приложение
к основной образовательной программе
среднего общего образования
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 21 Г. САЛЬСКА
Рассмотрено на заседании МО учителей ______________________ (Протокол № 1 от 30.08.2022 г.) Руководитель МО _______/________________ |
«Согласовано» заместитель директора по воспитательной работе ___________/О.В. Деркунская от «30» августа 2022 г. |
«Утверждаю» приказ от 30.08.2022 г. № 211 Директор МБОУ СОШ № 21 г. Сальска ______/Т.И. Светличная |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ВЕСЕЛЫЙ ЭТИКЕТ»
на 2022-2023 учебный год
Срок реализации - 1 год обучения
Составитель: Артюшина Н.Н.,
учитель внеурочной деятельности
г. Сальск
2022
1. Пояснительная записка
Приоритетной целью российской системы образования является развитие обучающихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Веселый этикет» является модифицированной, предназначена для обучающихся 1-3 классов, имеет духовно-нравственное направление внеурочной деятельности и включает в содержание несколько видов развивающей деятельности: «проблемно-ценностное общение», «социальное творчество», «познавательную», «игровую», составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС НОО утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 г. № 373, ФГОС основного образования, Письмо от 19.04.2011 г. № 03-255 «О введении ФГОС общего образования»), опирается на законодательную базу, основные нормативные документы:
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 28 от 28.09.2020 "Об утверждении санитарно правил СП 2.4 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления для детей и молодежи ";
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 26 от 10.07.2015 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (вместе с "СанПиН 2.4.2.3286-15. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...") (зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 № 38528);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 16 от 30.06.2020 "Об утверждении санитарно- эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598 -20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"; - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 2 от 28 января 2021 года «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Поповой А.Ю. от 24.03.2021 № 10 «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологический правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16» и методические рекомендации по организации работы организаций отдыха и их оздоровления в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 в 2021 году.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. N 729-р, «Разработка предложений о сроках реализации дополнительных общеразвивающих программ».
- Уставом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения среднего общего образования № 21г. Сальска.
Очень важно научить ребёнка ориентироваться в духовных ценностях современного мира, понимать «что такое хорошо и что такое плохо». С первых лет жизни ребёнку необходимо прививать навыки вежливого поведения. Вежливость предполагает искусство человеческого общения. Это сумма поступков, определяющих внутреннюю культуру человека. Вежливый человек - это человек, умеющий управлять своими эмоциями вне зависимости от того, каким темпераментом наделила его природа. Это всегда личность в высшей степени гуманизированная, обогащённая всем разнообразием существующих ныне в мире связей и отношений, обогащённая духовно и морально.
Программа внеурочной деятельности «Весёлый этикет» направлена на обогащение внутренней культуры ребёнка, которая проявляется в его каждодневном внешнем поведении; ориентирована на творческую активность и инициативу и взрослого и детей в освоении эстетики окружающего мира, взаимоотношений между людьми.
Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных руководителей.
Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и обучающихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.
Курс «Веселый этикет» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса, так как соответствует его стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности обучающихся».
Данная программа позволяет обучающимся 1 - 2 классов познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике.
Своеобразие и новизна программы. В современном нам обществе, которое характеризуется сложностью и многообразием ценностей, установок и норм обостряется конфликт личности. Предложенная программа - это курс специальных занятий, направленных на развитие и приобретение социально-нравственного опыта ребенка, который даст ему возможность в будущем правильно относиться к любым изменениям в жизни с сохранением физического и психического здоровья. Создание ситуаций успеха на занятиях по программе «Веселый этикет» является одним из основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых учащийся добивается хороших результатов, что ведёт к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и “лёгкости” процесса обучения.
Учёт возрастных особенностей школьников (биологических, социальных, психологических) как при определении задач воспитательной работы, так и при выборе форм её реализации. В альтернативу репродуктивным формам работы в 1-2 классе в программу включены диалоговые, игровые, практические ( тренинговые) формы групповой работы, когда можно не просто услышать, «как надо», а высказать своё мнение, открыто общаться и делать выбор методом «проб и ошибок» на основе предложенных вариантов, учиться сравнивать и анализировать, приобретать знания и личностный опыт.
Цель
программы: Освоение обучающимися норм нравственного отношения к миру,
людям, самим себе.
