ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЧАПАЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
На педагогическом совете Директор ГБОУ СОШ «Центр
ГБОУ СОШ «Центр образования» образования» г.Чапаевска
г.Чапаевска ____________С.И.Приходько
Протокол №_____
«__»__________20__г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«LEGO-конструирование»
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 1 год
Возраст обучающихся 7- 10 лет
Разработчик: Бажутова С.Г.,
учитель начальных классов
г. Чапаевск, 2019г.
1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр вокруг нас» разработана в соответствии со следующими нормативно - правовыми документами:
- Федеральным законом (от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09. 2014 г. № 1726-р);
- приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрирован 29.11.2018, № 52831);
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Сан Пин 2.4.4.3172-14);
-правилами персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Самарской области , утвержденными приказом министерства образования и науки Самарской области от 20.08.2019 №262-од
1.1 Направленность программы
Основное направление программы – развитие технических способностей у детей младшего школьного возраста.
Конструирование, определено во ФГОС, как обязательный компонент, как вид деятельности, способствующий развитию исследовательской и творческой активности детей, а так же умений наблюдать и экспериментировать. В конструировании в соответствии с новыми стандартами используются новые подходы ( доступная игровая форма, от простого к сложному и т.д.) В то же время, конструирование является излюбленным детьми видом деятельности, увлекательным и полезным занятием, которое тесно связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребёнка.
1.2. Актуальность программы
Данная программа актуальна тем, что раскрывает для учащихся мир техники. LEGO- конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.
LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность школьников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности школьников, а это – одна из составляющих успешности их обучения в школе.
Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития школьников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.
1.3. Новизна программы
Новизна программы заключается:
- программа имеет модульную структуру;
- форма познавательной деятельности позволяет раскрыть практическую целесообразность LEGO- конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки;
- интегрирование различных образовательных областей в кружке «LEGO» открывает возможности для реализации новых концепций учащихся, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
1.4. Отличительна особенность.
Темы для конструирования подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач расширять кругозор ребенка. Особенность программы является предоставление детям выбирать самостоятельно тот или иной конкретный объект конструирования в рамках схемы. Программа учит детей осмысленному, творческому подходу к техническому конструированию. Содержание программы направленно на приобретение общих умений и способов интеллектуальной и практической деятельности. Данная программа является основой для обучения робототехнике.
Программа основывается на следующих принципах:
Ø Принцип творчества и успеха. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной личности, мотивирует ребенка на дальнейшую работу
Ø Принцип возрастной адекватности. Соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития дошкольников.
Ø Принцип индивидуального подхода. Основывается на индивидуальных особенностях каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.
Ø Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий, поддержки инициативы детей.
Ø Принцип социального партнерства «педагог – воспитанник – семья», предполагает тесное сотрудничество педагога с родителями обучающегося.
Ø Принцип систематичности: обучение, однажды начавшись, должно продолжаться в определенном режиме и ритме до достижения заданного результата.
1.5.Организация образовательного процесса
Программа «LEGO-конструирование» предназначена для учащихся в возрасте 7-10 лет.
Срок реализации программы 1 год.
Кол-во часов на учебный год 108ч.
Занятия проводятся в группах, согласно расписанию, 2 раза в неделю по 1.5 часа.
Дополнительная образовательная программа «LEGO-конструирование» состоит из 3 модулей: «В загадочной стране LEGO», «Юные конструкторы», «Конструирование объектов реального мира»
Формы занятий
Форма обучения – очная.
При проведении учебных занятий используются следующие формы организации обучения (фронтальные, групповые, индивидуальные, работа в подгруппах): теоретические, практические.
Занятия проводятся в форме заданий по образцу (с использованием инструкции), творческого моделирования (создание модели), выставок творческих работ, соревнований.
Для обучения детей LEGO-конструированию использую разнообразные методы и приемы.
Методы |
Приёмы |
Наглядный |
Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. |
Информационно-рецептивный |
Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка. |
Репродуктивный |
Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу) |
Практический |
Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. |
Словесный |
Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. |
Проблемный |
Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. |
Игровой |
Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. |
Частично-поисковый |
Решение проблемных задач с помощью педагога. |
Основные формы подведения итогов реализации программы:
• Организация выставки лучших работ.
