Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Культура речи»
«Культура речи» 9 класс
СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
9 класс |
История риторики. Язык – самый эффективный из всех известных человеку видов оружия. |
Специфика риторики как науки о красивой речи. Определение языка |
Беседа |
Обмен мнениями по данному вопросу, составление в парах аргументов «за» и «против». |
Нравственность речи: ориентация на добро, невмешательство в личную жизнь человека. Нравственный барьер между старшим и |
Оформление статьи по предложенной теме |
Круглый стол |
Работа в парах: исследование статистики по России и региону. Круглый стол «Я за нравственность». |
|
младшим поколениями. |
|
|
|
Позиция слушающего и его реакция. Сознательная и бессознательная мотивация речи. Психологическое зондирование. |
Особенности и структура публичной речи |
Ролевая игра |
Составление опорного конспекта на основе изучения дополнительной литературы, рассказа учителя. |
|
Практикум «Целесообразная речь» |
Правила составления целесообразной речи |
Практикум |
Оформление в виде тезисов лекции учителя, составление памятки о целесообразной речи. |
|
Схема «один говорящий – один слушающий». Фактор аудитории: «Один говорящий – много слушающих». Страх публичного выступления. |
Составление, оформление схемы «один говорящий – один слушающий» |
Ролевая игра |
Работа в парах: составление схемы, заседание круглого стола «Один говорящий – много слушающих». |
|
Практикум «Страх публичного выступления – как его преодолеть?» |
Роль публичного выступления, его цели и средства |
Дебаты |
Просмотр видеофайла, составление опорной блок-схемы, изучение особенностей страха публичного выступления». |
|
Практикум «Проблемы выпускников: встреча за круглым столом». |
Составление сценария круглого стола |
Круглый стол |
Работа круглого стола «Проблемы выпускников»: обсуждение проблем на пороге школы и возможные пути их разрешения. |
|
Цель выступления. Самонастройка. Захват аудитории. |
Роль публичного выступления |
Беседа |
Устные сообщения на заданную тему, ознакомление с дополнительной литературой, просмотр видеофайлов |
|
Практикум «Самонастройка на выступление» |
Составление сценария игры «Самонастройка на выступление» |
Практикум |
Работа в группах: анализ статей по теме, видеоматериалов, составление памятки «Самонастройка на выступление». |
|
Практикум «Как завоевать аудиторию». |
Целевая аудитория потребителей. Особенности потребительского рынка |
Ролевая игра |
Аналитическая работа: изучение статистических данных. Выступление обучающихся по теме занятия. |
Ритуальная речь. Провокационная речь. Императивная речь |
Оформление речи |
Инсценировка |
Работа в группах: знакомство с текстами ритуальной речи, провокационной и императивной, разработка текста речи на выбор. |
|
Практикум «Как произнести ритуальную речь? Как защититься от провокационной и императивной речи?» |
Позитивное и негативное влияние средств массовой информации на общество. |
Беседа |
Устные сообщения на заданную тему, работа в парах - заполнение обобщающей таблицы «Типы речи». |
|
Композиция речи. Логико-речевое доказательство. Аргументация. |
Новостная заметка. Оформление речи с помощью подбора аргументов |
Практикум |
Составление опорного конспекта на основе рассказа учителя, просмотр отрывков текстов научного стиля. |
|
Практикум «Как выстроить речь? Композиция речи». |
Практикум |
Работа в группах: составление памятки по теме «Как выстроить речь?», анализ выступлений обучающихся |
||
|
Практикум «Логико-речевое доказательство. Аргументация». |
Логико-речевое доказательство, виды и подбор аргументов, виды демонстрации |
Беседа |
Изучение дополнительной литературы, тезирование материала, устные рассуждения на тему «Важна ли позиция автора в тексте?» |
Дедуктивная демонстрация. Индуктивная демонстрация. Демонстрация по аналогии. |
Практикум |
Работа в группах: составление опорной схемы «Виды демонстрации», работа с интерактивной доской, анализ видеозаписей |
||
Практикум «Дедуктивная демонстрация» |
Специфика дедуктивной демонстрации, этапы работы над ней. |
Круглый стол |
Тезирование материала, данного учителем, Ролевая игра «Дедуктивная демонстрация», устные сообщения на данную тему. |
|
Практикум «Индуктивная демонстрация» |
|
Практикум |
Просмотр видеофайла, работа с дополнительной литературой, составление опорного конспекта. |
Дополнительные виды демонстрации. Искусство публичного выступления и дискуссии |
Требования к демонстрации. Составление публичного выступления на актуальную тему. |
Ролевая игра |
Работа в группах: оформление учебного пособия «Искусство публичного выступления и дискуссии». |
|
Практикум «Демонстрация по аналогии. Дополнительные виды демонстрации». |
Дополнительные виды демонстрации, составление речи. |
Практикум |
Составление таблицы на основе рассказа учителя, заполнение её конкретными примерами из статей периодических изданий. |
|
Практикум «Публичное выступление и участие в дискуссии» |
Составление полемической статьи на актуальную для современного общества тему с учётом требований и правил оформления. |
Инсценировка |
Работа в группах: составление полемической статьи на одну из актуальных тем подросткового возраста |
|
Виды спора. Риторический диалог. |
Составление риторического диалога, сценария спора. |
Ролевая игра |
Работа в парах: разработка понятийного аппарата по данной теме, составление риторического диалога и его инсценировка. |
|
Практикум «Виды спора. Риторический диалог». |
Составление и оформление сценария спора |
Практикум |
Работа в группах: составление проблемного диалога по данной учителем теме и его инсценировка. |
|
Особенности жестикуляции. Как вести себя на переговорах – дипломатические жесты |
Значение жестов. Разновидности жестов. |
Практикум |
Устные сообщения на данную тему с представлением конкретных примеров из СМИ. |
|
Практикум «Особенности жестикуляции». |
Составление и оформление статьи о значении жестов. |
Беседа |
Обмен мнениям по данной теме, дискуссия «Жесты в нашей |
|
|
|
|
жизни», комментирование позиций друг друга. |
Практикум «Как вести себя на переговорах – дипломатические жесты». |
Представление отчета об особенностях поведения на переговорах. |
Конкурс |
Ролевая игра «Дипломатические переговоры», написание аналитической справки об игре |
|
Защита зачётных работ. |
Составление и представление творческого проекта. |
Проект |
Индивидуальная работа: защита зачетных работ перед аудиторией |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.