ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Математические представления» разработана на основе:
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”;
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 2) ГКОУ « Котовская школа-интернат», 2020;
- Федерального Закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28).;
- Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой – СПб.: ЦДК проф.Л.Б.Баряевой,2011.- 480с.;
- Программы специального (коррекционного) основного общего образования для учащихся со сложной структурой дефекта «Воспитание и обучении е детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» / под.ред. И.М. Бгажноковой/;
- Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ в ГКОУ «Котовская школа-интернат»;
- Учебного плана для обучающихся с ТМНР (Вариант II) на 2021-2022 учебный год;
- Годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
- Устава ГКОУ «Котовская школа-интернат».
Цель программы: Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
Задачи:
- развитие элементарной, жизнеобеспечивающей ориентировки в пространственно-величинных, временных и количественных отношениях окружающей действительности;
- формирование практических навыков и умений в счете, вычислениях, измерении на наглядно представленном материале в бытовых ситуациях;
- формирование элементарных общеучебных умений;
- овладение элементарной терминологией, значимой для социально-бытовой ориентировки в окружающей действительности;
- развитие познавательных интересов жизнеобеспечивающего характера на основе ознакомления с бытовыми, здоровьесберегающими ситуациями, развитие наглядно-действенного мышления и элементов наглядно-образного и логического мышления;
- общее развитие учащихся.
Краткая характеристика предмета:
Предмет «Математические представления» включает:
- ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде;
- упражнения, игровые ситуации, игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно-разборными, мозаикой, палочками);
- игры и упражнения на ознакомление со свойствами и качествами конструктивных материалов и расположением их в пространстве;
- конструирование из строительного, природного и бросового материалов;
- формирование количественных представлений;
- «чтение» и письмо цифр;
- формирование представлений о форме;
- формирование представлений о величине;
- формирование пространственно-временных представлений и ориентировок.
Предмет «Математические представления» интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-адаптационной работы. В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.
В ходе реализации задач учебного предмета, который может быть определен только как «Математические представления» особое внимание обращается на практическую направленность знаний, умений и навыков, которые формируются у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью для их социально-бытовой адаптации.
Срок реализации программы - 1 год.
Принципы организации учебного процесса:
Наиболее значимыми принципами обучения являются:
- принцип природосообразности и культуросообразности;
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»
У детей с ТМНР очень глубоко недоразвита познавательная деятельность с ее процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении счету. У них не формируется подлинное понятие о числе и составе чисел, они лишь механически заучивают порядковый счет, с большим трудом овладевают конкретным счетом. Переход к абстрактному счету недоступен. Уроки ориентируются на получение БУДов, которые являются действенными, практически ценными, обеспечивающими подготовку к трудовой деятельности.
Обучение организуется на практической наглядной основе. Необходима система наглядных пособий для фронтальной и индивидуальной работы учителя в классе, а также раздаточным дидактическим материалом для самостоятельных работ учащихся.
Важно, чтобы содержание учебного предмета «Математические представления» способствовало решению задач нравственного, умственного, речевого, трудового, эстетического и физического воспитания.
Учащимся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью для социально-бытовой адаптации необходимо, а чаще всего возможно овладеть прежде всего «житейскими» понятиями. Именно эти понятия математического и конструктивного характера рассматриваются в качестве показателей развития учащихся на всех этапах обучения:
- овладение манипулятивными действиями предметами, значимыми для математической и конструктивной деятельности и для элементарных навыков жизнеобеспечения;
- формирование навыков предметно-практической деятельности с объемными и плоскостными объектами и элементарных коммуникативных навыков;
- развитие навыков общения по содержанию предмета «Математические представления» на наглядной основе, овладение предметно-игровой деятельностью и элементами бытовой деятельности с математическим содержанием и конструктивными материалами.
Формами обучения при таком подходе к образовательному процессу в отношении учащихся являются уроки. Ориентированные на игровой, практический и наглядный методы обучения с частичным использованием словесного метода, который применяется только в сочетании с вышеперечисленными методами (показ иллюстраций, объяснение, рассказ, дидактическая игра, подвижная игра, сюжетно-ролевая игра, физ.минутка, практическое задание).
В процессе обучения детей используются следующие педагогические технологии:
- здоровье-сберегающие технологии;
- технология личностно - ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
- информационно - коммуникационные технологии;
- игровые технологии.
Предмет «математические представления» находит свое логическое продолжение в содержании предмета: «Развиваем, обучаем», а также в реализации задач коррекционно-развивающей области: «сенсорное развитие», «предметно-практические действия».
