Рабочая программа курса по выбору "Избранные вопросы математики" (11 класс)

  • doc
  • 25.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа курса по выбору Избранные вопросы математики 11 кл.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Игоревская средняя школа»                               Холм-Жирковского района Смоленской области

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса по выбору

«Избранные вопросы математики» (11 класс)

 

 

                                         Разработана учителем  математики

                                          высшей категории Максименковой

                                                                                         Ириной Александровной

 

 

 

ст. Игоревская,  2019 год

Программа предметно – ориентированного курса по выбору.

Избранные вопросы математики.

 

Основная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение обучающимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Предлагаемая программа  позволяет систематизировать и углубить предложенные темы школьной математики. Стоит отметить, что навыки в применении этих подходов необходимы каждому обучающемуся, желающему хорошо подготовиться для успешной  сдачи  ЕГЭ.

Курс предназначен для обучающихся 11 класса с повышенными способностями к изучению математики.                        В то же время, при овладении приведёнными в данной программе приёмами решения, многие трудные задачи окажутся вполне посильными для любого учащегося.

Материал курса разделён на главы:  

1.    Модуль.

2.    Многочлены.

3.    Планиметрия.

Данная программа рассчитана на 34 часа, предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых и нестандартных задач, самостоятельную работу.

Предлагаемые на кружковых занятиях  задачи различны по уровню сложности:  от простых упражнений                                    на применение изученных формул до достаточно трудных заданий. Все занятия направлены на развитие интереса обучающихся к  предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и «нетипичных» задач. Для решения таких задач лучше применять не традиционные методы, а приёмы, которые не совсем привычны                  для обучающихся.  

Успешность решения задач во многом зависит от организации кружковых занятий.

       Используются различные формы организации учебной деятельности: индивидуальные, коллективные, групповые. Основной тип занятий – практикум.

В обучении используются элементы развивающего обучения, педагогики сотрудничества, элементы личностно-ориентированного обучения. Очень важно организовать дифференцированный подход к обучающимся, позволяющий избежать перегрузки и способствующий реализации возможностей каждого из них.  

Данная программа предусматривает формирование  устойчивого интереса к математике, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, выбору профиля дальнейшего обучения.

Цели курса по выбору:

·    обобщить и систематизировать знания обучающихся, полученные по темам курса на II уровне образования;

·    познакомить с некоторыми методами и приёмами решения планиметрических задач, уравнений и неравенств                       с модулем, уравнений высших степеней;

·    сформировать умения применять полученные знания при решении «нетипичных», нестандартных задач;

·    воспитывать чувство уверенности в себе, чувство удовлетворенности от полученного результата.

Задачи  курса по выбору:

·    рассмотреть основные приемы решения  уравнений высших с помощью теории многочленов, различные способы решения уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля;

·    дополнить знания обучающихся теоремами прикладного характера;

·    расширить и углубить представления обучающихся о приёмах и методах решения планиметрических задач;

·    привить обучающимся навыки употребления нестандартных методов рассуждения при решении задач;

·    помочь обучающимся оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

Обучающиеся должны приобрести умения решать задачи более высокой по сравнению с обязательным уровнем сложности, точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач, правильно пользоваться математической терминологией и символикой, применять рациональные приёмы решения, использовать наиболее употребительные эвристические приёмы и т.д.                        

 

Контроль уровня обученности

·    Уровень достижений обучающихся определяется в результате:

o наблюдения активности на практикумах;

o беседы;

o анализа творческих, исследовательских работ;

o самостоятельно созданных слайдов, мини-задачников, выполненных проектов, которые могут быть индивидуальными и коллективными.

 

 

Календарно-тематическое планирование

Наименование темы

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Дата проведения

План

Факт

лекция

Практи-кум

 

 

Раздел I. Модуль (7ч)

 

 

1

Модуль: общие сведения. Преобразование выражений, содержащих модуль.

1

0,5

0,5

Проверка задач для самостоятельного решения.

 

 

2

Решение уравнений, содержащих модуль. Метод интервалов.

1

0,5

0,5

Проверка задач для самостоятельного решения.

 

 

3

Графики функций, содержащих модуль.

1

0,5

0,5

Проверка задач для самостоятельного решения.

 

 

4

Графический метод решения уравнений с модулем.

1

0,5

0,5

Проверка задач для самостоятельного решения.

 

 

5

Решение неравенств, содержащих модуль.

1

0,2

0,8

Проверка задач для самостоятельного решения.

 

 

6

Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль.

1

-

1

Проверка задач для самостоятельного решения.

 

 

7

Самостоятельная работа  по теме «Модуль»

1

-

-

 

 

Раздел II.  Многочлены(7ч)

 

 

8

Понятие многочлена. Равенство многочленов.

1

0,2

0,8

Проверка задач для самостоятельного решения.

