Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» для начального общего образования

Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» для начального общего образования

Образовательные программы +1
doc
4 кл
13.02.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Орксэ.doc

 

 

 

 

 

Рабочая программа курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

для  начального общего образования

Составлена в соответствии с программой: Программы общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», автор А.Я. Данилюк, (М.: Просвещение, 2016)

 

Учебники:

Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры

Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры

Чимитдоржиев В.Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы буддийской культуры

Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы иудейской культур

Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики

 

Составитель:

Вострухина Т.С.,

учитель начальных классов

Новосибирск 2016 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» для начального общего образования разработана на основе

- нормативных документов:

1.      Об образовании в  Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.

2.      Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации и обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.

3.      Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012  г. №1067, г. Москва.

4.      Примерная основная  образовательная программа образовательного учреждения: письмо департамента общего образования Министерства образования науки Российской Федерации от 1 ноября 2011 г. № 03-776.

5.      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: приказ Минюст Росии от 22.12.2009, рег. №17785.    

6.      Приказ Минобрнауки России от 31.01.2012г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;

7.      Приказ Минобрнауки России от 1.02.2012г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;

8.      Реализация учебной программы обеспечивается УМК, утвержденным Приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2011 г. N 2885 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

В этой связи актуально включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нрав­ственные ценности, гуманизм и духовные традиции

Общая характеристика учебного курса

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонацио­нального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

   общая историческая судьба народов России;

   единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.

Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

   ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель — воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

   педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;

   системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);

   ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

    единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.

 

Описание места  курса в учебном плане

Предметная область – Основы духовно-нравственной культуры России, предмет  - Основы религиозных культур и светской этики. Рабочая программа реализуется в общеобразовательных классах в соответствии с учебным планом на учебный год и рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году). В базисном учебном плане на изучение ОРКСЭ отведено 34 часа в год в 4 классах (1 час в неделю).

Основные содержательные модули курса:

    Основы православной культуры

    Основы исламской культуры

    Основы буддийской культуры

    Основы иудейской культуры

    Основы мировых религиозных культур

    Основы светской этики

 

Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.

Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного модуля.

В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта (уроки 31—34) могут проводиться по решению школы всем классом.

 

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Образовательный процесс в рамках учебного курса и в системе межпредметных связей призван обобщить, систематизировать процессы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в начальной школе, заложить основы их дальнейшего духовно-нравственного развития на ступенях основного и среднего (полного) общего образования.

Задачами учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются:

·         обеспечение условий для усвоения обучающимися приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых национальных ценностей, моральных норм;

·         знакомство обучающихся с культурно-историческими основами традиционных религий и светской этики в России;

·         развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи, общества;

·         обобщение знаний, понятий и представлений о духовности, нравственности, морали, полученных обучающимися в младшей школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

Учебный курс, в содержании которого представлены четыре отечественные религиозные традиции и сущностно связанная с ними этика, создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе. Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять, зная их религиозно-культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

·        понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;

·          знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;

·          формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;

·          формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;

·          формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального  многоконфессионального народа России;

·          знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России;

·          укрепление веры в Россию;

·          укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.

·           

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

·           формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

·        формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов

·         развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

·        развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

·         воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

·         развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

·        наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

·        овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

·         формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

·          адекватное использование речевых средств и средств ин­формационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

·         умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

·         овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

·         овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

·        готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

·         определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

·          знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

·        знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

·          формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

·          осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Содержание учебного курса

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2-29), изучаемые соответственно в 4 и 5 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.

 

Учебный модуль «Основы православной культуры»

Россия — наша Родина.

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), пра­вославный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

 

Учебный модуль «Основы исламской культуры» - 34 часа

Россия — наша Родина.

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

 

Учебный модуль «Основы буддийской культуры» - 34 часа

Россия — наша Родина.

Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

 

Учебный модуль «Основы иудейской культуры» -  34 часа

Россия — наша Родина.

Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

 

Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур» - 34 часа

Россия — наша Родина.

Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

 

Учебный модуль «Основы светской этики» - 34 часа

Россия — наша Родина.

Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

 

Тематическое планирование с определением основных  видов учебной деятельности обучающихся

Модуль «Основы православной культуры» - 34 часа

Содержание курса

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Россия — наша Родина.

      

1

Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры.

Культура и религия.

 

1

Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры.

Человек и Бог в православии

1

Изучают основы духовной традиции православия.

Православная молитва.

 

1

Дают определения основных понятий православной культуры.

Библия и Евангелие.

 

1

Дают определения основных понятий православной культуры.

Проповедь Христа.

 

1

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.

Христос и Его Крест

1

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.

Пасха.

 

1

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.

Православное учение о человеке.

 

1

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.

Совесть и раскаяние.

 

1

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.

Заповеди.

 

1

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.

Милосердие и сострадание.

 

1

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.

Золотое правило этики.

 

1

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.

Храм

1

Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.

Икона.

1

Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.

Творческие работы

учащихся

1

Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.

Подведение итогов.

 

1

Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.

Как христианство

пришло на Русь

1

Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.

Подвиг.

 

1

Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.

Заповеди блаженств.

 

1

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.).

Зачем творить добро?

 

1

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.).

Чудо в жизни христианина.

 

1

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.).

Православие о Божием суде.

 

1

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

Таинство Причастия.

 

1

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

Монастырь.

 

1

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

Отношение христианина

к природе.

 

1

Учатся приводить примеры явлений православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их.

Христианская семья.

 

1

Учатся приводить примеры явлений православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их.

Защита Отечества.

 

1

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий

Христианин в труде

1

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий

Любовь и уважение к Отечеству.

 

1

 

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

4

Готовят сообщения по выбранным темам (теме)

 

Модуль «Основы исламской культуры» - 34 часа

 

Содержание курса

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Россия — наша Родина.

 

1

Знакомятся с историей возникновения и распространения исламской культуры

Колыбель ислама.

 

1

Знакомятся с историей возникновения и распространения исламской культуры.

Пророк Мухаммад —основатель ислама.

1

Изучают основы духовной традиции ислама.

 

Начало пророчества.

 

1

Изучают основы духовной традиции ислама.

Чудесное путешествие пророка.

 

1

Дают определения основных понятий исламской культуры.

Хиджра.

1

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (исламской) культурой и поведением людей.

Коран и Сунна.

 

1

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (исламской) культурой и поведением людей.

Вера в Аллаха.

 

1

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь исламской культуры.

Божественные Писания. Посланники Бога

1

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь исламской культуры.

Вера в Судный день и судьбу.

 

1

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь исламской культуры.

Обязанности мусульман.

 

1

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь исламской культуры.

Поклонение Аллаху.

 

1

Учатся описывать различные явления исламской духовной традиции и культуры

Пост в месяц рамадан.

 

1

Учатся описывать различные явления исламской духовной традиции и культуры

Пожертвование во имя Всевышнего.

1

Излагают своё мнение по поводу значения исламской культуры в жизни людей, общества.

Паломничество в Мекку.

 

1

Излагают своё мнение по поводу значения исламской культуры в жизни людей, общества.

Творческие работы учащихся

2

Излагают своё мнение по поводу значения исламской культуры в жизни людей, общества.

История ислама в России.

 

1

Знакомятся с развитием исламской культуры в истории России.

Нравственные ценности ислама.

 

1

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (исламской и др.).

Сотворение добра.

 

1

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (исламской и др.).

Дружба и взаимопомощь.

 

1

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (исламской и др.).

Семья в исламе.

 

1

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

Родители и дети.

 

1

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

Отношение к старшим

1

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

Традиции гостеприимства

1

Учатся приводить примеры явлений исламской (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их.

Ценность и польза образования.

 

1

Учатся приводить примеры явлений исламской (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их.

Ислам и наука.

 

1

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Искусство ислама.

 

1

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий

 

Праздники мусульман.

 

1

Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение.

Любовь и уважение к Отечеству.

 

1

Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение.

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

4

Готовят сообщения по выбранным темам (теме)

 

Модуль «Основы буддийской культуры» - 34 часа

 

Содержание курса

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Россия — наша Родина

1

Знакомятся с историей возникновения и распространения буддийской культуры.

Культура и религия. Введение в буддийскую духовную традицию.

1

Изучают основы духовной традиции буддизма.

