РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка внеурочной деятельности «Экология» для обучающихся 1-4 классов
Оценка 4.9

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка внеурочной деятельности «Экология» для обучающихся 1-4 классов

Оценка 4.9
doc
20.10.2023
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  кружка внеурочной деятельности «Экология» для обучающихся 1-4 классов
КТП экология.doc

 

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Челябинская область

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 90»

Структурное подразделение-отделение «Основная общеобразовательная школа № 17»

Златоустовского городского округа

456206 г. Златоуст, ул. им. П.П. Аносова, 129, телефон/факс 62-20-24,

 

 

 

 

 

           УТВЕРЖДЕНО:

 

Директор МАОУ СОШ № 90

Воробьева А.Л.____________

                                  ФИО

 

Приказ от «____»______ 2023 г.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

кружка внеурочной деятельности «Экология»

для обучающихся 1-4 классов

 

 

 

 

 

 

                                                                                    Составил:

                                                                                        Карпинская Марина Анатольевна,

                                                                учитель 1-Д класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Златоуст

2023‌​

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

            Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной   школы и рассчитана  на 135  занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кружка «Экология» основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии по программе «Окружающий мир» и дополнительных сведений научного энциклопедического характера.

Актуальность кружка «Экология» заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения  История человечества неразрывно связана с историей природы.  На современном этапе вопросы традиционного  взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.  И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в  дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
             Без воды, почвы, воздуха жизнь на Земле не была бы возможна. Трудно представить, чтобы все это вдруг исчезло, как случилось со многими видами растений и животных. Однако каждый должен помнить, что и вода, и почва, и воздух могут поменять свое качество. Люди в результате производственной деятельности способны сильно ухудшить состояние всех этих важнейших составных природы.

            Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой.

            Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружаемому его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.

            Нужно задуматься о том, как же сохранить эту планету ее биосферу такой, в которой люди могли бы существовать, условия которой оставались хоть мало-мальски пригодными для их жизни. А еще лучше, как сохранить эту биосферу в том же виде, который дает возможность не существовать, а жить человечеству долго и счастливо.

            Чтобы преодолеть духовное отчуждение от жизни земной природы, детям необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, в людях, творениях рук человеческих.

                        Цель кружка– освоить основные понятия и закономерности экологии и применять эти знания при рассмотрении природных явлений. Кроме того, нужно научить детей смотреть на природу глазами эколога, и не занимаясь экологией, понимать суть окружающих нас явлений. Ответственное отношение к природе – сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования,  в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды,  пропаганде идей правильного природопользования,  в борьбе со всем,  что губительно отражается на окружающей природе.
   Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся,
направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.
   Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих  поколениях.
   Цель экологического воспитания достигается по мере  решения в единстве следующих задач:

образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах, учить овладевать методами практической работы экологической направленности, обучать методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации современности и пути их разрешения;

воспитательных - формирование  мотивов,  потребностей  и привычек экологически целесообразного поведения  и деятельности,  здорового образа жизни;
развивающих  - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению,  оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды. 
           Программа  кружка призвана решить следующие задачи:

- расширение экологических представлений учащихся школы, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;

- углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий;

- обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды микрорайона, района, родной Кубани;

В целом эта программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал знаний о природе, обеспечит более надежные основы экологической ответственности учащихся начальной школы.

            В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению, к самим себе. Дети начинают также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений, их деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиций законов, принятых  в обществе.

Основными формами и методами обучения являются беседы, практикумы, экскурсии, опыты, мониторинг, поисковая и исследовательская деятельность.

Исходя из того, что экологическое воспитание должно включать в себя краеведение и необходимость вести с детьми природоохранительную работу, поэтому нужно ввести в программу изучение экологической обстановки края.

Содержание программы

 

1 класс

 

1 класс – 33ч. ( 14 - аудиторных, 19 – внеуадиторных)

Введение

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса.

1.      Тайны за горизонтом 4ч.

Географические открытия в древности. Небосвод. Пере­мещение солнца на небосводе. Представление о форме Земли в древности. Земной шар. Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе.

2.      Загадка смены времен года 6ч.

Вращение Земли вокруг своей оси. Движение солнца над горизонтом. Сутки, определение частей суток по разной деятель­ности. Загадки. Год и времена года. Названия месяцев на Руси. История происхождения названий дней недели.

