МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Челябинская область
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 90»
Структурное подразделение-отделение «Основная общеобразовательная школа № 17»
Златоустовского городского округа
456206 г. Златоуст, ул. им. П.П. Аносова, 129, телефон/факс 62-20-24,
e-mail: zlatschool-17@yandex.ru
|
|
УТВЕРЖДЕНО:
Директор МАОУ СОШ № 90 Воробьева А.Л.____________ ФИО
Приказ от «____»______ 2023 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка внеурочной деятельности «Экология»
для обучающихся 1-4 классов
Составил:
Карпинская Марина Анатольевна,
учитель 1-Д класса
г. Златоуст
2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной школы и рассчитана на 135 занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кружка «Экология» основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии по программе «Окружающий мир» и дополнительных сведений научного энциклопедического характера.
Актуальность
кружка «Экология» заключается в том, что современное экологическое образование
подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный
на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего
поколения История человечества неразрывно связана с историей природы. На
современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком
выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не
научаться бережно относиться к природе они погубят себя. А для этого надо
воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать
экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это
время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные
убеждения.
Без воды, почвы, воздуха жизнь на Земле не была бы возможна.
Трудно представить, чтобы все это вдруг исчезло, как случилось со многими
видами растений и животных. Однако каждый должен помнить, что и вода, и почва,
и воздух могут поменять свое качество. Люди в результате производственной
деятельности способны сильно ухудшить состояние всех этих важнейших составных
природы.
Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой.
Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружаемому его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.
Нужно задуматься о том, как же сохранить эту планету ее биосферу такой, в которой люди могли бы существовать, условия которой оставались хоть мало-мальски пригодными для их жизни. А еще лучше, как сохранить эту биосферу в том же виде, который дает возможность не существовать, а жить человечеству долго и счастливо.
Чтобы преодолеть духовное отчуждение от жизни земной природы, детям необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, в людях, творениях рук человеческих.
Цель
кружка– освоить основные понятия и закономерности экологии и применять эти
знания при рассмотрении природных явлений. Кроме того, нужно научить детей смотреть
на природу глазами эколога, и не занимаясь экологией, понимать суть окружающих
нас явлений. Ответственное отношение к природе – сложная характеристика
личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека,
проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов
природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и
охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в
борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.
Условием такого обучения и воспитания выступает организация
взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической
деятельности учащихся,
направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.
Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей
среде является нравственная забота о будущих поколениях.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в
единстве следующих задач:
образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах, учить овладевать методами практической работы экологической направленности, обучать методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации современности и пути их разрешения;
воспитательных - формирование мотивов, потребностей
и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности,
здорового образа жизни;
развивающих - развитие системы интеллектуальных и
практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей
среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране
окружающей среды.
Программа кружка призвана решить следующие задачи:
- расширение экологических представлений учащихся школы, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;
- углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий;
- обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды микрорайона, района, родной Кубани;
В целом эта программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал знаний о природе, обеспечит более надежные основы экологической ответственности учащихся начальной школы.
В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению, к самим себе. Дети начинают также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений, их деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиций законов, принятых в обществе.
Основными формами и методами обучения являются беседы, практикумы, экскурсии, опыты, мониторинг, поисковая и исследовательская деятельность.
Исходя из того, что экологическое воспитание должно включать в себя краеведение и необходимость вести с детьми природоохранительную работу, поэтому нужно ввести в программу изучение экологической обстановки края.
Содержание программы
1 класс
1 класс – 33ч. ( 14 - аудиторных, 19 – внеуадиторных)
Введение
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса.
1. Тайны за горизонтом 4ч.
Географические открытия в древности. Небосвод. Перемещение солнца на небосводе. Представление о форме Земли в древности. Земной шар. Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе.
2. Загадка смены времен года 6ч.
Вращение Земли вокруг своей оси. Движение солнца над горизонтом. Сутки, определение частей суток по разной деятельности. Загадки. Год и времена года. Названия месяцев на Руси. История происхождения названий дней недели.
3. Тайны круговорота веществ в природе 4 ч.
Круговорот веществ в природе. Живая и неживая природа. Цепи питания. Обитатели почвы.
4. Загадки круговорота воды в природе 5ч.
