Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Игоревская средняя школа» Холм-Жирковского района Смоленской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса по выбору
«Избранные вопросы математики» (11 класс)
Разработана учителем математики
высшей категории Максименковой
Ириной Александровной
ст. Игоревская, 2019 год
Программа предметно – ориентированного курса по выбору.
Избранные вопросы математики.
Основная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение обучающимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Предлагаемая программа позволяет систематизировать и углубить предложенные темы школьной математики. Стоит отметить, что навыки в применении этих подходов необходимы каждому обучающемуся, желающему хорошо подготовиться для успешной сдачи ЕГЭ.
Курс предназначен для обучающихся 11 класса с повышенными способностями к изучению математики. В то же время, при овладении приведёнными в данной программе приёмами решения, многие трудные задачи окажутся вполне посильными для любого учащегося.
Материал курса разделён на главы:
1. Модуль.
2. Многочлены.
3. Планиметрия.
Данная программа рассчитана на 34 часа, предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых и нестандартных задач, самостоятельную работу.
Предлагаемые на кружковых занятиях задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных заданий. Все занятия направлены на развитие интереса обучающихся к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и «нетипичных» задач. Для решения таких задач лучше применять не традиционные методы, а приёмы, которые не совсем привычны для обучающихся.
Успешность решения задач во многом зависит от организации кружковых занятий.
Используются различные формы организации учебной деятельности: индивидуальные, коллективные, групповые. Основной тип занятий – практикум.
В обучении используются элементы развивающего обучения, педагогики сотрудничества, элементы личностно-ориентированного обучения. Очень важно организовать дифференцированный подход к обучающимся, позволяющий избежать перегрузки и способствующий реализации возможностей каждого из них.
Данная программа предусматривает формирование устойчивого интереса к математике, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, выбору профиля дальнейшего обучения.
Цели курса по выбору:
· обобщить и систематизировать знания обучающихся, полученные по темам курса на II уровне образования;
· познакомить с некоторыми методами и приёмами решения планиметрических задач, уравнений и неравенств с модулем, уравнений высших степеней;
· сформировать умения применять полученные знания при решении «нетипичных», нестандартных задач;
· воспитывать чувство уверенности в себе, чувство удовлетворенности от полученного результата.
Задачи курса по выбору:
· рассмотреть основные приемы решения уравнений высших с помощью теории многочленов, различные способы решения уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля;
· дополнить знания обучающихся теоремами прикладного характера;
· расширить и углубить представления обучающихся о приёмах и методах решения планиметрических задач;
· привить обучающимся навыки употребления нестандартных методов рассуждения при решении задач;
· помочь обучающимся оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Обучающиеся должны приобрести умения решать задачи более высокой по сравнению с обязательным уровнем сложности, точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач, правильно пользоваться математической терминологией и символикой, применять рациональные приёмы решения, использовать наиболее употребительные эвристические приёмы и т.д.
Контроль уровня обученности
· Уровень достижений обучающихся определяется в результате:
o наблюдения активности на практикумах;
o беседы;
o анализа творческих, исследовательских работ;
o самостоятельно созданных слайдов, мини-задачников, выполненных проектов, которые могут быть индивидуальными и коллективными.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Наименование темы |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
Дата проведения |
||
План |
Факт |
||||||
лекция |
Практи-кум |
|
|
||||
Раздел I. Модуль (7ч) |
|
|
|||||
1 |
Модуль: общие сведения. Преобразование выражений, содержащих модуль. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Проверка задач для самостоятельного решения. |
|
|
2 |
Решение уравнений, содержащих модуль. Метод интервалов. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Проверка задач для самостоятельного решения. |
|
|
3 |
Графики функций, содержащих модуль. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Проверка задач для самостоятельного решения. |
|
|
4 |
Графический метод решения уравнений с модулем. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Проверка задач для самостоятельного решения. |
|
|
5 |
