РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности 5-9 классов
«Граждановедение»
Содержание
1. Планируемые результаты
2. Содержание курса
3. Тематическое планирование
Личностными результаты:
- Способствовать развитию навыков самостоятельного осмысления социальных явлений;
- Развивать независимость, самостоятельность и критичность суждений об основных сферах жизни общества; организации и функционировании государственной власти; экономическом развитии; политике, области образования и культуры; защите прав человека.
- Поддерживать и развивать высокий нравственный уровень в классном коллективе, в отношениях учителя и учащихся.
- Преодолевать стеореотипы в оценках окружающих людей и явлений, способствовать развитию гуманистического отношения к миру.
Метапредметными результаты:
- развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
- развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
- развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
- осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности по граждановедению
Предметными результаты:
- относительно целостное представление о человеке;
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
- знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.
5 КЛАСС
Введение (1 час)
Раздел 1. Я сам и моя семья (17 часов)
Основные понятия:
человек — абсолютная ценность; уникальность каждого человека; потребность человека в признании; потребность человека в дружеском общении; семейное счастье, семейный очаг; добро и зло.
Я сам (11 часов)
Моя уникальность. Ты в классе не похож ни на кого. Ты рассказываешь о себе. Твоя неповторимость. Уникальность каждого человека.
Мое имя. Каждый имеет имя. Имя при рождении. Прозвище. Православное имя. Связь поколений. «Помни имя свое!» Честное имя.
Характер. Темперамент, задатки, влечения. Характер человека. Характер и воля. Твой характер. Черты характера. Главное в характере.
Эмоции и чувства. Гамма чувств. Борьба чувств. Умение управлять чувствами. Красота мира в богатстве чувств. Виды чувств. Особые чувства.
Потребности. Что ты хочешь? Что необходимо человеку? Биологические потребности. Духовные потребности. Пирамида потребностей. Ты делаешь выбор.
Мотивы. Что определяет поступок и побуждает к деятельности? Защита «плохого ученика». Как увидеть «хорошее» в «плохом»? Борьба мотивов.
Нравственные качества личности. Самый трудный вопрос. Жизненные ценности. Жизненный опыт. Ты строишь себя. Дом «хорошего человека».
Первые навыки общения. Понимание необходимости умения общаться. Почему выжил Робинзон Крузо? Чего не умел делать Маугли? Можно ли всех любить? «Подводные камни» общения. Правила общения. Все мы разные. Конфликт. Компромисс.
Мой друг. Самое важное в дружбе. Что такое верный друг? Каждому ли нужна дружба? Можно ли иметь больше одного друга? Отношения между друзьями. Как поступают друзья. твой друг.
Повторительно-обобщающий урок. Что ты о себе узнал (что ты можешь, что ты хочешь, что ты есть)? Общечеловеческие ценности. Идеалы. Что значит состояться как личность!
Моя семья (6 часов)
Счастливая семья. Зачем человеку семья? Психологический климат семьи. Мир в семье. Семейное счастье.
Отношения в семье. Конфликт в семье. Ты и твои родители. Знаешь ли ты близких к тебе людей? Умение понять другого.
Дом человека. Жилище человека. Сущность понятия «дом». Семейный уют. Семейный очаг. Облик дома. Русский дом.
Визитная карточка семьи. Семейная традиция. Обряд. Ритуал. Талисман. Ты рассказываешь о своей семье.
Повторительно-обобшаюший урок. Традиции семейных праздников нашего края. Золотая и серебряная свадьбы. Кто «строит» семью?
Раздел 2. Родина, государство, общество (16 часов)
Основные понятия: любовь к Родине; справедливость (справедливое государство, справедливый закон, справедливое наказание); гражданин; гражданский долг; права человека.
Родина (5 часов)
Родина — это... Слово «Родина». Понятие «Родина». Твое понимание Родины. Ощущение Родины.
Я бы хотел жить в ... Где бы ты хотел жить и почему? Как влияет место, в котором живет человек, на его жизнь. Твой край. Ты рассказываешь о своем любимом месте.
Моя Родина—Россия. Россия и ее природа. Россия и ее люди. Россия и ее история. Образ Родины.
Государство (6 часов)
Государство и его признаки. Что такое государство? Признаки государства.
Государство и власть. Что такое власть? Три ветви власти в государстве. «Государственные люди» и граждане.
Типы государств. Монархия и республика. Демократия — правление народа. Диктатура. Правовое государство (справедливое государство).
Общество (5 часов)
Человек и общество. Человек — частица общества. Как понимать слово «общество»? В каком обществе вы живете? Группа и коллектив.
Правила человеческого общества. Правила морали, или нравственность. Законы. Право и ответственность. Долг и совесть.
Справедливое общество. Свобода. Справедливость. Права человека. Твои права.
Повторительно-обобщающий урок (1 час)
Резерв: 1 час.
