Рабочая программа курса по внеурочной деятельности
«Истоки»
(направление внеурочной деятельности: социокультурное)
среднего общего образования для 5 класса
Разработчик: Мягкова С.В.
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории.
Программа курса составлена на основе программы «Истоки» Федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования в качестве основы программы духовно-нравственного воспитания образовательного учреждения.- М.: Издат. Дом. «Истоки», 2015г.- 144.
Авторы-составители: Главный редактор Издательского дома «Истоки», профессор, член-корреспондент РАЕН, руководитель программы «Социокультурные истоки» И.А. Кузьмин. Заведующая методическим кабинетом ИСТОКОВЕДЕНИЯ Издательского дома «Истоки» Л.И. Сильвестрова. Руководитель Учебно-методического центра духовно-нравственного образования им. С.А. Рачинского, г. Калининград, М.Е. Соколова.
Нормативно-правовой основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания «Социокультурные истоки» в структуре Федерального государственного образовательного стандарта общего образования являются Закон РФ «Об образовании» (ред. 2.02.2011 г.), Послание Президента РФ Федеральному собранию от 30.11.2010 г., Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки № 373 от 6.10.2009 г.) и документы регионального уровня.
Программа «Социокультурные истоки» полностью соответствует требованиям ФГОС основного общего образования и является основой программы духовно-нравственного развития и воспитания, а так же социализации обучающихся.
Цели и задачи:
ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ «Социокультурные истоки» — преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией является гармоничное развитие и воспитание Гражданина России, способного сохранять и приумножать духовный и социокультурный опыт Отечества.
Программа исходит из признания приоритета устойчивых духовно-нравственных ценностей в качестве важнейшей отечественной традиции, лежащей в основе преемственности поколений.
Программа духовно-нравственного воспитания представляет собой приоритетное направление в развитии единого образовательного пространства. Ее стратегической целью является преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией является гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать духовный и социокультурный опыт Отечества. Духовно-нравственное воспи тание позволит придать образовательной системе новое качество, призванное раскрыть человеческие ресурсы ради социально-экономического, общественного и духовно-культурного развития социума.
Задачи программы:
развивать все звенья и направления образования на принципе приоритета патриотических и нравственных ценностей отечественной (российской) цивилизации;
установить органичную взаимосвязь общего и дополнительного образования с социальными и экономическими концепциями развития регионов, особенностями их исторического, религиозного, культурного и этнического развития;
развивать педагогические технологии, раскрывающие ресурс личности всех участников педагогического процесса (ребенок, родители, педагоги) и формирующие положительную мотивацию на духовно-нравственное и социокультурное обновление отдельного региона и всей России;
выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативности и управленческих умений, формирование мотивации и опыта социокультурного обновления;
создать систему подготовки, переподготовки и консультирования педагогических кадров различного уровня (от управленцев до рядовых педагогов), социальных работников, педагогов дополнительного образования, способных к решению поставленных задач.
Основные направления:
Программа реализуется под эгидой Российской Академии естественных наук.
Основными направлениями данной программы являются:
1. Реализация концепции социокультурного подхода к истокам в образовании, направленного на развитие личности ребенка, и становление в нем, прежде всего, духовно-нравственного стержня, на укрепление семьи, на развитие системы духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения, на применение методик и педагогических технологий, устраняющих разрыв между обучением и воспитанием. Социокультурный системный под ход к истокам в образовании, являясь методологической основой программы «Социокультурные истоки», был рассмотрен и получил поддержку в июле 1998 г. в Комитете по образованию и науке Государственной Думы. Учебные пособия, рабочие тетради, методические рекомендации, созданные на основе социокультурного системного подхода, в 2002 году получили гриф Министерства образования Российской Федерации.
2. Введение во всех звеньях образования учебного курса «Истоки», призванного ввести в содержание современного образования систему категорий и понятий духовно-нравственного и социокультурного характера, а также направленного на формирование чувства благодарной любви, прочной укорененности и привязанности к Отечеству, к родной земле, ее святыням, культуре, прошлому, настоящему и будущему. Учебный курс «Истоки», разработанный и апробированный в течение шестнадцати лет в учреждениях дошкольного образования, начальной и основной школы до 8 класса основной школы включительно (в настоящее время разрабатывается комплект материалов для 9-11 классов), реализуется в пятидесяти девяти регионах Российской Федерации.
