муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Елизаветовская средняя общеобразовательная школа Азовского района
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
"Языковой портфель"
основное общее образование, 5 класс
Количество часов: 36 часов
Учитель Косицына Татьяна Николаевна
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Нормативно-правовую основу разработки рабочей программы внеурочной деятельности «Языковой портфель» в 5 классе составили следующие документы:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся (вступает в силу с 01.09.2020);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» (приказ Минобрнауки России от 31.05.2021 №287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования);
- Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 N 09-167 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»;
- Письмо Минпросвещения России от 07.05.2020 N ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий» (вместе с "Рекомендациями по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий;
- приказ Минобрнауки России № 1040 от 22 сентября 2015 г: «Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением»;
- приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 9 1015 «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (далее - Порядок № 1015);
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от 29 декабря 2010 г. № 189 в редакции изменений 3'Г 3, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. № 81);
- устав МБОУ Елизаветовской СОШ;
- основная образовательная программ основного общего образования МБОУ Елизаветовской СОШ;
- учебного плана МБОУ Елизаветовской СОШ на 2022-2023 учебный год (приказ от 16.08.2022г №98);
- календарного учебного графика МБОУ Елизаветовской СОШ на 2022-2023 учебный год (приказ от 30.08.2022г №103);
- примерная программа по английскому языку основного общего образования с использованием авторской программы Вербицкой М.В., 5 класс;
- с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта основного общего образования и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Вербицкая М.В. и другие; под редакцией Вербицкой М.В. Английский язык (в 2 частях). 5 класс. ООО «Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ»; АО «Издательство Просвещение».
2. Английский язык. Программа. 5-9 классы. Автор: М.В. Вербицкая. М.: Вентана-Граф, 2013.
3. Английский язык. 5 класс. Проектирование учебного курса. Пособие для учителя. Авторы: Вербицкая М.В., Эббс Б., Уорелл Э., Уорд Э.
4. Аудиоприложение Вербицкая М.В., Эббс Б., Уорелл Э. к учебнику и рабочей тетради.
5. Комплект тематических карточек и плакатов по английскому языку (РАНОК).
Языковой портфель представляет собой современную технологию обучения иностранным языкам, в частности английскому языку, которая обеспечивает как развитие продуктивной учебно-познавательной деятельности учащегося, так и его личностный рост как субъекта образовательного процесса. Языковой портфель за счёт рефлексивной самооценки учащегося отражает его достижения в овладении изучаемым иностранным языком. Языковой портфель позволяет ученику и учителю проследить динамику овладения языком в течение определённого времени и тем самым отразить «биографию» языкового развития учащегося.
Языковой портфель призван оказать неоценимую помощь в формировании способности школьника к оценке своей деятельности, своей личности в целом и своих умений вести коммуникацию с другими людьми как механизма саморазвития. Для учителя английского языка языковой портфель выступает как инструмент развития навыков самооценки ученика, так как основная цель ведения портфолио –это развитие у учащихся навыков рефлексии по поводу проделанной работы, формирование способности учащегося к самостоятельной оценке своего уровня владения английским языком.
По мнению Н.Д. Гальсковой, языковой портфель – это документ, в котором ученик фиксирует свои достижения и опыт в овладении неродными языками. Согласно Н.Ф. Коряковцевой, «языковой портфель понимается как пакет рабочих материалов, которые представляют тот или иной результат учебной деятельности учащегося по овладению иностранным языком, дающий учащемуся и преподавателю возможность самостоятельно или совместно проанализировать и оценивать объем работы и спектр достижений учащегося в области изучения языка и культуры, динамику овладения изучаемым языком в различных аспектах». Также следует отметить определение Европейского языкового портфеля, которое обобщает вышеупомянутые суждения: «...Европейский языковой портфель ... представляет собой личный документ, который позволяет человеку продемонстрировать свою языковую компетентность в различных языках и контакты с другими культурами, а также руководит им в направлении изучения других языков».
Актуальность программы обусловлена соответствием её содержания требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной основной образовательной программы основного общего образования. Языковой портфель как основа данной программы обеспечивает развитие способности и готовности учащихся к самостоятельному и непрерывному изучению английского языка, к дальнейшему самообразованию и с его помощью к использованию английского языка в других областях знаний.
Особое педагогическое назначение языкового портфеля к УМК «Forward» как учебного средства состоит в том, что оно направлено на актуализацию самостоятельной учебной деятельности по овладению английским языком. Языковой портфель создаёт ситуацию развития и обеспечивает реальную вовлечённость и личную ответственность за ход учебного процесса.
Таким образом, основная цель программы «Языковой портфель» заключается в системном развитии у учащихся основной школы навыков самооценки, самоконтроля, самоанализа и рефлексии в условиях комплексной интеграции всех видов речевой деятельности во внеурочное время.