Задачи:
Ø познакомить детей с общечеловеческими нормами нравственности;
Ø учить детей умению осознавать свои поступки, понимать «что такое хорошо и что такое плохо»;
Ø учить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;
Ø учить детей уважать себя, верить в свои силы и творческие способности;
Ø познакомить с правилами вежливого поведения, правилами красивых манер, выработать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома;
2. Развивающие:
Ø способствовать развитию личности младших школьников;
Ø формировать потребность понимать другого и уважать его позицию, точку зрения;
Ø формировать основы нравственных норм поведения у детей, учить успешно строить гармоничные отношения с людьми, природой;
Ø развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;
3.Воспитательные:
Ø воспитать в сердцах и умах детей такие качества, как доброта, гуманность, стремление к высоким идеалам и творчеству;
Ø приобщить детей к богатому наследию человеческой культуры и дать понятия многообразия человеческих отношений;
Ø воспитать у учащихся стремление быть порядочными людьми.
Воспитательные идеи программы:
v Старайся делать добро!
v Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
v Познай мир и себя!
Программа «Веселый этикет»
строится на следующих концептуальных принципах:
- принцип гуманизма;
- принцип системности;
- принцип дифференциации;
- принцип сотрудничества;
- принцип увлекательности;
- принцип коллективизма;
- принцип междисциплинарной интеграции;
- добровольности;
- практическая целесообразность;
- возрастная адекватность;
- культорологическая сообразность.
Описание ценностных ориентиров содержания программы
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Условия эффективной реализации программы
Организация образовательного процесса по внеурочной деятельности строится в соответствии с программой «Веселый этикет», которая носит стартовый (ознакомительный) уровень; руководствуется СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28).
Программа предназначена для воспитания и развития обучающихся 7-10 лет (1-3 класс). Сроки реализации программы: программа рассчитана на 1 год обучения, объём реализации программы 36 часов (1 занятие в неделю), продолжительность занятия – 20 минут. Количество обучающихся в группе – 15 -25 человек. Занятия проводятся со всеми желающими обучающимися, без какого-либо отбора. Занятия желательно проводить в классной аудитории, оснащенной мультимедийным оборудованием.
Набор в группы осуществляется по желанию обучающихся, родителей (законных представителей); в соответствии с Уставом учреждения, на основании выше перечисленных документов и письменного заявления родителей (законных представителей).
Занятие состоит из трёх частей и проводится с элементами социально - психологического тренинга:
Вводная часть.
Цель вводной части занятий – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками; включает в себя создание и обсуждение темы, проблемной ситуации.
Основная (рабочая) часть.
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Она направлена на обсуждение темы, на разыгрывание ситуации и поиск верного решения, проведение игровых моментов занятия, на работу с фольклорной и художественной литературой. Основная форма проведения занятия – фронтальная.
Заключительная часть.
Основной целью этой части занятия является закрепление положительных эмоций от работы, рефлексия и подведение итога совместной деятельности на занятии, обсуждение момента применения новых знаний в реальной жизненной ситуации.
Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме с элементами театрализации и игрового тренинга. Приветствие и прощание носят ритуальный характер. В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы. Полученная таким образом информация лучше запоминается. Содержание занятий носит вариативный характер и может быть изменено в зависимости от конкретных проблем детей.
Занятия проводятся в классной аудитории базовой школы № 21.
Виды учебных занятий, в зависимости от приоритета обозначенных целей:
1. Учебные занятия по передаче знаний.
2. Учебные занятия по осмыслению детьми знаний и их закреплению.
3. Учебные занятия закрепления знаний.
4. Учебные занятия формирования умений, применения знаний на практике.
5. Тренировочные учебные занятия (отработка умений и навыков).
6. Учебные занятия по обобщению и систематизации знаний.
Материально-техническое и информационное обеспечение:
Ø Помещение – просторный, хорошо проветриваемый класс, соответствующий санитарным нормам СанПин.
Ø Аудио установка (магнитофон), ПК компьютеры (возможность использования Интернет – программ, сайт Единой коллекции ЦОР: http://school-collection.edu.ru/), проекторы (мультимедийное оборудование), интерактивные доски, которые будут задействованы для проведения занятий.
Ø Информационно-компьютерная поддержка учебного процесса.
Ø Коридорные рекреации для проведения активной и интерактивной игровой и тренинговых форм деятельности.
Дидактическое обеспечение
Ø Наглядные пособия, дидактические материалы (фото-иллюстрации, тематические слайдовые презентации, видеоматериал, фонограммы, игровые карточки для тестовых заданий).