3. Реализация программы «Воспитание на социокультурном опыте», позволяющей
шаг за шагом прийти к возрождению пер
воначального контекста ценностей Истоков, а также способствующей
становлению целостной системы обучения и воспитания,
объединяя усилия Семьи и Школы и сохраняя при этом индивидуальный опыт и программы
развития каждого образовательного
учреждения. Программа «Воспитание на социокультурном опыте» разработана
и апробирована для дошкольного образования, начальной и основной школы,
предназначена для внеурочной и внеклассной работы.
4. Утверждение в педагогическом
процессе активных форм об учения и воспитания, педагогических технологий,
доказавших в
течение многих лет свою эффективность и направленных на развитие ресурсов
личности ученика, учителя и родителей, на фор мирование мотивации к
социокультурному обновлению и духов ному возрождению Малой Родины, региона и
всего Отечества.
5. Внедрение комплекса программ дополнительного образования и досуговой деятельности для детей, подростков и юношества, реализуемых через детско-юношеские духовно-просветительские центры и центры духовно-нравственной культуры.
6. Разработка и внедрение социальных проектов, направленных на консолидацию усилий Школы, Семьи, Церкви, общественности, государственных и общественных институтов в деле духовно-нравственного оздоровления малых социумов (поселения, района, городского микрорайона), муниципальных образований и регионов.
7. Реализация издательской программы, итогом которой является создание целостного педагогического инструментария во всех звеньях образования по Истоковедению.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
5 класс
· Введение (1 час)
· Какой смысл может иметь слово «памятник». Каким образом памятники культуры свидетельствуют о наших истоках. Почему нужно уметь «читать» великие памятники прошлого. Как вести библиографию о памятниках России.
· Соха и топор (4 часа)
· Основная идея: мудрая простота основных орудий труда российской аграрной цивилизации находилась в согласии с суровой природно-географической и климатической средой, формировала свою эстетику труда и устойчивую привязанность россиян к проверенным на многовековом опыте технологиям, общинности и артельности как важнейшим гарантам созидания и успеха.
· Соха и топор как основные орудия труда российского крестьянина: их традиционное устройство, варианты конструкций, трудовые операции. Многофункциональность и универсальность сохи и топора. Приспособляемость к различной природной среде и материалу. Простота устройства и виртуозность трудовой технологии.
· Труд пахаря и плотницкое дело определили устойчивый перечень престижных трудовых качеств человека: выносливость, наблюдательность, добросовестность. Безусловная опора на опыт предыдущих поколений, полное доверие ему - основа мастерства пахаря и плотника. Общины и артели - первичные сообщества российской цивилизации, осуществляющие передачу производственного опыта из поколения в поколение, хранители трудовой мудрости.
· Освящение труда с сохой и топором. Эстетика (красота) труда. Соха и топор в народных обычаях. Соха и топор в фольклоре, их метафорическое восприятие.
· Социокультурный ряд: опыт, мастерство, простота, мудрость, артель, община.
· Дополнение к теме предусматривает развитие основной идеи при знакомстве с бороной как еще одним примером практичности и приспособляемости традиционных орудий труда; с деревянной церковью во имя Преображения на острове Кижи, в коей плотницкое мастерство достигло уровня высокого искусства; с былинным образом Микулы Селяниновича, где труд пахаря приравнен к богатырскому подвигу.
· Крестьянские хоромы (4 часа)
· Основная идея: в традиционном русском домостроительстве и домоустройстве наиболее ярко видны истоки народных представлений о семье как важнейшей ценности человеческого бытия и жизненном укладе, в основе которого должен быть иерархический порядок и лад между домочадцами и согласие с Богом.
· Состав и конструктивные особенности крестьянских хором: изба, двор, сени, зимовка, подклет, хлев, поветь, сеновал, взвоз и др. Оптимальное объединение под одной крышей хозяйственных и жилых помещений. Функциональное распределение пространства крестьянского жилища по принципу: для каждого дела свое место - и для труда земного, и для труда души.
