Рабочая программа кружка "За страницами учебника математики" 7 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа кружка "За страницами учебника математики" 7 класс

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
математика
7 кл
19.07.2020
Рабочая программа кружка "За страницами учебника математики" 7 класс
Рабочая программа математического кружка 7 класс.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Болтинская средняя общеобразовательная школа

 

 

 

Рассмотрена                                                                                                                              Утверждена

на заседании методического совета                                                                                       Приказ по школе №

Протокол №                                                                                                                               от «___»___________2019г.

от «___» _________2019 г.                                                                                                       Директор школы ____________

                                                                                                                                                           

 

 

 

Рабочая программа кружка

«За станицами учебника математики»

7 класс

 

 

 

 

 

 

Согласовано                                                                                                                                    Составила

Заместитель директора по УВР __________                                                                               учитель математики

                                                                                                                                                                МОУ Болтинская СОШ                                                                 «___»___________2019                                                                                                                 Деркач Светлана Владимировна

 

2019-2020

            Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Как известно, устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14-15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик в 7 классе начал всерьез заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять подлинную радость.

Достижению данных целей способствует организация внеклассной работы, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она позволяет не только углублять знания учащихся в предметной области, но и способствует развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике в форме кружковой деятельности имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу. В целях усиления развивающих функций задач, развития творческой активности учащихся, активизации поисково-познавательной деятельности используются творческие задания, задачи на моделирование, конструирование геометрических фигур, задания практического характера.





Пояснительная записка



Программа курса «За станицами учебника математики» по составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Программа данного курса представляет систему занятий, направленных на формирование умения нестандартно мыслить, анализировать, сопоставлять, делать логические выводы, на расширение кругозора учащихся, рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

Актуальность курса состоит в том, что он направлен на расширение знаний учащихся по математике, развитие их теоретического мышления и логической культуры.

Новизна данного курса заключается в том, что программа включает новые для учащихся задачи, не содержащиеся в базовом курсе. Предлагаемый курс содержит задачи по  разделам, которые обеспечат более осознанное восприятие учебного материала. Творческие задания позволяют решать поставленные задачи и вызвать интерес у обучающихся. Включенные, в программу задания позволяют повышать образовательный уровень всех учащихся, так как каждый сможет работать в зоне своего ближайшего развития.

Отличительные особенности данного курса состоит в том, что этот курс подразумевает доступность предлагаемого материала для учащихся, планомерное развитие их интереса к предмету. Сложность задач нарастает постепенно. Приступая к решению более сложных задач, рассматриваются вначале простые, входящие как составная часть в решение трудных. Развитию интереса способствуют математические игры, викторины,  проблемные задания и т.д.

 

 

Цель программы:

  • Создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей.
  • Привитие интереса учащихся к математике.
  • Отрабатывать навыки решения нестандартных задач.
  • Воспитание настойчивости, инициативы.
  • Развитие математического мышления, смекалки, математической логики.
  • Развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся и повышение их общей культуры.
  • Развитие у учащихся умений действовать самостоятельно (работа с сообщением, рефератом, выполнение творческих заданий).
  • Создать своеобразную базу для творческой и исследовательской деятельности учащихся.
  • Повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.
  • Формирование умений выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться методами аналогии, анализа и синтеза.

Формы и методы проведения занятий

Изложение теоретического материала факультативных занятий может осуществляться с использованием традиционных словесных и наглядных методов: рассказ, беседа, демонстрация видеоматериалов, наглядного материала, а также интернет ресурсов.

При проведении занятий по курсу на первое место выходят следующие формы организации работы: групповая, парная, индивидуальная.

Методы работы: частично-поисковые, эвристические, исследовательские, тренинги.

Ведущее место при проведении занятий уделено задачам, развивающим познавательную и творческую активность учащихся. Изложение материала осуществляется с использованием активных методов обучения.

Важным условием организации процесса обучения на факультативных занятиях является выбор учителем рациональной системы форм и методов обучения, её оптимизация с учётом возрастных особенностей учащихся, уровня математической подготовки, а также специфики образовательных и воспитательных задач.