Ø Музыкальная фонотека.
Ø Методическая копилка (разработки занятий, сценарии и т.д.).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Школьники приобретут опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Контролирующие учебные действия направлены на формирование навыков самоконтроля.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням: Первый уровень результатов:
- приобретение знаний о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
- получение знаний об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Для достижения данного уровня результатов формируется позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества:
-развитие ценностного отношения школьников к окружающим людям и близким, воспитание чувства сопереживания к товарищам;
- развитие навыков планирования последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи;
- развитие навыка отбора наиболее эффективных способов решения задач общения в зависимости от конкретных условий;
- гармонизация развития учащихся, расширение рамок культурного и образования детей: углубление и расширение способности правильно выполнять действия.
Третий уровень результатов: - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком;
-приобретение опыта бесконфликтного общения;
- приобретение умения переносить культуру поведения и общения в деятельности на межличностное общение в повседневной жизни;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы;
- использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.
Основная цель занятий - формирование положительной познавательной мотивации и личностное развитие учащихся. Оцениваются достижения учащихся, их усилия, вложенные в свой учебный труд, положительная динамика результатов относительно себя.
Качественные оценки: «Молодец», «Будь внимателен», «Подумай ещё».
Оценка планируемых результатов
Для оценки планируемых результатов освоения программы рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».
Критерии
|
Показатели |
Измерители |
Сформированность моральных норм и правил поведения |
Знает основные моральные нормы и правила поведения
|
Диагностика нравственной воспитанности:-диагностика нравственной самооценки;- диагностика этики поведения;- диагностика отношения к жизненным ценностям;-диагностика нравственной мотивации |
Наблюдения педагогов и родителей.
|
1.Соблюдает моральные нормы и правила поведения. 2. Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей
|
1.Методика изучения уровня воспитанности. Наблюдения педагогов и родителей. 2.Анкета «Оцени поступок» (дифференциа-ция конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004).Наблюдения педагогов и родителей. |
Формы учета оценки планируемых результатов
1. Опрос (беседа)
2. Наблюдение
3. Диагностика (игровая форма):
· нравственной самооценки;
· этики поведения;
· отношения к жизненным ценностям;
· нравственной мотивации.
4. Анкетирование родителей.
2.Учебно-тематический план
№ п/п |
Содержание программы |
Всего часов |
Теория |
Практика |
1. |
Вводное занятие. Беседа «Что такое вежливость?» ТБ на занятии- игровая форма: игра-кричалка «Разрешается-запрещается». Игровая программа «Будем вежливы!» Входящая диагностика (игр. упр. «Подари солнечную улыбку», «Скажи комплимент»). Тест на проявление вежливых качеств «Проходите, пожалуйста», «прощание с малознакомым человеком» (новым учителем) |
1 |
0,5 |
0,5 |
2. |
Раздел 1. «Я среди людей» |
5 |
3 |
2 |
|
Тема № 1: «Мой класс. Игры на сплочение детского коллектива. (Игры «Я знаю 5 имен девочек (мальчиков)», «Угадай, кого не стало?») |
1 |
0,5 |
0,5 |
Тема № 2: Умею ли я дружить? Игра «Отгадай друга по описанию» |
0,5 |
0 |
0,5 |
|
Тема № 3: «Без друга в жизни туго. Понятие «настоящий друг». |
0,5 |
0,5 |
0 |
|
Тема № 4: «Самолюб никому не люб. Добрые и недобрые поступки. Пути выхода из конфликтных ситуаций». |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Тема № 5: Уважительное отношение к старшим и младшим в семье. В.Осеева «Волшебное слово» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Тема № 6: «Товарищество и дружба в традициях русского народа» |
1 |
1 |
0 |
|
3. |
Раздел 2. «Речевой этикет» |
7 |
4,5 |
2,5 |
|
Тема № 1: «Что такое этика и этикет. Специфика речевого общения.» |
1 |
1 |
0 |
Тема № 2: «Роль мимики, жестов и позы в общении. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Тема № 3: «Вежливые слова». |
1 |
1 |
0 |
|
