РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВЕСЕЛЫЙ ЭТИКЕТ»
Оценка 4.6

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВЕСЕЛЫЙ ЭТИКЕТ»

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
воспитание
1 кл—3 кл
05.10.2022
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  «ВЕСЕЛЫЙ ЭТИКЕТ»
Приоритетной целью российской системы образования является развитие обучающихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Веселый этикет» является модифицированной, предназначена для обучающихся 1-3 классов, имеет духовно-нравственное направление внеурочной деятельности и включает в содержание несколько видов развивающей деятельности: «проблемно-ценностное общение», «социальное творчество», «познавательную», «игровую», составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта . Программа внеурочной деятельности «Весёлый этикет» направлена на обогащение внутренней культуры ребёнка, которая проявляется в его каждодневном внешнем поведении; ориентирована на творческую активность и инициативу и взрослого и детей в освоении эстетики окружающего мира, взаимоотношений между людьми. Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных руководителей.
2.программа по ВД_ВЕСЕЛЫЙ ЭТИКЕТ.docx

приложение

к основной образовательной программе

среднего общего образования

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 21 Г. САЛЬСКА

Рассмотрено на заседании МО учителей

______________________

(Протокол № 1  от 30.08.2022 г.)

Руководитель МО

_______/________________                    

«Согласовано»

заместитель директора

по воспитательной работе

___________/О.В. Деркунская

от  «30» августа 2022 г.

«Утверждаю»

приказ  от  30.08.2022 г. № 211  

Директор МБОУ СОШ № 21  г. Сальска

______/Т.И. Светличная

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «ВЕСЕЛЫЙ ЭТИКЕТ»

на 2022-2023 учебный год

Срок реализации - 1 год обучения

 

 

 

                                                                                                                                      Составитель: Артюшина Н.Н.,

                                                                                                                                               учитель внеурочной деятельности

 

 

 

 

 

 

г. Сальск

2022

1.      Пояснительная записка

         Приоритетной целью российской системы образования является развитие обучающихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Веселый этикет» является модифицированной,  предназначена для обучающихся 1-3  классов, имеет духовно-нравственное направление внеурочной деятельности и включает в содержание несколько видов  развивающей деятельности: «проблемно-ценностное общение»,  «социальное творчество», «познавательную», «игровую», составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС НОО утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 г. № 373, ФГОС основного образования, Письмо от 19.04.2011 г. № 03-255 «О введении ФГОС общего образования»), опирается на законодательную базу,  основные нормативные документы:

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 28  от 28.09.2020 "Об утверждении санитарно правил СП 2.4 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления для детей и молодежи ";

-  Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №  26 от 10.07.2015 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (вместе с "СанПиН 2.4.2.3286-15. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...") (зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 № 38528);

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 16  от 30.06.2020 "Об утверждении санитарно- эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598 -20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)";                                                                                                                                                                                          - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 2 от 28 января 2021 года «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Поповой А.Ю. от 24.03.2021 № 10 «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологический правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16» и методические рекомендации по организации работы организаций отдыха и их оздоровления в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 в 2021 году.

­                     Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

­       Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».

­       Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. N 729-р, «Разработка предложений о сроках реализации дополнительных общеразвивающих программ».

- Уставом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения среднего общего образования № 21г. Сальска. 

       Очень важно научить ребёнка ориентироваться в духовных ценностях современного мира, понимать «что такое хорошо и что такое плохо». С первых лет жизни ребёнку необходимо прививать навыки вежливого поведения. Вежливость предполагает искусство человеческого общения. Это сумма поступков, определяющих внутреннюю культуру человека. Вежливый человек - это человек, умеющий управлять своими эмоциями вне зависимости от того, каким темпераментом наделила его природа. Это всегда личность в высшей степени гуманизированная, обогащённая всем разнообразием существующих ныне в мире связей и отношений, обогащённая духовно и морально.  

     Программа внеурочной деятельности «Весёлый этикет» направлена на обогащение внутренней культуры ребёнка, которая проявляется в его каждодневном внешнем поведении; ориентирована на творческую активность и инициативу и взрослого и детей в освоении эстетики окружающего мира, взаимоотношений между людьми.                                                                                                                                                 

      Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных руководителей.

             Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и обучающихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.

           Курс «Веселый этикет» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса, так как соответствует его стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности обучающихся».

           Данная программа позволяет обучающимся 1 - 2 классов познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике.

