Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №36»
«Рассмотрено» на заседании МО учителей музыки, МХК, технологии Протокол №_____ От «___»_______2018 г.
Руководитель МО _______ Матутина О.П. |
«Согласовано» на МС МАОУ «Лицей №36» Протокол №______ От «___» ________2018 г.
Заместитель директора по НМР МАОУ «Лицей №36» __________ Недоборова Э.Ю.
|
«Утверждаю» Директор МАОУ «Лицей №36»
_______ Лобанова О.В.
Приказ №____
от «____»______________2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
ХОРОВОЙ СТУДИИ
ПОД РУКОВОДСТОМ ВАСИЛЬЕВОЙ В.И.
Саратов 2018
Пояснительная записка.
Важнейшей частью музыкально-эстетического воспитания в школе является формирование и развитие у ребенка понимания произведения искусства, постижение языка музыки. Занятия по курсу внеурочной деятельности «Музыкальная студия» призваны помочь учителю в реализации этой задачи. Основным предметом обучения на занятиях кружка является хоровое пение - самый доступный и активный вид творческой деятельности.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности хор «Школьные годы» для 5-8 классов составлена на основе:
• Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
• Примерной программы основного общего образования «Искусство (Музыка)» и полностью обеспечивает достижение результатов, обозначенных в требованиях к результатам обучения, заложенных ФГОС ООО по предмету «Искусство (Музыка)», а также углублённое изучение данного предмета. Для реализации программы используются следующие учебники, дидактические и методические материалы:
• Программы основного общего образования «Музыка» Авторы - Усачёва В.О., Школяр Л.В. – М.: Вентана-Граф, 2012;
• программа Т.Н. Овчинниковой «Хор» для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ (Москва: «Просвещение», 1986).
• технология В.В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса», основанная на принципах здоровьесбережения». Целью изучения курса «Музыкальная студия» является оптимальное, индивидуальное, певческое развитие каждого участника хора, формирование его певческой культуры и культуры коллективного музицировании.
Описание места программы во внеурочной деятельности.
Программа направлена на реализацию духовно-нравственного направления внеурочной деятельности. Учебный план предусматривает занятия с учениками 5 класса один раз в неделю 1 час , что составляет 34 часа в год, с учениками 8 класса (2 группы) по 1 часу в неделю, что составляет 34 часа в год для каждой группы. Итого 102 часа.
Общая характеристика учебного курса.
Хоровое пение в эстетическом воспитании детей всегда имеет позитивное начало. Это отмечалось видными деятелями культуры и мыслителями всех времен и народов. Хоровое пение тесно переплетается с самой жизнью, входит в неё как непосредственная и неотъемлемая её часть. Оно объединяет чувства, мысли и волю поющих людей, воспитывая их вкус и душу. Через хоровое пение и ребенок, и взрослый приобщается к сокровищнице народно-песенного творчества, к наследию русской национальной и мировой музыкальной классики. Хоровое пение не только традиционная форма, образующая и формирующая музыкальные способности, музыкальную одарённость, музыкальную интуицию, музыкальное мировоззрение, - но и обязательный, незаменимый фундамент всякого музыкального развития. В процессе совместного, хорового исполнения у ребят развиваются не только музыкальные способности, а также способности, имеющие большое значение в общем развитии ребёнка: воображение, творческая активность, целеустремлённость, взаимовыручка, чувство локтя. Хоровое пение содействует также овладению культурной речи, выработке чёткого выразительного произношения. А. Д. Кастальскому, крупнейшему композитору и педагогу нашего хорового искусства, принадлежат мудрые слова: «Исполнять музыку детям всего легче своим собственным голосом, инструментом всем данным и потому на первом месте при исполнении музыки самими детьми должно быть поставлено хоровое пение, где исполнители участвуют в исполнении всем своим существом». «Детский хор – живой организм, удивительное существо, постоянно растущее, изменяющееся и всегда молодое, с энтузиазмом несущее энергетику юности, оптимизма и поэтического обаяния; особый исполнительский инструмент, хрупкий и нежный, гибкий и отзывчивый, которому подвластно искреннее и непосредственное выражение самых глубин человеческого чувства». Кроме того, в последнее время наметилась тревожная тенденция к ухудшению детского здоровья. Поэтому, кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще одну немаловажную задачу – оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Хоровое пение представляет собой средство снятия напряжения. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Дети всех возрастов на хоровых занятиях раскрепощаются, у них улучшается настроение, появляется уверенность в себе. В настоящей программе обобщен отечественный опыт теории и практики хорового воспитания детей. Использован собственный многолетний опыт работы с детским хоровым коллективом. Программа составлена на основе знания специфики детского хорового коллектива, знания особенностей детского голоса, его развития и охраны, основных навыков вокальной работы с детьми разного возраста, принципом подбора репертуара для разных возрастных групп, методики работы над хоровым произведением.