· Основные черты этики семейно-бытовых отношений. Распределение обязанностей между поколениями, мужчинами и женщинами, родственниками по принципу: для каждого - свое дело, в доме лишних нет. Ответственность мужчины за достаток и защиту интересов семьи. Ответственность женщины за чистоту и порядок. Идеальная основа разумного домостроительства - лад с людьми и согласие с Богом.
· Эстетика крестьянского жилища. Близость форм, материалов и сюжетов к природе. Чувство меры.
· Изба - освященный мир (иконы, рисунки райских птиц и цветов, книги и т.п.). Дом как корабль спасения. Отражение трехчастности Вселенной в устройстве крестьянского дома. Традиционные мифологические взгляды, на жилище и его невидимых обитателей.
· Социокулътурный ряд: хоромы, мера, лад, согласие, освященный мир, разумное домоустроительство.
· Дополнение к теме предусматривает развитие основной идеи посредством знакомства с топографией русской деревни, для которой была характерна разумная организация пространства и для каждого дела и праздника было свое место; со старинной традицией помочей, когда помощь нуждающемуся становилась трудом для рук, но праздником для души, согласием с совестью; с миром и волостью, существование которого было жизненной необходимостью для большинства россиян в прошлом.
· Соловки (5 часов)
· Основная идея: созданный и обустроенный на далекой северной окраине островной Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь был как бы живым напоминанием о евангельском чуде преображения и тем самым придавал многовековому освоению огромных просторов России высокий духовный смысл.
· Основные вехи в становлении Соловецкого монастыря. Преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие. Выдающаяся хозяйственная деятельность и духовное подвижничество игумена Филиппа, впоследствии митрополита Московского и всея Руси, священномученика. Участие в устроении Соловецкой обители вкладчиков, паломников и трудников со всей России. Общественное служение братии Соловецкого монастыря.
· Храмы и постройки Соловецкого монастыря, крепостные стены, скиты, каналы, маяки, ботанический сад, дамбы, сухой док. Уникальный опыт разумного и бережного использования даров природы в экстремальных условиях Севера. Всероссийское значение духовной, хозяйственной и экологической практики Соловецкого монастыря.
· Евангельская идея Преображения в истории Соловков: опыт заселения, освоения и преображения земель; опыт умирения и преображения моря-океана; опыт внутреннего преображения людей под воздействием соловецких святынь.
· Социокультурный ряд: монастырь, скит, братия, паломники, умирание, преображение.
· Дополнение к теме расширяет восприятие основной идеи, предлагая познакомиться с деятельностью русских землепроходцев и мореходов, не только разведывавших новые земли, но и включавших их в круг ценностей российской цивилизации; с отцами-пустынниками, напоминавшими об особой важности освоения и преображения своего внутреннего мира.
· Храм Покрова на Нерли (5 часа)
· Основная идея: храм на реке Нерли, первый на Руси храм во имя Покрова Божией Матери, стал символом той гармонии между миром духовным, природным и рукотворным, к которой, как к идеалу, стремилась изначально русская культура.
· Храм во имя Покрова Божией Матери на Нерли (1165г.)- древнейший памятник отечественного храмостроительства. Князь Андрей Боголюбский и духовный мир его эпохи.
· Архитектурные особенности храма Покрова на Нерли: белый цвет, вертикально вытянутые формы, аркатурный пояс, белокаменные рельефы, гармония с окружающим ландшафтом.
· Храм Покрова на Нерли и церковное предание о заступничестве Божией Матери. Праздник Покрова Божией Матери на Руси. Покров - символ гармонии мира земного и мира небесного.
· Социокулътурный ряд: гармония, мир природный, мир рукотворный. Покров.
· Дополнение к теме предлагает расширить представление о гармонии мира природного и рукотворного через знакомство как с народными художественными промыслами (шемогодская береста), так и с благочестивыми обычаями (поморские кресты).
· Икона «Живоначальная Троица» (5 часов)
· Основная идея: икона «Живоначальная Троица» творения преподобного Андрея Рублева, являясь одной из вершин русской иконописной традиции, указала на подобие земных идеалов согласия, любви и соборности основному догмату православия о Триедином Боге, на необходимость жертвенного подвига на пути к ним.