6 КЛАСС
Раздел 1. ВЕНЕЦ ПРИРОДЫ — ЧЕЛОВЕК
Основные понятия: Земля — общий дом человечества; человек — абсолютная ценность;
уникальность природы; уникальность человека.
Человек как часть природы (2 часа)
Возникновение жизни на Земле. Неорганическая и органическая (живая) природа Земли. Многообразие и красота живой природы. Взаимодействие человека с природой. Природа — источник жизнеобеспечения человека. Природа как самоценность. Влияние природы на человека. Друзья — животные, друзья — растения. Когда человек ранит природу. Угрозы жизни на Земле. Бережное отношение к природе — обязанность и нравственный долг.
Природа человека (3 часа)
Версии происхождения человека. Человек — живое существо, часть земной природы. Что делает нас людьми? Человек — существо общественное. Мышление. Речь. Творческий характер деятельности.
Человек — высшая ценность. Право на жизнь. Смысл человеческой жизни. Периоды жизни человека, значение каждого периода. Тайны жизни человека. Возможности человеческого организма. Секреты долгожителей. Здоровье человека как условие полноценной жизни.
Национальное своеобразие. Религиозные, социальные различия между людьми. Возрастные различия. Уникальность каждого человека.
Раздел 2. МИР ЛЮДЕЙ
Основные понятия: радости и сложности общения; добро и зло.
Нравственные основы межличностных отношений (10 часов)
Ценность общения. Потребность в общении. Общительный человек. С кем приятно общаться? Что такое обаяние? Что значит «уметь слушать»? Терпимость — главный принцип культуры общения. Уважение прав и достоинств других людей.
Круг общения. Твои сверстники: знакомые, приятели, друзья. Как найти общий язык со взрослыми?
Культура общения. Как тебя воспринимают окружающие? Мода, вкус, стиль. Правила речевого этикета. Слово, интонация. Язык жестов. Зачем нужны хорошие манеры. Поведение в общественных местах. Законы гостеприимства. Ты дома.
Нравственные ценности. Понятие «мораль», «нравственность». Зачем нужны нормы морали? Честь и достоинство. Любовь и милосердие. Уважение и терпимость. Хороший человек: какой он? «Золотое правило» нравственности: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой».
Добро и зло. Вечные вопросы: что такое добро? Что такое зло? Доверие, справедливость, милосердие. Умение и желание заботиться о других людях. Удовольствие от добрых дел. Уважение к людям. Насилие, обман, подлость, жестокость, предательство, эгоизм. Как противостоять злу. Потенциал добра и зла в каждом человеке. Мотивы поступков человека.
Что такое совесть. «Внутренний голос». Внутренний моральный контроль, сознание долга. Последствия поступков по совести и против совести.
Повторителъно-обобшаюший урок. Обобщенное понятие и содержание нравственных основ межличностных отношений.
Нормы права (7 часов)
Основные понятия: гражданин; правосознание; правовая защищенность; общественная опасность правонарушений; причины насилия, жестокости, преступности.
Роль права в жизни общества и государства. Понятие «право». Признаки права: общеобязательность, определенность, обеспеченность исполнения принудительной силой государства, многократность применения, справедливость содержания. Зачем нужен закон? Соотношение права и нравственности. Какой должен быть закон (справедливый, демократический, гуманный)? Правило «Разрешено все, что не запрещено».
Источники права. Отрасли права. Понятия «источник права», «отрасль права». Основные отрасли права: международное право; государственное, или конституционное, право; гражданское право; семейное право; уголовное право и др. Устав школы.
Нарушение норм права. Понятие правонарушения. Проступок. Преступление. Вина. Причины правонарушений. Причины жестокости и насилия. Опасность противоправных действий для общества.
Охрана правопорядка. Правосудие, его цель. Правоохранительные органы. Справедливый суд. Суд присяжных заседателей. Цель наказания. Виды наказаний. Справедливость и гуманность при назначении наказания.
Права человека (12 часов)
Основные понятия: справедливость; равенство (равенство в правах, равенство перед законом; равенство возможностей); свобода; терпимость (толерантность); недопустимость дискриминации; личные и общественные интересы; гражданский долг.
Понятие прав человека. Достоинство человека. Свобода человека. Терпимость друг к другу (толерантность). Дискриминация. Из истории прав человека. Основные документы по правам человека: Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка, Международный билль о правах человека, Конституция Российской Федерации 1993 года.
Личные (гражданские) права человека. Право на жизнь. Право на свободу и личную неприкосновенность. Запрет жестокости. Право на неприкосновенность личной и семейной жизни. Право на свободное передвижение. Право на гражданство. Право на защиту со стороны закона. Равенство. Честь и репутация.
Политические права. Право на свободу мысли, совести, религии. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право на участие в управлении делами государства.
Право на достойную жизнь, образование, культуру. Право на собственность. Право на труд и отдых. Право на семейную жизнь. Право на достаточный жизненный уровень. Право на участие в культурной жизни.
