знания по разделам «Орфография» и «Пунктуация» на практике (как ранее известные, так и полученные на занятиях кружка);

·        применять алгоритм написания сжатого изложения;

·        уметь работать с текстами ОГЭ по русскому языку;

В ходе занятий учащиеся должны научиться:

·        работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания  и понимать его смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);

·        четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;

·        выполнять различные  типы тестовых заданий;

·        самостоятельно распределять время на выполнение заданий;

·        хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;

·        правильно отмечать в бланке вариант ответа;

·        создавать письменное высказывание по заданной модели, соблюдая основные нормы русского литературного языка (писать сжатое изложение и  сочинение части 3 экзаменационной работы)

·        применять полученные знания в учебных, социально-культурных ситуациях общения.

Содержание программы.

Раздел 1. Введение. Письменный экзамен по русскому языку, его особенности.  Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.

Раздел 2. Текстоведение.

 Текст как речевое произведение.  Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.

Чтение и аудирование текста. Виды аудирования: выборочное, ознакомительное,  детальное.  Виды чтения: просмотровое,  ознакомительное,  изучающее, поисковое. Основные этапы работы с текстом: предтекстовый,  текстовый и  послетекстовый.

Анализ текста. Смысловой анализ. Стилистический и типологический. Анализ средств связи предложений. Анализ средств выразительности. Основные выразительные средства языка: фонетические, словообразовательные,  лексические, морфологические, синтаксические. Тропы и фигуры речи.

Создание текста. Изложение. Виды изложений. Структура текста. План. Виды плана: назывной, вопросный, тезисный, цитатный. Сжатие текста. Приёмы сжатия исходного текста: исключение, обобщение, сочетание исключения и обобщения.  Основные средства связи предложений в тексте.

Создание текста. Сочинение-рассуждение. Анализ формулировки задания. Композиция сочинения-рассуждения на морально-этическую тему: тезис – аргументы – вывод. Как писать вступление  сочинения-рассуждения. Как писать основную часть сочинения. Требования к примерам, иллюстрирующим заявленную тему. О чём писать в заключении сочинения. Основные языковые средства оформления рассуждения. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Основные виды ошибок в письменных высказываниях. Рецензирование и редактирование творческой работы

Раздел 3. Орфография. Орфография как система обязательных норм письменной речи. Строение орфографических правил. Алгоритмы их применения.  Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне. Правописание согласных в корне слова. Гласные 0, Е (Ё) после шипящих и Ц.  Правописание чередующихся гласных. Правописание приставок. Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме приставки. Правописание приставок ПРЕ и ПРИ. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание суффиксов разных частей речи. Правописание Н, НН в разных частях речи. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания слов разных частей речи. Правописание производных предлогов.

Раздел 4. Пунктуация. Пунктуация как система обязательных норм письменной речи. Употребление тире в предложении. Двоеточие в предложении. Знаки препинания при обращении и прямой речи, оформлении цитат. Знаки препинания  в предложениях с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями. Употребление знаков препинания в предложениях с обособленными  членами. Сложное предложение: союзное и бессоюзное. Знаки препинания в сложном предложении.

Раздел 5. Итоговый контроль.  Тестирование.

Пробный тест в формате ОГЭ.

Тематическое планирование

Разделы

Кол-во часов

Формы контроля

1

Введение. Значение курса, его задачи.

1

Текущий  контроль: тренировочные упражнения

2

Текстоведение. Текст как речевое произведение.

2

Текущий  контроль: контрольно-тренировочные упражнения

Чтение и аудирование текста.

2

Текущий  контроль: контрольно-тренировочные упражнения

Анализ текста. Выполнение тестовых заданий

2

Текущий контроль: контрольно-тренировочные упражнения

Создание текста. Изложение.

4

Текущий контроль: написание изложения

Создание текста. Сочинение-рассуждение.

4

Текущий контроль: написание сочинения

3

Орфография

12

Текущий контроль: тестовые задания, практические работы

4

Пунктуация

7

Текущий контроль:  тестовые задания, практические работы

5

Итоговый контроль

2

Итоговая контрольная работа

 

Календарно-тематическое планирование курса «Секреты ОГЭ» по русскому языку

№ п/п

Дата проведения

Тема занятия

Форма занятия

Виды деятельности

Виды контроля

1

 

Вводное занятие.  Цели и задачи курса. Письменный экзамен по русскому языку, его особенности.

Урок-беседа

Ответы на вопросы, активное слушание

Выполнение заданий

Текст  как речевое произведение.

2

 

Текст и его признаки.

Урок-практикум

Ответы на вопросы, выполнение заданий

Самостоятельная работа

3

 

Микротема. Абзац.

Урок-практикум

Обработка материалов, формулирование выводов

Самостоятельная работа

Чтение и аудирование текста.

4

 

Виды чтения и аудирования. Основные этапы работы с текстом.

Урок-лекция

Активное слушание, выполнение заданий

Выполнение заданий

5

 

Практическая работа №1

Урок-практикум

Выполнение заданий

Самостоятельная работа

Анализ текста

6

 

Анализ текста: смысловой стилистический и типологический. Средства связи предложений в тексте.

Урок-практикум

Выполнение заданий, ответы на вопросы

Анализ текста

7

 

Основные выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи. Практическая работа № 2

Урок-исследование

Обработка материалов, формулирование выводов

Выполнение заданий

Создание текста. Изложение

8

 

Сжатое изложение. Главная и второстепенная информация в тексте.

Урок-исследование

Обработка материалов, формулирование выводов

Самостоятельная работа

9

 

Приёмы компрессии текста. Основные средства связи предложений в тексте.