· Иконопочитание в православной традиции. Правило иконописного образа: лики, предметы, детали, линии, композиция, цвет должны нести большой духовный смысл. Икона «Живоначальная Троица» творения преподобного Андрея Рублева - величайший памятник русского иконописания.
· Сюжет иконы «Живоначальная Троица». Средства, которыми передается внешнее выражение сюжета: фигуры ангелов, престол с чашей, жезлы и троны, храм, дерево, гора, золотистый цвет и теплый свет.
· Духовный смысл иконы «Живоначальная Троица». Средства, которыми передается внутреннее средоточие иконы: схожесть ангелов и единая устремленность жестов, состояние их общего раздумья, невидимые круги как символы завершенности и вечности (Нераздельность лиц Святой Троицы), различия в изображении ангелов и окружающих их символов (Неслиянность лиц Святой Троицы). Идея великой искупительной жертвы во имя спасения человечества. Икона «Живоначальная Троица» как зов к любви и единению на пути к горнему миру.
· Социокультурный ряд: единство, нераздельность, неслиянность, неотмирность, горний мир.
· Дополнение к теме состоит из трех сюжетов, развивающих идею духовного подвига; в рассказе «Святой» повествуется о преподобном Серафиме Саровском, чей путь подвижничества является уделом для избранных, но спасителен для тысяч людей; в рассказах же о паломничествах и обетах приводятся сведения о благочестивых обычаях, доступных для всех стремящихся к горнему миру.
· Московский Кремль (5 часов)
· Основная идея: Московский Кремль, уникальный ансамбль и хранилище отечественных реликвий, стал символом важнейших черт и идеалов российской государственности: патриотизма, державности, неразрывной связи земного Отечества с духовными идеалами, трепетного отношения к чести и достоинству России.
· Московский Кремль - символ Российского государства.
· Кремль как щит военный: крепостные стены, кремлевские башни, храм Архангела Михаила.
· Кремль как щит духовный: храмы Соборной площади Кремля, колокольня «Иван Великий», чудотворные и намеленные иконы.
· Кремль - центр государственности, резиденция главы государства. Кремлевские дворцы и сооружения, призванные свидетельствовать о достоинстве России. Исторические и современные государственные регалии: шапка Мономаха, царские и императорские короны, двуглавый орел, герб, держава, скипетр. Символика регалий. Идея власти по Вере и Правде. Орден «За заслуги перед Отечеством».
· Кремль - хранитель славной истории и достижений культуры России. Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца. Оружейная палата.
· Социокультурный ряд: щит военный, щит духовный. Вера и Правда, государственные регалии, резиденция главы государства.
· Дополнение к теме обогащает представления о государственности России через восприятие символики старинного российского герба, показывает подлинный смысл государственного служения (сюжет об ордене) и расширяет знания о кремлевских реликвиях (царь-пушка и царь-колокол).
· Летописи (4 часа)
· Основная идея: древнерусская историческая и летописная литература оставила нам свой неповторимый взгляд на смысл происходящих событий, сердцевиной которого стало убеждение в предопределенности истории, ее поучительности для новых поколений.
· Старинные летописи - наше национальное достояние.
· Летописец Нестор и составление «Повести временных лет». Идеи летописей: единство рода человеческого, древнее происхождение славянского народа, убеждение, что через историю вершится воля Божия. Патриотизм - подвиг по имя Отечества, особая добродетель. Летописи общерусские и летописи местные.
· Как писали и украшали летописи. Древние летописи - бесценные памятники отечественной культуры. Летописные миниатюры -«окно в исчезнувший мир». Лицевой свод эпохи Ивана Грозного.
· «Сказание», «Житие», «Слово» - младшие братья летописей. Древнерусские книжники. Книжная мудрость как путь к знанию о главном.
· Социокулътурныи ряд: летопись, житие, сказание, слово, книжная мудрость, добродетель, патриотизм.
· Дополнение к теме призвано показать различные пути тяготения к познанию истории - через вековые традиции книговладения в народной среде (Деревенские книжники), посредством сохранения в устной фольклорной традиции былин, а также через разнообразные формы закрепления исторической памяти.
· Урок обобщения (1 час)
Календарно-тематическое планирование курса. 5 класс.