Права и обязанности. Обязанности человека перед другими людьми, обществом и государством. Законные ограничения прав и свобод (чрезвычайное положение). Гражданский долг.
Повторительно - обобщающий урок (1 час)
Резерв: 1 час.
7 КЛАСС
Раздел 1. БЫТЬ САМИМ СОБОЙ (12 часов)
Основные понятия: человек — абсолютная ценность; потребность человека в признании;
самовыражение человека; счастье общения.
Конфликты и компромиссы (8 часов)
Понятие конфликта и пути его разрешения. Многообразие мира общения. Кто и что направляет поведение. Роль и влияние среды. Конфликт, конфликтная ситуация. Причины конфликтов. Разумный компромисс. Умение говорить «да» и «нет». Умение понимать другого: учиться видеть хорошее, учиться избегать стереотипов, учиться видеть свои ошибки. Умение делать выбор. Умение принимать решение.
Общение в семье. Роль семьи в жизни человека. Роль каждого отдельного члена семьи в сохранении ее благополучия. Психологический климат в семье. Истоки отчуждения в семье. «Отцы и дети». Достижение взаимопонимания. Взаимная поддержка.
Общение среди сверстников. Формальное и неформальное общение. Общение в школе. Особенности групповой психологии. Психология толпы. Групповые нормы. Счастье дружеского общения.
Личность в информационном пространстве (2 часа)
Методы воздействия на личность: внушение, убеждение, подражание. Виды средств массовой информации. Приемы и средства манипулирования массовым сознанием. Проблема насилия в средствах массовой информации. Формирование культуры взаимодействия со средствами массовой информации.
Реализация своего «Я» (2 час)
Самооценка. Самовосприятие. Самоуважение. Умение найти себя и оставаться самим собой. Повторительно-обобщающий урок.
Раздел 2. ЛИЧНОСТЬ В ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ (11 часов)
Основные понятия: социальная стабильность; справедливость; защищенность; мир; равенство (равенство перед законом, равенство прав, равенство возможностей); недопустимость дискриминации; гражданственность.
Государство и политика (6 часов)
Государство. Понятие «государство». Политика. Сущность и природа государства. Признаки государства. Средства и способы властвования.
Правовое государство. Признаки правового государства. Становление правового государства в России. Гражданское общество.
Конституция Российской Федерации. Конституция — основной закон страны. Высшая юридическая сила норм Основного закона страны. Структура Конституции РФ.
Правовой статус человека и гражданина РФ. Гарантированность прав и свобод гражданина России. Права и свободы гражданина. Конституционные обязанности. Уважение прав и обязанностей. Я — гражданин России.
Власть в государстве (5 часов)
Органы государственной власти. Президент России -глава государства. Полномочия и функции Президента РФ.
Правительство РФ как высший орган федеральной исполнительной власти. Основные направления деятельности Правительства.
Федеральное Собрание — представительный законодательный орган Российской Федерации. Сущность и назначение судебной власти. Высшие органы судебной власти.
Местное самоуправление. Понятие местного самоуправления. Функции местного самоуправления. Представительные органы местного самоуправления. Глава местного самоуправления. Урок-практикум «Мы строим государство».
Повторительно-обобщающий урок.
Раздел 3. ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ И ГРАЖДАНИНА (11 часов)
Основные понятия: ценности человеческого существования; российская система ценностей; человек — высшая ценность; религия как духовный ориентир; идеал правды и справедливости.
Природа ценностей (3 часа)
Понятие ценностей. Ценности жизнеобеспечения и ценности человеческого существования. Убеждения. Жизненные установки. Духовная опора. Святыни человека. Выбор жизненных установок. Иерархия ценностей у подростков.
Общечеловеческие ценности. Человек — высшая ценность. Высшие духовные ценности: истина — добро — красота, вера — надежда — любовь. Ценности культуры: трудовая деятельность, искусство, наука. Политические ценности. Гражданские ценности демократического общества. Экологические ценности.
Разнообразие мира ценностей. Ценности и диалог культур. Духовные, религиозные и этнокультурные традиции народов мира.
Российская система ценностей (9 часов)
Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн.
Национальный характер. Противоречивый характер россиянина. Природа России и характер русского человека. Триада: мир — справедливость — порядок. Свобода и справедливость в российском менталитете.
Нравственные ценности россиян. Идеал правды и справедливости. Любовь к Родине. Естественная потребность в защите Отечества. Народное сознание наших предков. Представления о душе, стыде, грехе, совести, доброте. Трудовая система жизненных ценностей.
Религия как духовный ориентир. Язычество. Верования восточных славян — первооснова русской народной духовности. Ценности христианской веры. Религии народов России.
Традиции и самобытность России. Народный календарь. Круги жизни: рождение, свадьба, смерть. Народные игры. Народная кухня. Народная медицина. Праздники. Семейный уклад Руси и традиции воспитания детей.
