МКОУ Никитская основная школа
Сычевского района
Смоленской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка по русскому языку
«Секреты ОГЭ»
Автор: Иванова Нина Нефедьевна,
учитель русского языка и литературы.
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка по русскому языку «Секреты ОГЭ» разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 на основе:
· учебного плана МКОУ Никитской ОШ;
· требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, примерной программы по русскому языку для 5-9 классов (Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение, 2010);
· с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».
Актуальность. В современном мире востребованы грамотные люди. Задача школы – обеспечить языковое развитие учащихся, сформировать коммуникативные умения и навыки, научить использовать язык в разных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета. Свободно и грамотно выражать свои мысли, создавать собственные высказывания, рассуждать на заданную тему – важнейшие навыки и умения, которыми должны обладать старшеклассники.
Программа кружка «Секреты ОГЭ» предназначена для учащихся 9 класса, готовящихся сдавать письменный экзамен по русскому языку. Она помогает овладеть разнообразными видами речевой деятельности, сформировать навыки грамотного письма, учит применять приобретённые знания, умения и навыки на практике.
Значимость
данного
курса заключается в том, что он открывает новые
возможности для углубления содержания лингвистического образования обучающихся.
Он способствует практической подготовке к сдаче ОГЭ по русскому языку, к
успешному прохождению итогового контроля по завершении основного
образования, призван помочь в дальнейшей учебной и профессиональной
деятельности, так как грамотность – залог успешности человека. ОГЭ в 9 классе проверяет умение писать
сжатое изложение, используя различные способы компрессии текста, читать текст и
анализировать его содержание, выполнять тестовые задания, проверяющие знания и
умения в разных областях школьного курса русского языка, то есть выполнять
комплексный анализ текста.
В программах основной школы по русскому языку на
отработку этих навыков отведено недостаточное количество времени. Поэтому
необходим специальный дополнительный курс, основной целью которого является
подготовка учащихся к новой форме сдачи экзамена (ОГЭ) и преодоление трудностей
в изучении русского языка.
Кроме этого, данный курс направлен на организацию систематичной работы
над пониманием текста и способами его выражения, а также практического применения
полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения
собственного монологического высказывания.
Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт написания сжатого изложения и сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Структура курса:
Программа включает 5 разделов:
1. Введение. Структура экзаменационной работы по русскому языку в формате ОГЭ. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.
2. Текстоведение. Текст как речевое произведение. Чтение и аудирование, анализ и создание текста.
3. Орфография.
4. Пунктуация.
5.Тренировочные тесты в формате ОГЭ.
Программа кружка опирается на знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базового курса русского языка.
Основные формы организации кружковых занятий – урок-исследование, семинары и практические занятия. Формами контроля за достижениями учащихся служат письменные работы и тесты в формате ОГЭ.
Цель изучения курса.
Данная программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подхода к обучению русскому языку; направлена на обеспечение качественной подготовки обучающихся по предмету на основе обобщения и систематизации знаний и совершенствования различного вида компетенций по текстоведению, имеющих важнейшее значение для формирования коммуникативной личности и подготовки к успешному прохождению государственной итоговой аттестации.
Задачи изучения курса.
Образовательные задачи курса:
· развивать речь обучающихся: обогащать их словарный запас, грамматический строй речи; способствовать формированию и совершенствованию умений и навыков свободного владения устной и письменной речью в основных видах речевой деятельности;
· формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
· развивать навык комплексного анализа текста;
· совершенствовать навыки работы над сжатым изложением и сочинением-рассуждением.
Развивающие задачи курса:
· развивать потребность в речевом самосовершенствовании;
· способствовать повышению уровня логического мышления;
· совершенствовать навык работы с книгой (учебником, словарём, справочной литературой) другими источниками информации;
· развивать умение применять алгоритм решения лингвистической задачи.
Воспитательные задачи курса:
· воспитывать устойчивый интерес к изучению русского языка;
· воспитывать требовательность к себе, объективность в самооценке.
· сознательное отношение к родному языку как важнейшему средству социализации и самореализации личности.
Место курса в учебном плане
Данный курс реализуется за счёт времени, отводимого на компонент школы, и предусматривает 34 учебных занятия: 1 час в неделю.
