РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности кружок «Тропинка к своему Я» 6 класс Направление социальное
Оценка 4.8

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности кружок «Тропинка к своему Я» 6 класс Направление социальное

Оценка 4.8
docx
другое
6 кл
08.11.2022
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности кружок «Тропинка к своему Я» 6 класс Направление социальное
В рамках реализации ФГОС ООО, программа психологического кружка «Тропинка к своему Я» направлена на сохранение психологического здоровья детей, способствует адаптации, социализации, а также освоению общеобразовательной программы с учетом индивидуальных особенностей развития детей. В основу программы положены материалы учебно – методического пособия для психологов, учителей младших классов «Тропинка к своему Я: уроки психологии в средней школе (5-6)» - автор кандидат психологических наук Ольга Владимировна Хухлаева
Внеурочка 6 кл Тропинка к своему я.docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

общеобразовательная школа

района области

 

 

Согласовано

На педагогическом совете

Протокол №

« 31 » августа    2022 г.

Утверждаю

Директор школы ______________

ФИО

 Приказ №      от « 31 » августа 2022 г.

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

кружок «Тропинка к своему Я»

6 класс

Направление социальное

 

 

Составитель: ___________________

разработана на основе программы О.В.Хухлаевой

«Тропинка к своему Я: уроки психологии в средней школе (5-6 классы)»

 

 

 

2022-2023 учебный год

 

Пояснительная записка

В рамках реализации ФГОС ООО, программа психологического кружка «Тропинка к своему Я» направлена на сохранение психологического здоровья детей, способствует адаптации, социализации, а также освоению общеобразовательной программы с учетом индивидуальных особенностей развития детей. В основу программы положены материалы учебнометодического пособия для психологов, учителей младших классов «Тропинка к своему Я: уроки психологии в средней школе (5-6)» - автор кандидат психологических наук Ольга Владимировна Хухлаева, Москва, 2012 г.

       Предлагаемая программа внеурочных занятий в средней образовательной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья подростков. Она способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.

Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом — все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества.

В подростковом возрасте может возникнуть огромное количество проблем и нарушений развития. Поэтому для структурирования психологической поддержки необходимо четко определить ее цельдушевное или, как принято говорить, психологическое здоровье подростков, а затем определить  формы психологической поддержки.

В отношении родителей многие подростки занимают противоречивую позицию. С одной стороны, они активно отстаивают самостоятельность. С другойтребуют любви и внимания, тоскуют по детской позиции. У некоторых может появиться страх взросления, внешне не всегда проявляемый.

В это время дети активно начинают осваивать внутренний мир. Но они сами еще плохо в нем ориентируются, не уверены в его устойчивости. Поэтому любые предъявления подростками своих взглядов, представлений, мнений необходимо принимать очень бережно, безоценочно, с уважением. Полезно стимулировать любые процессы по исследованию подростками самих себя.

 

Программа рассчитана на детей 11-13 лет. В состав группы обучающихся 6 класса МКОУ Новочановской СОШ входят дети с ОВЗ.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» система образования требует внедрения в практику работы общеобразовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное  обеспечение каждому ребенку условий для развития и получения  полноценного образования.

Межпредметные связи

Курс психологии эффективно работает в связи с другими дисциплинами: ОБЖ, литература, математика, русский язык, обществознание, где темы являются практическим продолжением изученного, или сами психологические знания являются базой для усвоения знаний вышеперечисленных курсов.

Межпредметные связи могут выражаться:

  • в проведении совместных уроков по информационным технологиям (диагностика и обработка данных на компьютерах, компьютерная презентация);
  • в подготовке исследовательских работ (работа с литературой, составление планов собственных исследований, анализ психологической литературы);

Общая характеристика предмета:

            В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с подростками, которая включает три основных компонента: аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком  ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.

            Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.

            Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.

            Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.

Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:

                        1.Введение в тему.

                        2.Развёртывание темы.

                        3.Индивидуализация

                       4.Завершение темы

 Цель программы курса: приобщение обучающихся к психологической культуре, которая является необходимой частью общей культуры.

Цели обучения в 6 классе:

введение обучающихся в новую для них область психологических знаний – психологию общения, отношений, восприятия и понимания людьми друг друга;

овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

развитие интереса и устойчивого мотива познания себя и окружающего мира, интереса к самому себе, своим возможностям и личностным качествам;

формирование у детей нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений;

применение полученных знаний и умений для развития своей индивидуальности, что связано с пониманием роли индивидуальных различий в восприятии человека, обнаруживающихся в процессе учения, общения, поведения.