Повторительно-обобщающий урок. (1 час)
8 КЛАСС
Раздел 1. Правонарушение и преступление (3 часа)
Сколько стоит спокойная жизнь. Специфика местности, в которой преподается курс. Право граждан на спокойную жизнь. Проблема правонарушений несовершеннолетних в данной местности. Средства налогоплательщиков - источник финансирования борьбы с правонарушениями несовершеннолетних. Прямой материальный и моральный ущерб от правонарушений. Затраты на полный цикл уголовного процесса.
Что такое правонарушение. Понятие аморального поведения. Понятие правонарушения. Административный проступок. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Понятие преступления.
Раздел 2. Причины правонарушений (4 часа)
Что изучает криминология. Понятие криминологии. Социальные причины преступности: безработица, невысокий материальный достаток, жилищная проблема. Психологические причины преступности.
Моральная распущенность. Истоки моральной распущенности. Ее влияние на совершение преступлений.
Духовная нищета. Понятие духовности. Влияние бездуховности на совершение преступлений. Источники формирования духовной нищеты.
Неуважение к закону. Возраст уголовной ответственности. Незнание закона и ответственность.
Чувство безнаказанности. Отсутствие чувства личной ответственности. Попустительство несовершеннолетним правонарушителям со стороны школы и учителей. Отношение милиции к ранним правонарушениям. Гуманность суда и повторные преступления. Отсрочка исполнения приговора.
Раздел 3. Вина и ответственность (2 часа)
Что такое вина. Фиксация вины обвиняемого в приговоре по уголовному делу. Понятие вины. Вменяемость и невменяемость. Судебно-психиатрическая экспертиза. Необходимая оборона и ее пределы. Состояние крайней необходимости. Умысел. Преступление по неосторожности. Преступная самонадеянность. Преступная небрежность. Презумпция невиновности.
Юридическая ответственность. Понятие юридической ответственности. Виды юридической ответственности. Уголовная ответственность. Покушение на преступление и ответственность за него. Ответственность за приготовление к преступлению. Ответственность за соучастие в преступлении. Смягчающие ответственность обстоятельства. Отягчающие ответственность обстоятельства.
Раздел 4. Ответственность за правонарушения против собственности (1 час)
Имущественные правонарушения. Влияние телевидения, средств массовой информации на рост потребительства. Юридическое определение кражи. Уголовная ответственность за кражу. Понятие грабежа. Ответственность за грабеж. Разбой и ответственность за это преступление. Ответственность за мошенничество. Умышленное или неосторожное уничтожение или повреждение имущества. Вандализм, поджоги, другие имущественные преступления и ответственность за них.
Вымогательство. Юридическое определение вымогательства. Вымогательство в школе. Личность вымогателя-школьника. Действия по самозащите от вымогательства. Ответственность за вымогательство.
Раздел 5. Ответственность за правонарушения против личности (14 часов)
Ответственность за преступления против достоинства личности. Ценность человеческого достоинства. Ответственность за оскорбление или клевету. Хулиганство и его признаки. Изнасилование - тяжкое преступление против личности. Ответственность за изнасилование. Провоцирующее поведение потерпевших. Причины строгой ответственности за изнасилование.
Ответственность за преступления против жизни и здоровья личности. Человеческая самоотверженность. Бесчеловечность. Оставление в опасности. Преступления против жизни и здоровья. Нанесение телесных повреждений. Умысел и неосторожность в совершении этих преступлений. Ответственность за нанесение телесных повреждений. Убийство - тягчайшее преступление. Умышленное и неосторожное убийство. Ответственность за убийство.
Раздел 6. Групповые правонарушения несовершеннолетних (4 часа)
Как попадают в преступную группу. Данные науки о групповых преступлениях. Антисоциальная ориентация группы. Причины ухода подростков в преступную группу сверстников. Подросток в группе взрослых преступников. Причины преступного поведения подростка в группе: система групповых норм и ценностей; авторитет лидера; подражание.
Ответственность за групповые преступления. Соучастие в преступлении. Исполнитель. Организатор. Подстрекатель. Пособник. Степень ответственности за различные формы соучастия в преступлении. Психологическая помощь в разрешении проблем общения в группах. Отказ от совершения преступления. Недонесение о преступлениях. Укрывательство преступлений.
Раздел 7. Правопорядок и полиция (3 часа)
Что такое правопорядок. Понятие правопорядка. Факторы, влияющие на состояние правопорядка. Понятие общественного порядка. Участие граждан в укреплении правопорядка. Правоохранительные органы государства.
Задачи милиции. Органы внутренних дел. Структура отдела (городского, районного) внутренних дел. Задачи милиции общественной безопасности. Патрульно-постовая служба. Административное задержание и порядок наложения взыскания за него. Отделение дознания и его функции. Изолятор временного содержания. Отделение организации работы участковых инспекторов. Задачи участкового инспектора. Добровольные дружины. Отделение по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Задачи криминальной милиции. Работа отделения уголовного розыска. Действия милиции в отношении подозреваемого в преступлении. Задачи следственного отделения ОВД. Проведение предварительного следствия. Обвинительное заключение.