       Своеобразие и новизна программы. В современном нам обществе, которое характеризуется сложностью и многообразием ценностей, установок и норм обостряется конфликт личности. Предложенная программа - это курс специальных занятий, направленных на развитие и приобретение социально-нравственного опыта ребенка, который даст ему возможность в будущем правильно относиться к любым изменениям в жизни с сохранением физического и психического здоровья. Создание ситуаций успеха на занятиях по программе «Веселый этикет» является одним из основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых учащийся добивается хороших результатов, что ведёт к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и “лёгкости” процесса обучения.                                                                           

    Учёт возрастных особенностей школьников (биологических, социальных, психологических) как при определении задач воспитательной работы, так и при выборе форм её реализации. В альтернативу репродуктивным формам работы в 1-2 классе в программу включены  диалоговые, игровые, практические ( тренинговые) формы групповой работы,  когда можно не просто услышать, «как надо», а высказать своё мнение, открыто общаться и делать выбор методом «проб и ошибок» на основе предложенных вариантов, учиться  сравнивать и анализировать, приобретать знания и  личностный опыт.                                                                                                                                                        

Цель программы: Освоение обучающимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

Задачи:

  1. Образовательные:

Ø  познакомить детей с общечеловеческими нормами нравственности;

Ø  учить детей умению осознавать свои поступки, понимать «что такое хорошо и что такое плохо»;

Ø  учить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;       

Ø  учить детей уважать себя, верить в свои силы и творческие способности;

Ø  познакомить с правилами вежливого поведения, правилами красивых манер, выработать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома;

2.   Развивающие:

Ø  способствовать развитию личности младших школьников;

Ø  формировать потребность понимать другого и уважать его позицию, точку зрения;

Ø  формировать основы нравственных норм поведения у детей, учить успешно строить гармоничные отношения с людьми, природой;

Ø  развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;

3.Воспитательные:

Ø  воспитать в сердцах и умах детей такие качества, как доброта, гуманность, стремление к высоким идеалам и творчеству;

Ø  приобщить детей к богатому наследию человеческой культуры и дать понятия многообразия человеческих отношений;

Ø  воспитать у учащихся стремление быть порядочными людьми.

Воспитательные идеи программы:

v  Старайся делать добро!

v  Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!

v  Познай мир и себя!

   Программа «Веселый этикет» строится на следующих концептуальных принципах:                     
- принцип гуманизма;

- принцип системности;
- принцип дифференциации;

- принцип сотрудничества;

- принцип увлекательности;

 - принцип коллективизма;

- принцип междисциплинарной интеграции;

- добровольности;

- практическая целесообразность;

- возрастная адекватность;

- культорологическая сообразность.                   

Описание ценностных ориентиров содержания программы

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Условия  эффективной реализации программы

    Организация образовательного процесса по внеурочной деятельности строится в соответствии с программой «Веселый этикет», которая носит стартовый (ознакомительный) уровень;  руководствуется СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28). 

  Программа предназначена для воспитания и развития обучающихся 7-10 лет (1-3 класс). Сроки реализации программы: программа рассчитана на 1 год обучения, объём реализации программы 36 часов (1 занятие в неделю),  продолжительность занятия – 20 минут. Количество обучающихся в группе – 15 -25 человек. Занятия проводятся со всеми желающими обучающимися, без какого-либо отбора. Занятия желательно проводить в классной аудитории, оснащенной  мультимедийным оборудованием.

     Набор в группы осуществляется по желанию обучающихся, родителей (законных представителей); в соответствии с Уставом учреждения, на основании выше перечисленных   документов и  письменного заявления родителей (законных представителей).                                                                                                         

      Занятие состоит из трёх частей и проводится с элементами социально - психологического тренинга:

            Вводная часть.

           Цель вводной части занятий – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками; включает в себя  создание и обсуждение темы, проблемной ситуации.

          Основная (рабочая) часть.

         На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Она направлена на обсуждение темы,  на разыгрывание ситуации и поиск  верного решения, проведение игровых моментов занятия, на работу с фольклорной и художественной литературой. Основная форма проведения занятия – фронтальная.

          Заключительная часть.

          Основной целью этой части занятия является закрепление положительных эмоций от работы, рефлексия и подведение итога совместной деятельности на занятии, обсуждение момента применения новых знаний в реальной жизненной ситуации.

          Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме с элементами театрализации и игрового тренинга. Приветствие и прощание носят ритуальный характер. В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы. Полученная таким образом информация лучше запоминается. Содержание занятий носит вариативный характер и может быть изменено в зависимости от конкретных проблем детей.

Занятия проводятся  в классной аудитории базовой школы № 21.

Виды    учебных занятий, в  зависимости от приоритета обозначенных целей:

1. Учебные занятия по передаче знаний.

2. Учебные занятия по осмыслению детьми знаний и их закреплению.

3. Учебные занятия закрепления знаний.

4. Учебные занятия формирования умений, применения знаний на практике.

5. Тренировочные учебные занятия (отработка умений и навыков).

6. Учебные занятия по обобщению и систематизации знаний.                           

Материально-техническое и информационное  обеспечение:

Ø  Помещение – просторный, хорошо проветриваемый класс, соответствующий санитарным нормам СанПин.

Ø  Аудио установка (магнитофон), ПК компьютеры (возможность использования  Интернет – программ, сайт Единой коллекции ЦОР: http://school-collection.edu.ru/), проекторы (мультимедийное оборудование), интерактивные доски, которые будут задействованы для проведения занятий.

Ø  Информационно-компьютерная поддержка учебного процесса.

Ø  Коридорные рекреации для проведения активной и интерактивной игровой и тренинговых форм  деятельности. 

Дидактическое обеспечение

Ø  Наглядные пособия, дидактические материалы (фото-иллюстрации, тематические слайдовые презентации,  видеоматериал, фонограммы, игровые карточки для  тестовых заданий).

Ø  Музыкальная фонотека.

Ø  Методическая копилка (разработки занятий, сценарии и т.д.).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

 

Школьники приобретут опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

 

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

 Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

    Контролирующие учебные действия направлены на формирование навыков самоконтроля.   

Воспитательные результаты  внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням:                                                                          Первый уровень результатов:

- приобретение знаний о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

- получение знаний об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

    Для достижения данного уровня результатов формируется позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества:

-развитие ценностного отношения школьников к окружающим людям и близким, воспитание чувства сопереживания к товарищам;

- развитие навыков планирования последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи;

- развитие навыка отбора наиболее эффективных способов решения задач общения в зависимости от конкретных условий;

- гармонизация развития учащихся, расширение рамок культурного и образования детей: углубление и расширение способности правильно выполнять действия.

Третий уровень результатов:     - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком;

-приобретение опыта бесконфликтного общения;

- приобретение умения переносить культуру поведения и общения в деятельности на межличностное общение в повседневной жизни;

- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы;

- использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.

     Основная цель занятий - формирование положительной познавательной мотивации и личностное развитие учащихся. Оцениваются достижения учащихся, их усилия, вложенные в свой учебный труд, положительная динамика результатов относительно себя.

Качественные оценки: «Молодец», «Будь внимателен», «Подумай ещё».

Оценка планируемых результатов

Для оценки планируемых результатов освоения программы рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». 

 

Критерии

 

Показатели

Измерители

Сформированность моральных норм и правил поведения

Знает основные моральные нормы и правила поведения

 

Диагностика нравственной воспитанности:-диагностика нравственной самооценки;- диагностика этики поведения;- диагностика отношения к жизненным ценностям;-диагностика нравственной мотивации

Наблюдения педагогов и родителей.

 

1.Соблюдает моральные нормы и правила поведения.

2. Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей

 

1.Методика изучения уровня воспитанности. Наблюдения педагогов и родителей.

2.Анкета «Оцени поступок» (дифференциа-ция конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004).Наблюдения педагогов и родителей.

Формы учета оценки планируемых результатов

1.      Опрос (беседа)

2.      Наблюдение

3.      Диагностика (игровая форма):

·         нравственной самооценки;

·         этики поведения;

·         отношения к жизненным ценностям;

·         нравственной мотивации.

4.       Анкетирование родителей.

2.Учебно-тематический план

 

№ п/п

Содержание программы

Всего часов

Теория

Практика

1.

  Вводное занятие. Беседа  «Что такое вежливость?» ТБ на занятии- игровая форма: игра-кричалка «Разрешается-запрещается».        Игровая программа  «Будем вежливы!»  Входящая диагностика (игр. упр. «Подари солнечную улыбку», «Скажи комплимент»).  Тест на проявление вежливых качеств «Проходите, пожалуйста», «прощание с малознакомым человеком» (новым учителем)    

1

0,5

0,5

2.