Будда и его учение.

2

Дают определения основных понятий буддийской культуры

Буддийский священный канон «Трипитака».

 

2

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (буддийской) культурой и поведением людей.

Буддийская картина мира.

 

2

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (буддийской) культурой и поведением людей.

Добро и зло.

 

1

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь буддийской культуры.

Принцип ненасилия.

 

1

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь буддийской культуры.

Любовь к человеку и ценность жизни.

 

1

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь буддийской культуры

Сострадание и милосердие.

 

1

Учатся описывать различные явления буддийской духовной традиции и культуры.

Отношение к природе.

 

1

Учатся описывать различные явления буддийской духовной традиции и культуры.

Буддийские учители.

 

1

Излагают своё мнение по поводу значения буддийской культуры в жизни людей, общества.

Семья в буддийской культуре и её ценности.

 

1

Излагают своё мнение по поводу значения буддийской культуры в жизни людей, общества.

Творческие работы учащихся

1

Излагают своё мнение по поводу значения буддийской культуры в жизни людей, общества.

Обобщающий урок.

 

1

Излагают своё мнение по поводу значения буддийской культуры в жизни людей, общества.

Буддизм в России

1

Знакомятся с развитием буддийской культуры в истории России

Путь духовного совершенствования.

 

1

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (буддийской и др.).

Буддийское учение о добродетелях.

 

2

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (буддийской и др.).

Буддийские символы.

 

1

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

Буддийские ритуалы и обряды.

 

1

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

Буддийские святыни.

 

1

Учатся приводить примеры явлений буддийской (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их.

Буддийские священные сооружения.

 

1

Учатся приводить примеры явлений буддийской (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их.

Буддийский храм.

 

1

Учатся приводить примеры явлений буддийской (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их.

Буддийский календарь.

 

1

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Буддийские праздники.

 

1

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Искусство в буддийской культуре.

1

Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение.

Любовь и уважение к Отечеству.

1

Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение.

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

4

Готовят сообщения по выбранным темам (теме)

Модуль «Основы иудейской культуры»  - 34 часа

Содержание курса

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Россия - наша Родина.

 

1

Знакомятся с историей возникновения и распространения иудейской культуры.

Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия.

1

Изучают основы духовной традиции иудаизма. Дают определения основных понятий иудейской культуры.

 

Тора — главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гиллеля».

1

Изучают основы духовной традиции иудаизма. Дают определения основных понятий иудейской культуры

Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма.

1

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (иудейской) культурой и поведением людей.

Патриархи еврейского народа.

 

1

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь иудейской культуры.

Евреи в Египте: от Йосефа до Моше.

 

1

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь иудейской культуры.

Исход из Египта.

 

1

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь иудейской культуры.

Дарование Торы на горе Синай.

 

1

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь иудейской культуры.

Пророки и праведники в иудейской культуре.

2

Учатся описывать различные явления иудейской духовной традиции и культуры.

Храм в жизни иудеев.

 

1

Излагают своё мнение по поводу значения иудейской культуры в жизни людей, общества.

Назначение синагоги и её устройство.

 

1

Излагают своё мнение по поводу значения иудейской культуры в жизни людей, общества.

Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал.

1

Учатся описывать различные явления иудейской духовной традиции и культуры.

Молитвы и благословения в иудаизме.

 

1

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственныеформы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (иудейской и др.).

Добро и зло.

 

1

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственныеформы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (иудейской и др.).

Творческие работы учащихся.

 

2

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственныеформы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (иудейской и др.).

Иудаизм в России.

 

1

Знакомятся с развитием иудейской культуры в истории России.

Основные принципы иудаизма.

 

2

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

 

1

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев.

 

1

Учатся приводить примеры явлений иудейской (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их.

Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей.

1

Учатся приводить примеры явлений иудейской (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их.

Еврейский дом - еврейский мир: знакомство с историей и традицией.

1

Учатся приводить примеры явлений иудейской (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их.

Еврейский календарь

1

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Еврейские праздники: их история и традиции.

2

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматериеврейского народа.

2

Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и

излагать своё мнение

Любовь и уважение к Отечеству.