Раздел 8. Суд и прокуратура (3 часа)
Работа суда. Назначение суда. Рассмотрение гражданских споров. Наложение взысканий. Судебная коллегия. Ответственность судей. Независимость суда. Суд присяжных заседателей. Полномочия присяжных. Вердикт суда присяжных. Роль прокурора в суде. Роль адвоката. Роль свидетелей. Ответственность за дачу заведомо ложных показаний. Педагог в суде по делу несовершеннолетнего. Законные представители несовершеннолетнего в суде. Ход судебного разбирательства.
Задачи прокуратуры. Надзорная функция прокуратуры. Общий надзор. Надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, надзор при рассмотрении дел в судах, надзор в местах содержания задержанных, в следственных изоляторах и т. д. Другие задачи прокуратуры.
9 КЛАСС
Раздел 1. Роль права в жизни человека и общества (2 часа)
Право. Его роль в судьбе отдельного гражданина и общества.
Основные отрасли права: уголовное, гражданское, семейное, трудовое, административное.
Законы – лишь разновидность различных нормативно-правовых актов.
Правила поведения и нормы права – это не диктат государства, а удобные образцы человеческой жизни, вносящие в нее организованность и стабильность.
Раздел 2. Право на образование (4 часа)
Государственная политика в области образования; основные принципы: гуманистический характер образования. Общедоступность образования, светский характер образования, свобода и плюрализм в образовании.
Виды и формы получения образования. Виды учебных заведений, дающих возможность получить профессиональное образование в РФ: начальное, средне-специальное, высшее. Диплом государственного образца. Негосударственные учебные заведения. Лицензирование и аккредитация негосударственных учебных заведений.
Российское законодательство и реальная практика. Разные возможности получения образования у городских и сельских учащихся.
Материальные гарантии права на образование.
Государственное финансирование образования.
Раздел 3. Семейное право (4 часа)
Семья: за и против. Семейный кодекс – отражение государственной политики в области семейного права. Правовое регулирование института в РФ. Гражданский и церковный браки. Имущественные права и брачный договор.
Роль мужчины и женщины в обществе и семье. Взаимные обязанности родителей и детей друг перед другом. Правоспособность и дееспособность субъектов семейного права.
Порядок расторжения брака. Порядок назначения и выплаты алиментов. Развод родителей и его влияние на судьбу детей.
Раздел 4. Трудовое право (4 часа)
Право человека на свободный труд. Нормативно-правовая база трудового права. Трудовой кодекс РФ.
Работник на рынке труда. Порядок приема на работу. Расторжение трудового договора, Споры между участниками трудовых отношений. Порядок увольнения.
Проблема трудоустройства. Проблема безработицы и социальных льгот, предоставляемых законодательством. Трудовое законодательство о правах различных категорий граждан, в том числе несовершеннолетних.
Раздел 5. Жилищные права граждан (4 часа)
Нормативно-правовые акты, регулирующие жилищные правоотношения. Конституция РФ и Жилищный кодекс РФ о праве на жилище и порядке найма жилого помещения.
Приватизация жилья. Виды сделок с жильем. Купля-продажа. Дарение, наследование жилья.
Ипотечное кредитование.
Региональное жилищное законодательство. Порядок предоставления гражданам жилья из муниципального фонда.
Участие несовершеннолетних в приватизации жилья.
Несовершеннолетние как собственники жилья. Условия совершения сделок с жильем, в котором проживают несовершеннолетние. Права органов опеки и попечительства. Защита прав несовершеннолетних при совершении сделок с жильем.
Раздел 6. Права потребителя (6 часов)
Понятие информации. Средства массовой информации как четвертая власть. Основные источники информации для потребителя.
Советы друзей: плюсы и минусы источника информации для потребителя.
Информация производителя. Этикетка и упаковка товара.
Реклама как источник информации для потребителя. Влияние рекламы на потребителя. Можно ли доверять рекламе?
Кто такой потребитель по российскому закону «О защите прав потребителя».
Право на качественный товар или услугу – основное право потребителей. Право на безопасность товаров и услуг. Обязательность инструкции на русском языке. Гарантийный срок службы товара.
Порядок обмена товара ненадлежащего качества.
Право на компенсацию морального вреда. Судебная защита права потребителя. Комитет по защите прав потребителей.
Раздел 7. Уголовное право (8 часов)
Уголовная ответственность. Уголовный кодекс РФ.
Различные виды преступлений. Обстоятельства, исключающие преступность деяний (необходимая оборона; крайняя необходимость; задержание лица, совершившего преступление; причинение вреда в результате физического принуждения).
Проблема юридической ответственности. Мораторий на смертную казнь. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Порядок расследования преступления и судебного разбирательства.