Задачи:

1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить  интерес к внутреннему миру другого человека.

2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.

3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.

4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.

6. Формировать терпимость к мнению собеседника.

7 .Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

8. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.

            Формы и методы организации учебного процесса:

            Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе. Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.

А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся: игровые методы (дидактические, ролевые, дискуссионные и творческие игры), метод творческого самовыражения (литературное, художественное и др. виды творчества), методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки), когнитивные методы.

Обучение основано на использовании традиционных принципов дидактики: принцип воспитывающего обучения, научности, наглядности, сознательности и активности, систематичности, прочности, доступности. Индивидуальный подход, учет возрастных возможностей для преподавания психологии в обучении младших школьников имеют исключительное значение.

К результатам обучения относятся психологические знания (понятия, факты, идеи, законы науки психологии, способы психической деятельности), психологические умения (чем для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он приобретает в процессе обучения), навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой), опыт творческой самодеятельности, овладение культурой психической деятельности, формирование эмоционально-целостного отношения к психологической реальности и действительности в целом.

       Диагностика усвоения знаний предполагает использование методик, позволяющих выявить объем и структуру усвоенных знаний. Здесь могут быть рекомендованы вербальная ассоциативная методика «Пятиминутка» и методика «Диагностика усвоения знаний» (Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: учебно-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 288 с.), сочинения на психологическую тему и другие контрольные задания. Критерием оценки успешного продвижения служит сформированность соответствующих отношений, и эта оценка может быть выражена в характеристиках: хорошо владеет знаниями, правильно применяет их на практике, анализирует ситуацию, может управлять своим поведением. Весьма существенную информацию об эффективности усвоения знаний дают методы, используемые для диагностики развития. Это связано с тем, что если усвоение действительно происходит, то его влияние обязательно найдет свое отражение в поведении и особенностях психологического развития подростка.

Диагностика развития предполагает использование более сложных психодиагностических методик. В виде итоговой аттестации используются творческие работы, дневники достижений, выступления с докладами, сообщениями.

При проведении занятий в 6 классе  необходимо использование следующих  технологий:

1.      Личностно-ориентированные технологии.

2.      Технологию разноуровневого (дифференцированного) обучения.

3.      Диалогические технологии.

4.      КСО

5.      Технологии проблемного обучения  (исследовательский метод).

6.      Коммуникативно-информационные технологии.

7.      Технология учебно-игровой деятельности.

8.      Технология проектной деятельности.

Тематическое планирование предусматривает организацию работы как со слабоуспевающими детьми, так и с одаренными.

Предполагаемые результаты

Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Психология» являются:

Приемы элементарной исследовательской деятельности. Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдения или опыта, использование диагностических методик для измерения психологических особенностей личности; сравнение по выделенным признакам..

Способы работы с естественнонаучной информацией. Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet); использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц).

Коммуникативные умения. Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества.

Способы самоорганизации  учебной деятельности. Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

 

 

 

Принципы проведения занятий.

·                                        Создание психологом личностно-ориентированного стиля общения с учащимися.

·                                        Принцип эмоционального комфорта: создание на занятиях атмосферы, помогающей раскрывать творческий потенциал детей.

·                                        Принцип сотрудничества: формирование новых знаний в ходе совместной работы психолога с учащимися.

·                                        Принцип вариативности, гибкости: готовность психолога проводить занятия, учитывая нестабильность и непредсказуемость поведения детей.

·                                        Принцип «здесь и теперь»: работа с «живым содержанием» ситуациями из реальной жизни детей, в том числе возникающими непосредственно на занятиях).

 

Принципы реализации программы курса:

1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.

2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.

3. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.

4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.

5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей старшего дошкольного возраста.

6. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.

 

Программа рассчитана на обучающихся 6 класса (детей 11 -13 лет) и состоит из занятий, которые проводятся 1раз в неделю (34 часа).

Продолжительность занятия  40 минут. Условия проведения: сенсорная комната, кабинет психолога, спортивный зал, школьный двор.

Занятие состоит из нескольких «традиционных» частей:

Вводная часть.

Цель вводной части занятийнастроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками.

Основная (рабочая) часть.

