Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новочановская средняя общеобразовательная школа
Барабинского района Новосибирской области
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО классных руководителей Протокол № « » августа 20 г. |
ПРИНЯТО решением педагогического совета Протокол № от « » августа 20 г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ Новочановской СОШ _____________И.А.Женгульдинова Приказ № от « » августа 20 г. |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА МАТЕМАТИКИ
Уровень основного общего образования
Класс 9
Направление /общеинтеллектуальное/
Составитель Савчиц Алина Владимировна
2022 – 2023 учебный год
с. Новочановское, 2022 г.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по теме «За страницами учебника математики» составлена на основе:
· федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
· требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
· примерной основной образовательной программы основного общего образования.
Разработанная программа «За страницами учебника математики» для 9 классов основана на получении знаний по истории математики, углублении знаний о метрической системе мер и мер времени. Она расширяет понятия о натуральном числе, нуле и натуральном ряде чисел. Материал программы тесно связан с различными сторонами нашей жизни, а также с другими учебными предметами. В программу включены игры, задачи-шутки, задачи на смекалку, ребусы и кроссворды, которые способствуют развитию логического мышления. Заучивание стихотворений, включённых в программу, способствует развитию речи обучающихся.
Актуальность программы определена тем, что обучающиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию, получить информацию о международном гуманитарном праве.
В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, деятельностный подходы.
Цель программы:
· развитьинтерес обучающихся к математике;
· расширить и углубить знания обучающихся по математике;
· развить математический кругозор, мышление, исследовательские умения учащихся;
· воспитать настойчивость, инициативу в процессе учебной деятельности;
· научить решать нестандартные задачи;
· формировать психологическую готовность обучающихся решать трудные и нестандартные задачи.
Задачи программы:
· формирование элементарных навыков работы с матрицами;
· знакомство с кодированием и декодированием при помощи самосовмещений квадрата;
· включение учеников в поисковую деятельность как фактор личностного развития;
· развитие коммуникативных навыков в процессе практической и игровой деятельности;
· развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений обучающихся;
· развитие логики и сообразительности, интуиции, пространственного воображения, математического мышления;
· развивать познавательную и творческую активность обучающихся;
· выработать у обучающихся навыки работы с научной литературой с соответствующим составлением кратких текстов прочитанной информации;
· рассмотреть с обучающимися некоторые методы решения старинных арифметических и логических задач;
· достижение повышения уровня математической подготовки обучающихся;
· подготовить обучающихся к участию в олимпиадах и конкурсах.
· формирование "базы знаний" по алгебре, позволяющей беспрепятственно оперировать математическим материалом вне зависимости от способа проверки знаний.
Для достижения эффективных результатов в процессе обучения обучающихся планируется использование разнообразных форм и методов работы:
Формы работы:
· фронтальная;
· групповая;
· индивидуальная;
· тесты, контрольные работы;
· ролевая игра.
Формы контроля:
· тестовые задания;
· опрос;
· собеседование;
· дискуссия;
· письменные задания;
· творческий исследовательский проект;
· ролевые игры по темам.
На занятиях элективного курса предлагается использовать элементы следующих педагогических технологий:
· технология личностно-ориентированного обучения;
· технология коммуникативного обучения;
· технология развития критического мышления;
· информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Вид деятельности: познавательный.
Возраст обучающихся: 14 – 15 лет.
Срок реализации программы: 1 год.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Метапредметные результаты
· ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
· ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;
· проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
· выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
· анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
· составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции;
· выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
· сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
· объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
· анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
· моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
· осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предметные результаты
· пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание;
· решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения;
· геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии;
· расположение деталей фигуры в исходной конструкции. Части фигуры;
· расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу;
· разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части;
· поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации;
· решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность;
· распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу);
· объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр.
Содержание курса внеурочной деятельности
Программа курса внеурочной деятельности «Мир удивительных чисел» рассчитана на проведение теоретических и практических занятий детьми 13 – 14 лет. В объёме 34 часов и предназначена для обучающихся основной школы. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся, учителя и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (математический бюллетень, экспресс - газету, игру, головоломку, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.
Задачи кодирования и декодирования
Вид деятельности: анализ текстов художественной литературы, где приведены кодирование и декодирование информации; практикум по кодированию и декодированию.
Матричный способ
Матричный способ кодирования и декодирования. Матриы. Произведение матри.
Вид деятельности: устные сообщения обучающихся о своей работе.
Самосовмещение квадрата
Метод решеток. Центральная и осевая симметрия. Поворот. Двоичная система счисления. Перегородчатые шифры. Метод перемешанных букв. Использование статистических характеристик языка
Вид деятельности: составлениесобственного шифра на основе различных самосовмещений квадрата; подготовка карточек-заданий для одноклассников.
«Графики улыбаются»
Геометрические преобразования графиков функций. Графики вокруг нас. Построение графиков. Метод линейного сплайна.
Вид деятельности: строить графики, содержащие модуль; строить графики линейного сплайна; написание творческой работы.
Тематическоепланирование
№ п/п |
Раздел, тема занятия |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|
план |
факт |
|||
Раздел 1. Задачи кодирования и декодирования |
5 |
|
|
|
1 |
Кодирование |
1 |
|
|
2 |
Декодирование |
1 |
|
|
3 |
Шифры |
3 |
|
|
Раздел 2.Матричный способ |
5 |
|
|
|
4 |
Матрица |
1 |
|
|
5 |
Произведение матриц |
2 |
|
|
6 |
Решение линейных уравнений |
2 |
|
|
Раздел 3. Самосовмещение квадрата |
17 |
|
|
|
7 |
Метод решеток |
3 |
|
|
8 |
Центральная и осевая симметрия |
1 |
|
|
9 |
Поворот |
1 |
|
|
10 |
Двоичная система счисления |
1 |
|
|
11 |
Другие методы кодирования и декодирования |
2 |
|
|
12 |
Перегородчатые шифры |
3 |
|
|
13 |
Метод перемешанных букв |
3 |
|
|
14 |
Использование статистических характеристик языка |
1 |
|
|
15 |
Способ «придумывания» шифров |
2 |
|
|
Раздел 4. «Графики улыбаются» |
8 |
|
|
|
16 |
Геометрические преобразования графиков функций |
1 |
|
|
17 |
График вокруг нас |
1 |
|
|
18 |
Построение графиков |
2 |
|
|
19 |
Метод линейного сплайна |
1 |
|
|
20 |
Промежуточная аттестация |
1 |
|
|
20 |
Итоговое занятие |
1 |
|
|
|
ИТОГО |
34 |
|
|
Учебно-методические и контрольно-измерительные материалы:
1. Козина М.Е. Математика 8 – 9 классы: сборник элективных курсов. Вып. 2/авт.сост. М.Е. Козина. Волгоград: Учитель, 2007. 37 с.
2. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Алгебра для учащихся 8 классаобщеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2018.
3. Пичурин Л.Ф. «За страницами учебника алгебры», книга для учащихся 7 – 9 класс, М.: Просвещение, 2019.
4. Фарков А.В. «Математические кружки в школе» 5 – 8 классы, М. Айрис – пресс, 2017.
5. Факультативный курс по математике. 7 – 9 класс. Учебное пособие для средней школы. М.: Просвещение, 1991.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.