Рабочая программа кружка "Секреты ОГЭ"

  • docx
  • 20.11.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала КРУЖОК.docx

МКОУ Никитская основная школа

Сычевского района

Смоленской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

кружка по русскому языку

«Секреты ОГЭ»

 

 

Автор: Иванова Нина Нефедьевна,

учитель русского языка и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа кружка по русскому языку «Секреты ОГЭ»  разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 на основе:

·         учебного плана  МКОУ Никитской ОШ;

·         требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, примерной программы по русскому языку для 5-9 классов  (Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение, 2010);

·         с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».

Актуальность. В современном мире востребованы грамотные люди. Задача  школы – обеспечить языковое развитие учащихся, сформировать  коммуникативные умения и навыки,  научить  использовать язык в разных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета. Свободно и грамотно выражать свои мысли, создавать собственные высказывания, рассуждать на заданную тему – важнейшие навыки и умения, которыми должны обладать старшеклассники.

Программа кружка «Секреты ОГЭ» предназначена для учащихся 9 класса, готовящихся сдавать письменный экзамен по русскому языку.  Она помогает овладеть разнообразными  видами речевой деятельности, сформировать  навыки грамотного письма, учит применять приобретённые знания, умения и навыки на практике.

Значимость данного курса  заключается в том, что он открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования обучающихся. Он способствует практической подготовке к сдаче ОГЭ по русскому языку, к успешному прохождению итогового контроля по завершении основного  образования, призван помочь в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, так как грамотность – залог успешности человека. ОГЭ в 9 классе проверяет  умение писать сжатое изложение, используя различные способы компрессии текста, читать текст и анализировать его содержание, выполнять тестовые задания, проверяющие знания и умения в разных областях школьного курса русского языка, то есть выполнять комплексный  анализ  текста.
В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено недостаточное количество времени. Поэтому необходим специальный дополнительный курс, основной целью которого  является подготовка учащихся к новой форме сдачи экзамена (ОГЭ) и преодоление трудностей в изучении русского языка.
Кроме этого,  данный курс направлен на организацию систематичной работы над пониманием текста и способами его выражения, а также практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного монологического высказывания.

Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт написания сжатого изложения и сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Структура курса:

Программа включает 5 разделов:

1. Введение. Структура экзаменационной работы по русскому языку в формате ОГЭ. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.

2. Текстоведение. Текст как речевое произведение. Чтение и аудирование,  анализ и создание текста.

3. Орфография.

4. Пунктуация.

5.Тренировочные тесты в формате ОГЭ.

Программа кружка опирается на знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базового курса русского языка.

Основные формы организации кружковых занятий – урок-исследование, семинары и практические занятия. Формами контроля за достижениями учащихся служат письменные работы и тесты в формате ОГЭ.

Цель изучения курса.

Данная программа  нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подхода к обучению русскому языку; направлена на обеспечение качественной подготовки обучающихся  по предмету на основе обобщения и систематизации знаний и совершенствования различного вида компетенций по текстоведению, имеющих важнейшее значение для формирования коммуникативной личности и  подготовки  к успешному прохождению государственной итоговой аттестации.

Задачи изучения курса.

Образовательные задачи курса:

·        развивать речь обучающихся: обогащать их словарный запас, грамматический строй речи; способствовать формированию и совершенствованию умений и навыков свободного владения устной и письменной речью в основных видах речевой деятельности;

·        формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;

·        развивать навык комплексного анализа текста;

·        совершенствовать навыки работы над  сжатым изложением и сочинением-рассуждением.

Развивающие задачи курса:

·        развивать  потребность в речевом самосовершенствовании;

·        способствовать повышению   уровня  логического мышления;

·        совершенствовать навык работы с книгой (учебником, словарём, справочной литературой) другими источниками информации;

·        развивать умение применять алгоритм решения лингвистической задачи.

Воспитательные задачи курса:

·        воспитывать устойчивый интерес к изучению  русского языка;

·        воспитывать требовательность к себе, объективность в самооценке.

·        сознательное отношение к родному  языку  как важнейшему  средству социализации  и самореализации личности.

Место курса в учебном плане

Данный курс реализуется за счёт времени, отводимого на компонент школы, и предусматривает 34 учебных занятия: 1 час в неделю.  

