Рабочая программа кружка внеурочной деятельности по обществознанию 6 класс

  • docx
  • 09.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала человек и закон 6 класс.docx

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности по обществознанию

 

 

 

 

 «Человек и закон»

 

 

в 6 классе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022 год

 

 

 

 

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ПОДРОСТОК И ЗАКОН»

 

Цель, основные задачи программы

Цель:

Формирование правового сознания школьников.

Задачи:

- информирование учащихся об основных нормативных документах, законопроектах, регулирующих и защищающих их жизнедеятельность;

- содействие в предупреждении антиобщественного, антисоциального поведения учащихся;

- воспитание желания жить и трудиться, соблюдая нормы гражданского права;

- воспитание чувства ответственности за совершённые дела и поступки

Направленность

Проблемно-ценностное

Возраст детей, на которых рассчитана программа

Учащиеся образовательной школы  11 – 13 лет

Срок реализации программы

Программа среднесрочная. Рассчитана на 1 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

         Содержание правового образования подростков определяется с учётом коренных изменений, которые происходят в России и новым характером отношений между государством, личностью и социальным положением гражданина.

         Знание норм права способствует подготовке школьника к жизни в обществе в реальных условиях. Знание законов поможет им скорее и конструктивнее адаптироваться к требованиям социума.

Правосознание личности формируется под влиянием окружающей правовой деятельности, научной организации правового обучения и юридической практики государства. Воспринимая эти требования, человек соотносит их с реальной правовой практикой, вырабатывает соответствующие оценочные суждения о праве. Происходит накопление правовых знаний, вырабатывается индивидуальная позиция по отношению к действующему праву.

         Активное применение ситуаций правовой ориентации (в играх, тренингах, упражнениях) способствует не только проверке, но и закреплению полученных правовых знаний. При использовании ситуации правовой ориентации создаются такие условия, которые заставляют учащихся напряжённо трудиться. Ведь именно в процессе преодоления трудностей возникает осознание, и чем сложнее будет ситуация, тем выше будет результат.

         Факторами, препятствующими совершению правонарушений, являются: осознание воспитанником отрицательного поведения, желание изменить его, отказ от вредных привычек, добросовестное отношение к учёбе и общественной работе; прекращение связей с антиобщественной средой; наличие у подростка собственного мнения, независимость его от влияния отдельных лиц или группы; устранение негативных влияний на подростка неблагоприятных условий жизни; контроль за поведением.

 

Цели, задачи, предполагаемый результат

Цель программы: Формирование правовой культуры у  учащихся, посредством ознакомления учащихся с их основными правами на основе нормативно-правовых документов международного, федерального, регионального, муниципального и школьного уровней. Профилактика правонарушений несовершеннолетних.

Задачи  программы:

·        - Информирование учащихся об основных нормативных документах, законопроектах, регулирующих и защищающих их жизнедеятельность.  Содействие в предупреждении антиобщественного, антисоциального поведения учащихся.

·        Воспитание  желания жить и трудиться, соблюдая нормы гражданского права.

·        Воспитание чувства ответственности за совершенные дела и поступки.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 11 до 13 лет.

 

Срок реализации программы: 1 год

 

Учебный материал делится на две части: теоретический и практический

 

Режим занятий

Занятия ведутся группой, подгруппой, несколькими подгруппами.

 

Ожидаемые результаты:

воспитанники должны:

·        Знать содержание наиболее законодательных актов (или фрагментов из них), общие правила применения права, содержание прав и свобод человека, порядок приобретения и утраты гражданства РФ; правила, соблюдение которых способствует охране личной безопасности человека от преступных посягательств;

·        Иметь представление о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности; о месте гражданина России в осуществляющей системе экономических и политических отношений, регулируемых правом, об условиях и порядке участия в качестве субъектов правоотношений в экономической и политической жизни страны; о видах юридической ответственности граждан;

·        Усвоить совокупность конкретных правил поведения в школе, на улице, в учреждениях культуры, на зрелищных мероприятиях, в местах отдыха, основанных на уважении к правам и свободам других граждан;

·        Различать правомерное и неправомерное поведение, основание и порядок назначения наказаний; полномочия судов, органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса.

·        Применять приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: выбирать конструктивные формы поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, регулируемых правом: определять способы реализации и защиты собственных прав; обращаться в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.

 

 

Прогнозируемые результаты освоения курса

Личностные универсальные учебные действия:

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы: Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; Умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических условий Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится: Целеполаганию. Планировать пути достижения целей. Устанавливать целевые приоритеты. Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Осуществлять самостоятельный контроль, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать его и координировать с позицией партнёров, для выработки общего решения; Устанавливать и сравнивать различные точки зрения на основе выбора; Задавать вопросы; Работать в группе; Основам коммуникативной рефлексии;

Познавательные универсальные учебные действия.

