Рабочая программа курса «доноведение»
1 класс
Пояснительная записка
Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название курса - «Доноведение».
Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает.
Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.
Задачи изучения родного края:
Образовательные:
Ø Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
Ø Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Воспитательные:
Ø Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
Ø Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие:
Ø Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
Ø Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира. При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество».
Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
Ø Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
Ø Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
Ø История Донского края – часть истории Отечества.
Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.
Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их непроходящей ценности и необходимости их охраны.
При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов. Так во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребёнка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. Программа обучения в 3 и 4 классах построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.
Требования к уровню подготовки младших школьников
В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся должны:
иметь представления: |
знать: |
уметь:
|
о связях между живой и неживой природой родного края; о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области; об истории челове-ка в древние време-на, проживающего на Донской земле; об истории родного края
|
объекты неживой и живой природы Ростовской области; особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности; водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве; полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве; правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области; государственную символику Ростовской области, своего района; важнейшие события в истории родного края; народы, населяющие Ростовскую; родственные связи в семь; правила поведения в общественных местах и на улице
|
- различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида); - различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида); - узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края; приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида); приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3); описывать наиболее важные события истории родного края; рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села); показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение; приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области
|
Личностные универсальные действия
Ø анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
Ø объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите.
Регулятивные универсальные действия
Ø ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
Ø составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
Ø вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
Ø оценивать собственные знания и умения;
Ø доводить дело до конца.
Познавательные универсальные действия
Ø находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
Ø проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
Ø ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные действия
Ø слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
Ø осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.
Доноведение
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Виды деятельности на уроке |
Дата |
Кол-во часов |
|
План. |
Факт. |
||||
I четверть |
9 |
||||
1 |
Вводный урок. Мы теперь не просто дети. |
Вводная беседа о предмете «Доноведение». Раскрашивание картинки. (с.3) |
2.09 |
|
1 |
2 |
Родной край.
|
Беседа о родном крае. Чтение учителем стихотворений (страничка для чтения). Раскрашивание картинки (с.4). Составление рассказа по картинке. |
9.09 |
|
1 |
3 |
Времена года.
|
Экскурсия по пришкольному участку. Разгадывание кроссворда (стр.6). Беседа обо всех временах года. Раскрашивание картинок (стр.6). |
16.09 |
|
1 |
4 |
Осень. Осенние месяцы.
|
Разгадывание кроссворда (с.7). Чтение учителем (с.8) (страничка для чтения). Беседа об осенних месяцах. Разучивание одного стихотворения наизусть. Раскрашивание картинки (7) 1. сентябрь. 2. октябрь.3. ноябрь. |
23.09 |
|
1 |
5 |
Экскурсия. |
Беседа об осенних изменениях в природе края. Декламированье стихотворений об осени. Сбор природного материала. |
30.09 |
|
1 |
6 |
Осенние изменения в природе. |
Раскрашивание картинки (с.9). Беседа об осенних изменениях в природе. |
7.10 |
|
1 |
7 |
Растения осенью.
|
Разгадывание загадок о деревьях. Решение проблемы «Почему художник не нарисовал ещё одно дерево». Беседа о дикорастущих и культурных растениях. Раскрашивание картинок. Изготовление поделки из природного материала (плодов деревьев). |
14.10 |
|
1 |
8 |
Листья жёлтые летят. Проект «Поделки из природных материалов» |
Выставка поделок из плодов деревьев. Рассказы детей (задание 10). Раскрашивание листьев. Беседа о цветовой гамме осенних листьев. Изготовление аппликации из листьев. |
21.10 |
|
1 |
9 |
Занятия людей осенью.
|
Беседа по картинкам «Чем могут заниматься люди осенью в нашем крае?». Чтение учителем (с.4) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок (с.15). Составление рассказа по картинке. |
28.10 |
|
1 |
|
|
II четверть |
|
|
7 |
|||
10 |
Что растёт на огороде и в саду? |
Разгадывание загадок, кроссворда. Беседа об овощах. Решение проблемы «Что не является овощем?». Беседа о фруктах, выращиваемых на Дону. Беседа о съедобных и несъедобных ягодах. Решение проблемы «Чем опасны ядовитые растения?» |
11.11 |
|
1 |
|||
11 |
Что растёт в поле?
|
Беседа о культурных зерновых растениях края. Решение проблемы «Как отличить пшеницу от ржи?». Рисование колосков. Решение проблемы «Что из чего изготавливают?». Беседа о бережном отношении к хлебу. Беседа «А ещё в нашем крае на полях выращивают …». Изготовление поделок из природного материала (овощей – картошки, огурца, баклажана и т.п.). |
18.11 |
|
1 |
|||
12 |
Жизнь животных осенью.
