Рабочая программа Литературное чтение 4 кл Школа России

  • doc
  • 13.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РП по литер. чтению 4 класс.doc

Муниципальное казённое общеобразовательное  учреждение  

«Мыскаменская школа-интернат»

___________________________________________________________________________

 

РАССМОТРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО
методическим

объединением учителей

начальных классов
Протокол от «___»___________2017г.
 №____
Руководитель _________
Л. В. Маркова

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора школы-интерната по УВР ____/  Е.А.Лусникова

 

от «__»________2017г.

 

  СОГЛАСОВАНО
Заместитель  директора школы - интерната по МР
______   Ю.Ю. Лезина
«____»_______2017 г.

 Протокол НМС

 «____»________2017 г.

 №_____

УТВЕРЖДАЮ
Директор
_________Н.А. Подгорных
«___»________2017 г.
Приказ «___»______2017 г.
№ ____

 

 

 

 

 
РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 

 

по литературному чтению

 

 

для 4а класса

 

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель: учитель начальных классов  Сечко Ольга Михайловна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2017 – 2018  учебный год

 

 

 

1.      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Литературное чтение» для 4а класса на 2017 – 2018 учебный год составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

1.      ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ».

2.      Приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

3.      Приказом Министерства образования и науки от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации».

4.      Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2010.

5.      Приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования».

6.       СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г.Москва. Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный № 19993);

  1. Законом ЯНАО от 27.06.2013 № 55-ЗАО (ред. от 29.04.2014) «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе».
  2. Долгосрочной целевой программой «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы».
  3. Основной образовательной программой начального общего образования МКУОШИ «Мыскаменская ШИС(П)ОО», утверждённой 31 августа 2011 г.;
  4. Учебного плана МКОУ «Мыскаменская школа-интернат» на 2017-2018 учебный год.

 

 

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе программы авторов Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В. Литературное чтение. Рабочие программы.1-4 классы. УМК «Школа России». – М.: Просвещение, 2011.

Учебник: Литературное чтение. 4 класс. В 2-х частях. Учебник для общеобразовательных организаций. / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2014. Рекомендован Министерством образования и науки РФ.

Литературное чтение – один из основных предметов в обучении. Он формирует общеучебный навык чтения и умения работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературе и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Цели обучения:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
  • совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать  и рассказывать, импровизировать;
  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие  нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Основные задачи:

  • развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление;
  • развивать поэтический слух;
  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,
  • обогащать чувственный опыт ребёнка;
  • формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров;
  • обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.

Рабочая программа составлена из расчёта 4 часа в неделю. Всего 136 часа.

 

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

«Литературное чтение» (авт. Л. Ф. Климановой и др.) как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведенияустного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения. Изучая материал раздела, учащиеся работают с книгами,

учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетическийопыт ребёнка, который формирует у школьников читательскую самостоятельность. Программа курса предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными

видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков. Навык чтения. На протяжении четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения, увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают ра-циональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов ипредложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей. Параллельно с формированием навыка беглого чтения ведётся целенаправленная работа по развитию навыка осознанного чтения, умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами вырази- тельного чтения. Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речьучащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется

активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанногопроизведения. Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание,рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тек-сты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литератур-

ного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка).  Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи). При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного

 искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и

чувства. Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему. Дети осваивают разные виды пересказов художественноготекста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и

проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируют-

ся образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечи-

вает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

3.МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Для образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке (5-дневная неделя), на изучение курса «Литературное чтение» в начальной школе выделяется 506 ч.

В 1 классе — 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 92 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения чтению в период обучения грамоте 1 и 40 ч (10 учебных недель) -урокам литературного чтения. Во 2—3 классах на уроки литературного чтения отводится по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). В 4 классе на уроки

литературного чтения отводится 102 ч (3 ч в неделю, 34учебные недели).

Для образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке (6-дневная неделя), на изучение курса «Литературное чтение» в начальной школе выделяется 540 ч.

В 1 классе — 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 92 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения чтению в период обучения грамоте 1 и 40 ч (10 учебных недель) — урокам литературного чтения. Во 2—4 классах на уроки литературного чтения отводится по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). Для образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России, на изучение курса «Литературное чтение» в начальной школе выделяется 372 ч. В 1 классе — 66 ч (2 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 46 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения чтению в период обучения грамоте 1 и 20 ч (10 учебных недель) — урокам литературногочтения. Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 102 ч (3 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

 Рабочая программа составлена из расчёта 4 часа в неделю. Всего 136 часа.

4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Литературное чтение» как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся  с высоконравственными художественными произведениями, которые способствуют духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся начальных классов. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и народов других стран, способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческимценностям.На уроках литературного чтения продолжается совершенствование техники чтения, дети начинают осмысленно вос-

принимать текст. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над базовыми ценностями: добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмо-

циональное восприятие произведения. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, Родине.

