Рабочая программа курса «Я – исследователь» (проектная деятельность) 2 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа курса «Я – исследователь» (проектная деятельность) 2 класс

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
другое
2 кл
02.09.2020
Рабочая программа курса «Я – исследователь»  (проектная деятельность)  2 класс
Предлагаемый курс рассчитан на внеурочную работу с детьми в начальной школе. Цель курса – трансформация процесса развития интеллектуально – творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
проектная деятельность 2 класс.doc

муниципальное общеобразовательное учреждение

Песоченская средняя общеобразовательная школа

 

 

СОГЛАСОВАНА                                                                        УТВЕРЖДЕНА

     Зам. директора  по                                                                         приказом по школе

       ____________                                                                               №_от «______»     

«_____» ____________ 20    г.                                                      Директор школы

                                                                                                                 ________ .                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

курса «Я – исследователь»

(проектная деятельность)

 

2 класс                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учителя начальных классов

Погодиной Ларисы Ивановны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           2019 – 2020 уч.г.

 

                                       Пояснительная записка

Практика использования методов исследовательского  обучения в основном учебном  процессе современной российской школы находит всё большее применение. Учителя всё чаще стремятся предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий поиск.

Однако возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в учебном процессе существенно ограничены действующими образовательно-культурными традициями. Их смена – дело, требующее длительного времени, а также новых теоретических и методических решений. Пока этого не произошло, исследовательская практика ребёнка интенсивно развивается в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.

Предлагаемый курс рассчитан на внеурочную работу с детьми в начальной школе.

Цель курса – трансформация процесса развития интеллектуально – творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Задачи курса:

развивать познавательные потребности младших школьников;

  • развивать познавательные способности младших школьников;
  • обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;
  • формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Основные разделы программы:

  • тренинг исследовательских способностей;
  • самостоятельная исследовательская практика;
  • мониторинг исследовательской деятельности.

 

 

 

      Тренинг исследовательских способностей

В ходе данного тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

 

Самостоятельная исследовательская практика

Основное содержание работы – проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Занятия выстроены так, что степень самостоятельности ребёнка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.

 

Мониторинг исследовательской деятельности

      Мониторинг включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.) Ребёнок должен знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.

 

     Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса

Личностные универсальные учебные  действия

 

У обучающегося будут сформированы:

- положительнее отношение к исследовательской деятельности;

- широкая мотивационная основа исследовательской деятельности. включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

 

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- адекватного понимания причин успешности / неуспешности исследовательской деятельности;

- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учёта позиций партнёров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- понимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия; оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок; - выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные  действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве. в т. ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной формах;

- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

- владеть основами смыслового чтения текста;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

- подводить под понятие;

- устанавливать аналогии;

- оперировать такими понятиями, как проблема. гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т. п. );

- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т. п.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- строить логическое рассуждение, включающее  установление причинно-следственных связей;

- оперировать такими понятиями, как явление. причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.

- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

   

Коммуникативные универсальные учебные  действия

Обучающийся научится:

- допускать существование различных точек зрения;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнёра;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности;

- с учётом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

 

Настоящая Рабочая программа составлена на основе:

авторской  программы А. И. Савенков Программа курса «Я – исследователь»

Программа данного курса предназначена для учащихся 1-4 класса. Предложенное распределение часов следует квалифицировать как примерное.

Данная рабочая программа составлена для учащихся 2 класса

Методическое обеспечение:

1.                                Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара : Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2016.

2.                                Савенков А. И. Я – исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. – Самара : Издательство «Учебная литература», 2017.

 

 

 

 

 

 

 

Учебно  – тематическое планирование

№ п/п                                     

Название темы

Общее кол-во часов

Теория

Практика

 

 

ТРЕНИНГ (20 ч.)

 

 

 

1.

Что такое исследование?

        1ч.

Знакомство с понятием «исследование». Корректировка представлений о том, что они понимают под словом «исследованием»

Коллективное обсуждение вопросов о том, как человек использует свою способность исследовать

2.-3

Методы исследования

2ч.

Метод исследования как путь решения задач исследователя Знакомство с основными доступными методами исследования ( подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент)

Применение методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, комнатные растения, животные и др.)

4.

Наблюдение и наблюдательность

1 ч

Знакомство с наблюдением как методом исследования.

Наблюдение за осенними изменениями в природе.

5-6.

Что такое эксперимент?

2ч.

Знакомство с экспериментом как методом исследования

Проведение экспериментов с бумагой, водой, почвой и т. д.)

Отчет о проведенном эксперименте.