• Представлений собственных моделей.
• Фотовыставки работ.
2. Цель и задачи программы
2.1. Цель программы: создание благоприятных условий для развития у учащихся первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования.
2.2 Задачи:
· развивать у учащихся интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
· обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
· формировать учебную деятельность: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью;
· совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе;
· развивать мелкую моторику рук, общее речевое развитие.
3. Учебно-тематический план ДОП «LEGO-конструирование»
№ п/п |
Наименование модуля |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1. |
«В загадочной стране LEGO». |
12 |
3,5 |
8,5 |
2. |
«Юные конструкторы» |
39 |
11,5 |
27,5 |
3. |
«Конструирование объектов реального мира»
|
57 |
16 |
41 |
|
ИТОГО |
108 |
31 |
77 |
4. Содержание программы
1.Модуль «В загадочной стране LEGO».
Модуль включает упражнения и тренинги, театральные развивающие игры для детей, которые позволяют в доступной форме познакомить детей с азами театрального творчества. Дети младшего школьного возраста испытывают затруднения в общении с взрослыми, если диалог носит черты официального общения. Необходимо создать условия, в которых дети общаются друг с другом и имеют желание делиться друг с другом своими мыслями, умениями, знаниями. Театральные методики погружают детей в присущую им атмосферу игры и развивают в детях полезные для учебы и искусства психологические структуры (внимание, воображение, мышление, волю, память).
Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития творческого мышления.
Цель модуля: создание условий для формирования интереса к «LEGO-конструированию»
Задачи модуля: изучить основные постройки плоских и объѐмных моделей; способы соединения деталей; развивать интерес к моделированию и конструированию
Учебно-тематический план модуля «В загадочной стране LEGO».
№ п/п |
Наименование модуля, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
всего |
теория |
практика |
|||
Модуль1. «В загадочной стране LEGO». |
|||||
1. |
Вводное занятие. Правила Техники безопасности.
|
1,5 |
0,5 |
1 |
Устный опрос Педагогическое наблюдение |
1.1 |
Знакомство с LEGO продолжается. История создания конструктора. Строим башни. |
1,5 |
0,5 |
1 |
Входящая диагностика, наблюдение, анкетирование |
1.2 |
Формирование пространственных представлений о предметах. |
1,5 |
0,5 |
1 |
Устный опрос Педагогическое наблюдение |
1.3 |
Исследователи цвета деталей. |
1,5 |
0,5 |
1 |
Анализ выполненной |
1.4 |
Исследователи «кирпичиков». Способы скрепления деталей. |
1,5 |
0,5 |
1 |
Анализ выполненной работы |
1.5 |
Исследователи «кирпичиков».
|
1,5 |
0,5 |
1 |
Анализ выполненной работы |
1.6 |
Знакомство с основными понятиями механики: равновесие, устойчивость. |
1,5 |
0,5 |
1 |
Устный опрос |
1.7 |
Итоговое занятие. |
1.5 |
- |
1.5 |
Итоговый контроль. Выставка работ |
|
|
12 |
3,5 |
8,5 |
|
Содержание образовательной программы
Тема 1. Вводное занятие. Правила Техники безопасности. Знакомство с конструктором. История создания конструктора.
Теория: Знакомство с творческим объединением, режимом работы, основными видами деятельности по программе. Правила техники безопасности на занятиях.
Практика: Игра на знакомство «Снежный ком».
Тема 1.1 Знакомство с LEGO продолжается. Спонтанная игра детей. Строим башни
Теория: Ознакомительное занятие «LEGO- конструктор», знакомство с названиями деталей: «Кубик», «Маленький кирпичик», «Большой кирпичик». Учить различать и называть их.
Практика: Игра на знакомство «Я даю тебе игрушку…», конструируем башенки по желанию, сравниваем постройки. Игра «Найди кирпичик как у меня».
Теория: Формирование пространственных отношений: «Верх-низ», «Выше-ниже», «Слева- справа», «Вперед-назад».
Практика: Строим башенки и располагаем по заданным ориентирам. Игра «Дружная команда».
