Рабочая программа курса " Доноведение" 2 класс

  • Образовательные программы
  • docx
  • 20.01.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название курса - «Доноведение». Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает. Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.
Иконка файла материала Доноведение 2 класс.docx

Рабочая программа курса «Доноведение»

2 класс

Пояснительная записка

 

       Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название курса - «Доноведение».

Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает.

 

      Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:

 

Образовательные:

·      Пробуждение интереса к малой Родине и  формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;   

·      Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.

Воспитательные:

·      Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.

·      Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.

Развивающие:

·      Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.

·      Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края. 

Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира. При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).

 

 Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:

·      Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.

·      Человек Донского края имеет свои  индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.

·      История Донского края – часть истории Отечества.

     Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.

    Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе  перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности.  В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.

Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.

 Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их непроходящей ценности и необходимости их охраны.

При конструировании содержания программы курса использовался принцип  спиралевидностиМладший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов. Так во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребёнка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. Программа обучения в 3 и 4 классах построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.

 

Требования к уровню подготовки младших школьников

 

В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся должны:

 

иметь

представления:

знать:

уметь:

 

-                          о связях между живой и неживой природой родного края;

-                          о связях между деятельностью человека  в крае и состоянием природы Ростовской области;

-                          об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;

-                          об истории родного края;

 

-      объекты неживой и живой природы Ростовской области;

-      особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;

-      водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;

-      полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;

-      правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;

-      государственную символику Ростовской области, своего района;

-      важнейшие события в истории родного края;

-      народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);

-      родственные связи в семье;

-      правила поведения в общественных местах и на улице;

-      различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);

-      различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);

-      узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;

-      приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);

-      приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);

-      описывать наиболее важные события истории родного края;

-      рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);

-      показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;

-      приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;

 

 

могут научиться:

Личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:

·      анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

·      объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;

Регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:

·      ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);

·      составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;

·      вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;

·      оценивать собственные знания и умения;

·      доводить дело до конца.

Познавательным универсальным учебным действиям, включающим обще учебные, логические действия постановки и решения проблем:

·      находить и  пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;

·      проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;

·      тавить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности:

·      слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

·      осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.

 


Тематическое планирование курса «Доноведение»

 

 

п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата планир.

 

Дата факт.

Виды  деятельности

Я и окружающий  мир. (2 часа)

1

С чего начинается Родина…

 

1

7.09

 

Проект «Улица моего детства».

2

Школа – светлая гавань детства.

1

14.09

 

 

Жизнь на Дону. (1 час)

3

С днём рождения, родной город (село)

(экскурсия по родному городу (селу.)

 

1

21.09

 

.

 

Проект «Составление альбома о родном городе (селе).» Выставка рисунков, фотографий.

 

Я и окружающий мир. (1 час)

4

Дорога от дома до школы (экскурсия).

 

1

28.09

 

Игры «Мы на проезжей части», «Мы пассажиры».

Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.

Природа Донского края. (9 часов)

5

Природа (экскурсия.)

1

5.10

 

 

Наблюдение предметов живой и неживой природы.

6

Город и природа (экскурсия).

1

12.10

 

Исследовательская деятельность по проблемам: «Флора родного города (села)», «Фауна родного города (села)»

7-8

Что за дерево такое?

2

19.10

26.10

 

 

Игра «У кого детки с этой ветки?»

9

Кустарники (экскурсия).

1

9.11

 

 

Сбор трав и изготовление гербария, композиционное панно из растений.

10-11

Травушка-муравушка.

2

16.11

23.11

 

 

Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края».

12

Растения и мы.

1

30.11

 

Игра «Природная лечебница»

Проект «Изготовление справочника лекарственных трав».

13

Краски Тихого Дона.

1

7.12

 

Чтение стихов о родном крае, рисование пейзажей родного края.

Я и окружающий мир. (2 часа)

14

Мои имя, фамилия, отчество…

1

14.12

 

Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник».

     15

Что ты знаешь о роде своём…

1

21.12

 

Жизнь на Дону. (3 часа)

16-18

Обряды на Дону.

Зимние обряды

(праздничное мероприятие).

3

11.01

18.01,

25.01

 

 

Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички.

Природа  Донского края. (10 часов)

19

Животный мир Ростовской области (экскурсия).

1

1.02

 

Наблюдение за животными в природе, дома.

Посещение краеведческого музея.

20

Домашняя мохнатая азбука.

2

8.02

15.02

 

Проект «Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы».

Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - …».

21

Мой домашний милый друг.

1

22.02

 

Наблюдение за животными дома. Мини-сочинение о своём домашнем животном.

22

23

Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми.

2

1.03

15.03

 

Проект «Изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг».

24

Родные просторы (экскурсия).

1

22.03

 

Наблюдение и изучение форм поверхности родного края.

Игра «Помоги кузнечику добраться до дома».

25

Чем богаты наши недра?

1

5.04

 

 

Рисование иллюстраций к сказкам: «Сказка о каменном угле», «Кто главнее?».

26

Что такое почва?

1

12.04

 

Исследование состава почвы.

27

Почва нам и стол и дом (экскурсия).

1

19.04

 

Человек и природа. (3 часа)

28

Рядом с домом лес и луг, озеро и речка (экскурсия).

1

26.04

 

Наблюдение и изучение взаимосвязей растений и животных в природном сообществе родного края.

29

Человек – хозяин природы?

1

3.05

 

Наблюдение и изучение экологических проблем природного сообщества.

30

Спасём и сохраним!

1

10.05

 

Ролевое театрализованное представление.

Жизнь на Дону. (2 часа)

31

День освобождения!

1

17.05

 

Рисунки, поделки, посвящённые данной тематике.

32

Вместе дружная семья

1

24.05

 

Песни, танцы народов, населяющих родной край, их национальные традиции и блюда.