Рабочая программа курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
для начального общего образования
Составлена в соответствии с программой: Программы общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», автор А.Я. Данилюк, (М.: Просвещение, 2016)
Учебники:
Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры
Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры
Чимитдоржиев В.Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы буддийской культуры
Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы иудейской культур
Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики
Составитель:
Вострухина Т.С.,
учитель начальных классов
Новосибирск 2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» для начального общего образования разработана на основе
- нормативных документов:
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.
2. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации и обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.
3. Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. №1067, г. Москва.
4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: письмо департамента общего образования Министерства образования науки Российской Федерации от 1 ноября 2011 г. № 03-776.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: приказ Минюст Росии от 22.12.2009, рег. №17785.
6. Приказ Минобрнауки России от 31.01.2012г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;
7. Приказ Минобрнауки России от 1.02.2012г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;
8. Реализация учебной программы обеспечивается УМК, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2011 г. N 2885 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
В этой связи актуально включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции
Общая характеристика учебного курса
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
• общая историческая судьба народов России;
• единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
• ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель — воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
• педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
• системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
• ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
• единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.
Описание места курса в учебном плане
Предметная область – Основы духовно-нравственной культуры России, предмет - Основы религиозных культур и светской этики. Рабочая программа реализуется в общеобразовательных классах в соответствии с учебным планом на учебный год и рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году). В базисном учебном плане на изучение ОРКСЭ отведено 34 часа в год в 4 классах (1 час в неделю).
Основные содержательные модули курса:
• Основы православной культуры
• Основы исламской культуры
• Основы буддийской культуры
• Основы иудейской культуры
• Основы мировых религиозных культур
• Основы светской этики
Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.
Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного модуля.
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта (уроки 31—34) могут проводиться по решению школы всем классом.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Образовательный процесс в рамках учебного курса и в системе межпредметных связей призван обобщить, систематизировать процессы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в начальной школе, заложить основы их дальнейшего духовно-нравственного развития на ступенях основного и среднего (полного) общего образования.
Задачами учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются:
· обеспечение условий для усвоения обучающимися приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых национальных ценностей, моральных норм;
· знакомство обучающихся с культурно-историческими основами традиционных религий и светской этики в России;
· развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи, общества;
· обобщение знаний, понятий и представлений о духовности, нравственности, морали, полученных обучающимися в младшей школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
Учебный курс, в содержании которого представлены четыре отечественные религиозные традиции и сущностно связанная с ними этика, создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе. Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять, зная их религиозно-культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
· понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
· знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;
· формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;
· формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;
· формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
· знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России;
· укрепление веры в Россию;
· укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.
·
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
· формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
· формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов
· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
· развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
· воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
· наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
· овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
· формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
· адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
· умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
· овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
· овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
· готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
· определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
· знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
· знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
· формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
· осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Содержание учебного курса
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2-29), изучаемые соответственно в 4 и 5 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.
Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.
Учебный модуль «Основы православной культуры»
Россия — наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы исламской культуры» - 34 часа
Россия — наша Родина.
Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы буддийской культуры» - 34 часа
Россия — наша Родина.
Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы иудейской культуры» - 34 часа
Россия — наша Родина.
Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур» - 34 часа
Россия — наша Родина.
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы светской этики» - 34 часа
Россия — наша Родина.
Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Модуль «Основы православной культуры» - 34 часа
Содержание курса |
Количество часов |
Характеристика деятельности обучающихся |
Россия — наша Родина.
|
1 |
Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры. |
Культура и религия.
|
1 |
Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры. |
Человек и Бог в православии |
1 |
Изучают основы духовной традиции православия. |
Православная молитва.
|
1 |
Дают определения основных понятий православной культуры. |
Библия и Евангелие.
|
1 |
Дают определения основных понятий православной культуры. |
Проповедь Христа.
|
1 |
Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. |
Христос и Его Крест |
1 |
Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. |
Пасха.
|
1 |
Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. |
Православное учение о человеке.
|
1 |
Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. |
Совесть и раскаяние.
|
1 |
Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. |
Заповеди.
|
1 |
Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. |
Милосердие и сострадание.
|
1 |
Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. |
Золотое правило этики.
|
1 |
Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. |
Храм |
1 |
Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. |
Икона. |
1 |
Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. |
Творческие работы учащихся |
1 |
Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. |
Подведение итогов.
|
1 |
Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. |
Как христианство пришло на Русь |
1 |
Знакомятся с развитием православной культуры в истории России. |
Подвиг.
