Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Тогучинского района
«Сурковская средняя школа»
«Принято» «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании Директор школы:_________
педагогического совета Н.И. Залевская Протокол № ____ Приказ №______
«____»_________2018 г. от «______»_____ _2018 г.
Рабочая программа курса
спортивно-оздоровительному направлению
младших школьников «ПЛАНЕТА ЗДОРОВЬЯ»
на 2018-2019 учебный год
Руководитель:
Учитель физической культуры
первой квалификационной категории
Фадеев Владимир Николаевич
с. Сурково, 2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса по спортивно-оздоровительному направлению «Планета здоровья» для начального общего образования разработана на основе документов:
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009г. №373
3. О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373 приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010г. №1241
4. О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373 приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011г. №2357
5. О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373 приказ Минобрнауки России от 18 декабря 2012г. №1060
6. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 № 189, г. Москва; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011г.
7. Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012г. № 1067, г. Москва
8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: письмо департамента общего образования Министерства образования науки Российской Федерации от 01 ноября 2011 г. №03-776
10. Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура 1-4 классы – Москва «Просвещение» 2010 –с. 140-143 (Стандарты второго поколения).
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляетвысокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.
Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья
обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Планета здоровья» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Планета здоровья» направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.
Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Планета здоровья» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности
здоровья на ступени начального общего образования и спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Планета здоровья» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Цели конкретизированы следующими задачами:
Формирование:
представлений о: факторах, оказывающих влияние на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя
и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
навыков конструктивного общения;
потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Обучение:
осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
упражнениям сохранения зрения.
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Выстраивая предполагаемый образ выпускника школы, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника- это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению
которого должна максимально способствовать школа. Следовательно, выпускник младших классов школы как современного образовательного учреждения должен иметь устойчивый интерес к учению, наблюдательность, осведомленность, применять знания на практике, быть исполнительным, уверенным, инициативным, добросовестным, заботливым, аккуратным, правдимым, креативным, инициативным, чувствовать доброту, иметь привычку к режиму, навыки гигиены, уметь согласовывать личное и общественное, иметь навыки самоорганизации, открытый внешнему миру.
В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования
решаются следующие задачи:
становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Соответствие цел ей и задач программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Планета здоровья» целям и задачам основной образовательной программы учреждения будет способствовать осуществлению пролонгированного эффекта от ее реализации в педагогической практике.
Количество часов программы внеурочной деятельности
и их место в учебном плане
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Планета здоровья» предназначена для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 6 до 11 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс — 33 часа в год, 2-4 классы -34 часа в год. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья. Срок реализации программы 4 года.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения курса
В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога.
Метапредметных результататов :
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться играть по предложенному учителем плану.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего коллектива.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в играх и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в игре (водящий, голящий).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Планета здоровья» обучающиеся получит знания:
- по основным вопросам гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
- особенностям влияния вредных привычек на здоровье младшего
школьника;
- особенностям воздействия двигательной активности на организм
человека;
- основам рационального питания;
- правилам оказания первой помощи;
- способам сохранения и укрепление здоровья;
- основам развития познавательной сферы;
- по своим правам и правам других людей;
- по соблюдению общепринятых правил в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
- знания о «полезных» и «вредных» продуктах, значение режима питания.
научится:
- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
- различать «полезные» и «вредные» продукты;
- использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
- определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье;
- заботиться о своем здоровье;
- находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
- применять коммуникативные и презентационные навыки;
- использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
- оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
- находить выход из стрессовых ситуаций;
- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки;
- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;
- выполнять упражнения в игровой ситуации (равновесие, силовые упражнения, гибкость);
- проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию;
- владеть мячом, скакалкой, обручем и другим спортивным инвентарём;
- применять игровые навыки в жизненных ситуациях.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Страна здоровья» (21 ч)
Режим дня. Коррегирующие упражнения на осанку, плоскостопие, для глаз. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Уход за руками и ногами. Охрана зрения, слуха. Профилактика сколиоза, плоскостопия. Профилактика простудных заболеваний. Закаливание. Лекарственные растения. Вред курения, употребления алкоголя и наркотиков для организма. Зависимость благополучия и хорошего настроения от умения управлять своими эмоциями. Сон – лучшее лекарство. Питание – необходимое условие жизнедеятельности. Режим питания. Полезные продукты. Витамины.
«Страна Олимпия» (102 ч)
Возникновение физической культуры и спорта. Современные Олимпийские игры. Общеразвивающие упражнения и комплексы утренней гигиенической гимнастики. Подвижные игры. Спортивные игры и эстафеты.
