Рабочая программа курса "Грамотный читатель"

  • docx
  • 23.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Грамотный читатель» 1-4 кл. на 2023-2024 уч.г..docx

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Хабаровский край Комсомольский муниципальный район

МБОУ СОШ сельского поселения "Село Новый Мир"

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО

На заседании ШМО

Протокол

от 28.08.2024 г. № 1

 

 

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УМР

Пельменева Е.И.

Протокол

от 28.08.2024 г. № 1

 

УТВЕРЖДЕНО

директор школы

Богданова О.Р. 

Приказ 

от 29.08.2024 г. №283-п

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса внеурочной деятельности

«Грамотный читатель» для обучающихся 1-4 классов

 

 

 

Лагода Инна Викторовна учитель начальных классов

1КК

 

 

 

 

 

 

 

с.п. "Село Новый Мир" 2024


Пояснительная записка

Рабочая программа по родному русскому языку составлена в соответствии с:

Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

Авторской программой «Грамотный читатель» для 1-4 классов; под ред. Антошина М.К.

Сборником рабочих программ по внеурочной деятельности начального, основного и среднего общего образования. М.; «Просвещение», 2020.

Основной образовательной программой начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения МБОУ СОШ с.п. «Село Новый Мир»

Место курса в учебном плане:

В соответствии с основной образовательной программой начального общего образования и  примерными  программами  начального  общего  образования  предмет

«Грамотный читатель» является частью предметной области «Литературного чтения» и изучается со 1-го по 4-й класс.

Общий объем учебного времени составляет 135 часов. Из них в 1-м классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2-м классе – 34 часа (1 час в неделю), в 3-м классе – 34 часа (1 час в неделю), в 4-м классе – 34 часа (1 час в неделю)

Методологическая основа программы системно-деятельностный подход.

Внеурочная деятельность как часть целостного образовательного и воспитательного процесса направлена на достижение планируемых результатов обучения (личностных, предметных и метапредметных), формирование универсальных учебных действий и в итоге на всестороннее развитие личности ребёнка.

Цель программы внеурочной деятельности по курсу «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» — формирование у обучающихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей.

Говоря о чтении, современные исследователи указывают на две его стороны: смысловую и техническую. Смысловая сторона чтения включает понимание значения как отдельных слов, так и текста в целом.

Техническая сторона предполагает преобразование речи из графической формы в устную, то есть зрительное восприятие текста, его распознавание, устное воспроизведение. Эти процессы имеют качественные характеристики, в первую очередь скорость и точность.

Исходя из сказанного, можно сформулировать основную задачу программы — полноценное развитие технической и смысловой сторон чтения обучающихся на основе их активной учебной деятельности.

Задачи:

·         овладение учащимися технологии продуктивного чтения

·         совершенствование культуры чтения, развитие интереса и мотивации кчтению книг;

·         формирование умения читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;

·         развитие у детей способности самостоятельно мыслить в процессе обсуждения прочитанного;

·    обеспечение усвоения ряда понятий технологии продуктивного чтения:

·         «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;

·         воспитание любови к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;

Содержание курса внеурочной деятельности

Раздел «Виды речевой деятельности» (8 ч.) включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения.

Аудирование (слушание) — это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста.

Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текст.

Раздел «Виды читательской деятельности» (60 ч.) включает в себя работу с разными видами текста.

Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: восприятие изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения, научно-популярного текста; воссоздание картины жизни, представленной автором; установление причинно-следственных связей в художественном, учебном и научно- популярном текстах; понимание авторской позиции в произведении; выделение главной мысли текста. Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

В разделе «Круг детского чтения» (48 ч.) реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми, читательских предпочтений младших школьников.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика» (7 ч.) содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.

Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» (12 ч.) является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе

читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста.

1КЛАСС

Стихотворение И. Токмаковой «Сентябрь». Стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовём». Ненецкая сказка «Бурый и белый медведи»

Научно-познавательные тексты «Белый медведь» и «Бурый медведь». Чувашская сказка «Почему зеленые ёлка с сосной»

Научно-познавательный текст В. Сивоглазова «Вечнозеленые растения». Рассказ Н. Сладкова «Рыцарь».

Рассказ Г. Скребицкого «Лесное эхо» Рассказ В. Осеевой «Сторож».

Рассказ В. Осеевой «Навестила». Рассказ Е. Пермяка «Кто?».

Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля». Экскурсия в библиотеку

Рассказ Л. Каминского «Как Петя ленился» Стихотворение А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!». 2 КЛАСС

Стихотворение И. Асеевой «С Днём знаний».

Стихотворение Г. Ладонщикова «С добрым утром Удмуртская сказка «Березка-красавица» Китайская сказка «Жадный Ча»

Научно-познавательный текст «Дракон». Чувашская сказка «Откуда взялась река» Экскурсия в библиотеку

Готовимся к постановке сказки «Откуда взялась река» (1ч.) Занятие в компьютерном классе

Рассказ Н. Сладкова «Воздушный замок»

Научно-познавательный текст «Паук-серебрянка» Рассказ Н. Сладкова «Болтливые окуни»

Рассказ В. Осеевой «Долг».