Теория: Формирование восприятия цвета, исследование предметов, выделяя их цвет.
Практика: Упражнения на развитие восприятий. Башенки одного цвета.
Теория: Продолжить знакомить детей с конструктором LEGO, с формой LEGO-деталей, похожих на кирпичики, и вариантами их скреплений. Неподвижное соединение деталей.
Практика: Упражнения на закрепление навыков скрепления деталей конструктора.
Теория: Продолжить знакомить детей с конструктором LEGO, с формой LEGO-деталей, похожих на кирпичики, и вариантами их скреплений.
Практика: Упражнения на закрепление навыков скрепления деталей конструктора. Конструирование заборчиков.
Теория: Познакомить с основными понятиями механики: равновесие, устойчивость. Выработка навыка различения деталей в коробке, умения слушать инструкцию педагога. Развитие графических навыков.
Практика: Создание устойчивых конструкций из деталей конструктора.
Творческий показ индивидуальных и коллективных работ на выбор учащихся.
Модуль 2 «Юные конструкторы»
Конструирование по образцу. Заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связывать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, - важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
Конструирование по простейшим наглядным схемам.
Моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.
Цель модуля: развите умения работы со схемами, созданию изделий по технологическим схемам.
Задачи модуля:
· научить изготавливать изделия по образцу и схеме;
· развивать интерес к моделированию и конструированию
№ п/п |
Наименование модуля, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
всего |
теория |
практика |
|
||
Модуль2. «Юные конструкторы» |
|||||
2.1 |
Вводное занятие Инструктаж по технике безопасности. Введение в программу модуля. |
1.5 |
0.5 |
1 |
Входящая диагностика, наблюдение, анкетирование |
2.2 |
Конструирование по образцу. Заборчики разной высоты одного цвета. Заборчики двух цветов. |
1.5 |
0.5 |
1 |
Анализ выполненной работы |
2.3 |
Конструирование по образцу. Домик четыре стены (объемный). |
3 |
1 |
2 |
Анализ выполненной работы |
2.4 |
Конструирование по образцу. Лесенки разной высоты. |
1.5 |
0.5 |
1 |
Анализ выполненной работы |
2.5 |
Свободная игровая деятельность детей. Строим город. Обыгрывание построек.
|
3 |
1 |
2 |
Педагогическое наблюдение Выставка работ. |
2.6 |
Принципы схематичного изображения построек, фигур. Учимся читать схемы. |
3 |
1 |
2 |
Устный опрос Наблюдение, беседа |
2.7 |
Конструирование простейших построек по схеме. Домик, ворота, мост |
3 |
1 |
2 |
Анализ выполненной работы |
2.8 |
Квартира. Конструирование по схеме (мебель). |
3 |
1 |
2 |
Анализ выполненной работы |
2.9 |
Конструирование по схеме. Обыгрывание построек.
|
3 |
1 |
2 |
Анализ выполненной работы. Выставка работ |
2.10 |
Конструирование фигуры человека. Мальчик |
3 |
1 |
2 |
Анализ выполненной работы |
2.11 |
Конструирование фигуры человека. Девочка |
3 |
1 |
2 |
Анализ выполненной работы |
2.12 |
Конструирование по схеме. |
3 |
1 |
2 |
Анализ выполненной Работы. Выставка работ |
2.13 |
Проект «Новый Год». Конструирование по схеме.
|
6 |
1 |
5 |
Анализ выполненной работы. Выставка работ. |
2.14 |
Итоговое занятие. |
1.5 |
- |
1.5 |
Итоговая диагностика. Выставка работ. |
|
|
39 |
11,5 |
27,5 |
|
Тема 2.1. Вводное занятие Инструктаж по технике безопасности. Введение в программу модуля .
Тема 2.2 Конструирование по образцу. Заборчики разной высоты одного цвета. Заборчики двух цветов
Теория: Анализируем образцы. Продолжаем развивать устойчивость внимания, способность выделять в предметах их функциональные части.
Практика: Упражнения на развитие концентрации внимания. Конструирование заборчиков разной высоты одного цвета. Заборчиков двух цветов.
