Рабочая программа курса «Я – исследователь» (проектная деятельность) 2 класс

  • Образовательные программы
  • doc
  • 02.09.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый курс рассчитан на внеурочную работу с детьми в начальной школе. Цель курса – трансформация процесса развития интеллектуально – творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Иконка файла материала проектная деятельность 2 класс.doc

муниципальное общеобразовательное учреждение

Песоченская средняя общеобразовательная школа

 

 

СОГЛАСОВАНА                                                                        УТВЕРЖДЕНА

     Зам. директора  по                                                                         приказом по школе

       ____________                                                                               №_от «______»     

«_____» ____________ 20    г.                                                      Директор школы

                                                                                                                 ________ .                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

курса «Я – исследователь»

(проектная деятельность)

 

2 класс                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учителя начальных классов

Погодиной Ларисы Ивановны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           2019 – 2020 уч.г.

 

                                       Пояснительная записка

Практика использования методов исследовательского  обучения в основном учебном  процессе современной российской школы находит всё большее применение. Учителя всё чаще стремятся предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий поиск.

Однако возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в учебном процессе существенно ограничены действующими образовательно-культурными традициями. Их смена – дело, требующее длительного времени, а также новых теоретических и методических решений. Пока этого не произошло, исследовательская практика ребёнка интенсивно развивается в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.

Предлагаемый курс рассчитан на внеурочную работу с детьми в начальной школе.

Цель курса – трансформация процесса развития интеллектуально – творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Задачи курса:

развивать познавательные потребности младших школьников;

  • развивать познавательные способности младших школьников;
  • обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;
  • формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Основные разделы программы:

  • тренинг исследовательских способностей;
  • самостоятельная исследовательская практика;
  • мониторинг исследовательской деятельности.

 

 

 

      Тренинг исследовательских способностей

В ходе данного тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

 

Самостоятельная исследовательская практика

Основное содержание работы – проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Занятия выстроены так, что степень самостоятельности ребёнка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.

 

Мониторинг исследовательской деятельности

      Мониторинг включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.) Ребёнок должен знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.

 

     Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса

Личностные универсальные учебные  действия

 

У обучающегося будут сформированы:

- положительнее отношение к исследовательской деятельности;

- широкая мотивационная основа исследовательской деятельности. включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

 

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- адекватного понимания причин успешности / неуспешности исследовательской деятельности;

- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учёта позиций партнёров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- понимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия; оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок; - выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные  действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве. в т. ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной формах;

- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

- владеть основами смыслового чтения текста;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

- подводить под понятие;

- устанавливать аналогии;

- оперировать такими понятиями, как проблема. гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т. п. );

- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т. п.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- строить логическое рассуждение, включающее  установление причинно-следственных связей;

- оперировать такими понятиями, как явление. причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.

- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

   

Коммуникативные универсальные учебные  действия

Обучающийся научится:

- допускать существование различных точек зрения;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнёра;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности;

- с учётом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

 

Настоящая Рабочая программа составлена на основе:

авторской  программы А. И. Савенков Программа курса «Я – исследователь»

Программа данного курса предназначена для учащихся 1-4 класса. Предложенное распределение часов следует квалифицировать как примерное.

Данная рабочая программа составлена для учащихся 2 класса

Методическое обеспечение:

1.                                Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара : Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2016.

2.                                Савенков А. И. Я – исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. – Самара : Издательство «Учебная литература», 2017.

 

 

 

 

 

 

 

Учебно  – тематическое планирование

№ п/п                                     

Название темы

Общее кол-во часов

Теория

Практика

 

 

ТРЕНИНГ (20 ч.)

 

 

 

1.

Что такое исследование?

        1ч.

Знакомство с понятием «исследование». Корректировка представлений о том, что они понимают под словом «исследованием»

Коллективное обсуждение вопросов о том, как человек использует свою способность исследовать

2.-3

Методы исследования

2ч.