«Страна безопасности» (12 ч)
Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями, спортивными и подвижными играми на детских площадках и в спортивном зале. Оказание первой доврачебной помощи при травмах. Первая помощь при обморожении. Правила дорожного движения. Правила пожарной безопасности. Правила поведения в быту. Правила поведения в природе. Предупреждение детского травматизма.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема
|
Количество часов |
|||
1 кл |
2 кл |
3 кл |
4 кл |
||
1 |
Раздел «Страна здоровья» |
5 |
6 |
5 |
5 |
1. Здоровый образ жизни. |
3 |
4 |
2 |
2 |
|
2. Коррегирующие упражнения на осанку, плоскостопие, для глаз. |
2 |
2 |
3 |
3 |
|
2 |
Раздел «Страна Олимпия» |
25 |
25 |
26 |
26 |
1. Возникновение физической культуры и спорта. Современные Олимпийские игры. |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
2. Общеразвивающие упражнения и комплексы утренней гигиенической гимнастики. |
6 |
6 |
7 |
7 |
|
3. Подвижные игры. Спортивные игры и эстафеты. |
17 |
17 |
17 |
17 |
|
3 |
Раздел «Стана безопасности» |
3 |
3 |
3 |
3 |
1. Оказание первой доврачебной помощи при травмах |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
2. Правила дорожного движения |
0.5 |
0.5 |
0.5 |
0.5 |
|
3. Правила пожарной безопасности |
0.5 |
0.5 |
0.5 |
0.5 |
|
4. Правила поведения в быту |
0.5 |
0.5 |
0.5 |
0.5 |
|
5. Правила поведения в природе |
0.5 |
0.5 |
0.5 |
0.5 |
|
Итого |
33 |
34 |
34 |
34 |
Календарно – тематическое планирование
1-й год обучения (33 часа)
№ п/п |
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Примечание |
Дата |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
СЕНТЯБРЬ |
|||||
1 |
1 |
Мир движений. Техника безопасности при занятиях физическими упражнениями, спортивными и подвижными играми. Игра «Разведчики» |
1 |
|
|
2 |
2 |
Красивая осанка. Комплекс упражнений для формирования правильной осанки. Игра «Паровозик». |
1 |
|
|
3 |
3 |
Учись быстроте и ловкости. Игры «Прыжки», «Кто быстрее». |
1 |
|
|
4 |
4 |
Сила нужна каждому. Игры «Кто сильнее», «Салки стопами». |
1 |
|
|
ОКТЯБРЬ |
|||||
5 |
1 |
Ловкий гибкий. Игра «Быстрая тройка». |
1 |
|
|
6 |
2 |
Развитие ловкости и внимания. Игры «Медведь спит», Веселая скакалка». |
1 |
|
|
7 |
3 |
Развитие быстроты. Игры «Командные салки», «Сокол и голуби». |
1 |
|
|
8 |
4 |
Развитие скоростных качеств и выносливости. Игры «Найди нужные цвета», «Разведчики». |
1 |
|
|
9 |
5 |
Развитие быстроты и ловкости. Игры «Ноги выше от земли», Выбегай из круга». |
1 |
|
|
НОЯБРЬ |
|||||
10 |
1 |
Здоровье в порядке – спасибо зарядке. Комплекс упражнений УГГ. Игра «Запрещенное движение». |
1 |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
11 |
2 |
Как и чем мы питаемся. Игры «Кто быстрее», «Сумей догнать». |
1 |
|
|
12 |
3 |
Витамины наши друзья и помощники. Игры «Метко в цель», Салки с большими мячами». |
1 |
|
|
ДЕКАБРЬ |
|||||
13 |
1 |
Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим. Игры «Подвижная цель», «Воробушки и кот» |
1 |
|
|
14 |
2 |
Как обезопасить свою жизнь. Игры «Метание в цель», «Попади в мяч». |
1 |
|
|
15 |
3 |
Мой внешний вид – залог здоровья. Игра «Быстро в строй». |
1 |
|
|
16 |
4 |
Зрение – это сила. Комплекс упражнений для мышц глаз. Игры «Назови имя», «Лошадки». |
1 |
|
|
ЯНВАРЬ |
||||||
17 |
1 |
Осанка – это красиво. Комплекс упражнений для формирования правильной осанки. Игры «Бой петухов», «Борьба всадников» |
1 |
|
|
|
18 |
2 |
Здоровье и домашние задания. Игры «Эстафеты с мачом», «Перетягивание каната». |
1 |
|
|
|
19 |
3 |
Вкусные и полезные вкусности. Игра «Гимнастическая полоса препятствий». |
1 |
|
|
|
ФЕВРАЛЬ |
||||||
20 |
1 |
Как сохранять и укреплять свое здоровье. Прогулка на свежем воздухе на лыжах. |
1 |
|
|
|
21 |
2 |
Мое настроение. Передай улыбку по кругу. Эстафеты на лыжах. |
1 |
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
22 |
3 |
Способы закаливания организма. Лыжные гонки. |
1 |
|
|
|
МАРТ |
||||||
23 |
1 |
Первая помощь при обморожении. Игры на свежем воздухе. «Спуски на лыжах под уклон». |
1 |
|
|
|
24 |
2 |
Салки на лыжах. Игровые упражнения на лыжах. |
1 |
|
|
|
25 |
3 |
Учимся приемам массажа и самомассажа. Разучивание игры на свежем воздухе «Попади снежком в цель». Игра «Охотники и зайцы». |
1 |
|
|
|
26 |
4 |
Помоги себе сам. Как оказать первую помощь при порезе, ушибе. Игры «Быстро в строй», «Салки с мячом». |
|
|
|
|
АПРЕЛЬ |
||||||
27 |
1 |
Режим дня. Игры «Стой», «Третий лишний». |
1 |
|
|
|
28 |
2 |
Здоровое питание – отличное настроение. Игры «Пустое место», «Охотники и утки». |
1 |
|
|
|
29 |
3 |
Правила общения с огнем. Чтобы огонь не причинил вреда. Игра «Классики», Эстафеты. |
1 |
|
|
|
30 |
4 |
Безопасность при любой погоде. Игра «Палочка выручалочка». |
1 |
|
|
|
МАЙ |
||||||
31 |
1 |
Правила безопасности поведения на улице, в транспорте. Игра «Чижик». |
1 |
|
|
|
32 |
2 |
Правила безопасного поведения в лесу, на водоемах. Игра «Третий лишний» (с мячом). |
1 |
|
|
|
33 |
3 |
Подведение итогов учебного года. «Старты надежд». |
1 |
|
|
|
