Рабочая программа курса «Доноведение»
2 класс
Пояснительная записка
Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название курса - «Доноведение».
Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает.
Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:
Образовательные:
· Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
· Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Воспитательные:
· Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
· Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие:
· Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
· Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира. При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
· Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
· Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
· История Донского края – часть истории Отечества.
Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.
Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их непроходящей ценности и необходимости их охраны.
При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов. Так во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребёнка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. Программа обучения в 3 и 4 классах построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.
Требования к уровню подготовки младших школьников
В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся должны:
иметь представления: |
знать: |
уметь:
|
- о связях между живой и неживой природой родного края; - о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области; - об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле; - об истории родного края;
|
- объекты неживой и живой природы Ростовской области; - особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности; - водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве; - полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве; - правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области; - государственную символику Ростовской области, своего района; - важнейшие события в истории родного края; - народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх); - родственные связи в семье; - правила поведения в общественных местах и на улице; |
- различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида); - различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида); - узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края; - приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида); - приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3); - описывать наиболее важные события истории родного края; - рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села); - показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение; - приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
|
могут научиться:
Личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:
· анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
· объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
Регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:
· ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
· составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
· вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
· оценивать собственные знания и умения;
· доводить дело до конца.
Познавательным универсальным учебным действиям, включающим обще учебные, логические действия постановки и решения проблем:
· находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
· проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
· тавить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
Коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
· слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
· осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.
Тематическое планирование курса «Доноведение»
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Дата планир.
|
Дата факт. |
Виды деятельности |
|
Я и окружающий мир. (2 часа) |
||||||
1 |
С чего начинается Родина…
|
1 |
7.09 |
|
Проект «Улица моего детства». |
|
2 |
Школа – светлая гавань детства. |
1 |
14.09 |
|
|
|
Жизнь на Дону. (1 час) |
||||||
3 |
С днём рождения, родной город (село) (экскурсия по родному городу (селу.)
|
1 |
21.09 |
|
.
Проект «Составление альбома о родном городе (селе).» Выставка рисунков, фотографий.
|
|
Я и окружающий мир. (1 час) |
||||||
4 |
Дорога от дома до школы (экскурсия).
|
1 |
28.09 |
|
Игры «Мы на проезжей части», «Мы пассажиры». Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест. |
|
Природа Донского края. (9 часов) |
||||||
5 |
Природа (экскурсия.) |
1 |
5.10
|
|
Наблюдение предметов живой и неживой природы. |
|
6 |
Город и природа (экскурсия). |
1 |
12.10 |
|
Исследовательская деятельность по проблемам: «Флора родного города (села)», «Фауна родного города (села)» |
|
7-8 |
Что за дерево такое? |
2 |
19.10 26.10 |
|
|
Игра «У кого детки с этой ветки?» |
9 |
Кустарники (экскурсия). |
1 |
9.11 |
|
|
Сбор трав и изготовление гербария, композиционное панно из растений. |
10-11 |
Травушка-муравушка. |
2 |
16.11 23.11 |
|
|
Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края». |
12 |
Растения и мы. |
1 |
30.11 |
|
Игра «Природная лечебница» Проект «Изготовление справочника лекарственных трав». |
|
13 |
Краски Тихого Дона. |
1 |
7.12 |
|
Чтение стихов о родном крае, рисование пейзажей родного края. |
|
Я и окружающий мир. (2 часа) |
||||||
14 |
Мои имя, фамилия, отчество… |
1 |
14.12 |
|
Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник». |
|
15 |
Что ты знаешь о роде своём… |
1 |
21.12 |
|
||
Жизнь на Дону. (3 часа) |
||||||
16-18 |
Обряды на Дону. Зимние обряды (праздничное мероприятие). |
3 |
11.01 18.01, 25.01
|
|
Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички. |
|
Природа Донского края. (10 часов) |
||||||
19 |
Животный мир Ростовской области (экскурсия). |
1 |
1.02 |
|
Наблюдение за животными в природе, дома. Посещение краеведческого музея. |
|
20 |
Домашняя мохнатая азбука. |
2 |
8.02 15.02 |
|
Проект «Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы». Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - …». |
|
21 |
Мой домашний милый друг. |
1 |
22.02 |
|
Наблюдение за животными дома. Мини-сочинение о своём домашнем животном. |
|
22 23 |
Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми. |
2 |
1.03 15.03 |
|
Проект «Изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг». |
|
24 |
Родные просторы (экскурсия). |
1 |
22.03 |
|
Наблюдение и изучение форм поверхности родного края. Игра «Помоги кузнечику добраться до дома». |
|
25 |
Чем богаты наши недра? |
1 |
5.04
|
|
Рисование иллюстраций к сказкам: «Сказка о каменном угле», «Кто главнее?». |
|
26 |
Что такое почва? |
1 |
12.04 |
|
Исследование состава почвы. |
|
27 |
Почва нам и стол и дом (экскурсия). |
1 |
19.04 |
|
||
Человек и природа. (3 часа) |
||||||
28 |
Рядом с домом лес и луг, озеро и речка (экскурсия). |
1 |
26.04 |
|
Наблюдение и изучение взаимосвязей растений и животных в природном сообществе родного края. |
|
29 |
Человек – хозяин природы? |
1 |
3.05 |
|
Наблюдение и изучение экологических проблем природного сообщества. |
|
30 |
Спасём и сохраним! |
1 |
10.05 |
|
Ролевое театрализованное представление. |
|
Жизнь на Дону. (2 часа) |
||||||
31 |
День освобождения! |
1 |
17.05 |
|
Рисунки, поделки, посвящённые данной тематике. |
|
32 |
Вместе дружная семья |
1 |
24.05 |
|
Песни, танцы народов, населяющих родной край, их национальные традиции и блюда. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.