Загадки о состояниях воды. Наблюдение в природе за водой. Природа дождевого облака. Природа снежного облака
5. Загадки под водой и под землей 3ч.
Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара. Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Жизнь в темных глубинах океана.
6. Загадки растений 3ч.
Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. Сказка о цветке-недотроге. Образование плода. Многообразие плодов.
7. Планета насекомых 4ч.(5ч. -2 класс)
Разнообразие и многочисленность насекомых, их. роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек-титан - самый крупный жук. Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка. Охрана насекомых.
8. Что такое НЛО? 1ч.
Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.
Заключение 1ч. Что мы узнали и чему научились за год.
Предполагаемые результаты
Показателями высокой экологической культуры детей первого года обучения следует считать:
- интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания («веселый», «грустный», «здоровый», «обеспокоенный» и т.д.);
- желание наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, мини-сочинений;
- проявление заботы о личной гигиене;
- потребность в физической активности;
- желание заботиться о своем именном дереве, домашнем питомце;
- желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;
- стремление следовать правилам поведения на природе и в обществе;
- попытка оценивать свое поведение.
В течение второго года обучения дети подробнее знакомятся с природным лесом как домом диких растений и животных.
Продолжают изучение воздуха и во время тренировочных прогулок определять, где самый чистый и где самый грязный воздух, снег в микрорайонах города.
Изготовление (самостоятельно) кормушек из бытового мусора (пакеты из-под молока, чая…).
В третьем классе образовательное пространство еще более расширяется. Изучение взаимосвязей между растениям и животными между собой в лесу, на лугу, в водоеме.
Формирование знаний ребенка об окружающем мире и новому взгляду на место и роль человека на Земле, системы нравственных ценностей, активной личной позиции.
Дети изучают свою родословную в пяти поколениях, а также историю своего родного края.
В четвертом классе дети изучают социальное окружение, изучая глубже свою родословную, природные и культурные объекты республики.
Изучают экологические законы, которые помогают формировать представление о природном равновесии и роли человека в его сохранении.
Строить взаимоотношения со своим окружением дети стараются в соответствии с кодексом чести юного эколога, который попытаемся разработать сами.
Формы и виды контроля
Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся:
- самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы;
- игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей;
- тематические выставки способствуют развитию творческого потенциала;
- участие в круглых столах развивает умение вести предметный диалог, доказывать свою точку зрения;
- работа над проектами способствует глубокому погружению в суть проблем, развивает научный подход к изучаемому материалу
- составление загадок, кроссвордов, ребусов развивает детальное представление предметов и явлений природы.
Контроль за выполнением программы курса осуществляется в виде тестовых заданий и защиты исследовательских работ
Методические рекомендации
Для экологических исследований используются различные методы. Поскольку экологам приходится изучать как сами организмы, так и их группировки, а кроме того, еще и окружающую среду.
Большое значение приобретают современные дистанционные методы: телеслежение, видеослежение за животным и растительным миром.
Для правильного подхода к явлениям природы, для выбора правильного пути и метода работы необходимо ясно представлять себе границы биологических наук и особенности экологических исследований.
Для учащихся 1–4 классов наиболее значимыми видами деятельности признаются игровая и учебная, причем переход от игровой к учебной деятельности и целостное формирование последней.
На
первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и
корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные
ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений
и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с
помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся,
стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.
На этапе формирования экологической проблемы
особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную
деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на
выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование
проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции
изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность
дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к
проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску
возможностей их решения.
На этапе теоретического обоснования способов
гармонического воздействия общества и природы учитель
обращается к рассказу , который позволяет представить научные основы
охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального,
регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует
моделирование экологических ситуаций нравственного
выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные
ориентации, развивают интересы и потребности школьников.
Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний
творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п).
Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей предмета.
Одной из форм организации учебного процесса является экскурсия. Поэтому необходимо во время экскурсий дать детям экологические знания и привить нормы экологического поведения.
При реализации программы
целесообразно:
– Применять образовательные технологии: развивающее обучение. проблемное
обучение, исследовательские, проектные методы обучения,
технология игрового обучения, обучение в сотрудничестве (групповая
работа),здоровьесберегающие технологии.
– Учебный материал максимально адаптировать соответственно возрасту и уровню
подготовки учащихся.