Теория: Анализируем образцы. Продолжаем развивать устойчивость внимания, способность выделять в предметах их функциональные части. Вырабатываем навыки построения устойчивых и симметричных моделей.
Практика: Упражнения на развитие концентрации внимания. Конструирование домиков в одну деталь. Конструирование объемных домиков.
Теория: Анализируем образцы. Продолжаем развивать устойчивость внимания, способность выделять в предметах их функциональные части.
Практика: Упражнения на развитие концентрации внимания. Конструирование лесенок разной высоты.
Теория: Городской пейзаж, вспомнить особенности городских построек.
Практика: Свободная игровая деятельность детей.
Тема 2.6 Принципы схематичного изображения построек, фигур. Учимся читать схемы
Теория: Знакомство с конструированием по схемам. Развиваем умение читать схемы. Учимся воссоздавать из деталей строительного материала внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов.
Практика: Конструирование простейших построек по схеме.
Теория: Продолжаем знакомство с конструированием по схемам. Развиваем умение читать схемы.
Практика: Конструируем по схеме домик, ворота, мост. Упражнения на развитие наглядно- образного мышления.
Теория: Продолжаем знакомство с конструированием по схемам. Развиваем умение читать схемы. Формируем представление по теме «Квартира».
Практика: Упражнения на развитие мышления. Конструирование мебели. Анализ модели.
Теория: Закреплять умение строить мебель. Продолжаем знакомство с конструированием по схемам. Развиваем умение читать схемы.
Практика: Упражнения на развитие мышления. Конструирование мебели. Анализ модели.
Теория: Формируем представления по теме «Человек». Уточнение и расширение знаний по теме «Части тела».
Практика: Выполнение упражнения «Чего нет». Конструируем фигуру мальчика.
Теория: Формируем представления по теме «Человек». Уточнение и расширение знаний по теме «Части тела».
Практика: Выполнение упражнения «Чего нет». Конструируем фигуру девочки.
Теория: Закрепляем умение конструировать по схемам. Формируем представления по теме «Лес». Виды деревьев. Различия между разными видами деревьев. Расширение словарного запаса по теме «Лес».
Практика: Упражнения на развитие зрительного внимания «Найди такую же». Конструируем елочку и березку.
Теория: Продолжаем конструировать по схемам. Расширяем и уточняем словарный запас по теме «Новый год».
Практика: Конструирование по схеме.
Творческий показ индивидуальных и коллективных работ на выбор учащихся.
Модуль3. «Конструирование объектов реального мира»
Конструирование по замыслу. Обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как он будет конструировать. Данная форма – не средство обучения детей созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее.
Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой.
Цель модуля: развитие у учащихся интереса к моделированию и конструированию, стимулирование детского технического творчества.
Задачи модуля: научить алгоритму действий по созданию объектов по замыслу и теме; развивать интерес к моделированию и конструированию.
Учебно-тематический план модуля
«Конструирование объектов реального мира»
№ п/п |
Наименование раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
|||
всего |
теория |
практика |
||||
Модуль3. Конструирование объектов реального мира |
||||||
3 |
Вводное занятие. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ. правила внутреннего распорядка |
1.5 |
0.5 |
1 |
Входящая диагностика, наблюдение, анкетирование |
|
3.1 |
Деревня. Постройки. Конструирование по схеме. |
1.5 |
0.5 |
1 |
Анализ выполненной работы |
|
3.2 |
Деревня. Домашние животные. Конструирование по схеме. |
1.5 |
0.5 |
1 |
Анализ выполненной работы |
|
3.3 |
Деревня. Домашние животные. Конструирование по схеме. |
1.5 |
0.5 |
1 |
Анализ выполненной работы |
|
3.4 |
Объединение построек: домик, загон и домашние животные. Обыгрывание построек. Выставка работ |
1.5 |
0.5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
3.5 |
Транспорт. Строим объемный гараж для машин. |
1.5 |
0.5 |
1 |
Опрос |
|
3.6 |
Транспорт. Конструирование по образцу: легковой автомобиль |
1.5 |
0.5 |
1 |
Анализ выполненной работы |
|
3.7 |
Транспорт. Конструирование по схеме: легковой автомобиль |
1.5 |
0.5 |
1 |
Анализ выполненной работы |
|
3.8 |
Транспорт. Конструирование по замыслу: грузовой автомобиль. |
1.5 |
0.5 |
1 |
Анализ выполненной работы |
|
3.9 |
Транспорт. Конструирование по образцу: самолёт. |
1.5 |
0.5 |
1 |
Анализ выполненной работы |
|
3.10 |
Транспорт. Конструирование по схеме: Конструирование по схеме: Корабль. |
1.5 |
0.5 |
1 |
Анализ выполненной работы |
|
3.11 |
Транспорт. Конструирование по образцу. Обыгрывание построек.