Содержание и принципы построения данной программы позволяют решать следующие общеобразовательные и воспитательные задачи:
осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования в рамках учебного предмета «Английский язык»;
формировать личность обучающегося, что является принципиальным условием его/её самоопределения в той или иной социокульурной ситуации;
развить индивидуальность каждого ребёнка;
более полно выявить индивидуальные способности, интересы, увлечения детей;
расширить возможности социализации учащихся;
обеспечить духовную, культурную и социальную преемственность поколений;
стимулировать учащихся к самостоятельной продуктивной деятельности и поиску выхода из проблемной ситуации;
развивать у учащихся навыки планировать и организовывать свою деятельность, навык рефлексии и способности проводить самоконроль;
развивать у учащихся умения осознанного высказывания по обсуждаемой проблеме, корректного отстаивания своей точки зрения, предупреждению конфликтной ситуации;
повысить общий уровень владения английским языком.
В основе данной программы заложены следующие принципы использования педагогической технологии языкового портфеля:
1. Самооценка результатов (промежуточных и итоговых) овладения всеми составляющими коммуникативной компетенции: лингвистической компетенцией, социокультурным компонентом, всеми видами речевой деятельности, общеучебными и компенсаторными умениями.
2. Систематичность и регулярность самомониторинга: последовательное отслеживание собственных успехов в области овладения английским языком.
3. Структуризация материалов языкового портфеля, логичность письменных проектов благодаря наличию плана и соблюдению указанного объёма.
4. Коммуникативная направленность заданий.
5. Тематика предложенных проектных работ соответствует возрасту, интересам и уровню языковой подготовки учащихся.
Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности
Курс внеурочной деятельности «Языковой портфель» характеризуется личностной ориентацией языкового образования, реализацией всех основных современных подходов, входящих в личностно ориентированную парадигму образования: деятельностного, коммуникативного, социокультурного / межкультурного (обеспечивающего диалог культур), компетентностного, средоориентированного подходов. Личностная ориентация образования стала возможной, как известно, благодаря общественно-политическим, экономическим, социальным преобразованиям, произошедшим в нашей стране в последнее десятилетие XX и начале XXI века. Сменились ценностные ориентиры, и в качестве самой большой ценности в соответствии с провозглашёнными принципами гуманизации и демократизации общества признаётся свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Переход к постиндустриальному, информационному обществу требует разностороннего развития личности человека, в том числе его умений самооценки и коммуникации в родной и иноязычной среде в процессе достижения поставленных целей. Обучение иностранным языкам на данный момент официально рассматривается как одно из приоритетных направлений в модернизации современной школы. Поэтому роль курса «Языковой портфель» здесь также трудно переоценить.
Следующие формы контроля и подведения итогов реализации программы позволяют отследить результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Фронтальная / индивидуальная проверка выполненной работы.
Устные выступления по заданным темам.
Презентация индивидуального / группового проекта.
Конкурс электронных портфолио.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Языковой портфель» в 5 классе
Личностные результаты освоения курса:
развитие самостоятельности / автономии учащихся,
формирование личности, способной к саморазвитию и изменению, готовой к осознанному выбору, самостоятельному принятию решений,
воспитание уважения к отличительным особенностям жизни, культуры и традиций в других странах и умения к ним адаптироваться,
воспитание толерантного отношения к культуре англоязычных стран и более глубокое осознание родной культуры,
укрепление нравственности учащихся, основанной на духовных традициях,
создание условий для социального и культурного самоопределения учащегося,
воспитание у учащихся готовности и способности к духовному развитию,
формирование у учащихся навыка исследовать собственное развитие в течение определённого времени.
Метапредметные результаты освоения курса:
осуществление самостоятельной продуктивной деятельности,
развитие у учащихся навыка объективной самооценки выполненной работы, своих языковых умений и уровня владения английским языком,
умение ставить индивидуальные учебные цели, достижение которых возможно в ближайшем будущем,
формирование навыков планировать и организовывать свою деятельность,
развитие у учащихся навыка рефлексии по поводу проделанной работы,
развитие способности проводить самоконтроль, развитие у учащихся критического мышления, внимания, воображения, памяти,
формирование у учащихся мотивации к обучению и творчеству,
умение самостоятельно выходить из проблемной ситуации,
приобщение учащихся к совместной деятельности в группе / команде / работе в сотрудничестве,
развитие навыков исследовательской работы при выполнении проектных работ,
формирование интереса к познавательной деятельности,
актуализация интеллектуально-творческого потенциала личности учащегося, его образовательной активности,
умение осознанного и самостоятельного построения письменного и устного речевого высказывания,
умение аргументировано высказывать своё мнение по обсуждаемому вопросу / теме,
умение корректно отстаивать / оспаривать свою точку зрения и принимать противоположную,
развитие у школьников коммуникативную компетенцию, включая умения взаимодействовать с окружающими,
приобщение учащихся к новому социальному опыту с помощью моделируемых ситуаций общения.
