Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №77 "Зоренька»
Город Северодвинск, Архангельская область
Кружковая работа в первой младшей группе по нетрадиционному способу рисования.
«Цветные ладошки»
Рисуем, играем, детей развиваем! Вместе гуляем, вместе играем, учимся вместе и отдыхаем!
Руководители кружка: Гунина Галина Анатольевна, Конечная Елена Владимировна.
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем ярче творческая стихия детского разума…»
В. А. Сухомлинский.
Кружок «Цветные ладошки» - способен увести деток в увлекательную страну красок, открыть дверцу в мир творчества и мастерства. Велико образовательное и воспитательное значение рисования в плане умственного и эстетического развития ребенка.
Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. От рисования ребенок получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы.
Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний.
Рисуя, каждый ребенок отображает свой внутренний мир, высказывает свое отношение к окружающим. Многие детские психологи утверждают, что ребенок не только выражает свои мысли и чувства посредством рисования, но и как бы описывает самого себя.
Рисование интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использование самых разных материалов создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает детей к миру прекрасного, развивает креативность (творческое начало личности), формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Часто несет в себе и элементы психотерапии – успокаивает, отвлекает, занимает.
Рисование пробуждает детей к творчеству, учит видеть мир в живых красках.
Играя в творчество,
ребенок научится различать цвета и оттенки, размер и количество. Узнает про
диких и домашних животных, птиц, насекомых, времена года. Пытаясь воспроизвести
на бумаге то, что он увидел и узнал об окружающем мире, малыш закрепит свои
знания, привыкнет к ним.
Не умея еще выразить свои чувства словами, кроха сможет выразить их в
творчестве. У малыша будет богатая фантазия! Он станет самостоятельнее,
усидчивее, ему будет интересно учиться.
Ребенок станет решительнее: он же учится принимать решения - куда приклеить и
т.д.
Если ребенку нравится творческий процесс, если ему интересно, то начинать
никогда не рано. И тем более никогда не поздно.
Да, малышовые творения в столь юном возрасте - по большому счету, просто
каляки-маляки, но придет время и повзрослеет малыш, может он и не станет
великим художником, но он сможет чувствовать прекрасное, оценит его по
достоинству и никогда не разрушит. Разве этого мало?
Дети
должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества.
Сухомлинский В. А.
Цель: Развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
развивающие:
• Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
• Развивать творческие способности детей.
• Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
воспитательные:
• Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
• Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
шедевра.
обучающие:
• Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
• Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
• Учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.
• Формировать умение оценивать созданные изображения.
Особенности программы.
Особенности программы – это развитие индивидуальности каждого ребенка, от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Исследования показали, что занятия рисованием формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют сенсорному развитию детей, дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации.
При обучении рисованию нужно учитывать индивидуально-типологические особенности детей (для одних детей важно изобразительно описать ситуацию, другие стараются выразить взаимоотношения персонажей, настроение) и оказывали детям разные виды помощи: словесную, направляющую, обучающую.
Для создания выразительного художественного образа использовали рисования, комбинирование различных способов изображения, материалов в одном изображаемом образе. Особое значение придавали материалу, которым дети могут рисовать: палочка с ватой, цветы, семена, листья растений, еловые ветки, опилки и т.д.
Особенность возрастной группы
Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном беспредельном мире. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества
Организуя кружковую работу по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Так как дети от 2 до 3 лет, только начинают знакомиться с нетрадиционным рисованием, то в образовательной деятельности лучше начинать знакомить с самыми простыми методиками: рисованием руками и штампованием.
Способы и формы работы с детьми
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка по нетрадиционному рисованию. Общее количество занятий в год -28, время занятий 10-15 мин. Программа ориентирована на работу с воспитанниками в возрасте 2-3 года и рассчитана на год.
В процессе совместного рисования использовали различные методы и приемы: словесные (художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет); наглядные; практические; игровые.
Форма занятий –подгрупповая
Основные методики нетрадиционных техник рисования
Нетрадиционные техники рисования, как пальчиком, ладошкой, тычком (жёсткая кисть или ватная палочка), прижми и отпечатай (поролон, крышки, пробки). Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны, и в каждой технике ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Например, если мы возьмём рисование пальчиком или ладошкой - этот метод рисования помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, даёт взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки. Рисуя пальцами или ладошкой, ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.
Техника «Выдувание» - развивает фантазию детей, тренирует лёгкие, благотворно сказывается на развитии плавности речевого дыхания, развивает нестандартное решение, будит воображение.
Техника «Прижми и отпечатай» - привлекает детей процессом печатания, угадывания того, что получится в результате оттиска разнообразных материалов (пробки, поролон, пуговицы, банки с дном разного размера, крышки и т.д.)