Календарно – тематическое планирование
2-й год обучения (34 часа)
№ п/п |
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Примечание |
Дата |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||
СЕНТЯБРЬ |
|||||||
1 |
1 |
Техника безопасности при занятиях физическими упражнениями, спортивными и подвижными играми. Наше здоровье. Как сохранить здоровье?. Игра на внимание «Запрещённое движение». |
1 |
|
|
||
2 |
2 |
Дружи с водой. Друзья Вода и Мыло. Игра на внимание «Медведь спит». |
1 |
|
|
||
3 |
3 |
Забота о глазах. Глаза - главные помощники человека. Комплекс упражнений для укрепления мышц глаз.Игра на внимание «Запрещённое движение», «Зеркало». |
1 |
|
|
||
4 |
4 |
Уход за ушами. Чтобы уши слышали. Подвижная игры «Чей голосок?», «Жмурки». |
1 |
|
|
||
ОКТЯБРЬ |
|||||||
5 |
1 |
Уход за зубами. Чтобы зубы были здоровыми. Народная игра «Гуси-лебеди». |
1 |
|
|
||
6 |
2 |
Уход за руками и ногами. «Рабочие инструменты» человека. Подвижные игры с мячом. Подбрасывание и ловля. |
1 |
|
|
||
7 |
3 |
Забота о коже. Надёжная защита организма. Игры на внимание «День и ночь». |
1 |
|
|
||
8 |
4 |
Как следует питаться. Здоровая пища для всей семьи. Игра «Море волнуется - раз». |
1 |
|
|
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||
НОЯБРЬ |
|||||||
9 |
1 |
Как сделать сон полезным. Сон – лучшее лекарство. Игра с мячом «Охотники и утки». |
1 |
|
|
||
10 |
2 |
Настроение в школе. Настроение после школы. «Весёлые старты» с мячом». |
1 |
|
|
||
11 |
3 |
Вредные привычки. Злой волшебник табак. Упражнения для развития скоростных качеств. Игра «Пустое место». |
1 |
|
|
||
12 |
4 |
Что мы знаем о ЗОЖ. Игра «Третий лишний». |
1 |
|
|
||
ДЕКАБРЬ |
|||||||
13 |
1 |
Я хозяин своего здоровья. Дыхательные упражнения в сочетании с приседаниями. Игра «Цепи кованы». |
1 |
|
|
||
14 |
2 |
Правильное питание – залог здоровья. Эстафеты. |
1 |
|
|
||
15 |
3 |
Культура питания. Этикет. Игра «Два мороза». |
|
|
|
||
16 |
4 |
Закаливание в домашних условиях. Обтирание, обливание. Игры с мячом «Охотники и утки», «Мяч кверху». |
1 |
|
|
||
ЯНВАРЬ |
|||||||
17 |
1 |
Спорт в жизни ребенка. Игра «Попрыгунчики – воробушки».
|
1 |
|
|
||
18 |
2 |
Я и мои одноклассники. Народная игра «Из круга вышибало».
|
1 |
|
|
||
19 |
3 |
Почему устают глаза?. Как одеваться в разные времена. Комплекс упражнений для мышц глаз Гимнастическая полоса препятствий.
|
1 |
|
|
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||
ФЕВРАЛЬ |
|||||||
20 |
1 |
Первая помощь при обморожении. Игры на лыжах. Разучивание игры «Попади снежком в цель». |
1 |
|
|
||
21 |
2 |
Закаливание на свежем воздухе. Комплекс упражнений «Лыжник – лыжи – палки». «Салки на лыжах». |
1 |
|
|
||
22 |
3 |
Шалости и травмы. «Спуски на лыжах под уклон». |
1 |
|
|
||
23 |
4 |
Переутомление и утомление. Игры на свежем воздухе. «Спуски на лыжах под уклон».
|
|
|
|
||
МАРТ |
|||||||
24 |
1 |
Переохлаждение и его предупреждение во время самостоятельного гуляния зимой. Игровые упражнения на спусках.
|
1 |
|
|
||
25 |
2 |
Разговор о правильном питании. Игровые упражнения на лыжах. |
1 |
|
|
||
26 |
3 |
Разучивание игры на свежем воздухе «Попади снежком в цель». Игра «Охотники и зайцы». |
1 |
|
|
||
АПРЕЛЬ |
|||||||
27 |
1 |
Как избежать отравлений. Отравление лекарствами. Отравление пищевое. Эстафеты с мячом. |
1 |
|
|
||
28 |
3 |
Безопасность при любой погоде. Если на улице дождь и гроза. Эстафеты с баскетбольным мячом.
|
1 |
|
|
||
29 |
4 |
Правила безопасного поведения в доме. Игра «Угадай чей голосок».
|
1 |
|
|
||
30 |
5 |
Правила безопасного поведения на улице, в транспорте. Игра «Салки ноги от земли». |
1 |
|
|
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||
|
|
|
|
|
|
||
МАЙ |
|||||||
31 |
1 |
Правила общения с огнём. Чтобы огонь не причинил вреда. Игра «Великаны и гномы» |
1 |
|
|
||
32 |
2 |
Как уберечь от поражения электрическим током. Чем опасен электрический ток. Игра «Медведи и пчелы». |
1 |
|
|
||
33 |
3 |
Причины возникновения травм. Оказание первой доврачебной помощи при травмах Разучивание игры «Карусель», «Замри» |
1 |
|
|
||
34 |
4 |
Подведение итогов учебного года. «Старты надежд».
|
1 |
|
|
||
Календарно – тематическое планирование
3-й год обучения (34 часа)
№ п/п |
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Примечание |
Дата |
|
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
||||
СЕНТЯБРЬ |
|
|||||||||
1 |
1 |
Техника безопасности при занятиях физическими упражнениями, спортивными и подвижными играми. Режим дня. Наше здоровье. Как сохранить здоровье. Игра «Охотники и утки». |
1 |
|
|
|
||||
2 |
2 |
Осанка – стройная спина. Комплекс упражнений для формирования правильной осанки. Игра «Запрещенное движение». |
1 |
|
|
|
||||
3 |
3 |
Мышцы, кости и суставы. Скелет наша опора. Комплекс упражнений для формирования правильной осанки. Игра «Пустое место». |
1 |
|
|
|
||||
4 |
4 |
Причины возникновения травм. Разучивание игры «Карусель». |
1 |
|
|
|
||||
ОКТЯБРЬ |
|
|||||||||
5 |
1 |
Значение физической культуры в жизни современного человека. Игра «Третий лишний».