Подготовка к выразительному чтению рассказа В. Осеевой «Картинки» Рассказ Л. Каминского «Послушный Петя»

Стихотворение И. Бродского «История двойки» Рассказ В. Голявкина «Вот что интересно!» Стихотворение З. Письман «В летние каникулы».

3 КЛАСС

А. Усачёв «1 сентября».

П. Синявский «Родная песенка». Ф. Тютчев «Рассвет».

А. Пантелеев «Главный инженер». Тайская сказка «Птица – болтунья». Китайская сказка «Олени и пёс».

Научно – познавательный текст «Скорость бега животных». Н. Сладков «Домики на ножках».

Г. Скребицкий «Любитель песни».

Научно – познавательный текст «Тюлень». Л. Каминский «Падежи Юры Серёжкина».

Учебный текст «Как определить падеж имени существительного? Н. Носов «Заплатка».

Е. Евсеева «Каникулы». Г. Скребицкий «Синица» Э. Бауэр «Фламинго»

А. Чехов «Белолобый» (отрывок) С. Михалков «Ответ»

Э. Шим «Живые цветы»

Л. Киселёва «И так бывает»

А. Тихонов «Клонится к закату благодатное лето» И. Соколов – Микитов «Сосновый бор»

Л. Киселёва «Башмачки»

Э. Бауэр «Немецкая овчарка» С. Михалков «Осёл и бобр» В. Васильева «Оленёнок»

В. Осеева «На катке»

И. Соколов – Микитов «Калина» Русская народная сказка «Сивка-бурка» И. Крылов «Квартет»

Л. Толстой «Прыжок»

К. Паустовский «Растрёпанный воробей»

 

4 КЛАСС

Стихотворение Г. Ляховицкой «Осеннее чудо». Стихотворение Г. Ладонщикова «Рисунок».

Занятие в компьютерном классе

Рассказ Е. Пермяка «Сказка о большом колоколе» Экскурсия в библиотеку

Рассказ Н. Богданова «Фюнфкиндер»

«Воробей-весельчак». Калмыцкая сказка Научно-познавательный текст «Воробей» Рассказ Н. Носова «Когда мы смеёмся» Рассказ Н. Сладкова «Подводные ежи» Научно-познавательный текст «Ёрш».

Стихотворение Тима Собакина «Подводная песня». Научно-познавательные тексты «Акулы» и «Медузы» Рассказ А. Саломатова «Его последний день»

Готовимся к выразительному чтению отрывка из рассказа «Его последний день» Стихотворение В. Капустиной «Обиженный портфель».

Стихотворение Н. Анишиной «Чем пахнет лето».

Результаты освоения курса.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы предмета «Грамотный читатель» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Грамотный читатель» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.

Гражданско-патриотическое воспитание:

1.      становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка,

2.      истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;

3.      осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему

4.      своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа

5.      произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;

6.      первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

Духовно-нравственное воспитание:

1.      освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;

2.      осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

3.      выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;

4.      неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

Эстетическое воспитание:

1.      проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;

2.      приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;

3.      понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.

4.      Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:

5.      соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);

6.      бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудовое воспитание:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологическое воспитание:

1.      бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;

2.      неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

1.      ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;

2.      овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;

3.      потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Грамотный читатель» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:

·         базовые логические действия:

1.      сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания

2.      для сравнения произведений, устанавливать аналогии;

3.      объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;

4.    определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;

5.      находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;

6.      выявлять недостаток информации для решения учебной(практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

7.    устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;

·         базовые исследовательские действия:

1.      определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

2.      формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;

3.      сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

4.      проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);

5.      формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);

6.      прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; работа с информацией:

7.      выбирать источник получения информации;

8.      согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

9.      распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;

10.  соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

11.  анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

12.  самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

У обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:

·         общение:

1.      воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

2.      проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

3.      признавать возможность существования разных точек зрения;

4.      корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

5.      строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

6.      создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

7.      готовить небольшие публичные выступления;

8.      подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

У обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:

самоорганизация:

1.      планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

2.      выстраивать последовательность выбранных действий;

самоконтроль:

1.      устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

2.      корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Совместная деятельность:

1.      формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

2.      принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

3.      проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

4.      ответственно выполнять свою часть работы;

5.      оценивать свой вклад в общий результат;

6.      выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Грамотный читатель» отражают специфику содержания учебного курса, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения. К концу обучения в первом классе обучающийся научится:

1.      Владеть техникой (навыком) слогового плавного (с переходом на чтение целыми словами) осознанного и правильного чтения вслух с учётом индивидуальных возможностей.

