Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
Оценка 4.8

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»

Оценка 4.8
docx
01.12.2021
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
Финансовая грамотность.docx

                Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

начальная общеобразовательная школа с. Аим

Аяно-Майского муниципального района

Хабаровского края

 

 

 

 

Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность»

(общеинтеллектуальное  направление)

 

 

 

Срок реализации: 4года

Уровень:1-4классы

Количество часов по учебному плану: 1 час в неделю.

Количество часов в год: 17 часов

                               

 

 

                                                                          Разработчик:

                                                                                Зыдыгмаева Ц.С.

                                                                              учитель начальных классов

                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         

                                                                 

                                                                2021 г

 

 

 

 

 

                                                              Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основании следующих документов:

Рабочая программа «Финансовая грамотность» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

1.       Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012г. № 273 - ФЗ: (статьи 7, 9, 32).

2.       2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
утвержденный приказом №373от 06.09.2009г. Приказ №1241от 26.11.2010г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования».

3.       Положение об организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО и ОООМКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа» в соответствии с ФГОС НОО и ООО, утвержденное 31.08.2015г.


 Цель:
 Развитие экономического образа мышления, воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности, уважения к труду и предпринимательской деятельности.
Задачи:

- формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях, об общих принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей;

- формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости;

- формирование понимания необходимости долгосрочного финансового планирования, установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями;

- формирования навыков оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного инвестирования;

- формирование навыков составления бизнес - плана для обеспечения продуманности действий в будущем;

- обучение основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек.

Преемственность и межпредметное  взаимодействие:                                                                                                                                                                                             

Курс «Финансовая грамотность» пропедевтический и является частью школьной программы сквозного экономического образования.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, и представления информации и публичных выступлений.
Место предмета: занятия по внеурочной деятельности проводятся 1 раз в

неделю  по1часу;  в 1-4 классе 17 часов в год со 2- го полугодия

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности:

Освоение  программы курса «Основы финансовой грамоты» направлено на достижение следующих  результатов, соответствующих  требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
∙ овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
∙ развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
∙ развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
Обучающийся научится:
∙ понимать цели своих действий;
∙ составлять простые планы с помощью учителя
∙ проявлять познавательную и творческую инициативу;
∙ оценивать правильность выполнения действий;
Познавательные.
Обучающийся научится:
∙ освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
∙ использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
∙ овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
∙ овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные.
Обучающийся научится:
∙ составлять текст в устной и письменной формах;
∙ слушать собеседника и вести диалог;
∙ признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
∙ излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
∙ договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
Предметные.
Обучающийся научится:
∙ понимать и правильно использовать экономические термины;
∙ иметь представление о роли денег в семье и обществе;
∙ уметь характеризовать виды и функции денег;
∙ знать источники доходов и направлений расходов семьи;
∙ уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет
∙ проводить элементарные финансовые расчеты.
Содержание курса «Финансовая грамотность» отобрано с учетом возрастных особенностей обучающихся. Прочному усвоению содержания курса помогают сказочные персонажи, выполненные с помощью компьютерной анимации, периодически появляющиеся на занятиях в роли педагогов - экономистов: Гном - Эконом , друг-Бурундук и его компания . Формированию самостоятельности и развитию творческих способностей детей при изучении данного курса способствует обязательное ведение рабочих тетрадей. Учитывая возрастные особенности детей, на уроках активно используется видеоматериал, мультимедийные презентации, наглядный материал, что, безусловно, способствует лучшему пониманию и закреплению полученных детьми знаний.
Основные формы контроля:
- мониторинг (тестирование, анкетирование);
- практикумы;
- творческие задания;
- проектная, исследовательская деятельность;
- конкурсы;
- деловые и ролевые игры;
- олимпиады

К концу обучения  1 года ученик узнает:

— что такое собственность;

— почему все люди трудятся;

— какие бывают профессии;

— как нужно относиться к своей и чужой собственности. 

К концу обучения ученик сможет научиться:

— самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду, труду в уголке природы. 

2 год обучения

В результате освоения программного материала ученик получит знания:

О потребностях естественных и культурных, товарном обмене; первых деньгах; монетах разных стран мира, о проблемах товарного обмена, о появлении первых денег – товаров с высокой ликвидностью, об устройстве монет, изобретении бумажных денег, со способами защиты от подделок бумажных денег, как можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее); продовольственных и промышленных товарах, продавце и покупателе, услугах, образовательных услугах.

