Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный журналист»
Оценка 5

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный журналист»

Оценка 5
Разработки курсов
doc
русская литература +1
9 кл—11 кл
08.06.2020
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный журналист»
Материал представляет собой Рабочую программу курса внеурочной деятельности "Юнй журналист"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ.doc

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Юный журналист»

для 9 б класса

на 2019 - 2020 учебный год

Направление деятельности:  социальное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала Турабова Лилия Юрьевна,

учитель высшей квалификационной категории

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности курса «Юный журналист» рассчитана на обучающихся 9 класса, заинтересованных в овладении практическими навыками работы журналиста, и ориентирована на применение широкого комплекса знаний по русскому языку и литературе.

Программа курса  внеурочной деятельности «Юный журналист»  для учащихся 9 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образованияВ воспитании и образовании молодого поколения особую роль играют средства массовой информации. Они не только становятся «окном в мир» для ребят, но и серьезно воздействуют на их жизненные идеалы и ценности: как источник социальной информации определяют, формируют не только видение мира и восприятие других людей, но и отношение к обществу. Главная же задача образовательного процесса – социализация личности, превращение ее в элемент общественных отношений. Поэтому сосуществование образовательной системы и детского СМИ должно быть плодотворным, а их взаимодействие является мощным фактором социального и творческого развития подрастающего поколения.

Согласно учебному плану учреждения на реализацию этой программы отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.

Срок реализации программы – 1 год.

 

 

 

 

 

 

 

Описание новизны, актуальности программы

Актуальность кружка «Юный журналист» связана с решением задач общеобразовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, социализация и личностное становление детей и подростков в современных условиях.

Пресса, которая выпускается ребятами, дает им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, помогает выявить свои способности, определиться в мире профессий. Занятия журналистикой развивают нестандартное мышление, способность к творческому восприятию и отражению мира, формируют активную и независимую жизненную позицию.

 Умение интересно рассказывать и писать не приходит само собой. Этому умению нужно учиться. Введение данного вида внеурочной деятельности определено тем, что определенный круг обучающихся стремится развить в себе способности, необходимые для занятий журналистикой. Программа «Юный журналист» ориентирована на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли журналистов. Кроме того, занятия по данной программе направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, развитие фантазии и способности мыслить гибко и четко, укрепление связей с ближайшим социальным окружением.

 

 

 

 

 

 

Цели программы

·        дать представление о сфере массовой коммуникации,

·        познакомить с основами журналистского мастерства,

·        создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности,

·        расширить кругозор, развить владение словом.

 

Задачи программы

1.     Обучающие:

·        знакомство с принципами журналистской деятельности

·        формирование навыков журналистского мастерства и приобретение первичного профессионального опыта.

2.     Воспитывающие:

·        формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения,

·        привитие культуры общения с миром средств массовой информации,

·        пробуждение интереса к прессе и формирование осознанного отношения к журналистике как виду деятельности.

3.     Развивающая:

·        развитие творческих способностей и мышления.

 

 

 

 

Формы, методы, способы и средства реализации программы

 Обучение строится на основе процессов анализа, синтеза, проектирования. Ребята в процессе совместной деятельности  учатся ставить   перед собой цель, идти  к намеченной цели, видеть перспективу развития.

В процессе  работы по выпуску школьной газеты у ребят возрастает мотивация  к обучению.  Учащиеся  совершенствуют навыки литературного творчества, получают первый журналистский опыт, повышают грамотность. Кроме того, ребята приобретают  знания и умения по составлению текстов, планированию и макетированию газеты; демонстрируют  уровень компьютерной грамотности, коммуникативной культуры.

Программа включает в себя вопросы речевого этикета, что позволит ребятам научиться правильно  использовать речевые этикетные формулы, умело выстраивать общение в любой ситуации.

 В работе используются технологии личностно-ориентированного обучения. Организация занятий должна соответствовать принципам доступности, индивидуальности, результативности.

Основные формы и методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: лекции; семинарские занятия;  практические занятия (написание статей различных жанров, редактирование текстов, корректировка); ролевые игры.

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать:

1.     о профессии журналиста в целом,

2.     об основных специальностях журналиста: корреспонденте, репортере, комментаторе, фотокорреспонденте,

3.     о том, что такое газета и ее основных рубриках,

4.     о том, как выпускается газета (сбор материала, написание статьи, редактирование, оформление).

5.     особенности, связанные с выпуском газеты (выбор тем, расположение рубрик, написание статьи, подборка иллюстративного материала, редактирование),

6.     что такое газетная статья, основные жанры статьи (заметка, репортаж, публицистическая статья, интервью),

7.     особенности профессии журналиста (профессиональные качества, умения, возможности),

8.     основные специальности журналистской деятельности: репортер, корреспондент, комментатор, фотожурналист.