2.      Воспринимать фактическое содержание текста, осмысливать, излагать фактический материал; устно отвечать на вопросы, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведения; участвовать в беседе по прочитанному.

3.      Определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения под руководством учителя.Определять в произведении хронологическую последовательность событий, восстанавливать последовательность событий в произведении. Воспроизводить содержание текста пo плану под руководством взрослого.

4.      Характеризовать героя произведения, давать элементарную оценку (положительная

5.      / отрицательная и почему) его поступкам. Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст.

Получат возможность научиться:

1.      Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам.

2.      Сравнивать героев одного произведения по заданным критериям.

3.      Находить в тексте средства художественной выразительности (звукоподражание, сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства языка в собственном высказывании.

4.      Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словарей.

К концу обучения во втором классе обучающийся научится:

1.      объяснять важность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: переходить от чтения вслух к чтению про себя в соответствии с учебной задачей, обращаться к разным видам чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное), находить в художественных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;

2.      читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 40 слов в минуту (без отметочного оценивания);

3.      различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма);

4.      понимать содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения;

5.      владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, воспроизводить последовательность событий в тексте произведения, составлять план текста (вопросный, номинативный);

6.      описывать характер героя, находить в тексте средства изображения (портрет) героя и выражения его чувств, оценивать поступки героев произведения, устанавливать взаимосвязь между характером героя и его поступками, сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям, характеризовать отношение автора к героям, его поступкам;

7.      объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении;

8.      осознанно применять для анализа текста изученные понятия (автор, литературный герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения, сравнение, эпитет);

9.      участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: понимать жанровую принадлежность произведения, формулировать устно простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста;

10.  пересказывать (устно) содержание произведения подробно, выборочно, от лица героя, от третьего лица;

11.  читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;

12.  составлять высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 5 предложений);

13.  ориентироваться    в     книге/учебнике    по    обложке,     оглавлению,    аннотации, иллюстрациям, предисловию, условным обозначениям;

14.  выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;

15.  использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.

К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:

1.      отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного творчества и художественной литературы, находить в художественных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;

2.      читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);

3.      читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания);

4.      различать художественные произведения и познавательные тексты;

5.      различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;

6.      понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам;

7.      владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный);

8.      характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту);

9.      отличать автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать отношение автора к героям, поступкам, описанной картине, находить в тексте средства изображения героев(портрет), описание пейзажа и интерьера;

10.  объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);

11.  осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение);

12.  участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста; использовать в беседе изученные литературные понятия;

13.  пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;

14.  при анализе и интерпретации текста использовать разные типы речи (повествование, описание, рассуждение) с учётом специфики учебного и художественного текстов;

15.  читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;

16.  составлять устные и письменные высказывания на основе прочитанного/прослушанного текста на заданную тему по содержанию произведения (не менее 8 предложений), корректировать собственный письменный текст;

17.  составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;

18.  сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать продолжение прочитанного произведения;

19.  использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);

20.  выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;

21.  использовать справочные издания, в том числе верифицированные электронные ресурсы, включённые в федеральный перечень.

К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:

1.      Владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать бегло, со скоростью, позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и выразительно (передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые акценты, соблюдая паузы); в соответствии с учебной задачей обращаться к различным видам чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное, просмотровое).

2.      Воспринимать фактическое содержание художественного, научно- познавательного и учебного текстов, осмысливать, излагать фактический материал; отвечать на вопросы в устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера; участвовать в беседе по прочитанному. Различать автора произведения, его героя и того, кто о нём рассказывает, определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения.

3.      Определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить и самостоятельно составлять портретные характеристики героев, описание пейзажа, интерьера. Пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато), включая в свой ответ повествования, описания или рассуждения. Составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный). Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам; устанавливать взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев. Сравнивать героев одного произведения и героев разных произведений по предложенным критериям, а также самостоятельно определять критерии для сравнения.

4.      Находить в тексте средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении; использовать в речи выразительные средства языка для передачи своих чувств, мыслей, оценки прочитанного.

5.      Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием словарей и других источников информации.

Воспитательный потенциал курса реализуется через:

·         приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей;

·         историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся

·         развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

·         формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения ккультурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

·         усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);

·         формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);

·         приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных знаний;

·         достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с новым ФГОС НОО (осознание российской гражданской идентичности; сформированность ценностей самостоятельности и инициативы; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.)

Воспитательная деятельность планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, личностно- ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.

Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности по основным направлениям воспитания в соответствии с новым ФГОС НОО и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части:

Гражданского воспитания, способствующего формированию российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры.

Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности.

Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.

Эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.

Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия – развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях.

Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности.Экологического воспитания, способствующего формированию экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды.

Ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.

 

Тематическое планирование

 

№ п∕п

Тема занятия

Кол-во часов

Характеристика деятельности обучающихся

Формы проведения занятий

ЭОР

Дата изучения

 

Первый год обучения (33 ч)

 

 

1-2

Стихотворение И. Токмаковой

«Сентябрь».