К концу обучения  ученик узнает:

— какие бывают потребности;

— почему все потребности нельзя удовлетворить;

— какие бывают товары и услуги;

— где можно приобрести товары и услуги;

— почему потребность в образовании — одна из важнейших потребностей человека.

К концу обучения  ученик сможет научиться:

— соотносить свои потребности с потребностями своей семьи;

— различать товары и услуги.

3 год обучения

В результате освоения программного материала ученик получит знания:

О натуральном хозяйстве, как появились ремёсла , необходимости обмена, бартере, как появились деньги, монетах, купюрах, деньгах России и валюте — иностранных деньгах, древнерусских товарных деньгах, происхождении слов «деньги», «рубль», «копейка», первых русских монетах,

современных деньгах России и мира, появлением безналичных денег, проведению безналичных расчетов, с функциями банкоматов, откуда в семье деньги (деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад, основным источником дохода современного человека является заработная плата, размер заработной платы зависит от профессии), дети получают элементарные сведения о том, что собственник может получать арендную плату и проценты, государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным, при нехватке денег их можно взять взаймы, существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги, деньги — средство для оплаты товаров и услуг; цене товара, показывает, сколько денег нужно заплатить, чтобы товар приобрести, сдаче, как расплачиваться на кассе, о чём может рассказать чек, свойствах товаров, зависимости цены от качества товара, от затрат на его производство, доставку, нужны ли нам на самом деле те товары, которые рекламируются; доходах семьи (заработная плата, пенсия, стипендия, пособие), расходах семьи, бюджете семьи, учёте доходов и расходов, о хранении и вкладе денег в банке, кредите, на что тратятся деньги, обязательных и необязательных расходах, как делать сбережения; учащиеся узнают, что, если доходы превышают расходы, образуются сбережения; семейном хозяйстве, собственности личной и семейной, потребности семьи, распределении обязанностей в семье, экономии и бережливости, что нужно экономить в доме (электроэнергию, воду, тепло), способах экономии.

К концу обучения  ученик узнает:

— о деньгах и их роли в жизни человека и общества;

— о доходах и расходах в семье;

— о формировании бюджета семьи. 

К концу обучения  ученик сможет научиться:

— составлять свой бюджет;

— отличать российские деньги от иностранных;

— рассчитывать стоимость покупки и размер сдачи.

 

4  год обучения

В результате освоения программного материала ученик получит знания:

Об истории монет (узнает понятия: Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий.Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орёл». «Решка»); бумажных деньгах, наличных и безналичных деньгах, купюрах, банковских билетах, ассигнациях, водяных знаках, фальшивомонетчиках, для чего нужен банк (Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заёмщик. Меняла. Плательщик. Получатель. Безналичные денежные расчёты. Банковские карты. Банкоматы. Пин-код. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты); семейных доходах (Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес); как создаётся богатство, источниках богатства государства и человека, открытиях и изобретениях, ценностях материальных и нематериальных, богатстве и культуре, налогах,

почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать (Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы); ценности и значимости труда, оценке труда, зависимости успехов в будущей профессии от успехов в учёбе, причинах различий в оплате труда, результате труда, как товары производят

природных ресурсах (Материальные ресурсы , Трудовые), производителях товара.

К концу обучения  ученик узнает:

— основные виды ресурсов;

— как производят товары;

— какова роль меценатов в развитии культуры и искусства;

— почему налоги важны для существования государства.

К концу обучения  ученик сможет научиться:

— определять ресурсы, необходимые для производства товара;

Программа рекомендована классным руководителям, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, педагогам – организаторам.

Режим организации занятий осуществляется в соответствии с утверждённым графиком внеурочной работы.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 год

Я и моя семья 

Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи.

Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи. Важность уюта, целесообразность порядка.

Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам.

Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость. 

Практическая и игровая деятельность:

— игра «Генеральная уборка»;

— игра «Я — хозяин большого дома».

Моё и чужое

Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность. Личные вещи человека. Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия).

Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую.

Как нужно относиться к своей и чужой собственности.

Игровая и исследовательская деятельность:

— тема исследования «Как становятся собственниками»;

— игра «Страна Обмения».

Почему люди трудятся

Труд — это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения.

Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить. Ценность труда людей разных профессий. Важность домашнего труда для ведения хозяйства.

Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства.

Практическая и игровая деятельность:

— экскурсия в школьную столовую;

— экскурсия в библиотеку;

— экскурсия в музей;

— сюжетно-ролевые игры;

— темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».

Все работы хороши

Каждый человек имеет профессию — работу (врач, инженер, педагог, космонавт, инженер).

Какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом).

Как люди выбирают профессию. Профессии членов семьи. Как люди получают профессию.

Практическая и игровая деятельность:

— встреча с человеком интересной профессии;

— рисование на тему профессий;

— темы проектов: «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как стать мастером своего дела».

К концу обучения в 1 классе ученик узнает:

— что такое собственность;

— почему все люди трудятся;

— какие бывают профессии;

— как нужно относиться к своей и чужой собственности. 

К концу обучения в 1 классе ученик сможет научиться:

— самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду, труду в уголке природы.

 

2 год

Что нам нужно для жизни 

Потребности — это всё то, что требуется для жизни. Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на примере домашних питомцев).

Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов.

Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии.

Практическая и игровая деятельность:

— игры: «Собираемся в поход», «Собери портфель»;

— рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров»

Что такое деньги и откуда они взялись

Товарный обмен; первые деньги; монеты разных стран мира.

Знакомство с историей появления обмена товарами, о проблемах товарного обмена, о появлении первых денег – товаров с высокой ликвидностью. При этом дети в общих чертах прослеживают, что свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Дети узнают о появлении первых монет и о монетах разных государств.

Практическая и игровая деятельность:

— игры «Магазин»;

— рисование на тему «Монеты разных стран мира».

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок

Знакомство с устройством монет, изобретением бумажных денег, со способами защиты от подделок бумажных денег.

Практическая и игровая деятельность:

— игры «Магазин»;

— рисование на тему «Монеты разных стран мира».

Хочу, могу и надо

Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение.

Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания. Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь. Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения). Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее).

Практическая и игровая деятельность:

— рисование на темы «Мои желания», «Что я изобрету для того, чтобы помочь людям?».

Как товары и услуги исполняют желания

Многие желания и потребности человек может исполнить (удовлетворить) с помощью товаров. Товары — предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить. Продовольственные (пища и питьё) и промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и др.) товары. Товары приобретают в магазинах, на рынке, на ярмарке. Продавец — профессия человека, который продаёт товары. Покупатель — человек, покупающий товары.      Многие потребности человека удовлетворяются не товарами, а услугами (получение образования, сохранение здоровья, быстрое перемещение и т. п.). Услуги — действия, которые оказывают человеку различные

люди и организации (учреждения). Человек обращается за услугами в дом быта, школу, больницу, поликлинику, на почту и др.

Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое предоставляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании. Важность школы и образовательных услуг в жизни человека. Какие мечты и желания человека помогает исполнить образование.

Практическая и игровая деятельность:

— изготовление изделий из природного материала для подарка;

— игры: «Парикмахерская», «Больница», «Школа», «Супермаркет», «Ярмарка»;

— экскурсия в магазин;

— экскурсия на почту;

— мастер-классы «Я умею и могу научить всех».

К концу обучения в 2 классе ученик узнает:

— какие бывают потребности;

— почему все потребности нельзя удовлетворить;

— какие бывают товары и услуги;

— где можно приобрести товары и услуги;

— почему потребность в образовании — одна из важнейших потребностей человека.

К концу обучения в 2 классе ученик сможет научиться:

— соотносить свои потребности с потребностями своей семьи;

— различать товары и услуги.

3 год

Жила-была денежка 

Если бы люди делали всё сами. Натуральное хозяйство то, в котором люди делают все необходимые вещи своими руками. Как появились ремёсла — умения людей изготавливать различные вещи. Необходимость обмена. Бартер.

Как появились деньги. Монеты — металлические деньги. Две стороны монет: аверс — лицевая сторона монеты, реверс — оборотная. Купюры — бумажные деньги. Рубли и копейки — деньги России. Валюта — иностранные деньги. Доллар — валюта США, евро — валюта стран Евросоюза. Курс валюты показывает, сколько рублей стоит доллар, евро.

Практическая и игровая деятельность:

— рисование страны Натурального хозяйства;

— рисование денег страны Экономики;

— игра «Путешествие в страну Обмению»;

— рассматривание коллекций разных монет.