Планируемые результаты
Главным результатом освоения курса является готовность учащихся к участию в ОГЭ. К концу данного курса учащиеся обобщают и закрепляют лексико-грамматический материал и отрабатывают определенные умения и навыки по всем разделам.
Личностные результаты.
Обучающийся научится:
· понимать определяющую роль русского языка, его значение в процессе получения школьного образования и самореализации личности;
· понимать роль слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей;
· владеть словом и грамматическими средствами для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
· осмысленно осуществлять самооценку на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты.
Коммуникативные.
Обучающийся научится:
· устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
· осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
· с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Обучающийся получит возможность научиться:
· устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
· учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Регулятивные.
Обучающийся научится:
· определять цели предстоящей учебной деятельности;
· планировать последовательность действий и при необходимости изменять её;
· осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
· самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
· адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
Обучающийся получит возможность научиться:
· самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
· выбирать наиболее эффективные способы достижения цели;
· основам саморегуляции (способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий).
Познавательные.
Обучающийся научится:
· определять цели предстоящей учебной деятельности,
· искать и извлекать информацию из различных источников, включая компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
· владеть приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
· понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
· осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
· преобразовывать, сохранять и передавать информацию, полученную в результате чтения или аудирования;
· осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
· свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
· владеть разными видами чтения текстов (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим).
Обучающийся получит возможность научиться:
· основам рефлексивного чтения;
· делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
Предметные результаты.
Обучающийся научится:
· осмысленно, с установкой на полное понимание содержания читать тексты разных стилей;
· воспринимать на слух тексты разных стилей; владеть разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
· воспроизводить прочитанный или прослушанный текст (в том числе аудиотекст) в соответствии с заданной коммуникативной задачей в письменной форме;
· создавать письменные тексты с учетом замысла и ситуации общения;
· свободно, правильно излагать свои мысли, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к прочитанному, услышанному, увиденному;
· соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы современного русского литературного языка; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
· работать над расширением словарного запаса;
· осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; уметь находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
· применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.
Обучающийся получит возможность научиться:
· понимать, анализировать, оценивать явную и подтекстовую информацию в прочитанных и прослушанных текстах, интерпретировать текст;
· создавать письменное высказывание по заданной модели, соблюдая основные нормы русского литературного языка;
· участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
· осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
По окончании курса учащиеся должны знать:
· основные орфографические и пунктуационные правила, ранее представлявшие определенную трудность;
· алгоритм написания сжатого изложения.
· алгоритм написания сочинения-рассуждения
По окончании курса учащиеся должны уметь:
· использовать основные приемы информационной переработки текста;
· свободно, правильно и логично излагать свои мысли, соблюдая нормы построения текста и основные нормы русского литературного языка;
· осуществлять речевой самоконтроль: находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и редактировать текст;
· использовать основные словари, справочники, необходимые для совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности;
· применять теоретические знания по разделам «Орфография» и «Пунктуация» на практике (как ранее известные, так и полученные на занятиях кружка);
· применять алгоритм написания сжатого изложения;
· уметь работать с текстами ОГЭ по русскому языку;
В ходе занятий учащиеся должны научиться:
· работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать его смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
· четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;
· выполнять различные типы тестовых заданий;
· самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
· хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
· правильно отмечать в бланке вариант ответа;
· создавать письменное высказывание по заданной модели, соблюдая основные нормы русского литературного языка (писать сжатое изложение и сочинение части 3 экзаменационной работы)
· применять полученные знания в учебных, социально-культурных ситуациях общения.
Содержание программы.
Раздел 1. Введение. Письменный экзамен по русскому языку, его особенности. Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.
Раздел 2. Текстоведение.
Текст как речевое произведение. Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.
Чтение и аудирование текста. Виды аудирования: выборочное, ознакомительное, детальное. Виды чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее, поисковое. Основные этапы работы с текстом: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.
Анализ текста. Смысловой анализ. Стилистический и типологический. Анализ средств связи предложений. Анализ средств выразительности. Основные выразительные средства языка: фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические. Тропы и фигуры речи.