Формы организации деятельности обучающихся:

-    индивидуально-творческая деятельность;
-    творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 человек);

- коллективная творческая деятельность,

- работа над проектами,
-    учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия);
-    игровой тренинг;

- конкурсы, турниры.

Общая характеристика курса

Обучение детей организуется в форме игры, обеспечивающих эмоциональное взаимодействие и общение со взрослым. Создаются условия для свободного выбора ребёнком содержания деятельности и возникновения взаимообучения детей. Основное место занимает содержание взаимодействия и общение взрослого с детьми, основанное на понимании того, что каждый ребёнок обладает неповторимой индивидуальностью и ценностью, способен к непрерывному развитию.

Формируются такие качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему и представляют собой «заделы» на будущее, так как именно в этот период складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.

Задачи данного курса решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

Данный курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предлагаемому курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии.

Методы и приёмы организации деятельности на занятиях по развитию познавательных способностей ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, а также познавательной активности детей. Данные занятия носят не оценочный, а в большей степени развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной мыслящей личности. Это – внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.

Личностные, метапредметные результаты освоения конкретного учебного курса:

Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются формирование следующих умений и качеств:

  • развитие умений ясно, точно и грамотно изла­гать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
  • креативность мышления, общекультурное и интеллектуальное развитие, инициатива, находчивость, активность при решении ма­тематических задач;
  • формирование готовности к саморазвитию, дальнейшему обучению;
  • выстраивать конструкции (устные и пись­менные) с использованием математической терминологии и символики, выдвигать аргу­ментацию, выполнять перевод текстов с обы­денного языка на математический и обратно;
  • стремление к самоконтролю процесса и ре­зультата деятельности;
  • способность к эмоциональному восприятию математических понятий, логических рассу­ждений, способов решения задач, рассматри­ваемых проблем.

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

  • Регулятивные УУД:
  • самостоятельно обнаруживать и формулиро­вать учебную проблему, определять цель УД;
  • выдвигать версии решения проблемы, осо­знавать (и интерпретировать в случае необ­ходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • разрабатывать простейшие алгоритмы на ма­териале выполнения действий с натуральны­ми числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
  • сверять, работая по плану, свои действия с це­лью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
  • совершенствовать в диалоге с учителем само­стоятельно выбранные критерии оценки.
  • Познавательные УУД:
  • формировать представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации;
  • проводить наблюдение и эксперимент под ру­ководством учителя;
  • осуществлять расширенный поиск инфор­мации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • определять возможные источники необхо­димых сведений, анализировать найденную информацию и оценивать ее достоверность;
  • использовать компьютерные и коммуника­ционные технологии для достижения своих целей;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осуществлять выбор наиболее эффектив­ных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • анализировать, сравнивать, классифициро­вать и обобщать факты и явления;
  • давать определения понятиям.
  • Коммуникативные УУД:
  • самостоятельно организовывать учебное взаи­модействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
  • учиться критично относиться к своему мне­нию, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, тео­рии);
  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметные результаты.

  • Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы.
  • Решать задачи на смекалку, на сообразительность.
  • Решать логические задачи.
  • Работать в коллективе и самостоятельно.
  • Расширить свой математический кругозор.
  • Пополнить свои математические знания.
  • Научиться работать с дополнительной литературой.



Содержание учебного курса

Раздел 1:Решение логических задач. 

Тема 1.Задачи типа "Кто есть кто?"
Существует несколько методов решения задач типа «Кто есть кто?». Один из методов решения таких задач –метод графов. Второй способ, которым решаются такие задачи – табличный способ.

Тема 2.Круги Эйлера.

Метод Эйлера является незаменимым при решении некоторых задач, а также упрощает рассуждения. Однако, прежде чем приступить к решению задачи, нужно проанализировать условие.

Тема 3.Задачи на переливание.

Задачи на переливания, в которых с помощью сосудов известных емкостей требуется отмерить некоторое количество жидкости.

Тема 4.Задачи на взвешивание.

Достаточно распространённый вид математических задач. Поиск решения осуществляется путем операций сравнения, правда, не только одиночных элементов, но и групп элементов между собой.