Какие деньги были раньше в России

Древнерусские товарные деньги, происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка», первые русские монеты.

Практическая и игровая деятельность:

— рассматривание коллекций разных монет.

Современные деньги России и других стран

Знакомство с современными деньгами России, современными деньгами мира, появлением безналичных денег, безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных расчетов, с функциями банкоматов.

Практическая и игровая деятельность:

— рисование денег страны Экономики.

Откуда в семье деньги

В теме рассматриваются следующие понятия: деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад, основным источником дохода современного человека является заработная плата, размер заработной платы зависит от профессии. Дети получают элементарные сведения о том, что собственник может получать арендную плату и проценты, государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Дети также знакомятся с тем, что при нехватке денег их можно взять взаймы, существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

У всякого товара есть цена

Деньги — средство для оплаты товаров и услуг. Цена товара показывает, сколько денег нужно заплатить, чтобы товар приобрести. Сдача — это разница между деньгами, которыми расплатился покупатель, и ценой купленного товара.

Как расплачиваться на кассе. О чём может рассказать чек. В чеке отражаются цена товаров, стоимость покупки и размер сдачи.

Практическая и игровая деятельность:

— экскурсия в магазин;

— игра «Магазин» и другие сюжетно-ролевые игры на тему предприятий сферы услуг.

Что нужно знать, чтобы товары покупать?

Свойства товаров: цена и качество. Зависимость цены от качества товара, от затрат на его производство, доставку. Покупатель имеет право на покупку качественного товара. Это право закреплено законом. Чек как документ, подтверждающий покупку.

Реклама как источник информации о различных товарах и услугах. Нужны ли нам на самом деле те товары, которые рекламируются?

Вдумчивый покупатель. Выгодная покупка. Выбор товара в зависимости от его цены и качества, от его необходимости для удовлетворения потребностей семьи или её членов.

Практическая, игровая и исследовательская деятельность:

— игры: «Магазин», «Выгодно покупателю — выгодно продавцу»;

— тема проекта «Реклама продукта»;

— исследования: «От чего зависит цена молока», «От чего зависит цена табурета», «Цена и качество товара в различных магазинах», «Где выгоднее покупать», «О чём нам говорит реклама: правда и вымысел»;

— изготовление упаковки для подарка.

Доход не бывает без хлопот (из чего складывается доход в семье)

Доходы семьи — деньги, которые поступают в семью. Заработная плата, пенсия, стипендия, пособие.

Расходы семьи — деньги, которые тратит семья на нужды (потребности) всех её членов.

Бюджет семьи — соотнесение доходов, расходов и сбережений. Учёт доходов и расходов.

Банк как место сбережения и накопления денег. Хранение и вклад денег в банке.

Кредит — это денежные средства, которые люди берут у банка в долг на определённый период с уплатой процентов банку за пользование кредитом.

Практическая и игровая деятельность:

— составление семейного бюджета, составление личного бюджета;

— нарисовать своё «изобретение» для получения воды, электричества или тепла;

— экскурсия в банк;

— игры: «Банк», «Кредит и предприниматели»;

— рисование банковской карты. 

На что тратятся деньги

Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Многие люди тратят деньги на хобби, а иногда и на вредные привычки.

Практическая и игровая деятельность:

— путешествие в страну «Увлекандию».

Деньги счёт любят или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал

Понятие«бюджет» – план доходов и расходов. Люди ведут учет доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

Практическая и игровая деятельность:

— квест «Бюджет моей семьи».

Как делать сбережения

Учащиеся узнают, что, если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

Практическая и игровая деятельность:

— квест «Заработаем и сбережём».

«Дом невелик, да лежать не велит»

Семейное хозяйство. Собственность личная и семейная. Потребности семьи. Распределение обязанностей в семье. Вклад каждого члена семьи в домашнее хозяйство.

Экономия и бережливость. Экономить — значит получить возможность приобрести другие блага на неизрасходованные средства. Что нужно экономить в доме (электроэнергию, воду, тепло). Способы экономии: стараться сокращать расходы воды, электричества, тепла; использовать приборы и устройства, помогающие экономить; изобрести новые источники получения электричества, воды, тепла.

Практическая и игровая деятельность:

— путешествие в страну Минуток.

К концу обучения в 3 классе ученик узнает:

— о деньгах и их роли в жизни человека и общества;

— о доходах и расходах в семье;

— о формировании бюджета семьи. 

