Рабочая программа курса внеурочной деятельность "Прикладная механика" 10-11 кл
Оценка 4.9

Рабочая программа курса внеурочной деятельность "Прикладная механика" 10-11 кл

Оценка 4.9
Документация
doc
физика
10 кл—11 кл
28.08.2022
Рабочая программа курса внеурочной деятельность "Прикладная механика" 10-11 кл
В документе представлена рабочая программа курса внеурочной деятельности "Прикладная механика" 10-11 кл
РП ВД Прикладная механика 10-11 класс.doc

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 59 им. И.Ромазана»

г. Магнитогорска

 

 

                                                                                                                                                                                 Согласовано на заседании методического

                                                                                                                                       объединения

                                                                                                                                                                            Руководитель МО:______________

                                                                                                                                                                                             (Мосягина С.А.)

                                                                                                                                                «31» августа 2020

                                                                                                                                        Протокол №1

 

 

 

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Основного ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,

раздел «Программы отдельных учебных предметов, курсов»

 

 

рабочая программа

курса внеурочной деятельности

 «Прикладная механика»

10-11 класс

 

нормативный срок освоения 2 года

 

 

Составила: Сметанина Ю.А.,

учитель физики,

МОУ «СОШ № 59 им. И.Ромазана»

г. Магнитогорска

 

 

 

 

Магнитогорск, 2020 г.


Пояснительная записка

 

Настоящая рабочая программа по курсу «Прикладная механика» разработана на основе

1.       Авторской программы элективного курса «Прикладная механика» авторы А.С. Ольчак, С.Е. Муравьев, М.; Просвещение, 2018

2.       Учебного плана МОУ «СОШ №59 им. И. Ромазана» г. Магнитогорска на 2020-2021 уч. год;

3.       УМК:

- Ольчак А.С. Прикладная механика. 10-11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций /С.Е. Муравьев, А.С. Ольчак. – М.: Просвещение, 2019

 

Настоящая программа ориентирована на учащихся 10-11-ых классов.

Тематическое планирование предмета рассчитано на 1 учебное занятие в неделю по 1 часу для 10-х классов и 2 учебных занятия по 1 часу для 11-х классов.

Курс «Прикладная механика» предназначен для учащихся 10-11 классов, проявляющих интерес к изучению физики.

Данный курс связан содержательно с курсами физики и математики основной школы (содержание курса носит интергированный характер). Изучение данного курса направлено на углубление и обобщение знаний школьников о механических процессах и устройствах, в частности о механике узлов машин и механизмов, применяемых в современной технике.

Большое внимание уделяется вопросам истории изобретения, развития и применения различных механизмов, помогающим раскрыть творческий характер исследовательской и изобретательской деятельности человечества в технической сфере.

Особое место при изучении курса отведено задачам, охватывающим основные моменты механики.

Курс «Прикладная механика» является весьма продуктивным для личностного роста учащихся и формирования представления о том, что механические явления играют важную роль в нашей жизни.

Знания, умения и личностные качества, которые учащиеся выработают при изучении курса, должны послужить прочной основой как для организации их собственной жизнедеятельности, так и для дальнейшего изучения физики.

 

Цель курса:

Расширение, углубление и обобщение знаний о принципах работы и устройстве важнейших узлов и механизмов, применяемых в современной технике, и о принципах и подходах к изобретательской деятельности в этой сфере.

 

Задачи курса:

- развитие естественно-научного мировоззрения учащихся;

- развитие приемов умственной деятельности, познавательных интересов, склонностей и способностей учащихся;

- развитие внутренней мотивации учения, формирование потребности в получении новых знаний и применение их на практике;

- расширение, углубление и обобщение знаний по физике;

- использование межпредметных связей физики с химией, математикой, биологией, историей, экологией, рассмотрение значения этого курса для успешного освоения смежных дисциплин;

- совершенствование экспериментальных умений и навыков в соответствии с требованиями правил техники безопасности;

 - рассмотрение связи физики с жизнью, с важнейшими сферами деятельности человека;

- развитие у учащихся умения самостоятельно работать с дополнительной литературой и другими средствами информации;

- формирование у учащихся умения анализировать, сопоставлять, применять теоретические знания на практике;

- формирование умений по решению экспериментальных и теоретических задач.


 

                                                                                                 I.            Планируемые результаты освоения курса

 

Класс

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

10-11 класс

Обучающиеся должны:

-        понимать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

-        испытывать чувство гордости за российскую науку в области достижений физики, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;

-        признавать выстраивать собственное целостное мировоззрение (вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт; учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения);

-         использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков;

-        использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования;

-        приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям;

-        оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

-        оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;

-        формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.