Учащиеся должны уметь:

1.     написать газетную статью в основных жанрах:

·        заметка о каком-либо культурном событии,

·        статья на нравственно-моральную тему,

·        репортаж о спортивном мероприятии,

·        интервью с интересным человеком,

2.     посетить различные внутришкольные мероприятия, провести встречу с интересным человеком в качестве журналиста с целью написания газетной статьи в жанрах заметки, интервью, репортаже,

3.     смоделировать и выпустить номер газеты творческой группой с распределением обязанностей на журналистов, иллюстраторов, фотокорреспондентов, редактора).

4.     умение работать со справочной литературой (словарями, энциклопедиями),

Контроль степени результативности реализации образовательной программы проводится в следующих формах:

·        Выпуск школьной газеты;

·        Создание и публикация своих работ;

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение в журналистику. Сообщение информации как главная функция журналистики. Многообразие ролей СМИ в обществе: коммуникативная, информационная, культурно-образовательная. Журналистика и научно-технический прогресс. Общая характеристика основных каналов распространения информации. Газета как старейшая форма СМИ. Профессиональные и личностные качества, необходимые для работы журналиста.

Школьная газета как одна из форм средств массовой информации. Специфика школьной прессы как вида массмедиа. Основные функции: образовательная, коммуникативная, информационная. Миссия, главные задачи и цели газет образовательных учреждений. Проблема выбора целевой аудитории школьной газеты. Основные группы читателей: администрация, учителя, ученики и их друзья и родители. Основные принципы формирования целевой аудитории.   Разработка концепции издания, как один из главнейших этапов создания школьной газеты. Основные вопросы, которые помогут сформулировать программу издания.  Школьная редакция – специфика организации работы. Структура и основные принципы взаимодействия, инструменты управления творческим коллективом. «Редакционный» портфель.

Дизайн школьной газеты. Современные принципы оформления газет. Элементы полосы. Заголовок, его назначение в газете и рекомендации по оформлению.

Основы творческой деятельности журналиста. Творческая составляющая профессии журналиста. Качества, необходимые журналисту. Понятие творчества. 

Основные жанры школьной газеты. Журналистский текст, его специфика. Зарисовка. Определение особенностей жанра. Житейская история. Определение особенностей жанра. Заметка. Разновидности материалов этого жанра.

Интервью. Виды  интервью.  Статья. Роль статьи в газетах и журналах. Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий, информационный, рецензирующий прессу. Репортаж. Жанровое своеобразие. Очерк. Очерки событийные и путевые. Портретный очерк, проблемный очерк. Фельетон. Особые приемы изложения.

Выпуск школьной газеты. План номера – функции, основные содержательные элементы. Принципы планирования работы школьной редакции. Постоянная структура номера. Планирование спецпроектов.

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Тематика учебного курса

Кол-во часов

Примечание

1

Тема № 1. Введение в журналистику.

6

 

2

Тема № 2. Школьная газета как одна из форм средств массовой информации.

6

 

3

Дизайн школьной газеты.

4

 

4

Основы творческой деятельности журналиста.

3

 

5

Основные жанры школьной газеты.

11

 

6

Выпуск школьной газеты

3

 

 

ИТОГО

34

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

 

п/п

 

Раздел/ Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

 

Примеча

ние

По плану

Фактич

 

1

2

3

4

5

6

 

Введение в журналистику

(6 ч)

 

 

 

 

1

Сообщение информации как главная функция журналистики.

1

1 неделя

 

 

2

Многообразие ролей СМИ в обществе: коммуникативная, информационная, культурно-образовательная.

1

2 неделя

 

 

3

Журналистика и научно-технический прогресс.

1

3 неделя

 

 

4

Общая характеристика основных каналов распространения информации.

1

4 неделя

 

 

5

Газета как старейшая форма СМИ.

1

5 неделя

 

 

6

Профессиональные и личностные качества, необходимые для работы журналиста.

1

6 неделя

 

 

 

Школьная газета как одна из форм

средств массовой информации

(6 ч)

 

 

 

 

7

Специфика школьной прессы как вида массмедиа. Основные функции: образовательная, коммуникативная, информационная.

1

7 неделя

 

 

8

Миссия, главные задачи и цели газет образовательных учреждений.

1

8 неделя

 

 

9

Проблема выбора целевой аудитории школьной газеты. Основные группы читателей: администрация, учителя, ученики и их друзья и родители.

1

9 неделя

 

 

10

Основные принципы формирования целевой аудитории.   

1

10 неделя

 

 

11

Разработка концепции издания, как один из главнейших этапов создания школьной газеты. Основные вопросы, которые помогут сформулировать программу издания.  

1

11 неделя

 

 

12

Школьная редакция – специфика организации работы. Структура и основные принципы взаимодействия, инструменты управления творческим коллективом. «Редакционный» портфель.

1

12 неделя

 

 

 

Дизайн школьной газеты

(4 ч)

 

 

 

 

13-14

Современные принципы оформления газет.