Главная цель программы – создать условия для оптимального певческого и эстетического развития каждого учащегося, воспитание потребности в общении с хоровой музыкой.
В основе реализации лежат следующие принципы:
1. Обучение всех детей без отбора в условиях общеобразовательной школы; 2. Методика вокальной работы с детьми строится на понимании физиологических механизмов звукообразования в различных голосовых регистрах и позволяет педагогу произвольно управлять творческим процессом;
3. Принцип сбалансированного сочетания разнообразных форм и видов обучения, единства художественного и технического развития учащихся, Оптимального сочетания индивидуальной, групповой и коллективной форм организации педагогического процесса, в каждом классе свой хор – сплоченный коллектив.
4. Основу учебного репертуара составляют высокохудожественные произведения композиторов-классиков и современных композиторов, соответствующие возрастным особенностям детей, которые позволяют решать следующие ключевые учебные задачи:
- развитие музыкальности образного и ассоциативного мышления, - творческого воображения, музыкальной памяти;
- умственного и эмоционального развития ребенка.
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, музыкального вкуса учащихся, устойчивого интереса к музыке;
- приобретение навыков пения по нотам.
Программа направлена на формирование у обучающихся умения петь в хоре; петь в ансамбле, сольно, понимать дирижёрские жесты и следовать указаниям руководителя хора. Начало формирования всех вокально-хоровых навыков происходит с первого года обучения.
Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются вокальные, творческие и воспитательные задачи. Форма проведения варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности: - вокально-хоровая работа; - занятия по музыкальной грамоте; - музыкально-ритмические упражнения;
- дыхательная гимнастика.
Формы контроля: индивидуальная сдача хоровых партий, отчётные концерты.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса. Целенаправленная организация и планомерное формирование творческой деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания.
Программа курса обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, петь, применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся, обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.
Личностные результаты:
• Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;
• формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
• формирование эмоциональное отношение к искусству;
• формирование духовно-нравственных оснований;
• реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД:
• планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
• самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока;
• выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством. коммуникативные УУД:
• участвовать в жизни микро - и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
• уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
• применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач; познавательные УУД:
• использовать знаково-символические средства для решения задач;
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.
Предметные результаты:
знать:
• элементарные способы воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
• нотную грамоту;
• правильную певческую установку;
• особенности музыкального языка. уметь применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
• исполнять одноголосные произведения с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, правильно распределять дыхание в длинной фразе;
• создавать коллективные музыкально-пластические композиции; исполнять вокально-хоровые произведения.
Содержание курса.
Основные разделы программы по курсу:
• пение учебно-тренировочного материала, основанного на принципах здоровьесберегающей технологии В.В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса»;
• разучивание и исполнение хорового репертуара.