– Содержание материала основывается на дополнительной литературе
энциклопедического характера.
– Используя разнообразные методы обучения, обратить внимание на выявление
творческих способностей детей и предоставить им максимальную возможность для их
реализации.
– Домашние задания предусматриваются исключительно в виде творческих работ.
Стремясь вызвать у школьников эмоциональные реакции, показать
непривлекательность безответственных действий, учитель использует
пример и поощрение. Наказание - это крайняя, исключительная мера воздействия на
учащихся. Если данные методы воспитания будут
использоваться на нужном этапе обучения, с учетом психологической
подготовленности учеников и с учетом природных условий, то учитель может
сформировать экологически грамотную и воспитанную личность
Учебно-тематический план программы
№ |
Наименование разделов, блоков, тем
|
Всего, час
|
Количество часов |
Характеристика деятельности обучающихся
|
|
|
Аудитор ные |
Внеауди торные |
|||
|
Введение |
1 |
1 |
|
|
1 |
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса.
|
|
|
|
Коллективная игра «Предполагаем, анализируем, делаем выводы». |
1. |
Тайны за горизонтом |
4 |
2 |
2 |
|
2 |
Географические открытия в древности. Небосвод. |
|
|
1 |
Экскурс в историю географичес-ких открытий мини-семинар по результатам экскурсии «Самый наблюдательный». |
3 |
Перемещение солнца на небосводе. |
|
1 |
|
Игры на свежем воздухе. Научить детей играть в различные игры, не причиняя природе вреда. |
4 |
Представление о форме Земли в древности. Земной шар. |
|
2 |
|
Изготовление модели Земли из цветного пластилина
|
5 |
Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе.
|
|
|
2 |
Практические работы с глобусом. Заочная экскурсия по материкам и океанам Находить и показывать территорию России, её государственную границу на карте. |
2 |
Загадка смены времен года |
6 |
2 |
4 |
|
6 |
Вращение Земли вокруг своей оси. |
|
|
1 |
Заочная экскурсия в обсерваторию |
7 |
Движение солнца над горизонтом. |
|
|
2 |
Игра: легенды и сказки о Солнце, их инсценировка. |
8 |
Сутки, определение частей суток по разной деятельнос-ти. |
|
|
3 |
Проектная деятельность Составление режима дня |
9 |
Загадки. Год и времена года. |
|
|
4 |
Круглый стол |
10 |
Названия месяцев на Руси. |
|
1 |
|
Викторина. Дети угадывают, о каком месяце идет речь, пытаются дать свое определение |
11 |
История происхождения названий дней недели. |
|
2 |
|
Составить название дней недели из букв разрезной азбуки |
3 |
Тайны круговорота веществ в природе |
4 |
2 |
2 |
|
12 |
Круговорот веществ в природе. |
|
1 |
|
Просмотр учебного фильма |
13 |
Живая и неживая природа. |
|
|
1 |
Ведут наблюдения за объектами природы и фиксируют свои наблюдения в календаре природы. |
14 |
Цепи питания. |
|
2 |
|
Изучение детьми «цепи питания», показать изменения природы путем наблюдения. |
15 |
Обитатели почвы. |
|
|
2 |
Экскурсия в природу. Наблюдение за обитателями почвы. Продолжение изучения детьми игр, которые не наносят вред природе; изучение знаков, норм и правил поведения в природе. |
4 |
Загадки круговорота воды в природе |
4 |
1 |
3 |
|
16 |
Загадки о состояниях воды. |
|
1 |
|
Дети учатся составлять свои загадки |
17 |
Наблюдение в природе за водой |
|
|
1 |
Знакомство детей с понятием «вода», показать роль воды в природе, необходимость бережного отношения к ней. |
18 |
Природа дождевого облака |
|
|
2 |
Показать выставку детских рисунков, посвященных воде и тому, как человек использует воду |
19 |
Природа снежного облака |
|
|
3 |
Учимся рисовать снежинки, оформление выставки |
5 |
Загадки под водой и под землей |
5 |
3 |
2 |
|
20 |
Как изучают подводный мир. |
|
|
1 |
Просмотр учебного фильма |
21 |
Киты, дельфины, акулы. |
|
1 |
|
Рисунки детей по теме занятия |
22 |
История открытия гигантского кальмара. |
|
2 |
|
Конкурс рисунков обитателей океанов |
23 |
Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». |
|
3 |
|
Рисунки детей по теме занятия |
24 |
Жизнь в темных глубинах океана. |
|
|
2 |
Просмотр учебного фильма |
6 |
Загадки растений |
3 |
1 |
2 |
|
25 |
Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. |
|
|
1 |
Опытно- исследовательская работа: потребность комнатных растений в воде, свете, тепле.