3.      Тайны круговорота веществ в природе 4 ч.

Круговорот веществ в природе. Живая и неживая природа. Цепи питания. Обитатели почвы.

4.      Загадки круговорота воды в природе  5ч.

Загадки о состояниях воды. Наблюдение в природе за водой.  Природа дождевого облака. Природа снежного облака

5.      Загадки под водой и под землей 3ч.

Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. Ис­тория открытия гигантского кальмара. Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Жизнь в темных глубинах океана.

6.      Загадки растений 3ч.

Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. Сказка о цветке-недотроге. Образование плода. Много­образие плодов.

7.      Планета насекомых 4ч.(5ч. -2 класс)

Разнообразие и многочисленность насекомых, их. роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек-титан - самый круп­ный жук. Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка. Охрана насекомых.

8.      Что такое НЛО? 1ч.

Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.

Заключение 1ч. Что мы узнали и чему научились за год.

 

Предполагаемые результаты

 

Показателями высокой экологической культуры детей первого года обучения следует считать:

- интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их  «самочувствие», исходя из условий обитания («веселый», «грустный», «здоровый», «обеспокоенный» и т.д.);

- желание наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, мини-сочинений;

- проявление заботы о личной гигиене;

- потребность в физической активности;

- желание заботиться о своем именном дереве, домашнем питомце;

- желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;

- стремление следовать правилам поведения на природе и  в обществе;

- попытка оценивать свое поведение.

            В течение второго года обучения дети подробнее знакомятся с природным лесом как домом диких растений и животных.

            Продолжают изучение воздуха и во время тренировочных прогулок определять, где самый чистый и где самый грязный воздух, снег в микрорайонах города.

            Изготовление (самостоятельно) кормушек из бытового мусора (пакеты из-под молока, чая…).

             В третьем классе образовательное пространство еще более расширяется. Изучение взаимосвязей между растениям и животными между собой в лесу, на лугу, в водоеме.

            Формирование знаний ребенка об окружающем мире и новому взгляду на место и роль человека на Земле, системы нравственных ценностей, активной личной позиции.

            Дети изучают свою родословную в пяти поколениях, а также историю своего родного края.

            В четвертом классе дети изучают социальное окружение, изучая глубже свою родословную, природные и культурные объекты республики.

            Изучают экологические законы, которые помогают формировать представление о природном равновесии и роли человека в его сохранении.

            Строить взаимоотношения со своим окружением дети стараются в  соответствии с кодексом чести юного эколога, который попытаемся разработать сами.

 

Формы и виды контроля

 

         Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса  стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: 

- самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить  фактический материал,  раскрыть сущность проблемы;

-  игра формирует опыт принятия целесообразных решений,  творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей;

 - тематические выставки способствуют развитию творческого потенциала;

- участие в круглых столах развивает умение вести предметный диалог, доказывать свою точку зрения;

- работа над проектами способствует глубокому погружению в суть проблем, развивает научный подход к изучаемому материалу

- составление загадок, кроссвордов, ребусов развивает детальное представление предметов и явлений природы.

 Контроль за выполнением программы курса осуществляется в виде тестовых заданий и защиты исследовательских работ

 

Методические рекомендации

 

Для экологических исследований используются различные методы. Поскольку экологам приходится изучать как сами организмы, так и их группировки, а кроме того, еще и окружающую среду.            

            Большое значение приобретают современные дистанционные методы: телеслежение, видеослежение за животным и растительным миром.

            Для правильного подхода к явлениям природы, для выбора правильного пути и метода работы необходимо ясно представлять себе границы биологических наук и особенности экологических исследований.

            Для учащихся 1–4  классов наиболее значимыми видами деятельности признаются игровая и учебная, причем переход от игровой к учебной деятельности и целостное формирование последней.

                        На первых  этапах наиболее целесообразны методы,  которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации,  интересы и потребности.  Используя их опыт наблюдений и  природоохранительной  деятельности,  учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.
            На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают  методы,  стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся.  Задания и задачи  направлены  на  выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с  учетом концепции
изучаемого предмета.  Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного  отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.
            На этапе  теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы  учитель  обращается к рассказу ,  который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических  ситуаций  нравственного  выбора,  которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы  и  потребности школьников.  Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок,  рассказ, стихи и т.п).

