ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по предмету «Литературное чтение на родном языке» составлена на основе следующих нормативных документов:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009г. № 373, (в ред. Приказом Минобрнауки России от 26.11.2010г. №1241, от 22 сентября 2011 №2357, от 18 декабря 2012г. № 1060, от 29 декабря 2014г. №1643).
-Приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373
-Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015г. № 1/15).
-С учетом рабочей программы воспитания.
Цель программы – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Задачи программы:
-развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное, учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся.
-формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух.
-формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства, обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе.
-формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы.
-обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности.
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.
-обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения.
-работать с различными типами текстов. Создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Виды речевой и читательской деятельности.
-ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
Для художественных текстов:
-определять главную мысль и героев произведения;
-воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором;
-этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения;
-определять основные события и устанавливать их последовательность;
-озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста;
-находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде;
-задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;
-объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
Для научно-популярных текстов:
-определять основное содержание текста;
-озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста;
-находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде;
-задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;
-объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
-использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
Для художественных текстов:
-устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
Для научно-популярных текстов:
-устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
- использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
Для художественных текстов:
-формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста;
-составлять характеристику персонажа;
-интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности;
-устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
-формулировать простые выводы, основываясь на тексте;
-устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
-ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.
-различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
-передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
-участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов). Выпускник получит возможность научиться:
Круг детского чтения (для всех видов текстов).
Выпускник научится:
-осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
-вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
-составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Выпускник получит возможность научиться:
-работать с тематическим каталогом;
-работать с детской периодикой;
-самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Выпускник научится:
-распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
-отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
-различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
-находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).
Творческая деятельность (только для художественных текстов).
Выпускник научится:
-создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
-восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
-составлять устный рассказ по репродукциям картин художников или на основе личного опыта;
-устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться:
-вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
-писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
-создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
-создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями; -работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в
виде мультимедийного продукта (мультфильма).
-воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении
учителя, учащихся;
-осмысленно, правильно читать целыми словами;
-подробно пересказывать текст;
-составлять устный рассказ по картинке;
-заучивать наизусть небольшие стихотворения;
-соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
-различать рассказ и стихотворение
-отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
-осмысленно, правильно читать целыми словами;
-отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В содержание программы на каждом году обучения выделяются два раздела:
1.МИР ДЕТСТВА
2.РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».
При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Занятия нацелены на развитие коммуникативных умений ребёнка, умения вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.
Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о растениях, о приключениях.
Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС –17 ч.
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
|
МИР ДЕТСТВА. Я И КНИГИ |
|
1 |
С.А. Баруздин. Самое простое дело. |
1 |
2 |
Л.В. Куклин. Как я научился читать. |
1 |
|
Я взрослею |
|
3 |
С.Л. Прокофьева. Самый большой друг. |
1 |
4 |
М.Л. Михайлов. Лесные хоромы. |
1 |
5 |
И.А. Мазнин. Давайте будем дружить друг с другом … |
1 |
6 |
Л.Н. Толстой. Лгун. Враль. Русская народная сказка. |
1 |
|
Я фантазирую и мечтаю |
|
7 |
А.С. Пушкин. … Воротился старик ко старухе… Р.С. Сеф. Чудо. В.В. Лунин. Я видела чудо. |
1 |
8 |
М.С. Харитонов. Учитель вранья. В.Ф. Тендряков. Весенние перевертыши. |
1 |
|
РОССИЯ – РОДИНА МОЯ. Что мы родиной зовем. |
|
9 |
В.А. Осеева. Колыбельная песенка. П.А. Синявский. Рисунок. С.А. Махотин. Этот дом со скрипучим крыльцом. |
1 |
10 |
Ф.П. Савинов. Родное. В.Ф. Боков. Откуда начинается Россия? К.Д. Ушинский. Наше отечество. |
1 |
|
О родной природе |
|
11 |
А.Н. Толстой. Петушки. С.В. Сахарнов. Мезень. |
1 |
12 |
Е.В. Григорьева. Осенью рыжей… В.М. Катанов. Жар-птица |
1 |
13 |
И.А. Бунин. Серп луны под тучкой длинной … В.П. Крапивин. Сказки Севки Глущенко. Ю.И. Коваль. Поздним вечером ранней весной. |
1 |
14 |
С.В. Востоков. Месяц. Е.В. Липатова. Луна похожа на ежа. Г.М. Кружков. Звезды. |
1 |
15 |
Я.П. Полонский. По горам две хмурых тучи … Г.В. Сапгир. Тучи. |
1 |
16 |
С.В. Востоков. Два яблока. Г.М. Кружков. Зеркала. Д.Шуб. Облачные великаны. |
1 |
17 |
Проверка и оценка знаний по изученному материалу. |
1 |
2 КЛАСС- 17 ч.