|
1.5 |
0.5 |
1 |
Педагогическое наблюдение Выставка работ
|
|
3.12 |
Подарок для мамы. Конструирование по образцу: цветок. |
1.5 |
0.5 |
1 |
Анализ выполненной работы |
|
3.13 |
Подарок для мамы. Конструирование по схеме. |
3 |
0,5 |
2,5 |
Анализ выполненной Работы. Выставка работ |
|
3.14 |
Зоопарк. Дикие животные. Жираф, крокодил, слон. Конструирование по образцу. |
1.5 |
0.5 |
1 |
Опрос |
|
3.15 |
Зоопарк. Дикие животные. Строим вольеры. |
3 |
0,5 |
2,5 |
Педагогическое наблюдение Выставка работ |
|
3.16 |
Посуда. Конструируем по образцу. |
1.5 |
0.5 |
1 |
Опрос |
|
3.17 |
Посуда. Конструируем по образцу |
1.5 |
0.5 |
1 |
Анализ выполненной работы |
|
3.18 |
Посуда. Конструируем по образцу |
1.5 |
0.5 |
1 |
Анализ выполненной работы |
|
3.19 |
Посуда. Конструируем по образцу |
1.5 |
0.5 |
1 |
Анализ выполненной работы |
|
3.20 |
Посуда. Конструируем по образцу |
1.5 |
0.5 |
1 |
Анализ выполненной работы |
|
3.21 |
Посуда. Конструируем по замыслу. |
1.5 |
0.5 |
1 |
Педагогическое Наблюдение. Выставка работ |
|
3.22 |
Наша улица. Конструируем по образцу |
1.5 |
0.5 |
1 |
Опрос |
|
3.23 |
Наша улица. Конструируем по замыслу: автотранспорт. |
1.5 |
0.5 |
1 |
Анализ выполненной работы |
|
3.24 |
Наша улица. Конструируем по замыслу |
1.5 |
0.5 |
1 |
Анализ выполненной работы |
|
3.25 |
Наша улица. Обыгрывание построек. |
3 |
0,5 |
2,5 |
Педагогическое наблюдение |
|
3.26 |
Сказка «Заюшкина избушка». Конструирование по схеме.
|
1.5 |
0.5 |
1 |
Анализ выполненной работы |
|
3.27 |
Сказка «Заюшкина избушка». Конструирование по схеме. |
1.5 |
0.5 |
1 |
Анализ выполненной работы |
|
3.28 |
Сказка «Заюшкина избушка». Конструирование по схеме.
|
1.5 |
0.5 |
1 |
Анализ выполненной работы |
|
3.29 |
Сказка «Заюшкина избушка». Конструирование по схеме. Инсценировка сказки. |
3 |
0,5 |
2,5 |
Педагогическое наблюдение |
|
3.30 |
Творческий проект «Мой город». Конструирование по замыслу. |
1.5 |
0.5 |
1 |
Опрос Педагогическое наблюдение |
|
3.31 |
Творческий проект «Мой город». Конструирование по замыслу.
|
3 |
0,5 |
2,5 |
Анализ выполненной Работы. Выставка работ |
|
3.32 |
Итоговое занятие. Оформление выставки. Диагностика |
1.5 |
|
1.5 |
Выставка и презентация работ |
|
|
|
57 |
16 |
41 |
|
|
Содержание модуля
Тема 3. Вводное занятие. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ. правила внутреннего распорядка
Тема 3.1 Деревня. Постройки. Конструирование по схеме
Теория: Формируем представления по теме «Деревня». Расширяем и уточняем словарный запас по теме «Деревня». Закрепляем умения конструирования по схеме.
