Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 59 им. И.Ромазана»
г. Магнитогорска
Согласовано на заседании методического
объединения
Руководитель МО:______________
(Мосягина С.А.)
«31» августа 2020
Протокол №1
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Основного ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
раздел «Программы отдельных учебных предметов, курсов»
рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Прикладная механика»
10-11 класс
нормативный срок освоения 2 года
Составила: Сметанина Ю.А.,
учитель физики,
МОУ «СОШ № 59 им. И.Ромазана»
г. Магнитогорска
Магнитогорск, 2020 г.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по курсу «Прикладная механика» разработана на основе
1. Авторской программы элективного курса «Прикладная механика» авторы А.С. Ольчак, С.Е. Муравьев, М.; Просвещение, 2018
2. Учебного плана МОУ «СОШ №59 им. И. Ромазана» г. Магнитогорска на 2020-2021 уч. год;
3. УМК:
- Ольчак А.С. Прикладная механика. 10-11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций /С.Е. Муравьев, А.С. Ольчак. – М.: Просвещение, 2019
Настоящая программа ориентирована на учащихся 10-11-ых классов.
Тематическое планирование предмета рассчитано на 1 учебное занятие в неделю по 1 часу для 10-х классов и 2 учебных занятия по 1 часу для 11-х классов.
Курс «Прикладная механика» предназначен для учащихся 10-11 классов, проявляющих интерес к изучению физики.
Данный курс связан содержательно с курсами физики и математики основной школы (содержание курса носит интергированный характер). Изучение данного курса направлено на углубление и обобщение знаний школьников о механических процессах и устройствах, в частности о механике узлов машин и механизмов, применяемых в современной технике.
Большое внимание уделяется вопросам истории изобретения, развития и применения различных механизмов, помогающим раскрыть творческий характер исследовательской и изобретательской деятельности человечества в технической сфере.
Особое место при изучении курса отведено задачам, охватывающим основные моменты механики.
Курс «Прикладная механика» является весьма продуктивным для личностного роста учащихся и формирования представления о том, что механические явления играют важную роль в нашей жизни.
Знания, умения и личностные качества, которые учащиеся выработают при изучении курса, должны послужить прочной основой как для организации их собственной жизнедеятельности, так и для дальнейшего изучения физики.
Цель курса:
Расширение, углубление и обобщение знаний о принципах работы и устройстве важнейших узлов и механизмов, применяемых в современной технике, и о принципах и подходах к изобретательской деятельности в этой сфере.
Задачи курса:
- развитие естественно-научного мировоззрения учащихся;
- развитие приемов умственной деятельности, познавательных интересов, склонностей и способностей учащихся;
- развитие внутренней мотивации учения, формирование потребности в получении новых знаний и применение их на практике;
- расширение, углубление и обобщение знаний по физике;
- использование межпредметных связей физики с химией, математикой, биологией, историей, экологией, рассмотрение значения этого курса для успешного освоения смежных дисциплин;
- совершенствование экспериментальных умений и навыков в соответствии с требованиями правил техники безопасности;
- рассмотрение связи физики с жизнью, с важнейшими сферами деятельности человека;
- развитие у учащихся умения самостоятельно работать с дополнительной литературой и другими средствами информации;
- формирование у учащихся умения анализировать, сопоставлять, применять теоретические знания на практике;
- формирование умений по решению экспериментальных и теоретических задач.
I. Планируемые результаты освоения курса
Класс |
Личностные результаты |
Метапредметные результаты |
Предметные результаты |
10-11 класс |
Обучающиеся должны: - понимать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки; - испытывать чувство гордости за российскую науку в области достижений физики, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность; - признавать выстраивать собственное целостное мировоззрение (вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт; учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения); - использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков; - использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования; - приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям; - оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; - оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы; - формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.
