Рабочая программа курса " Доноведение" 1 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа курса " Доноведение" 1 класс

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
окружающий мир
20.01.2023
Рабочая программа курса " Доноведение" 1 класс
Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название курса - «Доноведение». Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает. Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.
Рабочая программа курса Доноведение 1 класс.doc

Рабочая программа курса «доноведение»

1 класс

Пояснительная записка

Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название курса -  «Доноведение».

Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает.

Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.

Задачи изучения родного края:

Образовательные:

Ø  Пробуждение интереса к малой Родине и  формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;   

Ø  Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.

Воспитательные:

Ø  Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.

Ø  Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.

Развивающие:

Ø  Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.

Ø  Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края. 

Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира. При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).

 Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество».

Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:

Ø  Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.

Ø  Человек Донского края имеет свои  индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.

Ø  История Донского края – часть истории Отечества.

Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.

       Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе  перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности.  В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.

Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.

 Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их непроходящей ценности и необходимости их охраны.

При конструировании содержания программы курса использовался принцип  спиралевидности.  Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов. Так во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребёнка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. Программа обучения в 3 и 4 классах построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.

Требования к уровню подготовки младших школьников

В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся должны:

иметь

представления:

знать:

уметь:

 

   о связях между живой и неживой природой родного края;

   о связях между деятельностью человека  в крае и состоянием природы Ростовской области;

   об истории челове-ка в древние време-на, проживающего на Донской земле;

   об истории родного края

 

   объекты неживой и живой природы Ростовской области;

   особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей   местности;

   водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;

   полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;

   правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;

   государственную символику Ростовской области, своего района;

   важнейшие события в истории родного края;

   народы, населяющие Ростовскую;

   родственные связи в семь;

  правила поведения в общественных местах и на улице

 

-         различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);

-      различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);

-      узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;

   приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);

   приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);

   описывать наиболее важные события истории родного края;

   рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);

   показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;

   приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области

 

 

Личностные универсальные действия

Ø  анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

Ø  объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите.

Регулятивные универсальные действия

Ø  ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);

Ø  составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;

Ø  вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;

Ø  оценивать собственные знания и умения;

Ø  доводить дело до конца.

Познавательные универсальные действия

Ø  находить и  пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;

Ø  проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;

Ø  ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные действия

Ø  слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

Ø  осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доноведение

Тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Виды деятельности на уроке

Дата

Кол-во часов

План.

Факт.

I четверть

9

1

Вводный урок.

Мы теперь не просто

дети.

 Вводная беседа о предмете «Доноведение».  Раскрашивание картинки. (с.3)

2.09

 

1

2

Родной край.

 

Беседа о родном крае. Чтение учителем стихотворений (страничка для чтения). Раскрашивание картинки (с.4). Составление рассказа по картинке.

9.09

 

1

3

Времена года.

 

Экскурсия по пришкольному участку. Разгадывание кроссворда (стр.6). Беседа обо всех временах года. Раскрашивание картинок (стр.6).

16.09

 

1

4

Осень. Осенние

месяцы.

 

Разгадывание кроссворда (с.7). Чтение учителем (с.8) (страничка для чтения). Беседа об осенних месяцах.  Разучивание одного стихотворения наизусть. Раскрашивание картинки (7)    1. сентябрь. 2. октябрь.3. ноябрь.

23.09

 

1

5

Экскурсия.

Беседа об осенних изменениях в природе края. Декламированье стихотворений об осени. Сбор природного материала.

30.09

 

1

6

Осенние изменения в природе.

Раскрашивание картинки (с.9). Беседа об  осенних изменениях в природе.

7.10

 

1

7

Растения осенью.

 

Разгадывание загадок о деревьях. Решение проблемы «Почему художник не нарисовал ещё одно дерево». Беседа о дикорастущих и культурных растениях. Раскрашивание картинок. Изготовление поделки из природного материала (плодов деревьев).

14.10

 

1

8

Листья жёлтые летят.

Проект «Поделки из природных материалов»

Выставка поделок из плодов деревьев. Рассказы детей (задание 10). Раскрашивание листьев. Беседа о цветовой гамме осенних листьев. Изготовление аппликации из листьев.

21.10

 

1

9

Занятия людей осенью.

 

Беседа по картинкам «Чем могут заниматься люди осенью в нашем крае?». Чтение учителем (с.4) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок (с.15). Составление рассказа по картинке.

28.10

 

1



 

 

II четверть

 

 

7

10

Что растёт на огороде и в саду?

Разгадывание загадок, кроссворда. Беседа об овощах. Решение проблемы «Что не является овощем?». Беседа о фруктах, выращиваемых на Дону. Беседа о  съедобных и несъедобных ягодах. Решение проблемы «Чем опасны ядовитые растения?»

11.11

 

1

11

Что растёт в поле?

 

Беседа о культурных зерновых растениях края. Решение проблемы «Как отличить пшеницу от ржи?». Рисование колосков. Решение проблемы «Что из чего изготавливают?». Беседа о бережном отношении к хлебу. Беседа «А ещё в нашем крае на полях выращивают …». Изготовление поделок из природного материала (овощей – картошки, огурца, баклажана и т.п.).

