Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Культура речи»

  • docx
  • 19.07.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Культура речи 9 класс.docx

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Культура речи»

 

«Культура речи» 9 класс

 

СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

9 класс

История риторики. Язык самый эффективный           из всех           известных человеку            видов оружия.

Специфика риторики как науки о        красивой     речи. Определение языка

Беседа

Обмен мнениями по данному              вопросу, составление в парах аргументов «за» и

«против».

Нравственность речи: ориентация на добро, невмешательство в личную             жизнь человека.

Нравственный барьер                         между старшим                    и

Оформление статьи по предложенной теме

Круглый стол

Работа           в         парах: исследование статистики по России и региону. Круглый стол

«Я за нравственность».


 

младшим

поколениями.

 

 

 

Позиция слушающего и его реакция.

Сознательная            и бессознательная мотивация          речи. Психологическое зондирование.

Особенности             и структура публичной речи

Ролевая игра

Составление опорного конспекта       на    основе изучения дополнительной                           

литературы,         рассказа учителя.

Практикум

«Целесообразная речь»

Правила составления целесообразной речи

Практикум

Оформление в виде тезисов                               лекции учителя, составление памятки                           о

целесообразной речи.

Схема               «один говорящий – один слушающий».

Фактор аудитории:

«Один говорящий много слушающих».

Страх      публичного выступления.

Составление, оформление схемы

«один говорящий

один слушающий»

Ролевая игра

Работа   в   парах:

составление схемы, заседание круглого стола «Один говорящий – много слушающих».

Практикум «Страх публичного выступления как его преодолеть?»

Роль публичного выступления, его цели и средства

Дебаты

Просмотр видеофайла, составление опорной блок-схемы, изучение особенностей страха публичного

выступления».

Практикум

«Проблемы выпускников: встреча за круглым столом».

Составление сценария                     круглого стола

Круглый стол

Работа круглого стола

«Проблемы выпускников»: обсуждение проблем на пороге          школы        и возможные        пути     их разрешения.

Цель выступления. Самонастройка.

Захват аудитории.

Роль        публичного выступления

Беседа

Устные сообщения на заданную                  тему, ознакомление                   с дополнительной

литературой, просмотр видеофайлов

Практикум

«Самонастройка на выступление»

Составление сценария                            игры

«Самонастройка на выступление»

Практикум

Работа         в       группах: анализ статей по теме, видеоматериалов, составление        памятки

«Самонастройка             на выступление».


 

Практикум          «Как завоевать аудиторию».

Целевая аудитория потребителей. Особенности потребительского

рынка

Ролевая игра

Аналитическая работа: изучение статистических данных.       Выступление обучающихся по теме

занятия.

Ритуальная        речь. Провокационная речь. Императивная речь

Оформление речи

Инсценировка

Работа в группах: знакомство с текстами ритуальной               речи, провокационной и императивной, разработка текста речи на

выбор.

Практикум         «Как произнести ритуальную                           речь? Как защититься от провокационной и императивной речи?»

Позитивное               и негативное влияние средств массовой информации на

общество.

Беседа

Устные сообщения на заданную тему, работа в парах - заполнение обобщающей таблицы

«Типы речи».

Композиция речи. Логико-речевое доказательство.

Аргументация.

Новостная заметка. Оформление речи с помощью подбора аргументов

Практикум

Составление опорного конспекта на основе рассказа               учителя,

просмотр отрывков текстов научного стиля.

Практикум «Как выстроить речь? Композиция речи».

Практикум

Работа в группах: составление памятки по теме «Как выстроить речь?»,                            анализ

выступлений обучающихся

 

Практикум

«Логико-речевое доказательство. Аргументация».

Логико-речевое доказательство, виды  и                подбор аргументов,        виды демонстрации

Беседа

Изучение дополнительной литературы, тезирование материала, устные рассуждения на тему «Важна ли позиция  автора в тексте?»

Дедуктивная демонстрация. Индуктивная демонстрация. Демонстрация         по аналогии.

Практикум

Работа в группах: составление опорной схемы «Виды демонстрации», работа с    интерактивной доской, анализ

видеозаписей

Практикум

«Дедуктивная демонстрация»

Специфика дедуктивной демонстрации, этапы работы над

ней.

Круглый стол

Тезирование материала, данного учителем,

Ролевая игра

«Дедуктивная демонстрация», устные сообщения на данную

тему.


 

Практикум

«Индуктивная демонстрация»

 

Практикум

Просмотр видеофайла, работа                              с

дополнительной

литературой, составление опорного конспекта.

Дополнительные виды демонстрации.

Искусство публичного выступления             и дискуссии

Требования               к демонстрации.

Составление публичного выступления           на актуальную тему.

Ролевая игра

Работа         в       группах: оформление   учебного пособия «Искусство публичного выступления и дискуссии».

Практикум

«Демонстрация       по аналогии.

Дополнительные виды демонстрации».

Дополнительные виды демонстрации, составление речи.

Практикум

Составление        таблицы на основе  рассказа учителя, заполнение её конкретными примерами из   статей периодических

изданий.

Практикум

«Публичное выступление             и

участие                     в

дискуссии»

Составление полемической статьи                                на

актуальную для современного

общества тему с учётом требований и   правил

оформления.

Инсценировка

Работа         в       группах: составление полемической статьи на одну из актуальных тем подросткового возраста

Виды               спора. Риторический диалог.

Составление риторического диалога,                     сценария спора.

Ролевая игра

Работа в парах:

разработка понятийного аппарата по данной теме,                      составление

риторического диалога и его инсценировка.

Практикум «Виды спора.

Риторический диалог».

Составление              и оформление сценария спора

Практикум

Работа         в       группах: составление проблемного                           диалога по          данной     учителем

теме               и             его инсценировка.

Особенности жестикуляции. Как вести         себя       на переговорах              дипломатические

жесты

Значение       жестов. Разновидности жестов.

Практикум

Устные сообщения на данную           тему          с представлением конкретных                          примеров из СМИ.

Практикум

«Особенности жестикуляции».

Составление и оформление статьи о значении жестов.

Беседа

Обмен       мнениям      по данной теме, дискуссия

«Жесты          в        нашей


 

 

 

 

жизни»,                   комментирование                позиций     друг

друга.

Практикум         «Как вести         себя       на переговорах              дипломатические жесты».

Представление отчета                                об

особенностях поведения               на переговорах.

Конкурс

Ролевая                      игра

«Дипломатические переговоры», написание аналитической справки об игре

Защита        зачётных работ.

Составление              и представление творческого

проекта.

Проект

Индивидуальная работа:                               защита зачетных работ перед

аудиторией