Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Практическая биология»

  • Образовательные программы
  • pdf
  • 15.04.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РП Биология_Комарова.pdf

Отдел образования Кирсановского района                                     

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение    Уваровщинская средняя общеобразовательная школа

 

 

 

Принята на заседании                                                                         Утверждаю:             

методического совета                                                                 Директор МБОУ

протокол от               №                                                      «Уваровщинская сош»

                               _________ Е.Н. Хохлова                            Приказ от                  №

 

 

 

Рабочая программа   курса внеурочной деятельности

 «Практическая биология»                                                      

Возраст обучающихся 11-12 лет                                                   

Срок реализации: 1 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                 Составитель: 

                                                  Комарова Галина  Анатольевна

                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          

 

 

 

 Кирсановский район 2023


Пояснительная записка

 

Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка. Обучение по новым образовательным стандартам предусматривает организацию внеурочной деятельности, которая способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта.

Одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися практическими умениями и навыками, проектно – исследовательской деятельностью. Программа «Практическая биология» направлена на формирование у учащихся 5,6 классов интереса к изучению биологии, развитие практических умений, применение полученных знаний на практике, подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении.

На дополнительных занятиях по биологии в 5,6 классах закладываются основы многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения биологии. Количество практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках «Биологии» в 5,6 классах достаточно велико, поэтому внеурочная деятельность будет дополнительной возможностью для закрепления и отработки практических умений учащихся.

Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Теоретический материал включает в себя вопросы, касающиеся основ проектно-исследовательской деятельности, знакомства со структурой работы.

 

Цель и задачи программы

Цель: создание условий для успешного освоения учащимися практической составляющей школьной биологии и основ исследовательской деятельности. Задачи:

Формирование системы научных знаний о системе живой природы и начальных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях;

приобретение опыта использования методов биологической науки для проведения несложных биологических экспериментов;

развитие умений и навыков проектно – исследовательской деятельности;

подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении; формирование основ экологической грамотности.

 

При организации образовательного процесса необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

создание портфолио ученика, позволяющее оценивать его личностный рост; использование личностно-ориентированных технологий (технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, метод проектов);

организация проектной деятельности школьников и проведение мини- конференций, позволяющих школьникам представить индивидуальные (или групповые) проекты по выбранной теме.

 

 

 

Формы проведения занятий:

практические и лабораторные работы, экскурсии, эксперименты, наблюдения, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, консультации, проектная и исследовательская деятельность, в том числе с использованием ИКТ.

 

Методы контроля: защита исследовательских работ, мини-конференция с презентациями, доклад, выступление, презентация, участие в конкурсах исследовательских работ, олимпиадах.

 

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

иметь представление об исследовании, проекте, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

владеть планированием и постановкой биологического эксперимента.

 

Ожидаемые результаты Личностные результаты:

знания основных принципов и правил отношения к живой природе;

развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой природы;

Развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое); эстетического отношения к живым объектам.

 

Метапредметные результаты:

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

 

Предметные результаты:

1.            В познавательной (интеллектуальной) сфере: выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;

классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

объяснение роли биологии в практической деятельности людей;

сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

умение работать с определителями, лабораторным оборудованием;

овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2.            В ценностно-ориентационной сфере:

знание основных правил поведения в природе;

анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

3.            В сфере трудовой деятельности:

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.

4.            В эстетической сфере:

овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

 

Содержание программы

Введение. План работы и техника безопасности при выполнении лабораторных работ.

Раздел 1. Лаборатория Левенгука (5 часов)

Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для научных исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Техника приготовления временного микропрепарата. Рисуем по правилам: правила биологического рисунка.

Практические и лабораторные работы: Устройство микроскопа

Приготовление и рассматривание микропрепаратов Зарисовка биологических объектов

Проектно-исследовательская деятельность:

Мини - исследование «Микромир» (работа в группах с последующей презентацией).

Раздел 2. Практическая ботаника (8 часов)

Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Гербарий: оборудование, техника сбора, высушивания и монтировки. Правила работа с определителями (теза, антитеза). Морфологическое описание растений по плану. Редкие и исчезающие растения Московской области.