18.11

 

1

12

Жизнь животных

осенью.

 

 Чтение учителем (с.21) (страничка для чтения). Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок. Решение проблемы «Кто лишний?» «На какие группы можно разделить животных?». Беседа о перелётных птицах, о насекомых, зверях (домашних и диких).   18 – 1. сорока, 2. уточка, 3. ворона, 4. бабочка, 5. цапля. 19 – 1.муравей, 2. волк, 3. жук, 4. стрекоза, 5.ёж, 6.белка, 7. суслик, 8. крот, 9. ласка, 10.лиса, 11.кот, 12. бобры.

25.11

 

1

13

Осень в моём краю.

 

Обобщающая беседа. Раскрашивание картинки. Декламирование стихотворений. Составление рассказа по картинке.

2.12

 

1

14

Экскурсия.

Беседа о зимних изменениях в природе края. Декламированье стихотворений о зиме.

9.12

 

1

15

Зимняя сказка.

 

Разгадывание кроссворда. Чтение учителем (с.27) (страничка для чтения). Беседа о зимних месяцах. Сочинение рассказа и его запись. Раскрашивание картинок.  – 1.декабрь, 2. январь, 3. февраль.

16.12

 

1

16

Зимние изменения в природе. Проект «Зимняя сказка»

 

Представление своих сочинений. Беседа о признаках зимы. Раскрашивание картинок.

23.12

 

1

 

 

III четверть

 

 

9

17

Жизнь животных зимой.

 

Чтение учителем (с.30) (страничка для чтения). Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок. Решение проблемы «Как помочь птицам и диким животным зимой?». Составление рассказа.  26- ворона, сорока и синица – всеядны; воробей, голубь любят крошки, семена, крупу; свиристель – ягоды рябины.

27 – 1. лиса, 2.заяц, 3.белка, 4. мышка, 5. кабан, 6. олень, 7. сова.

13.01

 

1

18

Живой уголок.

 

Экскурсия к живому уголку в школе. Разгадывание кроссворда. Составление рассказа, используя опорные слова из кроссворда. 28 – по горизонтали: аквариум, попугай, ящерица; по вертикали: террариум, фикус, рыбки, хомяк.

20.01

 

1

19

Занятия людей зимой.

 

Чтение учителем (с.34) (страничка для чтения). Беседа «Чем могут заниматься люди зимой?»  Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинке.

27.01

 

1

20

Весна. Весенние месяцы. Проект «Весенние месяцы»

 

Разгадывание кроссворда. Беседа о весенних месяцах. Чтение учителем (с.37) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок.

3.02

 

1

21

Экскурсия.

Беседа об изменениях в природе края. Декламирование стихотворений о весне.

10.02

 

1

22

Весенние изменения в природе.

 

Раскрашивание картинок. Беседа о весенних изменениях. Сочинение.

 

24.02

 

1

23

Растения весной.

 

Беседа «Что происходит с растениями весной?» Раскрашивание картинок.

3.03

 

1

24

Жизнь животных весной.

 

Беседа «Как изменяется жизнь животных весной?» Чтение учителем (с.41) (страничка для чтения). Учимся рисовать птиц и животных.

10.03

 

1

25

 

Занятия людей весной.

 

Беседа «Чем могут заниматься люди весной?» по картинкам. Чтение учителем (с.44) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок.

17.03          

 

1

IV четверть

8

26

Занятия людей весной

Беседа «Чем могут заниматься люди весной?» по картинкам. Чтение учителем (с.44) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. Сочинение.

31.03

 

1

27

Экскурсия.

Беседа о летних изменениях в природе края. Декламированье стихотворений о лете.

7.04

 

1

28

29

 

Летние изменения в

природе.

 

Разгадывание кроссворда. Беседа о летних месяцах и сезонных изменениях в природе. Чтение учителем или хорошо читающим ребёнком (с.47) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок.

14.04

21.04

 

 

2

30

Что растёт на лугу? Проект «Растения луга»

 

Разгадывание кроссворда, загадок о травянистых растения луга и поля. Раскрашивание картинок.

28.04

 

1

31

Экскурсия на водоём.

Что растёт у водоёма?

 

Беседа водоёмах края. Рисование. Разгадывание кроссворда, загадок о растениях водоёма. Беседа «Как вести себя на водоёме». Раскрашивание картинок.

5.05

 

 

1

32

33

 

 

Жизнь животных летом.

 

Беседа «Как изменяется жизнь животных летом?» Чтение учителем (с.52) (страничка для чтения). Учимся рисовать птиц и животных.

12.05

19.05

 

 

2

Всего

33

 


Рабочая программа курса «доноведение» 1 класс

Рабочая программа курса «доноведение» 1 класс

Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе

Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе

Личностные универсальные действия Ø анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края; Ø объяснять правила поведения…

Личностные универсальные действия Ø анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края; Ø объяснять правила поведения…

Доноведение Тематическое планирование № п/п

Доноведение Тематическое планирование № п/п

II четверть 7 10

II четверть 7 10

Жизнь животных зимой. Чтение учителем (с

Жизнь животных зимой. Чтение учителем (с

Летние изменения в природе.

Летние изменения в природе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.