Раздел 1. «Я среди людей»

5

3

2

 

Тема № 1: «Мой класс. Игры на сплочение детского коллектива.

(Игры «Я знаю 5 имен девочек (мальчиков)», «Угадай, кого не стало?»)

1

0,5

0,5

Тема № 2: Умею ли я дружить? Игра «Отгадай друга по описанию»

0,5

0

0,5

Тема № 3: «Без друга в жизни туго. Понятие «настоящий друг».

0,5

0,5

0

Тема № 4: «Самолюб никому не люб. Добрые и недобрые поступки. Пути выхода из конфликтных ситуаций».

1

0,5

0,5

Тема № 5: Уважительное отношение к старшим и младшим в семье. В.Осеева «Волшебное слово»

1

0,5

0,5

Тема № 6: «Товарищество и дружба в традициях русского народа»

1

1

0

3.

 Раздел 2. «Речевой этикет»

7

4,5

2,5

 

Тема № 1: «Что такое этика и этикет. Специфика речевого общения.»

1

1

0

Тема № 2: «Роль мимики, жестов и позы в общении.

1

0,5

0,5

Тема № 3: «Вежливые слова».

1

1

0

Тема № 4: «Правила знакомства. Приветствие и прощание».

1

0,5

0,5

Тема № 5: «Обращение. Просьба. Вежливые формы отказа».

1

0,5

0,5

Тема № 6: «Выражение благодарности. Поздравляем и желаем».

1

0,5

0.5

Тема № 7: «Общение по телефону»

1

0,5

0,5

4.

 Раздел 3. «Культура поведения»

11

6,5

4,5

 

 

Тема № 1: Отношение поколений в семье.

1

0,5

0,5

Тема № 2:  Мы на уроке. Этикет в общении с учителем. 

1

0,5

0,5

Тема № 3 Зачем нужны перемены? Школьная перемена - время активного отдыха, игры.

1

0,5

0,5

Тема № 4 Мы в школьной столовой. «Русская пословица не зря  молвится» (народные мудрости к столу)

1

1

0

Тема № 5 Правила поведения на улице. Моделирование ситуаций.

0,5

0,5

0

Тема № 6 Урок – игра «Я – пассажир». Правила поведения в транспорте. Моделирование ситуаций.

0,5

0

0,5

Тема № 7 Правила поведения в общественных местах.

1

1

0

Тема № 8 Экскурсия в школьную  библиотеку.

1

0

1

Тема № 9 Приглашение гостей. Как вести себя в гостях.

1

0,5

0,5

Тема № 10 Умей накрыть стол.

1

0,5

0,5

Тема № 11 Как выбирать и дарить подарки?

1

1

0

Тема № 12 Повседневный этикет. Викторина «Знаю ли я правила поведения?

1

0,5

0.5

5.

 Раздел 4. «Культура внешнего вида»

2

1,5

0,5

 

Тема № 1: «Поговорим о внешнем виде. Сказка о носовом платке. Основные правила Мойдодыра»

1

1

0

Тема № 2: «Каждой вещи своё место». Игра «Собери школьный портфель»

0,5

0

0,5

Тема № 3: Бережливость. Дискуссия «Что тебе дороже – личное или школьное имущество?»

0,5

0,5

0

6.

 Раздел 5. «Сказка ложь, да в ней намек....»

3

0

3

 

Тема № 1: «Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия».

1

0

1

Тема № 2: «Волшебство, чудо и правда в сказках».

0,5

0

0,5

Тема № 3 «Сказка -ложь, да в ней намек…» (мечты людей в сказках)

0,5

0

0,5

Тема № 4 Слайдовая викторина «Пригласи в гости добрых сказочных героев»

1

0

1

7.

Раздел 6. Игровые праздничные программы:

  • «Мисс Золушки» для девочек (в честь 8 марта)
  • «Рыцарский турнир» для мальчиков (в честь 23 февраля)

2

0

2

8.

  Итоговое  занятие. Игровая программа «Ежели вы вежливы…»

1

0

1

Итого:

32

16

16

 

3 .Содержание  программы

 Вводное занятие. (1ч.) 