2

Прогнозирование содержания стихотворения. Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ средства художественной выразительности: сравнение. Развитие технической стороны чтения.

Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Выразительное чтение стихотворения.

Взаимная оценка. Формирование эмоциональной оценки стихотворения.

Литературная гостиная

http://scho

ol- collec- tion.edu.ru/

 

 

3-4

Стихотворение

В. Степанова «Что мы Родиной зовём».

2

Анализ идейного содержания. Развитие технической стороны чтения.

Сопровождающее чтение. Развитие интонационного

строя речи. Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка

Мини-концерт

 

 

 

5-6

Ненецкая сказка

«Бурый и белый медведи»

2

Анализ содержания сказки. Творческое задание: придумать свой финал сказки. Словарная работа.

Клуб маленьких сказочников.

http://bom oonli

ght.ru/azbu

ka

 

 

7-8

Научно-познавательные

тексты «Белый медведь» и

«Бурый медведь».

2

Анализ содержания научно-Познавательных текстов. Сравнение текстов разных типов. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение.

Выразительное чтение сказки по ролям. Взаимная оценка

Мини-спектакль

 

 

 

9-10

Чувашская сказка

«Почему зеленые ёлка с сосной»

2

Анализ содержания сказки. Определение главной мысли сказ- ки. Восстановление последовательности событий.

Логические упражнения

Выставка рисунков

http://bom oonli

ght.ru/azbu

ka

 

 

11-

12

 

 

13

Научно-познавательный текст В. Сивоглазова

«Вечнозеленые растения».

2

 

 

1

Сравнение художественного и научно-познавательного текстов. Извлечение необходимой информации из научно- познавательного текста. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение по ролям отрывка сказки Чтение по ролям чувашскую сказку «Почему зелёные ёлка с сосной»

Научно- исследовательск ая конференция

для малышей

 

 

 

14-

15

Рассказ Н. Сладкова

«Рыцарь».

2

Актуализация знаний об авторе. Прогнозирование содержания произведения.

Анализ содержания рассказа. Анализ средств художествен- ной выразительности: описание.

Определение главной мысли рассказа. Развитие технической стороны чтения. Выразительное чтение отрывка, рассказа.

Творческая работа

http://stran

amas terov.ru/

 

 

16-

17

Рассказ

Г. Скребицкого

«Лесное эхо»

2

Анализ содержания рассказа. Пересказ по плану.

Выявление и обсуждение средств художественной выразительности: описания

Беседа

 

 

 

18

Научно-познавательный текст

«Эхо».

Г. Скребицкий «Лесное эхо»

1

Сравнение художественного и научно-познавательного текстов. Извлечение нужной информации из научно- познавательного технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение отрывка из рассказа. Взаимная оценка текста. Развитие

Обмен информацией

 

 

 

19-

20

Рассказ В. Осеевой

«Сторож

2

Актуализация знаний об авторе. Анализ содержания рассказа. Словарная работа.

Формирование нравственной оценки поступков героев рассказа.

Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи.

Выразительное чтение отрывка из рассказа. Взаимная оценка.

Мини-спектакль

 

 

 

21

Рассказ В. Осеевой

«Навестила».

1

Анализ содержания рассказа. Составление плана текста. Пересказ по плану. Взаимная оценка.

Формирование нравственной оценки поступков героев рассказа.

Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Инсценировка отрывка из рассказа.

Постановка спектакля

 

 

 

22

Рассказ Е. Пермяка

«Кто?».

1

Анализ содержания рассказа. Составление плана текста. Пересказ по плану. Взаимная оценка.

Формирование нравственной оценки поступков героев рассказа.

Восстановление последовательности событий рассказа. Составление вопросов к тексту. Развитие технической стороны чтения.

Сопровождающее чтение. Инсценировка отрывка из рассказа. Взаимная оценка.

Постановка спектакля

 

 

 

23

Рассказ

В. Драгунского

«Англичанин Павля»

1

Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Прогнозирование содержания произведения.

Анализ содержания рассказа. Словарная работа. Логические упражнения

Творческая мастерская

http://stran

amas terov.ru/

 

 

24

Экскурсия в библиотеку

Работа со словарями. Поиск словарей в каталоге. Поиск нужной информации в словаре.

Экскурсия

 

 

 

25-

26

В.Драгунский            «Англичанин Павля»

2

Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи.

Инсценировка рассказа.

Постановка спектакля

 

 

 

27

Рассказ

Л. Каминского «Как Петя ленился»

1

Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Про- гнозирование содержания произведения.

Анализ содержания рассказа. Определение главной мысли рассказа. Характеристика героя. Логические упражнения.

Творческая мастерская

 

 

 

28-

29

Готовимся к чтению

по ролям рассказа Л. Каминского «Как Петя ленился»

2

Развитие

технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Выразительное чтение рассказа по ролям.