 

7.

Учимся вырабатывать гипотезы. Учимся высказывать суждения.

1ч.

Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы

Практическое задание на выдвижение гипотез.

8.

Как правильно классифицировать

Что такое классификация и что значит «классифицировать»

Практическое задание на классификацию по разным основаниям (цвет, форма, назначение, вид ит.д.) Исправление ошибочной классификации.

9.

Что такое определение. Как давать определение понятиям.     

1ч.

Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования

Загадки как определения понятий. Составление своих загадок как определения понятий. Оформление книги загадок.

10.

Учимся делать умозаключения и выводы.

1ч.

Знакомство с умозаключением. Что такое вывод.

Как правильно делать умозаключения.

11-12.

Как задавать вопросы? Учимся выделять главное и второстепенное.

2ч.

Какие бывают вопросы? Какие слова используют при формулировке вопроса? Как правильно задавать вопросы?

Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Игра «Что сначала, что потом?»

13-14.

Как делать схемы?

2ч.

Знакомство с понятиями: схема, чертёж, рисунок, график, формула.

Создание простейших схем («Дикие, домашние животные», «Растения», «Дерево выбора» и т. д.) Практическое задание «Пиктограммы». Практическое задание «Чертёж комнаты»

15-16.

Как работать с книгой

2ч.

Какие книги используют исследователи, какие считаются научными. С чего лучше начинать читать научные книги?

Практическая работа с энциклопедиями, словарями, научными книгами. Работа по структурированию текстов.

 

17.

Что такое парадоксы?

1ч.

Что такое парадокс? Какие парадоксы нам известны. Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами.

Практическая работа «Эксперименты по изучению парадоксальных явлений»

18.

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях

1ч.

Что такое мысленный эксперимент? Что такое модель?

Практическое задание по экспериментированию с доступным материалом (вода, бумага, картон, соль и т. д. ) Практическое задание: экспериментирование с моделями.

19.

Как планировать исследования и проекты    

1ч.

Чем отличается исследование от проекта

Практическое задание по составлению плана проведения исследования..

20.

Как сделать сообщение о результатах исследования.

1ч.

 Что такое доклад? Как составлять план своего доклада

Культура выступления, культура слушания, развитие дикции. Ролевая игра «Я – докладчик»

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ      ПРАКТИКА И МОНИТОРИНГ (14 ч.)

 

 

 

21.

Подготовка сообщений по выбранной теме

.

Работа по структурированию текста, выделение главного в тексте.

Оформление сообщения.

22.

Мини-конференция  по итогам подготовленных сообщений

1ч.

Выступления докладчиков

Оценка  и анализ выступлений

23.

Экскурсия-исследование «Сколько улиц в нашем посёлке»

1ч.

 

Сбор материала

24-25.

Мини-конференция по итогам экскурсии

 

 

 

 

 

 

2ч.

 

Выступления по результатам собранного материала. Подготовка буклета «Улицы посёлка»

26.

Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают ученики нашей школы»

1ч.

 

Сообщения о коллекциях, подготовка выставки коллекций

27-29.

Коллективный проект-исследование «Из чего кашу делают

 

 

 

 

 

3ч.

 

Самостоятельная исследовательская деятельность, сбор материала, подготовка презентации.

30-33.

Индивидуальные исследовательские проекты по выбранной теме

 

 

 

4ч.

 

Самостоятельная исследовательская деятельность, оформление работы.

34.

Мини-конференция «Защита творческих проектов»

1ч.

 

 

                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Песоченская средняя общеобразовательная школа

Песоченская средняя общеобразовательная школа

Пояснительная записка Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит всё большее применение

Пояснительная записка Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит всё большее применение

Самостоятельная исследовательская практика

Самостоятельная исследовательская практика

Обучающийся получит возможность научиться: - проявлять познавательную инициативу; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; -…

Обучающийся получит возможность научиться: - проявлять познавательную инициативу; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; -…

Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учебно – тематическое планирование № п/п

Учебно – тематическое планирование № п/п

Что такое классификация и что значит «классифицировать»Практическое задание на классификацию по разным основаниям (цвет, форма, назначение, вид ит

Что такое классификация и что значит «классифицировать»Практическое задание на классификацию по разным основаниям (цвет, форма, назначение, вид ит

Практическая работа «Эксперименты по изучению парадоксальных явлений» 18

Практическая работа «Эксперименты по изучению парадоксальных явлений» 18

Коллективный проект-исследование «Из чего кашу делают 3ч

Коллективный проект-исследование «Из чего кашу делают 3ч
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.09.2020