Рабочая программа кружка "Юные экологи"
Оценка 5

Рабочая программа кружка "Юные экологи"

Оценка 5
docx
14.12.2021
Рабочая программа кружка "Юные экологи"
кружок юные экологи.docx

 

 

Пояснительная записка

Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью и является актуальной.

Актуальность программы. Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение  к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка. 

Экология – это наука о нашем общем доме, в котором  живем все мы – и люди, и животные, и растения,  и вся Земля является домом для всех живых существ, живущих на ней по единым экологическим законам, нарушение которых приводит к непредсказуемым последствиям. Поэтому на первый план выходит задача экологического образования детей, воспитание экологически грамотного поколения.

    Воспитанники, овладевая экологической грамотностью, понимают, что природные ресурсы – это наше общее богатство, а богатство нужно беречь и приумножать, чтобы будущие поколения, дети и внуки жили в прекрасном крае, в уютном зеленом доме, где легко дышится, хорошо работается и  отдыхается.

Программа кружка рассчитана на группу учащихся  5 – 10 классов, содержание и структура курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практическая экология, или охрана природы.

В целом кружок позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности школьников.

Цель работы кружка по экологии: научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир.

Задачи:       

  • развитие познавательного интереса учащихся, их творческой активности;
  • овладение навыками поведения в окружающей природной среде и простейшими способами самостоятельного постижения природных закономерностей;
  • воспитание понимания эстетической ценности природы;
  • развитие любознательности и желания получать знания об окружающем мире;
  • формирование положительного отношения к окружающему миру;
  • нравственное развитие личности, воспитание чувств;
  • научить учащихся пользоваться научной литературой;
  • научить любить природу, правильно её использовать;
  • раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии;
  • воспитание трудолюбия, развитие умений работать с текстом, рисунками, природным материалом.

Основные направления работы по программе:

познавательно-исследовательское:

  • подготовка исследовательских проектов;

духовно-творческое:

  • выставки рисунков;
  • фотовыставки;
  • театрализованные представления;

просветительское:

  • проведение тематических экскурсий по изучению природы родного края;
  • изготовление листовок, плакатов на экологическую тему;
  • выпуск газеты «Экологический патруль»
  • выступления агитбригады перед учащимися школы;

природоохранное:

  • создание и уход за комнатными растениями, домашними животными;
  • изготовление скворечников и кормушек;
  • охрана птиц;
  • озеленение классных комнат;

туристско-оздоровительные:

  • разработка экологических тропинок;
  • экскурсии экологическими тропами;
  • День здоровья.

Формы, методы и средства организации экологического воспитания:

а) традиционные;

б) активные;

в) инновационные.

Режим занятий: 35 часов -   занятия раз в неделю.

 

Планируемые результаты

Личностные:

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей;
  • воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания;
  • признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей;
  • развитие мотивации к получению новых знаний;
  • ответственного отношения к учению, труду;
  • целостного мировоззрения;
  • осознанности и уважительного отношения к одноклассникам, другим людям;
  • коммуникативной компетенции в общении;
  • основ экологической культуры

Метапредметные:

·       Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;

·      Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,

           исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

·       Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;

·       Выявлять причины и следствия простых явлений;

·      Строить логическое рассуждение, включающее установление

          причинно-следственных связей;

·       Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)

·       Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);

·      Определять возможные источники необходимых сведений,

          производить поиск информации, анализировать и оценивать ее

          достоверность.

·       В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;

·      Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством

          признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

·      Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку

    зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы,        

    теории);

·      Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с

    людьми иных позиций.

Предметные:

  • Понимать смысл биологических терминов;
  • Знать сущность биологических процессов:;
  • Объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. Зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;
  • выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека,
  • анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте книг, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах.

 

 

 

Тематический план

№ темы

Название раздела

Количество часов

 

Теоретические занятия

Практические занятия

Экскурсии

Итого

Комплектование группы

1

Вступление

1

1

 

1

1

Взаимосвязи в природе

3

2

1

6

2

Природа в жизни человека

3

4

2

9

3

Уникальный мир живой природы

3

2

 

5

4

Охрана природы

1

4

 

5

5

«Зелёными» тропами

1

 

 

1

Всего часов

13

17

     5

35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

 

Вступление (2 часа). Что изучает экология? Экологические организации, их значение. Значение экологического движения в школе. Цели, задачи и направления работы кружка. Правила поведения в природе. Экологические знаки. Изучение календаря экологических дат.

Практические занятия:

1.      Изучение календаря экологических дат

2.      Создание «Уголка природы»

 

Тема 1. Взаимосвязи в природе (6 часов). Осенние явления в жизни природы. Листопад, его значение для растений. Писатели и поэты о красоте осени. Народный календарь. Народные приметы, связанные с поведением живых организмов.