№
|
Темы уроков |
Дата |
Цели и задачи Содержание и вопросы
|
||
|
Вводный урок (1 час) |
||||
1 |
«Семь чудес России» |
|
Что такое истоки? Что они значат для каждого из учащихся (через различные каналы восприятия) Осуществить связь с начальной школой, подчеркнуть значимость предмета. |
Что такое чудо? Какой смысл имеет слово «памятник»? Каким образом памятники культуры свидетельствуют о наших истоках? Почему нужно уметь «читать» великие памятники прошлого? Почему семь памятников России? «Какие открытия ты сделал для себя на уроках по предмету «Истоки»? Работа в паре:«Умеем ли мы хранить память о наших истоках?» |
|
|
Соха и топор (4 часа) |
||||
2 |
«Соха и топор» |
|
Присоединение ученика к важнейшим горизонтальным, социальным ценностям российской цивилизации. Формирование представления о передаче новым поколениям образа жизни и труда. Передать ученикам простоту основных орудий труда, опыт российской аграрной цивилизации, которые находились в согласии с суровой природно–географической средой. |
Какие трудовые качества воспитывала соха? Как сохой землю пашут? Борона. Топор всему делу голова? Какие трудовые качества топор воспитывает? Работа в паре: «Соха и топор» |
|
3 |
«Куда соха и топор вместе ходили?» |
|
Учащиеся выходят на категории, которые воспитывают главные человеческие качества, необходимые любому человеку: выносливость, наблюдательность, добросовестность. |
Как упорство и труд помогали человеку? Топор и соха – истоки земледелия, крестьянского труда, крестьянской цивилизации. Работа в паре:«Как работали соха и топор»
|
|
4 |
«Чему соха и топор человека учили» |
|
Учащиеся выходят на категории того, что соха и топор учат уму – разуму. Присоединение к истокам крестьянской, российской цивилизации. |
Как и чему соха и топор учили человека? Народная мудрость и ценность сохи и топора. Топор всему делу голова. Какие у сохи и топора секреты? Микула Селянинович… Работа в паре:«Чему соха и топор человека учили?»
|
|
5 |
«Соха и топор как чудеса России»
|
|
Обобщающий урок по теме, где учащиеся закрепляют те категории, которые определяют важнейшие, горизонтальные ценности российской цивилизации. Присоединение к истокам родного края и памятникам России (Кижи, Малые Карелы и др.) |
Почему соха и топор чудеса России? Чудо без единого гвоздя. Умели строить наши предки. Работа в паре:«Соха и топор как чудеса России» |
|
|
Крестьянские хоромы(4 часа) |
||||
6 |
«Крестьянские хоромы» (Состав крестьянских хором)
|
|
Присоединение к ценностям народных представлений о семье как важнейшей ценности человеческого бытия и жизненном укладе, в основе которого лежат лад и порядок. Сформировать у учащихся представление о крестьянском образе жизни центром которого являются крестьянские хоромы. |
Что входило в состав крестьянских хором? Из чего и как троили хоромы? В чем особая красота крестьянского дома? Работа в паре(развивающий):«Крестьянские хоромы» |
|
7 |
«И тесен дом, да просторен он» |
|
Особенность внутреннего убранства крестьянского дома. Для каждого дела свое место: для труда души и труда земного. Тайны, символы, обычаи дома. Работа в паре(развивающий):«Для каждого дела свое место», «В крестьянских хоромах» |
||
8 |
«Домашний лад и порядок» |
|
Мир крестьянской семьи. Домашний лад и порядок. Каждому было свое дело, занятие. Работа в паре(развивающий):«Чему учились дети у родителей»«Домашний лад и порядок» |
||
9 |
«Крестьянские хоромы – чудо России»
|
|
Обобщающий урок по теме, где закрепляются приобретенные на уроках социально значимые ценности российской цивилизации. |
Почему крестьянские хоромы – чудо России? Присоединение к истокам родного края. Работа в паре(оценивающий):«Крестьянские хоромы как чудо России» |
|
|
Соловки (5 часов) |
||||
10 |
«Особый мир монастыря» |
|
Обратить внимание на особенности работы в тренинге – работа в группе. Учащиеся начинают присоединяться к важнейшим вертикальным (духовным) ценностям цивилизации. Тяготение к горнему миру, любви, согласию и соборности через упорный труд души и тела. Учащиеся прикасаются к своеобразному, загадочному, величественному миру русского монастыря, почувствовать его особенности, приоткрыть для себя его тайны. |