 

Обучающиеся должны уметь:

-        определять самостоятельно цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-        планировать самостоятельно пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-        анализировать, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-        оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

-        владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-        определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

-         владеть, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

-        организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Учащиеся должны знать:

- физические принципы, определяющие устройство и формы проявления материального мира, и понимать эти принципы;

- роль физики и механики в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека, взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;

- способы критического оценивания и интерпретации физической и технической информации, содержащейся в сообщениях СМИ, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;

- о существовании взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе физических знаний;

- способы формулирования цели исследования, проверки экспериментально собственных гипотез о механических особенностях работы устройств той или иной конфигурации и конструкции;

- алгоритмы самостоятельного планирования и проведения экспериментов с соблюдением правил безопасности работы с лабораторным оборудованием;

- способы интерпретации данных, полученных в результате проведения технического эксперимента;

- о возможности создания и функционирования тех или иных технических механизмов или устройств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                        II.            Содержание курса

 

№п\п

Название раздела

Количество часов, ч

Элементы содержания

1.       

Физические принципы прикладной механики

3

Условия равновесия тел, статика, принцип возможных перемещений, кинематические связи

 

2.       

Механизмы, дающие выигрыш в силе

6

Простые механизмы – наклонная плоскость, клин, рычаг, блок, ворот.

Физические законы и технические принципы, приводящие к выигрышу в силе.

История развития простых механизмов в современных устройствах и инструментах.

 

3.       

Простые механизмы, преобразующие движение (винт, шестерни, механизмы передачи вращательного и поступательного движения)

6

Простые механизмы, преобразующие движение (винт, шестерни, цилиндрическая передача, коническая передача, червячная передача, простейшие шарниры (как пример), коленчатый вал и др.)

Технические принципы, обеспечивающие преобразование поступательного и вращательного движения с заданными входными и выходными параметрами. Значение кинематической связи.

История развития механизмов преобразования движения и примеры их применения в современных устройствах и инструментах.

 

4.       

Сложные механизмы, преобразующие движение (шарниры – простые и великие)

10

Карданный шарнир, дифференциал, шарнир Липкина-Посселье, шарниры Чебышева. Шарнир равных угловых скоростей.

Теоретические основы и технические принципы, обеспечивающие преобразование поступательного и вращательного движения с заданными входными и выходными параметрами. Роль кинематических связей при преобразовании движения в трехмерном пространстве.

История развития механизмов преобразования движения и примеры их применения в современных устройствах.

 

5.       

Механизмы, использующие быстрое вращательное движение (гироскопы)

7

Механизмы, использующие быстрое вращательное движение. Их роль в технике. Велосипед и мотоцикл. Гироскопы. Гироаккумуляторы энергии.

Теоретические основы и технические принципы использования быстрого вращательного движения в технических устройствах.

История развития гиромеханизмов и примеры их применения в современных устройствах.

 

6.       

Гидротехнические механизмы и устройства

12

Гидромеханика. Водяное колесо, сифон и гидравлический пресс.

Теоретические основы и технические принципы, работа гидромеханических устройств.

История развития гидромеханики. Сифон Герона.  Законы Архимеда, водопровод, акведуки. История водопровода и канализации.

Применение гидромеханики в современных устройствах и инструментах.

 

7.       

Механизмы, преобразующие энергию. Часть 1

12

Механизмы, преобразующие тепловую энергию в механическую. Тепловые машины.

Теоретические основы и технические принципы, обеспечивающие преобразование тепловой энергии в механическую. Принципы работы тепловых машин. Двигатели Карно.

История развития тепловых машин. Первые тепловые машины и их применение. Паровые машины. Двигатели внутреннего сгорания

 

8.       

Механизмы, преобразующие энергию. Часть 2

12

Электромагнитные генераторы и электродвигатели.

Теоретические основы и технические принципы, обеспечивающие преобразование тепловой и механической энергии в электромагнитную и наоборот. Принцип обратимости.

История развития электрогенераторов, электродвигателей и систем передачи электрической энергии на большие расстояния. «Война токов»

 

9.       

Сопротивление материалов и строительная механика

12

Прикладная механика в строительстве. Строительные материалы и конструкции. Их параметры и свойства.

Теоретические основы физики прочности. Принципы расчёта параметров сопротивления материалов. Принцип арки.

История развития строительной механики. Кирпич. Мосты и акведуки. Дороги.

 

10.    

Механические колебания и их использование

12

Механические колебания как эталон времени. Теоретические основы физики колебаний.

 История развития механизмов измерения времени. Анкерный механизм. Часы механические и электромеханические. Современные устройства точного измерения времени.

 

11.    

Научно-практическая конференция

6

(в т.ч. 2ч – 10 кл, 4ч – 11 кл)

Обсуждение практических работ исследовательского характера и рефератов на тему о перспективах развития прикладной механики в будущем. Подведение итогов.

 

12.    