Тема № 4: «Правила знакомства. Приветствие и прощание». |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Тема № 5: «Обращение. Просьба. Вежливые формы отказа». |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Тема № 6: «Выражение благодарности. Поздравляем и желаем». |
1 |
0,5 |
0.5 |
|
Тема № 7: «Общение по телефону» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
4. |
Раздел 3. «Культура поведения» |
11 |
6,5 |
4,5 |
|
Тема № 1: Отношение поколений в семье. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Тема № 2: Мы на уроке. Этикет в общении с учителем. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Тема № 3 Зачем нужны перемены? Школьная перемена - время активного отдыха, игры. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Тема № 4 Мы в школьной столовой. «Русская пословица не зря молвится» (народные мудрости к столу) |
1 |
1 |
0 |
|
Тема № 5 Правила поведения на улице. Моделирование ситуаций. |
0,5 |
0,5 |
0 |
|
Тема № 6 Урок – игра «Я – пассажир». Правила поведения в транспорте. Моделирование ситуаций. |
0,5 |
0 |
0,5 |
|
Тема № 7 Правила поведения в общественных местах. |
1 |
1 |
0 |
|
Тема № 8 Экскурсия в школьную библиотеку. |
1 |
0 |
1 |
|
Тема № 9 Приглашение гостей. Как вести себя в гостях. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Тема № 10 Умей накрыть стол. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Тема № 11 Как выбирать и дарить подарки? |
1 |
1 |
0 |
|
Тема № 12 Повседневный этикет. Викторина «Знаю ли я правила поведения? |
1 |
0,5 |
0.5 |
|
5. |
Раздел 4. «Культура внешнего вида» |
2 |
1,5 |
0,5 |
|
Тема № 1: «Поговорим о внешнем виде. Сказка о носовом платке. Основные правила Мойдодыра» |
1 |
1 |
0 |
Тема № 2: «Каждой вещи своё место». Игра «Собери школьный портфель» |
0,5 |
0 |
0,5 |
|
Тема № 3: Бережливость. Дискуссия «Что тебе дороже – личное или школьное имущество?» |
0,5 |
0,5 |
0 |
|
6. |
Раздел 5. «Сказка ложь, да в ней намек....» |
3 |
0 |
3 |
|
Тема № 1: «Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия». |
1 |
0 |
1 |
Тема № 2: «Волшебство, чудо и правда в сказках». |
0,5 |
0 |
0,5 |
|
Тема № 3 «Сказка -ложь, да в ней намек…» (мечты людей в сказках) |
0,5 |
0 |
0,5 |
|
Тема № 4 Слайдовая викторина «Пригласи в гости добрых сказочных героев» |
1 |
0 |
1 |
|
7. |
Раздел 6. Игровые праздничные программы:
|
2 |
0 |
2 |
8. |
Итоговое занятие. Игровая программа «Ежели вы вежливы…» |
1 |
0 |
1 |
Итого: |
32 |
16 |
16 |
3 .Содержание программы
Вводное занятие. (1ч.)
Знакомство с планом работы на год. ТБ на занятии- игровая форма: игра-кричалка «Разрешается-запрещается». Беседа «Что такое вежливость?» Игровая программа «Будем вежливы!» Входящая диагностика (игр. упр. «Подари солнечную улыбку», «Скажи комплимент»). Тест на проявление вежливых качеств «Проходите, пожалуйста», «прощание с малознакомым человеком» (новым учителем)
Раздел 1 «Я среди людей» (6ч.)
Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Доброе, терпимое отношение по имени к одноклассникам и друзьям, младшим и старшим. Правила вежливости в общении с близкими людьми в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации).
Анализ жизненных ситуаций: добрые и недобрые поступки. Пути выхода из конфликтных ситуаций (преодоление ссор, драк, признание своей вины). Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций.
Речь – важнейшее средство общения. Товарищество и дружба в традициях русского народа (пословицы и поговорки о дружбе и добре). Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
Раздел 2 «Речевой этикет» (7ч.)
Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. Основные правила вежливости в общении. Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Разыгрывание ситуаций. Знакомство с правилами приветствия и прощания, извинения и просьбы, благодарности и отказа. Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
Роль мимики и жестов в общении. Слова вежливости, их значение в установлении добрых отношений с окружающими. Этикетные речевые жанры.
Раздел 3 «Культура поведения» (12ч.)
Семейный этикет: Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.
Школьный этикет: Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Знакомство с правилами поведения: в школе (на уроке, на переменах, в столовой). Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом. Внешкольный этикет: Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок). Культура поведения в общественных местах: за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке. Искусство делать подарки.