Литературная гостиная

 

 

 

30-

31

Экскурсии библиотекам стран.

2

Поиск информации в интернете

Виртуальные

экскурсии

http://ww w.edu. ru/

 

 

32-

33

Стихотворение А. Рахимова

«Каникулы!!! Ура!!!».

2

Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Опре- деление главной мысли

стихотворения. Словарная работа. Развитие технической Со- провождающее чтение. Развитие информационного

строя речи. Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка стороны чтения.

Литературная гости- ная

 

 

 

Второй год обучения (34 часа)

 

1

Стихотворение

И. Асеевой «С Днём знаний».

1

Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Ана- лиз содержания стихотворення.

Анализ средств художественной выразительности: эпитеты, метафора. Словарная работа. Развитие технической сторо- ны чтения. Сопровождающее чтение. Готовимся к выразительному чтению стихотворения

И. Асеевой «С Днём знаний»

Стихотворение

И. Асеевой «С Днём знаний».

 

 

 

2

Стихотворение

Г.Ладонщикова «Сдобры утром!».

1

Прогнозирование названия произведения Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Словарная работа. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие информационного строя речи. Выразительное чтение стихотворения.

Мини-концерт

http://bom oonli ght.ru/azb uka

 

 

3-5

Удмуртская сказка «Березка-красавица»

3

Формирование эмоциональной оценки сказки. Анализ сю- жета. Составление плана и подготовка к пересказу.

Характеристика героев. Анализ нравственного содержания сказки. Определение главной мысли. Логические упражне- ния. Словарная работа

Творческая мастерская.

 

 

 

6

Чтение по ролям «Берёзка— красавица»

1

Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи.

Сопровождающее чтение.

Выразительное чтение по ролям. Взаимная оценка

Мини- спектакль.

 

 

 

7-8

Китайская сказка

«Жадный Ча»

2

Формирование эмоциональной оценки сказки. Анализ сю- жета. Составление плана и подготовка к пересказу. Анализ нравственного содержания сказки. Определение

главной мысли. Творческое задание: придумать свой фи- нал сказки. Составление вопросов к сказке

Творческая мастерская

 

 

 

9

Научно- познавательный текст

«Дракон».

 

 

Составление вопросов к научно- познавательному тексту. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение отрывка из сказки. Взаимная оценка

Творческая мастерская.

http://www

.edu. ru/

 

 

10-

11

Чувашская сказка «Откуда взялась река»

2

Анализ сюжета сказки. Анализ нравственного содержания сказки. Составление плана и подготовка к пересказу. Словарная работа

Дискуссия

 

 

 

12

Экскурсия в библиотеку

1

Работа со словарями и энциклопедиями. Поиск словарей и

энциклопедий в каталоге. Поиск нужной информации в сло- варях и энциклопедиях

Экскурсия

http://www

.edu. ru/

 

 

13

Постановка сказки «Откуда взялась река»

1

Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Сопровожда- ющее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Инсценировка сказки. Взаимная оценка

Постановка спектакля

 

 

 

14

Занятие в компьютерном классе

1

Поиск нужной информации в

 www.ya-uznayu.ru, www.poznaiko.ru, www.potomy.ru

(энциклопедии для школьников)

 

Интернет.

(словари и энциклопедии) Сайты: www.slovari.ru, www.gramota.ru, www.academic.ru

 

 

15

Рассказ Н. Сладкова

«Воздушный замок»

1

Актуализация знаний об авторе. Прогнозирование содержания произведения. Формирование эмоциональной оценки рассказа. Анализ сюжета рассказа. Выявление и анализ средств художественной выразительности: описание, сравнение. Словарная работа

Устный журнал.

 

 

 

16

Научно-

познавательный текст

«Паук- серебрянка»

1

Сопоставление

художественногои научно- познавательного текстов. Словарная работа

Научно- познавательная конференция.

http://www

 

 

16

Научно-

познавательный текст

«Паук- серебрянка»

1

Сопоставление художественного и научно- познавательного текстов. Словарная работа

Научно- познавательная конференция.

http://www

 

 

.tatar ovo.ru/sou nd.ht ml

 

17

Н. Сладков

«Воздушный замок»

 

 

Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи.. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение рассказа. Взаимная оценка

Игра «Читаем це-

почкой»

 

 

 

18-

19

Рассказ Н. Сладкова

«Болтливые окуни»

2

Анализ сюжета рассказа. Анализ нравственного содержания рассказа. Словарная работа.

Определение главной мысли

Дискуссия

 

 

 

20

Чтение по ролям рассказа Николая Сладкова «Болтливые окуни»

1

Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение рассказа по ролям. Взаимная оценка

Игра «Читаем це-

почкой».

 

 

 

21

Рассказ В. Осеевой

«Долг»

1

Анализ нравственного содержания рассказа.

Составление вопросов к рассказу. Творческое задание: при- думать свой финал рассказа. Словарная работа.

Определение главной мысли рассказа

Творческая мастерская.