 

Планируемые результаты

Главным результатом освоения курса является готовность учащихся к участию в ОГЭ. К концу данного курса учащиеся обобщают и закрепляют лексико-грамматический материал и отрабатывают определенные умения и навыки по всем разделам.

Личностные результаты.

Обучающийся научится:

·        понимать определяющую роль  русского языка, его значение в процессе получения школьного образования и самореализации личности;

·        понимать  роль слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей;

·        владеть словом и грамматическими  средствами для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

·        осмысленно осуществлять самооценку на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты.

Коммуникативные.

Обучающийся научится:

·        устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

·        учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·        аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

·        задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

·        осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

·        адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

·        с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Обучающийся получит возможность научиться:

·        устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

·        учитывать разные мнения  и интересы и обосновывать собственную позицию.

Регулятивные.

Обучающийся научится:

·        определять цели предстоящей учебной деятельности;

·        планировать последовательность действий и при необходимости изменять её;

·        осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;

·        самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

·        адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

Обучающийся получит возможность научиться:

·        самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

·        выбирать наиболее эффективные способы достижения цели;

·        основам саморегуляции (способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий).

Познавательные.

Обучающийся научится:

·        определять цели предстоящей учебной деятельности, 

·        искать и  извлекать информацию из различных источников, включая компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

·        владеть приёмами отбора  и систематизации материала на определённую тему;

·        понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

·        осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

·        преобразовывать, сохранять и передавать информацию,  полученную в результате чтения или аудирования;

·        осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

·        свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

·        владеть  разными видами чтения текстов (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим).

Обучающийся получит возможность научиться:

·        основам рефлексивного чтения;

·        делать умозаключения  и выводы на основе аргументации;

Предметные результаты.

Обучающийся научится:

·        осмысленно, с установкой на полное понимание содержания читать  тексты разных стилей;

·        воспринимать  на слух тексты разных стилей; владеть разными видами  аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

·        воспроизводить прочитанный  или прослушанный текст (в том числе аудиотекст) в соответствии с заданной коммуникативной задачей в  письменной форме;

·        создавать письменные тексты с учетом замысла  и ситуации общения;

·        свободно, правильно излагать свои мысли, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к прочитанному, услышанному, увиденному;

·        соблюдать  в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы современного русского литературного языка; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

·         работать над расширением словарного запаса;

·        осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; уметь находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

·         применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.

Обучающийся получит возможность научиться:

·        понимать, анализировать, оценивать явную и подтекстовую информацию в прочитанных и прослушанных  текстах, интерпретировать текст;

·        создавать письменное высказывание по заданной модели, соблюдая основные нормы русского литературного языка;

·        участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

·        осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

По окончании курса учащиеся должны знать:

·        основные орфографические и пунктуационные правила, ранее представлявшие определенную трудность;

·        алгоритм написания сжатого изложения.

·        алгоритм написания сочинения-рассуждения

По окончании курса учащиеся должны уметь:

·        использовать основные приемы информационной переработки текста;

·        свободно, правильно и  логично излагать свои мысли, соблюдая  нормы построения тек­ста  и основные  нормы русского литературного языка;

·        осуществлять речевой самоконтроль: находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и редактировать текст;

·        использовать основные словари, справочники, необходимые для совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности;

·        применять теоретические знания по разделам «Орфография» и «Пунктуация» на практике (как ранее известные, так и полученные на занятиях кружка);

·        применять алгоритм написания сжатого изложения;

·        уметь работать с текстами ОГЭ по русскому языку;

В ходе занятий учащиеся должны научиться:

·        работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания  и понимать его смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);

·        четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;

·        выполнять различные  типы тестовых заданий;

·        самостоятельно распределять время на выполнение заданий;

·        хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;

·        правильно отмечать в бланке вариант ответа;

·        создавать письменное высказывание по заданной модели, соблюдая основные нормы русского литературного языка (писать сжатое изложение и  сочинение части 3 экзаменационной работы)

·        применять полученные знания в учебных, социально-культурных ситуациях общения.

Содержание программы.

Раздел 1. Введение. Письменный экзамен по русскому языку, его особенности.  Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.