МЕСТО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В Федеральном компоненте государственного стандарта предмет «математические представления» относится к предметной области «Математика», обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 68 часов, 2часа в неделю, 34 учебные недели.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Наименование разделов |
Кол-во часов по разделу |
Цветовое восприятие (повторение) Различение цветов |
5 |
Пространственные представления Положение предметов в пространстве Положение предметов на плоскости Ориентация на листе бумаги Понятия: справа, слева и др. |
5 |
Представления о величине Сравнение предметов (размер, форма, высота и пр.) Мера длины (см) Меры стоимости (р., коп.) Мера массы (кг) Мера ёмкости (л) |
10 |
Количественные представления Повторение: числа от 1 до 8 и 0, состав, сравнение, решение примеров. Простые арифметические задачи. Изучение нового материала: Число и цифра: 9, число 10, состав, сравнение. Решение примеров и задач в пр.10. Второй десяток (ознакомление) |
30 |
Геометрический материал: Точка. Линии. Прямая. Отрезок. Геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник. Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой: куб – квадрат, шар – круг, прямоугольник – брус. Построение геометрических фигур. |
8 |
Временные представления: Часы Сутки, неделя. Месяц, год (знакомство) Времена года |
10 |
Всего 68 часов |
ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»
Минимальный уровень:
Личностные:
· Умение осуществлять зрительный контроль за действиями рук и движениями крупной моторики;
· Умение узнавать знакомые объекты и знакомых людей, и связанные с ними повторяющиеся ситуации
· Умение наблюдать за объектами, вызывающими интерес;
Предметные:
выделять 1 и много предметов из группы;
соотносить число и цифры;
(переливание, пересыпание), обозначая словами больше, меньше, поровну, пусто.
Достаточный уровень:
Личностные:
Предметные:
Элементарные математические представления о форме, величине; пространственные, временные, количественные представления:
БУД:
Принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
Подражает действиям, выполняемые педагогом;
Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
Выполняет действие способом рука-в-руке;
Выполняет последовательно организованные движения;
Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин;
Переключает взгляд с одного предмета на другой;
Понимает жестовую инструкцию;
Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
Понимает инструкцию по пиктограммам.
ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА ПО УСВОЕНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Особенности психофизического развития детей в классе определяют специфику их образовательных потребностей. Исходя из этого, класс целесообразно поделить на группы:
1 группа |
2 группа |
3 группа |
Запороцков Денис Лобанов Владимир Шарипов Кямиль |
Запороцкова Кристина Цыбулина Ангелина
|
Зубов Роман
|
Учащиеся для, которых характерна умственная отсталость в умеренной степени, она сочетается с расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и сочетающимися в разных вариантах. У этих детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их развитие и обучение. Они зависимы от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности и коммуникации. Развитие детей данной группы, у которых менее выражено интеллектуальное недоразвитие, благоприятствует формированию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у этих детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что является предпосылкой для обучения использованию невербальных средств коммуникации (жесты, мимика, графические изображения и др.). Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации его продолжительность может быть увеличена. У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью запас сведений и представлений об окружающем мире существенно сужен. Отмечается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Вместе с тем, при целенаправленной планомерной коррекционно-педагогической работе у обучающихся формируются элементарные представления об окружающей действительности и о себе. Перенос освоенных действий и применение представлений в новых ситуациях часто затруднены, требуются дополнительные в них упражнения, либо формирование заново. Часть детей с умеренной, умственной отсталостью имеет замедленный темп, вялость, неловкость движений. |
Учащиеся для, которых характерна умственная отсталость в тяжелой степени, она так же сочетается с расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и сочетающимися в разных вариантах. Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. В случае тяжелой умственной отсталости языковые средства часто оказываются несформированными. Вместе с тем использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной коммуникации. Внимание у обучающихся с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. Общемоторное развитие, как правило, нарушено. Имеются отклонения в координации, точности и темпе движений. Движения замедленны, неуклюжи. У обучающихся возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий. У других наблюдается повышенная подвижность, сочетающаяся с не целенаправленностью, беспорядочностью, не скоординированностью движений. В связи с неразвитостью волевых процессов дети оказываются не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения. Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы обучающихся с умственной отсталостью и МНР. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.