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие,  коррекцию социально-личностной и частично познавательной сфер ребёнка.

Заключительная часть.

Основной целью этой части занятия является закрепление положительных эмоций от работы и обсуждение основных моментов занятия.

Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. В основном используются следующие методы и приёмы:

- игры  ( коммуникативные, имитационные, ролевые и др.)

- психогимнастика

- рисуночные методы

- техники и приёмы саморегуляции

- элементы сказкотерапии

- беседы и др.

В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы. Полученная таким образом информация лучше запоминается. Приветствие и прощание носят ритуальный характер. Во время занятий дети сидят в кругу. Форма круга создаёт ощущение целостности, придаёт гармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.

Занятия помогают восстановить позитивную окрашенность отношений детей с окружающим миром. Ребёнок учится жить в ладу с собой и окружающим миром, важно принимать его таким, какой он есть, учитывать добровольное желание в выполнении игр и упражнений. 

Предполагаемые результаты программы:

  1. Улучшатся навыки общения детей друг с другом.
  2. Дети станут более доброжелательны друг к другу.
  3. Улучшится социометрический статус некоторых учащихся.
  4. Развитие детей, формирование УУД.

Для отслеживания результатов целесообразно провести диагностическое исследование, включающее в себя социометрию, тест ЦТО, карту наблюдений за поведением ребёнка.

Структура занятий

1.      создание и обсуждение проблемной ситуации.

2.      Доверительная беседа с детьми на волнующие темы.

3.      Рисование своих проблем (снятие напряжения, диагностика детских тревог).

4.      Обучение навыкам самопомощи в напряженных ситуациях, формирование волевой регуляции поведения: подвижные игры, релаксационные упражнения, активные действия.

Содержание занятий носит вариативный характер и может быть изменено в зависимости от конкретных проблем детей.

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

1.  Григорьева Т. Г. «Основы конструктивного общения»: Практикум; М., 2008г

2.  Кравцова М. М. «Дети изгои. Психологическая работа с проблемой»; М., 2009г

3.  Марасанов Г. И. «Социальнопсихологический тренинг»; М., 2007г

4.  Фопель К. «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: психологическое пособие: в 4 т.»; М., 2007г

5.  Лебедева Л. Д. «Практика арттерапии: подходы, диагностика, система занятий» Спб., 2009г

6.  Райс Ф. « «Психология подросткового и юношеского возраста»; Спб., 2007г

7.  «Психогимнастика в тренинге» под ред. Н. Ю. Хрящевой. Спб., 2008г

8. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я: уроки психологии в средней школе (5-6 классы)». - 4-е изд. - М.: Генезис, 2012.-207с.

 

 

 

 

 

Содержание программы 6 класса

Раздел1

  1. Введение в мир психологии (1 час).

Ознакомление учащихся с целью, задачами и содержанием программы. Что такое «психология», каково её место в системе наук, понятие личность, индивид, индивидуальность, уникальности внутреннего мира каждого. Выполнение упражнений на развитие навыков общения, сплочение учащихся.

 Раздел 2. Я – это Я.

  1. Кто Я, какой Я?

Что я знаю о себе? Какой Я? Какими я обладаю качествами, способностями, возможностями. Угадай, чей голосок. Те, кто… Кого загадал ведущий. Угадай, кому письмо. Нарисуй свою роль. Мой портрет в лучах солнца.

  1. Я могу.

Понятие «Самооценка», «Самокритика». Игра «Чьи ладони». Моя ладошка. Я могу, я умею. Почему я это умею? Потерянное могу. Работа со сказкой. Как поощрить пятиклассника.

  1. Я нужен.

Почему для человека так важно быть нужным окружающим людям? Что нужно школьнику. Кто нужен школьнику. Закончи предложение. Работа со сказкой.

  1. Я мечтаю.

Мои мечты. Я – невидимка. Закончи предложение. Зачем люди мечтают. Сказка о мечте.

  1. Я – это мои цели.

Мои цели. Отличие цели от мечты. План достижения цели. Превратись в животное. Заветное желание. Работа со сказкой. Ролевая игра «Что делать, если ребенок не хочет делать домашнее задание».

  1. Я – это мое детство.

Детство, как значимый период в жизни. Закончи предложение. Детские воспоминания. Любимая игрушка. Детская фотография. Семейные ценности. Я – помощник. Мои обязанности дома. Мама, папа, я – дружная семья.