|
Обучающиеся должны уметь: - определять самостоятельно цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - планировать самостоятельно пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - анализировать, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; - владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; - владеть, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. |
Учащиеся должны знать: - физические принципы, определяющие устройство и формы проявления материального мира, и понимать эти принципы; - роль физики и механики в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека, взаимосвязь между физикой и другими естественными науками; - способы критического оценивания и интерпретации физической и технической информации, содержащейся в сообщениях СМИ, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции; - о существовании взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе физических знаний; - способы формулирования цели исследования, проверки экспериментально собственных гипотез о механических особенностях работы устройств той или иной конфигурации и конструкции; - алгоритмы самостоятельного планирования и проведения экспериментов с соблюдением правил безопасности работы с лабораторным оборудованием; - способы интерпретации данных, полученных в результате проведения технического эксперимента; - о возможности создания и функционирования тех или иных технических механизмов или устройств.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
II. Содержание курса
№п\п |
Название раздела |
Количество часов, ч |
Элементы содержания |
|
1. |
Физические принципы прикладной механики |
3 |
Условия равновесия тел, статика, принцип возможных перемещений, кинематические связи |
|
2. |
Механизмы, дающие выигрыш в силе |
6 |
Простые механизмы – наклонная плоскость, клин, рычаг, блок, ворот. Физические законы и технические принципы, приводящие к выигрышу в силе. История развития простых механизмов в современных устройствах и инструментах. |
|
3. |
Простые механизмы, преобразующие движение (винт, шестерни, механизмы передачи вращательного и поступательного движения) |
6 |
Простые механизмы, преобразующие движение (винт, шестерни, цилиндрическая передача, коническая передача, червячная передача, простейшие шарниры (как пример), коленчатый вал и др.) Технические принципы, обеспечивающие преобразование поступательного и вращательного движения с заданными входными и выходными параметрами. Значение кинематической связи. История развития механизмов преобразования движения и примеры их применения в современных устройствах и инструментах. |
|
4. |
Сложные механизмы, преобразующие движение (шарниры – простые и великие) |
10 |
Карданный шарнир, дифференциал, шарнир Липкина-Посселье, шарниры Чебышева. Шарнир равных угловых скоростей. Теоретические основы и технические принципы, обеспечивающие преобразование поступательного и вращательного движения с заданными входными и выходными параметрами. Роль кинематических связей при преобразовании движения в трехмерном пространстве. История развития механизмов преобразования движения и примеры их применения в современных устройствах. |
|
5. |
Механизмы, использующие быстрое вращательное движение (гироскопы) |
7 |
Механизмы, использующие быстрое вращательное движение. Их роль в технике. Велосипед и мотоцикл. Гироскопы. Гироаккумуляторы энергии. Теоретические основы и технические принципы использования быстрого вращательного движения в технических устройствах. История развития гиромеханизмов и примеры их применения в современных устройствах. |
|
6. |
Гидротехнические механизмы и устройства |
12 |
Гидромеханика. Водяное колесо, сифон и гидравлический пресс. Теоретические основы и технические принципы, работа гидромеханических устройств. История развития гидромеханики. Сифон Герона. Законы Архимеда, водопровод, акведуки. История водопровода и канализации. Применение гидромеханики в современных устройствах и инструментах. |
|
7. |
Механизмы, преобразующие энергию. Часть 1 |
12 |
Механизмы, преобразующие тепловую энергию в механическую. Тепловые машины. Теоретические основы и технические принципы, обеспечивающие преобразование тепловой энергии в механическую. Принципы работы тепловых машин. Двигатели Карно. История развития тепловых машин. Первые тепловые машины и их применение. Паровые машины. Двигатели внутреннего сгорания |
|
8. |