 

 

 

22

Готовимся к чтению

по ролям рассказа В. Осеевой

«Долг»

1

Развитие технической стороны чтения. Развитие интонационного строя речи. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение рассказа по ролям. Взаимная оценка

Дискуссия

 

 

 

23

Рассказ В. Осеевой

«Картинки»

1

Анализ нравственного содержания рассказа.

Формирование эмоциональной оценки рассказа. Словарная работа. Определение главной мысли рассказа.

Устный журнал.

http://www

.edu. ru/

 

 

24

В. Осеева

«Картинки»

 

 

Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение рассказа по ролям.

Соревнование по произнесению

скороговорок.

 

 

 

25-

26

Рассказ

Л. Каминского

«Послушный Петя»

2

Актуализация знаний об авторе. Формирование эмоциональной оценки рассказа. Анализ средства художественной вы- разительности: описание и сравнения. Анализ содержания. Работа над художественным приёмом (омофоны). Словарная работа.

Творческая мастерская.

 

 

 

27

Л. Каминского

«Послушный Петя»

1

Развитие технической стороны чтения. Соревнование по произнесению скороговорок.

Сопровождающее чтение. Чтение рассказа по ролям. Взаимная оценка.

Игра «Читаем цепочкой». Мини-театр

 

 

 

28

Стихотворение И.

Бродского «История двойки»

1

Формирование эмоциональной  оценки  стихотворения. Анализ содержания стихотворения.

Анализ нравственного содержания стихотворения. Формулирование главной мысли.

 

http://www

.edu. ru/

 

 

29

И. Бродского «История двойки»

1

Прогнозирование содержания произведения. Развитие технической стороны чтения. Соревнование по произнесению скороговорок. Сопровождающее чтение.

Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка

Игра «Читаем цепочкой».

 

 

 

30-

32

Рассказ

В. Голявкина «Вот что      ин- тересно!»

 

 

Актуализация знаний об авторе. Анализ сюжета рассказа. Характеристика героев рассказа. Анализ нравственного со- держания рассказа. Словарная работа.

Определение главной мысли рассказа. Составление плана и подготовка к пересказу. Составление вопросов к рассказу.

Творческая мастерская.

http://stran amas terov.ru/

 

 

33

Подготовка к чтению по ролям отрывка рассказа В. Голявкина

«Вот что интересно!»

 

 

Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение.

Выразительное чтение по ролям.

Игра «Соревнование по произнесению скороговорок. Читаем цепочкой».

 

 

 

34

Стихотворение З. Письман «В летние каникулы».

1

Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения.

Выявление средств художественной выразительности: срав- нения. Составление своих сравнений.

Словарная работа. Развитие технической стороны чтения. Соревнование по произнесению скороговорок.

Сопровождающее чтение. Выразительное чтение стихотворения.

Творческая мастерская.

 

 

 

Третий год обучения (34 урока)

 

1

Стихотворение

А. Усачёва «1 сентября».

1

Прогнозирование содержания произведения. Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения.

Словарная работа. Полисемия слов. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка

Игра «Читаем цепочкой».

 

 

 

2—3

Стихотворение П.

Синявского «Родная песенка».

2

Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения.

Анализ средств художественной выразительности: свёрнутые сравнения (метафоры).

Словарная работа. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение стихотворения.

Игры: «Читаем цепочкой», «Кто дальше?», «Читаем перевёрнутый текст».

 

 

 

4-7

Рассказ Л. Пантелеева

«Главный инженер».

4

Анализ содержания рассказа. Определение главной мысли. Прогнозирование развития сюжета. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение.

Игры: «Читаем цепочкой» и «Читаем одновременно».

 

 

 

8-9

Чтение по ролям отрывка из рассказа

Л. Пантелеева

«Главный инженер»

2

Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение по ролям отрывка из рассказа. Словарная работа.

Озаглавливание частей рассказа. Подготовка к пересказу.

Игра

«Читаем цепочкой».

 

 

 

10-

11

Тайская сказка

«Птица-болтунья».

2

Анализ содержания сказки. Составление вопросов к сказке. Развитие технической стороны чтения.

Сопровождающее чтение.

Выразительное чтение сказки. Взаимная оценка.

Игра «Марш — пауза».

http://www

.tata rovo.ru/sou

nd.h tml

 

 

12

Китайская сказка «Олени и пёс»

 

Прогнозирование содержания произведения. Анализ содержания сказки и мотивов её героев.

Характеристика героев.

Творческая мастерская.

 

 

 

13-

15

Научно- познавательный текст «Скорость бега животных».

 

 

Чтение научно-познавательного текста «Скорость бега животных». Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение сказки.

Взаимная оценка.

Игра «Марш — пауза».

 

 

 

16

Занятие в компьютерном классе

1

Поиск нужной информации в Интернете. Сайты: (словари и энциклопедии); (энциклопедии для школьников).