  1. Я – это мое настоящее. Я – это мое будущее.

Я сейчас, я в будущем. Роль взрослых и роль детей. Ролевая игра «Как необходимо воспитывать детей». Игра «Превратись в возраст». Я в будущем.

 

Раздел 3.

Я имею право чувствовать и выражать свои чувства.

 

  1. Чувства бывают разные.

Понятие «Чувства», «Эмоции», «Мимика». Способы адекватного самовыражения чувств. Управление своими эмоциями. Закончи предложение. Изобрази чувство. Испорченный телефон. Работа со сказкой. Тренинг «Коробка счастья».

  1. Стыдно ли бояться?

Страхи пятиклассников. Стыдно ли бояться? Способы преодоления страхов. Отгадай чувство. Страшный персонаж. Работа со сказкой. Гнев дружи со страхом и обидой. Игра «Ожившее чувство».

  1. Имею ли я право сердиться и обижаться?

Отгадай чувство. Найди лишнее слово. Подросток рассердился. Помогите маме. Рисуем обиду.

Раздел 4

 Я и мой внутренний мир

  1. Каждый видит и чувствует мир по-своему.

Каждый имеет право на собственную точку зрения. Найди слово. Психологические примеры. Мысленная картинка. Если я камушек. Маленькая страна. Работа со сказкой.

  1. Любой внутренний мир ценен и уникален.

Психологические примеры. Мысленная картинка. Я внутри и снаружи. Сны. Маленький принц.

 

 

Раздел 5 Раздел 5.

Кто в ответе за мой внутренний мир.

  1. Кто в ответе за мой внутренний мир? Трудные ситуации могут научить меня...

Ответственность человека за свои чувства, мысли и поступки. Плюсы и минусы. Трудные ситуации в разном возрасте. Копилка трудных ситуаций пятиклассника. Работа со сказкой. Ответственность за свои поступки.

  1. Проявление внутренней силы в трудной ситуации.

Любая трудная ситуация имеет обучающий эффект. Как правильно просить прощение. Объясни значение. Составление предложений. Внутренняя сила. Работа со сказкой.

Раздел 6. Я и ты.

  1. Я и мои друзья.

Понятие «Друг». Знаки «Я», «Мы». Противопоставление себя другим. Проблемы подростковой дружбы. Человеческие качества, которые способствуют и мешают дружбе. Красивые поступки. Общая рука. Сказка «светлячок».

  1. У меня есть друг.

Игра «Загадай друга». Качества, присущие другу. Сказка «Волшебная роща». Талисман для друга. Мечта моего друга. Сочиняем сказку про дружбу.

  1. Я и мои «колючки».

Из пяти слов. Игра «Кто сколько запомнит». Ролевая игра «Покажи ситуацию». Мои колючки - качества, мешающие общению. Мои магнитики. Сказка «Шиповник». Хвастовство. Ссора и драка. Трудно ли быть терпеливым.

  1. Одиночество.

Что такое одиночество и его причины. Одиночество взрослого и подростка (сходства и различия). Способы преодоления одиночества. Запиши наоборот.

Одиночество в классе. Если я окажусь одиноким… Кого я сделал одиноким. Сказка об одной одинокой рыбке и огромном синем море.

  1. Я не одинок в этом мире.

Работа с плакатом «Позитивные качества». Сказка «И однажды утром…». Коллективный рисунок. Культура общения. Понимать и договариваться. Умные и глупые вопросы. Интервью «Значимый поступок»

Раздел 7

Ценности и их роль в жизни человека (7 часов).

  1.  Что такое ценности? (1 час).

Понятие «ценности». Связаны ли ценности с выбором профессии. Побудить учащихся задуматься о собственных ценностях. Основные ценности взрослых. Рефлексировать эмоциональные состояния Работа со сказкой «Сказка про мячик, который забыл, что он волшебный»

2.  Ценности и жизненный путь человека (2часа).

Понятие «жизненный путь человека». Составить список собственных ценностей на данный момент и через 1 год. Учиться прогнозировать последствия собственных поступков. Обогатить представления о собственных ценностях и их роли в жизни. Формулировать свое собственное мнение и позицию. Работа со сказкой «Сказка про еловую шишечку».

3.  Что такое одиночество? (2 часа).