Создание текста. Изложение. Виды изложений. Структура текста. План. Виды плана: назывной, вопросный, тезисный, цитатный. Сжатие текста. Приёмы сжатия исходного текста: исключение, обобщение, сочетание исключения и обобщения. Основные средства связи предложений в тексте.
Создание текста. Сочинение-рассуждение. Анализ формулировки задания. Композиция сочинения-рассуждения на морально-этическую тему: тезис – аргументы – вывод. Как писать вступление сочинения-рассуждения. Как писать основную часть сочинения. Требования к примерам, иллюстрирующим заявленную тему. О чём писать в заключении сочинения. Основные языковые средства оформления рассуждения. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Основные виды ошибок в письменных высказываниях. Рецензирование и редактирование творческой работы
Раздел 3. Орфография. Орфография как система обязательных норм письменной речи. Строение орфографических правил. Алгоритмы их применения. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне. Правописание согласных в корне слова. Гласные 0, Е (Ё) после шипящих и Ц. Правописание чередующихся гласных. Правописание приставок. Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме приставки. Правописание приставок ПРЕ и ПРИ. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание суффиксов разных частей речи. Правописание Н, НН в разных частях речи. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания слов разных частей речи. Правописание производных предлогов.
Раздел 4. Пунктуация. Пунктуация как система обязательных норм письменной речи. Употребление тире в предложении. Двоеточие в предложении. Знаки препинания при обращении и прямой речи, оформлении цитат. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями. Употребление знаков препинания в предложениях с обособленными членами. Сложное предложение: союзное и бессоюзное. Знаки препинания в сложном предложении.
Раздел 5. Итоговый контроль. Тестирование.
Пробный тест в формате ОГЭ.
Тематическое планирование
№ |
Разделы |
Кол-во часов |
Формы контроля |
1 |
Введение. Значение курса, его задачи. |
1 |
Текущий контроль: тренировочные упражнения |
2 |
Текстоведение. Текст как речевое произведение. |
2 |
Текущий контроль: контрольно-тренировочные упражнения |
Чтение и аудирование текста. |
2 |
Текущий контроль: контрольно-тренировочные упражнения |
|
Анализ текста. Выполнение тестовых заданий |
2 |
Текущий контроль: контрольно-тренировочные упражнения |
|
Создание текста. Изложение. |
4 |
Текущий контроль: написание изложения |
|
Создание текста. Сочинение-рассуждение. |
4 |
Текущий контроль: написание сочинения |
|
3 |
Орфография |
12 |
Текущий контроль: тестовые задания, практические работы |
4 |
Пунктуация |
7 |
Текущий контроль: тестовые задания, практические работы |
5 |
Итоговый контроль |
2 |
Итоговая контрольная работа |
Календарно-тематическое планирование курса «Секреты ОГЭ» по русскому языку
№ п/п |
Дата проведения |
Тема занятия |
Форма занятия |
Виды деятельности |
Виды контроля |
1 |
|
Вводное занятие. Цели и задачи курса. Письменный экзамен по русскому языку, его особенности. |
Урок-беседа |
Ответы на вопросы, активное слушание |
Выполнение заданий |
Текст как речевое произведение. |
|||||
2 |
|
Текст и его признаки. |
Урок-практикум |
Ответы на вопросы, выполнение заданий |
Самостоятельная работа |
3 |
|
Микротема. Абзац. |
Урок-практикум |
Обработка материалов, формулирование выводов |
Самостоятельная работа |
Чтение и аудирование текста. |
|||||
4 |
|
Виды чтения и аудирования. Основные этапы работы с текстом. |
Урок-лекция |
Активное слушание, выполнение заданий |
Выполнение заданий |
5 |
|
Практическая работа №1 |
Урок-практикум |
Выполнение заданий |
Самостоятельная работа |
Анализ текста |
|||||
6 |
|
Анализ текста: смысловой стилистический и типологический. Средства связи предложений в тексте. |
Урок-практикум |
Выполнение заданий, ответы на вопросы |
Анализ текста |
7 |
|
Основные выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи. Практическая работа № 2 |
Урок-исследование |