Практические и лабораторные работы: Морфологическое описание

растений

Определение растений по гербарным образцам и в безлиственном состоянии Монтировка гербария

Проектно-исследовательская деятельность:

Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории»

Проект «Редкие растения Московской области»

Раздел 3. Практическая зоология (8 часов)

Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов. Отличительные признаки животных разных царств и систематических групп. Жизнь животных: определение животных по следам, продуктам жизнедеятельности. Описание внешнего вида животных по плану. О чем рассказывают скелеты животных (палеонтология). Пищевые цепочки. Жизнь животных зимой. Подкормка птиц.

Практические и лабораторные работы:

Работа по определению животных

Составление пищевых цепочек

Определение экологической группы животных по внешнему виду

Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных» Проектно-исследовательская деятельность:

Мини - исследование «Птицы на кормушке»

Проект «Красная книга животных Свердловской области»

Раздел 4. Биопрактикум (12 часов)

Учебно -исследовательская деятельность. Как правильно выбрать тему, определить цель и задачи исследования. Какие существуют методы исследований. Правила оформления результатов. Источники информации (библиотека, интернет-ресурсы). Как оформить письменное сообщение и презентацию. Освоение и отработка методик выращивания биокультур. Выполнение самостоятельного исследования по выбранному модулю. Представление результатов на конференции. Отработка практической части олимпиадных заданий с целью диагностики полученных умений и навыков.

Практические и лабораторные работы:

Работа с информацией (посещение библиотеки) Оформление доклада и презентации по определенной теме

Проектно-исследовательская деятельность:

Модуль «Физиология растений»

Движение растений

Влияние стимуляторов роста на рост и развитие растений Прорастание семян Влияние прищипки на рост корня Модуль «Микробиология»

Выращивание культуры бактерий и простейших

Влияние фитонцидов растений на жизнедеятельность бактерий Модуль «Микология»

Влияние дрожжей на укоренение черенков

Модуль «Экологический практикум»

Определение степени загрязнения воздуха методом биоиндикации Определение запыленности воздуха в помещениях

 

 

Тематический план

 

Название раздела

Количество часов

Введение

1

Лаборатория Левенгука

5

Практическая ботаника

8

Практическая зоология

8

Биопрактикум

12

Итого

34

Календарно-тематическое планирование

 

Дата

№ п/п

Тема занятий

Форма проведения

 

1

Вводный инструктаж по ТБ при проведении Лабораторных работ.

Беседа

Лаборатория Левенгука (5часов)

 

 

2

Приборы для научных исследований. Лабораторное оборудование

Практическая работа

«Изучение приборов для научных исследований лабораторного оборудования»

 

3

Знакомство с устройством микроскопа.

Практическая работа «Изучение устройства увеличительных приборов»

 

4-5

Техника биологического рисунка Приготовления микропрепаратов

Лабораторный практикум

««Приготовление и рассматривание микропрепаратов. Зарисовка биологических объектов».

 

6

Мини-исследование «Микромир»

Рассматривание клеток организмов на готовых микропрепаратах с

использованием цифрового

микроскопа»

Практическая ботаника (8 часов)

 

 

7

Фенологические наблюдения «Осень в жизни растений»

Экскурсия

 

8

Техника сбора, высушивания и монтировки гербария

Практическая работа «Техника сбора,

высушивания и монтировки гербария»

 

9

Определяем и классифицируем

Практическая работа «Определение растений по гербарным образцам».

 

10

Морфологическое описание растений

Практическая работа

«Морфологическое описание растений (работа с информационными карточками).

 

11

Определение растений в безлиственном состоянии

Практическая работа «Определение растений в безлиственном состоянии».

 

12-13

Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории»

Проектная деятельность

 

14

Редкие растения Подмосковья

Проектная деятельность

Практическая зоология (8 часов)

 

 

15

Система животного мира

Творческая мастерская

 

16

Определяем и классифицируем

Практическая работа по определению животных

 

17

Определяем животных по следам и контуру

Практическая работа «Определение животных по следам и контуру»

 

 

 

 

 

18

Определение экологической        группы животных по внешнему виду

Лабораторный практикум «Определение экологической группы животных по внешнему виду».

 

19

Практическая орнитология. Мини- исследование «Птицы на кормушке»

Работа в группах: исследование «Птицы на кормушке». Составление пищевых цепочек

 

20-21

Проект «Красная книга Подмосковья »

Проектная деятельность

 

22

Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных»

Экскурсия «Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных».

Биопрактикум (12 часов)

 

23

Как выбрать тему для исследования. Постановка целей и задач.

Теоретическое занятие

 

24

Источники информации

Практическая работа

 

25

Как оформить результаты исследования

Теоретическое занятие

 

26

Физиология растений

Исследовательская деятельность :Движение растений. Влияние стимуляторов роста на рост и развитие растений.