Раздел 2. Текстоведение.

 Текст как речевое произведение.  Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.

Чтение и аудирование текста. Виды аудирования: выборочное, ознакомительное,  детальное.  Виды чтения: просмотровое,  ознакомительное,  изучающее, поисковое. Основные этапы работы с текстом: предтекстовый,  текстовый и  послетекстовый.

Анализ текста. Смысловой анализ. Стилистический и типологический. Анализ средств связи предложений. Анализ средств выразительности. Основные выразительные средства языка: фонетические, словообразовательные,  лексические, морфологические, синтаксические. Тропы и фигуры речи.

Создание текста. Изложение. Виды изложений. Структура текста. План. Виды плана: назывной, вопросный, тезисный, цитатный. Сжатие текста. Приёмы сжатия исходного текста: исключение, обобщение, сочетание исключения и обобщения.  Основные средства связи предложений в тексте.

Создание текста. Сочинение-рассуждение. Анализ формулировки задания. Композиция сочинения-рассуждения на морально-этическую тему: тезис – аргументы – вывод. Как писать вступление  сочинения-рассуждения. Как писать основную часть сочинения. Требования к примерам, иллюстрирующим заявленную тему. О чём писать в заключении сочинения. Основные языковые средства оформления рассуждения. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Основные виды ошибок в письменных высказываниях. Рецензирование и редактирование творческой работы

Раздел 3. Орфография. Орфография как система обязательных норм письменной речи. Строение орфографических правил. Алгоритмы их применения.  Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне. Правописание согласных в корне слова. Гласные 0, Е (Ё) после шипящих и Ц.  Правописание чередующихся гласных. Правописание приставок. Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме приставки. Правописание приставок ПРЕ и ПРИ. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание суффиксов разных частей речи. Правописание Н, НН в разных частях речи. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания слов разных частей речи. Правописание производных предлогов.

Раздел 4. Пунктуация. Пунктуация как система обязательных норм письменной речи. Употребление тире в предложении. Двоеточие в предложении. Знаки препинания при обращении и прямой речи, оформлении цитат. Знаки препинания  в предложениях с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями. Употребление знаков препинания в предложениях с обособленными  членами. Сложное предложение: союзное и бессоюзное. Знаки препинания в сложном предложении.

Раздел 5. Итоговый контроль.  Тестирование.

Пробный тест в формате ОГЭ.

Тематическое планирование

Разделы

Кол-во часов

Формы контроля

1

Введение. Значение курса, его задачи.

1

Текущий  контроль: тренировочные упражнения

2

Текстоведение. Текст как речевое произведение.

2

Текущий  контроль: контрольно-тренировочные упражнения

Чтение и аудирование текста.

2

Текущий  контроль: контрольно-тренировочные упражнения

Анализ текста. Выполнение тестовых заданий

2

Текущий контроль: контрольно-тренировочные упражнения

Создание текста. Изложение.

4

Текущий контроль: написание изложения

Создание текста. Сочинение-рассуждение.

4

Текущий контроль: написание сочинения

3

Орфография

12

Текущий контроль: тестовые задания, практические работы

4

Пунктуация

7

Текущий контроль:  тестовые задания, практические работы

5

Итоговый контроль

2

Итоговая контрольная работа

 

Календарно-тематическое планирование курса «Секреты ОГЭ» по русскому языку

№ п/п

Дата проведения

Тема занятия

Форма занятия

Виды деятельности

Виды контроля

1

 

Вводное занятие.  Цели и задачи курса. Письменный экзамен по русскому языку, его особенности.

Урок-беседа

Ответы на вопросы, активное слушание

Выполнение заданий

Текст  как речевое произведение.

2

 

Текст и его признаки.

Урок-практикум

Ответы на вопросы, выполнение заданий

Самостоятельная работа

3

 

Микротема. Абзац.

Урок-практикум

Обработка материалов, формулирование выводов

Самостоятельная работа

Чтение и аудирование текста.

4

 

Виды чтения и аудирования. Основные этапы работы с текстом.

Урок-лекция

Активное слушание, выполнение заданий

Выполнение заданий

5

 

Практическая работа №1

Урок-практикум

Выполнение заданий

Самостоятельная работа

Анализ текста

6

 

Анализ текста: смысловой стилистический и типологический. Средства связи предложений в тексте.