Предметные результаты освоения:
умение составлять расписание уроков, визитную карточку страны изучаемого языка, генеалогическое древо семьи, список одежды для прогулки в любую погоду, список блюд здорового меню,
умение составлять дружеское письмо-знакомство, письмо о прошедших выходных с опорой на образец,
умение разрабатывать постеры на темы «Моя страна знаменита…», «Известные здания в России», «Известные места отдыха в России» и презентовать их коллективу,
умение описывать комнату своей мечты, любимого актера, любимое животное, картинку/фото любимых занятий на улице, свою улицу,
умение составлять аудиопрезентацию подготовленного материала,
умение составлять рассказ об одном из зоопарков России, о любимой одежде с опорой на план,
умение разработать рецепт праздничного блюда с опорой на модель,
умение составлять статью для школьной газеты с опорой на план и образец.
Содержание курса внеурочной деятельности «Языковой портфель» в 5 классе
Модуль 1: Школьные дни (4ч.) Знакомство со структурой Языкового портфеля. Расписание уроков. Дружеское письмо с опорой на образец.
Модуль 2: Это я (3ч.) Постер на тему «Моя страна знаменита…». Визитная карточка страны изучаемого языка.
Модуль 3: Мой дом – моя крепость (4ч.) Комната моей мечты. Краткое описание квартиры по картинке. Известные здания в России. Мои достижения.
Модуль 4: Семейные узы (4 ч.) Генеалогическое древо моей семьи. Мой любимый актер.
Модуль 5: Животные со всего света (5ч.) Мое любимое животное. Зоопарки России. Мои достижения.
Модуль 6: С утра до вечера (2ч.) С друзьями на улице. Чудесные выходные.
Модуль 7: В любую погоду (2ч.) Гардероб на любую погоду. Моя любимая одежда.
Модуль 8: Особые дни (4 ч.) Праздничный ужин. Здоровое питание. Мои достижения.
Модуль 9: Жить в ногу со временем (3ч.) Моя любимая улица. Моя любимая книга.
Модуль 10: Каникулы (5 ч.) Открытка другу. Постер о курортах России. Мои достижения.
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Языковой портфель»
для обучающихся 5 класса
№ п/п |
Тема занятия |
Дата |
Количество часов |
Примечание |
||
план |
факт |
план |
факт |
|||
1 |
|
Знакомство со структурой Языкового портфеля . |
01.09 |
|
1 |
|
2 |
|
Расписание уроков. |
08.09 |
|
1 |
|
3 |
|
Расписание уроков. |
15.09 |
|
1 |
|
4 |
|
Дружеское письмо с опорой на образец. |
22.09 |
|
1 |
|
5 |
|
Постер на тему «Моя страна знаменита…». |
29.09 |
|
1 |
|
6 |
|
Визитная карточка страны изучаемого языка. |
06.10 |
|
1 |
|
7 |
|
Визитная карточка страны изучаемого языка. |
13.10 |
|
1 |
|
8 |
|
Комната моей мечты. |
20.10 |
|
1 |
|
9 |
|
Краткое описание квартиры по картинке. |
27.10 |
|
1 |
|
10 |
|
Известные здания в России. |
03.11 |
|
1 |
|
11 |
|
Мои достижения. |
10.11 |
|
1 |
|
12 |
|
Генеалогическое древо моей семьи. |
17.11 |
|
1 |
|
13 |
|
Генеалогическое древо моей семьи. |
24.11 |
|
1 |
|
14 |
|
Мой любимый актер. |
01.12 |
|
1 |
|
15 |
|
Мой любимый актер. |
08.12 |
|
1 |
|
16 |
|
Мое любимое животное. |
15.12 |
|
1 |
|
17 |
|
Мое любимое животное. |
22.12 |
|
1 |
|
18 |
|
Зоопарки России. |
29.12 |
|
1 |
|
19 |
|
Зоопарки России. |
12.01 |
|
1 |
|
20 |
|
Мои достижения. |
19.01 |
|
1 |
|
21 |
|
С друзьями на улице. |
26.01 |
|
1 |
|
22 |
|
Чудесные выходные. |
02.02 |
|
1 |
|
23 |
|
Гардероб на любую погоду. |
09.02 |
|
1 |
|
24 |
|
Моя любимая одежда. |
16.02 |
|
1 |
|
25 |
|
Праздничный ужин. |
02.03 |
|
1 |
|
26 |
|
Здоровое питание. |
09.03 |
|
1 |
|
27 |
|
Здоровое питание. |
16.03 |
|
1 |
|
28 |
|
Мои достижения. |
23.03 |
|
1 |
|
29 |
|
Моя любимая улица. |
30.03 |
|
1 |
|
30 |
|
Моя любимая книга. |
06.04 |
|
1 |
|
31 |
|
Моя любимая книга. |
13.04
|
|
1 |
|
32 |
|
Открытка другу. |
20.04 |
|
1 |
|
33 |
|
Постер о курортах России. |
27.04 |
|
1 |
|
34 |
|
Постер о курортах России. |
04.05
|
|
1 |
|
35, 36 |
|
Мои достижения. |
11.05 18.05 |
|
2 |
|
Примечание: в связи с совпадением занятий внеурочной деятельности по расписанию с праздничными днями 05.01 (четверг) – 1 час, 23.02 (четверг) – 1 час вместо 38 часов спланировано 36 часов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.