|
|
Обучение по основной программе |
Элементарные математические представления о форме (круг, квадрат и др.), величине (большой-маленький и др.); пространственные (вверху-внизу, далеко-близко, справа-слева), временные представления (сутки, неделя, времена года) Количественный счёт в пр.8. Иметь представления о простых задачах. |
Показывать и различать величины: большой – маленький и пр. Указывать на форму: шар, куб, «крыша»; Выбирать из множества геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник; Количественные представления: выделять 1 и много предметов из группы; соотносить число и цифры в пр.3; обозначая словами больше, меньше, поровну, пусто. |
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»
п/п |
Изучаемый раздел |
Индикаторы |
Баллы |
|||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
1 |
Представление о величине |
Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине. |
|
|
|
|
|
|
2 |
Представление о массе |
Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости. |
|
|
|
|
|
|
3 |
Количественные представления |
Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества. |
|
|
|
|
|
|
4 |
Временные представления |
Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности. |
|
|
|
|
|
|
5 |
Пространственные представления |
Умение ориентации в пространстве |
|
|
|
|
|
|
6 |
Расположение на листе бумаги |
Умение ориентироваться на плоскости |
|
|
|
|
|
|
7 |
Отношение порядка следования |
Понимание отношения к порядку следования |
|
|
|
|
|
|
8 |
Геометрический материал |
Иметь представления о геометрических формах |
|
|
|
|
|
|
9 |
Нумерация |
Умение выделять цифры 0-9 |
|
|
|
|
|
|
1. Оценка достижений возможных предметных результатов по практической составляющей (что умеет) производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале: |
Оценка |
0 – не выполняет, помощь не принимает. 1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи. |
3 |
2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом. 3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу. |
4 |
4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции. 5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию. |
5 |
2. Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей (что знает) производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале: |
|
0 – не воспроизводит при максимальном объеме помощи. 1 – воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и пробелами. |
3 |
2 – воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками. 3 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками. |
4 |
4 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок. 5 – воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.
|
5 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Примечания |
I четверть 16 ч |
||||
1 |
День Знаний. Инструктаж ТБ и правила поведения. |
1 |
01.09 |
Предметы разные по величине и цвету
Карты обследования
Формирование умения различать и сравнивать предметы, находить и располагать их.
Закрепить навык счёта в пр.5 |
|
Представления о величине (повторение) |
|
|
|
2 |
Сравнение предметов по размеру, массе, высоте, толщине. |
1 |
07.09 |
|
|
Цветовое восприятие |
|
|
|
3 |
Диагностика |
1 |
08.09 |
|
4-5 |
Различение основных цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый, чёрный, белый) |
2 |
14, 15.09 |
|
6 |
Вводная проверочная работа. |
1 |
21.09 |
|
|
Пространственные представления |
|
|
|
7 |
Положение предметов в пространстве, на плоскости |
1 |
21.09 |
|
8 |
Понятия: справа, слева, вверху, внизу, посередине (между) |
1 |
22.09 |
|
9 |
Ориентация на листе бумаги. Рисование по клеточкам. |
1 |
28.09 |
|
|
Количественные представления (повторение) |
|
|
|
10-11 |
Числа от 0 до 5. Состав, сравнение. |
2 |
29.09, 05.10 |
|
12-13 |
Решение примеров и простых задач в пр.5. |
2 |
06, 12.10 |
14 |
Геометрический материал. Точка. Линии. Прямая.
|
1 |
13.10
|
Закрепление пройденного.
Проверка знаний. |
|
15 |
Проверочная работа по теме: «Сложение и вычитание в пр.5» |
1 |
19.10 |
||
16 |
Закрепление пройденного в 1 четверти |
1 |
20.10 |
||
II четверть 16 ч |
|||||
1 |
Повторение пройденного |
1 |
02.11 |
Повторение геометрических фигур. Ответы на вопрос, сколько? Умение проводить прямую линию
Игры и упражнения на обозначение общего кол-ва сосчитанных объектов последним произнесенным числом Упражнения в самостоятельном письме цифр на листе бумаги.
Соотносить кол-во предметов с числом и соответствующей цифрой.
|
|
|
Геометрический материал. |
|
|
||
2 |
Отрезок. |
1 |
03.11 |
||
3 |
Рисование круга, квадрата, треугольника. Раскрашивание. |
1 |
09.11 |
||
4 |
Самостоятельная работа |
1 |
10.11 |
||
|
Количественные представления (повторение) |
|
|
||
5 |
Число и цифра 6. Числовой ряд, сравнение. Решение примеров. |
1 |
16.11 |
||
6 |
Число и цифра 7. Числовой ряд, сравнение. Решение примеров. |
1 |
17.11 |
||
7 |
Число и цифра 8. Числовой ряд, сравнение. Решение примеров. |
1 |
23.11 |
||
8 |
Задачи на нахождение суммы. |
1 |
24.11 |
||
9 |
Задачи на нахождение остатка. |
1 |
30.11 |
||
10 |
Закрепление пройденного. |
1 |
01.12 |
||
11 |
Геометрический материал. Прямоугольник. Построение. |
1 |
07.12, |
||
12-13 |
Овал. Цветовое восприятие |
2 |
08, 14.12 |
||
14-15 |
Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание в пр.8» Анализ контрольной работы. |
2 |
15, 21.12 |
||
16 |
Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой. Закрепление пройденного. |
1 |
22.12 |
||
|
|
||||
III четверть 22 ч (20ч) |
|||||
1-2 |
Инструктаж ТБ и правила поведения. Повторение пройденного |
2 (1) |
11.01 |
Сложение и вычитание в пределах 5. |
|
|
Временные представления (повторение) |
|
|
Чтение стихов про дни недели. Знакомство с календарем. Заучивание названий дней недели.