Монашество на Руси. Пустынники. Люди шли к неоткрытым землям – на Север, в Сибирь. Землепроходцы, мореходы. Возникновение Соловецкого монастыря. Работа в четверке(развивающий):«Особый мир монастыря» |
|
11 |
«Этапы жизни Соловецкого монастыря» |
|
Проследить основные вехи в становлении монастыря. Выйти на ценности единства труда земного и труда духовного – гармонии. |
Упорный труд преображения земли. Игумен Филипп и второе рождение Соловков. Соловки возводила вся Русь. О чем горько вспоминать и тяжело говорить? Работа в четверке(развивающий):«Этапы жизни Соловецкого монастыря» |
|
12 |
«Путешествие в Соловецкий монастырь» |
|
Учащиеся совершают заочное путешествие в Соловецкий монастырь. Составляют для себя образ величия и красоты общерусской святыни, пытаются передать свои чувства. Создается целостный образ монастыря. |
За стенами монастыря. Любить природу, не вредить ей, а сотрудничать с ней. «Путешествие в Соловецкий монастырь» |
|
13 |
«Чудо Преображения» |
|
Передать ученикам основную идею, что Соловецкий Преображенский монастырь был живым напоминанием о евангельском чуде преображения, придавая многовековому освоению огромных просторов России высокий духовный смысл. |
Упорный труд преображения земли, достижение гармонии, красоты, усвоение истины.Уникальный опыт разумного и бережного использования даров природы в условиях Севера.Работа в четверке(развивающий):«Чудо Преображения». «Как преображение человека помогает преображению земли?» |
|
14 |
«Соловецкий монастырь – чудо России» |
|
Учащиеся закрепляют значимость духовных ценностей России на примере Соловков – как Всероссийской духовной, хозяйственной и экологической ценности. Понять значение Соловков для каждого русского человека. |
Соловки – чудо российской цивилизации. Особый мир монашества. Соловки - это святыня, памятник культуры, мир преображенной природы. Работа в четверке(оценивающий):«Соловецкий монастырь – одно из чудес России» |
|
Храм Покрова на Нерли (5 часа)
|
|||||
15 |
Когда я бываю в храме…
|
|
На основе знаний полученных во 2 кл. (тема «Храм») или экскурсии идет присоединение к теме, развивается целостное восприятие образа храма, его назначения. Как изменяется социокультурный опыт учащихся. |
Храм в жизни человека. Мои ощущения в храме. «Когда я бываю в храме?» |
|
16 |
«Покров Пресвятой Богородицы» |
|
Учащиеся на уроке усваивают идею Покрова, заступничества Божией Матери за людей; особая значимость заступничества для России (особое признание) Значение этого праздника для русского народа. |
История образа «Покров Пресвятой Богородицы» Работа в четверке(развивающий):«Покров Пресвятой Богородицы» |
|
17 |
«На святом месте» |
|
Обратить внимание на особенность АФО - мнемотехника по формированию способности аудиовизуального, визуального и кинестетического восприятия и образной памяти. Показать, что храм Покрова на Нерли стал символом гармонии между миром духовным, природным и рукотворным. Развитие целостного восприятия. |
История храма. Князь Андрей Боголюбский. Выбор места. Белый храм у чистой воды. Мнемотехника(развивающий):«На святом месте»«Белый храм у чистой воды» |
|
18 |
«Храм Покрова – символ гармонии» |
|
Расширение представлений о гармонии мира природного и рукотворного через знакомство с архитектурными особенностями храма. |
Секреты храма Покрова на Нерли. Храм Покрова – символ гармонии. Работа в четверке(оценивающий):«Архитектурные секреты храма» |
|
19 |
«Храм покрова на Нерли - одно из чудес России» |
|
Обобщение полученных знаний и познакомить с истоками гармонии мира духовного и мира рукотворного, мира природного, народных промыслов. |
Почему храм Покрова можно считать чудом России? Промыслы Вологодчины (Шемогодская резьба) Поморские кресты (возрождение крестов в «Северной Фиваиде») Работа в четверке(развивающий): «Храм Покрова – символ гармонии») «Почему храм Покрова можно считать одним из чудес России?» |
|
|
Икона «Живоначальная Троица» (5 часов) |
||||
20 |
Икона «Живоначальная Троица»
|
|
Обратить внимание на особенности тренинга. выйти на усвоение ценностей духовного смысла иконы. Первое восприятие иконы «Живоначальная Троица» (использования видеофильма «Андрей Рублев»
|
