Планируемые результаты освоения курса «Литературное чтение на родном языке (русском)»
4 класс
Содержание программы обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
· понимать родную (русскую) литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
· относится к родному языку как хранителю национальной истории и культуры, включится в культурно-языковое поле своего народа;
· первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
· первоначальные этические представления, понятия о добре и зле, нравственности;
· осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного русского языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа.осознать значимость чтения на родном русском языке для личного развития;
· потребность в систематическом чтении на родном русском языке как средстве познания себя и мира.
Метапредметные результаты
· овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
· формирования умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
· овладение навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевого высказывания;
· освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
· использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях.
Предметные результаты
Кконцу обучения в 4 классе ученик научится:
· понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;
· передать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
· составлять план к прочитанному;
· вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
· выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания; самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
· знать названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей - классиков;
· знать наизусть не менее 5 стихотворений классиков отечественной литературы;
· знать народные сказки, уметь их пересказывать;
· знать русские народные пословицы, 2 – 3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;
· уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ.
Ученик получит возможность научиться:
· использовать разные виды чтения художественных произведений отечественных писателей, осознанно воспринимать и оценивать их содержание; участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
· первоначальным элементам культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
· строить диалогическое и монологическое высказывание на основе литературного произведения и личного опыта;
· описывать и сопоставлять различные объекты;
· самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника;
· развивать умение от чтения вслух к чтению про себя;
· пересказывать подробно, выборочно с использованием приемов устного рисования и иллюстрации; самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное;
· воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, совместном обсуждении услышанного; различать жанры литературных произведений: сказка и рассказ, стихотворение и басня, загадка, пословица, небылица, считалка, песня и прибаутка;
· размышлять над содержанием произведения, уметь выразить свое отношение к прослушиваемому, сравнивать стихотворные произведения, написанные на одну тему разными поэтами.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)»
4 класс
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание).Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения (10, 26,31).
Чтение
Чтение вслух. Установка нанормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст (11)
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественный и научно-популярный, их сравнение (18). Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению (24). Самостоятельное определение темы, главной мысли текста (25). Прогнозирование содержания произведения по его названию (17).
Библиографическая культура.Выбор книг на основе рекомендованного списка, открытого доступа к детским книгам в библиотеке (20). Типы книг (изданий): книга – сборник, справочные издания, энциклопедии (19).
Работа с текстом художественного произведения.
Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений (12). Осознание понятия «Родина» (2). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре (9).
Характеристика героя произведения (21). Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь (15, 22).Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (14). Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие (23)
Освоение разных видов пересказа художественного текста – выборочный пересказ (16) Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту (13).
Говорение (культура речевого общения)
Диалог как вид речи. Особенности диалогического общения: выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения (4). Работа со словом, целенаправленное пополнение активного словарного запаса (5). Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) (6). Самостоятельное построение плана собственного высказывания (7). Передача содержания прочитанного или прослушанного текста с учётом его специфики (8,29)
Монологическое речевое высказывание. Отражение основной мысли текста в высказывании(30). Передача впечатлений от художественного произведения (1).
Круг детского чтения
Основные темы детского чтения: произведения о Родине (1,2,3,6,8), братьях наших меньших (32), юмористические произведения (33). Произведения устного народного творчества (3).
Произведения выдающихся представителей русской детской литературы (27): И. Пивоварова, Н. Носов, П. Синявский, Г. Ладонщиков, А.Пришелец, Т. Коти, А. Гайдар, С. Михалков,Э. Шим, Г. Скребицкий, Ю. Коваль, Б. Житков, Е. Верейская, В. Осеева, В. Голявкин, Л. Пантелеев, Ю. Яковлев, Т. Кудрявцева, В. Чаплина.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Малые фольклорные формы: пословицы и поговорки – определение основного смысла (1). Литературная (авторская) сказка (28).