Раздел 4 «Культура внешнего вида» (3 ч.)
Культура внешнего вида: чистота, опрятность, аккуратность в человеке. Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации. Бережное отношение к школьному и личному имуществу. Бережливость.
Раздел 5 «Сказка ложь, да в ней намек....» (4 ч.)
Элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов. Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей.
Раздел 6. Игровые праздничные программы ( 2 ч.)
· Игровая конкурсная программа «Мисс Золушки» для девочек (в честь 8 марта);
· Игровая конкурсная программа «Рыцарский турнир» для мальчиков (в честь 23 февраля).
Итоговое занятие. Игровая программа «Ежели вы вежливы…»
4. Календарно-тематический план
№ п/п |
Раздел, тема, содержание |
Всего часов |
Класс |
|
1 Б |
3 В |
|||
№ 1 |
Вводное занятие. Знакомство с планом работы на год. ТБ на занятии- игровая форма: игра-кричалка «Разрешается-запрещается». Беседа «Что такое вежливость?» Игровая программа «Будем вежливы!» Входящая диагностика (игр. упр. «Подари солнечную улыбку», «Скажи комплимент»). Тест на проявление вежливых качеств «Проходите, пожалуйста», «прощание с малознакомым человеком» (новым учителем) |
1 |
01.09 |
05.09 |
|
1 раздел «Я среди людей» |
|
|
|
№ 2 |
Тема № 1: «Мой класс. Игры на сплочение детского коллектива. (Игры «Я знаю 5 имен девочек (мальчиков)», «Угадай, кого не стало?») |
1 |
08.09 |
12.09 |
№ 3 |
Тема № 2: Умею ли я дружить? Игра «Отгадай друга по описанию» Тема № 3: «Без друга в жизни туго. Понятие «настоящий друг». |
0,5 0,5 |
15.09 |
19.09 |
№ 4 |
Тема № 4: «Самолюб никому не люб. Добрые и недобрые поступки. Пути выхода из конфликтных ситуаций». |
1 |
22.09 |
26.09 |
№ 5 |
Тема № 5: Уважительное отношение к старшим и младшим в семье. В.Осеева «Волшебное слово» |
1 |
29.09 |
03.10 |
№ 6 |
Тема № 6: «Товарищество и дружба в традициях русского народа» |
1 |
06.10 |
10.10 |
|
2 раздел «Речевой этикет» |
|
|
|
№ 7 |
Тема № 1: «Что такое этика и этикет. Специфика речевого общения.» |
1 |
13.10 |
17.10 |
№ 8 |
Тема № 2: «Роль мимики, жестов и позы в общении. |
1 |
20.10 |
07.11 |
№ 9 |
Тема № 3: «Вежливые слова». |
1 |
03.11 |
14.11 |
№ 10 |
Тема № 4: «Правила знакомства. Приветствие и прощание». |
1 |
10.11 |
21.11 |
№ 11 |
Тема № 5: «Обращение. Просьба. Вежливые формы отказа». |
1 |
17.11 |
28.11 |
№ 12 |
Тема № 6: «Выражение благодарности. Поздравляем и желаем». |
1 |
24.11 |
05.12 |
№ 13 |
Тема № 7: «Общение по телефону» |
1 |
01.12 |
12.12 |
|
3 раздел «Культура поведения» |
|
|
|
№ 14 |
Тема № 1: Отношение поколений в семье. |
1 |
08.12 |
19.12 |
№ 15 |
Тема № 2: Мы на уроке. Этикет в общении с учителем. |
1 |
15.12 |
09.01 |
№ 16 |
Тема № 3 Зачем нужны перемены? Школьная перемена - время активного отдыха, игры. |
1 |
22.12 |
16.01 |
№ 17 |
Тема № 4 Мы в школьной столовой. «Русская пословица не зря молвится» (народные мудрости к столу) |
1 |
12.01 |
23.01 |
№ 18 |
Тема № 5 Правила поведения на улице. Моделирование ситуаций. Тема № 6 Правила поведения в общественных местах. |
0,5 0,5 |
19.01 |
30.01 |
№ 19 |
Тема № 7 Урок – игра «Я – пассажир». Правила поведения в транспорте. Моделирование ситуаций. |
1 |
26.01 |
06.02 |
№ 20 |
3 раздел «Культура поведения» Тема № 8 Экскурсия в школьную библиотеку. |
1 |
02.02 |
13.02 |
№ 21 |
6 раздел. Игровые праздничные программы Игровая конкурсная программа «Рыцарский турнир» для мальчиков (в честь 23 февраля). |
1 |
09.02 |
20.02 |
№ 22 |
6 раздел. Игровые праздничные программы Игровая конкурсная программа «Мисс Золушки» для мальчиков (в честь 8 марта). |
1 |
02.03 |
27.02 |
|
3 раздел «Культура поведения» |
|
|
|
№ 23 |
Тема № 9 Приглашение гостей. Как вести себя в гостях. |
1 |
09.03 |
06.03 |
№ 24 |
Тема № 10 Умей накрыть стол. |
1 |
16.03 |
13.03 |
№ 25 |