Следователь, прокурор, адвокат.
Обжалование решения суда.
Раздел 8. Граждановедение (2 час)
Правовой статус гражданина России. Права и обязанности несовершеннолетних.
Календарно-тематическое планирование.
5 класс.
Номер урока |
Названия разделов и тем |
Количество часов |
Дата проведения |
Корректировка |
1 |
Введение. Здравствуй, «Граждановедение» |
1 |
|
|
|
Раздел 1. Я сам и моя семья |
17 |
|
|
|
Я сам |
11 |
|
|
2 |
Моя уникальность. |
1 |
|
|
3 |
Мое имя. |
1 |
|
|
4 |
Мои потребности. |
1 |
|
|
5 |
Мотивы. |
1 |
|
|
6 |
Мой характер. |
1 |
|
|
7 |
Эмоции и чувства. |
1 |
|
|
8 |
Нравственные качества личности. |
1 |
|
|
9 |
Общение. |
1 |
|
|
10 |
Первые навыки общения. |
1 |
|
|
11 |
Мой друг. |
1 |
|
|
12 |
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Я и моя семья». |
1 |
|
|
|
Моя семья |
6 |
|
|
13 |
Счастливая семья. |
1 |
|
|
14 |
Отношения в семье. |
1 |
|
|
15 |
Дом человека. |
1 |
|
|
16 |
Семейные традиции. |
1 |
|
|
17 |
Творческий урок в семье. |
1 |
|
|
18 |
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Моя семья». |
1 |
|
|
|
Родина. Государство. Общество |
16 |
|
|
|
Моя Родина |
5 |
|
|
19 |
Родина – это… |
1 |
|
|
20 |
Моя малая родина |
1 |
|
|
21 |
Место, где бы ты хотел жить. |
1 |
|
|
22 |
Моя Родина – Россия. |
1 |
|
|
23 |
Российская Федерация |
1 |
|
|
|
Государство |
6 |
|
|
24 |
Государство. |
1 |
|
|
25 |
Признаки государства. |
1 |
|
|
26 |
Государство и власть. |
1 |
|
|
27 |
Типы государства. Монархия и республика. |
1 |
|
|
28 |
Демократия и Диктатура. |
1 |
|
|
29 |
Правовое государство (справедливое государство). |
1 |
|
|
|
Общество |
5 |
|
|
30 |
Человек и общество. |
1 |
|
|
31
|
Правила человеческого общества: правила морали. Законы. Право и ответственность. |
1 |
|
|
32 |
Права человека. |
1 |
|
|
33 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Родина. Государство, Общество» |
1 |
|
|
34 |
Повторительно-обобщающий урок за курс «Граждановедение 5 класс» |
1 |
|
|
35 |
Резерв |
1 |
|
|
6 класс
Номер урока |
Названия разделов и тем |
Количество часов |
Дата проведения |
Корректировка |
|
Раздел 1. Венец природы – человек |
5 |
|
|
|
Человек как часть природы |
2 |
|
|
1
|
Возникновение жизни на Земле. Взаимодействие человека и природы. |
1 |
|
|
2 |
Природа как самоценность. |
1 |
|
|
|
Природа человека |
3 |
|
|
3 |
Человек – существо общественное. |
1 |
|
|
4 |
Человек – высшая ценность. Смысл человеческой жизни. |
1 |
|
|
5 |
Национальное своеобразие. Уникальность каждого человека. |
1 |
|
|
|
Раздел 2. Мир людей |
29 |
|
|
|
Нравственные основы межличностных отношений |
10 |
|
|
6 |
Ценность общения. |
1 |
|
|
7 |
Ценность общения |
1 |
|
|
8 |
Культура общения. |
1 |
|
|
9 |
Нравственные ценности. |
1 |
|
|
10 |
Нравственные ценности общества |
1 |
|
|
11 |
«Золотое правило» нравственности. |
1 |
|
|
12 |
Добро и зло. |
1 |
|
|
13
|
Уважение к людям. Потенциал добра и зла в каждом человеке. |
1
|
|
|
14 |
Мотивы поступков человека. |
1 |
|
|
15 |
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Нравственные основы межличностных отношений». |
1 |
|
|
|
Нормы права |
7 |
|
|
16 |
Роль права в жизни общества и государства. |
1 |
|
|
17 |
Соотношение права и нравственности. |
1 |
|
|
18 |
Источники права. Отрасли права. |
1 |
|
|
19 |
Нарушение норм права. Понятие правонарушения. |
1 |
|
|
20 |
Причины правонарушений. |
1 |
|
|
21 |
Охрана правопорядка. |
1 |
|
|
22
|
Цель наказания. Справедливость и гуманность при назначении наказания. |
1 |
|
|
|
Права человека |
12 |
|
|
23 |
Понятие прав человека. |
1 |
|
|
24 |
Основные права человека |
1 |
|
|
25 |
Основные документы по правам человека. |
1 |
|
|
26 |
Личные (гражданские) права человека. |
1 |
|
|
27 |
Личные (гражданские) права человека. |
1 |
|
|
28 |
Политические права. |
1 |
|
|
29 |
Основные политические права |
1 |
|
|
30 |
Право на достойную жизнь |
1 |
|
|
31 |
Право на образование и культуру. |
1 |
|
|
32 |
Обязанности человека |
1 |
|
|
33 |
Основные обязанности человека |
1 |
|
|
34
|
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Права человека». |
1
|
|
|
35 |
Повторительно-обобщающий урок за курс «Граждановедение 6 класс» |
1
|
|
|
7 класс.