Резервное время

2

Итоговое тестирование

 

Всего:

100

 

 

Форма организации

Лекционно-семинарские занятия, наблюдение, демонстрация, физический эксперимент, экскурсия.

 

Формы проведения

Творческая, практическая, научно – исследовательская деятельность

 

 


 

                                                                                                                  III.            Тематическое планирование

№ темы

Содержание

Количество часов

 

Формы контроля

Теория

Практика

10 класс

 

1.        

Физические принципы прикладной механики

3

1

2

 

 

 

 

Полугодовой контроль I п/г– Зачет №1

Полугодовой контроль II п/г – Зачет №2

2.        

Механизмы, дающие выигрыш в силе

6

2

4

3.        

Простые механизмы, преобразующие движение (винт, шестерни, механизмы передачи вращательного и поступательного движения)

6

2

4

4.        

Сложные механизмы, преобразующие движение (шарниры – простые и великие)

10

4

6

5.        

Механизмы, использующие быстрое вращательное движение (гироскопы)

7

2

5

6.        

Научно-практическая конференция

2

0

2

Всего за 10 кл:

34

11

23

 

11 класс

 

7.        

Гидротехнические механизмы и устройства

12

4

8

 

 

 

Полугодовой контроль I п/г– Зачет №1

Полугодовой контроль II п/г – Зачет №2

8.        

Механизмы, преобразующие энергию. Часть 1

12

4

8

9.        

Механизмы, преобразующие энергию. Часть 2

12

4

8

10.    

Сопротивление материалов и строительная механика

12

4

8

11.    

Механические колебания и их использование

12

4

8

12.    

Научно-практическая конференция

4

0

4

13.    

Резервное время

2

0

2

 

Всего за 11 кл:

66

20

46

 

Итого 10-11 кл:

100

31

69

 

 

 

                                                                                            IV.            Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата

Кол-во часов, ч

Тема

1 гр

10 а

(ЧТ)

2 гр

10 б

(ВТ)

10 класс

  1. Физические принципы прикладной механики (3 ч)

1

 

 

1

Условия равновесия тел, статика, принцип возможных перемещений, кинематические связи

2

3

 

 

2

Решение задач «Условия равновесия тел»

  1. Механизмы, дающие выигрыш в силе (6 ч)

4

5

 

 

2

Простые механизмы – наклонная плоскость, клин, рычаг, блок, ворот.

Физические законы и технические принципы, приводящие к выигрышу в силе.

История развития простых механизмов в современных устройствах и инструментах.

6

7

 

 

2

Решение задач «Простые механизмы»

8

9

 

 

2

Практическая работа № 1«Проектирование, изготовление и испытание сложного простого механизма (например, сложного блока с выигрышем в силе в 5, 8 или 16 раз»

  1. Простые механизмы, преобразующие движение (винт, шестерни, механизмы передачи вращательного и поступательного движения) (6 ч)

10

11

 

 

2

Простые механизмы, преобразующие движение (винт, шестерни, цилиндрическая передача, коническая передача, червячная передача, простейшие шарниры (как пример), коленчатый вал и др.)

Технические принципы, обеспечивающие преобразование поступательного и вращательного движения с заданными входными и выходными параметрами. Значение кинематической связи.

История развития механизмов преобразования движения и примеры их применения в современных устройствах и инструментах.

12

13

 

 

2

Решение задач «Простые механизмы»

1 п/г тестирование

14

15

 

 

2

Практическая работа № 2«Проектирование, изготовление и испытание механизма преобразования движения с заданными параметрами»

  1. Сложные механизмы, преобразующие движение (шарниры – простые и великие) (10 ч)

16

17

 

 

2

Сложные механизмы, преобразующие движение. Часть 1

18

19

20

 

 

3

Решение задач «Сложные механизмы»

21

22

 

 

2

Сложные механизмы, преобразующие движение. Часть 2

23

24

25

 

 

3

Решение задач «Сложные механизмы»

  1. Механизмы, использующие быстрое вращательное движение (гироскопы) (7 ч)

26

27

 

 

2

Механизмы, использующие быстрое вращательное движение

28

29

30

 

 

3

Решение задач «Механизмы, использующие быстрое вращательное движение»

 

Итоговое тестирование

31

32

 

 

2

Практическая работа № 3 «Изучение гироскопа»

 

  1. Научно-практическая конференция (2 ч)

33

34

 

 

2

Научно-практическая конференция

11 класс

  1. Гидротехнические механизмы и устройства (12 ч)

1

2

 

 

2

Гидротехнические механизмы и устройства. Теоретические основы

3

4

 

 

2

Гидротехнические механизмы и устройства в современных устройствах и инструментах

5

6

 

 

2

Решение задач «Гидротехнические механизмы и устройства». Качественные задачи

7

8

 

 

2

Решение задач «Гидротехнические механизмы и устройства». Расчетные задачи

9

10

 

 