|
Чтение учителем (с.21) (страничка для чтения). Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок. Решение проблемы «Кто лишний?» «На какие группы можно разделить животных?». Беседа о перелётных птицах, о насекомых, зверях (домашних и диких). 18 – 1. сорока, 2. уточка, 3. ворона, 4. бабочка, 5. цапля. 19 – 1.муравей, 2. волк, 3. жук, 4. стрекоза, 5.ёж, 6.белка, 7. суслик, 8. крот, 9. ласка, 10.лиса, 11.кот, 12. бобры. |
25.11 |
|
1 |
|||
13 |
Осень в моём краю.
|
Обобщающая беседа. Раскрашивание картинки. Декламирование стихотворений. Составление рассказа по картинке. |
2.12 |
|
1 |
|||
14 |
Экскурсия. |
Беседа о зимних изменениях в природе края. Декламированье стихотворений о зиме. |
9.12 |
|
1 |
|||
15 |
Зимняя сказка.
|
Разгадывание кроссворда. Чтение учителем (с.27) (страничка для чтения). Беседа о зимних месяцах. Сочинение рассказа и его запись. Раскрашивание картинок. – 1.декабрь, 2. январь, 3. февраль. |
16.12 |
|
1 |
|||
16 |
Зимние изменения в природе. Проект «Зимняя сказка»
|
Представление своих сочинений. Беседа о признаках зимы. Раскрашивание картинок. |
23.12 |
|
1 |
|||
|
|
III четверть |
|
|
9 |
|||
17 |
Жизнь животных зимой.
|
Чтение учителем (с.30) (страничка для чтения). Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок. Решение проблемы «Как помочь птицам и диким животным зимой?». Составление рассказа. 26- ворона, сорока и синица – всеядны; воробей, голубь любят крошки, семена, крупу; свиристель – ягоды рябины. 27 – 1. лиса, 2.заяц, 3.белка, 4. мышка, 5. кабан, 6. олень, 7. сова. |
13.01 |
|
1 |
|||
18 |
Живой уголок.
|
Экскурсия к живому уголку в школе. Разгадывание кроссворда. Составление рассказа, используя опорные слова из кроссворда. 28 – по горизонтали: аквариум, попугай, ящерица; по вертикали: террариум, фикус, рыбки, хомяк. |
20.01 |
|
1 |
|||
19 |
Занятия людей зимой.
|
Чтение учителем (с.34) (страничка для чтения). Беседа «Чем могут заниматься люди зимой?» Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинке. |
27.01 |
|
1 |
|||
20 |
Весна. Весенние месяцы. Проект «Весенние месяцы»
|
Разгадывание кроссворда. Беседа о весенних месяцах. Чтение учителем (с.37) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. |
3.02 |
|
1 |
|||
21 |
Экскурсия. |
Беседа об изменениях в природе края. Декламирование стихотворений о весне. |
10.02 |
|
1 |
|||
22 |
Весенние изменения в природе.
|
Раскрашивание картинок. Беседа о весенних изменениях. Сочинение.
|
24.02 |
|
1 |
|||
23 |
Растения весной.
|
Беседа «Что происходит с растениями весной?» Раскрашивание картинок. |
3.03 |
|
1 |
|||
24 |
Жизнь животных весной.
|
Беседа «Как изменяется жизнь животных весной?» Чтение учителем (с.41) (страничка для чтения). Учимся рисовать птиц и животных. |
10.03 |
|
1 |
|||
25
|
Занятия людей весной.
|
Беседа «Чем могут заниматься люди весной?» по картинкам. Чтение учителем (с.44) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. |
17.03 |
|
1 |
|||
IV четверть |
8 |
|||||||
26 |
Занятия людей весной |
Беседа «Чем могут заниматься люди весной?» по картинкам. Чтение учителем (с.44) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. Сочинение. |
31.03 |
|
1 |
|||
27 |
Экскурсия. |
Беседа о летних изменениях в природе края. Декламированье стихотворений о лете. |
7.04 |
|
1 |
|||
28 29
|
Летние изменения в природе.
|
Разгадывание кроссворда. Беседа о летних месяцах и сезонных изменениях в природе. Чтение учителем или хорошо читающим ребёнком (с.47) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. |
14.04 21.04
|
|
2 |
|||
30 |
Что растёт на лугу? Проект «Растения луга»
|
Разгадывание кроссворда, загадок о травянистых растения луга и поля. Раскрашивание картинок. |
28.04 |
|
1 |
|||
31 |
Экскурсия на водоём. Что растёт у водоёма?
|
Беседа водоёмах края. Рисование. Разгадывание кроссворда, загадок о растениях водоёма. Беседа «Как вести себя на водоёме». Раскрашивание картинок. |
5.05
|
|
1 |
|||
32 33
|
Жизнь животных летом.
|
Беседа «Как изменяется жизнь животных летом?» Чтение учителем (с.52) (страничка для чтения). Учимся рисовать птиц и животных. |
12.05 19.05
|
|
2 |
|||
Всего |
33 |
|||||||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.