|
1 |
|
|
|||||
6 |
2 |
Правила безопасности в лесу. Игра «Палочка выручалочка». |
1 |
|
|
|||||
7 |
3 |
Где можно и где нельзя играть. Игра «Городки».
|
1 |
|
|
|||||
8 |
4 |
Самоконтроль. Футбол. Ведение мяча. Эстафеты. |
1 |
|
|
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|||||
НОЯБРЬ |
|
|||||||||
9 |
1 |
Веселый футбол.
|
1 |
|
|
|||||
10 |
2 |
Личная гигиена. Игра бегом «Пятнашки».
|
1 |
|
|
|||||
11 |
3 |
Правильное питание- залог физического и психического здоровья. Перетягивание каната. |
1 |
|
|
|||||
12 |
4 |
Вредные микробы. Игра «Болото».
|
1 |
|
|
|||||
ДЕКАБРЬ |
|
|||||||||
13 |
1 |
Что такое здоровая пища и как ее приготовить. Игра «Кошки - мышки». |
1 |
|
|
|||||
14 |
2 |
Труд и здоровье. Игра «Салки ноги от земли». |
1 |
|
|
|||||
15 |
3 |
Наш мозг и его волшебные действия. Игры «Метко в цель», «Салки с большими мячами». |
|
|
|
|||||
16 |
4 |
Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья. Игра «Десять передач». |
1 |
|
|
|||||
ЯНВАРЬ |
|
|||||||||
17 |
1 |
Занятия бегом. Полоса препятствий «Разведчик». |
1 |
|
|
|||||
18 |
2 |
Веселая эстафета с акробатическими упражнениями. |
1 |
|
|
|||||
19 |
3 |
Как одеваться в разные времена года. Гимнастическая полоса препятствий.
|
1 |
|
|
|||||
ФЕВРАЛЬ |
|
|||||||||
20 |
1 |
Как одеваться в разные времена года. Игры на лыжах. Игра «Кто быстрее»
|
1 |
|
|
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|||||
21 |
2 |
Первая помощь при обморожении. Закаливание пребыванием на свежем воздухе. Игры на лыжах. Разучивание игры «Попади снежком в цель» |
1 |
|
|
|||||
22 |
3 |
Переохлаждение и его предупреждение во время самостоятельного гуляния зимой. Комплекс упражнений «Лыжник – лыжи – палки». «Салки на лыжах».
|
1 |
|
|
|||||
23 |
4 |
Закаливание пребыванием на свежем воздухе. Игры на свежем воздухе. «Спуски на лыжах под уклон».
|
1 |
|
|
|||||
МАРТ |
|
|||||||||
24 |
1 |
Закаливание обливанием и обтиранием. Игровые упражнения на лыжах. |
1 |
|
|
|||||
25 |
2 |
Разучивание игры на свежем воздухе «Попади снежком в цель». Игра «Охотники и зайцы».
|
1 |
|
|
|||||
26 |
3 |
Эстафеты и игры на лыжах.
|
1 |
|
|
|||||
АПРЕЛЬ |
|
|||||||||
27 |
1 |
О правилах дыхания. Разучивание комплекса дыхательных упражнений «Кто как дышит». Игра «Баскетбол». |
1 |
|
|
|||||
28 |
2 |
Движение – путь к совершенству (игры дома, в школе и на улице). Разучивание игр на внимание. Игра «Пионербол». |
1 |
|
|
|||||
29 |
3 |
Основные движения и передвижения человека. Занятия ходьбой. Игра «Гандбол» |
1 |
|
|
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|||||
30 |
4 |
Правила соревнований в беге, прыжках и метаниях .Разучивание общеразвивающих упражнений. Эстафеты. |
1 |
|
|
|||||
МАЙ |
|
|||||||||
31 |
1 |
Правила общения с огнём. Чтобы огонь не причинил вреда. Игра «Лапта». |
1 |
|
|
|||||
32 |
2 |
Правила безопасности в лесу. Правила безопасности на воде Игра «Палочка выручалочка». |
1 |
|
|
|||||
33 |
3 |
Правила безопасности на воде. Игра «Веселый футбол» |
1 |
|
|
|||||
34 |
4 |
Подведение итогов года. «Старты надежд». |
1 |
|
|
|||||
Календарно – тематическое планирование
4-й год обучения (34 часа)
№ п/п |
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Примечание |
Дата
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
СЕНТЯБРЬ |
||||||
1 |
1 |
Техника безопасности при занятиях физическими упражнениями, спортивными и подвижными играми. Режим дня. Наше здоровье. Игра «Лапта». |
1 |
|
|
|
2 |
2 |
Осанка – стройная спина. Комплекс упражнений для формирования правильной осанки. Игра «Лапта». |
1 |
|
|
|
3 |
3 |
Самоконтроль. Комплекс упражнений для формирования правильной осанки. Игра «Бить, бежать на месте не стоять». |
1 |
|
|
|
4 |
4 |
Причины возникновения травм. Разучивание игры «Чижик». |
1 |
|
|
|
ОКТЯБРЬ |
||||||
5 |
1 |
Значение физической культуры в жизни современного человека. Игра «Третий лишний»(с ремушком, с мячом). |
1 |
|
|
|
6 |
2 |
Правила безопасности в лесу. Игра «Палочка выручалочка». |
1 |
|
|
|
7 |
3 |
Где можно и где нельзя играть. Игра «Городки». |
1 |
|
|
|
8 |
4 |
Самоконтроль. Игра «Мини-футбол». |
1 |
|
|
|
НОЯБРЬ |
||||||
9 |
1 |
Школа мяча. Игра «Десять передач». |
1 |
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
10 |
2 |
Личная гигиена. Игра бегом «Салки с баскетбольными мячами». |
1 |
|
|
|
11 |
3 |
Питание необходимое условие для жизни человека Игра «Гандбол».