Обработка материалов, формулирование выводов |
Выполнение заданий |
Создание текста. Изложение |
|||||
8 |
|
Сжатое изложение. Главная и второстепенная информация в тексте. |
Урок-исследование |
Обработка материалов, формулирование выводов |
Самостоятельная работа |
9 |
|
Приёмы компрессии текста. Основные средства связи предложений в тексте. |
Урок-исследование |
Обработка материалов, формулирование выводов |
Выполнение заданий |
10 |
|
Обучение написанию сжатого изложения |
Урок-практикум |
Выполнение заданий |
Сжатое изложение |
|
|
Практическая работа № 3 Сжатое изложение. |
|
|
|
Создание текста. Сочинение-рассуждение. |
|||||
11 |
|
Рассуждение и его структура |
Урок-лекция |
Активное слушание, выполнение заданий |
Построение рассуждений |
|
|
Обучение написанию сочинения-рассуждения 9.3 |
Урок-практикум |
|
|
12 |
|
Практическая работа № 4 |
Урок-практикум |
Ответы на вопросы, активное слушание, выполнение заданий |
Сочинение-рассуждение |
13 |
|
Основные виды ошибок в письменных высказываниях. Практическая работа № 5 |
Урок-практикум |
Выполнение заданий |
Редактирование текстов |
Орфография. |
|||||
14 |
|
Строение орфографических правил. Алгоритмы их применения. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне. Правописание согласных. |
Урок-практикум |
Выполнение заданий |
Тестирование |
15 |
|
|
|
|
|
16 |
|
Гласные 0, Е (Ё) после шипящих и Ц. |
Урок-практикум |
Выполнение заданий |
Тестирование |
17 |
|
Правописание чередующихся гласных. |
Урок-практикум |
Выполнение заданий |
Самостоятельная работа |
18 |
|
Правописание неизменяемых приставок. Правописание приставок на з и с. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- |
Урок-семинар |
Устные сообщения, опорные записи |
Проверочная работа |
19 |
|
|
Урок-практикум |
Выполнение заданий |
Тестирование |
20 |
|
Правописание личных окончаний глаголов. |
Урок-практикум |
Выполнение заданий |
Проверочная работа |
21 |
|
Правописание Н, НН в разных частях речи.
|
Урок-семинар |
Устные сообщения, опорные записи |
Тестирование |
22 |
|
Правописание суффиксов разных частей речи |
Урок-практикум |
Выполнение заданий |
Проверочная работа |
23 |
|
Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.
|
Урок-семинар |
Устные сообщения, опорные записи |
Самостоятельная работа |
24 |
|
Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания слов разных частей речи.
|
Урок-практикум |
Выполнение заданий |
Проверочная работа
|
25 |
|
Правописание производных предлогов.
|
Урок-практикум |
Выполнение заданий |
Тестирование |
Пунктуация. |
|||||
26 |
|
Пунктуация как система обязательных норм письменной речи (пунктуационная норма). Употребление тире в простом и сложном предложении. |
Урок-семинар |
Устные сообщения, опорные записи |
Проверочная работа
|
27 |
|
Употребление двоеточия в простом и сложном предложении. |
Урок-практикум |
Выполнение заданий |
Самостоятельная работа |
28 |
|
Знаки препинания при обращении и прямой речи, оформлении цитат. |
Урок-практикум |
Выполнение заданий |
Тестирование |
29 |
|
Знаки препинания в предложениях с однородными членами. |
Урок-практикум |
Выполнение заданий |
Проверочная работа |
30 |
|
Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями. |
Урок-практикум |
Выполнение заданий |
Проверочная работа |
31 |
|
Употребление знаков препинания в предложениях с обособленными членами. |
Урок-семинар |
Устные сообщения, опорные записи |
Проверочная работа |
32 |
|
Сложное предложение: союзное и бессоюзное. Знаки препинания в сложном предложении. |
Урок-практикум |
Выполнение заданий |
Проверочная работа |
Итоговый контроль Тестирование. |
|||||
33 |
|
Пробный тест в формате ОГЭ. |
Урок-практикум |
Выполнение заданий |
Контрольная работа |
34 |
|
Анализ ошибок. |
Урок-практикум |
Выполнение заданий |
Выполнение заданий |
Литература для учителя.
1. Львова С.И. ГИА Русский язык. Сборник заданий. 9 класс. – М.: Эксмо, 2020
2. Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
Литература для учащихся.
1. Цыбулько И.П. ГИА. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.