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
«Литературное чтение на родном языке (русском)»
4 класс
№ п/п |
Дата проведения |
Раздел/Тема
|
Кол-во часов |
|
По плану |
По факту |
|||
1. |
02.09 |
|
Малые фольклорные формы: пословицы и поговорки – определение основного смысла.Пословицы о Родине. Инструктаж по ТБ. |
1 |
2. |
09.09 |
|
Осознание понятия «Родина». П. Синявский «Рисунок», Г. Ладонщиков «Родное гнёздышко», «Наша Родина». |
1 |
3. |
16.09 |
|
Произведения устного народного творчества. «Сказка о родном крае». |
1 |
4. |
23.09 |
|
Диалог как вид речи. Особенности диалогического общения: выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения. |
1 |
5. |
30.09 |
|
Работа со словом, целенаправленное пополнение активного словарного запаса. |
1 |
6. |
07.10 |
|
Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение). А. Пришелец «Наш край». |
1 |
7. |
14.10 |
|
Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Т. Коти «Душа России» |
1 |
8. |
21.10 |
|
Передача содержания прочитанного или прослушанного текста с учётом его специфики. Т. Коти «Город Петра». |
1 |
9. |
11.11 |
|
Схожесть тем, идей, героев в фольклоре. Мифы древних славян. «Как создавался мир», «Даждьбог». |
1 |
10. |
18.11 |
|
Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения. Русская народная сказка «Дочь и падчерица». |
1 |
11. |
25.11 |
|
Установка нанормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая». |
1 |
12. |
02.12 |
|
Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая». |
1 |
13. |
09.12 |
|
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту (13).Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая». |
1 |
14. |
16.12 |
|
Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста. А. Гайдар «Голубая чашка» |
1 |
15. |
23.12 |
|
Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.А. Гайдар «Голубая чашка» |
1 |
16. |
13.01 |
|
Освоение разных видов пересказа художественного текста – выборочный пересказ. А. Гайдар «Голубая чашка». |
1 |
17. |
20.01 |
|
Прогнозирование содержания произведения по его названию. С. Михалков «Тридцать шесть и пять», «Калеки в библиотеке» |
1 |
18. |
27.01 |
|
Общее представление о разных видах текста: художественный и научно-популярный, их сравнение. Т. Коти «Немного истории», С. Михалков «Джинсы». |
1 |
19. |
03.02 |
|
Типы книг (изданий): книга – сборник, справочные издания, энциклопедии. Эд. Шим «Как бобрёнок плотину строил» |
1 |
20. |
10.02 |
|
Выбор книг на основе рекомендованного списка, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Г. Скребицкий «Весенняя песня». |
1 |
21. |
17.02 |
|
Характеристика героя произведения. Ю. Коваль «Алый». |
1 |
22. |
24.02 |
|
Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.Ю. Коваль «Алый». |
1 |
23. |
02.03 |
|
Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Б. Житков «Наводнение», «Провал». |
1 |
24. |
09.03 |
|
Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Е. Верейская «Бабушкин колобок». |
1 |
25. |
16.03 |
|
Самостоятельное определение темы, главной мысли текста. Н. Носов «Бабушка Дина» |
1 |
26. |
23.03 |
|
Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения. В. Осеева «Бабка». |
1 |
27. |
06.04 |
|
Произведения выдающихся представителей русской детской литературы. В. Голявкин «Секрет», «Яандреев». |
1 |
28. |
13.04 |
|
Литературная (авторская) сказка. Л. Пантелеев «Фенька». |
1 |
29. |
20.04 |
|
Передача содержания прочитанного или прослушанного текста с учётом его специфики. Ю. Яковлев «Девочки с Васильевского острова». |
1 |
30. |