 

27

Физиология растений

Исследовательская деятельность: : Прорастание семян. Влияние прищипки на рост корня.

 

28

Микробиология

Исследовательская         деятельность: Выращивание культуры бактерий и простейших. Влияние фитонцидов растений на жизнедеятельность бактерий.

 

29

Микология

Исследовательская             деятельность:

Влияние     дрожжей        на укоренение черенков.

 

30

Экологический практикум.

Исследовательская деятельность: Определение степени загрязнения воздуха методом биоиндикации.

 

31

Экологический практикум.

Исследовательская         деятельность: Определение запыленности воздуха в помещениях.

 

32-33

Подготовка к отчетной конференции

Создание презентаций, докладов

 

34

Отчетная конференция

Презентация работ

 

 

Итого: 34 часа

 

Учебно-методическое обеспечение программы

Методика обучения по программе состоит из сочетания лекционного изложения теоретического материала с наглядным показом иллюстрирующего материала и приемов решения практических задач. Обучающиеся закрепляют полученные знания путем самостоятельного выполнения практических работ. Для развития творческого мышления и навыков аналитической деятельности педагог проводит занятия по презентации творческих и практических работ, мозговые штурмы, интеллектуальные игры.

Материально-техническое обеспечение программы

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание дополнительной образовательной программы «Практическая биология» предполагают наличие оборудования центра «Точка роста»:

-                   цифровая лаборатория по биологии;

-                   помещения, укомплектованного стандартным учебным оборудованием и мебелью (доска, парты, стулья, шкафы, электрообеспечение, раковина с холодной водопроводной водой);

-                   микроскоп цифровой;

-                   комплект посуды и оборудования для ученических опытов;

-                   комплект гербариев демонстрационный;

-                   комплект коллекции демонстрационный (по разным темам);

-                   мультимедийного оборудования (компьютер, ноутбук, проектор, флэш- карты, экран, средства телекоммуникации (локальные школьные сети, выход в интернет).

Дидактическое обеспечение предполагает наличие текстов разноуровневых заданий, тематических тестов по каждому разделу темы, инструкций для выполнения практических работ.

Литература

1. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М.: БШКАРКЕ88, 1996.

3.   Лесные травянистые растения. Биология и охрана: справочник. - М.: Агропромиздат, 1988.

4.   Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. -2-е изд., доп.

— М.: Просвещение, 1991.

5.   Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 3— 5 классов //Биология в школе. - 2003. - № 7; 2004. - № 1, 3, 5, 7.

6.   Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 1986.

 

Интернет-ресурсы

1.                   http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm биологическое разнообразие России.

2.                   http://www.wwf.ru Всемирный фонд дикой природы (WWF).

3.                   http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm интернет-сайт «Общественные ресурсы образования»

4.                   http://www.ecosystema.ru экологическое образование детей и изучение природы России.

 

           

Интернет-ресурсы

1.               Ь11р://^^^.5С1.аЬа.ги/АТЬ/га21с.Ь1т биологическое разнообразие России.

2.               И11р://шшш.шшкги Всемирный фонд дикой природы (МЖР).

3.               Ь11р://еби.5еи.ги/те1об1аие5/5аткоуа.Ь1т интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.

4.               Ьнр://ммм.кип2т.ги кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.

5.               Ь11р://^^^,есо5У51ета.ги экологическое образование детей и изучение природы России.

 

 

Методическое обеспечение:

Информационно-коммуникативные средства обучения

1. Компьютер

2. Мультимедийный проектор Техническое оснащение (оборудование):

1.   Микроскопы;

2.   Цифровая лаборатория «Releon»;

3.   Оборудование для опытов и экспериментов.

Литература для учителя

1.           Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М.: LINKA PRESS, 1996.

4.                 Лесные травянистые растения. Биология и охрана: справочник. - М.: Агропромиздат, 1988.

5.                 Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. -2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1991.

6.                 Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 3—5 классов //Биология в школе. - 2003.

- № 7; 2004. - № 1, 3, 5, 7.

              7.      Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 1986.

Интернет-ресурсы

1.                   http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm биологическое разнообразие России.

2.                   http://www.wwf.ru Всемирный фонд дикой природы (WWF).

3.                   http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm интернет-сайт «Общественные ресурсы образования»

4.                   http://www.ecosystema.ru экологическое образование детей и изучение природы России.