 

Практические занятия:

1.      Работа над выпуском стенгазеты «Бытовым отходам – вторую жизнь!»

2.      Экологическая викторина «Знаешь ли ты природу?»

 

Экскурсии:

1.       «Золотая волшебница Осень». Сбор природного материала

Тема 2. Природа в жизни человека (9 часов). 30 ноября – Всемирный день домашних животных. Наши питомцы, их повадки. Уход за ними. Путешествие на родину комнатных растений. Правила посадки, размножения комнатных растений, уход за ними. Цветы в легендах и мифах

Практические занятия:

1.      Оформление выставки «Наши маленькие друзья»

2.      Путешествие на родину комнатных растений

3.      Изучение растений классного зелёного уголка

4.      Составление памяток за растениями в классной комнате

5.      Составление цветочного календаря

Экскурсии:

        1. Зимующие птицы. Акция «Накормим птиц!»

Тема 3. Уникальный мир живой природы (5 часов). Живые барометры в растительном и животном мире мире. Растения – хищники. Сон растений. Растения – подушки. Память растений. Растения – обереги. Лекарственные растения, их значение в жизни человека. Фитотерапия в борьбе с болезнями. Растения – первоцветы. Ягоды, грибы и мы. Пищевые отравления грибами, растениями. Симптомы отравления. Основные правила (рекомендации) сбора грибов.

 

Практические занятия:

1.      В гостях у Флоры

2.      В гостях у Фауны

 

Тема 4. Охрана природы (5 часов). Рациональное природопользование. Природные ресурсы: возобновляемые и невозобновляемые. Альтернативные источники энергии. Озоновый слой, кислотные дожди, смог, парниковый эффект. Бытовые отходы и их утилизация. Вторичное использование предметов быта

 

 

Практические занятия:

1.      Кинолекторий  «Альтернативные источники энергии»

2.      Подготовка материалов для газеты «Сохраним первоцветы!»

3.      Подготовка и проведение экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасёт зелёный лес»

4.      Подготовка и проведение музыкально-литературной композиции «Мы в ответе за Землю, на которой живём!»

 

Тема 6. «Зелёными» тропами (1 часов). Экологические экскурсии и их виды. Экологическая тропа и правила её составления. Оформление паспорта экологической тропы

 

Практические занятия:

1.      Составление экологической тропы нашей школы

 

Экскурсии:

1.Экологическая тропа нашей школы

2.День здоровья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

(35 часов; 1 час в неделю)

 

 

№ занятия

Тема занятия

 

Кол-во часов

 

Дата проведения

 

Примечание

 

 

план

 

факт

ВСТУПЛЕНИЕ (2  часа)

1

Что изучает экология? Экологические организации, их значение.

 Цели, задачи и направления работы кружка

1

 

 

 

2

Правила поведения в природе. Экологические знаки. Инструктаж по ТБ во время экскурсий

1

 

 

 

ТЕМА 1. ВЗАИМОСВЯЗИ В ПРИРОДЕ (6 часов)

5

Осенние явления в жизни природы. Листопад, его значение для растений. Писатели и поэты о красоте осени

1

 

 

 

6

Экскурсия. Золотая волшебница Осень. Сбор природного материала

1

 

 

 

7

Народный календарь

1

 

 

 

8

Народные приметы, связанные с поведением живых организмов

1

 

 

 

11

Практическое занятие. Работа над выпуском стенгазеты «Бытовым отходам – вторую жизнь!»

1

 

 

 

12

Практическое занятие. Экологическая викторина «Знаешь ли ты природу?»

1

 

 

 

ТЕМА 2. ПРИРОДА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (9 часов)

13

Наши питомцы, их повадки. Уход за ними

 

1

 

 

 

14

Практическое занятие. Оформление выставки «Наши маленькие друзья»

1

 

 

 

15

Практическое занятие. Путешествие на родину комнатных растений( Виртуальная экскурсия)

1

 

 

 

16

Практическое занятие. Изучение растений классного зелёного уголка

1

 

 

 

17

Практическое занятие. Составление памяток по уходу за растениями в классной комнате

1

 

 

 

18

Цветы в легендах и мифах. Практическое занятие. Составление цветочного календаря

2

 

 

 

19

Экскурсия. Зимующие птицы.

Акция «Накормим птиц!»

