муниципальное общеобразовательное учреждение
Песоченская средняя общеобразовательная школа
СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА
Зам. директора по приказом по школе
____________ №_от «______»
«_____» ____________ 20 г. Директор школы
________ .
Рабочая программа
курса «Я – исследователь»
(проектная деятельность)
2 класс
Учителя начальных классов
Погодиной Ларисы Ивановны
2019 – 2020 уч.г.
Пояснительная записка
Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит всё большее применение. Учителя всё чаще стремятся предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий поиск.
Однако возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в учебном процессе существенно ограничены действующими образовательно-культурными традициями. Их смена – дело, требующее длительного времени, а также новых теоретических и методических решений. Пока этого не произошло, исследовательская практика ребёнка интенсивно развивается в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.
Предлагаемый курс рассчитан на внеурочную работу с детьми в начальной школе.
Цель курса – трансформация процесса развития интеллектуально – творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Задачи курса:
развивать познавательные потребности младших школьников;
Основные разделы программы:
Тренинг исследовательских способностей
В ходе данного тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:
Самостоятельная исследовательская практика
Основное содержание работы – проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Занятия выстроены так, что степень самостоятельности ребёнка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
Мониторинг исследовательской деятельности
Мониторинг включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.) Ребёнок должен знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- положительнее отношение к исследовательской деятельности;
- широкая мотивационная основа исследовательской деятельности. включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности / неуспешности исследовательской деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учёта позиций партнёров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- понимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия; оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок; - выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве. в т. ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- оперировать такими понятиями, как проблема. гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т. п. );
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т. п.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- оперировать такими понятиями, как явление. причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.
- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнёра;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- с учётом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Настоящая Рабочая программа составлена на основе:
авторской программы А. И. Савенков Программа курса «Я – исследователь»
Программа данного курса предназначена для учащихся 1-4 класса. Предложенное распределение часов следует квалифицировать как примерное.
Данная рабочая программа составлена для учащихся 2 класса
Методическое обеспечение:
1. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара : Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2016.
2. Савенков А. И. Я – исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. – Самара : Издательство «Учебная литература», 2017.
Учебно – тематическое планирование
№ п/п |
Название темы |
Общее кол-во часов |
Теория |
Практика
|
|
|
ТРЕНИНГ (20 ч.) |
|
|
|
|
1. |
Что такое исследование? |
1ч. |
Знакомство с понятием «исследование». Корректировка представлений о том, что они понимают под словом «исследованием» |
Коллективное обсуждение вопросов о том, как человек использует свою способность исследовать |
|
2.-3 |
Методы исследования |
2ч. |
Метод исследования как путь решения задач исследователя Знакомство с основными доступными методами исследования ( подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент) |
Применение методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, комнатные растения, животные и др.) |
|
4. |
Наблюдение и наблюдательность |
1 ч |
Знакомство с наблюдением как методом исследования. |
Наблюдение за осенними изменениями в природе. |
|
5-6. |
Что такое эксперимент? |
2ч. |
Знакомство с экспериментом как методом исследования |
Проведение экспериментов с бумагой, водой, почвой и т. д.) Отчет о проведенном эксперименте.
|
|
7. |
Учимся вырабатывать гипотезы. Учимся высказывать суждения. |
1ч. |
Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы |
Практическое задание на выдвижение гипотез. |
|
8. |
Как правильно классифицировать |
1ч |
Что такое классификация и что значит «классифицировать» |
Практическое задание на классификацию по разным основаниям (цвет, форма, назначение, вид ит.д.) Исправление ошибочной классификации. |
|
9. |
Что такое определение. Как давать определение понятиям. |
1ч. |
Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования |
Загадки как определения понятий. Составление своих загадок как определения понятий. Оформление книги загадок. |
|
10. |
Учимся делать умозаключения и выводы. |
1ч. |
Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. |
Как правильно делать умозаключения. |
|
11-12. |
Как задавать вопросы? Учимся выделять главное и второстепенное. |
2ч. |
Какие бывают вопросы? Какие слова используют при формулировке вопроса? Как правильно задавать вопросы? |
Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Игра «Что сначала, что потом?» |
|
13-14. |
Как делать схемы? |
2ч. |
Знакомство с понятиями: схема, чертёж, рисунок, график, формула. |
Создание простейших схем («Дикие, домашние животные», «Растения», «Дерево выбора» и т. д.) Практическое задание «Пиктограммы». Практическое задание «Чертёж комнаты» |
|
15-16. |
Как работать с книгой |
2ч. |
Какие книги используют исследователи, какие считаются научными. С чего лучше начинать читать научные книги? |
Практическая работа с энциклопедиями, словарями, научными книгами. Работа по структурированию текстов.
|
|
17. |
Что такое парадоксы? |
1ч. |
Что такое парадокс? Какие парадоксы нам известны. Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. |
Практическая работа «Эксперименты по изучению парадоксальных явлений» |
|
18. |
Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях |
1ч. |
Что такое мысленный эксперимент? Что такое модель? |
Практическое задание по экспериментированию с доступным материалом (вода, бумага, картон, соль и т. д. ) Практическое задание: экспериментирование с моделями. |
|
19. |
Как планировать исследования и проекты |
1ч. |
Чем отличается исследование от проекта |
Практическое задание по составлению плана проведения исследования.. |
|
20. |
Как сделать сообщение о результатах исследования. |
1ч. |
Что такое доклад? Как составлять план своего доклада |
Культура выступления, культура слушания, развитие дикции. Ролевая игра «Я – докладчик» |
|
|
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА И МОНИТОРИНГ (14 ч.) |
|
|
|
|
21. |
Подготовка сообщений по выбранной теме |
1ч. |
Работа по структурированию текста, выделение главного в тексте. |
Оформление сообщения. |
|
22. |
Мини-конференция по итогам подготовленных сообщений |
1ч. |
Выступления докладчиков |
Оценка и анализ выступлений |
|
23. |
Экскурсия-исследование «Сколько улиц в нашем посёлке» |
1ч. |
|
Сбор материала |
|
24-25. |
Мини-конференция по итогам экскурсии
|
2ч. |
|
Выступления по результатам собранного материала. Подготовка буклета «Улицы посёлка» |
|
26. |
Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают ученики нашей школы» |
1ч. |
|
Сообщения о коллекциях, подготовка выставки коллекций |
|
27-29. |
Коллективный проект-исследование «Из чего кашу делают
|
3ч. |
|
Самостоятельная исследовательская деятельность, сбор материала, подготовка презентации. |
|
30-33. |
Индивидуальные исследовательские проекты по выбранной теме
|
4ч. |
|
Самостоятельная исследовательская деятельность, оформление работы. |
|
34. |
Мини-конференция «Защита творческих проектов» |
1ч. |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.