Рабочая программа кружка внеурочной деятельности по обществознанию
«Человек и закон»
в 6 классе
2022 год
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПОДРОСТОК И ЗАКОН»
Цель, основные задачи программы |
Цель: Формирование правового сознания школьников. Задачи: - информирование учащихся об основных нормативных документах, законопроектах, регулирующих и защищающих их жизнедеятельность; - содействие в предупреждении антиобщественного, антисоциального поведения учащихся; - воспитание желания жить и трудиться, соблюдая нормы гражданского права; - воспитание чувства ответственности за совершённые дела и поступки |
Направленность |
Проблемно-ценностное |
Возраст детей, на которых рассчитана программа |
Учащиеся образовательной школы 11 – 13 лет |
Срок реализации программы |
Программа среднесрочная. Рассчитана на 1 год |
Пояснительная записка
Содержание правового образования подростков определяется с учётом коренных изменений, которые происходят в России и новым характером отношений между государством, личностью и социальным положением гражданина.
Знание норм права способствует подготовке школьника к жизни в обществе в реальных условиях. Знание законов поможет им скорее и конструктивнее адаптироваться к требованиям социума.
Правосознание личности формируется под влиянием окружающей правовой деятельности, научной организации правового обучения и юридической практики государства. Воспринимая эти требования, человек соотносит их с реальной правовой практикой, вырабатывает соответствующие оценочные суждения о праве. Происходит накопление правовых знаний, вырабатывается индивидуальная позиция по отношению к действующему праву.
Активное применение ситуаций правовой ориентации (в играх, тренингах, упражнениях) способствует не только проверке, но и закреплению полученных правовых знаний. При использовании ситуации правовой ориентации создаются такие условия, которые заставляют учащихся напряжённо трудиться. Ведь именно в процессе преодоления трудностей возникает осознание, и чем сложнее будет ситуация, тем выше будет результат.
Факторами, препятствующими совершению правонарушений, являются: осознание воспитанником отрицательного поведения, желание изменить его, отказ от вредных привычек, добросовестное отношение к учёбе и общественной работе; прекращение связей с антиобщественной средой; наличие у подростка собственного мнения, независимость его от влияния отдельных лиц или группы; устранение негативных влияний на подростка неблагоприятных условий жизни; контроль за поведением.
Цели, задачи, предполагаемый результат
Цель программы: Формирование правовой культуры у учащихся, посредством ознакомления учащихся с их основными правами на основе нормативно-правовых документов международного, федерального, регионального, муниципального и школьного уровней. Профилактика правонарушений несовершеннолетних.
Задачи программы:
· - Информирование учащихся об основных нормативных документах, законопроектах, регулирующих и защищающих их жизнедеятельность. Содействие в предупреждении антиобщественного, антисоциального поведения учащихся.
· Воспитание желания жить и трудиться, соблюдая нормы гражданского права.
· Воспитание чувства ответственности за совершенные дела и поступки.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 11 до 13 лет.
Срок реализации программы: 1 год
Учебный материал делится на две части: теоретический и практический
Режим занятий
Занятия ведутся группой, подгруппой, несколькими подгруппами.
Ожидаемые результаты:
воспитанники должны:
· Знать содержание наиболее законодательных актов (или фрагментов из них), общие правила применения права, содержание прав и свобод человека, порядок приобретения и утраты гражданства РФ; правила, соблюдение которых способствует охране личной безопасности человека от преступных посягательств;
· Иметь представление о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности; о месте гражданина России в осуществляющей системе экономических и политических отношений, регулируемых правом, об условиях и порядке участия в качестве субъектов правоотношений в экономической и политической жизни страны; о видах юридической ответственности граждан;
· Усвоить совокупность конкретных правил поведения в школе, на улице, в учреждениях культуры, на зрелищных мероприятиях, в местах отдыха, основанных на уважении к правам и свободам других граждан;
· Различать правомерное и неправомерное поведение, основание и порядок назначения наказаний; полномочия судов, органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса.
· Применять приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: выбирать конструктивные формы поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, регулируемых правом: определять способы реализации и защиты собственных прав; обращаться в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.
Прогнозируемые результаты освоения курса
Личностные универсальные учебные действия:
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы: Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; Умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических условий Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится: Целеполаганию. Планировать пути достижения целей. Устанавливать целевые приоритеты. Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Осуществлять самостоятельный контроль, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать его и координировать с позицией партнёров, для выработки общего решения; Устанавливать и сравнивать различные точки зрения на основе выбора; Задавать вопросы; Работать в группе; Основам коммуникативной рефлексии;
Познавательные универсальные учебные действия.
Ученик научится: Основам реализации проектно-исследовательской деятельности; Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных источников; Осуществлять сравнение и классификацию самостоятельно выбирая основания; Строить логические суждения, включая установление причинно-следственных связей; Структурировать тексты.