Практика: Конструирование по схеме: домик, загон для животных.
Тема 3.2 Деревня. Домашние животные. Конструирование по схеме Теория: Закрепляем знания по теме «Деревня». Формируем представления по теме «Домашние животные». Закрепляем умения конструирования по схеме.
Практика: Конструирование по схеме: котик, собачка.
Тема 3.3 Деревня. Домашние животные. Конструирование по схеме Теория: Закрепляем знания по теме «Деревня». Формируем представления по теме «Домашние животные». Закрепляем умения конструирования по схеме.
Практика: Конструирование по схеме: цыплята, курица, петух.
Теория: Закрепляем знания по теме «Деревня». Формируем представления по теме «Домашние животные». Закрепляем умения конструирования по схеме.
Практика: Объединение построек: домик, загон и домашние животные. Обыгрывание построек.
Теория: Формирование представлений по теме «Транспорт». Расширяем и уточняем словарный запас по теме «Транспорт». Закрепляем умения конструирования по образцу.
Практика: Строим объемный гараж для машин. Анализ построек. Упражнения на развитие концентрации внимания.
Теория: Формирование представлений по теме «Транспорт». Расширяем и уточняем словарный запас по теме «Транспорт». Закрепляем умения конструирования по образцу.
Практика: Конструируем по образцу: легковой автомобиль. Анализ построек.
Теория: Закрепляем словарный запас по теме «Транспорт». Закрепляем умения конструирования по схеме.
Практика: Конструируем по схеме: легковой автомобиль. Анализ построек.
Теория: Закрепляем словарный запас по теме «Транспорт».
Закрепляем умения конструирования по замыслу.
Практика: Конструируем по замыслу: грузовой автомобиль. Анализ построек.
Теория: Закрепляем словарный запас по теме «Транспорт». Закрепляем умения конструирования по образцу. Расширяем и уточняем словарный запас по теме «Воздушный транспорт».
Практика: Конструирование по образцу: самолёт. Анализ построек.
Теория: Закрепляем словарный запас по теме «Транспорт». Закрепляем умения конструирования по образцу. Расширяем и уточняем словарный запас по теме «Водный транспорт».
Практика: Конструирование по образцу: корабль. Анализ построек.
Теория: Беседа на тему «День защитников Отечества». Закрепляем словарный запас по теме
«Транспорт». Закрепляем умения конструирования по образцу. Расширяем и уточняем словарный запас по теме «Военный транспорт».
Практика: Конструирование по образцу: танк. Анализ построек.
Теория: Беседа на тему «8 марта - праздник мам». Формирование представлений по теме «Цветы». Расширяем и уточняем словарный запас по теме «Цветы». Закрепляем умения конструирования по образцу.
Практика: Упражнения на развитие речи. Конструирование по образцу: цветок.
Теория: Закрепляем словарный запас по теме «8 марта». Закрепляем умения конструирования по схеме.
Практика: Конструирование по схеме: цветок.
Теория: Формирование представлений по теме «Зоопарк». Расширяем и уточняем словарный запас по теме «Дикие животные». Закрепляем умения конструирования по образцу.
Практика: Конструирование по образцу. Жираф, крокодил, слон. Анализ построек.
Теория: Закрепляем словарный запас по теме «Зоопарк». Расширяем и уточняем словарный запас по теме «Дикие животные».
Практика: Строим вольеры. Обыгрывание построек. Выставка работ.
Теория: Формирование представлений по теме «Посуда». Расширяем и уточняем словарный запас по теме «Посуда». Закрепляем умения конструирования по образцу.
Практика: Конструируем по образцу: Чашка. Анализ построек.
Теория: Закрепляем словарный запас по теме «Посуда». Расширяем и уточняем словарный запас по теме «Посуда». Закрепляем умения конструирования по образцу.
Практика: Конструируем по образцу: Чайник. Анализ построек.
Теория: Закрепляем словарный запас по теме «Посуда». Расширяем и уточняем словарный запас по теме «Посуда». Закрепляем умения конструирования по образцу.
Практика: Конструируем по образцу: Тарелка. Анализ построек.