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
|
МИР ДЕТСТВА. Я И КНИГИ |
|
1 |
Не торопись отвечать, торопись слушать.Е.Н. Егорова. Нянины сказки . Т.А. Луговская. Как я знаю, как помню, как умею. |
1 |
2 |
Л.К. Чуковская. Память детства. Мой отец Корней Чуковский. |
1 |
|
Я взрослею |
|
3 |
Л.И. Кузьмин. Дом с колокольчиком. В.В. Бианки. Сова. Б.В. Шергин. Плотник думает торопом. |
1 |
4 |
Е.А.Пермяк. Маркел-Самодел и его дети. В.В. Голявки. Этот мальчик. |
1 |
5 |
С.П. Алексеев. Медаль. Пословицы. |
1 |
|
Семья крепка ладом |
|
6 |
Л.Н. Толстой. Отец и сыновья. М.В. Дружинина. Очень полезный подарок. |
1 |
7 |
В.В. Голявкин. Мой добрый папа. |
1 |
|
Я фантазирую и мечтаю |
|
8 |
Н.К. Абрамцева. Заметное желание. Е. В. Григорьева. Мечта. |
1 |
|
РОССИЯ – РОДИНА МОЯ. Люди земли Русской |
|
9 |
В.А. Бахревский. Рябово. М. А. Булатов, В.И. Порудоминский. Собирал человек слова. |
1 |
10 |
М.Л. Яковлев. Сергий Радонежский приходит на помощь. И.К. Языкова. Преподобный Сергий Радонежкий. |
1 |
|
Народные праздники связанные с временами года |
|
11 |
И.С. Шмелев. Масленица. Песни – веснянки. |
1 |
12 |
Л.Ф. Воронкова. Праздник весны. В.А. Жуковский. Жаворонок. А.С. Пушкин. Птичка. |
1 |
13 |
А.А. Коринфский. Август- собериха. А.А. Коринфский. Спожинки. |
1 |
|
О родине природе |
|
14 |
И.С. Никитин. « В чистом поле тень шагает». Л. Ф. Воронкова. Подснежники. |
1 |
15 |
Ф.Ю.Коваль. Фарфоровые колокольчики. М.С. Пляцковский. Колокольчик. |
1 |
16 |
В.А. Солоухин. Трава. Е. А. Благинина. Журавушка. |
1 |
17 |
Проверка и оценка знаний по изученному материалу. |
1 |
3 КЛАСС – 17 ч.
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
|
Мир детства. Я и книги. |
|
1 |
В. И. Воробьев. Мой дневник. И. Краева. Письмописательное искусство. |
1 |
2 |
В.П. Крапивин. День рождения. Т.В. Толстая. Детство Лермонтова. |
1 |
|
Я взрослею |
|
3 |
Л.Л. Яхнин. Последняя рубашка. Ю.А. Буковски. О Доброте – злой и добрый. |
1 |
4 |
П.В. Засодимский. Гришина милостыня. Н.Г. Волкова. Дреби-Дон. |
1 |
5 |
В.Н. Крупин. Сушеная малина. Пословицы. |
1 |
|
В дружной семье и в холод тепло. |
|
6 |
В.М. Шукшин. Как зайка летал на воздушных шариках. |
1 |
7 |
А.Л.Решетов. Зернышки спелых яблок. О.Ф. Кургузов. Душа нараспашку. |
1 |
|
Я фантазирую и мечтаю |
|
8 |
В.П. Крапивин. Зеленая грива. Л.К. Чуковская. Память детства. Мой отец -Корней Чуковский. |
1 |
9 |
В.П. Крапивин. Что такое стихия. Г.А. Скребицкий. Чему научила сказка. |
1 |
|
РОССИЯ- РОДИНА МОЯ. Люди земли Русской. |
|
10 |
Н.М. Коняев. Правнуки богатырей. Л.М. Демин. Рассказывает бывалый человек. В.А. Бахревский. Семен Дежнев. |
1 |
11 |
О.М. Гурьян. Мальчик из Холмогор.М.В. Ломоносов. Вечернее размышление. О Божием величестве. А.Н. Майков. Ломоносов. |
1 |
|
От праздника к празднику |
|
12 |
В.А. Никифоров-Волгин. Серебряная метель. Е.В. Григорьева. Радость. А.А. Коринфский. Христославы. А.Н. Майков. Христос Воскрес! |
1 |
13 |
А.И. Куприн. Пасхальные колокола, Саша Черный. Пасхальный визит. |
1 |
14 |
К.М. Фофанов. «Под напев молитв. Пасхальных..» |
1 |
|
О родной природе |
|
15 |
И.С. Никитин. Лес. К.Г. Паустовский. Клад. Загадки. |
1 |
16 |
М.М. Пришвин. Река. тВ.П. Астафьев. Ночь темная-темная. И.П. Токмакова. Туман. В.П. Астафьев. Зорькина песня. |
1 |
17 |
Проверка и оценка знаний по изученному материалу. |
1 |
4 КЛАСС – 17ч.