|
1 |
Знакомятся с развитием православной культуры в истории России. |
Заповеди блаженств.
|
1 |
Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.). |
Зачем творить добро?
|
1 |
Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.). |
Чудо в жизни христианина.
|
1 |
Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.). |
Православие о Божием суде.
|
1 |
Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. |
Таинство Причастия.
|
1 |
Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. |
Монастырь.
|
1 |
Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. |
Отношение христианина к природе.
|
1 |
Учатся приводить примеры явлений православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их. |
Христианская семья.
|
1 |
Учатся приводить примеры явлений православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их. |
Защита Отечества.
|
1 |
Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий |
Христианин в труде |
1 |
Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий |
Любовь и уважение к Отечеству.
|
1 |
|
Итоговая презентация творческих проектов учащихся |
4 |
Готовят сообщения по выбранным темам (теме) |
Модуль «Основы исламской культуры» - 34 часа
Содержание курса |
Количество часов |
Характеристика деятельности обучающихся |
Россия — наша Родина.
|
1 |
Знакомятся с историей возникновения и распространения исламской культуры |
Колыбель ислама.
|
1 |
Знакомятся с историей возникновения и распространения исламской культуры. |
Пророк Мухаммад —основатель ислама. |
1 |
Изучают основы духовной традиции ислама.
|
Начало пророчества.
|
1 |
Изучают основы духовной традиции ислама. |
Чудесное путешествие пророка.
|
1 |
Дают определения основных понятий исламской культуры. |
Хиджра. |
1 |
Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (исламской) культурой и поведением людей. |
Коран и Сунна.
|
1 |
Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (исламской) культурой и поведением людей. |
Вера в Аллаха.
|
1 |
Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь исламской культуры. |
Божественные Писания. Посланники Бога |
1 |
Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь исламской культуры. |
Вера в Судный день и судьбу.
|
1 |
Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь исламской культуры. |
Обязанности мусульман.
|
1 |
Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь исламской культуры. |
Поклонение Аллаху.
|
1 |
Учатся описывать различные явления исламской духовной традиции и культуры |
Пост в месяц рамадан.
|
1 |
Учатся описывать различные явления исламской духовной традиции и культуры |
Пожертвование во имя Всевышнего. |
1 |
Излагают своё мнение по поводу значения исламской культуры в жизни людей, общества. |
Паломничество в Мекку.
|
1 |
Излагают своё мнение по поводу значения исламской культуры в жизни людей, общества. |
Творческие работы учащихся |
2 |
Излагают своё мнение по поводу значения исламской культуры в жизни людей, общества. |
История ислама в России.
|
1 |
Знакомятся с развитием исламской культуры в истории России. |
Нравственные ценности ислама.
|
1 |
Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (исламской и др.). |
Сотворение добра.
|
1 |
Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (исламской и др.). |
Дружба и взаимопомощь.
|
1 |
Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (исламской и др.). |
Семья в исламе.
|
1 |
Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. |
Родители и дети.
|
1 |
Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. |
Отношение к старшим |
1 |
Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. |
Традиции гостеприимства |
1 |
Учатся приводить примеры явлений исламской (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их. |
Ценность и польза образования.
|
1 |
Учатся приводить примеры явлений исламской (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их. |
Ислам и наука.
|
1 |
Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. |
Искусство ислама.
|
1 |
Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий |
Праздники мусульман.
|
1 |
Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. |
Любовь и уважение к Отечеству.
|
1 |
Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. |
Итоговая презентация творческих проектов учащихся |
4 |
Готовят сообщения по выбранным темам (теме) |
Модуль «Основы буддийской культуры» - 34 часа
Содержание курса |
Количество часов |
Характеристика деятельности обучающихся |
Россия — наша Родина |
1 |
Знакомятся с историей возникновения и распространения буддийской культуры. |
Культура и религия. Введение в буддийскую духовную традицию. |
1 |
Изучают основы духовной традиции буддизма. |
Будда и его учение. |
2 |
Дают определения основных понятий буддийской культуры |
Буддийский священный канон «Трипитака».
|
2 |
Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (буддийской) культурой и поведением людей. |
Буддийская картина мира.
|
2 |
Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (буддийской) культурой и поведением людей. |
Добро и зло.
|
1 |
Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь буддийской культуры. |
Принцип ненасилия.
|
1 |
Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь буддийской культуры. |
Любовь к человеку и ценность жизни.
|
1 |
Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь буддийской культуры |
Сострадание и милосердие.