Хоровой класс способствует воспитанию вокальных и исполнительских навыков, развитию слуха, чувства метроритма, даёт знания в области музыкальной грамоты В занятиях хора присутствуют разделы распевания и непосредственно работы над произведениями. Распевание является необходимой частью занятия и преследует различные цели: - приведение голосового аппарата в рабочее состояние, т.к. певческий режим существенно отличается от речевого; - с помощью упражнений при распевании нарабатывать вокальные навыки;
По строению вокальные упражнения представляют попевки на выдержанном тоне, по трезвучию в восходящем и нисходящем движениях, по гамме, арпеджио, включающие скачки, скороговорки и др. Также это могут быть отрывки известных песен. Распевание необходимо для отработки всех элементов вокальной техники: дыхания, атаки звука, артикуляции, для развития голоса, диапазона и т.д.
Основные методические принципы распевания: - выстроенность от простого к сложному;
- развитие навыков, необходимых для текущей работы;
- материал для упражнений желательно подбирать простой, легко запоминающийся и постоянный. Одно и то же упражнение можно варьировать, разнообразив его динамикой, темпом, штрихами, характером звуковедения, использованием различных слогосочетаний;
- дети должны по возможности знать цели и задачи упражнений;
- в упражнениях нужно стремиться к достижению результата, но действовать с умеренностью и давать каждому из навыков время на закрепление;
- все упражнения должны быть логически взаимосвязаны;
- любое упражнение необходимо окрасить в определённый эмоциональный тон.
Необходимо учитывать возраст детей, их интересы, возможности. Кроме этого, необходимо отслеживать рост и изменчивость детского организма, а особенно голоса, поэтому нужно придерживаться ряда правил для его охраны:
- не допускать перегрузок, связанных с длительностью репетиций;
- проводить занятия в проветренных, не душных помещениях;
- не допускать в работе резкого, форсированного пения;
- внимательно относиться к подбору репертуара, особенно с точки зрения его тесситурных особенностей;
- при болезнях голосового аппарата, при переутомлении освобождать детей от работы на занятиях.
После распевания можно разучивать каноны, также и ритмические, так как они способствуют развитию чувства ритма и интонации. Необходимо также работать с детьми над произведениями а сарреllа, т.к. именно этот вид пения особенно развивает слух детей. Научить ребёнка слушать и слышать то, что он поёт, первоначальная задача каждого педагога. Пение а сарреllа – достаточно сложный вид пения, но именно он активно развивает слух детей, ритм, вырабатывает звонкость и полёт звука, чувство «локтя» и др. Кроме этого, очень важную роль играет пение канонов, которые при выученности делятся на 3-5 голосов. Этот вид пения также развивает умение слышать себя и слушать других участников пения.
Важную роль в работе с детьми играет подбор репертуара, поэтому, при его выборе педагог должен:
- учитывать возрастные особенности детей (интересы и физиологические возможности);
- включать в репертуар произведения различных эпох, композиторских школ и направлений (зарубежная и русская классика; современная зарубежная и отечественная музыка; обработки народных песен, современные эстрадные песни и др.). Важно, чтобы дети понимали содержание песен, которые они исполняют.
- наряду с удобным для исполнения репертуаром осторожно, с учётом всей последовательности изучения вводить более сложные произведения, т.к. это служит стимулом для профессионального роста детей
Большую роль в становлении певцов – артистов играет организация концертных выступлений. Так, в случае с хоровым коллективом общеобразовательной школы, это может быть участие:
- в различных праздниках внутри школы;
- в концертах для родителей;
- в общешкольных мероприятиях;
- в отчётных концертах
- в районных и городских конкурсах.
Концертный репертуар составляется только из произведений, разученных на занятиях. Занятия предполагают работу с детьми над простейшими хореографическими движениями, над пластичным и эмоциональным самовыражением.
Требования к уровню подготовки учащихся по хоровому пению.