 

 

9

Разложение на множители.

1

0,2

0,8

Проверка задач для самостоятельного решения.

 

 

10

Метод неопределённых коэффициентов.

1

0,5

0,5

Проверка задач для самостоятельного решения.

 

 

11

Деление многочленов с остатком.

1

0,2

0,8

Проверка задач для самостоятельного решения.

 

 

12

Теорема Безу и её следствия.

1

0,2

0,8

Проверка задач для самостоятельного решения.

 

 

13

Схема Горнера.

1

0,2

0,8

Проверка задач для самостоятельного решения.

 

 

14

Рациональные корни многочлена.

Решение уравнений высших степеней.

1

0,3

0,7

Проверка задач для самостоятельного решения.

 

 

15

Самостоятельная работа  по теме «Многочлены»

1

0,2

0,8

 

 

Раздел III  Планиметрия (18ч)

 

 

16

Тема 1: «Треугольники»

Метрические соотношения                             в прямоугольном треугольнике.

1

0,3

0,7

Проверка задач для самостоятельного решения.

 

 

17

Метрические соотношения                             в произвольном треугольнике.

Площадь треугольника. Свойства медиан, биссектрис, высот.

1

0,3

0,7

Проверка задач для самостоятельного решения.

 

 

18

Тема 2: «Четырёхугольники»

Метрические соотношения в четырёхугольниках. Параллелограмм.

1

0,5

0,5

Проверка задач для самостоятельного решения.

 

 

19

Метрические соотношения                             в четырёхугольниках. Трапеция.

1

0,3

0,7

Проверка задач для самостоятельного решения.

 

 

20

Тема 3: «Окружности»

Метрические соотношения между длинами хорд, отрезков касательных и секущих.

1

0,5

0,5

Проверка задач для самостоятельного решения.

 

 

21

Свойства касательных, хорд и секущих.

1

-

1

Проверка задач для самостоятельного решения.

 

 

22

Тема 4: «Треугольники и окружности»

Окружность, вписанная в треугольник.

1

0,1

0,9

Проверка задач для самостоятельного решения.

 

 

23

Окружность, описанная около  треугольника.

1

0,1

0,9

Проверка задач для самостоятельного решения.

 

 

24

Тема 5: «Четырёхугольники и окружности»

Четырёхугольники, вписанные и описанные около окружности. Теорема Птолемея.

1

0,5

0,5

Проверка задач для самостоятельного решения.

 

 

25

Площади четырёхугольников, вписанных                и описанных около окружности

1

-

1

Проверка задач для самостоятельного решения.

 

 

26

Самостоятельная работа  по теме: «Планиметрия»

1

-

1

 

 

27

Решение задач по всем темам.

1

-

1

Проверка задач для самостоятельного решения.

 

 

28

Решение задач по всем темам.

1

-

1

Проверка задач для самостоятельного решения.

 

 

29

Решение задач по всем темам.

1

-

1

Проверка задач для самостоятельного решения.

 

 

30

Создание проекта. Основные этапы. 

1

1

-

Выбор темы проекта.

 

 

31

Работа над проектом. Сбор и отбор материала.

1

0,5

0,5

Анализ собранного материала по теме проекта

 

 

32

Работа над проектом. Оформление проекта.

1

0,5

0,5

Анализ собранного материала по теме проекта

 

 

33

Работа над проектом. Защита проекта.

1

0,5

0,5

Анализ продукта  проекта.

 

 

34

Защита проекта.

1

-

1

Анализ продукта  проекта

 

 

 

Всего 34 часа.

 

 

Литература  

1. Л.С. Сагателова. Геометрия. Решаем задачи по планиметрии. Практикум: элективный курс.– Волгоград: Учитель, 2010

2. О.Ю. Черкасов, А.Г. Якушев. Математика: интенсивный курс подготовки к экзамену.- 9-е изд.- М.: Айрис- пресс, 2010

3. И. Ф. Шарыгин. Факультативный курс по математике: Решение задач: учеб. Пособие для 10 кл. сред.шк.– М.: Просвещение, 2006

4. А.М. Абрамов, Н.Я. Виленкин, Г.В. Дорофеев и др. Избранные вопросы математики: 10 кл. Факультативный курс / сост. С.И. Шварцбурд – М.: Просвещение, 2006

 

Дополнительная литература

1. В. К. Егерев, Б.А. Кордемский, В.В.  Зайцев и др. Сборник задач по математике для поступающих во втузы / под ред. М. И. Сканави. – М.: Высшая школа, 1988

2. М.Я. Выгодский. Справочник по высшей математике. М.: АСТ: Астрель, 2006

3. В.А. Гусев, В. Н. Литвиненко, А.Г. Мордкович.  Практикум по элементарной математике: Геометрия: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. ин-тов и учителей. – М.: Просвещение, 2007

 


Скачано с www.znanio.ru