2

 

 

 

ТЕМА 3. УНИКАЛЬНЫЙ МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (5часов)

20

Живые барометры в растительном и животном мире. Растения – хищники, подушки, обереги

1

 

 

 

21

Лекарственные растения, их значение в жизни человека. Фитотерапия

1

 

 

 

22

Ягоды и грибы. Основные правила сбора. Профилактика отравлений

1

 

 

 

23

Практическое занятие. Природный комплекс - степь.  (Задания для проектов)

1

 

 

 

24

Практическое занятие. Природный комплекс- лес.

( Задания для проектов)

 

 

 

1

 

 

 

ТЕМА 4. ОХРАНА ПРИРОДЫ ( 5 часов)

25

Рациональное природопользование. Природные ресурсы. Практическое занятие. Кинолекторий «Альтернативные источники энергии»

1

 

 

 

26

Практическое занятие. Подготовка материалов для газеты – обращения «Сохраним первоцветы!»

1

 

 

 

27

Практическое занятие. Изготовление листовок «Нет весенним палам травы»

1

 

 

 

28

Что ты знаешь о бытовых

отходах?

 

1

 

 

 

29

Практическое занятие. Куда девать мусор.

1

 

 

 

30

Практическое занятие «Репортажи со свалок»

1

 

 

 

31-32

Практическое занятие. Подготовка Фотовыставки «Моя малая Родина»

2

 

 

 

ТЕМА 6. «ЗЕЛЁНЫМИ ТРОПАМИ» (1час)

33-35

Экологические экскурсии и их виды. Экологическая тропа и правила её составления.

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о  животных. Ярославль: «Академия развития», «Академия К»,1997.
  2. Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль: «Академия развития», 1998.
  3. Анашкина, Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных.  Ярославль: «Академия развития», 1997.
  4. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана. Книга для учащихся. М: Просвещение, 1995.
  5. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. М., 2003.
  6. Державина Т.Б. Экскурсии в природу: пособие для учителя. М.: Мнемозина, 2010.
  7. Завьялова О.Г.  Азбука экологии.  М., 1997.
  8. Ильин М.П. Школьный гербарий (Пособие для учителей). М. : «Просвещение», 1971 г.
  9. Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. М., 2001.

10.        Панарков М.А. Школьные походы в природу.  М.: «Просвещение», 2005.

11.        Пелевин В.И. Охрана природы. М.: Наука, 2001.

12.        Тайны живой природы. М.: Росмэн, 1995 г.

13.        Чернова Н.М. Экология животных. М.: Изд. центр «Вентана – Граф»,  2007.

14.        Чижевский А.У. Экология: Энциклопедия “Я познаю мир”. Издательство АСТ, 2004.

15.        Энциклопедия для детей. Том 19. Экология. М.: Аванта +, 2005.

 

Интернет-ресурсы

1.      Вся экология в одном месте. Всероссийский Экологический Портал.

          http://ecoportal.su/

3.      Полная энциклопедия грибов. http://bookz.ru/authors/tat_ana-lagutina/polnaa-e_678/1-polnaa-e_678.html

4.      Природа и животные на Rin.ru. http://zoo.rin.ru/

5.      Энциклопедия комнатных цветов и растений. http://iplants.ru/encikl.php?h=7

6.      Энциклопедия лекарственных растений. http://tisyachelistnik.ru/starinnye-knigi.html

7.      Энциклопедия “Флора и Фауна”. http://www.sci.aha.ru/biodiv/anim.htm

8.      «Юный натуралист». http://unnaturalist.ru/

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Пояснительная записка Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью и является актуальной

Пояснительная записка Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью и является актуальной

Основные направления работы по программе: познавательно-исследовательское: подготовка исследовательских проектов; духовно-творческое: выставки рисунков; фотовыставки; театрализованные представления; просветительское: проведение тематических экскурсий по изучению природы родного края; изготовление…

Основные направления работы по программе: познавательно-исследовательское: подготовка исследовательских проектов; духовно-творческое: выставки рисунков; фотовыставки; театрализованные представления; просветительское: проведение тематических экскурсий по изучению природы родного края; изготовление…

Планируемые результаты Личностные: развитие интеллектуальных и творческих способностей; воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания; признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей;…

Планируемые результаты Личностные: развитие интеллектуальных и творческих способностей; воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания; признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей;…

Тематический план № темы

Тематический план № темы

Содержание программы Вступление (2 часа)

Содержание программы Вступление (2 часа)

Подготовка и проведение экологической сказки «Лесной спецназ, или

Подготовка и проведение экологической сказки «Лесной спецназ, или

Календарно-тематическое планирование (35 часов; 1 час в неделю) № занятия

Календарно-тематическое планирование (35 часов; 1 час в неделю) № занятия

Живые барометры в растительном и животном мире

Живые барометры в растительном и животном мире

Литература Алексеев,

Литература Алексеев,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.12.2021