К концу обучения в 3 классе ученик сможет научиться:

— составлять свой бюджет;

— отличать российские деньги от иностранных;

— рассчитывать стоимость покупки и размер сдачи.

 

4 год

История монет

Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий.Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орёл». «Решка».

Практическая и игровая деятельность:

— Игра «Путешествие на старинную русскую ярмарку».

 

Бумажные и безналичные деньги

Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры. Банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики.

Практическая и игровая деятельность:

— составление кроссворда в парах (в командах).

Банк

Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заёмщик. Меняла. Плательщик. Получатель.

Безналичные денежные расчёты. Банковские карты.Банкоматы. Пин-код. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты.

Практическая и игровая деятельность:

— составление кроссворда в парах (в командах).

Семейные доходы

Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Потребительская корзина.Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность.Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес.

Практическая, игровая и исследовательская деятельность:

— исследования: «Лотерея – повезло?», «Как заработать премию».

Богатство и бедность 

Как создаётся богатство. Источники богатства государства: природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса). Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость.

Открытия и изобретения. Создание новых технологий. Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные.

Богатство и культура. Меценаты — люди, помогающие деньгами науке и искусству. Богатство и милосердие.

Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу. За счёт налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки, школы, интернаты, детские дома.

Практическая, игровая и исследовательская деятельность:

— исследования: «Природные богатства нашей местности», «Подбор пословиц и поговорок о богатстве и бедности, о важности образования»;

— тема проекта «Как распорядиться богатством»;

— тема доклада «Русские меценаты».

Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать

Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы.

Практическая, игровая и исследовательская деятельность:

— исследования: составление собственного плана расходов.

Планирование бюджета семьи

Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения(накопления). Долг.

Труд — основа жизни

Ценность и значимость труда. Труд как потребность человека. Труд как источник материальных благ. Оценка труда. Почему труд по-разному ценится. Заработная плата. Трудовые награды. Важность учебного труда школьников. Зависимость успехов в будущей профессии от успехов в учёбе. Причины различий в оплате труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы. В процессе труда люди создают, производят различные ценности, предметы, продукты труда. Труд человека позволяет сохранить и увеличить богатства природы. Трудом создаются и нематериальные ценности (книги, произведения литературы и искусства, памятники).

Результатом труда людей является продукт труда. Это полезная и нужная вещь, товар или же услуга (нематериальный продукт труда).

Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.

Практическая и игровая деятельность:

— игра «Служба быта»;

— встреча с человеком интересной профессии;

— экскурсия в школьную столовую;

— экскурсия в библиотеку;

— экскурсия в художественный музей;

— темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».

Как товары производят

Чтобы товары появились, нужны материалы, инструменты, а также мастера, которые бы сделали товар.

Всё, что необходимо для производства товаров, — ресурсы. Природные ресурсы — материалы, которые даёт природа: земля, вода, растения и животные. Материальные ресурсы — это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека, необходимые для производства товаров. Трудовые ресурсы — это мастера, люди, которые создают товары. Важность труда людей разных профессий.

Производители — люди, которые создают (производят) товары. Продукт труда одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара. Фабрика, завод — места, где производят товары.

Практическая, игровая и исследовательская деятельность:

— прогулка в парк за природным материалом;

— изготовление изделий из природного материала для подарка;

— игры: «Парикмахерская», «Поликлиника», «Супермаркет», «Ярмарка»;

— экскурсия в магазин;

— экскурсия на почту;

— проекты: «Как рубашка в поле выросла», «Как хлеб к нам на стол пришёл», «Родословная книжечки» и т. д.;

— рисование на темы проектов.

К концу обучения в 4 классе ученик узнает:

— основные виды ресурсов;

— как производят товары;

— какова роль меценатов в развитии культуры и искусства;

— почему налоги важны для существования государства.

К концу обучения в 4 классе ученик сможет научиться:

— определять ресурсы, необходимые для производства товара;

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 год обучения (17 часов)

 

п/п

Тема

часов

1

Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам. Экономика как правила ведения домашнего хозяйства.

 

1

2

Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость. Игра «Я — хозяин большого дома»

 

1

3

Итоговое занятие на тему: «Я и моя семья»

 

1

4

Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность. Личные вещи человека. Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия).

 

1

5

Игра «Страна Обмения». Итоговое занятие на тему: «Моё и чужое»; защита исследовательских работ.