Номер урока |
Названия разделов и тем |
Количество часов |
Дата проведения |
Корректировка |
|
Раздел 1. Быть самим собой |
12 |
|
|
|
Конфликты и компромиссы |
8 |
|
|
1 |
Понятие конфликта |
1 |
|
|
2 |
Пути разрешения конфликтов |
1 |
|
|
3 |
Причины конфликтов. |
1 |
|
|
4 |
Разумный компромисс. |
1 |
|
|
5 |
Важность общения |
1 |
|
|
6 |
Общение в семье. |
1 |
|
|
7 |
Общение среди сверстников. |
1 |
|
|
8 |
Формальное и неформальное общение. |
1 |
|
|
|
Личность в информационном пространстве |
2 |
|
|
9 |
Виды средств массовой информации. |
1 |
|
|
10
|
Формирование культуры взаимодействия со средствами массовой информации. |
1
|
|
|
|
Реализация своего «Я» |
2 |
|
|
11 |
Самооценка. Самовосприятие. Самоуважение. |
1 |
|
|
12
|
Повторительно-обобщающий урок по разделу: «Быть самим собой». |
1
|
|
|
|
Раздел 2. Личность в государственно-правовом пространстве |
11
|
|
|
|
Государство и политика |
6 |
|
|
13 |
Государство. Средства и способы властвования. |
1 |
|
|
14 |
Правовое государство. |
1 |
|
|
15 |
Конституция Российской Федерации. |
1 |
|
|
16 |
Основные положения Конституции РФ |
1 |
|
|
17 |
Правовой статус человека |
1 |
|
|
18 |
Правовой статус гражданина. |
1 |
|
|
|
Власть в государстве |
5 |
|
|
19 |
Государственная власть |
1 |
|
|
20 |
Органы государственной власти. |
1 |
|
|
21 |
Местное самоуправление. |
1 |
|
|
22 |
Мы строим государство. |
1 |
|
|
23 |
Повторительно-обобщающий урок по разделу: «Личность в государственно-правовом пространстве». |
1 |
|
|
|
Раздел 3. Ценности личности и гражданина |
12 |
|
|
|
Природа ценностей |
3 |
|
|
24 |
Понятие ценностей. |
1 |
|
|
25 |
Общечеловеческие ценности. |
1 |
|
|
26 |
Разнообразие мира ценностей. |
1 |
|
|
|
Российская система ценностей |
8 |
|
|
27 |
Государственные символы России. |
1 |
|
|
28 |
Национальный характер. |
1 |
|
|
29 |
Нравственные ценности россиян. Любовь к Родине. |
1 |
|
|
30 |
Народное сознание наших предков. |
1 |
|
|
31 |
Трудовая система жизненных ценностей. |
1 |
|
|
32 |
Религия как духовный ориентир. |
1 |
|
|
33 |
Традиции и самобытность России. |
1 |
|
|
34 |
Повторительно-обобщающий урок по разделу: «Ценности личности и гражданина». |
1 |
|
|
8 класс.