Решение неравенств, содержащих модуль. |
1 |
0,2 |
0,8 |
Проверка задач для самостоятельного решения. |
|
|
6 |
Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль. |
1 |
- |
1 |
Проверка задач для самостоятельного решения. |
|
|
7 |
Самостоятельная работа по теме «Модуль» |
1 |
- |
- |
|
|
|
Раздел II. Многочлены(7ч) |
|
|
|||||
8 |
Понятие многочлена. Равенство многочленов. |
1 |
0,2 |
0,8 |
Проверка задач для самостоятельного решения. |
|
|
9 |
Разложение на множители. |
1 |
0,2 |
0,8 |
Проверка задач для самостоятельного решения. |
|
|
10 |
Метод неопределённых коэффициентов. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Проверка задач для самостоятельного решения. |
|
|
11 |
Деление многочленов с остатком. |
1 |
0,2 |
0,8 |
Проверка задач для самостоятельного решения. |
|
|
12 |
Теорема Безу и её следствия. |
1 |
0,2 |
0,8 |
Проверка задач для самостоятельного решения. |
|
|
13 |
Схема Горнера. |
1 |
0,2 |
0,8 |
Проверка задач для самостоятельного решения. |
|
|
14 |
Рациональные корни многочлена. Решение уравнений высших степеней. |
1 |
0,3 |
0,7 |
Проверка задач для самостоятельного решения. |
|
|
15 |
Самостоятельная работа по теме «Многочлены» |
1 |
0,2 |
0,8 |
|
|
|
Раздел III Планиметрия (18ч) |
|
|
|||||
16 |
Тема 1: «Треугольники» Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. |
1 |
0,3 |
0,7 |
Проверка задач для самостоятельного решения. |
|
|
17 |
Метрические соотношения в произвольном треугольнике. Площадь треугольника. Свойства медиан, биссектрис, высот. |
1 |
0,3 |
0,7 |
Проверка задач для самостоятельного решения. |
|
|
18 |
Тема 2: «Четырёхугольники» Метрические соотношения в четырёхугольниках. Параллелограмм. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Проверка задач для самостоятельного решения. |
|
|
19 |
Метрические соотношения в четырёхугольниках. Трапеция. |
1 |
0,3 |
0,7 |
Проверка задач для самостоятельного решения. |
|
|
20 |
Тема 3: «Окружности» Метрические соотношения между длинами хорд, отрезков касательных и секущих. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Проверка задач для самостоятельного решения. |
|
|
21 |
Свойства касательных, хорд и секущих. |
1 |
- |
1 |
Проверка задач для самостоятельного решения. |
|
|
22 |
Тема 4: «Треугольники и окружности» Окружность, вписанная в треугольник. |
1 |
0,1 |
0,9 |
Проверка задач для самостоятельного решения. |
|
|
23 |
Окружность, описанная около треугольника. |
1 |
0,1 |
0,9 |
Проверка задач для самостоятельного решения. |
|
|
24 |
Тема 5: «Четырёхугольники и окружности» Четырёхугольники, вписанные и описанные около окружности. Теорема Птолемея. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Проверка задач для самостоятельного решения. |
|
|
25 |
Площади четырёхугольников, вписанных и описанных около окружности |
1 |
- |
1 |
Проверка задач для самостоятельного решения. |
|
|
26 |
Самостоятельная работа по теме: «Планиметрия» |
1 |
- |
1 |
|
|
|
27 |
Решение задач по всем темам. |
1 |
- |
1 |
Проверка задач для самостоятельного решения. |
|
|
28 |
Решение задач по всем темам. |
1 |
- |
1 |
Проверка задач для самостоятельного решения. |
|
|
29 |
Решение задач по всем темам. |
1 |
- |
1 |
Проверка задач для самостоятельного решения. |
|
|
30 |
Создание проекта. Основные этапы. |
1 |
1 |
- |
Выбор темы проекта. |
|
|
31 |
Работа над проектом. Сбор и отбор материала. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Анализ собранного материала по теме проекта |
|
|
32 |
Работа над проектом. Оформление проекта. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Анализ собранного материала по теме проекта |
|
|
33 |
Работа над проектом. Защита проекта. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Анализ продукта проекта. |
|
|
34 |
Защита проекта. |
1 |
- |
1 |
Анализ продукта проекта |
|
|
Всего 34 часа.
Литература
1. Л.С. Сагателова. Геометрия. Решаем задачи по планиметрии. Практикум: элективный курс.– Волгоград: Учитель, 2010
2. О.Ю. Черкасов, А.Г. Якушев. Математика: интенсивный курс подготовки к экзамену.- 9-е изд.- М.: Айрис- пресс, 2010
3. И. Ф. Шарыгин. Факультативный курс по математике: Решение задач: учеб. Пособие для 10 кл. сред.шк.– М.: Просвещение, 2006
4. А.М. Абрамов, Н.Я. Виленкин, Г.В. Дорофеев и др. Избранные вопросы математики: 10 кл. Факультативный курс / сост. С.И. Шварцбурд – М.: Просвещение, 2006
Дополнительная литература
1. В. К. Егерев, Б.А. Кордемский, В.В. Зайцев и др. Сборник задач по математике для поступающих во втузы / под ред. М. И. Сканави. – М.: Высшая школа, 1988
2. М.Я. Выгодский. Справочник по высшей математике. М.: АСТ: Астрель, 2006
3. В.А. Гусев, В. Н. Литвиненко, А.Г. Мордкович. Практикум по элементарной математике: Геометрия: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. ин-тов и учителей. – М.: Просвещение, 2007
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.