должны знать/понимать:
• дирижёрские жесты, касающиеся художественно-исполнительского плана произведения;
• формы музыкальных произведений;
• жанры вокальной музыки;
• гармонические функции;
• средства музыкальной выразительности;
• все виды дыхания;
• импровизация;
• ансамблевость;
• пение в унисон, двухголосие, трёхголосие, канон, пение без сопровождения;
• основные тембры голоса. получить следующие вокально-интонационные навыки:
• двухголосное пение с сопровождением и без сопровождения.
• владение навыками исполнения произведений со сложным, смешанным, переменным размером.
• внимательное и эмоциональное интонирование отдельного звука.
Выполнение певческих правил пения в хоре, охрана голоса в предмутационный и мутационный период
. • певческая установка обеспечивает наилучшие условия для работы дыхательных органов.
• дыхание ровное, спокойное, экономное, долгое. Диапазон голоса две октавы.
• регулирование подачи дыхания в связи с постепенным усилением и ослаблением звука.
• умение находить близкую вокальную позицию; звук певческого голоса мягкий, звонкий, полетный, с небольшой вибрацией и индивидуальным тембром.
• четкая дикция.
• вокальные упражнения: – формирование подвижности голоса к более быстрому темпу; – пение закрытым ртом; – упражнения на staccato исполняются на одном дыхании; – свободное владение приемом «цепного дыхания»; – упражнения с более широким звукорядом (октава, децима); – 2-х, 3-хголосные аккордовые сочетания диатонические и хроматические.
• градация динамических оттенков от pp до ff. Навыки строя и ансамбля:
• продолжается работа над горизонтальным и вертикальным строем. Трехголосные вокальные упражнения (аккордового склада).
• полифонические произведения (2-х, 3-хголосные) с сопровождением. Пение по партиям.
• исполнение секвенционных упражнений в 2-3 голоса сольфеджио и на слоги. • сохранение строя при пении без сопровождения.
• слуховое внимание и самоконтроль. Работа над текстом и партиями:
• осознанное пение по нотам способствует прочному запоминанию хорового произведения, развитию навыка пения с листа и ускоряет процесс разучивания.
• правильная расстановка логических ударений в хоровом произведении. Работа над исполнением хорового произведения:
• анализ художественного содержания произведения. Музыкально-теоретический разбор произведения.
• понимание и исполнение требований своего руководителя-дирижера.
• умение правильно оценивать и интерпретировать исполняемое произведение.
Конечным результатом обучения хоровому пению является:
- участие в конкурсах детского музыкального творчества, - навыки домашнего музицирования, - каждый класс-хор, владеющий большим классическим вокально-хоровым репертуаром,
- формирование фальцетной и грудной манеры фонации звука, тембра, чистой интонации, звуковысотного и динамического диапазона, отчетливой дикции.
Формы контроля.
Формами контроля работы педагога по реализации данной программы являются:
- предварительный – диагностика способностей учащихся - текущий – наблюдение за вокальным развитием учеников
- итоговый – выступления учеников на школьных мероприятиях и концертах, участие в конкурсах и фестивалях. Описание материально-технического обеспечения курса.
1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
2. Наличие репетициального зала (сцена).
3. Фортепиано, сентизатор.
4. Музыкальный центр, компьютер.
5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
6. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
7. Записи выступлений, концертов.
Список литературы:
Ю.Б. Алиев» Настольная книга школьного учителя-музыканта» М.2002.
Н.Н. Рябенко « Уроки музыки в 1-7 классах» М. 2006.
В.С. Кукушкин «Музыка, архитектура и изобразительное искусство»М.2005.
«Вопросы вокальной подготовки» Вып. 1-6 М., 1962-1982
М.А. Давыдова «Уроки музыки» м.2008..
М.С. Осеннева, Л,А. Безбородова « Методика музыкального воспитания младших школьников»М.2001.