5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Личностные

Учащиеся научатся:

  понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;

  собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);

  составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;

  принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».

Учащиеся получат возможность научиться:

  познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;

  рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;

  находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;

  создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.

Метапредметные

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

  формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;

  читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);

  осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтерна­тивный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

  принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;

  выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следо­вать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;

  оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;

  определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;

  фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «–»,  «?», накопительной системы баллов);

  фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».

Учащиеся получат возможность научиться:

  самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;

  свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;

  самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;

  владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;

  пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

  находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;

  анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;

  находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;

  сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;

  сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;

  находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раз­дела, темы урока или давать название выставке книг;

  сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

  создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;

  понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;

  проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чте­ния по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

  предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его моти­вы и замысел автора;

  определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Учащиеся получат возможность научиться:

  самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;

  определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;

  создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

  высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремле­ние высказываться, задавать вопросы;

  формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;

  пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;

  участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;

  создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

  способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);

  демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);

  предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;

  определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;

  использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;

  отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;

  определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;

  определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;

  оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;

  искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;

  обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;

  находить в библиотеке книги, раскрывающие на художествен­ном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;

  находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;

  самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;

  использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;

  озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.

Учащиеся получат возможность научиться:

  участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;

  договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;

  интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной ра­боты.

Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

  читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;

  выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

  пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;

  участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;

  формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;

  делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;

  находить в произведениях средства художественной выразительности;

  готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

  осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;

  приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;

  воспринимать художественную литературу как вид искусства;

  осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно- эстетическую оценку.

  соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;

  на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);

  работать с детской периодикой.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;

  составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

  подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, ос­мыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;

  писать отзыв на прочитанную книгу.

Учащиеся получат возможность научиться:

  создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).

Учащиеся получат возможность научиться:

  определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

  создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

 

В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Литературное чтение» направлены на достижение личностных результатов освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю.

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно шести знакам к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фонтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть

Дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
  • неправильная постановка ударений (более 2);
  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношния слов при чтении вслух;
  • непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения:
  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочёты:

  • не более двух неправильных ударений;
  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
  • неточности при формулировке основной мысли произведения;
  • нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Критерии сформированности навыка чтения четвероклассников:

  • умение читать текст безошибочно, бегло, выразительно;
  • осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 85-95 слов в минуту (на конец года);
  • умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев.

К итоговому контролю относятся и комплексные работы. Структура контрольно-измерительных материалов соответствует структуре ЕГЭ. Данные работы позволяют быстро проверить усвоение материала у большого количества учащихся, объективно оценить результаты работы, повторить пройденный материал, углубить и систематизировать знания учащихся. На выполнение работы отводится 10-25 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса).

При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу:

«3» - если сделано не менее 50% объёма работы;

«4» - если сделано не менее 75% объёма работы;

«5» - если работа не содержит ошибок.

К концу второго полугодия в третьем классе задания по работе с детской книгой входят в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений.

Общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:

  • индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное);
  • индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;
  • индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания, интонационная передача эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики, темпа и громкости - в соответствии с характером текста);
  • индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом;
  • умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания, и следовать ей;
  • ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг;
  • интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы, расширение круга чтения.

Способами оценивания результативности обучения чтению являются:

  • замер скорости чтения (в скрытой для детей форме);
  • ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и жанровой принадлежности литературных произведений;
  • выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью интонационных средств - мелодики, темпоритма, пауз, логических ударений, громкости и эмоциональной окраски голоса);
  • выполнение заданий на составление плана пересказа, собственного высказывания;
  • выполнение заданий по ориентировке в книгах;
  • наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации, воображаемой экранизации и т.п.);
  • наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой работы;
  • наблюдения за читательской деятельностью учащихся;
  • анализ читательского дневника;
  • анализ отзывов учащихся о прочитанном, аннотаций, презентаций;
  • анализ творческих работ учащихся.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок,  как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или - недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие солее 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочётов и ошибок.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

№ урока

Вид работы

Раздел

2

Проверка техники чтения

Констатирующая диагностика

7

Проверочная работа

 «Летописи, былины, сказания, жития»

22

Проверочная работа

 «Чудесный мир классики»

26

Проверка техники чтения

Промежуточная диагностика

32

Проверочная работа

 «Поэтическая тетрадь».

44

Проверочная работа

 «Литературные сказки».

46

Проверка техники чтения

Промежуточная диагностика

51

Проверочная работа

«Делу время - потехе час».

57

Проверочная работа

 «Страна детства».