Чем является икона в православной традиции? А. Рублев. Иконопочитание в русской Православной традиции. Святой. Паломничество. Обет. Образ Троицы для России. «Что значит икона в твоей жизни?» |
|
21 |
«Путешествие в мир иконы» |
|
Прослеживается основная идея: Икона «Живоначальная Троица» - вершина русской иконописной традиции. Научиться с помощью языка символов и красок иметь представление о духовном мире; умение раскрывать библейский сюжет иконы. |
Что изображено на иконе?«Язык» иконы. Дерево, храм, гора. Работа в четверке(развивающий):«Путешествие в мир иконы» |
|
22 |
«Звенящие краски иконы» |
|
Учащиеся знакомятся с особенностями цветовой символики иконы, которые помогают приблизиться к миру духовному, небесному, помогают понять смысл иконы, учат духовному общению с теми, кто на ней изображен. Глубже проникнуться в мир иконы. |
Духовный смысл иконы. Цвет. Краски. Нераздельность Троицы. Работа в четверке(развивающий):«Звенящие краски иконы» |
|
23 |
«Нераздельность и неслиянность лиц Святой Троицы» |
|
Выход на понимание нераздельности и неслиянности лиц Св. Троицы. Увидеть соответствие библейского текста с иконой А. Рублева. Обратить внимание на особенности тренинга по закреплению ресурса успеха учащихся. |
Что незримо присутствует в иконе? Неслиянность лиц Св. Троицы. Работа в четверке(оценивающий):«Нераздельность и неслиянность лиц Пресвятой Троицы» |
|
24 |
«Икона Живоначальная Троица» как чудо России». |
|
Обобщаются знания по данной теме, по формированию духовных и художественных ценностей российской цивилизации. |
Почему икона А.Рублева является чудом России? «Почему икону А. Рублева «Троица» можно читать чудом России?» |
|
|
Московский Кремль (5 часов) |
||||
25 |
«Щит военный. Щит духовный». |
|
Учащиеся присоединяются в этой теме к древнейшему институту сбережения и закрепления жизненного и духовного опыта. Формируется понимание выражений «щит военный», «щит духовный».
|
Московский Кремль – щит военный, щит духовный. Работа в четверке(развивающий):«Щит военный, щит духовный». |
|
26 |
«Сооружения и соборы Московского Кремля».
|
|
Расширяются знания о Московском Кремле. Заочное путешествие по Московскому кремлю и знакомство с сооружениями, соборами, памятниками. («Кто в Кремле не бывал, тот красоты не видал»), использование в/ф «Московский Кремль») |
История Кремля. Исторические памятники Кремля. Работа в четверке(развивающий):«Сооружения и соборы Московского Кремля». |
|
27 |
«Московский Кремль – центр государства» |
|
Учащиеся выходят на восприятие Московского Кремля не только как исторического центра, но государственная ценность Московского Кремля сегодня. Подчеркивается значение Кремля как центра Российского государства. Закрепить знание об основных святынях Московского Кремля. |
Кремль – центр российской государственности. Символы государства. Работа в четверке(развивающий):«Московский Кремль – символ Российского государства» |
|
28 |
«Хранитель истории, доблести, славы». использование в/ф «Московский Кремль») |
|
Формирование образа исторической памяти и верности: передать идею: Московский Кремль – символ черт и идеалов российской цивилизации: патриотизма, державности, связь земного Отечества с духовными идеалами, использование в/ф «Московский Кремль»)
|
Большой Кремлевский Дворец, Оружейная палата. Мнемотехника(развивающий):«Хранитель истории, доблести, славы». |
|
29 |
«Московский кремль – чудо России» |
|
Обобщающий урок по теме с закреплением основных социокультурных ценностей раздела. Прочувствовать свое родство и свои общие истоки с символом могущества и славы. |
В чем видим, чувствуем гордость за Московский Кремль, как чудо России? «Путешествие по Московскому Кремлю» Работа в четверке(оценивающий):«Московский Кремль – чудо России». |
|
|
Летописи (4 часа) |
||||
30 |
«Первые летописцы и первые летописи» |
|
Учащимся дается представление о первых летописцах, их мировоззрения, т.к. они отражали историю Отечества в свете Божественного Промысла. Показать в теме особенность древнерусской литературы. Ознакомить с различными путями тяготения к познанию истории через традиции фольклора. |
Историческая память, сказатели, первые летописи и летописцы. Жития Вологодских святых. Работа в четверке(развивающий):«Какими были первые летописцы?» |
|
31 |
«Как писали и украшали летописи?»
