Рабочая программа курсу внеурочной деятельности «Спортивная акробатика» 4 класс

  • doc
  • 24.10.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 4 класс спортивная акробатика.doc

 

 

 

 

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Акробатика» со спортивно-оздоровительной направленностью для 4 класса модифицированная, составлена на основе авторской программы общеобразовательных учреждений: Лях В.И., Зданевич А.А.  «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»  Яковлева Л.В, Юдина Р.А. «Физическое развитие и здоровье» Петров П.К «Методика преподавания гимнастики в школе».

Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю), т.к. в 4 классе предусмотрено 34 учебные недели.

Программа направлена на всестороннее  развитие личности в процессе индивидуального физического воспитания ребенка на основе его психофизиологических особенностей и природных двигательных задатков.

Программа представляет собой стройную гибкую систему, которая позволит научить ребенка чувствовать свое тело и владеть им, получая от этого удовольствие и радость; познакомить с максимальным количеством видов спорта, помочь найти для себя тот из них, который в наибольшей степени соответствует его темпераменту и физическим способностям.

Цели программы:

ü  содействие физическому содействию ребенка средствами ритмической гимнастики с основами акробатики;

ü  формирование потребности в здоровом образе жизни;

ü  совершенствование двигательной деятельности детей на основе формирования потребности в движениях. 

Задачи программы:

v  Обучающие:

ü  обучать основам ритмической гимнастики и акробатики;

ü  помогать овладевать разнообразными двигательными умениями и навыками и закреплять их;

ü  выработать устойчивые навыки владения своим телом с целью сохранения жизни и здоровья в различных нестандартных ситуациях, которые могут, произойди в их жизни.

v  Воспитывающие:

ü  стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности ребенка;

ü  дисциплинированность, внимательность, аккуратность, чувство коллективизма, настойчивость в преодолении трудностей, эстетику движений.

v  Развивающие:

ü  способствовать нормальному росту и укреплению здоровья ребенка;

ü  развивать и совершенствовать его физические и психомоторные качества, обеспечивающие его высокую дееспособность;

ü  содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы;

ü  формировать эстетический вкус, чувство гармонии.

 

Программный материал представлен следующими разделами:

 

- основы знаний;

- общая физическая подготовка;

- специальная физическая подготовка;

 

 

 

 

 

 

 

Распределение учебного времени на различные виды программного материала.

Спортивная акробатика в 4 классах

 

№ п/п

Вид программного материала

Количество часов

I.

Основы знаний.

3

II.

Общая физическая подготовка.

31

2.1

Организующие команды и приёмы.

 

 

В процессе занятий.

2.2

Виды ходьбы, бега.

2.3

Общеразвивающие упражнения.

2.4

Упражнения в лазании.

2.5

Легкоатлетические упражнения.

2.6

Подвижные игры.

В процессе занятий.

III.

Специальная физическая подготовка.

30

3.1

Акробатические упражнения.

В процессе занятий.

3.2

Упражнения на развития физических качеств.

3.3

Танцевальные упражнения.

 

 

Итого:

34

 

Годовой план-график распределения учебного времени на вид программного материала для 4 класса представлен в таблице:

 

№ п/п

Разделы программы

Учебные часы

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IY

четверть

1.

Основы знаний

3

1

1

1

-

2.

Общая физическая подготовка.

 

31

В процессе занятий

3.

Специальная физическая подготовка

В процессе занятий

 

Итого:

34

9

8

9

8

 

 

Содержание учебного материала.

 

I. Основы знаний.

 

1.1  Инструктаж по технике безопасности.

1.2  Гигиенические основы занятий.

1.3  История возникновения акробатики.

1.4  Название гимнастических снарядов и акробатических элементов.

 

В результате изучения темы учащийся должен

  • знать/понимать:

- правила по технике безопасности;

- гигиенические основы занятий;

- краткую историю возникновения акробатики;

- название простейших гимнастических снарядов и акробатических элементов. 