Ученик научится: Основам реализации проектно-исследовательской деятельности; Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных источников; Осуществлять сравнение и классификацию самостоятельно выбирая основания; Строить логические суждения, включая установление причинно-следственных связей; Структурировать тексты.

Формирование ИКТ компетентности

Ученик научится: Осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет; Искать информацию, использую различные базы данных, в том числе электронные каталоги. Выступать с аудио и видео поддержкой; Создавать тест на основе расшифровки аудиозаписи;

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

 Ученик научится: Планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект; Выбирать и использовать методы релевантные рассматриваемой проблеме;  Распознавать и ставить вопросы, отбирать адекватные методы получения на них ответа; Использовать методы знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительно-историческое описание, использование статистических данных,  описание и интерпретации фактов;

Работа с текстом, поиск информации, понимание прочитанного:

Ученик научится: Находить в тексте, требуемую информацию. Решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста.

 

Формы организации занятий

 

         Занятия кружка проводятся группой, подгруппой, несколькими подгруппами. Работая в группах воспитанники учатся размышлять, задавать вопросы, делать собственные выводы, критически воспринимать разнообразную информацию, самостоятельно искать решение проблемы, получают навык устного выступления, умение оценить свою работу и работу одноклассников.

Основные формы и методы проведения занятий:

- беседа,

 - сообщение,

 - диалог,

 - дискуссия,

- игра – тренинг,

 - практикум,

 - конференция,

 - круглый стол,

 - правовая игра,

 - деловая игра,

 - ролевая игра,

 - викторина,

 - ток – шоу,

 - тестирование,

 - анкетирование,

 - мониторинг.

                   На занятиях кружка используются практические задания, которые позволяют заметно оживить беседу, преодолеть или ослабить влияние формального изложения материала, рассмотреть положение закона на конкретном примере с тем, чтобы раскрыть его актуальность и стимулировать интерес воспитанников в целом. Кроме того, практические задания дают информацию для разработки методики изучения педагогом степени сформированности гражданского сознания (гражданственности)

ü Лекция – кратковременное выступление педагога (учащегося) в виде монолога по конкретной проблеме (теме).

ü Семинар – предполагает самостоятельное изучение отдельных вопросов и тем по заданию педагога с последующим оформлением материала в виде тезисов для реферата, доклада.

ü Фронтальная беседа – специально организованный диалог, в ходе которого педагог руководит обменом мнений по проблеме (теме)

ü Диспут – специально организованное представление, в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по проблеме (теме).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

п/п

Тема

Всего

часов

1.

Вводное занятие. Зачем нам необходимо знать законы?

1

2.

Права и обязанности школьников

1

3.

Конвенция ООН о правах ребенка  

(ст. 12, 13, 15, 17, 18)

1

4-5.

Семейный кодекс РФ (ст. 54,56, 57,60)

2

6

Трудовой кодекс РФ (ст. 265)

1

7

Здоровый образ жизни. «Вредным привычкам скажем нет»

1

8

Игра «Кто кого, или подросток в мире вредных привычек»

1

9

Природа наркотизма. Механизм воздействия наркогенных веществ.

1

10

Формирование зависимости от наркотиков.

1

11

Характеристика основных групп наркогенных веществ, используемых в молодежной среде. Просмотр презентаций.

1

12

Меры наказания за хранение, употребление и сбыт наркотических веществ.

1

13

Анкетирование (отношение к наркотикам)

1

14

Конкурс газет «Есть выбор – жизнь без наркотиков»

1

15

Что такое вина? Что такое ответственность? Виды юридической ответственности. «Я - игра»

1

16

О правопорядке. Правонарушения и преступления

1

17

Закон и правопорядок

1

18

Круглый стол «Я – гражданин России»

1

19

Диагностика (интересы, проблемы, конфликтные ситуации)

1

20

Диагностика «Склонности к отклоняющемуся поведению»

1

21

Взыскания и наказания

1

22

Преступление и наказание (об уголовном праве) ст. 20.

1

23

Насилие и закон.

1

24

Игра – тренинг «Как не стать жертвой преступления?»

1

25

Тренинг «Основы правовой культуры»

1

26

Влияние молодежных групп. Неформалы

1

27

Гражданин и собственность (о гражданском праве)

1

28

Основы потребительских знаний. Интеллектуальная игра 5х5

1

29

Беседа «Экологические правонарушения.  Юридическая ответственность за их совершение»

1

30

«Сумеем ли мы сберечь природу с помощью права?» Ток – шоу.