|
1 |
|
|
|
12 |
4 |
Здоровая пища для всей семьи Игра «Минус пять», «Пять бросков»
|
1 |
|
|
|
ДЕКАБРЬ |
||||||
13 |
1 |
Домашняя аптечка Игра «Пионербол».
|
1 |
|
|
|
14 |
2 |
Труд и здоровье. Игра «Пионербол с двумя мячами».
|
1 |
|
|
|
15 |
3 |
Физическая активность и здоровье. Игры «Метко в цель», «Салки с большими мячами».
|
|
|
|
|
16 |
4 |
Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья. Игра «Десять передач».
|
1 |
|
|
|
ЯНВАРЬ |
||||||
17 |
1 |
Занятия бегом. Полоса препятствий «Разведчик». |
1 |
|
|
|
18 |
2 |
Веселая эстафета с акробатическими упражнениями. |
1 |
|
|
|
19 |
3 |
Как одеваться в разные времена года. Гимнастическая полоса препятствий. |
1 |
|
|
|
ФЕВРАЛЬ |
||||||
20 |
1 |
Как одеваться в разные времена года. Игры на лыжах. Игра «Кто быстрее» |
1 |
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
21 |
2 |
Первая помощь при обморожении. Закаливание пребыванием на свежем воздухе. Игры на лыжах. Разучивание игры «Попади снежком в цель» |
1 |
|
|
|
22 |
3 |
Переохлаждение и его предупреждение во время самостоятельного гуляния зимой. Комплекс упражнений «Лыжник – лыжи – палки». «Салки на лыжах».
|
1 |
|
|
|
23 |
4 |
Закаливание пребыванием на свежем воздухе. Игры на свежем воздухе. «Спуски на лыжах под уклон».
|
1 |
|
|
|
МАРТ |
||||||
24 |
1 |
Закаливание обливанием и обтиранием. Игровые упражнения на лыжах.
|
1 |
|
|
|
25 |
2 |
Разучивание игры на свежем воздухе «Попади снежком в цель». Игра «Охотники и зайцы».
|
1 |
|
|
|
26 |
3 |
Эстафеты и игры на лыжах.
|
1 |
|
|
|
АПРЕЛЬ |
||||||
27 |
1 |
О правилах дыхания. Разучивание комплекса дыхательных упражнений «Кто как дышит». Игра «Баскетбол».
|
1 |
|
|
|
28 |
2 |
«Мы здоровьем дорожим – соблюдая свой режим»Разучивание игр на внимание. Игра «Пионербол».
|
1 |
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
29 |
3 |
Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься. Занятия ходьбой. Игра «Гандбол» |
1 |
|
|
|
30 |
4 |
Правила соревнований в беге, прыжках и метаниях .Разучивание общеразвивающих упражнений. Эстафеты, «Городки». |
1 |
|
|
|
МАЙ |
||||||
31 |
1 |
Правила общения с огнём. Чтобы огонь не причинил вреда. Игра «Лапта». |
1 |
|
|
|
32 |
2 |
Правила безопасности в лесу. Правила безопасности на воде Игра «Палочка выручалочка». |
1 |
|
|
|
33 |
3 |
Правила безопасности на воде. Игра «Веселый футбол» |
1 |
|
|
|
34 |
4 |
Подведение итогов года. «Старты надежд». |
1 |
|
|
|
Литература.
1. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд.
Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
2. Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-
воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
3. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5
классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
4. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы /
Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика.
Психология. Управление.)
5. Захаров А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М.
2005. - 85 с.
6. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации
здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. –
С. 75–78.
7. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
[Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
8. Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические
разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных
игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская
учителя.
9. Невдахина З.И. Дополнительное образование: сборник авторских
программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное
образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.
10. Патрикеев А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. -
/ Мозаика детского отдыха.
11. Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей:
психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина,
И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
12. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в
работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
13. Степанова О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. //
Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
14. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.: 1991. –
120 с.
Приложение 1. Бессюжетные игры
«Вороны и воробьи»
На линиях в 3 – 5 м. друг от друга команды располагаются шеренгами спиной друг к другу. Одна команда – «Вороны», другая – «Воробьи». По сигналу «вороны» одноименная команда убегает, а другая старается догнать и «осалить» убегающих до определенной отметки. Побеждает команда, «осалившая» большее число игроков другой команды.
«Ловишки-перебежки»
По обеим сторонам площадки проводятся две черты. Группа детей становится на каждой стороне площадки за чертой. На середине между двумя линиями находится ребенок – ловишка. После слов: «Раз, два, три – лови!» - дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка ловит их. Тот, до кого ловишка дотронется, выбывает из игры. После 2 перебежек производится подсчет пойманных и выбирают новых ловишек.
«Паровозик»
Направляющий обегает стойку, возвращается и, взяв за руку партнера, повторяет упражнение. Вернувшись, они берут третьего и т. д., пока не пробежит дистанцию вся команда. Побеждает команда, первая закончившая передвижение.
«Белые медведи»
Двое водящих берутся за руки, а свободными руками стараются «запятнать» бегущих по площадке детей. Пойманные присоединяются к водящим, образуя тройки, четверки и т. д., и помогают водящим. Игра проводится до тех пор, пока не будут пойманы все играющие.
«На одной ноге»
Прыгая на одной ноге, второй ногой постарайтесь прокатить мяч вокруг стола, кресла или провести его по извилистой дорожке: обогнуть расставленные в комнате стулья, кегли или другие предметы – один слева, другой справа. Мяч не должен касаться этих предметов.
«Петушиный бой»
Дети перестраиваются в две шеренги. Игроки стоят на линии лицом друг к другу. По сигналу они, передвигаясь на одной ноге, руки за спиной, стараются вытолкнуть соперника за контрольную линию. Подсчитывается количество вытолкнутых, и выигрывает команда, у которой было больше побед.