2

13 неделя

14 неделя

 

 

15

Элементы полосы.

1

15 неделя

 

 

16

Заголовок, его назначение в газете и рекомендации по оформлению.

1

16 неделя

 

 

 

Основы творческой деятельности журналиста

(3 ч)

 

 

 

 

17

Творческая составляющая профессии журналиста.

1

17 неделя

 

 

18

Качества, необходимые журналисту.

1

18 неделя

 

 

19

Понятие творчества. 

1

19 неделя

 

 

 

Основные жанры школьной газеты

(11 ч)

 

 

 

 

20-21

Журналистский текст, его специфика.

2

20 неделя

21 неделя

 

 

22

Зарисовка. Определение особенностей жанра.

1

22 неделя

 

 

23

Житейская история. Определение особенностей жанра.

1

23 неделя

 

 

24

Заметка. Разновидности материалов этого жанра.

1

24 неделя

 

 

25

Интервью. Виды  интервью.

1

25 неделя

 

 

26

Статья. Роль статьи в газетах и журналах.

1

26 неделя

 

 

27

Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий, информационный, рецензирующий прессу.

1

27 неделя

 

 

28

Репортаж. Жанровое своеобразие.

1

28 неделя

 

 

29

Очерк. Очерки событийные и путевые. Портретный очерк, проблемный очерк.

1

29 неделя

 

 

30

Фельетон. Особые приемы изложения.

1

30 неделя

 

 

 

Выпуск школьной газеты

(4 ч)

 

 

 

 

31

План номера – функции, основные содержательные элементы.

1

31 неделя

 

 

32

Принципы планирования работы школьной редакции.

1

32 неделя

 

 

33

Постоянная структура номера. Планирование спецпроектов.

1

33 неделя

 

 

34

Итоговый урок.

1

34 неделя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебные пособия и иллюстративный материал:

1.     подборка материалов из СМИ в разных жанрах

2.     иллюстративный материал (газетные и журнальные издания)

3.     справочная литература

Контролирующие материалы:

1.     – самостоятельные работы в различных жанрах журналистики;

2.     – семинары-практикумы по изученной теме;

3.     – творческие конкурсы;

4.     – публикации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагога.

1.      Гринина-Земская А.М. Сочинения в газетных жанрах. Волгоград, 2002.

2.      Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических, жанров. - М., 1969.

3.     Калганова Т.А. Сочинения различных жанров. М.: Просвещение, 2002.

4.     Ладыженская Т.А. Теория и практика сочинений различных жанров. М., 1997.

5.     Ладыженская Т.А. и Зепалова Т. С. Развивайте дар слова. М., 1990.

6.     Лозовский Б.Н. Искусство разговаривать и получать информацию. М., 1993.

7.      Разработки учителей, опубликованные в Фестивале педагогических идей “Открытый урок” на сайте WWW:http://www.1september.ru

8.      Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. – М.: Аспект пресс, 2000. – 312 с.

 

Для учащихся.

1.      Энциклопедический словарь;

2.     Детская энциклопедия (хороший помощник для журналистов, работающих в детской прессе);

3.     Толковые словари русского языка. В.И. Даля и С.И. Ожегова;

4.     Словарь иностранных слов;

5.     Словарь синонимов;

6.     Словарь русских пословиц и поговорок;

7.     Издания периодической печати (журналы, газеты)


Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный журналист» для 9 б класса на 2019 - 2020 учебный год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный журналист» для 9 б класса на 2019 - 2020 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа внеурочной деятельности курса «Юный журналист» рассчитана на обучающихся 9 класса, заинтересованных в овладении практическими навыками работы журналиста, и ориентирована на применение широкого…

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа внеурочной деятельности курса «Юный журналист» рассчитана на обучающихся 9 класса, заинтересованных в овладении практическими навыками работы журналиста, и ориентирована на применение широкого…

Описание новизны, актуальности программы

Описание новизны, актуальности программы

Цели программы · дать представление о сфере массовой коммуникации, · познакомить с основами журналистского мастерства, · создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности,…

Цели программы · дать представление о сфере массовой коммуникации, · познакомить с основами журналистского мастерства, · создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности,…

Формы, методы, способы и средства реализации программы

Формы, методы, способы и средства реализации программы

Требования к уровню подготовки обучающихся

Требования к уровню подготовки обучающихся

Контроль степени результативности реализации образовательной программы проводится в следующих формах: ·

Контроль степени результативности реализации образовательной программы проводится в следующих формах: ·

Основы творческой деятельности журналиста

Основы творческой деятельности журналиста

Календарно-тематическое планирование № п/п

Календарно-тематическое планирование № п/п

Основные принципы формирования целевой аудитории

Основные принципы формирования целевой аудитории

Статья. Роль статьи в газетах и журналах

Статья. Роль статьи в газетах и журналах

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Для педагога

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Для педагога
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2020