Знакомство с планом работы на год. ТБ на занятии- игровая форма: игра-кричалка «Разрешается-запрещается». Беседа  «Что такое вежливость?»  Игровая программа  «Будем вежливы!»  Входящая диагностика (игр. упр. «Подари солнечную улыбку», «Скажи комплимент»).  Тест на проявление вежливых качеств «Проходите, пожалуйста», «прощание с малознакомым человеком» (новым учителем)    

Раздел 1 «Я среди людей» (6ч.)

Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Доброе, терпимое отношение по имени к одноклассникам и друзьям, младшим и старшим. Правила вежливости в общении с близкими людьми в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации).

Анализ жизненных ситуаций: добрые и недобрые поступки. Пути выхода из конфликтных ситуаций (преодоление ссор, драк, признание своей вины).  Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций.

Речь – важнейшее средство общения. Товарищество и дружба в традициях русского народа (пословицы и поговорки о дружбе и добре). Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.

Раздел 2 «Речевой этикет» (7ч.)

Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. Основные правила вежливости в общении. Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Разыгрывание ситуаций. Знакомство с правилами приветствия и прощания, извинения и просьбы, благодарности и отказа. Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

Роль мимики и жестов в общении. Слова вежливости, их значение в установлении добрых отношений с окружающими. Этикетные речевые жанры.

Раздел 3 «Культура поведения» (12ч.)

Семейный этикет: Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.

Школьный этикет: Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Знакомство с правилами поведения:  в школе (на уроке, на переменах, в столовой). Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом. Внешкольный этикет: Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок). Культура поведения в общественных местах: за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке. Искусство делать подарки.

Раздел 4 «Культура внешнего вида» (3 ч.) 

Культура внешнего вида: чистота, опрятность, аккуратность в человеке. Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.                                                                                                                                                                                          Бережное отношение к школьному и личному имуществу. Бережливость.

Раздел 5 «Сказка ложь, да в ней намек....» (4 ч.)

Элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов. Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей.

Раздел 6. Игровые праздничные программы ( 2 ч.)

·         Игровая  конкурсная программа «Мисс Золушки» для девочек (в честь 8 марта);

·         Игровая  конкурсная программа «Рыцарский турнир» для мальчиков (в честь 23 февраля).

Итоговое  занятие. Игровая программа «Ежели вы вежливы…»

 

4.      Календарно-тематический план

№ п/п

Раздел, тема, содержание

Всего часов

Класс

1 Б

3 В

№ 1

Вводное занятие. Знакомство с планом работы на год. ТБ на занятии- игровая форма: игра-кричалка «Разрешается-запрещается». Беседа  «Что такое вежливость?» Игровая программа  «Будем вежливы!»  Входящая диагностика (игр. упр. «Подари солнечную улыбку», «Скажи комплимент»).  Тест на проявление вежливых качеств «Проходите, пожалуйста», «прощание с малознакомым человеком» (новым учителем)    

1

01.09

05.09

 

1 раздел «Я среди людей»

 

 

 

№ 2

Тема № 1: «Мой класс. Игры на сплочение детского коллектива.

(Игры «Я знаю 5 имен девочек (мальчиков)», «Угадай, кого не стало?»)

1

08.09

12.09

№ 3

Тема № 2: Умею ли я дружить? Игра «Отгадай друга по описанию»

Тема № 3: «Без друга в жизни туго. Понятие «настоящий друг».

0,5

0,5

15.09

19.09

№ 4

Тема № 4: «Самолюб никому не люб. Добрые и недобрые поступки. Пути выхода из конфликтных ситуаций».

1

22.09

26.09

№ 5

Тема № 5: Уважительное отношение к старшим и младшим в семье. В.Осеева «Волшебное слово»

1

29.09

03.10

№ 6

Тема № 6: «Товарищество и дружба в традициях русского народа»

1

06.10

10.10

 

2 раздел «Речевой этикет»

 

 

 

№ 7

Тема № 1: «Что такое этика и этикет. Специфика речевого общения.»

1

13.10

17.10

№ 8

Тема № 2: «Роль мимики, жестов и позы в общении.

1

20.10

07.11

№ 9

Тема № 3: «Вежливые слова».

1

03.11

14.11

№ 10

Тема № 4: «Правила знакомства. Приветствие и прощание».

1

10.11

21.11

№ 11

Тема № 5: «Обращение. Просьба. Вежливые формы отказа».

1

17.11

28.11

№ 12

Тема № 6: «Выражение благодарности. Поздравляем и желаем».