Понятие «одиночество». Обсудить какой человек одинокий, почему он стал одиноким. Работа со сказкой Д. Лаврова «Сказка о маленькой одинокой рыбке и об огромном синем море».

Раздел 8.

Агрессия и ее роль в развитии человека (10 часов).

  1.  У меня появилась агрессия (1час).

Понятие «агрессия». Процессы, которые происходят в организме во время агрессивного всплеска. Беседа о плюсах и минусах проявления агрессии. Работа со сказкой «Сказка про Рона».

 

  1.  Как выглядит агрессивный человек? Как звучит агрессия? (1 час).

Мимика лица, эмоции человека. Составить список агрессивных слов и выражений. Научиться контролировать собственное агрессивное поведение и правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других. Игра «Агрессивный. Продавец». Работа со сказкой О. Горбушиной «Время».

  1.  Конструктивное реагирование на агрессию (1 час).

Обсуждение способов реагирования на агрессивного человека, составление списка этих способов с учетом ситуации. Игра «свет мой зеркальце». Работа с притчей «Живот с пристежками».

  1. Агрессия во взаимоотношениях между родителями и детьми (2 часа).

Составить список, чем могут быть недовольны родители и подростки. Проиграть разные конфликтные ситуации с родителями и выработать более адекватные способы поведения в них. Работа со сказкой М. Кирсановой «Сказка про Крича».

 

  1.  Учимся договариваться (2 часа).

Дискуссия на тему умения доверять другим людям, о способах установления контакта с собеседником. Повышение самооценки, осознание своей нужности другим людям. Умение видеть и понимать цели и мечты. Игра «Мои маски». Работа с притчами: «Дом масок» и «Глиндум Фря».

 

Раздел 9

 Уверенность в себе и ее роль в развитии человека (12 часов).

Занятие 12. Зачем человеку нужна уверенность в себе? (1час).

Составить портрет человека, который верит в себя. Обсудить ситуации, в которых проявляется неуверенность участников. Нарисовать свой символ веры в себя. Работа со сказкой «Про мальчика Неудоба».

Занятие 13. Источники уверенности в себе (1 час).

Составить копилку источников уверенности. Отметить наиболее значимые источники. Составить список позитивных утверждений на тему: «Мои ресурсы». Работа с рассказом, который необходимо самостоятельно продолжить.

Занятие 14-15. Какого человека мы называем неуверенным в себе? (2 часа).

Беседа о причинах неуверенности и о том, как выглядит неуверенный в себе человек, о его жестах, мимике, поведении. Игра «маски неуверенности». Работа со сказкой К. Ступницкой «Маленькая волна».

Занятие 16-17. Я становлюсь увереннее (2 часа).

Понятия «уверенность» и «уважение». Дискуссия о том, за что учащиеся уважают себя и бывает ли так, что человека не за что уважать. Составить портрет человека, который достоин уважения. Работа со сказкой К. Ступницкой «Молодое дерево».

Занятие 18-19. Уверенность и самоуважение (2 часа).

Понятие «самоуважение». Составить список того, чем гордится каждый учащийся. Беседа о том, кто заслуживает уважения и самоуважения. Помочь обрести уверенность в себе и понять, что вера в себя необходима для развития человека Игра «Волшебное зеркало». Работа со сказкой Н. Шиловой «На дне моря».

Занятие 20-21. Уверенность и уважение к другим (2 часа).

Дискуссия о том, действительно ли уверенный в себе человек относится с уважением к окружающим. Портрет учителя, родителя, сверстника, который вызывает уважение у большинства учащихся. Работа со сказкой «Превращение».

 

Занятие 22. Уверенность в себе и милосердие (1 час).

Понятие «милосердие», какие люди нуждаются в этом. Составить качества милосердного человека и оценить по этим качествам себя. Работа с сочинением «С кем бы я мог согласиться?».

 

Занятие 23. Уверенность в себе и непокорность (1 час).

Коллективный портрет учащегося, которым обычно довольны взрослые. «Копилка слов» непокорного подростка: не хочу, не буду, не так…, где делается акцент между непокорностью и агрессией. Работа со сказкой «Сказка про телефончик».

 

 

 

Тема занятия

Дата

 

Примечания

 

Тема1. Введение в мир Психологии (1 ч.)

 

 

1

«Зачем человеку занятия психологии?

 

 

 

Тема 2.   Я - это Я (8ч.)