62

Проверочная работа

 «Поэтическая тетрадь»

71

Проверочная работа

«Природа и мы»

75

Проверка техники чтения

Промежуточная диагностика

77

Проверочная работа

«Поэтическая тетрадь»

81

Проверочная работа

 «Родина»

88

Проверочная работа

 «Страна Фантазия»

99

Проверка техники чтения

Итоговая диагностика

101

Проверочная работа

«Зарубежная литература»

6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Летописи, былины, сказания, жития (10 ч)

Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»; из летописи «И вспомнил Олег коня своего»; поэтический текст былины «Ильины три поездочки»; прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой; Житие Сергия Радонежского.

Чудесный мир классики (23 ч)

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок»; А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!..», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; М. Ю. Лермонтов «Дары Терека», «Ашик-Кериб»; Л.Н. Толстой  «Детство», «Как мужик камень убрал»; А.П. Чехов «Мальчики».

Поэтическая тетрадь (12 ч)

Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»; Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..»; А.Н. Плещеев «Дети и птичка»; И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...»; Н.А. Некрасов «Школьник»; «В зимние сумерки нянины сказки...»; И.А. Бунин «Листопад».

Литературные сказки (16 ч)

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»; В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»; П.П. Бажов «Серебряное копытце»; С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Делу время – потехе час (9 ч)

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»; В.Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка»; В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел».

Страна детства (8 ч)

Б.С. Житков «Как я ловил человечков»; К.Г. Паустовский  «Корзина с еловыми шишками»; М.М. Зощенко «Ёлка».

Поэтическая тетрадь (5 ч)

В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»; С.А. Есенин «Бабушкины сказки»; М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства»

Природа и мы (12 ч)

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»; А.И. Куприн «Барбос и Жулька»; А.И. Куприн «Барбос и Жулька»; М.М. Пришвин «Выскочка»; Е.И. Чарушин «Кабан»; В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

Поэтическая тетрадь (8 ч)

Б.Л. Пастернак «Золотая осень»; С.А. Клычков «Весна в лесу»; Д.Б. Кедрин «Бабье лето»; Н.М. Рубцов «Сентябрь»; С.А. Есенин «Лебёдушка»

Родина (6 ч)

И.С. Никитин «Русь»; С.Д. Дрожжин «Родине»; А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...»

Страна Фантазия (6 ч)

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»; К. Булычёв «Путешествие Алисы».

Зарубежная литература (20 ч)

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»; Г.Х. Андерсен «Русалочка»; М. Твен «Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлёф «Святая ночь», «В Назарете».

7 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Итого

Количество недель

8

8

10

8

34

Количество уроков

33

32

40

31

136

Плановых проверочных работ

2

2

5

3

12

Проверка техн. чт.

2

1

1

1

5

 

Наименование разделов

Количество часов

1

Введение. Знакомство с учебником

1

2.

Летописи, былины, сказания, жития

10

3.

Чудесный мир классики

23

4.

Поэтическая тетрадь

12

5.

Литературные сказки

16

6.

Делу время – потехе час

9

7.

Страна детства

8

8.

Поэтическая тетрадь

5

9.

Природа и мы

12

10.

Поэтическая тетрадь

8

11.

Родина

6

12.

Страна Фантазия

6

13.

Зарубежная литература

20

Итого

136

 

 

8.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебник:

Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. (Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.) – М.: Просвещение, 2014. Рекомендован Министерством образования и науки РФ.

Рабочая тетрадь:

Бойкина М.В., Виноградова Л.В. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс – М.: Просвещение, 2014.

Методические пособия:

·        Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы. УМК «Школа России». Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2011.

  • Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению 4 класс. – М.: ВАКО, 2014.

Дополнительная литература:

  • Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение: 4 класс. / Сост. С.В. Кувятина. -4-е изд., перераб. – М.:ВАКО, 2013.
  • Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие с электронным приложением. / Сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2011.
  • Развивающие задания: тесты, игры, упражнения. 4 класс. / Сост. Е.В. Языканова.- М.: Экзамен, 2012.

Информационно-коммуникативные средства:

  • СD - «Алиса в стране чудес и зазеркалье»
  • СD - П.П. Ершов «Конек–Горбунок». Аудиокнига 1С
  • DVD – «Конек-Горбунок» 
  • DVD – «Снежная королева»
  • DVD – «Волшебное зеркало» Г.Х. Андерсена.

Сборник мультфильмов:

  1. «Новое платье короля»
  2. «Русалочка»
  • DVD – Сказки русских писателей ч. 1 (А.С. Пушкин).

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

  • DVD - Сказки русских писателей ч. 2 (С.Т.Аксаков)

«Аленький цветочек»

  • DVD - Сказки П.П. Бажова. Сборник мультфильмов:
  1. «Медной горы хозяйка»
  2. «Каменный цветок»
  3. «Синюшкин колодец»
  • CD - Е. Шварц «Сказка о потерянном времени» с участием Николая Литвинова.
  • CD - Гофман Э. «Золотой горшочек». Аудиокнига.

·      СД Литературное чтение-4. Приложение на электронном носителе к учебнику «Литературное чтение».

Материально-технические средства: компьютер, интерактивная доска, видеопроектор, магнитная доска, флипчарт.



Скачано с www.znanio.ru