Пояснительная записка
Рабочая программа математического кружка «Юный гений» составлена в соответствии с учебным планом МБОУ Вязьма-Брянской СОШ Вяземского района Смоленской области.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления, воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач развиваются творческая и прикладная стороны мышления. Математическое образование способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты математических рассуждений, развивает воображение. Знакомство с историей возникновения и развития математической науки пополняет запас историко-научных знаний школьников.
Новизна данного курса заключается в том, что материал курса математики 5 – 9 классов повторяется блоками.
Осваивая курс математики, одни школьники ограничиваются уровнем обязательной подготовки, другие продвигаются дальше и достигают более высоких рубежей. Поэтому при организации кружковой работы необходимо использовать дифференцированный подход. При этом каждый ученик самостоятельно решает, каким уровнем подготовки ограничиться. На кружке продолжается развитие основных приемов и навыков курса алгебры:
- вычислительных и формально-оперативных умений для использования при решении задач различного направления;
- усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач.
Прикладная направленность обеспечивается систематическим обращением к примерам, раскрывающим возможности применения математики к изучению действительности и решению прикладных задач. Так как на уроках математики недостаточно времени отводится на решение текстовых задач, задач на проценты и др., на кружке этим вопросам уделяется больше внимания.
Одна из целей кружка состоит в том, чтобы познакомить обучающихся не только со стандартными методами решения задач, но и со стандартными ошибками, носящими массовый характер на экзаменах, научить избегать этих ошибок, излагать и оформлять решение логически правильно, четко, полно и последовательно, с необходимыми пояснениями.
Цель:
- повторение и углубление знаний по математике, способствующих подготовке выпускников 9 класса к экзамену.
Задачи:
- развить математические способности школьников;
- обеспечить подготовку к успешной сдаче экзамена;
- расширить и углубить знания по математике;
- повысить математическую культуру;
- формировать устойчивый интерес к предмету.
Рабочая программа составлена на 34 часа.
Содержание.
Функции и их графики (11)
Развитие понятия функции. Элементарные приёмы построения и преобразования графиков функций. Построение графиков кусочно заданных функций. Графическое решение уравнений, неравенств и их систем.
Текстовые задачи (11)
Составление математической модели по условию задачи. Основные виды текстовых задач и способы их решения.
Уравнения и неравенства с модулем, с параметром (4)
Определение и геометрический смысл модуля. Решение уравнений и неравенств с модулем. Решение уравнений и неравенств с параметром.
Геометрия (8)
Из истории развития геометрии. Основные виды геометрических задач. Методы решения задач на доказательство.
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Функции и их графики. |
11 |
|
Текстовые задачи. |
11 |
|
Уравнения и неравенства с модулем, с параметром. |
4 |
|
Геометрия |
8 |
|
Итого |
34 |
Календарно-тематическое планирование
№ |
№ |
Тема |
Часы |
Дата |
|
План |
Факт |
||||
Функции и их графики. |
11 |
|
|
||
1. |
Развитие понятия функции. |
|
|
||
2. |
Функции в природе и технике. |
|
|
||
3. |
Чтение графиков функций. |
|
|
||
4. |
Элементарные приёмы построения и преобразования графиков функций. |
|
|
||
5. |
Построение графиков функций, содержащих знак модуля. |
|
|
||
6. |
Построение графиков кусочно заданных функций. |
|
|
||
7. |
Определение количества точек пересечения графиков с прямой, параллельной оси абсцисс. |
|
|
||
8. |
Определение количества точек пересечения графиков с прямой, проходящей через начало координат. |
|
|
||
9. |
Графическое решение уравнений и их систем. |
|
|
||
10. |
Графическое решение неравенств и их систем. |
|
|
||
11. |
Итоговое занятие по теме «Функции и их графики». |
|
|
||
Текстовые задачи. |
11 |
|
|
||
1. |
Алгоритм моделирования практических ситуаций. Основные типы текстовых задач. |
|
|
||
2. |
Задачи на движение в различных направлениях. |
|
|
||
3. |
Задачи на движение по воде. |
|
|
||
4. |
Задачи на совместную работу. |
|
|
||
5. |
Задачи на проценты. |
|
|
||
6. |
Задачи на смеси и сплавы. |
|
|
||
7. |
Задачи на пропорциональные отношения. |
|
|
||
8. |
Логические задачи. |
|
|
||
9. |
Занимательные задачи. |
|
|
||
10. |
Нестандартные методы решения задач. |
|
|
||
11. |
Итоговое занятие по теме «Текстовые задачи». |
|
|
||
Уравнения и неравенства с модулем, с параметром |
4 |
|
|
||
1. |
Определение и геометрический смысл модуля. Решение уравнений с модулем. |
|
|
||
2. |
Решение неравенств с модулем. |
|
|
||
3. |
Методы решения уравнений с параметром. |
|
|
||
4. |
Решение неравенств с параметром. |
|
|
||
Геометрия. |
8 |
|
|
||
1. |
Из истории развития геометрии. |
|
|
||
2. |
Основные виды геометрических задач. |
|
|
||
3. |
Методы решения задач на доказательство. |
|
|
||
4. |
Анализ условия задачи. Построение плана доказательства. |
|
|
||
5. |
Доказательство методом от противного. |
|
|
||
6. |
Решение задач. |
|
|
||
7. |
Одна задача – одно решение? |
|
|
||
8. |
Итоговое занятие по теме «Геометрия» |
|
|
Литература.
1. ГИА-2018. Математика: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / Под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. — М.: Издательство «Национальное образование», 2015. — (ГИА-2015. ФИПИ-школе)
2. ГИА-2018. Экзамен в новой форме. Математика. 9 класс/ Под. Ред. И.В. Ященко- М.: Астрель, 2018.
Интернет – ресурсы.
http://schoolmathematics.ru/ege/zadanie-v10,
http://www.coolreferat.com/,
www.zadanonadom.ru,
matematikalegko.ru
http://onlinetestpad.com/ru-ru/TestView/GIA-2013-Matematika-Demonstracionnyj-variant-REALNAYA-MATEMATIKA-1659/Default.aspx
www.mathgia.ru - Открытый банк задач по математике (ГИА)
http://www.mathnet.spb.ru/ Дмитрий Гущин – сайт элементарной математики
http://wvvw.fipi.ru/ - ФИПИ
http://www.ege.edu.ru/ - Официальный информационный портал ЕГЭ
http://egeigia.ru/ - Информационный образовательный портал. Подготовка к экзаменам
http://uztest.ru/ онлайн тесты по по математике (ГИА, ЕГЭ).
http://festival.1september.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://www.ziimag.narod.ru/
http://www.alleng.ru/
http://bbk50.narod.ru/
http://smekalka.pp.ru/
http://pedsovet.su/load/18
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.