Формирование умения выделения цифры 1-9, показывать действия сложения и вычитания |
|
3 |
Утро, день, вечер, ночь, сутки. |
1 |
12.01 |
||
4-5 |
Дни недели. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день. |
2 |
18, 19.01 |
||
6-7 |
Времена года. Год. Месяц. |
2 |
25, 26.01 |
||
8 |
Закрепление пройденного |
1 |
01.02 |
||
|
Количественные представления |
|
|
||
6 |
Число и цифра 9. |
1 |
02.02 |
||
7 |
Числовой ряд 0-9. Сравнение чисел. |
1 |
08.02 |
||
8 |
Состав числа 9. |
1 |
09.02 |
||
9 |
Решение примеров в пр.9. |
1 |
15.02 |
||
10 |
Закрепление пройденного. Самостоятельная работа. |
1 |
16.02 |
||
11 |
Решение простых задач на нахождение суммы |
1 |
22.02 |
||
12 |
Решение простых задач на нахождение остатка. |
1 |
01.03 |
||
|
Представления о величине. |
|
|
||
13-14 |
Мера длины: см. Вычерчивание отрезков заданной длины (с помощью учителя) |
2 (1) |
02.03 |
||
15-16 |
Меры стоимости: руб., коп.(сравнение, различение, купюры, монеты) |
2 (1) |
09.03 |
||
17 |
Мера массы: кг |
1 |
15.03 |
||
18 |
Мера ёмкости: л |
1 |
16.03 |
||
19-20 |
Пространственные представления. Закрепление пройденного. |
2 (1) |
|
||
21-22 |
Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание в пр.9». Анализ к/р |
2 |
22, 23.03 |
||
IV четверть 14 ч |
|||||
1 |
Повторение пройденного |
1 |
05.04 |
Сложение и вычитание в пределах 10.
Знакомство с числами второго десятка. |
|
2 |
Количественные представления. Число 10. |
1 |
06.04 |
||
3 |
Числовой ряд. Один десяток. |
1 |
12.04 |
||
4 |
Сравнение, состав числа 10. |
1 |
13.04 |
||
5-6 |
Решение примеров. |
2 |
19, 20.04 |
||
7-8 |
Задачи на нахождение суммы и остатка. Закрепление пройденного |
2 |
26, 27.04 |
||
9-10 |
Временные представления: Часы. Второй десяток (ознакомление). |
2 |
04, 11.05 |
||
11-12 |
Контрольная работа. Анализ контрольной работы. |
2 |
17, 18.05 |
||
13-14 |
Закрепление пройденного. Диагностика. |
2 |
24, 25.05 |
||
ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ, САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ, ТЕСТОВЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Класс |
Предметная область |
Предмет |
Тема |
Вид |
Кол-во часов |
Дата |
Ф.И.О. учителя |
5 «В» |
математика |
Математические представления |
«Входной контроль уровня сформированности предметных результатов» |
Вводная проверочная работа. |
1 |
21.09 |
Кравченко С.В. |
«Сложение и вычитание в пр.5» |
Проверочная работа |
1 |
19.10 |
||||
«Сложение и вычитание в пр.8» |
Проверочная работа |
1 |
15.12 |
||||
«Сложение и вычитание в пр.9» |
Проверочная работа |
1 |
22.03 |
||||
«Уровень сформированности предметных результатов» |
Контрольная работа |
1 |
17.05 |
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методическая литература:
Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Математика. 1 класс. В 2-х частях. - Алышева Т.В. – М., «Просвещение», 2017
Дополнительная литература:
Рабочая тетрадь дошкольника «Логика противоположности». - Л. Маврина, Е. Семакина. – М., ООО «Стрекоза», 2011г.
Раз - ступенька, два – ступенька… Математика для детей 5-6 лет. Часть 1- Л. Г. Петерсон, Н.П.Холина.- М., «Ювента», 2006г.
Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. – И. В. Чумакова. – М., «Владос», 2001г.
Формирование математических представлений . – Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина. – Саратов, «Вако», 2005 г.
Средства обучения:
· Различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного)
· Презентации по темам
· Интерактивная доска, компьютер.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.