 

www.slovari.ru, www.gramota.ru, www.academic.ru 

 

www.ya-uznayu.ru, www.poznaiko.ru, www.potomy.ru

 

 

17-

19

Рассказ Н. Сладкова

«Домики на ножках».

3

Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Анализ содержания рассказа. Анализ использованных автором средств эмоционального воздействия.

Выявление средств художественной выразительности: сравнения. Работа со справочниками или Интернетом для поиска нужной информации.

 

 

 

 

20

Экскурсия в библиотеку

1

Работа со словарями. Поиск словарей в каталоге. Поиск

нужной информации в словаре.

Экскурсия

 

 

 

21-

23

Рассказ Г. Скребицкого

«Любитель песни»

Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Анализ содержания рассказа. Анализ использованных автором средств эмоционального воздействия и художественной вы- разительности: описания.

Словарная работа. Озаглавливание частей рассказа. Составление плана рассказа.

Восстановление последовательности событий

Творческая мастерская.

http://stran amas terov.ru/

 

 

24-

25

Научно-

познавательный текст «Тю- лень». Чтение по ролям от- рывка из рассказа «Любитель песни»

2

Анализ содержания научно- познавательного текста. Формулирование оценки. Выявление, чего не хватает в научно-познавательном тексте. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Чтение по ролям отрывка. Взаимная оценка

Игры «Читаем цепочкой» и «Читаем одновременно». рас- сказа.

 

 

 

26

Рассказ Л. Каминского

«Падежи Юры Серёжкина»

1

Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Прогнозирование содержания произведения.

Формирование эмоциональной оценки рассказа. Анализ содержания рассказа.

Прогнозирован ие дальнейшего развития событий

 

 

 

27-

29

Учебный текст «Как

определить            падеж            имени существительного?».

«Падежи Юры Серёжкина»

3

Чтение учебного текста. Применение на практике знаний, полученных из учебного текста.

Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение.

Инсценировка рассказа «Падежи Юры Серёжкина Игра «Кто дальше?».»

 

 

 

30

Рассказ Н. Носова

«Заплатка»

1

Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Анализ содержания рассказа и подготовка к пересказу. Составление плана текста. Характеристика героев

 

 

 

 

31-

32

Готовимся к

выразительному чтению рас- сказа Н. Носова «Заплатка»

2

Развитие технической стороны чтения. Соревнование по произнесению скороговорок.

Взаимная оценка. Выразительное чтение рассказа.

Сопровождающ ее чтение. Игра «Читаем цепочкой».

 

 

 

33-

34

Стихотворение Е. Евсеевой

«Каникулы».

2

Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Словарная работа. Создание новых слов по образцу.

Развитие технической стороны чтения. Взаимная оценка. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение стихотворения.

Соревнование по произнесению скороговорок. Игра «Читаем цепочкой».

 

 

 

Четвёртый год обучения (34 часа)

 

1

Стихотворение Г. Ляховицкой

«Осеннее чудо».

1

Анализ содержания стихотворения. Словарная работа. Анализ средств художественной выразительности. Развитие технической стороны чтения.

Сопровождающее чтение. Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка

Игра «Читаем цепочкой».

http://scho ol-  collec-tion.edu.ru/

 

2

Стихотворение Г. Ладонщикова

«Рисунок».

1

Актуализация

знаний об авторе и его произведениях. Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения.

Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка

Игры «Читаем цепочкой», «Кто дальше?», «Чита- ем перевёрнутый текст».

 

 

3

Занятие в компьютерном классе

1

Поиск информации в Интернете.

школьников).

Сайты: www.slovari.ru, www.gramota.ru, www.academic.ru (словари и энциклопедии);

www.ya-uznayu.ru, www.poznaiko.ru, www.potomy.ru

(энциклопедии для

 

4-5

Рассказ Е. Пермяка

«Сказка о большом колоколе»

2

Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Анализ содержания рассказа. Поиск в тексте необходимой информации.

Анализ средств художественной выразительности: описание, метафора. Словарная работа.

Этическая беседа

 

 

 

6

Экскурсия в библиотеку.

1

Работа со словарями и энциклопедиями. Поиск словарей и энциклопедий в каталоге. Поиск нужной информации в словарях и энциклопедиях

Библиотечный час

 

 

 

7

Чтение отрывка из «Сказки о большом колоколе»

1

Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение.

Выразительное чтение отрывка из «Сказки». Взаимная оценка

Игры «Читаем цепочкой» и «Читаем одновременно».

 

 

 

8-

11

Рассказ Н. Богданова

«Фюнфкиндер»

4

Анализ содержания рассказа. Анализ средств художествен- ной выразительности. Поиск в тексте необходимой информации. Подготовка к пересказу. Формирование и осмысление эмоциональной оценки поступков героев рассказа. Озаглавливание частей рассказа. Характеристика героев рассказа, наблюдение за изменениями в их характере и поведении на протяжении повествования. Словарная работа.

