Рабочая программа
«Почитай – ка»
для учащихся 2 класса
Образовательная область: внеурочная деятельность Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы внеурочной деятельности «В мире книг» автор Ефросинина Л.А. (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред.Н.Ф.Виноградовой.-М.: Вентана-Граф, 2012).
Новизна программы «Почитай-ка» создаѐт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран.
Актуальность обусловлена тем, что происходит сближение в процессе общения с книгой, развиваются память, внимание, воображение — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой.
Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из еѐ аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических). В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию. Промежуточная аттестация не проводится, данный курс усиливает предмет обязательной части.
Целью занятий является создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг.
Задачи
- расширить литературно – образовательные пространства учащихся
начальных классов;
- формировать личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные умения.
Данная программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Подведение итогов реализации данной программы осуществляется в форме конкурсов чтецов и рассказчиков.
В результате освоения программы «Почитай -ка» формируются следующие предметные умения, соответствующие
требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
— осознавать значимость чтения для личного развития;
— формировать потребность в систематическом чтении;
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
Аппарат книги:
— совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основной текст: титульный лист, введение, предисловие и пр.
— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
— высказывать своѐ суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
— пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;
— заполнять каталожную карточку; — систематизировать книги по авторской принадлежности;
— составлять список прочитанных книг;
— выделять особенности учебной книги;
— работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;
— аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);
— классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру
Учебно- тематический план
№
|
Наименование разделов |
Количество часов |
||
|
|
Всего |
Теория |
Практика |
1 |
Книга, здравствуй |
3 |
2 |
1 |
2 |
Книгочей – любитель чтения |
2 |
1 |
1 |
3 |
Книга о твоих ровесниках |
4 |
1 |
3 |
4 |
Крупицы народной мудрости. Книги - сборники |
4 |
1 |
3 |
5 |
Писатели -сказочники |
5 |
1 |
4 |
6 |
Книги о детях |
4 |
1 |
3 |
7 |
Старые добрые сказки |
3 |
1 |
2 |
8 |
Книги о тех, кто подарил нам жизнь |
4 |
1 |
3 |
9 |
Книги о защитниках Отечества. Книга А.Гайдара |
3 |
1 |
2 |
10 |
По страницам любимых книг. |
2 |
- |
2 |
Итого |
34 |
10 |
24 |
Календарно- тематическое планирование
№ |
тема |
Кол-во часов |
сроки |
примечание |
|
план |
факт |
||||
Здравствуй, Книга |
|||||
1 |
Роль книги в жизни человека |
1 |
|
|
|
2 |
История создания книги. Первая печатная книга на Руси |
1 |
|
|
|
3 |
Структура книги (элементы книги) |
1 |
|
|
|
Книгочей – любитель чтения |
|||||
4 |
Экскурсия в библиотеку |
1 |
|
|
|
5 |
Алфавитный каталог. Каталожная карточка. |
1 |
|
|
|
Книга о твоих ровесниках |
|||||
6 |
Выставка книг о детях. Структура книги |
1 |
|
|
|
7 |
Книги В. Осеевой. Книга-сборник |
1 |
|
|
|
8 |
Книги Е. Пермяка. Титульный лист |
1 |
|
|
|
9 |
Книги Е. Пермяка. Титульный лист |
1 |
|
|
|
Крупицы народной мудрости. Книги – сборники |
|||||
10 |
Книги Н. Носова. Типы книг |
1 |
|
|
|
11 |
Герои детских книг. |
1 |
|
|
|
12 |
Книги-сборники. Малые жанры фольклора. |
1 |
|
|
|
13 |
Пословицы. Темы пословиц. Рукописная книга «Пословицы о книге и учении». |
1 |
|
|
|
Писатели –сказочники |
|||||
14 |
Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку» |
1 |
|
|
|
15 |
Скороговорки и чистоговорки |
1 |
|
|
|
16 |
Книги с литературными (авторскими) сказками. Писатели -сказочники |
1 |
|
|
|
17 |
По страницам сказок Х.К. Андерсена |
1 |
|
|
|
18 |
Проектная деятельность «Путешествие в страну сказок» |
1 |
|
|
|
Книги о детях |
|||||
19 |
Герои книг В. Осеевой. Книги Н. Носова. Приключение - сказка о Незнайке и его друзьях. |
1 |
|
|
|
20 |
Книги о братьях наших меньших. Художники - оформители |
1 |
|
|
|
21 |
Книги С. Михалкова: стихотворения, басни, рассказы. |
1 |
|
|
|
22 |
Сборники стихотворений для детей. |
1 |
|
|
|
Старые добрые сказки |
|||||
23 |
Книги -сборники сказок народов мира. |
1 |
|
|
|
24 |
Переводчики, пересказчики и обработчики народных сказок. |
1 |
|
|
|
25 |
Народные сказки на страницах детских журналов. |
1 |
|
|
|
Книги о тех, кто подарил нам жизнь |
|||||
26 |
Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину. |
1 |
|
|
|
27 |
Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга. |
1 |
|
|
|
28 |
Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть |
1 |
|
|
|
29 |
Мини – проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье». Рукописная книга «Семья» |
1 |
|
|
|
Книги о защитниках Отечества. Книга А.Гайдара |
|||||
30 |
Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества. |
1 |
|
|
|
31 |
Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом. |
1 |
|
|
|
32 |
Книги о защитниках Отечества. Книга А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твѐрдом слове». |
1 |
|
|
|
По страницам любимых книг |
|||||
33 |
Библиотечный урок «Хвала книге». По страницам лю- бимых книг. Презентация любимой книги |
1 |
|
|
|
34 |
Летнее чтение. Оформление еженедельника «Книгочей» или «Дневника читателя». |
1 |
|
|
|
Перечень учебно – методических средств обучения
Литература
1. Н.Ф.Виноградова Сборник программ внеурочной деятельности 1-4 классы. М.:Вентана-Граф, 2012 год
2. И.Н.Коробова. Внеклассные мероприятия в начальной школе: Волгоград: Учитель, 2007.
3. Книжный фонд библиотеки МБОУ Чулымская СОШ»
Оборудование
1. Компьютер
2. Экран
3. Слайдовые презентации
4.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.