 

1

6

Почему люди трудятся?  Труд — это полезная деятельность людей. Ценность труда людей разных профессий.

 

 

1

7

Как люди выбирают профессию. Профессии членов семьи. Как люди получают профессию. Встреча с человеком интересной профессии

1

8

Итоговое занятие на тему: «Все работы хороши». Защита проектов «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как стать мастером своего дела»

 

1

9

Важность домашнего труда для ведения хозяйства. Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства

1

 

Доход не бывает без хлопот (из чего складывается доход в семье)

 

1

10

Как появились деньги

1

11

Игра «Монополия»

1

12

Как появились деньги

1

13

Как появились деньги

1

14

Как появились деньги

1

15

Игра «Монополия»

1

16

Заключительное занятие

1

2 год обучения

п/п

Тема

часов

1

Потребности — это всё то, что требуется для жизни. Рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров»

 

1

2

Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на примере домашних питомцев). Игра: «Собери портфель».

 

1

3

Культурные потребности, характерные только для человека. Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии

1

4

Итоговое занятие на тему: «Что нам нужно для жизни».

 

1

5

Что такое деньги и откуда они взялись

 

1

6

Товарный обмен; первые деньги; монеты разных стран мира. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость). Первые монеты и монеты разных государств.

 

1

7

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок

 

1

8

Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение. Рисование на темы «Мои желания», «Что я изобрету для того, чтобы помочь людям?».

 

1

9

Итоговое занятие на тему: «Хочу, могу и надо». Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее).

 

1

10

Как товары и услуги исполняют желания

 

1

11

Многие желания и потребности человек может исполнить (удовлетворить) с помощью товаров. Товары — предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить. Экскурсия в магазин

 

1

12

Продовольственные (пища и питьё) и промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и др.) товары. Товары приобретают в магазинах, на рынке, на ярмарке. Игра «Магазин», «Супермаркет», «Ярмарка».

 

1

13

Продавец — профессия человека, который продаёт товары. Покупатель — человек, покупающий товары.

 

1

14

Услуги — действия, которые оказывают человеку различные люди и организации (учреждения). Виртуальная экскурсия на почту

 

1

15

Виртуальная экскурсия в парикмахерскую ,в амбулаторию

 

1

16

Важность школы и образовательных услуг в жизни человека.  Какие мечты и желания человека помогает исполнить образование

 

1

17

Итоговое занятие по теме: «Как товары и услуги исполняют желания»

 

1

3 год обучения

п/п

Тема

часов

1

Жила-была денежка 

 

1

2

Натуральное хозяйство. Бартер. Как появились первые деньги. Монеты. Две стороны монет. Рубли и копейки – российские деньги. Купюры. Валюта. Курсы валют.

 

1

3

Какие деньги были раньше в России

 

1

4

Древнерусские товарные деньги, происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка», первые русские монеты. Коллекция старинных денег. Практическая работа.

 

1

5

Современные деньги России и других стран

 

1

6

Знакомство с современными деньгами России. Знакомство с современными деньгами мира. Факторы и причины появления безналичных денег.

 

1

7

Откуда в семье деньги

 

1

8

Наследство, лотерея – значение слов. Заработная плата -основной источник дохода современного человека. Зависимость размера заработной платы от профессии.

 

1

9

Значение слов «собственник, арендная плата и проценты, пособия, пенсия, стипендия». Займы и мошенники.

 

1

10

У всякого товара есть цена

 

1

11

Деньги — средство для оплаты товаров и услуг. Цена товара. Сдача. Как расплачиваться на кассе. О чём может рассказать чек.

 

1

12

Экскурсия в магазин; игра «Магазин» и другие сюжетно-ролевые игры на тему предприятий сферы услуг.

 

1

13

Что нужно знать, чтобы товары покупать?

 

1

14

Свойства товаров: цена и качество. Чек как документ, подтверждающий покупку. Реклама как источник информации о различных товарах и услугах

1

15

Вдумчивый покупатель. Выгодная покупка. Мини-проект «Реклама продукта».

 

1

16

Мини исследования: «Цена и качество товара в различных магазинах», «Где выгоднее покупать», «О чём нам говорит реклама: правда и вымысел» (по выбору учащихся). Изготовление упаковки для подарка.

 

1

17

Итоговое занятие. Семейное хозяйство. Собственность личная и семейная. Потребности семьи. Распределение обязанностей в семье. Способы экономии.