Урок-исследование

Обработка материалов, формулирование выводов

Выполнение заданий

10

 

Обучение написанию сжатого изложения

Урок-практикум

Выполнение заданий

Сжатое изложение

 

 

Практическая работа № 3

Сжатое изложение.

 

 

 

Создание текста. Сочинение-рассуждение.

11

 

Рассуждение и его структура

Урок-лекция

Активное слушание, выполнение заданий

Построение рассуждений

 

 

Обучение написанию сочинения-рассуждения 9.3

Урок-практикум

 

 

12

 

Практическая работа № 4

Урок-практикум

Ответы на вопросы, активное слушание, выполнение заданий

Сочинение-рассуждение

13

 

Основные виды ошибок в письменных высказываниях. Практическая работа №  5

Урок-практикум

Выполнение заданий

Редактирование текстов

Орфография.

14

 

Строение орфографических правил. Алгоритмы их применения.  Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне. Правописание согласных.

Урок-практикум

Выполнение заданий

Тестирование

15

 

 

 

 

 

16

 

Гласные  0, Е (Ё) после шипящих и Ц.

Урок-практикум

Выполнение заданий

Тестирование

17

 

Правописание чередующихся гласных.

Урок-практикум

Выполнение заданий

Самостоятельная работа

18

 

Правописание неизменяемых приставок. Правописание приставок на з и с. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-

Урок-семинар

Устные сообщения, опорные записи

Проверочная работа

19

 

 

Урок-практикум

Выполнение заданий

Тестирование

20

 

Правописание личных окончаний глаголов.

Урок-практикум

Выполнение заданий

Проверочная работа

21

 

Правописание Н, НН в разных частях речи.

 

Урок-семинар

Устные сообщения, опорные записи

Тестирование

22

 

Правописание суффиксов разных частей речи

Урок-практикум

Выполнение заданий

Проверочная работа

23

 

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

 

Урок-семинар

Устные сообщения, опорные записи

Самостоятельная работа

24

 

Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания слов разных частей речи.

 

Урок-практикум

Выполнение заданий

Проверочная работа

 

 

25

 

Правописание производных предлогов.

 

Урок-практикум

Выполнение заданий

Тестирование

Пунктуация.

26

 

Пунктуация как система обязательных норм письменной речи (пунктуационная норма).

Употребление тире в простом и сложном предложении.

Урок-семинар

Устные сообщения, опорные записи

Проверочная работа

 

27

 

Употребление двоеточия  в простом и сложном предложении.

Урок-практикум

Выполнение заданий

Самостоятельная работа

28

 

Знаки препинания при обращении и прямой речи, оформлении цитат.

Урок-практикум

Выполнение заданий

Тестирование

29

 

Знаки препинания  в предложениях с однородными членами.

Урок-практикум

Выполнение заданий

Проверочная работа

30

 

Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями.

Урок-практикум

Выполнение заданий

Проверочная работа

31

 

Употребление знаков препинания в предложениях с обособленными  членами.

Урок-семинар

Устные сообщения, опорные записи

Проверочная работа

32

 

Сложное предложение: союзное и бессоюзное. Знаки препинания в сложном предложении.

Урок-практикум

Выполнение заданий

Проверочная работа

Итоговый контроль Тестирование.

33

 

Пробный тест в формате ОГЭ.

Урок-практикум

Выполнение заданий

Контрольная работа

34

 

Анализ ошибок.

Урок-практикум

Выполнение заданий

Выполнение заданий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература для учителя.

1.     Львова С.И. ГИА Русский язык. Сборник заданий. 9 класс.  –  М.: Эксмо, 2020

2.     Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/

Литература для учащихся.

1. Цыбулько И.П. ГИА. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты.


 

Скачано с www.znanio.ru

МКОУ Никитская основная школа

МКОУ Никитская основная школа

Пояснительная записка Рабочая программа кружка по русскому языку «Секреты

Пояснительная записка Рабочая программа кружка по русскому языку «Секреты

Кроме этого, данный курс направлен на организацию систематичной работы над пониманием текста и способами его выражения, а также практического применения полученных знаний и умений в…

Кроме этого, данный курс направлен на организацию систематичной работы над пониманием текста и способами его выражения, а также практического применения полученных знаний и умений в…

Воспитательные задачи курса: · воспитывать устойчивый интерес к изучению русского языка; · воспитывать требовательность к себе, объективность в самооценке

Воспитательные задачи курса: · воспитывать устойчивый интерес к изучению русского языка; · воспитывать требовательность к себе, объективность в самооценке

Обучающийся получит возможность научиться: · устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; · учитывать разные мнения и интересы и…

Обучающийся получит возможность научиться: · устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; · учитывать разные мнения и интересы и…

Обучающийся получит возможность научиться: · основам рефлексивного чтения; · делать умозаключения и выводы на основе аргументации;

Обучающийся получит возможность научиться: · основам рефлексивного чтения; · делать умозаключения и выводы на основе аргументации;

По окончании курса учащиеся должны уметь: · использовать основные приемы информационной переработки текста; · свободно, правильно и логично излагать свои мысли, соблюдая нормы построения тек­ста…

По окончании курса учащиеся должны уметь: · использовать основные приемы информационной переработки текста; · свободно, правильно и логично излагать свои мысли, соблюдая нормы построения тек­ста…

Основные этапы работы с текстом: предтекстовый, текстовый и послетекстовый

Основные этапы работы с текстом: предтекстовый, текстовый и послетекстовый

РазделыКол-во часовФормы контроля 1Введение

РазделыКол-во часовФормы контроля 1Введение

Самостоятельная работа 3

Самостоятельная работа 3

Практическая работа № 5

Практическая работа № 5

Употребление двоеточия в простом и сложном предложении

Употребление двоеточия в простом и сложном предложении

Литература для учителя. 1.

Литература для учителя. 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.11.2023