2

Практическая работа № 4 «Проектирование, изготовление и испытание простого гидромеханического устройства, например, сифонного механизма подачи воды» (проектирование)

11

12

 

 

2

Практическая работа № 4 «Проектирование, изготовление и испытание простого гидромеханического устройства, например, сифонного механизма подачи воды» (изготовление и испытание)

  1. Механизмы, преобразующие энергию. Часть 1 (12 ч)

13

14

 

 

2

Механизмы, преобразующие энергию. Часть 1. Теоретические основы

15

16

 

 

2

Механизмы, преобразующие энергию. Часть 1. Современные тепловые машины и двигатели

17

18

 

 

2

Решение задач «Механизмы, преобразующие энергию». Качественные задачи

19

20

 

 

2

Решение задач «Механизмы, преобразующие энергию». Расчетные задачи

21

22

 

 

2

Практическая работа № 5 «Изучение простейшего двигателя внутреннего сгорания» (на модели)

23

24

 

 

2

Практическая работа № 5 «Изучение простейшего двигателя внутреннего сгорания» (на примере современных машин)

 

 

  1. Механизмы, преобразующие энергию. Часть 2 (12 ч)

25

26

 

 

2

Механизмы, преобразующие энергию. Часть 2. Теоретические основы

27

28

 

 

2

Механизмы, преобразующие энергию. Часть 2. История развития электрогенераторов и систем передачи электроэнергии на большие расстояния

29

30

 

 

2

Решение задач «Механизмы, преобразующие энергию». Качественные задачи

31

32

 

 

2

Решение задач «Механизмы, преобразующие энергию». Расчетные задачи

33

34

 

 

2

Практическая работа № 6 «Конструирование, изготовление и испытание простого униполярного двигателя» (конструирование)

35

36

 

 

2

Практическая работа № 6 «Конструирование, изготовление и испытание простого униполярного двигателя» (изготовление и испытание)

  1. Сопротивление материалов и строительная механика (12 ч)

37

38

 

 

2

Сопротивление материалов и строительная механика. Теоретические основы физики прочности

39

40

 

 

2

Сопротивление материалов и строительная механика. Принципы расчета параметров сопротивления материалов

41

42

 

 

2

Решение задач «Сопротивление материалов и строительная механика». Качественные задачи

43

44

 

 

2

Решение задач «Сопротивление материалов и строительная механика». Расчетные задачи

45

46

 

 

2

Практическая работа № 7 «Проектирование, расчет прочностных характеристик арки с заданными строительными параметрами» (проектирование)

47

48

 

 

2

Практическая работа № 7 «Проектирование, расчет прочностных характеристик арки с заданными строительными параметрами» (расчеты)

  1. Механические колебания и их использование (12 ч)

49

50

 

 

2

Механические колебания и их использование. Теоретические основы

51

52

 

 

2

Механические колебания и их использование. Современные механизмы точного измерения времени протекания процессов

53

54

 

 

2

Решение задач «Механические колебания и их использование». Качественные задачи

55

56

 

 

2

Решение задач «Механические колебания и их использование». Расчетные задачи

57

58

 

 

2

Практическая работа № 8 «Изучение и математическое моделирование колебаний маятника на сложном подвесе» (проектирование и создание установки)

59

60

 

 

2

Практическая работа № 8 «Изучение и математическое моделирование колебаний маятника на сложном подвесе» (математическое моделирование)

  1. Научно-практическая конференция (4 ч)

61

62

 

 

2

Научно-практическая конференция. Обсуждение практических работ исследовательского характера

63

64

 

 

2

Научно-практическая конференция. Подведение итогов

  1. Резервное время (2 ч)

65

66

 

 

2

Итоговое тестирование

Итоговое тестирование. Анализ ошибок

 


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 59 им

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 59 им

Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по курсу «Прикладная механика» разработана на основе 1

Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по курсу «Прикладная механика» разработана на основе 1

I. Планируемые результаты освоения курса

I. Планируемые результаты освоения курса

Учащиеся должны знать: - физические принципы, определяющие устройство и формы проявления материального мира, и понимать эти принципы; - роль физики и механики в формировании современной…

Учащиеся должны знать: - физические принципы, определяющие устройство и формы проявления материального мира, и понимать эти принципы; - роль физики и механики в формировании современной…

Сложные механизмы, преобразующие движение (шарниры – простые и великие) 10

Сложные механизмы, преобразующие движение (шарниры – простые и великие) 10

I. Тематическое планирование № темы

I. Тематическое планирование № темы

Решение задач «Условия равновесия тел»

Решение задач «Условия равновесия тел»

Решение задач « Механизмы, использующие быстрое вращательное движение»

Решение задач « Механизмы, использующие быстрое вращательное движение»

Механизмы, преобразующие энергию

Механизмы, преобразующие энергию

Научно-практическая конференция

Научно-практическая конференция
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.08.2022