|
26 |
Сказка о цветке-недотроге. |
|
|
2
|
Ролевая игра. |
27 |
Образование плода. Многообразие плодов. |
|
1 |
|
Просмотр учебного фильма |
7 |
Планета насекомых |
4 |
2 |
2 |
|
28 |
Разнообразие и многочисленность насекомых, их. роль в природе и жизни человека. |
|
|
1 |
Предложить детям посмотреть вокруг, прислушаться, потрогать, понюхать, присмотреться к насекомым; прислушаться к звукам: щебету птиц, гулу машин недалеко от школы, т.е. почувствовать красоту природы, говоря о своих ощущениях. |
29 |
Жуки. Дровосек-титан - самый крупный жук. |
|
1 |
|
Выполнение зарисовок |
30 |
Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка. |
|
2 |
|
Выполнение зарисовок |
31 |
Охрана насекомых. |
|
|
2 |
Проектная работа |
8 |
Что такое НЛО? |
1 |
|
1 |
|
32 |
Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения. |
|
|
|
Круглый стол. |
|
Заключение |
1 |
|
1 |
|
33 |
Что мы узнали и чему научились за год.
|
|
|
|
Привлечь внимание детей к тому, что хозяйственная деятельность людей влияет на качество воды, почвы, воздуха. Показать, что природа – основной источник достатка и благополучия людей, что человек не может сделать материалы лучше тех, что созданы природой. |
|
Итого |
33 |
14 |
19 |
|
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ п/п
|
Тема урока
|
Кол-во часов |
Дата изучения
|
Электронные цифровые образовательные ресурсы |
1 |
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. |
1 |
04.09 |
https://m.edsoo.ru |
2 |
Географические открытия в древности. Небосвод. |
1 |
11.09 |
http://windows.edu/ru |
3 |
Перемещение солнца на небосводе. |
1 |
18.09 |
http://www.edu.ru |
4 |
Представление о форме Земли в древности. Земной шар. |
1 |
25.09 |
https://m.edsoo.ru |
5 |
Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе. |
1 |
02.10 |
http://windows.edu/ru |
6 |
Вращение Земли вокруг своей оси. |
1 |
09.10 |
http://www.edu.ru |
7 |
Движение солнца над горизонтом. |
1 |
16.10 |
https://m.edsoo.ru |
8 |
Сутки, определение частей суток по разной деятельнос-ти. |
1 |
23.10 |
http://windows.edu/ru |
9 |
Загадки. Год и времена года. |
1 |
13.11 |
http://www.edu.ru |
10 |
Названия месяцев на Руси. |
1 |
20.11 |
https://m.edsoo.ru |
11 |
История происхождения названий дней недели. |
1 |
27.11 |
http://windows.edu/ru |
12 |
Круговорот веществ в природе. |
1 |
04.12 |
http://www.edu.ru |
13 |
Живая и неживая природа. |
1 |
11.12 |
https://m.edsoo.ru |
14 |
Цепи питания. |
1 |
18.12 |
https://m.edsoo.ru |
15 |
Обитатели почвы. |
1 |
25.12 |
http://windows.edu/ru |
16 |
Загадки о состояниях воды. |
1 |
08.01 |
http://www.edu.ru |
17 |
Наблюдение в природе за водой |
1 |
15.01 |
https://m.edsoo.ru |
18 |
Природа дождевого облака |
1 |
22.01 |
http://windows.edu/ru |
19 |
Природа снежного облака |
1 |
29.01 |
http://www.edu.ru |
20 |
Как изучают подводный мир. |
1 |
05.02 |
https://m.edsoo.ru |
21 |
Киты, дельфины, акулы. |
1 |
12.02 |
http://windows.edu/ru |
22 |
История открытия гигантского кальмара. |
1 |
26.02 |
http://www.edu.ru |
23 |
Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». |
1 |
04.03 |
https://m.edsoo.ru |
24 |
Жизнь в темных глубинах океана. |
1 |
11.03 |
http://windows.edu/ru |
25 |
Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. |
1 |
18.03 |
http://www.edu.ru |
26 |
Сказка о цветке-недотроге. |
1 |
01.04 |
https://m.edsoo.ru |
27 |
Образование плода. Многообразие плодов. |
1 |
08.04 |
https://m.edsoo.ru |
28 |
Разнообразие и многочисленность насекомых, их. роль в природе и жизни человека. |
1 |
15.04 |
http://windows.edu/ru |
29 |
Жуки. Дровосек-титан - самый крупный жук. |
1 |
22.04 |
http://www.edu.ru |
30 |
Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка. |
1 |
29.04 |
https://m.edsoo.ru |
31 |
Охрана насекомых. |
1 |
06.05 |
http://windows.edu/ru |
32 |
Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения. |
1 |
13.05 |
http://www.edu.ru |
33 |
Что мы узнали и чему научились за год.