1

24.11

05.12

№ 13

Тема № 7: «Общение по телефону»

1

01.12

12.12

 

3 раздел «Культура поведения»

 

 

 

№ 14

Тема № 1: Отношение поколений в семье.

1

08.12

19.12

№ 15

Тема № 2:  Мы на уроке. Этикет в общении с учителем. 

1

15.12

09.01

№ 16

Тема № 3 Зачем нужны перемены? Школьная перемена - время активного отдыха, игры.

1

22.12

16.01

№ 17

Тема № 4 Мы в школьной столовой. «Русская пословица не зря  молвится» (народные мудрости к столу)

1

12.01

23.01

№ 18

Тема № 5 Правила поведения на улице. Моделирование ситуаций.

Тема № 6 Правила поведения в общественных местах.

0,5

0,5

19.01

30.01

№ 19

Тема № 7 Урок – игра «Я – пассажир». Правила поведения в транспорте. Моделирование ситуаций.

1

26.01

06.02

№ 20

3 раздел «Культура поведения» Тема № 8 Экскурсия в школьную  библиотеку.

1

02.02

13.02

№ 21

6 раздел. Игровые праздничные программы

Игровая  конкурсная программа «Рыцарский турнир» для мальчиков (в честь 23 февраля).

  •  

1

09.02

20.02

№ 22

6 раздел. Игровые праздничные программы

Игровая  конкурсная программа «Мисс Золушки» для мальчиков (в честь 8 марта).

1

02.03

27.02

 

3 раздел «Культура поведения»

 

 

 

№ 23

Тема № 9 Приглашение гостей. Как вести себя в гостях.

1

09.03

06.03

№ 24

Тема № 10 Умей накрыть стол.

1

16.03

13.03

№ 25

Тема № 11 Как выбирать и дарить подарки?

1

23.03

20.03

№ 26

Тема № 12 Повседневный этикет. Викторина «Знаю ли я правила поведения?

1

06.04

03.04

 

4 раздел «Культура внешнего вида»

 

 

 

№ 27

Тема № 1: «Поговорим о внешнем виде. Сказка о носовом платке. Основные правила Мойдодыра»

1

13.04

10.04

№ 28

Тема № 2: «Каждой вещи своё место». Игра «Собери школьный портфель»

Тема № 3: Бережливость. Дискуссия «Что тебе дороже – личное или школьное имущество?»

0,5

0,5

20.04

17.04

 

5 раздел «Сказка ложь, да в ней намек....»

 

 

 

№ 29

Тема № 1: «Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия».

1

27.04

24.04

№ 30

Тема № 2: «Волшебство, чудо и правда в сказках».

 Тема № 3 «Сказка -ложь, да в ней намек…» (мечты людей в сказках)

0,5

0,5

04.05

08.05

№ 31

Тема № 4 Слайдовая викторина «Пригласи в гости добрых сказочных героев»

1

11.05

15.05

№ 32

Итоговое занятие. Игровая программа «Ежели вы вежливы…» Итоговая диагностика. ТБ «Безопасное лето».

1

18.05

22.05

 

Итого

32

 

 

 

 

5. Методическое обеспечение программы

Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности.

       Для решения поставленных программных задач, требуются эффективные формы организации образовательного процесса, новые педагогические технологии, активные методы обучения, так как традиционное репродуктивное обучение отводит пассивную роль обучающемуся и не позволяет достичь поставленных  программных целей.                                                                                                Образовательный процесс построен на современных педагогических технологиях:                                                                                          1.Технология целостного процесса обучения и воспитания                                                                                                                                                  2. Технология активного обучения  «тренинг»                                                                                                                                                          3.Технология обучения творчеству                                                                                                                                                                          4.Технология учебного диалога                                                                                                                                                                                                     5. Технология игровой                                                                                                                                                                                                     

Формы обучения:

  • групповая, коллективная, парная;
  • тематические занятия;
  • игровые уроки;
  • конкурсы, викторины, игровые тесты на лучшее знание правил поведения;
  • подготовка и проведение игр и праздников для девочек ( к  8 Марта) и для мальчиков ( к 23 февраля).                                                                                                                          

       Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-

воспитательном процессе. Оно направлено, прежде всего, на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:

личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;            

стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;

развивающие нравственное сознание;

активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.

