РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬАЯ ХИМИЯ»
СОДЕРЖАНИЕ
1 Модуль «Химия–наука о веществах и их превращениях»
Химия или магия?
Немного из истории химии. Алхимия. Химия вчера, сегодня, завтра.
Техника безопасности в кабинете химии.
Лабораторное оборудование.
Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ.
Посуда, еѐ виды и назначение. Реактивы и их классы. Обращение с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами. Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях.
Выработка навыков безопасной работы.
Демонстрация. Удивительные опыты.
Лабораторная работа.
Знакомство с оборудованием для практических и лабораторных работ.
2 .Модуль «Вещества вокруг тебя, оглянись!»
Вещество, физические свойства веществ. Отличие чистых веществ от смесей. Способы разделения смесей.
Вода многое ли мы о ней знаем? Вода и еѐ свойства. Что необычного в воде? Вода пресная и морская. Способы очистки воды: отставание, фильтрование, обеззараживание. Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и ее физиологическое воздействие. Питьевая вода. Свойства и применение. Чай, состав, свойства, физиологическое действие на организм человека. Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного.
Щелочной характер хозяйственного мыла. Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств. Лосьоны, духи кремы и прочая парфюмерия.
Могут ли представлять опасность косметические препарат ы?
Можно ли самому и готовить духи?
Многообразие лекарственных веществ. Какие лекарства мы обычно можем встретить в своей домашней аптечке? Аптечный йод и его свойства. Почему йод надо держать в плотно закупоренной склянке. «Зелѐнка» или раствор бриллиантовогозелѐного. Перекись водорода и гидроперит. Свойства перекиси водорода. Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Опасность при применении аспирина. Крахмал, его свойства и применение. Образование крахмала в листьях растений. Глюкоза, ее свойства и применение. Маргарин, сливочное и растительное масло, сало. Чего мы о них не знаем? Растительные и животные масла.
Лабораторная работа1.Знакомство с оборудованием для практических и лабораторных работ.
Лабораторная работа2.Свойства веществ. Разделение смеси красителей.
Лабораторная работа 3. Свойства воды.
Практическая работа1.Очистка воды.
Лабораторнаяработа4.Свойства уксусной кислоты
Лабораторнаяработа5.Свойства питьевой соды.
Лабораторная работа 6. Свойства чая.
Лабораторнаяработа7.Свойствамыла. Лабораторнаяработа8.СравнениемоющихсвойствмылаиСМС.
Лабораторная работа9. Изготовим духи сами. Лабораторнаяработа10.Необычныесвойстватакихобычныхзеленкиийода.
Лабораторная работа 11 Получение кислорода из перекиси водорода.
Лабораторнаяработа12. Свойства аспирина.
Лабораторнаяработа13.Свойствакрахмала.
Лабораторная работа14.Свойства глюкозы.
Лабораторная работа 15. Свойства растительного и сливочного масел.
3 Модуль «Увлекательная химия для экспериментаторов»
Симпатические чернила: назначение, простейшие рецепты.
Состав акварельных красок. Правила обращения с ними. История мыльных пузырей. Физика мыльных пузырей Состав школьного мела.
Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах.
Лабораторнаяработа16. «Секретные чернила».
Лабораторнаяработа17. «Получение акварельных красок».
Лабораторнаяработа18. «Мыльные опыты».
Лабораторная работа 19. «Как выбрать школьный мел»
Лабораторная работа 20. «Изготовление школьных мелков».
Лабораторная работа 21. «Определение среды раствора с помощью индикаторов».
Лабораторная работа 22. «Приготовление растительных индикаторов и определение с помощью них рН раствора».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные:
· Сформировать навыки элементарной исследовательской работы;
· Расширить знания учащихся по химии, экологии;
· Научить применять коммуникативные и презентационные навыки;
· Научить оформлять результаты своей работы.
Метапредметные:
· Развить умение проектирования своей деятельности;
· Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источ никами информации;
· Продолжить развивать творческие способности.
Личностные:
· Продолжить воспитание навыков экологической культурыответственного отношения к людям и к природе;
· Совершенствовать навыки коллективной работы;
· Способствовать пониманию современных проблем экологии сознанию их актуальности.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на1 год и разбита на модули, общее количество часов- 34 часа
Ожидаемые результаты.
Личностные:
• осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира
• испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;
• формулировать самому простые правила поведения в природе;
• осознавать себя гражданином России;
• объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
• искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
• уважать иное мнение;
• вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.
