Пояснительная записка
Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью и является актуальной.
Актуальность программы. Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка.
Экология – это наука о нашем общем доме, в котором живем все мы – и люди, и животные, и растения, и вся Земля является домом для всех живых существ, живущих на ней по единым экологическим законам, нарушение которых приводит к непредсказуемым последствиям. Поэтому на первый план выходит задача экологического образования детей, воспитание экологически грамотного поколения.
Воспитанники, овладевая экологической грамотностью, понимают, что природные ресурсы – это наше общее богатство, а богатство нужно беречь и приумножать, чтобы будущие поколения, дети и внуки жили в прекрасном крае, в уютном зеленом доме, где легко дышится, хорошо работается и отдыхается.
Программа кружка рассчитана на группу учащихся 5 – 10 классов, содержание и структура курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практическая экология, или охрана природы.
В целом кружок позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности школьников.
Цель работы кружка по экологии: научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир.
Задачи:
Основные направления работы по программе:
познавательно-исследовательское:
духовно-творческое:
просветительское:
природоохранное:
туристско-оздоровительные:
Формы, методы и средства организации экологического воспитания:
а) традиционные;
б) активные;
в) инновационные.
Режим занятий: 35 часов - занятия раз в неделю.
Планируемые результаты
Личностные:
Метапредметные:
· Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
· Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
· Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
· Выявлять причины и следствия простых явлений;
· Строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей;
· Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
· Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
· Определять возможные источники необходимых сведений,
производить поиск информации, анализировать и оценивать ее
достоверность.
· В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;
· Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством
признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
· Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку
зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы,
теории);
· Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с
людьми иных позиций.
Предметные:
Тематический план
№ темы |
Название раздела |
Количество часов |
|
||
Теоретические занятия |
Практические занятия |
Экскурсии |
Итого |
||
Комплектование группы |
1 |
||||
Вступление |
1 |
1 |
|
1 |
|
1 |
Взаимосвязи в природе |
3 |
2 |
1 |
6 |
2 |
Природа в жизни человека |
3 |
4 |
2 |
9 |
3 |
Уникальный мир живой природы |
3 |
2 |
|
5 |
4 |
Охрана природы |
1 |
4 |
|
5 |
5 |
«Зелёными» тропами |
1 |
|
|
1 |
Всего часов |
13 |
17 |
5 |
35 |
Содержание программы
Вступление (2 часа). Что изучает экология? Экологические организации, их значение. Значение экологического движения в школе. Цели, задачи и направления работы кружка. Правила поведения в природе. Экологические знаки. Изучение календаря экологических дат.
Практические занятия:
1. Изучение календаря экологических дат
2. Создание «Уголка природы»
Тема 1. Взаимосвязи в природе (6 часов). Осенние явления в жизни природы. Листопад, его значение для растений. Писатели и поэты о красоте осени. Народный календарь. Народные приметы, связанные с поведением живых организмов.
Практические занятия:
1. Работа над выпуском стенгазеты «Бытовым отходам – вторую жизнь!»
2. Экологическая викторина «Знаешь ли ты природу?»
Экскурсии:
1. «Золотая волшебница Осень». Сбор природного материала
Тема 2. Природа в жизни человека (9 часов). 30 ноября – Всемирный день домашних животных. Наши питомцы, их повадки. Уход за ними. Путешествие на родину комнатных растений. Правила посадки, размножения комнатных растений, уход за ними. Цветы в легендах и мифах
Практические занятия:
1. Оформление выставки «Наши маленькие друзья»
2. Путешествие на родину комнатных растений
3. Изучение растений классного зелёного уголка
4. Составление памяток за растениями в классной комнате
5. Составление цветочного календаря
Экскурсии:
1. Зимующие птицы. Акция «Накормим птиц!»
Тема 3. Уникальный мир живой природы (5 часов). Живые барометры в растительном и животном мире мире. Растения – хищники. Сон растений. Растения – подушки. Память растений. Растения – обереги. Лекарственные растения, их значение в жизни человека. Фитотерапия в борьбе с болезнями. Растения – первоцветы. Ягоды, грибы и мы. Пищевые отравления грибами, растениями. Симптомы отравления. Основные правила (рекомендации) сбора грибов.
Практические занятия:
1. В гостях у Флоры
2. В гостях у Фауны
Тема 4. Охрана природы (5 часов). Рациональное природопользование. Природные ресурсы: возобновляемые и невозобновляемые. Альтернативные источники энергии. Озоновый слой, кислотные дожди, смог, парниковый эффект. Бытовые отходы и их утилизация. Вторичное использование предметов быта
Практические занятия:
1. Кинолекторий «Альтернативные источники энергии»
2. Подготовка материалов для газеты «Сохраним первоцветы!»
3. Подготовка и проведение экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасёт зелёный лес»
4. Подготовка и проведение музыкально-литературной композиции «Мы в ответе за Землю, на которой живём!»