 

 

2

«Кто Я? Какой Я?

 

 

3

«Я – могу?»

 

 

4

«Я – нужен!»

 

 

5

«Я – мечтаю»

 

 

6

«Я – это мой цели»

 

 

7

«Я – это мое детство»

 

 

8

«Я – это мое настоящее»

 

 

9

«Я – это мое будущее»

 

 

 

Тема 3. Я имею право чувствовать и выражать свои чувства (3 ч.)

 

 

10

«Чувства бывают разные»

 

 

11

«Стыдно ли бояться?»

 

 

12

«Имею ли я право сердиться и обижаться?»

 

 

 

Тема 4. Я и мой внутренний мир(2ч.)

 

 

13

«Каждый видит мир и чувствует по - своему»

 

 

14

«Любой внутренний мир ценен и уникален»

 

 

 

Тема 5. «Кто в ответе за мой внутренний мир» (2 ч.)

 

 

15

«Кто в ответе за мой внутренний мир?»

 

 

16

«В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется

 

 

 

Тема 6. «Я и Ты» (5 ч.)

 

 

17

«Я и мои друзья»

 

 

18

«У меня есть друг»

 

 

19

«Я и мои «колючки»»

 

 

20

«Что такое одиночество?»

 

 

21

«Я не одинок в этом мире»

 

 

 

Тема 7.Ценности и их роль в жизни человека (3 ч.)

 

 

22

Что такое ценности

 

 

23

Ценности и жизненный путь человека

 

 

24

Что такое одиночество

 

 

 

Тема 8. Агрессия и её роль в развитии человека (5 ч.)

 

 

25

«У меня появилась агрессия»

 

 

26

«Как выглядит агрессивный человек? Как звучит агрессия?»

 

 

27

«Конструктивное реагирование на агрессию»

 

 

28

«Агрессия во взаимоотношениях между родителями и детьми»

 

 

29

«Учимся договариваться»

 

 

 

Тема 9. Уверенность в себе и ее роль в развитии человека (6 ч.)

 

 

30

«Зачем человеку нужна уверенность в себе?»

 

 

31

«Источники уверенности в себе»

 

 

32

«Какого человека мы называем неуверенным в себе?»

 

 

33

Промежуточная аттестация

 

 

34

Заключительное занятие: Тренинг «Уверенность в себе»

 

 

 


 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение общеобразовательная школа района области

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение общеобразовательная школа района области

Пояснительная записка В рамках реализации

Пояснительная записка В рамках реализации

Межпредметные связи Курс психологии эффективно работает в связи с другими дисциплинами:

Межпредметные связи Курс психологии эффективно работает в связи с другими дисциплинами:

Задачи: 1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей

Задачи: 1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей

Критерием оценки успешного продвижения служит сформированность соответствующих отношений, и эта оценка может быть выражена в характеристиках: хорошо владеет знаниями, правильно применяет их на практике, анализирует…

Критерием оценки успешного продвижения служит сформированность соответствующих отношений, и эта оценка может быть выражена в характеристиках: хорошо владеет знаниями, правильно применяет их на практике, анализирует…

Принципы проведения занятий

Принципы проведения занятий

Основной целью этой части занятия является закрепление положительных эмоций от работы и обсуждение основных моментов занятия

Основной целью этой части занятия является закрепление положительных эмоций от работы и обсуждение основных моментов занятия

Список литературы. 1.

Список литературы. 1.

Я – это мои цели. Мои цели

Я – это мои цели. Мои цели

Ответственность человека за свои чувства, мысли и поступки

Ответственность человека за свои чувства, мысли и поступки

Понятие «одиночество». Обсудить какой человек одинокий, почему он стал одиноким

Понятие «одиночество». Обсудить какой человек одинокий, почему он стал одиноким

Беседа о причинах неуверенности и о том, как выглядит неуверенный в себе человек, о его жестах, мимике, поведении

Беседа о причинах неуверенности и о том, как выглядит неуверенный в себе человек, о его жестах, мимике, поведении

Я – это мой цели» 7 «Я – это мое детство» 8 «Я – это мое настоящее» 9 «Я – это мое будущее»

Я – это мой цели» 7 «Я – это мое детство» 8 «Я – это мое настоящее» 9 «Я – это мое будущее»

Как выглядит агрессивный человек?

Как выглядит агрессивный человек?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2022