 

1

4 год обучения

 

п/п

Тема

часов

1

Бумажные и безналичные деньги

 

1

2

Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры. Банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики. Составление кроссворда «Монеты», «Наличные и безналичные деньги» в парах (в командах).

 

 

1

3

Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Безналичные денежные расчёты. Банковские карты. Банкоматы.

 

1

4

Доход. Зарплата. Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Исследования: «Лотерея – повезло?», «Что такое премия и как её заработать».

 

1

5

Как создаётся богатство. Источники богатства государства. Источники богатства человека. Мини проект «Как распорядиться богатством».

 

1

6

Открытия и изобретения. Создание новых технологий. Важность знаний в создании богатства. Богатство и культура. Богатство и милосердие. Налоги.

Исследования «Природные богатства нашей местности», «Подбор пословиц и поговорок о богатстве и бедности, о важности образования». Мини проект «Русские меценаты».

 

1

8

Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Налоги. Долги. Штрафы.

Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы.

 

1

9

Практическая работа «Составление собственного плана расходов».

 

1

10

Семейный бюджет.

Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг.

 

1

11

Ценность и значимость труда. Труд как потребность человека. Важность учебного труда школьников. Продукт труда (нематериальный продукт труда). Игра «Служба быта». Экскурсия в школьную столовую;

 

1

12

Встреча с человеком интересной профессии; экскурсия в библиотеку. Подготовка проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».

 

1

13

Экскурсия в краеведческий музей. Защита проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».

 

1

14

Всё, что необходимо для производства товаров, — ресурсы. Прогулка в парк за природным материалом; изготовление изделий из природного материала для подарка.

 

1

15

Фабрика, завод — места, где производят товары.

 

1

16

Защита проектов «Как рубашка в поле выросла», «Как хлеб к нам на стол пришёл», «Родословная книжечки» и т. д.

 

1

17

Заключительное занятие

1

 


 

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа с

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа с

Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» составлена в соответствии с требованиями

Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» составлена в соответствии с требованиями

Коммуникативные. Обучающийся научится: ∙ составлять текст в устной и письменной формах; ∙ слушать собеседника и вести диалог; ∙ признавать возможность существования различных точек зрения и…

Коммуникативные. Обучающийся научится: ∙ составлять текст в устной и письменной формах; ∙ слушать собеседника и вести диалог; ∙ признавать возможность существования различных точек зрения и…

О натуральном хозяйстве, как появились ремёсла , необходимости обмена, бартере, как появились деньги, монетах, купюрах, деньгах

О натуральном хозяйстве, как появились ремёсла , необходимости обмена, бартере, как появились деньги, монетах, купюрах, деньгах

К концу обучения ученик сможет научиться: — определять ресурсы, необходимые для производства товара;

К концу обучения ученик сможет научиться: — определять ресурсы, необходимые для производства товара;

Каждый человек имеет профессию — работу (врач, инженер, педагог, космонавт, инженер)

Каждый человек имеет профессию — работу (врач, инженер, педагог, космонавт, инженер)

Монеты разных стран мира». Хочу, могу и надо

Монеты разных стран мира». Хочу, могу и надо

Если бы люди делали всё сами.

Если бы люди делали всё сами.

Вдумчивый покупатель. Выгодная покупка

Вдумчивый покупатель. Выгодная покупка

Способы экономии: стараться сокращать расходы воды, электричества, тепла; использовать приборы и устройства, помогающие экономить; изобрести новые источники получения электричества, воды, тепла

Способы экономии: стараться сокращать расходы воды, электричества, тепла; использовать приборы и устройства, помогающие экономить; изобрести новые источники получения электричества, воды, тепла

Богатство и культура. Меценаты — люди, помогающие деньгами науке и искусству

Богатство и культура. Меценаты — люди, помогающие деньгами науке и искусству

Производители — люди, которые создают (производят) товары

Производители — люди, которые создают (производят) товары

Как люди выбирают профессию. Профессии членов семьи

Как люди выбирают профессию. Профессии членов семьи

Как товары и услуги исполняют желания 1 11

Как товары и услуги исполняют желания 1 11

Откуда в семье деньги 1 8Наследство, лотерея – значение слов

Откуда в семье деньги 1 8Наследство, лотерея – значение слов

Доход. Зарплата. Прожиточный минимум

Доход. Зарплата. Прожиточный минимум
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2021