Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сапоговская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО
«___»_________2018г. |
СОГЛАСОВАНО зам. по УВР
«__»________2018 г.
|
УТВЕРЖДАЮ Директор школы
«___»_______2018 г.
|
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Моя Хакасия»
1-4 класс
Составитель:
Братанова Т.А.,
учитель
начальных классов
а. Сапогов
2018 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Моя Хакасия» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Данный курс введен в часть учебного плана, формируемого
образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.
Национально-региональный компонент содержания начального общего образования закрепляет речевое, эстетическое развитие младшего школьника, продолжает его экологическое образование:
-нацелен на воспитание культуры общения;
-деятельностно-игровое приобщение к этническим традициям и культуре.
На изучение во 2, 3,4 классе отведено 34 часа в год (1 час в неделю).
Реализация программы осуществляется за счёт внеурочной деятельности.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования.
Цель – развитие интереса к истории и культуре Хакасии, создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирование его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность, формирование общекультурных компетенций, развитие творческих способностей школьников, воспитать уважение и любовь к своему родному краю, родной культуре, к родному городу, Отечеству, начиная с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе.
Задачи:
1. Способствовать формированию представлений о специфике своего родного края как среды обитания и необходимости грамотного воздействия человека с краем; об уникальности, неповторимости Хакасии; о важной роли народа в создании, развитии и сохранении родного края и культурного наследия Хакасии.
2. Содействовать формированию эмоционально-ценностного отношения к родному краю (под формированием здесь и далее подразумевается создание условий, способствующих становлению личностных качеств).
3.Начать формирование краеведческих умений: ориентироваться по упрощенной карте-схеме родного края; пользоваться краеведческими справочниками. Курс внеурочной деятельности «Моя Хакасия» отличается от традиционных предметов высокой эмоциональностью, приподнятостью, праздничностью, что пробуждает познавательный интерес к родному краю как среде обитания. Содействует формированию образа города, села, района, республики.
Общая характеристика курса:
Общеизвестно, что именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению своего родного края как окружающего ребенка микромира; создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, что составляет базу для духовно-ценностной и практической ориентации учащегося.
Ценностные ориентиры содержания курса:
Ценность жизни и человека–осознание ответственности за себя и других людей,
своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения:
–понимание важности общения как значимой составляющей
жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины:
–осознание себя как части мира, в котором люди
соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной
жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи:
–понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и
взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества:
–признание труда как необходимой составляющей
жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности :
–обладание чувствами справедливости,
милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма:
–осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
В ходе освоения содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные универсальные учебные действия:
У выпускника будут сформированы: ·учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ·ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; ·способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; ·основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; ·ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; ·
Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится: ·принимать и сохранять учебную задачу; ·учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; ·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане; ·учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; · Выпускник получит возможность научиться: ·в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; ·преобразовывать практическую задачу в познавательную; ·проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; ·самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; ·
Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится: ·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; ·осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; ·строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; ·осуществлять синтез как составление целого из частей; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ·строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; ·обобщать.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится: ·адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии; ·учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; ·формулировать собственное мнение и позицию; ·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; ·строить понятные для партнѐра высказывания, учитывающие, что партнѐр знает и видит, а что нет; ·задавать вопросы; контролировать действия партнѐра; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Календарно - тематическое планирование 2 класс
№ п/п |
Тема занятия |
Дата |
Примечание. |
|
План |
Факт |
|||
1 |
В гости к осени. |
03.09 |
|
|
2 |
Территория, границы, географическое положение Хакасии. |
10.09 |
|
|
3 |
Богатства нашей земли. |
17.09 |
|
|
4 |
Климат нашего края. |
24.09 |
|
|
5 |
Времена года. Сезонные изменения в природе. |
01.10 |
|
|
6 |
Времена года. Сезонные изменения в природе. Осень. |
08.10 |
|
|
7 |
Водоёмы нашего края: реки, озера водохранилища. |
15.10 |
|
|
8 |
Заповедные места Хакасии. |
22.10 |
|
|
9 |
Заповедные места. Охрана животных и растений. |
12.11 |
|
|
10 |
Заочная экскурсия в заповедник «Хакасский» |
19.11 |
|
|
11 |
Растения нашего края. Лекарственные растения. |
26.11 |
|
|
12 |
Лекарственные растения, их виды, правила сбора. |
03.12 |
|
|
13 |
Леса нашего края. |
10.12 |
|
|
14 |
Парк села Ташеба. |
17.12 |
|
|
15 |
Берёзка – символ родины моей. |
24.12 |
|
|
16 |
В гости к зиме. |
14.01 |
|
|
17 |
Акция «Кормушка» |
21.01 |
|
|
18 |
Птицы зимой. |
28.01 |
|
|
19 |
Редкие птицы. |
04.02 |
|
|
20 |
Животные нашего края. |
11.02 |
|
|
21 |
Редкие животные нашего края. |
18.02 |
|
|
22 |
Сельское хозяйство нашего края. Чем занимаются люди на селе. |
25.02 |
|
|
23 |
Что растет на полях республики. Значение сельского хозяйства. |
04.03 |
|
|
24 |
«Писатели о природе Хакасии» |
11.03 |
|
|
25 |
«Художники о природе Хакасии» |
18.03 |
|
|
26 |
Особое царство – грибы. Осторожно – ядовито! Когда яд полезен. |
01.04 |
|
|
27 |
В гости к весне. |
08.04 |
|
|
28 |
Как природа залечивает раны. |
15.04 |
|
|
29 |
Экология Хакасии. |
22.04 |
|
|
30 |
Будь природе другом. |
29.04 |
|
|
31 |
Красная книга Хакасии. |
06.05 |
|
|
32 |
“Край, в котором я живу”. |
13.05 |
|
|
33-34 |
Экологическая тропа. В лес за здоровьем! Правила поведения в лесу. |
20.05 |
|
|
Календарно-тематическое планирование 4 класс.
№ |
Тема занятия |
Дата |
Примечание |
|
план |
факт |
|
||
1 |
Хакасия – земля, где я живу. |
03.09 |
|
|
2 |
Древние поселения Хакасии. |
10.09 |
|
|
3 |
История родного края. |
17.09 |
|
|
4 |
Народы, живущие в Республике Хакасия. |
24.09 |
|
|
5 |
Многонациональность Хакасии. |
01.10 |
|
|
6 |
Абакан – столица Хакасии. |
08.10 |
|
|
7 |
География родного края. |
15.10 |
|
|
8 |
Города Хакасии. |
22.10 |
|
|
9 |
Вот моё село родное. |
12.11 |
|
|
10 |
Я иду по родной земле. |
19.11 |
|
|
11 |
Природные зоны республики. |
26.11 |
|
|
12 |
Тайга и её обитатели. |
03.12 |
|
|
13 |
Степи Хакасии. |
10.12 |
|
|
14 |
Горы. |
17.12 |
|
|
15 |
Красота родной земли. |
24.12 |
|
|
16 |
Заповедные места. |
14.01 |
|
|
17 |
Заказники. |
21.01 |
|
|
18 |
Реки Хакасии. |
28.01 |
|
|
19 |
Озёра Хакасии. |
04.02 |
|
|
20 |
Красная книга Хакасии. Растения. |
11.02 |
|
|
21 |
Красная книга Хакасии. Животные. |
18.02 |
|
|
22 |
Полезные ископаемые республики. |
25.02 |
|
|
23 |
Курганы. |
04.03 |
|
|
24 |
Достопримечательности родного края. |
11.03 |
|
|
25 |
Музеи республики. |
18.03 |
|
|
26 |
История родного края, исторические пространства Хакасии. |
01.04 |
|
|
27 |
Хакасские народные игры. |
08.04 |
|
|
28 |
Художники Хакасии. |
15.04 |
|
|
29 |
Знакомство с национальным орнаментом, создание национальных узоров. |
22.04 |
|
|
30 |
Хакасские сказки. |
29.04 |
|
|
31 |
Загадки, пословицы, поговорки хакасского народа. |
06.05 |
|
|
32 |
Поэты и писатели Хакасии. |
13.05 |
|
|
33-34 |
Экскурсия. Здравствуй лето. |
20.05 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.