Устный журнал

https://lecta.rosu chebnik.ru/

 

 

12

Чтение отрывка из рассказа

«Фюнфкиндер»

 

 

Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение отрывка из рассказа. Взаимная оценка.

Игры «Читаем цепочкой». Сопровождающее чтение.

 

 

 

13

«Воробей-весельчак». Калмыцкая сказка

 

 

Характеристика героев сказки. Поиск в тексте главной мысли сказки. Словарная работа

Творческая гостиная

 

 

 

14-

15

Научно-познавательный текст «Воробей».

2

Сравнение художественного и научно- познавательного текстов. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Взаимная оценка

Игра «Марш — пауза».

 

 

 

16-

17

Рассказ Н. Носова

«Когда мы смеёмся»

2

Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Анализ содержания рассказа. Анализ средств художественной выразительности.

Характеристика героев рассказа. Определение темы и главной мысли рассказа. Словарная работа.

Критическое осмысление выводов сделанных автором. Составление плана текста и подготовка к его пересказу

Дискуссия

 

 

 

18

Выразительное чтение рассказа

«Когда мы смеёмся»

 

 

Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Сопровождающее чтение.

Выразительное чтение отрывка рассказа. Взаимная оценка.

Игра «Читаем одно- временно».

 

 

 

19

Рассказ Н. Сладкова

«Подводные ежи»

1

Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Формирование и осмысление эмоциональной оценки рассказа. Анализ средства художественной выразительности: описание. Словарная работа. Составление плана и подготовка к пересказу.

Прогнозирование содержания рассказа.

 

 

 

29-

21

Научно-познавательный текст «Ёрш». Выразительное чтение рассказа

«Подводные ежи»

2

Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение.

Выразительное чтение рассказа. Взаимная оценка.

Игры «Читаем цепочкой»  и «Читаем одновременно».

 

 

 

22-

24

Стихотворение Тима Собакина

«Подводная песня». Научно- познавательные тексты «Акулы» и «Медузы»

3

Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Сравнение стихотворения и научно- познавательных текстов. Поиск информации в энциклопедии или в Интернете о планктоне и медузах

Научно- познавательная конференция

https://lect

a.rosu chebnik.ru/

 

 

25-

26

Готовимся к

выразительному чтению стихотворения

«Подводная песня»

2

Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение.

Выразительное чтение стихотворения наизусть. Взаимная оценка

Игра «Кто дальше?».

https://uchi

.ru

 

 

27-

28

Рассказ А.

Саломатова  «Его последний день»

2

Анализ содержания рассказа. Словарная работа.

Библиотечные часы

 

 

 

29-

30

Чтение по ролям отрывка из рассказа «Его последний день»

2

Развитие технической стороны чтения. Соревнование по произнесению скороговорок. Взаимная оценка. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение по ролям отрывка из рассказа.

Игра «Читаем цепочкой».

 

 

 

31-

32

Стихотворение В. Капустиной

«Обиженный портфель».

2

Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Анализ средств удожественной выразительности: олицетворение. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Взаимная оценка.

Игра «Читаем цепочкой».

http://www

.uch portal.ru/lo

ad/4 6

 

 

33-

34

Стихотворение Н. Анишиной

«Чем пахнет лето».

2

Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение стихотворения наизусть. Взаимная оценка.

Соревнование по произнесению скороговорок.

 

 

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечения предмета

Сборник рабочих программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / авторы -составители: Алексашина И. Ю, Антошин М. К., Борисова О. А., Волкова С. И., Глаголева Ю. И.и др.

М.: «Просвещение», 2020..

Асмолова А.Г. Бурменская, И.А. Володарская Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя– 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 159с.

Междисциплинарная              Программа              «Смысловое              чтение»              http:// ru.calameo.com/books/000995024d44903df66f7

Муштавинская И.В.Развитие критического мышления на уроке: пособое для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир – Бек,– 2 е изд. дораб. М.: Просвещение, 2011.- 223 с

Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М, Просвещение, 2012 год

Галеева Н.Л., Викулина Т.А., Винокурова Н.К. Формирование УУД обучающихся на уроках русского языка.

Пентин А.Ю. Что нам делать с PISA? // Методист. 2010. №4.

Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению. // Начальная школа. 2013. №4.

«Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С.Ковалѐвой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 120 с.

Примерная основная образовательная программа начального общего образования. – М. : Просвещение, 2010. – 201 с.

Безруких М. М., Ефимова С. П. Как помочь детям с трудностями обучения// Начальная школа. 1990. № 10.

Безруких М. М. Трудности обучения письму и чтению в начальной школе.URL: http://nsc.1september.ru/view_article

Игра — важное средство воспитания в коррекционных классах. URL: http://www.tcsfera.ru/public/index.php?ELEMENT_ID=9277

Граник, Г.Г. Когда книга учит / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М. : Педагогика, 1991. – 256 с.

Чиндилова, О.В.Обучение вдумчивому чтению / О.В. Чиндилова // Начальная школа плюсминус, -2001, № 5


 

Скачано с www.znanio.ru