27.04 |
|
Монологическое речевое высказывание. Отражение основной мысли текста в высказывании. Т. Кудрявцева «Девочка с фотографии. Таня» |
1 |
31. |
04.05 |
|
Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения. Т. Кудрявцева «Эрмитажные атлеты. Леночка». |
1 |
32. |
12.05 |
|
Основные темы детского чтения: произведения о братьях наших меньших. В. Чаплина «Обыкновенная кошка». |
1 |
33. |
18.05 |
|
Итоговая контрольная работа. |
1 |
34. |
25.05 |
|
Основные темы детского чтения: юмористические произведения. И. Пивоварова «Рассказы Павлика Помидорова». Работа над ошибками. |
1 |
Оценочные материалы по предмету «Литературное чтение на родном языке (русском)»
График проверочных работ
4 класс
№ п/п |
Форма КИМ |
Тема |
Дата |
|
план |
факт |
|||
1. |
Работа с текстом |
Итоговая контрольная работа |
18.05 |
|
Контрольно – измерительные материалы и критерии оценивания по предмету «Литературное чтение на родном языке (русском)»
4 класс
Итоговая контрольная работа
Вариант 1
Прочитай текст
СКАЗКА ПРО СТАРЫЙ ДОМ
Дом был старый, деревянный. Крышка покосилась. Печка развалилась. Труба набок съехала. Окна не открываются, двери не закрываются. Щели в полах.
Когда-то в доме жили люди. Тогда он был новенький и красивый. А потом люди уехали. И дом расстроился. Стал скучать и стареть.
И сад вокруг дома тоже скучал – и одичал от одиночества. Яблоки стали кислыми, вишни мелкими. Вместо цветов – высокая трава, крапива да лопух выросли.
Так и жил старый, заброшенный дом в старом, заброшенном саду. Весной, когда стаивали огромные сугробы, выползало из-под снега кривое крылечко, дом и сад просыпались после долгого зимнего сна. Просыпались, потягивались, поскрипывая старыми досками и ветками.
И дом говорил:
– А не думаешь ли ты, сад, что в этом году к нам могут вернуться люди?
– Думаю, - неуверенно отвечал сад.
– Мы должны подготовиться к встрече, – говорил дом.
– Конечно, – соглашался сад.
Им помогали ветер, дождь и солнце. Ветер влетал в дом через трубу. Проветривал комнаты, чердак и даже подвал. Потом через вечно открытую дверь вылетал в старый сад. Выметал прошлогоднюю листву, сухие ветки, помогал развёртываться нежным лепесткам диких яблонь и вишен.
После ветра за дело брался дождь. Дождь тщательно отмывал весь дом: от съехавших набок трубы до самого крылечка.
Особенно дождь старался, когда мыл окна. Дождь сильными струями расчёсывал густую листву сирени, разглаживал листья тополей. И землю в саду поил дождь.
За ветром и дождем приходила очередь солнца. Солнце хорошенько просушивало дом. Гладило золотыми лучами стёкла в паутине трещин – чтобы блестели ярче. Золотило старые наличники на окнах. Потом лучи солнца скользили по саду. Заглядывали в каждый крохотный цветок дикой сирени, чтобы не светились искорками.
Затем снова прилетал ветер. Он где-то раздобыл семена кое-каких цветов и разбросал их, как умел. Потом одуванчики выросли не только в густой траве, но и на крыльце.
Одна ромашка ухитрилась поселиться даже на крыше в какой-то щелочке.
Так ветер, дождь и солнце помогали готовиться заброшенному дому и старому саду к встрече людей.
Дом и сад ждали. Но люди не приходили. Вернее, приходили, но, посмотрев на дом и сад, уходили.
– Это старый дом, - говорили люди, - у него разбиты окна, и крыша съехала совсем набок, и крыльцо развалилось. Разве это дом?
- Да, конечно, - соглашались другие люди, - и сад тоже совсем заброшен. Лучше мы построим новый, красивый дом и вырастим новый, замечательный сад.
И люди уходили. Дом и сад очень огорчались и начинали ждать снова.
И дождались.