Тема № 11 Как выбирать и дарить подарки? |
1 |
23.03 |
20.03 |
№ 26 |
Тема № 12 Повседневный этикет. Викторина «Знаю ли я правила поведения? |
1 |
06.04 |
03.04 |
|
4 раздел «Культура внешнего вида» |
|
|
|
№ 27 |
Тема № 1: «Поговорим о внешнем виде. Сказка о носовом платке. Основные правила Мойдодыра» |
1 |
13.04 |
10.04 |
№ 28 |
Тема № 2: «Каждой вещи своё место». Игра «Собери школьный портфель» Тема № 3: Бережливость. Дискуссия «Что тебе дороже – личное или школьное имущество?» |
0,5 0,5 |
20.04 |
17.04 |
|
5 раздел «Сказка ложь, да в ней намек....» |
|
|
|
№ 29 |
Тема № 1: «Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия». |
1 |
27.04 |
24.04 |
№ 30 |
Тема № 2: «Волшебство, чудо и правда в сказках». Тема № 3 «Сказка -ложь, да в ней намек…» (мечты людей в сказках) |
0,5 0,5 |
04.05 |
08.05 |
№ 31 |
Тема № 4 Слайдовая викторина «Пригласи в гости добрых сказочных героев» |
1 |
11.05 |
15.05 |
№ 32 |
Итоговое занятие. Игровая программа «Ежели вы вежливы…» Итоговая диагностика. ТБ «Безопасное лето». |
1 |
18.05 |
22.05 |
|
Итого |
32 |
|
|
5. Методическое обеспечение программы
Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности.
Для решения поставленных программных задач, требуются эффективные формы организации образовательного процесса, новые педагогические технологии, активные методы обучения, так как традиционное репродуктивное обучение отводит пассивную роль обучающемуся и не позволяет достичь поставленных программных целей. Образовательный процесс построен на современных педагогических технологиях: 1.Технология целостного процесса обучения и воспитания 2. Технология активного обучения «тренинг» 3.Технология обучения творчеству 4.Технология учебного диалога 5. Технология игровой
Формы обучения:
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-
воспитательном процессе. Оно направлено, прежде всего, на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
- личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
- стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
- развивающие нравственное сознание;
- активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.
Воспитательные аспекты программы
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой важнейшей целью всякого общества. Недостатки, допущенные в нравственном воспитании, наносят обществу невосполнимый урон. Жить человек должен в согласии с законами нравственности. Эти законы и нормы поведения составляют систему нравственных воззрений человека и превращаются в смысл его жизни. Сегодня наше общество, вступившее в 21 век, находится в стадии возрождения, становления общенациональной культуры, нравственности и духовности.
Основная задача школы - помочь ребенку разобраться в изменениях общества, стать человеком, умеющим войти в это общество и жить в нём, принося пользу обществу, основываясь на твердых нравственных позициях. Программа «Веселый этикет» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности. Главное назначение данного курса - формирование представлений о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире, приобщение к элементам этики, культуры, права, осознание младшими школьниками собственного «Я» в жизни. Занятия помогают восстановить позитивную окрашенность отношений детей с окружающим миром. Ребёнок учится жить в ладу с собой и окружающим миром, важно принимать его таким, какой он есть, учитывать добровольное желание в выполнении игр и упражнений.
6.Используемая литература
3. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
8. Классные часы. Н.А. Горбунова. Волгоград, «Учитель АСТ»,2004;
11. Сборник программ внеурочной деятельности 1-4 классы. Под редакцией Н.Ф. Виноградовой, М., 2013;
13. Учимся играя. В. В.Волина. М.: «Просвещение», 1994;
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.