«Веселый бег»
Команды становятся во встречные колонны с одной стороны мальчики, с другой девочки (на расстоянии длины волейбольной площадки). Около направляющего колонны лежит мяч (резиновый) и гимнастическая палка. По команде он зажимает мяч между ногами, берет в обе руки гимнастическую палку и бежит к противоположной колонне девочек. Если по пути теряется один из предметов, игрок должен остановиться, взять предмет таким же способом и продолжить бег. Эстафета заканчивается, когда колонны мальчиков и девочек поменяются.
«Попади в след»
На полу рисуется три пары следов. Дети делятся на команды. Перед каждой командой по три пары следов. Необходимо прыгая точно попадать в след. Побеждает та команда, дети которой будут точнее.
«Землемеры»
На площадке проводят две линии между стартом и финишем на расстоянии 12-15 м. Играющие делятся на две команды и располагаются с гимнастическими палками на старте. По сигналу они устремляются к противоположной линии, измеряя расстояние палками (при каждом промере кладут палку на землю). Побеждает тот, кто первым достигнет линии финиша, не нарушив правил.
Приложение 2. Игры – забавы
«Охота на тигра»
Для проведения этой игры требуется мишень – фанерный щит, на котором нарисована голова свирепого тигра, а в пасти вырезано круглое отверстие. Необходимо иметь 5 теннисных резиновых мячей. Задача играющих с 4-5 шагов попасть мячом в отверстие – пасть. Побеждает тот, кто сделает больше точных бросков.
«Донести рыбку»
Дети делятся на две команды. На линии старта двум игрокам вручается по две удочки длиной в 1 метр. На конце каждой удочки кладется фанерная рыбка. Удочки держатся одна в правой руке, другая – в левой. Участники должны пронести и опустить «рыбок» в спасательный круг, который находится на линии старта на расстоянии 8-10 метров. Играющие начинают движение одновременно по сигналу судьи. Уронивший «рыбку» должен тут же положить ее на удочки и двигаться дальше. Выигрывает та команда, которая раньше опустит «рыбок» в круг.
«Черепаха-путешественница»
Для этой эстафеты каждой команде понадобится пластмассовый таз. Направляющий становится на четвереньки, ему на спину устанавливают таз вверх дном. Получилась черепаха. Теперь она должна пройти путь до кегли и обратно, не потеряв при этом свой «панцирь» - таз. Когда игрок «доползет» до старта, с него снимают «дом» и устанавливают его на спину другого участника. Выигрывает та команда, которая быстрее преодолеет предложенный путь.
«Собери орехи»
Дети делятся на команды. Каждой из них даются по 5 обручей и по 1 волейбольному мячу. Обручи кладутся на пол. Причем они могут лежать не по прямой линии. Задача каждой «белки»: пронести «орех» - волейбольный мяч, прыгая с «дерева на дерево» (из обруча в обруч), до отметки и обратно. Вернувшись к себе в «дупло», игрок передает «орех» следующей «белочке». Побеждает та команда, которая быстро и без потерь перенесет «орехи».
«Повяжу я шелковый платочек»
Дети делятся на команды. На двух стойках, между которыми натянута веревка, висят на нитках 10-15 надувных шаров, которые разрисованы под матрешек. У каждого игрока небольшой платочек, который необходимо по сигналу повязать на шар. Побеждает та команда, которая быстрее повяжет платочки.
«Дриблинг»
Делим класс на две команды. Они разыгрывают между собой эстафету с воздушными шарами. Вести шар к финишу можно только ударяя его об пол, т. е. дриблингом. Побеждает команда, все игроки которой проведут шар к финишу и обратно раньше своих соперников. В команде может быть от пяти до десяти человек.
«Пролезь сквозь мешок»
Команды выстраиваются в колонну по одному лицевой линии волейбольной площадки. На линии нападения учитель и его помощники держат мешки без дна, другой край мешка закреплен на обруче. По сигналу игроки поочередно пролезают сквозь мешок, обегают кегли возвращаются обратно с правой стороны.
Приложение 3. Народные игры
Русская народная игра «Краски»
Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки-краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей.
Покупатель стучит:
Тук! Тук!
- Кто там?
- Покупатель.
- Зачем пришел?
- За краской.
- За какой?
- За голубой.
Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки».
Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе.
Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок.
Правила игры: Хозяином становится покупатель, который угадал больше красок.
Русская народная игра «Стадо»
Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные – овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха: Пастушок! Пастушок!
Заиграй во рожок!
Гони стадо в поле,
Погулять на воле!
Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают. По сигналу пастуха: «Волк!» - все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки.Пастух встает на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.
Правила игры: Во время перебежки овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли. Пастух только заслоняет овец от волка, но не задерживает его руками.
Таджикская народная игра «Горный козел»
Играющие собираются на площадке. Двух, трех детей назначают охотниками, а остальные – «горные козлы». Дети, изображающие «горных козлов», ходят или бегают по площадке. По сигналу охотники гонятся за ними и стреляют (салят их мячиками). Осаленный «горный козел» садится на скамейку. Это означает, что он пойман.
Правила игры: В одного игрока могут бросить мяч сразу два охотника.
Украинская народная игра «Хлебчик»
Все желающие играть, взявшись за руки, становятся попарно (пара за парой) на некотором расстоянии от игрока, у которого нет пары. Он называется хлебчиком.
- Пеку-пеку хлебчик! (Кричит хлебчик)
- А выпечешь? (Спрашивает последняя пара)
- Выпеку!
- А убежишь?
- Посмотрю!
С этими словами два задних игрока в противоположных направлениях с намерением соединиться и встать перед хлебчиком. А тот пытается поймать одного из них до того, как они успеют взяться за руки. Если это ему удается, он вместе с пойманным составляет пару новую, а игрок, оставшийся без пары, оказывается хлебчиком.