На покрытом пылью долгих дорог велосипеде к дому подъехал человек. За спиной – рюкзак. На багажнике – огромный чемодан с разноцветными наклейками. Через плечо – яркая дорожная сумка. На другом плече – фотоаппарат. На голове – широкополая шляпа. Конечно же это бывалый путешественник. А путешественники, как известно, любят всякие странности.
Дом с ромашкой на покосившейся крыше, с одуванчиками на кривом крыльце, сад, в котором ветви диких яблонь переплетаются с ветками дикой сирени, как в сказочном лесу, а по земле стелются темно-зеленые лопухи, похожие на огромные зонтики, - разве это не странность? Почти волшебная странность.
– Ах, – сказал путешественник, – какое чудо! Заколдованная избушка в заколдованном лесу.
«Вовсе мы не заколдованные, – подумали дом и сад, – мы заброшенные».
– Ах! – снова сказал путешественник. – Какая прелесть! И он защёлкал фотоаппаратом.
– Мы – прелесть… Мы – чудо …, – почти задохнулись от радости, смущения, неожиданности дом и сад.
– Пожалуй, я поживу здесь, – решил путешественник. И вместе со своим усталым велосипедом, тяжелым рюкзаком, чемоданом с наклейками, дорожной сумкой и конечно же с фотоаппаратом он поселился в заброшенном доме и одичавшем лесу.
Что же из этого получилось? То, чего не могло не получиться. Яблоки стали крупными-крупными, вишни сладкими-сладкими. Среди лопухов расцвели ярко-красные маки величиной с огромные воздушные шары.
Трещины на стеклах сложились в веселые рисунки. Крылечко перестало просто скрипеть, оно стало чирикать очень музыкально. А дверь, которая уже много лет не могла шевельнуться, с удовольствием и легкостью открывалась и закрывалась.
Почему же так вышло? Смешной вопрос … ясно, почему…
А потом? Потом путешественнику пришло время отправляться в путь. Ведь он путешественник.
И что же получилось? То, что должно получиться: жили-были заброшенный дом и заброшенный старый сад…
Вопросы и задания к тексту.
После чтения текста ответь на вопросы и выполни задания. Для этого ты можешь пользоваться текстом. Правильный ответ необходимо обвести в кружок.
1. Где и когда произошла встреча старого дома с путешественником? Отметь правильный ответ.
1. В сказочном лесу в конце лета.
2. На пыльной дороге ранней весной.
3. Среди лопухов ранней осенью.
4. В старом лесу в начале лета.
2. В этом тексте автор в целом повествует:
1. о долгожданной встрече старого дома с путешественником;
2. о помощи ветра, дождя и солнца старому дому и заброшенному саду;
3. о том, что все заветные желания обязательно сбываются;
4. о том, что добрые слова и чуткое сердце творят чудеса.
3. Какие чувства испытали дом и сад, когда познакомились с путешественником? Отметь правильный ответ.
1. Дом и сад боятся – на их месте будут строить новый дом.
2. Дом и сад гордятся собой – они самые красивые в деревне.
3. Дом и сад счастливые – они очень понравились человеку.
4. Дом и сад переживают – они самые одинокие на свете.
4. Определи порядок микротем в тексте. Пронумеруй предложения так, чтобы показать, в каком порядке происходили события.
1. Человеку пришло время отправляться в путь.
2. Среди лопухов расцвели ярко-красные маки.
3. Яблоки стали кислыми, вишни мелкими.
4. Старый дом и заброшенный сад скучают от одиночества.
5. Почему путешественник решил остаться в доме? Отметь правильный ответ.
1. Дом показался ему чудесной избушкой в сказочном лесу.
2. У дома была ромашка на покосившейся крыше.
3. Путешественнику больше негде было остановиться.
4. Путешественник устал везти огромный чемодан.
6. «Но люди не приходили. Вернее, приходили, но, посмотрев на дом и сад, уходили». Проанализируйте эту фразу. Сделайте вывод о том, почему это происходило. Отметь правильный ответ.