|
1 |
Учатся описывать различные явления буддийской духовной традиции и культуры. |
Отношение к природе.
|
1 |
Учатся описывать различные явления буддийской духовной традиции и культуры. |
Буддийские учители.
|
1 |
Излагают своё мнение по поводу значения буддийской культуры в жизни людей, общества. |
Семья в буддийской культуре и её ценности.
|
1 |
Излагают своё мнение по поводу значения буддийской культуры в жизни людей, общества. |
Творческие работы учащихся |
1 |
Излагают своё мнение по поводу значения буддийской культуры в жизни людей, общества. |
Обобщающий урок.
|
1 |
Излагают своё мнение по поводу значения буддийской культуры в жизни людей, общества. |
Буддизм в России |
1 |
Знакомятся с развитием буддийской культуры в истории России |
Путь духовного совершенствования.
|
1 |
Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (буддийской и др.). |
Буддийское учение о добродетелях.
|
2 |
Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (буддийской и др.). |
Буддийские символы.
|
1 |
Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. |
Буддийские ритуалы и обряды.
|
1 |
Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. |
Буддийские святыни.
|
1 |
Учатся приводить примеры явлений буддийской (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их. |
Буддийские священные сооружения.
|
1 |
Учатся приводить примеры явлений буддийской (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их. |
Буддийский храм.
|
1 |
Учатся приводить примеры явлений буддийской (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их. |
Буддийский календарь.
|
1 |
Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. |
Буддийские праздники.
|
1 |
Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. |
Искусство в буддийской культуре. |
1 |
Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. |
Любовь и уважение к Отечеству. |
1 |
Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. |
Итоговая презентация творческих проектов учащихся |
4 |
Готовят сообщения по выбранным темам (теме) |
Модуль «Основы иудейской культуры» - 34 часа
Содержание курса |
Количество часов |
Характеристика деятельности обучающихся |
Россия - наша Родина.
|
1 |
Знакомятся с историей возникновения и распространения иудейской культуры. |
Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. |
1 |
Изучают основы духовной традиции иудаизма. Дают определения основных понятий иудейской культуры.
|
Тора — главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гиллеля». |
1 |
Изучают основы духовной традиции иудаизма. Дают определения основных понятий иудейской культуры |
Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма. |
1 |
Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (иудейской) культурой и поведением людей. |
Патриархи еврейского народа.
|
1 |
Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь иудейской культуры. |
Евреи в Египте: от Йосефа до Моше.
|
1 |
Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь иудейской культуры. |
Исход из Египта.
|
1 |
Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь иудейской культуры. |
Дарование Торы на горе Синай.
|
1 |
Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь иудейской культуры. |
Пророки и праведники в иудейской культуре. |
2 |
Учатся описывать различные явления иудейской духовной традиции и культуры. |
Храм в жизни иудеев.
|
1 |
Излагают своё мнение по поводу значения иудейской культуры в жизни людей, общества. |
Назначение синагоги и её устройство.
|
1 |
Излагают своё мнение по поводу значения иудейской культуры в жизни людей, общества. |
Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал. |
1 |
Учатся описывать различные явления иудейской духовной традиции и культуры. |
Молитвы и благословения в иудаизме.
|
1 |
Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственныеформы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (иудейской и др.). |
Добро и зло.
|
1 |
Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственныеформы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (иудейской и др.). |
Творческие работы учащихся.
|
2 |
Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственныеформы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (иудейской и др.). |
Иудаизм в России.
|
1 |
Знакомятся с развитием иудейской культуры в истории России. |
Основные принципы иудаизма.
|
2 |
Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. |
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.
|
1 |
Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. |
Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев.
|
1 |
Учатся приводить примеры явлений иудейской (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их. |
Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей. |
1 |
Учатся приводить примеры явлений иудейской (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их. |
Еврейский дом - еврейский мир: знакомство с историей и традицией. |
1 |
Учатся приводить примеры явлений иудейской (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их. |
Еврейский календарь |
1 |
Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. |
Еврейские праздники: их история и традиции. |
2 |
Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. |
Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматериеврейского народа. |
2 |
Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение |
Любовь и уважение к Отечеству.
|
1 |
Готовят сообщения по выбранным темам (теме) |
Итоговая презентация творческих проектов учащихся |
4 |
Готовят сообщения по выбранным темам (теме) |
Модуль «Основы мировых религиозных культур»
Содержание курса |
Количество часов |
Характеристика деятельности обучающихся |
Россия — наша Родина |
1 |
Знакомятся с историей возникновения и особенностями религиозных культур. |
Культура и религия.