Правила игры: Последняя пара может бежать только после окончания переклички.
Чеченская народная игра «Игра в башню»
На площадке чертится квадрат размером 50х50. От квадрата на расстоянии 1.5-2 м. проводится черта – это первый полукон, от полукона чертятся еще 6 линий – полуконов с промежутками в один шаг. В центре квадрата устанавливается круглая палочка длиной 15-18 см., диаметром 5 см. Из числа играющих выбирается водящий, остальные поочередно начинают игру с кона, т. е. с последней отметки, стараясь выбить палочку из квадрата. Если играющий выбивает палочку, он бежит за своей битой, а водящий – за палочкой. Если водящий раньше успевает подбежать к квадрату и произнести слово «Башня!», он становится играющим, а играющий – водящим.
Если же раньше к квадрату подбежал играющий и успел сказать «Башня!», он приближается к квадрату на один полукон, а водящий продолжает водить. Игра продолжается до тех пор, пока один из играющих не выйдет на первый полукон, т. е. на первую черту от квадрата.
Правила игры: Промах считается потерей хода.
Дагестанская народная игра «Достань шапку»
Игроки делятся на две команды, до 10 человек в каждой. На расстоянии 10-15 м. находятся шапки. Играющие в обеих командах становятся в пары и движутся к шапкам, выполняя разные движения. Сначала двигаются первые пары, затем вторые и т. д. Например, первые пары продвигаются вперед, прыгая на одной ноге, четвертые – в полуприседе и т. д.
Правила игры: Взять шапку имеет право только та пара, которая дошла первой. Побеждает команда, набравшая больше шапок.
Бурятская народная игра «Волк и ягнята»
Выбираются: один игрок – волк, другой – овца, остальные – ягнята. Волк сидит на дороге, по которой движется овца с ягнятами. Овца впереди, за нею друг за другом гуськом идут ягнята. Подходят к волку. Овца спрашивает: «Что ты здесь делаешь?» «Вас жду», - говорит волк. «А зачем нас ждешь?» - «Чтобы вас всех съесть!» С этими словами он бросается на ягнят, а «овца» загораживает их.
Правила игры: Ягнята держатся друг за друга и за овцу. Волк может ловить только последнего ягненка. Ягнята должны ловко делать повороты в сторону, следуя за движениями овцы. Волку нельзя отталкивать овцу.
Казахская народная игра «Конное состязание»
Игроки парами (конь и наездник) встают на линию старта так, чтобы не мешать друг другу. Первый игрок – конь – вытягивает руки назад – вниз, второй – наездник – берет его за руки, и в таком положении пары бегут до линии финиша. Наездник, первым «прискакавший» к финишу, должен подпрыгнуть и достать платок, подвешенный на стойке.
Правила игры: Соревнование начинается только по сигналу. Платок достает наездник.
Приложение 4. Любимые игры детей
«Увернись от мяча»
На площадке на расстоянии 10-15 м. чертится две линии. Игроки одной команды встают за этими линиями, игроки другой – посередине. Находящиеся в середине игроки стараются увернуться и не дать попасть в себя мячом игрокам другой команды. Игрок, в которого попал мяч, выбывает из игры. Когда все игроки из середины выбиты, то команды меняются ролями. Побеждает та команда, которая быстрее выбьет соперников.
«Сильный бросок»
Дети делятся на команды. Команды стоят в шеренге в 20-30 м. друг от друга. Посередине лежит баскетбольный мяч. Игроки бросают малые мячи вбольшой и стараются перекатить его на сторону противника. Команда, которой это удается, побеждает.
«Космонавты»
На площадке в разных частях чертим контуры ракеты. Их должно быть на несколько штук меньше играющих. Все дети берутся за руки. Они идут по кругу со словами: «Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам. На какую захотим, на такую полетим! Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!» Как только сказано последнее слово, дети разбегаются, стараясь занять свободное место в «ракете». Опоздавшие собираются в центре круга. Отмечаем тех детей, которые ни разу не опоздали на «ракету».
«Второй лишний»
Все желающие играть образуют круг. С внешней стороны круга остаются двое: один водит, другой от него убегает. Когда водящий догонит и «осалит» убегающего игрока, они меняются ролями.
«Два Мороза»
Играющие располагаются по одной стороне площадки, на середине двое водящих – два Мороза». Морозы обращаются к ребятам со словами: «Мы два брата молодые, два Мороза удалые!» Один из них, указывая на себя, говорит: «Я Мороз – синий нос». Другой: «Я Мороз – красный нос». И вместе: «Кто из вас решится в путь-дорожку пуститься?» Все ребята отвечают: «Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!» После этих слов дети перебегают на другую сторону площадки. Водящие стараются «осалить» перебегающих, «осаленные» остаются на том месте, где их «заморозил Мороз».
Во время следующих перебежек играющие могут выручить «замороженных» ребят, дотрагиваясь до них руками. После нескольких перебежек назначаются другие Морозы. Отмечаются те дети, которые не попали к Морозам ни разу, а также лучшая пара водящих.
«Большой мяч»
Для игры нужен большой мяч. Играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий с мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами, и тот, кто пропустил мяч между ног, становится водящим. Но он встает за кругом. Играющие поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему нужно вкатить мяч в круг. Когда же мяч попадет в круг, играющие опять поворачиваются лицом друг к другу, а в середину встает тот, кто пропустил мяч. Игра повторяется. Играющие не берут в руки мяч, они перекатывают его ногами.