1. Ветер и солнце не пускали в дом людей.
2. Дом был развалившийся, старый, кривой.
3. Дом не хотел людям дверь.
4. Дом пугал людей скрипом старых досок.
Обоснуй свой вывод______________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________
7. Какие чувства передал автор, описывая старый дом и сад вначале произведения? Отметь правильный ответ.
1. Радость, веселье.
2. Сочувствие, сопричастность к судьбе героев.
3. Удивление, недоумение.
4. Возмущение.
Из каких слов, предложений текста это следует? Приведи пример из текста.
_______________________________________________________________________________________________________________
8. Выбери позицию, наиболее точно характеризующую отношение автора к поведению людей. Отметь правильный ответ.
1. Дом и сад не нравятся людям потому, что они слишком старые.
2. Дом и сад нравятся людям, но у людей нет денег на ремонт.
3. Дом и сад не нравятся людям – люди не замечают прекрасное.
4. Дом и сад не нравятся людям потому, что они очень страшные.
Обоснуй свой вывод______________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________
9. Выбери фразу, которая наиболее точно характеризует главную мысль автора. Отметь правильный ответ.
1. Доброе слово и кошке приятно!
2. Дело мастера боится.
3. Друг познается в беде.
4. Удивительное - рядом.
Обоснуй свой вывод______________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________
10. «Дверь, которая уже много лет не могла шевельнуться, с удовольствием и легкостью открывалась и закрывалась». Почему же так вышло? Объясни причины. ___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________
Приведи два доказательства.
Доказательство 1. ________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________
Доказательство 2. _______________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________
11. Какие изобразительные средства использует автор в тексте? Назови их, приведи примеры.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Придумай и напиши свой вариант продолжения этой истории. Что произойдет дальше?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________
13. Придумай и напиши свою историю об удивительной встрече.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________
Итоговая контрольная работа
Вариант 2
Прочитай текст
КОШКА И КУКУШКА
В одной квартире жили хозяйка и ее кошка. Хозяйка то на работе, то по магазинам, то по знакомым. Возраст кошки известен – совсем взрослый котенок или совсем молодая кошка. Кошка все дома, и чаще одна. Кошка скучала. Пока-то дождешься хозяйку.
Кошка пробовала подружиться с телефоном. Как только он начинал звонить, мчалась к нему из любого уголка квартиры. Прыгала вокруг аппарата, мяукала. После нескольких звонков телефон замолкал. Тогда она решила познакомиться с водопроводными трубами. Даже научилась урчать так же, как они. Но трубы не обращали на кошку никакого внимания.
Однажды хозяйка пришла с работы позже, чем надеялась кошка. Кошка уже ждала ее, сидела возле двери. Наконец дождалась, замурлыкала.
– Посмотри, что я принесла. Она показала кошке большую картонную коробку.
– Это часы с кукушкой.
– С кукушкой! – обрадовалась кошка. – Кукушка – это кто-то живой. Это хорошо!
Хозяйка открыла коробку. Белый домик, красная крыша, золотые полоски циферблата, маленькая дверца под крышей.
Кошке дом понравился. Ну, а кукушка? Где та самая живая кукушка? Наконец было выбрано подходящее место. Укрепили домик на стене. Подвесили гири на цепочках. Хозяйка толкнула маятник. Часы затикали. И вот что-то в них зашипело, открылась дверца под крышей, и выглянула кукушка. Она ясно сказала «ку-ку» и спряталась. Хозяйка перевела стрелки, и кукушка снова выглянула, сказала «ку-ку», снова спряталась. Конечно, кошке понравилась кукушка: и кивает, и почти поёт.
– Только она уже, должно быть, устала, – подумала кошка.