 

 

 

 

II. Общая физическая подготовка.

 

2.1 Организующие команды и приёмы:

  • строевая (основная) стойка;
  • построение в шеренгу и колонну по одному;
  • размыкание приставным шагом;
  • повороты на месте, прыжком;
  • передвижение в колонну по одному, по кругу, змейкой;
  • строевые команды «Шагом марш!», «Стой!»
  • построение в две, три шеренги по расчету на 1-2, 1-3;

 

 

2.2 Виды ходьбы, бега.

Ходьба:

  • обычная ходьба;
  • на носках, пятках с разным положением рук;
  • на внешней, внутренней стороне стопы;
  • в полуприседе, приседе с разным положением рук;
  • с высоким подниманием колен;
  • на прямых ногах с сильно разведенными носками в стороны;
  • ходьба спиной;
  • приставным шагом вперед;
  • приставным шагом в стороны боком;

Бег:

  • обычный бег;
  • с высоким подниманием колен;
  • с захлестыванием голени назад;
  • с выведением прямых ног вперед;
  • приставным шагом прямо (прямой галоп);
  • приставным шагом боком (боковой галоп);
  • бег скрестным шагом прямо (веревочка);
  • семенящий бег;
  • бег с изменением ширины шага;
  • с изменением темпа;
  • челночный;
  • на скорость из разных исходных положений: седа, приседа, лежачего положения на спине, животе и т.д.
  • в чередовании с ходьбой, прыжками, внезапными остановками, поворотами.

 

2.3 Общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, выполняемые на месте и в движении:

  • основные положения и движения рук, ног, туловища;
  • с большими и малыми мячами;
  • с гимнастической палкой;
  • с обручем;
  • на гимнастической скамейке;

 

2.4 Упражнения в лазании:

  • лазанье по гимнастической стенке: вверх и вниз одноименным и разноименным способами, влево и вправо приставными шагами, произвольным способом;
  • лазанье и подтягивание по наклонной и горизонтальной  гимнастической скамейке;

 

2.5 Легкоатлетические упражнения:

  • прыжки разными способами;
  • с поворотом на 90˚, с продвижением вперед;
  • в длину с места;
  • прыжки в высоту с места и с разбега.

2.6 Подвижные игры:

  • на развитие быстроты, внимания и ориентирования в пространстве: «Класс. Смирно!», «К своим флажкам», «Два мороза», «Пятнашки», «У медведя во бору», «Быстро по местам», «Птицы и гнезда», «Хитрая лиса», «Пустое место».
  • на развитие быстроты и силы: «Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде», «Лисы и куры», «Липкие пенечки», «Через ручеек», «Воробушки».
  • на развитие быстроты и ловкости: «Дети и медведи», «Мы веселые ребята», «Пчелки», «Колдунчики», «Кто проснулся», «Кошки-мышки».

 

 

В результате изучения темы учащийся должен

  • знать/понимать:

- организующие (строевые) команды и приёмы;

- виды ходьбы, бега;

- общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, выполняемые на месте и в движении;

- упражнения в лазании;

- легкоатлетические упражнения;

- названия и правила подвижных игр, правила поведения и безопасности во время проведения игр.

  • уметь:

- применять правила по технике безопасности во время занятий;

- выполнять организующие (строевые) команды и приёмы;

- выполнять разновидности ходьбы, бега;

- выполнять общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, выполняемые на месте и в движении;

- выполнять упражнения в лазании;

- выполнять легкоатлетические упражнения (прыжки разными способами);

- осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх на развитие физических качеств.

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- преодоление безопасными способами естественных препятствий;

- развития основных физических качеств;

- организации и проведения самостоятельных занятий во внеурочное время.