Метапредметные:
Области коммуникативных УУД:
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства еѐ осуществления;
• учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;
• составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;
• работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, идополнительныесредства(справочнаялитература,сложныеприборы,средстваИКТ);
• предполагать, какая информация нужна;
• отбиратьнеобходимыесловари,энциклопедии,справочники,электронныедиски;
• сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников(словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
• выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
• устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
• выстраивать логическую цепь рассуждений;
• представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ
. организовыватьвзаимодействиевгруппе(распределятьроли,договариватьсядругсдругомит. д.);
• предвидеть(прогнозировать)последствия коллективных решений;
• оформлятьсвоимысливустнойиписьменнойречисучѐтомсвоихучебныхижизненных ре чевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
• при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;
• слушатьдругих,пытатьсяприниматьдругуюточкузрения,бытьготовымизменитьсвою точку зрения;
• в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;
• пониматьпричинысвоегонеуспехаинаходитьспособывыходаизэтойситуации.
Предметные
• предполагать, какая информация нужна;
• отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
• сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников(словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
• выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
• устанавливать аналогии причинно-следственные связи;
• выстраивать логическую цепь рассуждений;
• представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.
Критерии оценки знаний, умений и навыков.
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса.
Средний уровень:
Достаточно хорошее владение
Теоретической иформацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно- исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий. Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно– исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную нформацию на практике. Оценка эффективности работы:
Входящий контроль–определение уровня знаний, умений, навыков в виде бесед, практических работ, викторин, игр.
Промежуточный контроль: коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы.
Итоговый контроль: презентации творческих и исследовательских работ, участие в выставках и мероприятиях, участие в конкурсах исследовательских работ в школьном научном обществе, экологическом обществе.
Формы подведения итогов реализации программы.
· Итоговые выставки творческих работ;
· Портфолио и презентации исследовательской деятельности;
· Участие в конкурсах исследовательских работ;
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема |
Количество часов |
Электронные ресурсы |
1. |
Химия — наука о веществах и превращениях |
1 |
https://educont.ru/ |
2. |
Лабораторная работа. Знакомство с оборудованием для практических и лабораторных работ |
1 |
https://educont.ru/ |
3. |
Чистые вещества и смеси |
1 |
https://educont.ru/ |
4. |
Лабораторная работа. Свойства веществ. Разделение смеси красителей. |
1 |
https://educont.ru/ |
5. |
Лабораторная работа. Свойства воды |
1 |
https://educont.ru/ |
6. |
Практическая работа. Очистка воды. |
1 |
https://educont.ru/ |
7. |
Уксусная кислота |
1 |
https://educont.ru/ |
8. |
Лабораторная работа. Свойства уксусной кислоты |
1 |
https://educont.ru/ |
9. |
Пищевая сода |
1 |
https://educont.ru/ |
10. |
Лабораторная работа. Свойства питьевой соды |
1 |
https://educont.ru/ |
11. |
Чай |
1 |
https://educont.ru/ |
12. |
Лабораторная работа. Свойства чая |
1 |
https://educont.ru/ |
13. |
Мыло. СМС |
1 |
https://educont.ru/ |
14. |
Лабораторная работа. Свойства мыла |
1 |
https://educont.ru/ |
15. |
Лабораторная работа. Сравнение моющих свойств мыла и СМС |
1 |
https://educont.ru/ |
16. |
Косметические средства |
1 |
https://educont.ru/ |
17. |
Лабораторная работа. Изготовим духи сами. |
1 |
https://educont.ru/ |
18. |
Йод и зеленка |
1 |
https://educont.ru/ |
19. |
Лабораторная работа. Необычные свойства таких обычных зеленки и йода |
1 |
https://educont.ru/ |
20. |
Перекись водорода |
1 |
https://educont.ru/ |
21. |
Лабораторная работа Получение кислорода из перекиси водорода |
1 |
https://educont.ru/ |
22. |
Аспирин |
1 |
https://educont.ru/ |
23. |
Лабораторная работа. Свойства аспирина |
1 |
https://educont.ru/ |
24. |
Крахмал |
1 |
https://educont.ru/ |
25. |
Лабораторная работа. Свойства крахмала |
1 |
https://educont.ru/ |
26. |
Глюкоза |
1 |
https://educont.ru/ |
27. |
Лабораторная работа. Свойства глюкозы |
1 |
https://educont.ru/ |
28. |
Жиры и углеводы |
1 |
https://educont.ru/ |
29. |
Лабораторная работа. Свойства растительного и сливочного масел |
1 |
https://educont.ru/ |
30. |
Лабораторная работа. «Секретные чернила». Лабораторная работа. «Получение акварельных красок». |
1 |
https://educont.ru/ |
31. |
Мыльные пузыри Лабораторнаяработа. «Мыльные опыты». |
1 |
https://educont.ru/ |
32. |
Изучение влияния внешних факторов на мыльные пузыри |
1 |
https://educont.ru/ |
33. |
Обычный и необычный школьный мел Лабораторная работа. «Как выбрать школьный мел» Изготовление школьных мелков |
1 |
https://educont.ru/ |
34. |
Понятие об индикаторах Изготовление растительных индикаторов Лабораторная работа. «Определение среды раствора с помощью индикаторов». Лабораторная работа. «Приготовление растительных индикаторов и определение с помощью них рН раствора» |
1 |
https://educont.ru/ |
Итого |
34 часа |
|
.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема |
Количество часов |
Дата |
|
Электронные ресурсы |
|
По плану |
По факту |
||||
1.