Хозяйка поставила стрелки на нужные цифры, подтянула гири и оставила кукушку в покое. Через некоторое время чуткие уши кошки уловили уже знакомое шипение и затем «ку-ку». Кошка бросила вкуснейший рыбий хвост и со всех лап кинулась к кукушке. Примчалась, а дверца уже захлопнулась, кукушка спряталась.
– Ну вот, – удивилась кошка, – позвала, а сама не дождалась. Странная какая!
Кошка была уверена, что кукушка звала именно её. Смешная кошка…
– Всё, – решила она, – больше не отойду, буду ждать. Села под часами. Ждет. Часы тикают. Кукушка не выглядывает. Кошка задрала голову, посмотрела на кукушкин домик, мяукнула, позвала кукушку. Та не отвечает. А хозяйка подошла к кошке, погладила.
– ну что, – спрашивает, – игрушка понравилась? И остановила маятник, чтобы ночью кукушка не будила своим «ку-ку».
Кошка заметила, что кукушкин домик перестал тикать, и решила, что кукушка, видимо обиделась на то, что ее назвали «игрушкой».
Молчит кукушка. Сидит кошка под домиком. Ждёт. Долго сидела в темноте и нечаянно уснула. А утром ее хозяйка разбудила.
– Эх ты! Сторож! Деревянную птичку не укараулила.
Кошка немного смутилась. Удивилась! «Что за деревянная птичка? Деревянный стол, деревянная дверь. А Кукушка? Деревянная?! Что-то здесь непонятно».
Хозяйка собирается на работу. На ходу кормит кошку. И по пути виновато говорит:
– Я сегодня поздно вернусь. Не сердись.
– Хорошо, – подумала кошка. – Будет время познакомиться с кукушкой. – Весело мурлыкая, она проводила хозяйку…
Вернулась хозяйка поздно. Заметила, что кошка её не встречает. Удивилась, вбежала в комнату. Вот она, кошка. Нельзя сказать, что грустная, или обиженная, или расстроенная. Нет, спокойная, подошла к хозяйке, мурлыкнула. Только серьезная какая-то.
Посмотрела на хозяйку внимательно. Кошка пошла спать в свое кресло. Только она не спала. Лежала в темноте и думала. Скорее, пыталась привыкнуть к тому, что узнала, а вернее, поняла в этот день.
Каждые полчаса кукушка выглядывала, куковала, кивала. Кошка в ответ кивала и вежливо, приветливо мяукала. Но кукушка пряталась, не обращая внимания на кошку никакого внимания. И кивала она только прямо, только в одну сторону, будто мимо, непонятно на кого глядя. Сядешь слева, сядешь справа – все в одну точку кивает. Странно. Кошка до хрипоты мяукала: она требовала кукушкиного внимания.
Кукушка выглядывала минута в минуту, куковала, кивала в одну точку. Ни разу не ошибалась.
Кошка слезла со штор: устала сидеть. Перестала мяукать: совсем охрипла. Кошка сидела тихо и смотрела на часы с кукушкой. Смотрела и думала. Наконец, поняла, что кукушка – «деревянная птичка». Не настоящая … Не живая … Игрушка. Вот так … Успокоилась. Расстроилась ли, нет – кто знает?
Когда пришла хозяйка, веселая и ласковая, кошка встретила ее. Она стала взрослой кошкой. Больше всего на свете ей хотелось понять: ее хозяйка, самая добрая, самая хорошая, ее хозяйка, она – живая или вдруг тоже… немножко игрушка …
Вопросы и задания к тексту.
После чтения текста ответь на вопросы и выполни задания. Для этого ты можешь пользоваться текстом. Правильный ответ необходимо обвести в кружок.
1. Где и когда кошка впервые увидела кукушку? Отметь правильный ответ.
1. В большой картонной коробке днем.
2. В белом домике с красной крышей на рассвете.
3. В кукушкином домике ночью.
4. В хозяйской гостиной вечеров.