Формирование ИКТ компетентности
Ученик научится: Осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет; Искать информацию, использую различные базы данных, в том числе электронные каталоги. Выступать с аудио и видео поддержкой; Создавать тест на основе расшифровки аудиозаписи;
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Ученик научится: Планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект; Выбирать и использовать методы релевантные рассматриваемой проблеме; Распознавать и ставить вопросы, отбирать адекватные методы получения на них ответа; Использовать методы знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительно-историческое описание, использование статистических данных, описание и интерпретации фактов;
Работа с текстом, поиск информации, понимание прочитанного:
Ученик научится: Находить в тексте, требуемую информацию. Решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста.
Формы организации занятий
Занятия кружка проводятся группой, подгруппой, несколькими подгруппами. Работая в группах воспитанники учатся размышлять, задавать вопросы, делать собственные выводы, критически воспринимать разнообразную информацию, самостоятельно искать решение проблемы, получают навык устного выступления, умение оценить свою работу и работу одноклассников.
Основные формы и методы проведения занятий:
- беседа,
- сообщение,
- диалог,
- дискуссия,
- игра – тренинг,
- практикум,
- конференция,
- круглый стол,
- правовая игра,
- деловая игра,
- ролевая игра,
- викторина,
- ток – шоу,
- тестирование,
- анкетирование,
- мониторинг.
На занятиях кружка используются практические задания, которые позволяют заметно оживить беседу, преодолеть или ослабить влияние формального изложения материала, рассмотреть положение закона на конкретном примере с тем, чтобы раскрыть его актуальность и стимулировать интерес воспитанников в целом. Кроме того, практические задания дают информацию для разработки методики изучения педагогом степени сформированности гражданского сознания (гражданственности)
ü Лекция – кратковременное выступление педагога (учащегося) в виде монолога по конкретной проблеме (теме).
ü Семинар – предполагает самостоятельное изучение отдельных вопросов и тем по заданию педагога с последующим оформлением материала в виде тезисов для реферата, доклада.
ü Фронтальная беседа – специально организованный диалог, в ходе которого педагог руководит обменом мнений по проблеме (теме)
ü Диспут – специально организованное представление, в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по проблеме (теме).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Тема |
Всего часов |
1. |
Вводное занятие. Зачем нам необходимо знать законы? |
1 |
2. |
Права и обязанности школьников |
1 |
3. |
Конвенция ООН о правах ребенка (ст. 12, 13, 15, 17, 18) |
1 |
4-5. |
Семейный кодекс РФ (ст. 54,56, 57,60) |
2 |
6 |
Трудовой кодекс РФ (ст. 265) |
1 |
7 |
Здоровый образ жизни. «Вредным привычкам скажем нет» |
1 |
8 |
Игра «Кто кого, или подросток в мире вредных привычек» |
1 |
9 |
Природа наркотизма. Механизм воздействия наркогенных веществ. |
1 |
10 |
Формирование зависимости от наркотиков. |
1 |
11 |
Характеристика основных групп наркогенных веществ, используемых в молодежной среде. Просмотр презентаций. |
1 |
12 |
Меры наказания за хранение, употребление и сбыт наркотических веществ. |
1 |
13 |
Анкетирование (отношение к наркотикам) |
1 |
14 |
Конкурс газет «Есть выбор – жизнь без наркотиков» |
1 |
15 |
Что такое вина? Что такое ответственность? Виды юридической ответственности. «Я - игра» |
1 |
16 |
О правопорядке. Правонарушения и преступления |
1 |
17 |
Закон и правопорядок |
1 |
18 |
Круглый стол «Я – гражданин России» |
1 |
19 |
Диагностика (интересы, проблемы, конфликтные ситуации) |
1 |
20 |
Диагностика «Склонности к отклоняющемуся поведению» |
1 |
21 |
Взыскания и наказания |
1 |
22 |
Преступление и наказание (об уголовном праве) ст. 20. |
1 |
23 |
Насилие и закон. |
1 |
24 |
Игра – тренинг «Как не стать жертвой преступления?» |
1 |
25 |
Тренинг «Основы правовой культуры» |
1 |
26 |
Влияние молодежных групп. Неформалы |
1 |
27 |
Гражданин и собственность (о гражданском праве) |
1 |
28 |
Основы потребительских знаний. Интеллектуальная игра 5х5 |
1 |
29 |
Беседа «Экологические правонарушения. Юридическая ответственность за их совершение» |
1 |
30 |
«Сумеем ли мы сберечь природу с помощью права?» Ток – шоу. |
1 |
31 |
«Мы – будущие избиратели» |
1 |
32 |
Круглый стол «Могут ли быть права без обязанностей» |
1 |
33-34 |
Итоговые диагностики – уровень гражданских и патриотических качеств личности, уровень воспитанности, диагностика склонности к отклонению в поведении |
2 |
|
Всего |
34 часа |
Литература
1. Азбука права. //автор-составитель Бобкова Н.Н. – Волгоград, 2006.