|
Химия — наука о веществах и превращениях
|
1 |
07.09
|
|
https://educont.ru/ |
2. |
Химия — наука о веществах и превращениях |
1 |
07.09 |
|
|
3. |
Лабораторная работа. Знакомство с оборудованием для практических и лабораторных работ
|
1 |
14.09
|
|
https://educont.ru/ |
4. |
Лабораторная работа. Знакомство с оборудованием для практических и лабораторных работ |
1 |
14.09 |
|
|
5. |
Чистые вещества и смеси
|
1 |
21.09
|
|
https://educont.ru/ |
6. |
Чистые вещества и смеси |
1 |
21.09 |
|
|
7. |
Лабораторная работа. Свойства веществ. Разделение смеси красителей.
|
1 |
28.09
|
|
https://educont.ru/ |
8. |
Лабораторная работа. Свойства веществ. Разделение смеси красителей. |
1 |
28.09 |
|
|
9. |
Лабораторная работа. Свойства воды
|
1 |
05.10
|
|
https://educont.ru/ |
10. |
Лабораторная работа. Свойства воды |
1 |
05.10 |
|
|
11. |
Практическая работа. Очистка воды.
|
1 |
12.10
|
|
https://educont.ru/ |
12. |
Практическая работа. Очистка воды. |
1 |
12.10 |
|
|
13. |
Уксусная кислота
|
1 |
19.10
|
|
https://educont.ru/ |
14. |
Уксусная кислота |
1 |
19.10 |
|
|
15. |
Лабораторная работа. Свойства уксусной кислоты
|
1 |
26.10
|
|
https://educont.ru/ |
16. |
Лабораторная работа. Свойства уксусной кислоты |
1 |
26.10 |
|
|
17. |
Пищевая сода
|
1 |
02.11
|
|
https://educont.ru/ |
18. |
Пищевая сода |
1 |
02.11 |
|
|
19. |
Лабораторная работа. Свойства питьевой соды
|
1 |
09.11
|
|
https://educont.ru/ |
20. |
Лабораторная работа. Свойства питьевой соды |
1 |
09.11 |
|
|
21. |
Чай
|
1 |
16.11
|
|
https://educont.ru/ |
22. |
Чай |
1 |
16.11 |
|
|
23. |
Лабораторная работа. Свойства чая
|
1 |
23.11
|
|
https://educont.ru/ |
24. |
Лабораторная работа. Свойства чая |
1 |
16.11 |
|
|
25. |
Мыло. СМС
|
1 |
30.11
|
|
https://educont.ru/ |
26. |
Мыло. СМС |
1 |
16.11 |
|
|
27. |
Лабораторная работа. Свойства мыла
|
1 |
07.12
|
|
https://educont.ru/ |
28. |
Лабораторная работа. Свойства мыла |
1 |
16.11 |
|
|
29. |
Лабораторная работа. Сравнение моющих свойств мыла и СМС
|
1 |
14.12
|
|
https://educont.ru/ |
30. |
Лабораторная работа. Сравнение моющих свойств мыла и СМС |
1 |
16.11 |
|
|
31. |
Косметические средства
|
1 |
21.12
|
|
https://educont.ru/ |
32. |
Косметические средства |
1 |
21.12 |
|
|
33. |
Лабораторная работа. Изготовим духи сами.