Урок-практикум

Выполнение заданий, ответы на вопросы

Анализ текста

7

 

Основные выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи. Практическая работа № 2

Урок-исследование

Обработка материалов, формулирование выводов

Выполнение заданий

Создание текста. Изложение

8

 

Сжатое изложение. Главная и второстепенная информация в тексте.

Урок-исследование

Обработка материалов, формулирование выводов

Самостоятельная работа

9

 

Приёмы компрессии текста. Основные средства связи предложений в тексте.

Урок-исследование

Обработка материалов, формулирование выводов

Выполнение заданий

10

 

Обучение написанию сжатого изложения

Урок-практикум

Выполнение заданий

Сжатое изложение

 

 

Практическая работа № 3

Сжатое изложение.

 

 

 

Создание текста. Сочинение-рассуждение.

11

 

Рассуждение и его структура

Урок-лекция

Активное слушание, выполнение заданий

Построение рассуждений

 

 

Обучение написанию сочинения-рассуждения 9.3

Урок-практикум

 

 

12

 

Практическая работа № 4

Урок-практикум

Ответы на вопросы, активное слушание, выполнение заданий

Сочинение-рассуждение

13

 

Основные виды ошибок в письменных высказываниях. Практическая работа №  5

Урок-практикум

Выполнение заданий

Редактирование текстов

Орфография.

14

 

Строение орфографических правил. Алгоритмы их применения.  Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне. Правописание согласных.

Урок-практикум

Выполнение заданий

Тестирование

15

 

 

 

 

 

16

 

Гласные  0, Е (Ё) после шипящих и Ц.

Урок-практикум

Выполнение заданий

Тестирование

17

 

Правописание чередующихся гласных.

Урок-практикум

Выполнение заданий

Самостоятельная работа

18

 

Правописание неизменяемых приставок. Правописание приставок на з и с. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-

Урок-семинар

Устные сообщения, опорные записи

Проверочная работа

19

 

 

Урок-практикум

Выполнение заданий

Тестирование

20

 

Правописание личных окончаний глаголов.

Урок-практикум

Выполнение заданий

Проверочная работа

21

 

Правописание Н, НН в разных частях речи.

 

Урок-семинар

Устные сообщения, опорные записи

Тестирование

22

 

Правописание суффиксов разных частей речи

Урок-практикум

Выполнение заданий

Проверочная работа

23

 

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

 

Урок-семинар

Устные сообщения, опорные записи

Самостоятельная работа

24

 

Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания слов разных частей речи.

 

Урок-практикум

Выполнение заданий

Проверочная работа

 

 

25

 

Правописание производных предлогов.

 

Урок-практикум

Выполнение заданий

Тестирование

Пунктуация.

26

 

Пунктуация как система обязательных норм письменной речи (пунктуационная норма).

Употребление тире в простом и сложном предложении.

Урок-семинар

Устные сообщения, опорные записи

Проверочная работа

 

27

 

Употребление двоеточия  в простом и сложном предложении.

Урок-практикум

Выполнение заданий

Самостоятельная работа

28

 

Знаки препинания при обращении и прямой речи, оформлении цитат.

Урок-практикум

Выполнение заданий

Тестирование

29

 

Знаки препинания  в предложениях с однородными членами.

Урок-практикум

Выполнение заданий

Проверочная работа

30

 

Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями.

Урок-практикум

Выполнение заданий

Проверочная работа

31

 

Употребление знаков препинания в предложениях с обособленными  членами.

Урок-семинар

Устные сообщения, опорные записи

Проверочная работа

32

 

Сложное предложение: союзное и бессоюзное. Знаки препинания в сложном предложении.

Урок-практикум

Выполнение заданий

Проверочная работа

Итоговый контроль Тестирование.

33

 

Пробный тест в формате ОГЭ.

Урок-практикум

Выполнение заданий

Контрольная работа

34

 

Анализ ошибок.

Урок-практикум

Выполнение заданий

Выполнение заданий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература для учителя.

1.     Львова С.И. ГИА Русский язык. Сборник заданий. 9 класс.  –  М.: Эксмо, 2020

2.     Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/

Литература для учащихся.

1. Цыбулько И.П. ГИА. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты.


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также