 

 

III. Специальная физическая подготовка.

 

3.1 Акробатические упражнения:

  • Группировка: в упоре присев, в приседе, сидя, лежа на спине;
  • Перекаты: перекаты в группировке назад-вперед, из упора присев, в положении лежа на животе, из упора стоя на коленях;
  • Стойки: на одной ноге на полу и гимнастической скамейке, стойка на коленях, стойка на одном колене, стойка на лопатках с опорой руками согнув ноги;
  • Упоры: упор присев, сед упор руками сзади, упор стоя;
  • Смешанные упоры: упор стоя на коленях, упор лежа боком, упор лежа на бедрах, упор лежа сзади.
  • Равновесие: ходьба по гимнастической скамейке с разным положением рук; с выполнением движений руками, ногами и туловищем; боковым приставным шагом; с перешагиванием через предметы;

 

3.2 Упражнения на развития физических качеств.

·         Упражнения на развитие ловкости: броски, ловля и ведение мяча; челночный бег;

·         Упражнения на развитие гибкости: наклоны в различных исходных положениях; полушпагат; различные махи ногами;

·         Упражнения на развитие силы и быстроты: сгибание и разгибание рук в упоре; приседания; прыжок в длину с места.

 

3.3 Танцевальные упражнения.

  • шаг с прискоком; приставные шаги; шаг галопа в сторону;
  • веревочка – скрестным боковым шагом;
  • подскок – на третий шаг делается подскок на одной ноге;
  • семенящий шаг;

 

В результате изучения темы учащийся должен

  • знать/понимать:

- правила техники безопасности во время занятий;

- акробатические упражнения;

- упражнения на развития физических качеств;

- танцевальные упражнения.

  • уметь:

- применять правила по технике безопасности во время занятий;

- выполнять простейшие акробатические упражнения;

- применять разученные упражнения для развития физических качеств;

- выполнять танцевальные упражнения.

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- преодоления безопасности способами естественных и искусственных препятствий;

- развития основных физических качеств.

 

Контрольно-измерительные материалы.

 

В систему контрольных материалов, позволяющих определить уровень овладения техникой, входят акробатические элементы.

Контроль осуществляется после изучения пройденного материала.

Средства контроля находятся в логической связи с содержанием учебного материала.

 

№ п/п

Контрольный уровень физической подготовленности

Техника овладения акробатическими элементами.

Четверть, номер занятия, класс, дата.

1.

Контроль – овладения техникой

упоров.

Упор присев – присед, колени вместе, руки опираются около носков снаружи, голова прямо.

Сед упор руками сзади – положение занимающегося сидя на полу с прямыми ногами, руки касаются опоры (пола).

II четверть, занятие 3;

 

2.

Контроль – овладения техникой группировок.

Группировка, сидя – из положения, сидя на мате согнуть ноги (ступни на полу, колени слегка разведены), руками взяться за середину голени и сильно прижать ноги к груди, опустив голову к коленям и прижав руки к туловищу.

Группировка, лежа на спине – из положения, лежа на спине согнуть ноги, взяться руками за голени, подтянуть ноги к груди, наклонить голову вперед.

Группировка в приседе – в положении приседа взяться руками за середину голеней, подтянуть ноги к груди, наклонить голову к коленям и прижать локти к туловищу; сидеть на всей ступне.

II четверть, занятие 6;

 

3.

Контроль – овладения техникой перекатов.

Перекат назад-вперед – из исходного положения упор присев легким толчком ног с одновременным захватом руками за середину голеней (группировка) сделать перекат на круглую спину, опуская при этом голову на грудь. Перекат вперед осуществляется энергичным движением вперед плечами и ногами.

III четверть,

занятие 4,

 

4.

Контроль – овладения техникой в равновесии.

Равновесие – состояние устойчивого положения тела в пространстве (в статическом положении и в движении).

 Ходьба по гимнастической скамейке (на носках, приставным шагом, с перешагиванием через предметы) с различным положением рук.

IY четверть,

занятие 3,

 

5.

Контроль – овладения техникой в стойках.

Стойка, на лопатках согнув ноги – из исходного положения, лежа на спине, согнуть ноги в коленях и подтянуть их ко лбу. Зафиксировать колени на лбу, поднимая туловище, опереться на затылок и лопатки. Сгибая руки в локтях, упереться ими в поясницу, таз подать вперед, носки оттянуть.