Механизмы, преобразующие энергию. Часть 2 |
12 |
Электромагнитные генераторы и электродвигатели. Теоретические основы и технические принципы, обеспечивающие преобразование тепловой и механической энергии в электромагнитную и наоборот. Принцип обратимости. История развития электрогенераторов, электродвигателей и систем передачи электрической энергии на большие расстояния. «Война токов» |
|
9. |
Сопротивление материалов и строительная механика |
12 |
Прикладная механика в строительстве. Строительные материалы и конструкции. Их параметры и свойства. Теоретические основы физики прочности. Принципы расчёта параметров сопротивления материалов. Принцип арки. История развития строительной механики. Кирпич. Мосты и акведуки. Дороги. |
|
10. |
Механические колебания и их использование |
12 |
Механические колебания как эталон времени. Теоретические основы физики колебаний. История развития механизмов измерения времени. Анкерный механизм. Часы механические и электромеханические. Современные устройства точного измерения времени. |
|
11. |
Научно-практическая конференция |
6 (в т.ч. 2ч – 10 кл, 4ч – 11 кл) |
Обсуждение практических работ исследовательского характера и рефератов на тему о перспективах развития прикладной механики в будущем. Подведение итогов. |
|
12. |
Резервное время |
2 |
Итоговое тестирование |
|
Всего: |
100 |
|
|
|
Форма организации |
Лекционно-семинарские занятия, наблюдение, демонстрация, физический эксперимент, экскурсия. |
|
||
Формы проведения |
Творческая, практическая, научно – исследовательская деятельность |
|
III. Тематическое планирование
№ темы |
Содержание |
Количество часов |
|
Формы контроля |
|
Теория |
Практика |
||||
10 класс |
|
||||
1. |
Физические принципы прикладной механики |
3 |
1 |
2 |
Полугодовой контроль I п/г– Зачет №1 Полугодовой контроль II п/г – Зачет №2 |
2. |
Механизмы, дающие выигрыш в силе |
6 |
2 |
4 |
|
3. |
Простые механизмы, преобразующие движение (винт, шестерни, механизмы передачи вращательного и поступательного движения) |
6 |
2 |
4 |
|
4. |
Сложные механизмы, преобразующие движение (шарниры – простые и великие) |
10 |
4 |
6 |
|
5. |
Механизмы, использующие быстрое вращательное движение (гироскопы) |
7 |
2 |
5 |
|
6. |
Научно-практическая конференция |
2 |
0 |
2 |
|
Всего за 10 кл: |
34 |
11 |
23 |
|
|
11 класс |
|
||||
7. |
Гидротехнические механизмы и устройства |
12 |
4 |
8 |
Полугодовой контроль I п/г– Зачет №1 Полугодовой контроль II п/г – Зачет №2 |
8. |
Механизмы, преобразующие энергию. Часть 1 |
12 |
4 |
8 |
|
9. |
Механизмы, преобразующие энергию. Часть 2 |
12 |
4 |
8 |
|
10. |
Сопротивление материалов и строительная механика |
12 |
4 |
8 |
|
11. |
Механические колебания и их использование |
12 |
4 |
8 |
|
12. |
Научно-практическая конференция |
4 |
0 |
4 |
|
13. |
Резервное время |
2 |
0 |
2 |
|
Всего за 11 кл: |
66 |
20 |
46 |
|
|
Итого 10-11 кл: |
100 |
31 |
69 |
|
IV. Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Дата |
Кол-во часов, ч |
Тема |
|
1 гр 10 а (ЧТ) |
2 гр 10 б (ВТ) |
|||
10 класс |
||||
|
||||
1 |
|
|
1 |
Условия равновесия тел, статика, принцип возможных перемещений, кинематические связи |
2 3 |
|
|
2 |
Решение задач «Условия равновесия тел» |
|
||||
4 5 |
|
|
2 |
Простые механизмы – наклонная плоскость, клин, рычаг, блок, ворот. Физические законы и технические принципы, приводящие к выигрышу в силе. История развития простых механизмов в современных устройствах и инструментах. |
6 7 |
|
|
2 |
Решение задач «Простые механизмы» |
8 9 |
|
|
2 |
Практическая работа № 1«Проектирование, изготовление и испытание сложного простого механизма (например, сложного блока с выигрышем в силе в 5, 8 или 16 раз» |
|
||||
10 11 |
|
|
2 |
Простые механизмы, преобразующие движение (винт, шестерни, цилиндрическая передача, коническая передача, червячная передача, простейшие шарниры (как пример), коленчатый вал и др.) Технические принципы, обеспечивающие преобразование поступательного и вращательного движения с заданными входными и выходными параметрами. Значение кинематической связи. История развития механизмов преобразования движения и примеры их применения в современных устройствах и инструментах. |
12 13 |
|
|
2 |
Решение задач «Простые механизмы» 1 п/г тестирование |
14 15 |
|
|
2 |
Практическая работа № 2«Проектирование, изготовление и испытание механизма преобразования движения с заданными параметрами» |
|
||||
16 17 |
|
|
2 |