№ |
тема урока |
Кол-во часов |
|
МИР ДЕТСТВА. Я и книги |
|
1 |
Д.Н. Мамин- Сибиряк. Книжка с картинками. И.А. Гончаров. Фрегат «Паллада» |
1 |
2 |
С.Т. Аксаков. Детские годы Багрова- внука. С.Т. Григорьев. Детство Суворова. |
1 |
|
Я взрослею |
|
3 |
Л.Л.Яхнин. Храбрец. И.П. Токмакова. Разговор Татаркина. И Спорыша. Е.В. Клюев. Шагом шарм. |
1 |
4 |
Б.П. Екимов. Ночь исцеления. И.А. Мазнин. Летний Вечер. |
1 |
|
Я и моя семья |
|
5 |
К.В. Лукашевич. Мое милое детство. |
1 |
6 |
М.В. Водопьянов. Полярный летчик. Е.Н. Верейская. Наташа пишет ночью письмо и затем его сжигает. |
1 |
|
Я фантазирую и мечтаю |
|
7 |
Т.В. Михеев. Асино лето. |
1 |
8 |
В.П. Крапивин. Голубятня в Орехове. |
1 |
|
РОССИЯ – РОДИНА МОЯ. Люди земли Русской. |
|
9 |
Е.В. Мурашова. Каффа. |
1 |
10 |
К.И. Кунин. За три моря. Путешествие Афанасии Никитина. Хождение за три моря. |
1 |
11 |
В.А. Гагарин. Сто восемь минут. Г.С. Титов. Наш Гагарин. |
1 |
|
Что мы Родиной зовем |
|
12 |
А.Д. Дорофеева. Веретено.. М.Я Бородицкаяя. В гостях у лесника. |
1 |
13 |
Г.Я. Снегирев. Карликовая береза. В.Г. Распутин. Саяны. |
1 |
|
О родной природе |
|
14 |
Загадки и пословицы. Морозко. Отрывок из русской народной сказки. В.Ф. Одоевский. Мороз Иванович. |
1 |
15 |
Н.Н. Асеев. Такой мороз. В.Д. Берестов. Мороз. М.М. Зощенко. Гроза. Н.Г. Гарин- Михайловский. Детство Темы. |
1 |
16 |
А.А. Блок. Перед грозой. После грозы. В.А. Солоухин. Ветер. |
1 |
17 |
Проверка и оценка знаний по изученному разделу.
|
1 |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Литературное чтение на родном русском язык. О.М.Александрова, М.И. Кузнецовой, В.Ю.Романовой. Москва « Просвещение» « Учебная литература» 2021 1 класс
Литературное чтение на родном русском язык. О.М.Александрова, М.И. Кузнецовой, В.Ю.Романовой. Москва « Просвещение» « Учебная литература» 2021 2 класс
Литературное чтение на родном русском язык. О.М.Александрова, М.И. Кузнецовой, В.Ю.Романовой. Москва « Просвещение» « Учебная литература» 2021 3 класс
Литературное чтение на родном русском язык. О.М.Александрова, М.И. Кузнецовой, В.Ю.Романовой. Москва « Просвещение» « Учебная литература» 2021 4 класс
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.