2. В этом тексте автор в целом повествует о том, как:
1. хозяйка принесла домой загадочную коробку;
2. кошка привлекала внимание кукушки;
3. у кошки рождается недоверие к жизни;
4. кошка поняла, что самое важное в жизни – это живое общение.
3. Какие чувства испытала кошка, когда увидела кукушку? Отметь правильный ответ.
1. Кошка радовалась встрече с подругой.
2. Кошка удивлялась поведению кукушки.
3. Кошка с недоумением наблюдала за кукушкой.
4. Кошка обиделась на кукушку.
4. Определи порядок микротем в истории. Пронумеруй предложения так, чтобы показать, в каком порядке происходили события.
1. Кошка до хрипоты мяукала: она требовала кукушкиного внимания.
2. Укрепили домик на стене, подвесили гири на цепочках.
3. Трубы не обращали на кошку никакого внимания.
4. Она стала взрослой кошкой.
5. Почему кошка пробовала подружиться и с телефоном, и с водопроводными трубами? Отметь правильный ответ.
1. Кошка была еще совсем молодая, глупая.
2. Кошка скучала дома в ожидании хозяйки.
3. Кошка думала, что телефон и трубы - живые.
4. Кошке казалось, что телефон и трубы с ней общаются.
6. «Вернулась хозяйка поздно. Заметила, что кошка её не встречает. Удивилась, вбежала в комнату». Проанализируйте эту фразу. Сделайте вывод: почему кошка не встретила хозяйку. Отметь правильный ответ.
1. Кошка была слишком занята своими мыслями.
2. Взрослые кошки не встречают хозяев с работы.
3. Кошка обиделась на хозяйку.
4. У кошки был трудный день.
Обоснуй свой вывод _____________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________
7. Отметьте тот ответ, который соответствует содержанию прочитанного текста.
1. Рассказчик осуждает хозяйку.
2. Рассказчик сочувствует кошке.
3. Рассказчик с уважением относится к кошке.
4. Рассказчик смеется над кошкой.
Из каких слов, предложений текста это следует? Приведи пример из текста.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Выбери позицию, наиболее точно характеризующую отношение автора к поступкам хозяйки. Отметь правильный ответ.
1. Хозяйке скучно с кошкой: она с радостью уходит в гости или на работу.
2. Хозяйка не считает кошку своим другом, все время оставляет ее одну.
3. Хозяйка видела, что кошке одиноко и решила сделать ей подарок.
4. У хозяйки много важных дел, она не может все время играть с кошкой.
Обоснуй свой вывод _____________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________
9. Выбери фразу, которая наиболее точно характеризует главную мысль автора. Отметь правильный ответ.
1. В мире нет ничего постоянного.
2. Взрослые смотрят на мир иначе.
3. Нужно быть готовым изменить свой взгляд.
4. Трудно жить на свете без друзей.
Обоснуй свой вывод _____________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________
10. «Кошка пошла спать в свое кресло. Только она не спала. Лежала в темноте и думала». Объясни причины такого поведения кошки.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приведи два доказательства.
Доказательство 1 _______________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________
Доказательство2_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Какие слова и выражения использует автор в тексте для характеристики кошки и хозяйки? Выпиши их.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Чем тебе интересна прочитанная история?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Что случилось с кошкой потом? Удалось ей найти друга или нет? Придумай и напиши свой вариант продолжения данной истории. _________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________
Критерии оценивания итоговой контрольной работы
Номер задания |
Кол-во баллов |
Номер задания |
Кол-во баллов |
1 |
1 |
8 |
2 |
2 |
1 |
9 |
2 |
3 |
1 |
10 |
3 |
4 |
2 |
11 |
2 |
5 |
1 |
12 |
2 |
6 |
2 |
13 |
2 |
7 |
2 |
Итого |
23 |
Максимальный балл, который обучающийся может получить за работу – 23.
Отметка «5» ставится, если обучающийся получил –20-23 балла;
«4» - 14-19
«3» - 11-13
«2» - 10 и менее баллов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.