Средством психологической подготовки школьников к реальным  экологическим  ситуациям выступают  ролевые игры.  Они строятся с учетом специфических целей предмета. 

Одной из форм организации учебного процесса является экскурсия.  Поэтому необходимо во время  экскурсий дать  детям экологические знания и привить нормы экологического поведения.  

При реализации программы целесообразно:
– Применять образовательные технологии: развивающее обучение. проблемное обучение, исследовательские, проектные методы обучения,
 технология игрового обучения, обучение в сотрудничестве (групповая работа),здоровьесберегающие технологии.
– Учебный материал максимально адаптировать соответственно возрасту и уровню подготовки учащихся.
– Содержание материала основывается на дополнительной литературе энциклопедического характера.
– Используя разнообразные методы обучения, обратить внимание на выявление творческих способностей детей и предоставить им максимальную возможность для их реализации.
– Домашние задания предусматриваются исключительно в виде творческих работ.
         Стремясь вызвать у школьников эмоциональные реакции, показать непривлекательность безответственных  действий,  учитель использует пример и поощрение. Наказание - это крайняя, исключительная мера воздействия на учащихся. Если данные  методы  воспитания будут  использоваться на нужном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учеников и с учетом природных условий,  то учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную  личность

 

Учебно-тематический план программы

 

Наименование разделов, блоков, тем

 

 

Всего, час

 

 

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

 

 

 

 

Аудитор ные

Внеауди торные

 

Введение

1

1

 

 

1

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса.

 

 

 

 

Коллективная игра «Предполагаем, анализируем, делаем выводы».

1.

Тайны за горизонтом

4

2

2

 

2

Географические открытия в древности. Небосвод.

 

 

1

Экскурс в историю географичес-ких открытий мини-семинар по результатам экскурсии «Самый наблюдательный».

3

Пере­мещение солнца на небосводе.

 

1

 

Игры на свежем воздухе. Научить детей играть в различные игры, не причиняя природе вреда.

4

Представление о форме Земли в древности. Земной шар.

 

2

 

Изготовление  модели Земли из цветного пластилина

 

5

Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе.

 

 

 

2

Практические работы с глобусом. Заочная  экскурсия по материкам и океанам Находить и показывать территорию России, её государственную границу на карте.

2

Загадка смены времен года

6

2

4

 

6

Вращение Земли вокруг своей оси.

 

 

1

Заочная экскурсия в обсерваторию

7

Движение солнца над горизонтом.

 

 

2

Игра: легенды и сказки о Солнце, их инсценировка.

8

Сутки, определение частей суток по разной деятель­нос-ти.

 

 

3

Проектная деятельность

Составление режима дня

9

Загадки. Год и времена года.

 

 

4

Круглый стол

10

Названия месяцев на Руси.

 

1

 

Викторина. Дети угадывают, о каком месяце идет речь, пытаются дать свое определение

11

История происхождения названий дней недели.

 

2

 

Составить название дней недели из букв разрезной азбуки

3

Тайны круговорота веществ в природе

4

2

2

 

12

Круговорот веществ в природе.

 

1

 

Просмотр учебного фильма

13

Живая и неживая природа.

 

 

1

Ведут наблюдения за объектами природы и фиксируют свои наблюдения в календаре природы.

14

Цепи питания.

 

2

 

Изучение детьми «цепи питания», показать изменения природы путем наблюдения.

15

Обитатели почвы.

 

 

2

Экскурсия в природу. Наблюдение за обитателями почвы.  Продолжение изучения детьми игр, которые не наносят вред природе;

изучение знаков, норм и правил поведения в природе.

4

Загадки круговорота воды в природе

4

1

3

 

16

Загадки о состояниях воды.

 

1

 

Дети учатся составлять свои загадки

17

Наблюдение в природе за водой

 

 

1

Знакомство  детей с понятием «вода», показать роль воды в природе, необходимость бережного отношения к ней.

18

Природа дождевого облака

 

 

2

Показать выставку детских рисунков, посвященных воде и тому, как человек использует воду

19

Природа снежного облака

 

 

3

Учимся рисовать снежинки, оформление выставки

5

Загадки под водой и под землей

5

3

2

 

20

Как изучают подводный мир.