|
1 |
20.05 |
https://m.edsoo.ru |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
33 |
|
Описание материально-технического обеспечения программы
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)*
Литература для детей
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.- изд. Детство-пресс, 2004.
Давыдова Г.Г., Корепанова М.В. Познаю себя.- Волгоград, 1999.
Зайцев Г. Уроки Айболита.- изд. : Акцент,1996.
Козлова С., Князева О. Мой организм.- М.: Владос, 2001.
Люцис К. Растительный мир в картинках.-М.: Владос, 2004.
Неволина Е. Большая книга животных.- М.: ОЛМА ПРЕСС «Звездный мир», 2003
Тамбиев А. Экологическая азбука для детей. Животные.- М.: Школьная пресса, 2000.
Шорыгина Т.А. Деревья. Какие они?-М.: Гном и Д, 2001.
Шорыгина Т.А. Домашние животные. Какие они?-М.: Гном и Д, 2002.
Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу?-М.: Гном и Д, 2000.
Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году?-М.: Гном и Д, 2002.
Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они?-М.: Гном и Д, 2001.
Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они?- М.: Гном и Д, 2000.
Шорыгина Т.А. Фрукты. Какие они?- М.: Гном и Д, 2003.
Шорыгина Т.А. Цветы. Какие они?- М.: Гном и Д, 2001.
Шорыгина Т.А. Экологические сказки для малышей.- М.: Прометей,2003.
Я познаю мир: Дет. энцикл.: экология, география, животные, медицина, растения.-М.: Издательство АСТ, 1997.
Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием). Детская справочная литература (справочники, атласы, энциклопедии) об окружающем мире. Методическая литература для учителя |
Подборка журналов, других материалов из различных средств массовой информации по данному направлению деятельности обучающихся.
Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием).
Детская справочная литература
(справочники, атласы, энциклопедии) об окружающем мире.
Методическая литература для учителя.
1.100 великих загадок
живой природы/Автор-сост. Н.Н.Непомнящий. – М.: Вече, 2007.
2. Атлас родной природы (серия книг): Учебное пособие для школьников младших и
средних классов. – М.: Эгмонт Россия, 2002.
3. Белицкая Н.Г. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. – М.:
Айрис-пресс, 2007.
4. Дмитриева О.И., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий
мир». – М.: ВАКО, 2006.
5. Зотов В.В. Лесная азбука. – М.: «Орбита-М», 2005.
6. Зотов В.В. Лесная мозаика. – М.: Просвещение, 1993.
7. Красная книга Российской Федерации. – М., 2001.
8. Книга природы: Рассказы/Сост. Ю.Дмитриев. – М.: Дет. лит., 1990.
9. Книга рекордов Гиннеса 2001: Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство АСТ»,
2001.
10. Мир живой природы/ Под ред. Т.Ниловой. – М.: «АСТ-Пресс», 2000.
11. Рубинштейн Н.Р. Рекорды животных. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
12. Экология России. Хрестоматия. – М., 1995.
Печатные пособия
1. Таблицы обществоведческого содержания в соответствии с программой.
2. Портреты выдающихся людей России, Кубани (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.)
3. Географические и исторические настенные карты.
4. Атлас географических и исторических карт.
5. Репродукции произведений искусства, произведения декоративно-прикладного искусства.
Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.