Y четверть,

занятие 6,

 

 

 

Учебно-тематический план, 4 классы (1 раз в неделю, 34 часа)

№ п/п урока по теме

Дата

Тема урока

 

Количество часов

План

Факт

5.09

 

1.1

 Знакомство с видом спорта. Техника безопасности на занятиях по гимнастике. Требование к одежде и инвентарю

1

12.09

 

1.2

ОФП. Упражнения в ходьбе и беге.

1

19.09

 

1.3

 ОФП. Упражнения для плечевого пояса и рук

1

26.09

 

1.4

Опрыжок. Наскок на мостик

1

3.10

 

1.5

Растяжка (упражнения на гибкость)

1

10.10

 

1.6

Бревно. Ходьба, прыжки, соскок

1

17.10

 

1.7

ОФП. Упражнения для ног

1

24.10

 

1.8

 ОФП. Упражнения для туловища

1

31.10

 

1.9

 Акробатика. Группировка, перекаты, кувырки

1

7.11

 

1.10

ОФП. Упражнения для туловища

1

14.11

 

1.11

 Опрыжок. Наскок на мостик и прыжок вверх

1

21.11

 

1.12

 ОФП. Упражнения на пресс

1

28.11

 

1.13

Растяжка (упражнения на гибкость)

1

5.12

 

1.14

 Бревно. Ходьба, повороты, соскок

1

12.12

 

1.15

 Акробатика. Упоры, стойки

1

19.12

 

1.16

Контрольные испытания. Тестирование по ОФП.

1

26.12

 

1.17

СФП. Упражнения для развития прыгучести

1

16.01

 

1.18

 СФП. Упражнения для развития силы

1

23.01

 

1.19

 СФП. Упражнения для развития быстроты

1

30.01

 

1.20

СФП. Упражнения для развития выносливости

1

6.02

 

1.21

Опрыжок. Наскок на мостик и запрыгнуть на горку матов

1

13.02

 

1.22

 ОФП. Упражнения для туловища

1

20.02

 

1.23

Акробатика. Группировка, перекаты, кувырки

1

27.02

 

1.24

Акробатика. Упоры, стойки

1

5.03

 

1.25

СФП. Упражнения для развития силы

1

12.03

 

1.26

СФП. Упражнения для развития прыгучести

1

19.03

 

1.27

Контрольные испытания. Тестирование по СФП.

1

2.04

 

1.28

Бревно. Ходьба, галопы, прыжки, соскок

1

9.04

 

1.29

Акробатика. Соединение акробатических элементов

1

16.04

 

1.30

Опрыжок. На горку матов прыжок в упор присев

1

23.04

 

1.31

Растяжка (упражнения на гибкость)

1

30.04

 

1.32

Акробатика. Соединение акробатических элементов

1

7.05

 

1.33

Бревно. Ходьба, бег, прыжки, повороты, соскок

1

34.   

14.05

 

1.34

Акробатика. Соединение акробатических элементов. Показательный урок.

1

 

 

Литература и средства обучения.

 

1. Лях В.И., Зданевич А.А Программы общеобразовательных учреждений. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. – 3-е издание. М.: «Просвещение», 2006 – 125с. – 5 – 40 с.

2. Яковлева Л.В., Юдина Р.А Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет: Пособие для педагогов дошк. учреждений: В 3 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Ч 1: Программа «Старт». Методические рекомендации. – 320 с.

3. Петров П.К Методика преподавания гимнастики в школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 448 с.

4. Соснина В.Ю,, Фабина Э.М Ритмическая гимнастика: Альбом. – К.: Рад. шк., 1990. – 225 с.

5. Смирнова Л.А Общеразвивающие упражнения для младших школьников. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2003. – 160 с.: ил. – (Б-ка учителя физической культуры).

6. Кузнецов В.С, Колодницкий Г.А. Методика обучения основными видами движений на уроках физической культуры в школе. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 176 с.: ил. – (Б-ка учителя физической культуры).

7. Матвеев А.П. Методика физического воспитания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 248 с.