 

 

1

Просмотр учебного фильма

21

Киты, дельфины, акулы.

 

1

 

Рисунки детей по теме занятия

22

Ис­тория открытия гигантского кальмара.

 

2

 

Конкурс  рисунков обитателей океанов

23

Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса».

 

3

 

Рисунки детей по теме занятия

24

Жизнь в темных глубинах океана.

 

 

2

Просмотр учебного фильма

6

Загадки растений

3

1

2

 

25

Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений.

 

 

1

Опытно- исследовательская работа: потребность комнатных растений в воде, свете, тепле.

 

26

Сказка о цветке-недотроге.

 

 

2

 

Ролевая игра.

27

Образование плода. Много­образие плодов.

 

1

 

Просмотр учебного фильма

7

Планета насекомых

4

2

2

 

28

Разнообразие и многочисленность насекомых, их. роль в природе и жизни человека.

 

 

1

Предложить детям посмотреть вокруг, прислушаться, потрогать, понюхать, присмотреться к насекомым; прислушаться к звукам: щебету птиц, гулу машин недалеко от школы, т.е. почувствовать красоту природы, говоря о своих ощущениях.

29

Жуки. Дровосек-титан - самый круп­ный жук.

 

1

 

Выполнение зарисовок

30

Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка.

 

2

 

Выполнение зарисовок

31

Охрана насекомых.

 

 

2

Проектная работа

8

Что такое НЛО?

1

 

1

 

32

Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.

 

 

 

Круглый стол.

 

Заключение

1

 

1

 

33

Что мы узнали и чему научились за год.

 

 

 

 

Привлечь  внимание детей  к тому, что хозяйственная деятельность людей влияет на качество воды, почвы, воздуха. Показать, что природа – основной источник достатка и благополучия людей, что человек не может сделать материалы лучше тех, что созданы природой.

 

Итого

33

14

19

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 КЛАСС

№ п/п

 

Тема урока

 

Кол-во часов

Дата изучения

 

Электронные цифровые образовательные ресурсы

1

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса.

 1

04.09

https://m.edsoo.ru

2

Географические открытия в древности. Небосвод.

 1

11.09

http://windows.edu/ru

3

Пере­мещение солнца на небосводе.

 1

18.09

http://www.edu.ru

4

Представление о форме Земли в древности. Земной шар.

 1

25.09

https://m.edsoo.ru

5

Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе.

 1

02.10

http://windows.edu/ru

6

Вращение Земли вокруг своей оси.

 1

09.10

http://www.edu.ru

7

Движение солнца над горизонтом.

 1

16.10

https://m.edsoo.ru

8

Сутки, определение частей суток по разной деятель­нос-ти.

 1

23.10

http://windows.edu/ru

9

Загадки. Год и времена года.

 1

13.11

http://www.edu.ru

10

Названия месяцев на Руси.

 1

20.11

https://m.edsoo.ru

11

История происхождения названий дней недели.

 1

27.11

http://windows.edu/ru

12

Круговорот веществ в природе.

 1

04.12

http://www.edu.ru

13

Живая и неживая природа.

 1

11.12

https://m.edsoo.ru

14

Цепи питания.

 1

18.12

https://m.edsoo.ru

15

Обитатели почвы.

 1

25.12

http://windows.edu/ru

16

Загадки о состояниях воды.

 1

08.01

http://www.edu.ru

17

Наблюдение в природе за водой

 1

15.01

https://m.edsoo.ru

18

Природа дождевого облака

 1

22.01

http://windows.edu/ru

19

Природа снежного облака

 1

29.01

http://www.edu.ru

20

Как изучают подводный мир.

 1

05.02

https://m.edsoo.ru

21

Киты, дельфины, акулы.

 1

12.02

http://windows.edu/ru

22

Ис­тория открытия гигантского кальмара.

 1

26.02

http://www.edu.ru

23

Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса».

 1

04.03

https://m.edsoo.ru

24

Жизнь в темных глубинах океана.

 1

11.03

http://windows.edu/ru

25

Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений.

 1

18.03

http://www.edu.ru

26

Сказка о цветке-недотроге.

 1

01.04

https://m.edsoo.ru

27

Образование плода. Много­образие плодов.

 1

08.04

https://m.edsoo.ru

28

Разнообразие и многочисленность насекомых, их. роль в природе и жизни человека.

