1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Математические представления» составлена на основе:
· адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 вариант;
· Федерального государственного образовательного (ФГОС) - стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014 г.
Настоящая программа составлена для учащейся 1 класса, обучающейся индивидуально на дому, и рассчитана всего на 2 часа в неделю, 68 часов в год. Предмет «Математические представления» входит в образовательную область «Математика».
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Планируемые личностные результаты освоения учебного предмета:
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (с помощью);
- определяет состояние своего здоровья (хорошо – плохо, болит – не болит).
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства (позы, мимика, жесты и т.д.).
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать контакты (на элементарном уровне);
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов;
- участвует в совместной деятельности (играх, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций);
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- наблюдает за окружающими предметами и явлениями при указании на них;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
Планируемые предметные результаты коррекционной работы:
- Называет (показывает) конструкцию.
- Воспроизводит комбинаций из двух-трех элементов полифункционального мягкого модульного материала или деревянного (пластмассового) строительного набора
- Сопоставляет два объекта по величине {большой — маленький мяч, большая — маленькая пирамида).
- Ищет руками среди шариков другие предметы, ориентируясь на их величину (по два предмета одного наименования, но разной величины, пластмассовые мишки — большой и маленький, ведерки, лопатки, куклы).
- Конструирует большие и маленькие пирамидки, напольного мягкого модуля «Пирамида». Показывает пространственные отношения руками совместно с учителем или по подражанию: Катай, катай самое большое (маленькое) кольцо и т. п.
- Играет в сухом бассейне: ищет руками среди шариков другие предметы, ориентируясь на их величину.
- Играет в игры на величину (совместно с учителем и по подражанию его действиям).
- Использует вербальные и невербальные средства (большой — разводит руки в стороны, ладони, как бы обхватывает большой предмет, демонстрирует объем, маленький — имитирует захват маленького предмета).
- Рассматривает объемную фигуру — куб.
- Играет в игры: «Что катится, что не катится?», «Цветные шарики», «Лоток с шарами и кубиками» и т. п.
- Играет со сборно-разборными игрушками и детским строительным материалом
- Умеет рассматривать вместе с учащимися постройку из строительного материала, которую выполняет учитель, прибегая к помощи учеников (дай куб, дай еще фигуру),
- Наблюдает за действиями со строительным материалом (постройка простых конструкций, сборка дидактической игрушки из деталей).
- Участвует в игре по постройке предложенной учителем элементарному сюжету (матрешка пришла в домик, села на стул, залезла под стол и т. п.).
- Умеет складывать шарики (мелкие игрушки, плоды: орехов, каштанов, шишек) в одну емкость и перекладывание их руками и с помощью столовой ложки в другую емкость.
- Умеет играть с мячами и шарами: играет в сухом бассейне с шариками, с мячиком, катает и бросает мячи среднего размера — пластмассовые, резиновые, тряпичные.
- Умеет ходить по коврику, когда наступает на определенную фигуру, называет ее (неговорящий – показывает под ноги на фигуру).
– Катает кольца от дидактического модуля «Пирамида» по комнате с помощью взрослого.
-Умеет переливать воду, пересыпать песок, поливать песок водой; пересыпать различные плоды, крупы, определяет вместе с учителем и самостоятельно количество (много, мало, нет — пусто).
-Играет с бусами разной величины, разного цвета в разном сочетании; с набором мягких модулей; с дидактическим панно; с пузырьковой колонной с подсветкой.
- Складывает на место сборно-разборные игрушки, настольный и напольный конструктор.
- Перемещается в пространстве класса (держась за руки, за веревочку, за обруч и т. п.).
-Переносит с одного места на другое разных предметов.
-Поднимает руки, вытягивает их вперед, поднимает одну руку (по подражанию, по образцу).
- Перемещается в классе с предметами по заданию (по образцу и по словесной инструкции): принеси мишку, посади его на стул и т. п.
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий:
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по инструкционным картам;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги;
- цветной бумаги;
- пластилина.
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.
3. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса состоит из следующих разделов:
¾ Формирование представлений о форме - 10 часов
¾ Формирование представлений о величине - 9 часов
¾ Формирование пространственных представлений - 19 часов
¾ Формирование временных представлений - 12 часов
¾ Формирование количественных представлений – 12 часов
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
ТЕМА УРОКА |
Кол-во час. |
Дата план |
Дата факт |
1 модуль. Формирование представлений о форме |
10 |
|||
1 |
«Круг». |
1 |
03.09 |
|
2 |
«Квадрат». |
1 |
04.09 |
|
3 |
«Маленькие квадраты». |
1 |
10.09 |
|
4 |
«Большие квадраты». |
1 |
11.09 |
|
5 |
«Предметы похожие на круг». |
1 |
17.09 |
|
6 |
«Предметы похожие на квадрат». |
1 |
18.09 |
|
7 |
«Раскрашивание круга». |
1 |
24.09 |
|
8 |
«Раскрашивание квадрата». |
1 |
25.09 |
|
9 |
«Обведение круга по контуру». |
1 |
01.10 |
|
10 |
«Обведение квадрата по контуру». |
1 |
02.10 |
|
2 модуль. Формирование представлений о величине |
9 |
|||
11 |
«Штриховка круга». |
1 |
15.10 |
|
12 |
«Штриховка квадрата». |
1 |
16.10 |
|
13 |
«Большой - маленький». |
1 |
22.10 |
|
14 |
«Длинный - короткий». |
1 |
23.10 |
|
15 |
«Большие и маленькие игрушки». |
1 |
29.10 |
|
16 |
«Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине длинный -короткий, используя приемы наложения и приложения». |
1 |
30.10 |
|
17 |
«Я большая,а ты маленький». «Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая лента». |
1 |
06.11 |
|
18 |
«Подбери одежду для большой куклы, для маленькой куклы». |
1 |
12.11 |
|
19 |
«Подбери ленты для кукол». |
1 |
13.11 |
|
3 модуль. Формирование пространственных представлений |
10 |
|||
20 |
«Постройка башни». |
1 |
26.11 |
|
21 |
«Длинный мост, короткий мостик» |
1 |
27.11 |
|
22 |
«Выделение «короткий - длинный» предметов в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности». |
1 |
03.12 |
|
23 |
«Вверху-середина-внизу» |
1 |
04.12 |
|
24 |
«Определение месторасположения предметов: вверху – внизу – посередине». |
1 |
10.12 |
|
25 |
«Разложи игрушки по полкам». |
1 |
11.12 |
|
26 |
«Разложи игрушки по полкам». |
1 |
17.12 |
|
27 |
«Разложи одежду по полкам». |
1 |
18.12 |
|
28 |
«Разложи одежду по полкам». |
1 |
24.12 |
|
29 |
«Ориентация на листе бумаги». |
1 |
25.12 |
|
4 модуль. Формирование временных представлений |
12 |
|||
30 |
«Вверх-середина». «Середина – низ». |
1 |
14.01 |
|
31 |
«Ориентация в классе» |
1 |
15.01 |
|
32 |
«Середина класса» |
1 |
21.01 |
|
33 |
«День-вечер-ночь». |
1 |
22.01 |
|
34 |
«День-вечер-ночь». |
1 |
28.01 |
|
35 |
«Части суток». |
1 |
29.01 |
|
36 |
«День-вечер-ночь». |
1 |
04.02 |
|
37 |
«Режим дня». |
1 |
05.02 |
|
38 |
«Режим дня». |
1 |
11.02 |
|
39 |
«Режим дня». |
1 |
12.02 |
|
40 |
«Ночной режим». |
1 |
26.02 |
|
41 |
«Ночной режим». |
1 |
04.03 |
|
5 модуль. Формирование количественных представлений |
12 |
|
||
42 |
Закрепление по теме: «Покажи, что ты делал днем, вечером». |
1 |
05.03 |
|
43 |
Закрепление по теме: «Покажи, что ты делал ночью». |
1 |
11.03 |
|
44 |
«Знакомство с понятием «один» и «много». |
1 |
12.03 |
|
45 |
«Знакомство с цифрой 1». |
1 |
18.03 |
|
46 |
«Один-много». |
1 |
19.03 |
|
47 |
«Цифра 1». |
1 |
25.03 |
|
48 |
«Много». |
1 |
26.03 |
|
49 |
«Выполнение различных действий: один — много хлопков». |
1 |
01.04 |
|
50 |
«Мои игрушки». |
1 |
02.04 |
|
51 |
«Мои игрушки». |
1 |
15.04 |
|
52 |
«В гостях у лесовика в лесу». |
1 |
16.04 |
|
53 |
«Посчитай сколько шишек, найди цифру 1». |
1 |
22.04 |
|
6 модуль. Формирование пространственных представлений. |
9 |
|
||
54 |
«Поровну-больше». |
1 |
23.04 |
|
55 |
«Разложи игрушки» |
1 |
29.04 |
|
56 |
«Пространственные понятия: поровну - больше, к, от». |
1 |
30.04 |
|
57 |
«Игровые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела». |
1 |
06.05 |
|
58 |
«Игровые упражнения на перемещение в пространстве» |
1 |
07.05 |
|
59 |
«Игровые упражнения на перемещение в пространстве» |
1 |
13.05 |
|
60 |
Закрепление тем: «Короткий – длинный», «вверху – середина – внизу» |
1 |
14.05 |
|
61 |
Закрепление темы: «поровну-больше». |
1 |
20.05 |
|
62 |
Итоги года. |
1 |
21.05 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.