«Шлепанки»
Играющие встают в круг лицом к центру на расстоянии одного шага один от другого. Выбирается водящий. Он выходит в центр круга. Называет по имени одного из детей, бросает мяч о землю так, чтобы он отскочил в нужном направлении. Играющий, чье имя назвал водящий, ловит мяч и отбивает его (шлепает ладонью). Число отбиваний перебрасывается водящему, и игра продолжается, пока кто-то из играющих не уронит мяч. В этом случае игра начинается сначала. Тот, кто уронил мяч, встает на место водящего. Играющий встает на место водящего только в том случае, если он поднял мяч с земли.
«Прятки»
Дети идут играть в парк. Играющие оговаривают, где можно прятаться. Образуем две группы, одна из которых разбегается врассыпную и прячется, а другая пускается на поиски спрятавшихся. Дальше игроки меняются ролями. Нужно оговорить время, в течение которого следует найти всех игроков. (Например, досчитав до 10).
«Перехватчики»
На противоположных концах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются в одном из них в шеренгу. В середине лицом к детям находится водящий. Дети хором произносят:
Мы умеем быстро бегать,
Любим прыгать и скакать
Ни за что нас не поймать!
После окончания этих слов все бегут врассыпную через площадку в другой дом. Водящий старается запятнать перебежчиков. Один из запятнанных становится водящим, и игра продолжается. В конце игры отмечаются лучшие ребята, не попавшиеся ни разу.
«Мельница»
Все играющие становятся в круг на расстоянии не менее двух метров друг от друга. Один из играющих получает мяч и передает его другому, тот третьему и т. д. по кругу. Постепенно скорость передачи возрастает. Каждый игрок старается поймать мяч. Игрок, который упустил мяч, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается в игре последним.
Приложение 5. Считалки.
1. Катился горох по блюду,
Ты води, а я не буду.
2. Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети,
Кукушата просят пить,
Выходи – тебе водить!
3. Колокольчик всех зовет,
Колокольчик нам поет
Звонким, тонким голоском:
Динь-бом, динь-бом!
Выходи из круга вон!
4. Пчелы в поле полетели,
Зажужжали, загудели.
Сели пчелы на цветы.
Мы играем – водишь ты!
5. Как у нас на сеновале
Две лягушки ночевали.
Утром встали, щей поели,
А тебе водить велели!
6. Раз, два, три, четыре, пять, -
Мы сейчас хотим играть.
«Да» и «нет» не говорить –
Все равно тебе водить!
7. Тара-Мара
В лес ходила,
Шишки ела,
Нам велела.
А мы шишки
Не едим,
Таре-Маре отдадим!
8. Солнце спряталось за гору,
Зайка в лес,
А мишка в нору.
Кто остался на виду –
Убегай,
Водить иду!
Кодекс Здоровья.
Помни - здоровье – не всё, но всё без здоровья - ничего.
Здоровье не только тебе нужно, но и людям, которым ты обязан помогать.
Здоровье не только физическая сила, но и духовное равновесие и милосердие.
Здоровье – это твоя способность удовлетворять в разумных пределах наших потребностей.
Здоровому человеку нужен не только хлеб, но и духовная пища.
Здоровье – это физическая и гигиеническая культура нашего тела.
Здоровье – это душевная культура человека, доброта, надежда, вера, любовь к тем, кто тебя окружает.
Здоровье – это социальная культура человека, культура человеческих отношений.
Здоровье – это любовь и бережное отношение к природе.
Здоровье – это стиль и образ твоей жизни.
Здоровье – это твой капитал: его можно увеличить, его можно прокутить.
Здоровье – это красота тела и духа: всё безобразное его разрушает.
ЗОЖ – включает
двигательную активность
рациональное питание
закаливание организма
соблюдение личной и общественной гигиены
активный отдых
общение с природой
ЗОЖ – определяет
характер человека
темперамент
взгляд на окружающий мир
отношение к здоровью
ЗОЖ – это индивидуальная система поведения привычек каждого отдельного человека.
Здоровье – это состояние полного телесного, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний или дефектов развития
Памятка родителям
Программа здоровья для семьи
· Собрать дома простейший инвентарь для занятий: санки, лыжи, коньки, гантели, обруч, скакалку, мяч, эспандер.
· Каждое утро начинать с гигиенической гимнастики, закаливающих процедур: обтирания, обливания, душа.
· В выходные дни отправляться в туристические походы, на лыжные или пешие прогулки, экскурсии. Игры на свежем воздухе — ежедневно!
· По возможности организовать занятия детей в спортивных секциях.
· Контролировать систематически домашние задания по физической культуре.
· Знать результаты тестирования физической подготовленности ребенка.
· Составить и соблюдать режим дня для ребенка.
· Научить детей плавать.
· Участвовать в семейных соревнованиях по различным физическим упражнениям, подвижным и спортивным играм.
· Помогать детям в чтении учебников по физической культуре, литературы о здоровом образе жизни, о самостоятельных занятиях и самоконтроле при занятиях физической культурой и спортом.
· Помнить, что следование в быту всем правилам здорового образа жизни — задача не на один год, а результат — здоровая семья, деятельные дети, взаимопонимание поколений.
Правила здорового образа жизни.
· Заниматься физкультурой 3-5 раз в неделю, не перенапрягаясь интенсивными нагрузками. Обязательно найти именно для себя способ двигательной активности.
· Не переедать и не голодать. Питаться 4-5 раз в день, употребляя в пищу необходимое для растущего организма количество белков, витаминов и минеральных веществ, ограничивая себя в жирах и сладком.
· Не переутомляться умственной работой. Стараться получить удовлетворение от учебы. А в свободное время заниматься творчеством.
· Доброжелательно относиться к людям. Знать и соблюдать правила общения.
· Выработать с учетом своих индивидуальных особенностей характера и организма способ отхода ко сну, позволяющий быстро заснуть и восстановить свои силы.
· Заниматься ежедневным закаливанием организма и выбрать для себя способы, которые не только помогут победить простуду, но и доставят удовольствие.
· Учись не поддаваться, когда тебе предложат попробовать сигарету или спиртное. Расти здоровым!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.