Очень интересны и такие приёмы как рисование «Тычком» (жёсткая кисть, ватная палочка или рисование от пятна и т.д.) Нетрадиционных техник рисования много, ведь рисовать можно чем угодно, лишь бы было воображение.
Перспективный план работы кружка «Цветные ладошки»
Ноябрь.
Неделя |
Занятие |
Цель |
1 |
«Волшебные листочки» |
Учить детей рисовать пальчиками. |
2 |
«Ягодка за ягодкой» (на кустиках) |
Создание ритмичной композиции. Сочетание изобразительных техник: рисование веточек цветными карандашами и ягодок – ватными палочками. |
3 |
«Моя любимая чашка» |
Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Воспитывать аккуратность. |
4 |
«Первый снег» |
Закреплять навыки рисования красками при помощи пальцев; уточнять и закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. |
Декабрь.
Неделя |
Занятие |
Цель |
1 |
«Вот ёжик - ни головы, ни ножек» |
Создание образа ёжика в сотворчестве с воспитателем: дорисовывание «иголок» - коротких прямых линий. Дополнение образа по своему желанию. |
2 |
«Рябинка» |
Учить рисовать на ветке ягодки(пальчиками) и листики (примакиванием).Закрепить данные приёмы рисования. |
3 |
«Зажигаем огоньки» |
Учить наносить яркие мазки на темный фон. |
4 |
«Маленькой ёлочке холодно зимой» |
Рисование пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа.(снежинки, снежные комочки). |
Январь.
Неделя |
Занятие |
Цель |
1 |
«Снежок порхает, кружится» |
Создание образа снегопада. Закрепление приема рисование пальчиками или ватными палочками. Развитие чувства цвета и ритма. |
2 |
«Весёлый снеговик» |
Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. |
3 |
«Вот какие ножки у сороконожки» |
Освоение техники рисования вертикальных линий. Дорисовывание ножек длинной сороконожке, изображенной воспитателем. Развитие чувства формы и ритма. |
Февраль.
Неделя |
Занятие |
Цель |
1 |
«Весёлые рыбки» |
Продолжать учить рисовать с помощью ладошки. Развивать воображение. |
2 |
«Автомобиль для папы» |
Упражнять в рисовании пальчиками, вызвать интерес к подарку для папы |
3 |
«Мои любимые домашние животные» |
Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жёсткой кистью-учить имитировать шерсть животного. |
4 |
«Полосатые полотенца для лесных зверушек» |
Рисование узоров из прямых и волнистых линий на длинном прямоугольнике. Развитие чувства ритма (чередование в узоре 2-3 цветов или разных линий) |
Март.
Неделя |
Занятие |
Цель |
1 |
«Мимоза для мамочки» |
Продолжать упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. |
2 |
«Мои рукавички» |
Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет несложной формы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. |
3 |
«Вот какие у нас сосульки!» |
Освоение способа рисования вертикальных линий разной длины кисточкой. Развитие чувства формы, цвета, ритма. |
4 |
«Жили у бабуси два весёлых гуся» |
Продолжать использовать ладонь как изобразительное средство. Закреплять умение дополнять изображение деталями. |
5 |
«Подснежники» |
Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка. |
Апрель.
Неделя |
Занятие |
Цель |
1 |
«Цветочек радуется солнышку» |
Упражнять в технике печатания печатками. Учить рисовать цветок, дополнять стебельком, листиками, травкой вокруг.Развивать чувство композиции. |
2 |
«Солнышко лучистое» |
Рисование ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки-лучики у солнышка. Развивать цветовосприятие. |
3 |
«Божьи коровки на лужайке» |
Продолжать упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умения равномерно наносить точки на всю поверхность предмета. |
4 |
«Нарядные матрешки» |
Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции. |
Май.
Неделя |
Занятие |
Цель |
1 |
«Вот какой у нас салют!» |
Создание красивой коллективной композиции в сотворчестве с воспитателем. Рисование огней салюта нетрадиционными приемами (примакивание тампоном, тряпочкой, пробкой). Воспитание интереса к наблюдению красивых явлений в окружающей жизни и их отражению в изобразительной деятельности. |
2 |
«Птички – невелички» |
Создание у детей яркого эмоционального отклика на необычный способ создания изображений. Знакомство с возможностью получения образов с помощью отпечатков ладошек. Понимание связи между формой ладошки и очертаниями изображаемого объекта (птички летят). |
3 |
«Мать-и-мачеха» |
Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка. |
4 |
«Цыплятки» |
Создание выразительных образов желтых цыплят, гуляющих по зеленой травке. Самостоятельный выбор художественных материалов |
Литература, используемая педагогом для разработки
кружка
и организации образовательного процесса
1. И. А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М.: «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л.
2.
Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники,
планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.-120с.
3.«Рисуем без кисточки» А. А.
Фатеева Академия развития 2006
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.