 1

15.04

http://windows.edu/ru

29

Жуки. Дровосек-титан - самый круп­ный жук.

 1

22.04

http://www.edu.ru

30

Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка.

 1

29.04

https://m.edsoo.ru

31

Охрана насекомых.

 1

06.05

http://windows.edu/ru

32

Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.

 1

13.05

http://www.edu.ru

33

Что мы узнали и чему научились за год.

 

 1

20.05

https://m.edsoo.ru

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 33

 

 

 

Описание материально-технического обеспечения программы

 

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)*

 

Литература для детей

Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.- изд.  Детство-пресс, 2004.

Давыдова Г.Г., Корепанова М.В. Познаю себя.- Волгоград, 1999.

Зайцев Г. Уроки Айболита.- изд. : Акцент,1996.

Козлова С., Князева О. Мой организм.- М.: Владос, 2001.

Люцис К. Растительный мир в картинках.-М.: Владос, 2004.

Неволина Е. Большая книга животных.- М.: ОЛМА ПРЕСС «Звездный мир», 2003

Тамбиев А. Экологическая азбука для детей. Животные.- М.: Школьная пресса, 2000.

Шорыгина Т.А. Деревья. Какие они?-М.: Гном и Д, 2001.

Шорыгина Т.А. Домашние животные. Какие они?-М.: Гном и Д, 2002.

Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу?-М.: Гном и Д, 2000.

Шорыгина Т. А.  Какие месяцы в году?-М.: Гном и Д, 2002.

Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они?-М.: Гном и Д, 2001.

Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они?- М.: Гном и Д, 2000.

Шорыгина Т.А. Фрукты. Какие они?- М.: Гном и Д, 2003.

Шорыгина Т.А. Цветы. Какие они?- М.: Гном и Д, 2001.

Шорыгина Т.А. Экологические сказки для малышей.- М.: Прометей,2003.

Я познаю мир: Дет. энцикл.: экология, география, животные, медицина, растения.-М.: Издательство АСТ, 1997.

Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием).

Детская справочная литература

 (справочники, атласы, энциклопедии)  об окружающем мире.

Методическая литература для учителя

Подборка журналов, других материалов из различных средств массовой информации по данному направлению деятельности обучающихся.

Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием).

Детская справочная литература

 (справочники, атласы, энциклопедии)  об окружающем мире.

 

Методическая литература для учителя.

1.100 великих загадок живой природы/Автор-сост. Н.Н.Непомнящий. – М.: Вече, 2007.
2. Атлас родной природы (серия книг): Учебное пособие для школьников младших и средних классов. – М.: Эгмонт Россия, 2002.
3. Белицкая Н.Г. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2007.
4. Дмитриева О.И., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». – М.: ВАКО, 2006.
5. Зотов В.В. Лесная азбука. – М.: «Орбита-М», 2005.
6. Зотов В.В. Лесная мозаика. – М.: Просвещение, 1993.
7. Красная книга Российской Федерации. – М., 2001.
8. Книга природы: Рассказы/Сост. Ю.Дмитриев. – М.: Дет. лит., 1990.
9. Книга рекордов Гиннеса 2001: Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
10. Мир живой природы/ Под ред. Т.Ниловой. – М.: «АСТ-Пресс», 2000.
11. Рубинштейн Н.Р. Рекорды животных. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
12. Экология России. Хрестоматия. – М., 1995.

 

Печатные пособия

1.      Таблицы обществоведческого содержания в соответствии с программой.

2.      Портреты выдающихся людей России, Кубани (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.)

3.      Географические и исторические настенные карты.

4.      Атлас географических и исторических карт.

5.      Репродукции произведений искусства, произведения декоративно-прикладного искусства.

Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.


Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению, к…

В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению, к…

В течение второго года обучения дети подробнее знакомятся с природным лесом как домом диких растений и животных

В течение второго года обучения дети подробнее знакомятся с природным лесом как домом диких растений и животных

На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу , который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и…

На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу , который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и…

Проектная деятельность Составление режима дня 9Загадки

Проектная деятельность Составление режима дня 9Загадки

Разнообразие и многочисленность насекомых, их

Разнообразие и многочисленность насекомых, их

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № п/п

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № п/п

Описание материально-технического обеспечения программы

Описание материально-технического обеспечения программы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.10.2023