Теория: Закрепляем словарный запас по теме «Посуда». Расширяем и уточняем словарный запас по теме «Посуда». Закрепляем умения конструирования по образцу.
Практика: Конструируем по образцу: Ваза. Анализ построек.
Теория: Закрепляем словарный запас по теме «Посуда». Расширяем и уточняем словарный запас по теме «Посуда». Закрепляем умения конструирования по образцу.
Практика: Конструируем по образцу: Подсвечник. Анализ построек.
Теория: Закрепляем словарный запас по теме «Посуда». Расширяем и уточняем словарный запас по теме «Посуда». Закрепляем умения конструирования по образцу.
Практика: Конструируем по замыслу. Выставка работ.
Теория: Формирование представлений по теме «Наша улица». Улицы города. Правила поведения на улице. Расширяем и уточняем словарный запас по теме «Наша улица». Закрепляем умения конструирования по образцу.
Практика: Конструируем по образцу: светофор. Анализ построек.
Теория: Формирование представлений по теме «Наша улица». Виды пассажирского транспорта. Расширяем и уточняем словарный запас по теме «Наша улица». Закрепляем умения конструирования по замыслу.
Практика: Конструируем по замыслу: автотранспорт. Анализ построек.
Теория: Формирование представлений по теме «Наша улица». Виды мостов. Мосты в нашем городе. Расширяем и уточняем словарный запас по теме «Наша улица». Закрепляем умения конструирования по замыслу.
Практика: Конструируем по замыслу: мосты. Анализ построек.
Тема 3.25 Наша улица. Обыгрывание построек
Теория: Закрепление понятий по теме «Наша улица».
Практика: Свободное конструирование.
Теория: Обсуждение содержания сказки «Заюшкина избушка». Главные герои сказки. Поведение героев сказки.
Практика: Конструирование по схеме: избушка.
Тема 3.27 Сказка «Заюшкина избушка». Конструирование по схеме
Теория: Закрепляем умения конструирования по схеме. Характерные черты зайки.
Практика: Конструирование по схеме: зайка.
Тема 3.28 Сказка «Заюшкина избушка». Конструирование по схеме
Теория: Закрепляем умения конструирования по схеме. Характерные черты лисы.
Практика: Конструирование по схеме: лисичка.
Теория: Закрепляем умения конструирования по схеме. Характерные черты петушка.
Практика: Конструирование по схеме: петушок. Инсценировка сказки.
Теория: Беседа на тему «Мой город». Отличительные черты нашего города. Предприятия нашего города.
Практика: Конструирование по замыслу. Анализ построек.
Теория: Беседа на тему «Мой город». Отличительные черты нашего города. Предприятия нашего города.
Практика: Конструирование по замыслу. Анализ построек.
Тема 3.32 Итоговое занятие. Оформление выставки. Диагностика
Практика: Конструирование по замыслу. Анализ построек.
5. Учебный график
№ п/п |
Наименование модуля / количество часов |
Календарный период |
||
Сентябрь |
Октябрь- Декабрь |
Январь-май |
||
1. |
«В загадочной стране LEGO». |
12 часов |
|
|
2. |
«Юные конструкторы» |
|
39 часов |
|
3. |
«Конструирование объектов реального мира» |
|
|
57 часов |
6. Контроль, оценка результатов обучения
- «Входящий контроль» - перед началом освоения модуля.
- «Промежуточный» - в процессе обучения модуля.
- «Итоговый» - по окончании изучения каждого модуля . В процессе итогового контроля проводится анализ изменение поведения детей, их дел и поступков.