1

31

«Мы – будущие избиратели»

1

32

Круглый стол «Могут ли быть права без обязанностей»

1

33-34

Итоговые диагностики – уровень гражданских и патриотических качеств личности, уровень воспитанности, диагностика склонности к отклонению в поведении

2

 

Всего

34 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.     Азбука права. //автор-составитель Бобкова Н.Н. – Волгоград, 2006.

2.     Алексеев С.С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей. Начальные сведения. – Москва, 1998.

3.     Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов. – СПб, 2001.

4.     Воспитание. Пособие для педагогов.//Осипова М.П., Козлович С.И., Король Е.Д.; под общей редакцией Осиповой М.П. – Минск, 2002. С.143 – 206.

5.     Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых. – Москва, 1992.

6.     Ефремова Н.П. Твои права, подросток.//Библиотека – №12, 2000. С.37-39.

7.     Конвенция ООН о правах ребенка. – Москва, 2001.

8.     Любимов А.П. Конституция Российской Федерации: Альбом таблиц и схем. - Москва, 1998.

9.     Права человека: Новое издание. – Москва, 1995.

10. Психолого-педагогический словарь. – Ростов-на-Дону, 1998.

11. Ребенок должен знать свои права.//Библиотека – №6, 2000. С.45-47.

12. Савельева М. Знай закон смолоду.//Библиотека – №5, 1999. С.66-67.

13. Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка.//автор-составитель Маньшина Н.А. – Волгоград, 2007.

14. Смагина Л.И. 100 уроков по правам ребенка. – Минск, 1998.

15. Справочник классного руководителя. 5-11 классы.//Дереклеева Н.И. – Москва, 2003.

16. Ты имеешь право.// Составитель Жук Л.И. – Минск, 2003.

17. Усачев А.А. Приключения маленького человечка: Повесть-сказка. – Москва, 1994.

18. Шабельник Е.С. Права ребенка. – Москва, 1997.

 

 

приложение 1

 

Основные понятия курса

«Подросток и закон»

Альтруизм – моральный принцип, предписывающий сострадание к людям, бескорыстное служение им и готовность к самопожертвованию во имя блага и счастья.

Благодеяние – действие, направленное на благо другого человека или общности и реализующее обязанность человека по отношению к другим людям, к обществу.

Благо – объективная ценность для человека. Благо субъективно связано с чувством удовлетворения от его достижения или получения.

Гарантии социальные – материальные и юридические средства, обеспечивающие реализацию конституционных социально-экономических и социально-политических прав человека.

Гражданин – человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства.

Гражданство – правовая принадлежность лица к данному государству.

Гуманизм – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественного отношения.

Декларация – объявление, провозглашение основных принципов, программных положений; не имеет обязательной силы, это только рекомендация. Всеобщая декларация прав человека содержит основные стандарты прав и свобод, рекомендуемые для реализации во всех странах.

Дискриминация – ограничение или лишение прав определенной категории граждан по расовой, национальной принадлежности или по каким-либо убеждениям (религиозным, политическим).

Достоинство – уважение к себе, осознание своих прав, своей ценности.

 

Желание – внутреннее стремление, влечение к осуществлению чего-либо, к обладанию чем-либо.

Закон – обязательные для всех нормы (правила). Принимается государством, которое следит за его выполнением.

Законность – строгое исполнение законов и основанных на них правовых актов всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами.

Законодательство – единая и взаимосвязанная система нормативных актов государства.

Истина – то, что существует в действительности, правда.

Конвенция – международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали). Пакт – та же конвенция, только неоднородного содержания.

Личность – совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность.

Миролюбие – стремление человека к миру, согласию.

Миротворчество – социально-психологическая позиция личности, имеющая целью установление максимально бесконфликтных отношений в обществе.

Мораль – особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения).

Нравственность – правила, определяющие нравы, поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил.

Обязанность – определенные действия и поступки, которые должен выполнять человек, живя в государстве.

Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм, правил поведения, регулирующих общественные отношения между людьми.

 

Права человека – охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять; то, что соответствует природе человека и разрешено

Правонарушение – нарушение определенных норм права.

Расизм – идеология, разделяющая людей на полноценных и неполноценных, на высших и низших на основе расовых черт и признаков.

Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.

Совершеннолетие – возраст, по достижении которого человек становится полностью дееспособным гражданином.

Суд – орган государства, рассматривающий гражданские, уголовные и другие дела.

Толерантность – терпимость, снисходительность.

Уголовное право – юридические нормы, законы, которые предназначены для борьбы с преступлениями.

Устав школы – свод правил, который устанавливает порядок деятельности и поведение учителей, работников школы, учащихся и их родителей, утвержденный на педсовете.

Человечность – моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей.

Ценности (моральные) – одна из форм проявления моральных отношений общества.

Эксплуатация – использование чужого труда с целью наживы; присвоение результатов чужого труда.