Л.В.Школяр,М.С. Красильникова, Е.Д.Критская, В.О.Усачева,В.В. Медушевский, В.А.Школяр. «Теория и методика музыкального образования детей» М., 1998
Д.Б.Кабалевский «Воспитание ума и сердца» М.,1984
Д.Б.Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?» М.,1977
Д.Б.Кабалевский «Прекрасное пробуждает доброе» М.,1976
Элементарное музыкальное воспитание по системе К.Орфа. М.,1978
Ф.Такун, А.Шершунов «Розовый слон» М.,2002
Н.В.Кеворков «Популярные песни кубанских композиторов» Кр-р.,2000
Н.Мануйлова «Музыкальный календарь» Ейск. 2005
Литература для детей.
«Молодежная эстрада», «Молодежный меридиан» журналы
«Энциклопедия юного музыканта» М.,1986
«100 великих композиторов» М.,1999.
А.Кленов «Там, где музыка живет» М.,1986
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности хоровой студии для 5 классов
1 год обучения.
№ |
Наименование тем занятий. |
Кол-во часов |
Дата план |
Дата факт |
Примечание |
1 |
Интонация.Вводное занятие |
1 |
5.09 |
|
|
2 |
Знакомство, разучивание репертуара. |
1 |
12.09 |
|
|
3-4 |
Дыхание. Работа над репертуаром. |
2 |
19.09 22626 26.09 |
|
|
5 |
Концертная деятельность – выступление. |
1 |
3.10 |
|
|
6-7 |
Интонирование унисона.. Работа над репертуаром. |
2 |
10.10 17.10 |
|
|
8-9 |
Выработка чистоты унисона в партиях.Работа над репертуаром. |
2 |
24.10 14.11 |
|
|
|
2 четверть: |
|
|
|
|
10 |
Звукообразование.Мягкая атака качество звука. Работа над репертуаром. |
1 |
21.11 |
|
|
11 |
Звуковедение-кантиллена. Работа над репертуаром. |
1 |
28.11 |
|
|
12 |
Твёрдая атака. Работа над репертуаром. |
1 |
5.12 |
|
|
13 |
Использование цепного дыхания. Работа над репертуаром. |
1 |
12.12 |
|
|
14 |
Концертная деятельность – подготовка, выступление на праздниках. |
1 |
19.12 |
|
|
15 |
Сохранение дыхания на продолжительных фразах Работа над репертуаром. |
1 |
9.01 |
|
|
16 |
Концертная деятельность – подготовка, выступление на праздниках |
1 |
16.01 |
|
|
|
3 четверть: |
|
|
|
|
17 |
Артикуляция. Работа над репертуаром. |
1 |
23.01 |
|
|
18 |
Выразительное пение с хорошей дикцией. Работа над репертуаром. |
1 |
30.01 |
|
|
19 |
Активное и чёткое пропевание согласных. Работа над репертуаром. |
1 |
|
|
|
20 |
Округлое единообразное звучание всех гласных. Работа над репертуаром. |
1 |
|
|
|
21 |
Артикуляционное – точное одновременное произнесение текста, начало и конца фраз. Работа над репертуаром. |
1 |
|
|
|
22 |
Ансамбль. Работа над репертуаром. |
1 |
|
|
|
23 |
Концертная деятельность – подготовка, выступление на праздниках |
1 |
|
|
|
24 |
Одновременное вступление голосов по партиям в 2-х-голосии. Работа над репертуаром. |
1 |
|
|
|
25 |
Одновременное использование контрастной нюансировки (p и f). Работа над репертуаром. |
1 |
|
|
|
26 |
Одновременное исполнение ритмического рисунка. Работа над репертуаром. |
1 |
|
|
|
|
4 четверть: |
|
|
|
|
27 |
Дирижёрский жест. Работа над репертуаром. |
1 |
|
|
|
28 |
Основные жесты . Работа над репертуаром. |
1 |
|
|
|
29 |
Изменение динамики звучания. Работа над репертуаром. |