Номер урока |
Названия разделов и тем |
Количество часов |
Дата проведения |
Корректировка |
|
Раздел 1. Правонарушение и преступление |
3 |
|
|
1 |
Сколько стоит спокойная жизнь? |
1 |
|
|
2 |
Права человека |
1 |
|
|
3 |
Защита прав человека |
1 |
|
|
|
Раздел 2. Причины правонарушений |
4 |
|
|
4 |
Правонарушение |
1 |
|
|
5 |
Виды нарушений |
1 |
|
|
6 |
Причины правонарушений |
1 |
|
|
7 |
Преступление |
1 |
|
|
|
Раздел 3. Вина и ответственность |
2 |
|
|
8 |
Что такое вина? |
1 |
|
|
9 |
Что такое ответственность? |
1 |
|
|
|
Раздел 4. Ответственность за правонарушения против собственности |
1 |
|
|
10 |
Ответственность за правонарушения против собственности |
1 |
|
|
|
Раздел 5. Ответственность за правонарушения против личности |
14 |
|
|
11 |
Ответственность за правонарушения против личности |
1 |
|
|
12 |
Взыскания |
1 |
|
|
13 |
Наказания |
1 |
|
|
14 |
Что изучает наука криминология? |
1 |
|
|
15 |
Аморализм |
1 |
|
|
16 |
Бездуховность |
1 |
|
|
17 |
Безнаказанность |
1 |
|
|
18 |
Корыстные преступления |
1 |
|
|
19 |
Вымогательство |
1 |
|
|
20 |
Некорыстные преступления |
1 |
|
|
21 |
Преступления против достоинства |
1 |
|
|
22 |
Преступления против чести |
1 |
|
|
23 |
Преступления против половой неприкосновенности |
1 |
|
|
24 |
Преступления против жизни и здоровья |
1 |
|
|
|
Раздел 6. Групповые правонарушения несовершеннолетних |
4 |
|
|
25 |
Как попадают в преступную группу? |
1 |
|
|
26 |
Ответственность за групповые преступления |
1 |
|
|
27 |
Групповые правонарушения несовершеннолетних |
1 |
|
|
28 |
Ответственность несовершеннолетних |
1 |
|
|
|
Раздел 7. Правопорядок и полиция |
3 |
|
|
29 |
Правопорядок |
1 |
|
|
30 |
Органы внутренних дел РФ |
1 |
|
|
31 |
Полиция |
1 |
|
|
|
Раздел 8. Суд и прокуратура |
3 |
|
|
32 |
Судебная система РФ |
1 |
|
|
33 |
Судебное разбирательство |
1 |
|
|
34 |
Итоговое занятие. Защита проектов |
1 |
|
|
ИТОГО: |
34 |
|
|
9 класс.
Номер урока |
Названия разделов и тем |
Количество часов |
Дата проведения |
Корректировка |
|
Раздел 1. Роль права в жизни человека и общества |
2 |
|
|
1 |
Право. Его роль в судьбе отдельного гражданина и общества |
1 |
|
|
2 |
Основные отрасли права: уголовное, гражданское, семейное, трудовое, административное. |
1 |
|
|
|
Раздел 2. Право на образование |
4 |
|
|
3 |
Государственная политика в области образования; основные принципы: гуманистический характер образования |
1 |
|
|
4 |
Виды и формы получения образования |
1 |
|
|
5 |
Разные возможности получения образования у городских и сельских учащихся. |
1 |
|
|
6 |
Государственное финансирование образования |
1 |
|
|
|
Раздел 3. Семейное право |
4 |
|
|
7 |
Семейный кодекс – отражение государственной политики в области семейного права |
1 |
|
|
8 |
Имущественные права и брачный договор. |
1 |
|
|
9 |
Роль мужчины и женщины в обществе и семье. |
1 |
|
|
10 |
Развод родителей и его влияние на судьбу детей. |
1 |
|
|
|
Раздел 4. Трудовое право |
4 |
|
|
11 |
Право человека на свободный труд |
1 |
|
|
12 |
Трудовой кодекс РФ |
1 |
|
|
13 |
Работник на рынке труда |
1 |
|
|
14 |
Трудовое законодательство о правах различных категорий, в том числе несовершеннолетних |
1 |
|
|
|
Раздел 5. Жилищные права граждан |
4 |
|
|
15 |
Нормативно-правовые акты, регулирующие жилищные правоотношения. |
1 |
|
|
16 |
Приватизация жилья. Виды сделок с жильем. Купля-продажа. Дарение, наследование жилья. |
1 |
|
|
17 |
Несовершеннолетние как собственники жилья |
1 |
|
|
18 |
Защита прав несовершеннолетних при совершении сделок с жильем |
1 |
|
|
|
Раздел 6. Права потребителя |
6 |
|
|
19 |
Понятие информации. Средства массовой информации как четвертая власть. |
1 |
|
|
20 |
Информация производителя. Этикетка и упаковка товара |
1 |
|
|
21 |
Реклама как источник информации для потребителя |
1 |
|
|
22 |
Кто такой потребитель по российскому закону «О защите прав потребителя». |
1 |
|
|
23 |
Право на безопасность товаров и услуг |
1 |
|
|
24 |
Судебная защита права потребителя. Комитет по защите прав потребителей. |
1 |
|
|
|
Раздел 7. Уголовное право |
7 |
|
|
25 |
Уголовная ответственность |
1 |
|
|
26 |
Уголовный кодекс РФ |
1 |
|
|
27 |
Различные виды преступлений |
1 |
|
|
28 |
Обстоятельства, исключающие преступность деяний |
1 |
|
|
29 |
Проблема юридической ответственности |
1 |
|
|
30 |
Уголовная ответственность несовершеннолетних |
1 |
|
|
31 |
Порядок расследования преступления и судебного разбирательства |
1 |
|
|
32 |
Обжалование решения суда. |
1 |
|
|
|
Раздел 8. Граждановедение |
2 |
|
|
33 |
Правовой статус гражданина России |
1 |
|
|
34 |
Права и обязанности несовершеннолетних |
1 |
|
|
ИТОГО: |
34 |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.