|
1 |
28.12
|
|
https://educont.ru/ |
34. |
Лабораторная работа. Изготовим духи сами. |
1 |
28.12 |
|
|
35. |
Йод и зеленка
|
1 |
04.01
|
|
https://educont.ru/ |
36. |
Йод и зеленка |
1 |
04.01 |
|
|
37. |
Лабораторная работа. Необычные свойства таких обычных зеленки и йода |
1 |
11.01
|
|
https://educont.ru/ |
38. |
Лабораторная работа. Необычные свойства таких обычных зеленки и йода |
1 |
11.01
|
|
|
39. |
Перекись водорода
|
1 |
18.01
|
|
https://educont.ru/ |
40. |
Перекись водорода |
1 |
18.01 |
|
|
41. |
Лабораторная работа . Получение кислорода из перекиси водорода
|
1 |
25.01
|
|
https://educont.ru/ |
42. |
Лабораторная работа . Получение кислорода из перекиси водорода |
1 |
18.01 |
|
|
43. |
Аспирин |
1 |
01.02 |
|
https://educont.ru/ |
44. |
Аспирин |
1 |
01.02 |
|
|
45. |
Лабораторная работа. Свойства аспирина
|
1 |
08.02
|
|
https://educont.ru/ |
46. |
Лабораторная работа. Свойства аспирина |
1 |
08.02 |
|
|
47. |
Крахмал
|
1 |
15.02
|
|
https://educont.ru/ |
48. |
Крахмал |
1 |
15.02 |
|
|
49. |
Лабораторная работа. Свойства крахмала
|
1 |
22.02
|
|
https://educont.ru/ |
50. |
Лабораторная работа. Свойства крахмала |
1 |
22.02 |
|
|
51. |
Глюкоза
|
1 |
01.03
|
|
https://educont.ru/ |
52. |
Глюкоза |
1 |
01.03 |
|
|
53. |
Лабораторная работа. Свойства глюкозы
|
1 |
08.03
|
|
https://educont.ru/ |
54. |
Лабораторная работа. Свойства глюкозы |
1 |
08.03 |
|
|
55. |
Жиры и углеводы
|
1 |
15.03
|
|
https://educont.ru/ |
56. |
Жиры и углеводы |
1 |
15.03 |
|
|
57. |
Лабораторная работа. Свойства растительного и сливочного масел
|
1 |
22.03
|
|
https://educont.ru/ |
58. |
Лабораторная работа. Свойства растительного и сливочного масел |
1 |
22.03 |
|
|
59. |
Лабораторная работа. «Секретные чернила». Лабораторная работа. «Получение акварельных красок». |
1 |
29.03
|
|
https://educont.ru/ |
60. |
Лабораторная работа. «Секретные чернила». Лабораторная работа. «Получение акварельных красок». |
1 |
29.03 |
|
|
61. |
Мыльные пузыри Лабораторнаяработа. «Мыльные опыты».
|
1 |
05.04
|
|
https://educont.ru/ |
62. |
Мыльные пузыри Лабораторнаяработа. «Мыльные опыты». |
1 |
05.04 |
|
|
63. |
Изучение влияния внешних факторов на мыльные пузыри
Изучение влияния внешних факторов на мыльные пузыри |
1 |
12.04
|
|
https://educont.ru/ |
64. |
Обычный и необычный школьный мел Лабораторная работа. «Как выбрать школьный мел» Изготовление школьных мелков
|
1 |
12.04
|
|
https://educont.ru/ |
65. |
Обычный и необычный школьный мел Лабораторная работа. «Как выбрать школьный мел» Изготовление школьных мелков |
1 |
10.05
|
|
|
66. |
Понятие об индикаторах Изготовление растительных индикаторов Лабораторная работа. «Определение среды раствора с помощью индикаторов». |
1 |
10.05 |
|
https://educont.ru/ |
67. |
Лабораторная работа. «Приготовление растительных индикаторов и определение с помощью них рН раствора» |
1 |
17.05
|
|
|
68. |
Понятие об индикаторах Изготовление растительных индикаторов Лабораторная работа. «Определение среды раствора с помощью индикаторов». Лабораторная работа. «Приготовление растительных индикаторов и определение с помощью них рН раствора» |
1 |
17.05 |
|
|
Итого |
68 часа |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.