1 |
|
|
|
30 |
Агогика и агогические оттенки. Работа над репертуаром. |
1 |
|
|
|
31 |
Концертная деятельность – подготовка, выступление на праздниках |
1 |
|
|
|
32 |
Концертная деятельность – подготовка, выступление на праздниках. |
1 |
|
|
|
33 |
Итоговые занятия. |
1 |
|
|
|
34 |
Итоговый концерт для родителей. |
1 |
|
|
|
|
Итого: |
34 |
|
|
|
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности хоровой студии для 8 классов
№ |
Наименование тем занятий. |
Кол-во часов |
Дата план |
Дата факт |
Примечание |
1 |
Интонация.Вводное занятие |
1 |
5.09 |
|
|
2 |
Знакомство, разучивание репертуара. |
1 |
12.09 |
|
|
3-4 |
Дыхание. Работа над репертуаром. |
2 |
19.09 22626 26.09 |
|
|
5 |
Концертная деятельность – выступление. |
1 |
3.10 |
|
|
6-7 |
Интонирование унисона.. Работа над репертуаром. |
2 |
10.10 17.10 |
|
|
8-9 |
Выработка чистоты унисона в партиях.Работа над репертуаром. |
2 |
24.10 14.11 |
|
|
|
2 четверть: |
|
|
|
|
10 |
Звукообразование.Мягкая атака качество звука. Работа над репертуаром. |
1 |
21.11 |
|
|
11 |
Звуковедение-кантиллена. Работа над репертуаром. |
1 |
28.11 |
|
|
12 |
Твёрдая атака. Работа над репертуаром. |
1 |
5.12 |
|
|
13 |
Использование цепного дыхания. Работа над репертуаром. |
1 |
12.12 |
|
|
14 |
Концертная деятельность – подготовка, выступление на праздниках. |
1 |
19.12 |
|
|
15 |
Сохранение дыхания на продолжительных фразах Работа над репертуаром. |
1 |
9.01 |
|
|
16 |
Концертная деятельность – подготовка, выступление на праздниках |
1 |
16.01 |
|
|
|
3 четверть: |
|
|
|
|
17 |
Артикуляция. Работа над репертуаром. |
1 |
23.01 |
|
|
18 |
Выразительное пение с хорошей дикцией. Работа над репертуаром. |
1 |
30.01 |
|
|
19 |
Активное и чёткое пропевание согласных. Работа над репертуаром. |
1 |
|
|
|
20 |
Округлое единообразное звучание всех гласных. Работа над репертуаром. |
1 |
|
|
|
21 |
Артикуляционное – точное одновременное произнесение текста, начало и конца фраз. Работа над репертуаром. |
1 |
|
|
|
22 |
Ансамбль. Работа над репертуаром. |
1 |
|
|
|
23 |
Концертная деятельность – подготовка, выступление на праздниках |
1 |
|
|
|
24 |
Одновременное вступление голосов по партиям в 2-х-голосии. Работа над репертуаром. |
1 |
|
|
|
25 |
Одновременное использование контрастной нюансировки (p и f). Работа над репертуаром. |
1 |
|
|
|
26 |
Одновременное исполнение ритмического рисунка. Работа над репертуаром. |
1 |
|
|
|
|
4 четверть: |
|
|
|
|
27 |
Дирижёрский жест. Работа над репертуаром. |
1 |
|
|
|
28 |
Основные жесты . Работа над репертуаром. |
1 |
|
|
|
29 |
Изменение динамики звучания. Работа над репертуаром. |
1 |
|
|
|
30 |
Агогика и агогические оттенки. Работа над репертуаром. |
1 |
|
|
|
31 |
Концертная деятельность – подготовка, выступление на праздниках |
1 |
|
|
|
32 |
Концертная деятельность – подготовка, выступление на праздниках. |
1 |
|
|
|
33 |
Итоговые занятия. |
1 |
|
|
|
34 |
Итоговый концерт для родителей. |
1 |
|
|
|
|
Итого: |
34 |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.