Сложные механизмы, преобразующие движение. Часть 1 |
18 19 20 |
|
|
3 |
Решение задач «Сложные механизмы» |
21 22 |
|
|
2 |
Сложные механизмы, преобразующие движение. Часть 2 |
23 24 25 |
|
|
3 |
Решение задач «Сложные механизмы» |
|
||||
26 27 |
|
|
2 |
Механизмы, использующие быстрое вращательное движение |
28 29 30 |
|
|
3 |
Решение задач «Механизмы, использующие быстрое вращательное движение»
Итоговое тестирование |
31 32 |
|
|
2 |
Практическая работа № 3 «Изучение гироскопа»
|
|
||||
33 34 |
|
|
2 |
Научно-практическая конференция |
11 класс |
||||
|
||||
1 2 |
|
|
2 |
Гидротехнические механизмы и устройства. Теоретические основы |
3 4 |
|
|
2 |
Гидротехнические механизмы и устройства в современных устройствах и инструментах |
5 6 |
|
|
2 |
Решение задач «Гидротехнические механизмы и устройства». Качественные задачи |
7 8 |
|
|
2 |
Решение задач «Гидротехнические механизмы и устройства». Расчетные задачи |
9 10 |
|
|
2 |
Практическая работа № 4 «Проектирование, изготовление и испытание простого гидромеханического устройства, например, сифонного механизма подачи воды» (проектирование) |
11 12 |
|
|
2 |
Практическая работа № 4 «Проектирование, изготовление и испытание простого гидромеханического устройства, например, сифонного механизма подачи воды» (изготовление и испытание) |
|
||||
13 14 |
|
|
2 |
Механизмы, преобразующие энергию. Часть 1. Теоретические основы |
15 16 |
|
|
2 |
Механизмы, преобразующие энергию. Часть 1. Современные тепловые машины и двигатели |
17 18 |
|
|
2 |
Решение задач «Механизмы, преобразующие энергию». Качественные задачи |
19 20 |
|
|
2 |
Решение задач «Механизмы, преобразующие энергию». Расчетные задачи |
21 22 |
|
|
2 |
Практическая работа № 5 «Изучение простейшего двигателя внутреннего сгорания» (на модели) |
23 24 |
|
|
2 |
Практическая работа № 5 «Изучение простейшего двигателя внутреннего сгорания» (на примере современных машин)
|
|
||||
25 26 |
|
|
2 |
Механизмы, преобразующие энергию. Часть 2. Теоретические основы |
27 28 |
|
|
2 |
Механизмы, преобразующие энергию. Часть 2. История развития электрогенераторов и систем передачи электроэнергии на большие расстояния |
29 30 |
|
|
2 |
Решение задач «Механизмы, преобразующие энергию». Качественные задачи |
31 32 |
|
|
2 |
Решение задач «Механизмы, преобразующие энергию». Расчетные задачи |
33 34 |
|
|
2 |
Практическая работа № 6 «Конструирование, изготовление и испытание простого униполярного двигателя» (конструирование) |
35 36 |
|
|
2 |
Практическая работа № 6 «Конструирование, изготовление и испытание простого униполярного двигателя» (изготовление и испытание) |
|
||||
37 38 |
|
|
2 |
Сопротивление материалов и строительная механика. Теоретические основы физики прочности |
39 40 |
|
|
2 |
Сопротивление материалов и строительная механика. Принципы расчета параметров сопротивления материалов |
41 42 |
|
|
2 |
Решение задач «Сопротивление материалов и строительная механика». Качественные задачи |
43 44 |
|
|
2 |
Решение задач «Сопротивление материалов и строительная механика». Расчетные задачи |
45 46 |
|
|
2 |
Практическая работа № 7 «Проектирование, расчет прочностных характеристик арки с заданными строительными параметрами» (проектирование) |
47 48 |
|
|
2 |
Практическая работа № 7 «Проектирование, расчет прочностных характеристик арки с заданными строительными параметрами» (расчеты) |
|
||||
49 50 |
|
|
2 |
Механические колебания и их использование. Теоретические основы |
51 52 |
|
|
2 |
Механические колебания и их использование. Современные механизмы точного измерения времени протекания процессов |
53 54 |
|
|
2 |
Решение задач «Механические колебания и их использование». Качественные задачи |
55 56 |
|
|
2 |
Решение задач «Механические колебания и их использование». Расчетные задачи |
57 58 |
|
|
2 |
Практическая работа № 8 «Изучение и математическое моделирование колебаний маятника на сложном подвесе» (проектирование и создание установки) |
59 60 |
|
|
2 |
Практическая работа № 8 «Изучение и математическое моделирование колебаний маятника на сложном подвесе» (математическое моделирование) |
|
||||
61 62 |
|
|
2 |
Научно-практическая конференция. Обсуждение практических работ исследовательского характера |
63 64 |
|
|
2 |
Научно-практическая конференция. Подведение итогов |
|
||||
65 66 |
|
|
2 |
Итоговое тестирование Итоговое тестирование. Анализ ошибок |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.