|
|
Создается образное представление о труде летописца, подлинного мастера и таланта. |
Образ летописца, его труда, жизни. Как рождались летописи? Мнемотехника(развивающий): «В келье летописца» Работа в четверке(развивающий): «Рождение летописи»
|
|
32 |
«Преподобный Нестор и его летописи» |
|
У учащихся формируется представление об образе пр. Нестора – летописца и его главном труде «Повести временных лет». Учащиеся воспринимают и прочувствуют главную особенность летописи – патриотичность, злободневность, религиозность, историзм, народную мудрость. Учащиеся подводятся к мысли, что летописи Нестора – чудо России. |
Преп. Нестор «Повесть временных лет» Пр. Нестор и наш край. Работа в четверке(развивающий):«Первый летописец» |
|
33 |
«Летописи – чудо России». |
|
Обобщение и закрепление по теме. Учащиеся выходят на понимание, что летописи объединяет тема родины. На уроке идет глубинное, прочувственное восприятие летописей и их значения для каждого русского человека и Отечества. Воспитательный момент: летописи учат добру, справедливости. |
Почему летописи чудо России? Каково значение их для дня сегодняшнего? Чему учат нас летописи? Работа в четверке(оценивающий):«Чему нас могут научить летописи?» «Летописи – чудо России». |
|
|
Обобщающий урок (1 час)
|
||||
34 |
Семь чудес России
|
|
Обобщаются знания, полученные на «Истоках» в 5 кл. Определить, какие вечные, непреходящие ценности заключает в себе каждое чудо России. Присоединение к Вологодским истокам. Закрепление мотивации на дальнейшее изучение предмета. |
Чудеса России – семь ярких и самобытных памятников отечественной культуры. Житие Димитрия Прилуцкого. Дионисий. Ферапонтово. Вологодская София. Кирилло-Белозерский монастырь – крепость государства. Работа в четверке(оценивающий):«Семь чудес России» «Что значат для тебя семь чудес России?
|
|
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа курса «Истоки» направлена на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Регулятивные УУД:
· планирование организации контроля труда; · организация рабочего места; · выполнение правил гигиены учебного труда. |
Познавательные УУД:
|
Коммуникативные УУД: · умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п. · умение выделять главное из прочитанного; · слушать и слышать собеседника, учителя; · задавать вопросы на понимание, обобщение
|
Личностные УУД:
|
Требования к личностным результатам:
· формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
· формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
· развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
· воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
· развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
· наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
· овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
· формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
· адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
· умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
· овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
· овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
· готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
·
определение
общей цели и путей её достижения, умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
· адекватно оценивать поведение свое и окружающих.
Требования к предметным результатам:
· знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
· знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
· формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
· осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Ожидаемые результаты курса
1.В плане личностного развития, обучающиеся должны уметь определить собственное воззрение на служение Отечеству, иметь качества патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к Отечеству, малой Родине, семье и соотечественникам,
ориентацию школьников на базовые духовно –нравственные ценности российской культуры и иметь собственную жизненную позицию.
2.В плане социализации,обучающиеся должны знать и ориентироваться в современной социокультурной среде, в отечественном духовном и культурном наследии, сотрудничества в современном полиэтническом и поликультурном социуме, стремиться к социальной консолидации и стабильности российского общества.
3.Понимать духовно –нравственные смыслы важнейших видов человеческой деятельности (труда, предпринимательства, служения, творчества и др.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.