Министерство образования Кировской области
КОГПОАУ «Яранский технологический техникум»
Методическая разработка урока по теме
«МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ»
Преподаватель:
Недопекина Г.А.
Тема: Механические колебания
Цели:
Образовательная:
- ввести понятие механического колебания;
- выяснить от каких физических величин зависят периода и частоты механических колебаний математического и пружинного маятников
Развивающая:
- развитие наблюдательности, мышления, познавательного интереса.
Воспитательная:
- воспитание культуры общения, коллективизма и бережного отношения к времени.
Оборудование: математический и пружинный маятники, 2 пружины разной жёсткости, 2 груза разной массы, измерительная лента, учебники «Физика» 11 класс, Мякишев, «Физика» 10 класс, Касьянов, инструкции для групп.
Слайд 1
Учение без размышления бесполезно,
но и размышление без учения опасно.
Конфуций
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Постановка целей и задачи урока.
Демонстрация:
Шарик на нити, груз на пружине, полоска бумаги.
Что общего у данных систем?
Слайд 2
- колебательное движение.
Слайд 3
Тема урока: «Механические колебания».
Задача урока:
-опытным путём выяснить от каких физических величин зависят период и частота колебательных систем.
Цели:
- рассмотреть виды колебательных систем;
- помочь обучающимся выяснить, при каких условиях возникают свободные колебания и какие происходят преобразования энергии в системе во время колебаний.
3. Изучение нового материала.
Слайд 4
Механические колебания – это движения, при котором тело поочерёдно смещается то в одну, то в другую сторону.
Если движения повторяются точно, то колебания называют периодическими.
В данный момент времени на системы не оказывают влияние никакие другие силы, поэтому колебания называют свободными.
Слайд 5
Свободные колебания – это колебания системе под действием внутренних сил, после того как система выведена из положения равновесия.
Слайд 6
При каких условиях могут возникать и протекать свободные колебания?
1. Наличие силы, действующей на тело, направленной к положению равновесия;
2. Работа силы трения в системе должна быть много меньше энергии самой системы;
3. Наличие инертности.
Пронаблюдаем, какой рисунок получается во время колебаний одной из систем.
Слайд 7
Графиком свободных колебаний является синусоида. Эта линия выражает зависимость координаты от времени, т.е. свободные колебания являются гармоническими, т.к. зависимость координаты от времени можно записать в виде закона: x = Acosωt
Работа по учебнику, проверка по слайду 8.
Характеристики механических колебаний.
1. Т – период – время одного полного колебания.
2. V – частота – число полных колебаний за единицу времени.
3. А – амплитуда колебаний – наибольшее отклонение от положения равновесия.
4. ω– циклическая частота.
5. Х – смещение.
Слайды 9 , 10
Колебательные системы подразделяют
Математический маятник – тело на нити. |
Пружинный маятник – груз на пружине |
Работа в группах.
1-я группа: Исследование зависимости периода и частоты колебаний математического маятника от длины нити.
2-я группа: Исследование зависимости периода и частоты колебаний пружинного маятника от жёсткости пружины.
3-я группа: Исследование зависимости периода и частоты колебаний пружинного маятника от массы груза.
4-я группа: Наблюдение затухающих колебаний.
5-я группа: Рассмотреть преобразование энергии при колебательном движении.
4. Подведение итогов работы групп.
Слайд 11
1) Период и частота колебаний математического маятника зависят от длины нити: чем больше длина нити, тем больше период колебаний и меньше частота колебаний.
; Период колебаний математического маятника зависит и от ускорения свободного падения. Так как ускорение свободного падения зависит от географической широты, то с увеличением
Слайд 12
2) Период и частота колебаний пружинного маятника зависят от жёсткости пружины: чем жёстче пружина, тем меньше период колебаний и больше частота.
3) Период и частота колебаний пружинного маятника зависят от массы тела: чем больше масса тела, тем больше период колебаний и меньше частота.
Слайд 13
4) Затухающие колебания – колебания, амплитуда которых уменьшается с течением времени.
Слайд 14
Причины затухания колебаний:
Сила трения, сила сопротивления совершают отрицательную работу, уменьшая механическую энергию системы.
График затухающих колебаний.
Слайд 15
5) При колебаниях в системе происходит переход потенциальной энергии в кинетическую до положения равновесия и кинетической в потенциальную после прохождения положения равновесия.
5. Задание на дом.
Слайд 16
Выучить изученный материал.
Подготовить материал, где применяются механические колебания.
6. Рефлексия.
Слайд 17
Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока:
· слышал краем уха,
· хлопал ушами,
· шевелил мозгами,
· считал ворон
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.