7.Критерии оценки
Уровень развития ребенка |
Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме |
Умение правильно конструировать поделку по замыслу |
|
Высокий |
Ребенок действует самостоятельно, воспроизводит конструкцию правильно по образцу, схеме, не требуется помощь взрослого. |
Ребенок самостоятельно создает развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат, назвать некоторые из возможных способов конструирования. |
|
Средний |
Ребенок допускает незначительные ошибки в конструировании по образцу, схеме, но самостоятельно «путем проб и ошибок» исправляет их. |
Способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее особенностей. |
|
Низкий |
Допускает ошибки в выборе и расположении деталей в постройке, готовая постройка не имеет четких контуров. Требуется постоянная помощь взрослого. |
Неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один объект, а получается совсем иной и довольствуется этим. Нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать. Объяснить способ построения ребенок не может. |
Также, в процессе обучения, применяются методы диагностики личностного развития воспитанников, такие как: наблюдение, сравнение, итоговый анализ умений и навыков. При этом критерии оценки эффективности результатов обучения строятся на сформированности основных компетенций, наличии знаний теоретического материала и умение использовать их на практике, а также положительных результатах творческих достижений воспитанников, это: участие в конкурсах разного уровня.
Изменение ценностных ориентаций обучающихся, формирование толерантных взаимоотношений в детском коллективе, положительная динамика процесса самопознания контролируется при помощи специальных диагностических тестов авторов Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова, С. Баднер, В.В. Бойко.
8.Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
· проявление познавательных интересов и активности в данной области;
· развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
· овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
· становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
· развитие самостоятельности и личной ответственности в деятельности;
· проявление технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «LEGO-конструирование»
является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:
· определять, различать и называть детали конструктора,
· конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.
· ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
· перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;
· Регулятивные УУД:
· уметь работать по предложенным инструкциям.
· умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
· определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
Коммуникативные УУД:
· уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.
· уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Предметные результаты
К концу освоения модуля «В загадочной стране LEGO» будут достигнуты образовательные результаты
Дети должны знать:
Основные детали LEGO-конструкторов (назначение, особенности)
Простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения …)
Виды конструкций – плоские, объёмные, неподвижные и подвижные соединения деталей,
Дети должны уметь:
Подбирать детали необходимые для конструирования (по форме, размеру и цвету)
К концу освоения модуля «Юные конструкторы» будут достигнуты образовательные результаты
Дети должны знать:
Виды конструкций – плоские, объёмные, неподвижные и подвижные соединения деталей,
Технологическую последовательность изготовления конструкций (моделей)
Понять определения ритма, симметрии.
Дети должны уметь:
Читать схемы.
Изменение готовой модели, применение дополнительных деталей, увеличение функций модели, расширение возможностей.
Составление связного рассказа о проделанной работе, освещение всех этапов строительства, рассказ о назначении модели.
К концу освоения модуля «Конструирование объектов реального мира» будут достигнуты образовательные результаты:
Дети должны знать:
Технологическую последовательность изготовления конструкций (моделей)
Понятие алгоритм действий. Последовательность в конструировании. Планирование, как основа решения поставленной задачи.
Понятие двухмерного и трехмерного пространства, зеркального отражения, глубины, оси координат, вертикали и горизонтали.
Дети должны уметь:
Проектирование и строительство по заданной теме в индивидуальном порядке.
Соавторство коллектива для общей работы, состоящей из множества объектов.
Способность анализировать информацию.
Построение объектов окружающего мира для дальнейшего и более глубокого изучения.
9. Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в специально оборудованном помещении –соответствующей санитарно – гигиеническим нормам: помещение хорошо проветривается и хорошо освещается.
Техническое оснащение и мебель (столы, стулья, шкафы) отвечают требованиям, предъявляемым к детскому оборудованию.
Конструкторы LEGO ,технологические карты, диски с инструкциями, компьютер, проектор.
10.Список литературы
1. Комарова Л.Г. «Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO)» М. ЛИНКА – ПРЕСС, 2001г.
2. Парамонова Л.А. «Детское творческое конструирование» М. Издательский дом «Карапуз», 1999г.
3. Ромашова Е.А. «Развитие способностей школьников в конструктивно-игровой деятельности развивающей системы «ЛЕГО». Схемы, образцы к программе» Миасс 2012г., 2015г.
5. Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO Control Lab). Учебно-методическое пособие. – СПб, 2001, - 59 с.
6 . Волкова С. И. “Конструирование”, - М: “Просвещение”, 2009.
7. Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2011.
8. Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2011. – 217 с.
9. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO . – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013.– 104 с.
10. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз», 2009.
1. http://int-edu.ru
2. http://creative.Lego.com/en-us/games/firetruck.aspx?ignorereferer=true
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.