|
2 |
Изучают основы разных религиозных традиций. |
Возникновение религий. Религии мира и их основатели. |
2 |
Изучают основы разных религиозных традиций.
|
Священные книги религий мира. |
2 |
Дают определения основных понятий религиозной культуры. |
Хранители предания в религиях мира. |
1 |
Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей. |
Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.
|
2 |
Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь. |
Человек в религиозных традициях мира.
|
1 |
Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь. |
Священные сооружения.
|
2 |
Учатся сравнивать различные религиозные традиции, явления духовной культуры. |
Искусство в религиозной культуре. |
2 |
Учатся сравнивать различные религиозные традиции, явления духовной культуры. |
Творческие работы учащихся.
|
2 |
Излагают своё мнение по поводу значения религиозных традиций в жизни людей, общества. |
История религий в России.
|
2 |
Знакомятся с развитием различных религиозных культур в истории России. |
Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. |
2 |
Знакомятся с развитием различных религиозных культур в истории России. |
Паломничества и святыни.
|
1 |
Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры разных традиций.
|
Праздники и календари.
|
2 |
Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры разных традиций.
|
Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.
|
2 |
Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры разных традиций.
|
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь |
1 |
Учатся приводить примеры явлении разных религиозных традиций и светской культуры и сравнивать их. |
Семья.
|
1 |
Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. |
Долг, свобода, ответствен ость, труд.
|
1 |
Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. |
Любовь и уважение к Отечеству. |
1 |
Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. |
Итоговая презентация творческих проектов учащихся |
4 |
Готовят сообщения по выбранным темам (теме) |
Модуль «Основы светской этики»
Содержание курса |
Количество часов |
Характеристика деятельности обучающихся |
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества – 1 час |
||
Россия — наша Родина |
1 |
Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали. |
Основы светской этики – 28 часов |
||
Что такое светская этика |
1 |
Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали. |
Культура и мораль.
|
1 |
Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности. |
Особенности морали |
1 |
Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности. |
Добро и зло.
|
2 |
Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали. |
Добродетель и порок.
|
2 |
Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали. |
Свобода и моральный выбор человека.
|
1 |
Знакомятся со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. |
Свобода и ответственность |
1 |
Знакомятся со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. |
Моральный долг.
|
1 |
Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях. |
Справедливость.
|
1 |
Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях. |
Альтруизм и эгоизм.
|
1 |
Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях. |
Дружба.
|
1 |
Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях. |
Что значит быть моральным.
|
1 |
Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях. |
Подведение итогов.
|
2 |
Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. |
Род и семья - исток нравственных отношений |
1 |
Учатся сравнивать явления светской культуры, искусства и различные религиозные традиции |
Нравственный поступок |
1 |
Учатся сравнивать явления светской культуры, искусства и различные религиозные традиции |
Золотое правило нравственности.
|
1 |
Излагают своё мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества. |
Стыд, вина и извинения.
|
1 |
Излагают своё мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества. |
Честь.
|
1 |
Излагают своё мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества. |
Совесть.
|
1 |
Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства. |
Образцы нравственности |
2 |
Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства. |
Образцы нравственности в культуре Отечества |
1 |
Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства. |
Этикет.
|
1 |
Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций. |
Семейные праздники.
|
1 |
Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций. |
Жизнь человека – высшая нравственная ценность.
|
1 |
Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. |
Духовные традиции многонационального народа России – 5 часов |
||
Любовь и уважение к Отечеству.
|
1 |
Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. |
Итоговая презентация творческих проектов учащихся |
4 |
Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Готовят сообщения по выбранным темам (теме) |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Реализация обозначенной цели курса ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.
Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
• оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
• технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе):
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);
- вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в том числе принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;
• экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику:
- электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
- дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
• библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
- учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая/справочная литература для учителя и др.);
- нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;
- специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);
- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
- хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
- документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии религий мира);
- энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
- религиозная литература (рассказы для детей о священных книгах);
- художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;
Печатные пособия:
Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.-96с.
Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы иудейской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.-96с.
Латышина Д.И., Муртазин М.Ф., Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.-78с.
Чимитдоржиев В.Л. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.-80с.
Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.-80с.
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.-64с.
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя, М.: Просвещение, 2010
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. М.: Просвещение, 2010 г.
Данилюк А.Я., Основы религиозных культур и светской этики. Программы образовательных учреждений 4-5 классы, М. – Просвещение, 2010 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.