Тема 5. Олимпиадные задания по математике.

Задачи повышенной сложности.

Раздел 2:Текстовые задачи

Тема 6. Текстовые задачи, решаемые с конца.

Познакомить учащихся с решением текстовых задач с конца. Решение нестандартных задач.

Тема 7. Задачи на движение.

Работа по теме занятия. Решение задач.

Тема 8. Задачи на части

Работа по теме занятия. Решение задач.

Тема 9. Задачи на проценты

Работа по теме занятия. Решение задач.

Итоговое занятие:Математическое соревнование (математическая карусель)

Раздел 3: Геометрические задачи

Тема 10. Историческая справка. Архимед

Работа по теме занятия. Доклад ученика об Архимеде.

Тема 11. Геометрия на клетчатой бумаге.

Работа по теме занятия. Решение задач.

Тема 12. Решение задач на площадь.

Работа по теме занятия. Решение задач.

Тема 13. Геометрические задачи (разрезания).

Решение геометрических задач путём разрезания на части.

Раздел 4: Математические головоломки

Тема 14. Математические ребусы

Ввести понятие математического ребуса, совместно обсудить решения трёх заданий. Решение математических ребусов.

Тема 15. Принцип Дирихле.

Формулировка принципа Дирихле. Классификация задач, решаемых с помощью принципа Дирихле. Решение задач.

Итоговое занятие: Математический КВН

Раздел 5:Решение олимпиадных задач

Тема 16. Решение олимпиадных задач.

Задачи повышенной сложности.

Итоговое занятие: Олимпиада.

Самостоятельное решение олимпиадных задач с последующей проверкой.

Учебно – тематическое планирование:



№ урока

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Основные виды учебной деятельности

план

факт

Решение логических задач 



10

1

1

Задачи типа «Кто есть кто?» Метод графов.

1

Умение логически рассуждать при решении задач;

умение применять изученные методы к решению олимпиадных задач;

уметь применять полученные знания при решении задач. Умение выдвигать гипотезы при решении учебных за­дач, понимать необхо­димость их проверки.

Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и созда­вать алго­ритмы для решения учебных матема­тических проб­лем.

Умение планировать и осуществ­лять деятельность, на­правленную на реше­ние задач исследователь­ского характера

2

Задачи типа «Кто есть кто?»

Табличный способ

1

3

2

Круги Эйлера

1

4

Решение задач

1

5

3

Задачи на переливание

1

6

Решение задач

1

7

4

Задачи на взвешивание

1

8

5

Олимпиадные задания по математике.

1

Текстовые задачи

6

9

6

Текстовые задачи, решаемые с конца.

1

Умение логически рассуждать при решении текстовых арифметических задач;

умение применять изученные методы к решению олимпиадных задач;

уметь применять полученные знания при решении задач. Умение выдвигать гипотезы при решении учебных за­дач, понимать необхо­димость их проверки.

Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и созда­вать алго­ритмы для решения учебных матема­тических проб­лем.

Умение планировать и осуществ­лять деятельность, на­правленную на реше­ние задач исследователь­ского характера

10

7

Задачи на движение.

1

11

8

Задачи на части

1

12

9

Задачи на проценты.

1

13

Решение задач.

1

14

Математическая карусель.

Повторение.

1

Иметь представление о методах и способах решения геометрических задач;

уметь переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию. Умение выдвигать гипотезы при решении учебных за­дач, понимать необхо­димость их проверки.

Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и созда­вать алго­ритмы для решения учебных матема­тических проб­лем.

Умение планировать и осуществ­лять деятельность, на­правленную на реше­ние задач исследователь­ского характера

Геометрические задачи

6

15

10

Историческая справка. Архимед

1

16

11

Геометрия на клетчатой бумаге

1

17

Решение задач.

1

18

12

Решение задач на площадь

1

19

13

Решение геометрических задач путём разрезания на части.

1

20

Решение геометрических задач путём разрезания на части.

1

Математические головоломки



4

21

14

Математические ребусы

1

Уметь применять полученные знания при решении задач. Умение выдвигать гипотезы при решении учебных за­дач, понимать необхо­димость их проверки.

Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и созда­вать алго­ритмы для решения учебных матема­тических проб­лем.

Умение планировать и осуществ­лять деятельность, на­правленную на реше­ние задач исследователь­ского характера

22

Математические ребусы

1

23

15

Принцип Дирихле.

1

24

Математический КВН

1

Решение олимпиадных задач



25-26

16

Решение олимпиадных задач.

8

27

1

Умение выдвигать гипотезы при решении учебных за­дач, понимать необхо­димость их проверки.

Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и созда­вать алго­ритмы для решения учебных матема­тических проб­лем.

Умение планировать и осуществ­лять деятельность, на­правленную на реше­ние задач исследователь­ского характераУметь применять полученные знания при решении задач.

28

1

29

1

30

1

31

1

32

Олимпиада

1

33

Анализ олимпиады. Разбор заданий.

1

34

Итоговое занятие

1

Планируемые результаты изучения учебного курса

В ходе освоения содержания программы факультативных занятий «Занимательная математика» ожидаются:

Развитие общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности школьников;

Освоение учащимися на более высоком уровне общих операций логического мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация и др., в результате решения ими соответствующих задач и упражнений, дополняющих основной материал курса;

Повышение уровня математического развития школьников в результате углубления и систематизации их знаний по основному курсу;

Основные знания и умения учащихся

В результате работы на кружке “Занимательная математика” учащиеся должны знать:

основные способы решения нестандартных задач; основные понятия, правила, теоремы.

Учащиеся должны уметь:

решать нестандартные задачи, применяя изученные методы;

применять основные понятия, правила при решении логических задач;

создавать математические модели практических задач;

проводить небольшие математические исследования, высказывать собственные гипотезы и доказывать их.

Информационно-методическое обеспечение:

  1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А.Горского. М. «Просвещение» 2011г.
  2. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.М. «Просвещение» 2011г.
  3. Екимова М.А., Кукин Г.П. Задачи на разрезание. М.: МЦНМО, 2002
  4. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1979.
  5. Лоповок Л.М. Математика на досуге: Кн. для учащихся средн. школьного возраста. М.: Просвещение, 1981.
  6. Мерлин А.В., Мерлина Н.И. Задачи для внеклассной работы по математике (5-11 классы): Учеб. Пособие, 2-е изд., испр. М.: Издат-школа, 2000.
  7. Фарков А.В. Олимпиадные задачи по математике и методы их решения. М.: Дрофа, 2003.
  8. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2000.
  9. Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 кл. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.
  10. Технические средства обучения
        • Мультимедийный компьютер.
  • Мультимедийный проектор.
  • Интерактивная доска
  1. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
  • Доска магнитная.
  • Комплект чертежных инструментов (классных и раздаточных): ли­нейка, транспор­тир, угольник (30°, 60°, 90°), угольник (45°, 90°), цир­куль.
















 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках

Цель программы: Создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей

Цель программы: Создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей

Общая характеристика курса Обучение детей организуется в форме игры, обеспечивающих эмоциональное взаимодействие и общение со взрослым

Общая характеристика курса Обучение детей организуется в форме игры, обеспечивающих эмоциональное взаимодействие и общение со взрослым

Познавательные УУД: формировать представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации; проводить наблюдение и эксперимент под ру­ководством учителя; осуществлять…

Познавательные УУД: формировать представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации; проводить наблюдение и эксперимент под ру­ководством учителя; осуществлять…

Решать логические задачи. Работать в коллективе и самостоятельно

Решать логические задачи. Работать в коллективе и самостоятельно

Тема 8. Задачи на части Работа по теме занятия

Тема 8. Задачи на части Работа по теме занятия

Учебно – тематическое планирование: № урока

Учебно – тематическое планирование: № урока

Умение выдвигать гипотезы при решении учебных за­дач, понимать необхо­димость их проверки

Умение выдвигать гипотезы при решении учебных за­дач, понимать необхо­димость их проверки

Математические головоломки 4 21 14

Математические головоломки 4 21 14

Развитие общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности школьников;

Развитие общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности школьников;

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.07.2020