 

 

Воспитательные аспекты программы

      В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой важнейшей целью всякого общества. Недостатки, допущенные в нравственном воспитании, наносят обществу невосполнимый урон. Жить человек должен в согласии с законами нравственности. Эти законы и нормы поведения составляют систему нравственных воззрений человека и превращаются в смысл его жизни. Сегодня наше общество, вступившее в 21 век, находится в стадии возрождения, становления общенациональной культуры, нравственности и духовности.

      Основная задача школы - помочь ребенку разобраться в изменениях общества, стать человеком, умеющим войти в это общество и жить в нём, принося пользу обществу, основываясь на твердых нравственных позициях. Программа «Веселый этикет» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности. Главное назначение данного курса - формирование представлений о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире, приобщение к элементам этики, культуры, права, осознание младшими школьниками собственного «Я» в жизни. Занятия помогают восстановить позитивную окрашенность отношений детей с окружающим миром. Ребёнок учится жить в ладу с собой и окружающим миром, важно принимать его таким, какой он есть, учитывать добровольное желание в выполнении игр и упражнений.                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Используемая литература

  1. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. Развитие коммуникативных способностей ребенкаю.ю Екатеринбург. АРД ЛТД, 1997.
  2. Васильева-Гангус, Л. Азбука вежливости [Текст] / Л. Васильева-Гангус. -М.: Педагогика, 2004.-141с.

3.      Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.

4.      Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.

  1. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках. Т. А. Ладынежская. и др. - М.: «Просвещение», 2002;            
  2. Камычек, Я. Вежливость на каждый день [Текст] / Я. Камычек. - М.: Педагогика, 2005.-123с.
  3. Карнеги, Д. Как завоевывать друзей [Текст] / Д. Карнеги. – М.: Олма-Пресс, 2008.- 230с.

8.      Классные часы. Н.А. Горбунова.  Волгоград, «Учитель АСТ»,2004;  

  1. Лаврентьева, Л. И. Школа и нравственное воспитание личности [Текст] / Л. И. Лаврентьева // Завуч начальной школы. 2004.-№ 5.- С. 13-20.
  2. Максимовский, М. Этикет делового человека [Текст] / М. Максимовский. - М.: Вако, 2004.-125с.

11.  Сборник программ внеурочной деятельности 1-4 классы. Под редакцией Н.Ф. Виноградовой, М., 2013;

  1. Смолка, К. Правила хорошего тона [Текст] / К. Смолка. - М.: Нива, 2007.-134с.

13.  Учимся играя. В. В.Волина. М.: «Просвещение», 1994;                      

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

Пояснительная записка

Пояснительная записка

СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" »; -

СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" »; -

Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать…

Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать…

Задачи: Образовательные: Ø познакомить детей с общечеловеческими нормами нравственности; Ø учить детей умению осознавать свои поступки, понимать «что такое хорошо и что такое плохо»; Ø…

Задачи: Образовательные: Ø познакомить детей с общечеловеческими нормами нравственности; Ø учить детей умению осознавать свои поступки, понимать «что такое хорошо и что такое плохо»; Ø…

Описание ценностных ориентиров содержания программы

Описание ценностных ориентиров содержания программы

СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (постановление

СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (постановление

Учебные занятия по передаче знаний

Учебные занятия по передаче знаний

Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной…

Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной…

Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи

Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи

Третий уровень результатов: - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком; -приобретение опыта бесконфликтного общения; - приобретение умения переносить…

Третий уровень результатов: - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком; -приобретение опыта бесконфликтного общения; - приобретение умения переносить…

Наблюдения педагогов и родителей

Наблюдения педагогов и родителей

Раздел 1. «Я среди людей» 5 3 2

Раздел 1. «Я среди людей» 5 3 2

Раздел 1. «Я среди людей» 5 3 2

Раздел 1. «Я среди людей» 5 3 2

Содержание программы Вводное занятие

Содержание программы Вводное занятие

Раздел 3 « Культура поведения» ( 12ч

Раздел 3 « Культура поведения» ( 12ч

Календарно-тематический план № п/п

Календарно-тематический план № п/п

Тема № 5: «Обращение. Просьба

Тема № 5: «Обращение. Просьба

Тема № 12 Повседневный этикет

Тема № 12 Повседневный этикет

Образовательный процесс построен на современных педагогических технологиях: 1

Образовательный процесс построен на современных педагогических технологиях: 1

Воспитательные аспекты программы

Воспитательные аспекты программы

Используемая литература Богуславская

Используемая литература Богуславская
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.10.2022