 

1

Готовят сообщения по выбранным темам (теме)

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

4

Готовят сообщения по выбранным темам (теме)

 

Модуль «Основы мировых религиозных культур»

Содержание курса

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Россия — наша Родина

1

Знакомятся с историей возникновения и особенностями религиозных культур.

Культура и религия.

 

2

Изучают основы разных религиозных традиций.

Возникновение религий. Религии мира и их основатели.

2

Изучают основы разных религиозных традиций.

 

Священные книги религий мира.

2

Дают определения основных понятий религиозной культуры.

Хранители предания в религиях мира.

1

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей.

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.

 

2

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь.

Человек в религиозных традициях мира.

 

1

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь.

Священные сооружения.

 

2

Учатся сравнивать различные религиозные традиции, явления духовной культуры.

Искусство в религиозной культуре.

2

Учатся сравнивать различные религиозные традиции, явления духовной культуры.

Творческие работы учащихся.

 

2

Излагают своё мнение по поводу значения религиозных традиций в жизни людей, общества.

История религий в России.

 

2

Знакомятся с развитием различных религиозных культур в истории России.

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

2

Знакомятся с развитием различных религиозных культур в истории России.

Паломничества и святыни.

 

1

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры разных традиций.

 

Праздники и календари.

 

2

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры разных традиций.

 

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

 

2

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры разных традиций.

 

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь

1

Учатся приводить примеры явлении разных религиозных традиций и светской культуры и сравнивать их.

Семья.

 

1

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Долг, свобода, ответствен ость, труд.

 

1

Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение.

Любовь и уважение к Отечеству.

1

Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение.

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

4

Готовят сообщения по выбранным темам (теме)

 

Модуль «Основы светской этики»

 

Содержание курса

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

– 1 час

Россия — наша Родина

1

Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали.

Основы светской этики – 28 часов

Что такое светская этика

1

Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали.

Культура и мораль.

 

1

Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности.

Особенности морали

1

Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности.

Добро и зло.

 

2

Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали.

Добродетель и порок.

 

2

Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали.

Свобода и моральный выбор человека.

 

1

Знакомятся со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.

Свобода и ответственность

1

Знакомятся со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.

Моральный долг.

 

1

Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях.

Справедливость.

 

1

Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях.

Альтруизм и эгоизм.

 

1

Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях.

Дружба.

 

1

Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях.

Что значит быть моральным.

 

1

Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях.

Подведение итогов.

 

2

Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм.

Род и семья - исток нравственных отношений

1

Учатся сравнивать явления светской культуры, искусства и различные религиозные традиции

Нравственный поступок

1

Учатся сравнивать явления светской культуры, искусства и различные религиозные традиции

Золотое правило нравственности.

 

1

Излагают своё мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества.

Стыд, вина и извинения.

 

1

Излагают своё мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества.

Честь.

 

1

Излагают своё мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества.

Совесть.

 

1

Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства.

Образцы нравственности

2

Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства.

Образцы нравственности в культуре Отечества

1

Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства.

Этикет.

 

1

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций.

Семейные праздники.

 

1

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций.

Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

 

1

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

Духовные традиции многонационального народа России – 5 часов

Любовь и уважение к Отечеству.

 

1

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

4

Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение.

Готовят сообщения по выбранным темам (теме)

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Реализация обозначенной цели курса ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.

Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

•    оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

•    технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе):

-     классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

-     демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);

-     вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в том числе принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;

•       экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику:

-    электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;

-    дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

•  библиотечный фонд (книгопечатная продукция):

-   учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая/справочная литература для учителя и др.);

-     нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;

-    специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);

-    научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;

-   хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;

-    документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии религий мира);

-     энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);

-    религиозная литература (рассказы для детей о священных книгах);

-     художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;

Печатные пособия:

Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.-96с.

Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы иудейской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.-96с.

Латышина Д.И., Муртазин М.Ф., Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.-78с.

Чимитдоржиев В.Л. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.-80с.

Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.-80с.

Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.-64с.

Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя, М.: Просвещение, 2010

Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. М.: Просвещение, 2010 г.

Данилюк А.Я., Основы религиозных культур и светской этики.  Программы образовательных учреждений 4-5 классы, М. – Просвещение, 2010 г.


скачать по прямой ссылке
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)