Тема 6. «Зелёными» тропами (1 часов). Экологические экскурсии и их виды. Экологическая тропа и правила её составления. Оформление паспорта экологической тропы
Практические занятия:
1. Составление экологической тропы нашей школы
Экскурсии:
1.Экологическая тропа нашей школы
2.День здоровья
Календарно-тематическое планирование
(35 часов; 1 час в неделю)
№ занятия |
Тема занятия |
Кол-во часов
|
Дата проведения
|
Примечание
|
|
план |
факт |
||||
ВСТУПЛЕНИЕ (2 часа) |
|||||
1 |
Что изучает экология? Экологические организации, их значение. Цели, задачи и направления работы кружка |
1 |
|
|
|
2 |
Правила поведения в природе. Экологические знаки. Инструктаж по ТБ во время экскурсий |
1 |
|
|
|
ТЕМА 1. ВЗАИМОСВЯЗИ В ПРИРОДЕ (6 часов) |
|||||
5 |
Осенние явления в жизни природы. Листопад, его значение для растений. Писатели и поэты о красоте осени |
1 |
|
|
|
6 |
Экскурсия. Золотая волшебница Осень. Сбор природного материала |
1 |
|
|
|
7 |
Народный календарь |
1 |
|
|
|
8 |
Народные приметы, связанные с поведением живых организмов |
1 |
|
|
|
11 |
Практическое занятие. Работа над выпуском стенгазеты «Бытовым отходам – вторую жизнь!» |
1 |
|
|
|
12 |
Практическое занятие. Экологическая викторина «Знаешь ли ты природу?» |
1 |
|
|
|
ТЕМА 2. ПРИРОДА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (9 часов) |
|||||
13 |
Наши питомцы, их повадки. Уход за ними |
1 |
|
|
|
14 |
Практическое занятие. Оформление выставки «Наши маленькие друзья» |
1 |
|
|
|
15 |
Практическое занятие. Путешествие на родину комнатных растений( Виртуальная экскурсия) |
1 |
|
|
|
16 |
Практическое занятие. Изучение растений классного зелёного уголка |
1 |
|
|
|
17 |
Практическое занятие. Составление памяток по уходу за растениями в классной комнате |
1 |
|
|
|
18 |
Цветы в легендах и мифах. Практическое занятие. Составление цветочного календаря |
2 |
|
|
|
19 |
Экскурсия. Зимующие птицы. Акция «Накормим птиц!» |
2 |
|
|
|
ТЕМА 3. УНИКАЛЬНЫЙ МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (5часов) |
|||||
20 |
Живые барометры в растительном и животном мире. Растения – хищники, подушки, обереги |
1 |
|
|
|
21 |
Лекарственные растения, их значение в жизни человека. Фитотерапия |
1 |
|
|
|
22 |
Ягоды и грибы. Основные правила сбора. Профилактика отравлений |
1 |
|
|
|
23 |
Практическое занятие. Природный комплекс - степь. (Задания для проектов) |
1 |
|
|
|
24 |
Практическое занятие. Природный комплекс- лес. ( Задания для проектов)
|
1 |
|
|
|
ТЕМА 4. ОХРАНА ПРИРОДЫ ( 5 часов) |
|||||
25 |
Рациональное природопользование. Природные ресурсы. Практическое занятие. Кинолекторий «Альтернативные источники энергии» |
1 |
|
|
|
26 |
Практическое занятие. Подготовка материалов для газеты – обращения «Сохраним первоцветы!» |
1 |
|
|
|
27 |
Практическое занятие. Изготовление листовок «Нет весенним палам травы» |
1 |
|
|
|
28 |
Что ты знаешь о бытовых отходах?
|
1 |
|
|
|
29 |
Практическое занятие. Куда девать мусор. |
1 |
|
|
|
30 |
Практическое занятие «Репортажи со свалок» |
1 |
|
|
|
31-32 |
Практическое занятие. Подготовка Фотовыставки «Моя малая Родина» |
2 |
|
|
|
ТЕМА 6. «ЗЕЛЁНЫМИ ТРОПАМИ» (1час) |
|||||
33-35 |
Экологические экскурсии и их виды. Экологическая тропа и правила её составления. |
3 |
|
|
|
Литература
10. Панарков М.А. Школьные походы в природу. М.: «Просвещение», 2005.
11. Пелевин В.И. Охрана природы. М.: Наука, 2001.
12. Тайны живой природы. М.: Росмэн, 1995 г.
13. Чернова Н.М. Экология животных. М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 2007.
14. Чижевский А.У. Экология: Энциклопедия “Я познаю мир”. Издательство АСТ, 2004.
15. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология. М.: Аванта +, 2005.
Интернет-ресурсы
1. Вся экология в одном месте. Всероссийский Экологический Портал.
http://ecoportal.su/
3. Полная энциклопедия грибов. http://bookz.ru/authors/tat_ana-lagutina/polnaa-e_678/1-polnaa-e_678.html
4. Природа и животные на Rin.ru. http://zoo.rin.ru/
5. Энциклопедия комнатных цветов и растений. http://iplants.ru/encikl.php?h=7
6. Энциклопедия лекарственных растений. http://tisyachelistnik.ru/starinnye-knigi.html
7. Энциклопедия “Флора и Фауна”. http://www.sci.aha.ru/biodiv/anim.htm
8. «Юный натуралист». http://unnaturalist.ru/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.