Метод исследования как путь решения задач исследователя Знакомство с основными доступными методами исследования ( подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент)

Применение методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, комнатные растения, животные и др.)

4.

Наблюдение и наблюдательность

1 ч

Знакомство с наблюдением как методом исследования.

Наблюдение за осенними изменениями в природе.

5-6.

Что такое эксперимент?

2ч.

Знакомство с экспериментом как методом исследования

Проведение экспериментов с бумагой, водой, почвой и т. д.)

Отчет о проведенном эксперименте.

 

7.

Учимся вырабатывать гипотезы. Учимся высказывать суждения.

1ч.

Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы

Практическое задание на выдвижение гипотез.

8.

Как правильно классифицировать

Что такое классификация и что значит «классифицировать»

Практическое задание на классификацию по разным основаниям (цвет, форма, назначение, вид ит.д.) Исправление ошибочной классификации.

9.

Что такое определение. Как давать определение понятиям.     

1ч.

Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования

Загадки как определения понятий. Составление своих загадок как определения понятий. Оформление книги загадок.

10.

Учимся делать умозаключения и выводы.

1ч.

Знакомство с умозаключением. Что такое вывод.

Как правильно делать умозаключения.

11-12.

Как задавать вопросы? Учимся выделять главное и второстепенное.

2ч.

Какие бывают вопросы? Какие слова используют при формулировке вопроса? Как правильно задавать вопросы?

Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Игра «Что сначала, что потом?»

13-14.

Как делать схемы?

2ч.

Знакомство с понятиями: схема, чертёж, рисунок, график, формула.

Создание простейших схем («Дикие, домашние животные», «Растения», «Дерево выбора» и т. д.) Практическое задание «Пиктограммы». Практическое задание «Чертёж комнаты»

15-16.

Как работать с книгой

2ч.

Какие книги используют исследователи, какие считаются научными. С чего лучше начинать читать научные книги?

Практическая работа с энциклопедиями, словарями, научными книгами. Работа по структурированию текстов.

 

17.

Что такое парадоксы?

1ч.

Что такое парадокс? Какие парадоксы нам известны. Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами.

Практическая работа «Эксперименты по изучению парадоксальных явлений»

18.

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях

1ч.

Что такое мысленный эксперимент? Что такое модель?

Практическое задание по экспериментированию с доступным материалом (вода, бумага, картон, соль и т. д. ) Практическое задание: экспериментирование с моделями.

19.

Как планировать исследования и проекты    

1ч.

Чем отличается исследование от проекта

Практическое задание по составлению плана проведения исследования..

20.

Как сделать сообщение о результатах исследования.

1ч.

 Что такое доклад? Как составлять план своего доклада

Культура выступления, культура слушания, развитие дикции. Ролевая игра «Я – докладчик»

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ      ПРАКТИКА И МОНИТОРИНГ (14 ч.)

 

 

 

21.

Подготовка сообщений по выбранной теме

.

Работа по структурированию текста, выделение главного в тексте.

Оформление сообщения.

22.

Мини-конференция  по итогам подготовленных сообщений

1ч.

Выступления докладчиков

Оценка  и анализ выступлений

23.

Экскурсия-исследование «Сколько улиц в нашем посёлке»

1ч.

 

Сбор материала

24-25.

Мини-конференция по итогам экскурсии

 

 

 

 

 

 

2ч.

 

Выступления по результатам собранного материала. Подготовка буклета «Улицы посёлка»

26.

Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают ученики нашей школы»

1ч.

 

Сообщения о коллекциях, подготовка выставки коллекций

27-29.

Коллективный проект-исследование «Из чего кашу делают

 

 

 

 

 

3ч.

 

Самостоятельная исследовательская деятельность, сбор материала, подготовка презентации.

30-33.

Индивидуальные исследовательские проекты по выбранной теме

 

 

 

4ч.

 

Самостоятельная исследовательская деятельность, оформление работы.

34.

Мини-конференция «Защита творческих проектов»

1ч.