2. Алексеев С.С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей. Начальные сведения. – Москва, 1998.
3. Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов. – СПб, 2001.
4. Воспитание. Пособие для педагогов.//Осипова М.П., Козлович С.И., Король Е.Д.; под общей редакцией Осиповой М.П. – Минск, 2002. С.143 – 206.
5. Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых. – Москва, 1992.
6. Ефремова Н.П. Твои права, подросток.//Библиотека – №12, 2000. С.37-39.
7. Конвенция ООН о правах ребенка. – Москва, 2001.
8. Любимов А.П. Конституция Российской Федерации: Альбом таблиц и схем. - Москва, 1998.
9. Права человека: Новое издание. – Москва, 1995.
10. Психолого-педагогический словарь. – Ростов-на-Дону, 1998.
11. Ребенок должен знать свои права.//Библиотека – №6, 2000. С.45-47.
12. Савельева М. Знай закон смолоду.//Библиотека – №5, 1999. С.66-67.
13. Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка.//автор-составитель Маньшина Н.А. – Волгоград, 2007.
14. Смагина Л.И. 100 уроков по правам ребенка. – Минск, 1998.
15. Справочник классного руководителя. 5-11 классы.//Дереклеева Н.И. – Москва, 2003.
16. Ты имеешь право.// Составитель Жук Л.И. – Минск, 2003.
17. Усачев А.А. Приключения маленького человечка: Повесть-сказка. – Москва, 1994.
18. Шабельник Е.С. Права ребенка. – Москва, 1997.
приложение 1
Основные понятия курса
«Подросток и закон»
Альтруизм – моральный принцип, предписывающий сострадание к людям, бескорыстное служение им и готовность к самопожертвованию во имя блага и счастья.
Благодеяние – действие, направленное на благо другого человека или общности и реализующее обязанность человека по отношению к другим людям, к обществу.
Благо – объективная ценность для человека. Благо субъективно связано с чувством удовлетворения от его достижения или получения.
Гарантии социальные – материальные и юридические средства, обеспечивающие реализацию конституционных социально-экономических и социально-политических прав человека.
Гражданин – человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства.
Гражданство – правовая принадлежность лица к данному государству.
Гуманизм – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественного отношения.
Декларация – объявление, провозглашение основных принципов, программных положений; не имеет обязательной силы, это только рекомендация. Всеобщая декларация прав человека содержит основные стандарты прав и свобод, рекомендуемые для реализации во всех странах.
Дискриминация – ограничение или лишение прав определенной категории граждан по расовой, национальной принадлежности или по каким-либо убеждениям (религиозным, политическим).
Достоинство – уважение к себе, осознание своих прав, своей ценности.
Желание – внутреннее стремление, влечение к осуществлению чего-либо, к обладанию чем-либо.
Закон – обязательные для всех нормы (правила). Принимается государством, которое следит за его выполнением.
Законность – строгое исполнение законов и основанных на них правовых актов всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами.
Законодательство – единая и взаимосвязанная система нормативных актов государства.
Истина – то, что существует в действительности, правда.
Конвенция – международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали). Пакт – та же конвенция, только неоднородного содержания.
Личность – совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность.
Миролюбие – стремление человека к миру, согласию.
Миротворчество – социально-психологическая позиция личности, имеющая целью установление максимально бесконфликтных отношений в обществе.
Мораль – особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения).
Нравственность – правила, определяющие нравы, поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил.
Обязанность – определенные действия и поступки, которые должен выполнять человек, живя в государстве.
Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм, правил поведения, регулирующих общественные отношения между людьми.
Права человека – охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять; то, что соответствует природе человека и разрешено
Правонарушение – нарушение определенных норм права.
Расизм – идеология, разделяющая людей на полноценных и неполноценных, на высших и низших на основе расовых черт и признаков.
Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.
Совершеннолетие – возраст, по достижении которого человек становится полностью дееспособным гражданином.
Суд – орган государства, рассматривающий гражданские, уголовные и другие дела.
Толерантность – терпимость, снисходительность.
Уголовное право – юридические нормы, законы, которые предназначены для борьбы с преступлениями.
Устав школы – свод правил, который устанавливает порядок деятельности и поведение учителей, работников школы, учащихся и их родителей, утвержденный на педсовете.
Человечность – моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей.
Ценности (моральные) – одна из форм проявления моральных отношений общества.
Эксплуатация – использование чужого труда с целью наживы; присвоение результатов чужого труда.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.