Рабочая программа
по учебному предмету «Математика»
для 1 класса
«Школа России»
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для 1 класса разработана в соответствии
- с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования;
- примерной основной образовательной программы начального общего образования
- Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях
- рабочей программой предмета «Математика» Предметная линия учебников системы «Школа России»1—4 классы: пособие для учителей общеобразовательных. организаций / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова и др.— М.: Просвещение, 2014
- в соответствии с учебным планом …….
Обучение математикеявляется важнейшей составляющейначального общего образования.
Этот предмет играет важнуюроль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приѐмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определѐнные обобщѐнные знания и способы действий. Универсальные математические способы познанияспособствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а такжеявляются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний интеллектуальное развитие учащихся,формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсематематикизнания и способы действий необходимыне толькодлядальнейшего успешного изученияматематики и другихшкольныхдисциплин,но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Основными целями обученияматематике являются:
· Математическоеразвитие младших школьников.
· Формирование системыначальныхматематических знаний.
· Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Общая характеристика курса
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
— формированиеэлементов самостоятельной интеллектуальнойдеятельностина основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать,описывать, моделироватьи объяснять количественные и пространственные отношения);
— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
— развитие пространственного воображения;
—развитие математической речи; — формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательныхи
практических задач;
— формирование умениявести поиск информации и работать с ней;
— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
— развитие познавательных способностей;
— воспитание стремления к расширению математических знаний;
— формирование критичности мышления;
— развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решениеназванных задачобеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и сдругими школьными предметами,а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Курс является курсоминтегрированным: в нѐм объединѐн арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой — содержание, отобранное
и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившейнеобходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.
Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях.
Программа предусматриваетознакомлениес величинами (длина, ширина), единицами измерения (сантиметр, дециметр, килограмм) исоотношениями междуними.
Важной особенностью программы являетсявключение в неѐ элементов алгебраической пропедевтики (выражения с пустым окошечком).
Особое место занимают текстовые задачи. Системаподбора задач, определениевремени
и последовательностивведения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к еѐ изучению. Сюжетное содержание текстовых задач способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину,уважительное отношение ксемейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру,природе,духовным ценностям; развивает интерескзанятиямв различных кружках и спортивных секциях; формируетустановку на здоровый образ жизни.
Программавключает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображатьточку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник.Они овладеют навыками работы с измерительными и чертѐжными инструментами (линейка, чертѐжный угольник).
На уроке происходит формирование совокупности умений работать с информацией.Эти уменияформируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных
и кружковых занятиях.Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданиеминформационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаѐтусловия для творческого развития детей, формированияпозитивной самооценки, навыков совместной деятельностис взрослыми исверстниками, умений сотрудничать друг с другом,совместнопланировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизироватьнужную информацию.
Предметное содержаниенаправлено напоследовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Освоениематематического содержания создаѐт условия дляповышения логической культуры и совершенствованиякоммуникативной деятельности учащихся.
Содержание предоставляет значительные возможности дляразвитияумений работать в паре или в группе.Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать исогласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском исбором информации.
Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структурапозволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаѐт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности.
.
Место курса в учебном плане
На изучение математики в 1 классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 132 часа.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
· начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике;
· начальные представления о математических способах познания мира;
· начальные представления о целостности окружающего мира;
· понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от него самого;
· проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету математика;
· осваивать положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;
Учащийся получит возможность для формирования:
· основ внутренней позиции школьника с положительным отношением к школе, к учебной деятельности (проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», отвечать на вопросы учителя (учебника), участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);
· учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач;
· способности к самооценке результатов своей учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
· понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;
·
· понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи; · принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему; · выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и
мыслительной форме;
· осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя
математическую терминологию;
· осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.
Учащийся получит возможность научиться:
· понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения действий;
· выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
· фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/ неудовлетворѐнность своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и прочих средств, предложенных учителем), адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные
Учащийся научится:
· понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач;
· понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
· проводить сравнение объектов с целью выделения их различных, различать существенные и несущественные признаки;
· определять закономерность следования объектов и использовать ее для выполнения задания;
· выбирать основания классификации объектов и проводить их классификацию (разбиение объектов на группы) по заданному или установленному признаку;
· осуществлять синтез как составление целого из частей;
· иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: число, величина, геометрическая фигура;
· находить и читать информацию, представленную разными способами (учебник, справочник, аудио и видео материалы и др.);
· выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;
· находить и отбирать из разных источников информацию по заданной теме.
Учащийся получит возможность научиться:
· понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний;
· устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов
(практически и мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость) и на построенных моделях;
· применять полученные знания в измененных условиях;
· объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях);
· выделять из предложенного текста информацию по заданному условию;
· систематизировать собранную в результате расширенного поиска Информацию и представлять ее в предложенной форме.
Коммуникативные
Учащийся научится:
· задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера;
· воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;
· уважительно вести диалог с товарищами;
· принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя;
· понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;
· осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.
Учащийся получит возможность научиться:
· применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий;
· включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активности, в стремлении высказываться;
· слушать партнѐра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чѐм говорит собеседник;
· интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
· аргументировано выражать свое мнение;
· совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;
· оказывать помощь товарищу в случаях затруднений;
· признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
· употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.
Предметные результаты
Числа и величины
Учащийся научится:
· считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, движения, слоги, слова и т.п.) и устанавливать порядковый номер того или иного предмета при указанном порядке счета;
· читать, записывать, сравнивать (используя знаки сравнения «>», « <», « =», термины «равенство» и «неравенство») и упорядочивать числа в пределах 20;
· объяснять, как образуются числа в числовом ряду, знать место числа 0; объяснять, как образуются числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц, и что обозначает каждая цифра в их записи;
· выполнять действия нумерационного характера: 15 + 1, 18 – 1, 10 + 6, 12 – 10, 14 – 4;
· распознавать последовательность чисел, составленную по заданному правилу; устанавливать правило, по которому составлена заданная последовательность чисел (увеличение или уменьшение числа на несколько единиц в пределах 20) и продолжать ее;
· выполнять классификацию чисел по заданному или самостоятельно установленному признаку;
· читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр) и соотношение между ними: 1 дм = 10 см.
Учащийся получит возможность научиться:
· вести счет десятками;
· обобщать и распространять свойства натурального ряда чисел на числа, большие двадцати.
Арифметические действия. Сложение и вычитание.
Учащийся научится:
· понимать смысл арифметических действий сложение и вычитание, отражать это на схемах и в математических записях с использованием знаков действий и знака равенства;
· выполнять сложение и вычитание, используя общий прием прибавления (вычитания) по частям; выполнять сложение с применением переместительного свойства сложения;
· выполнять вычитание с использованием знания состава чисел из двух слагаемых и взаимосвязи между сложением и вычитанием (в пределах 10);
· объяснять прием сложения (вычитания) с переходом через разряд в пределах 20.
Учащийся получит возможность научиться:
· выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20;
· называть числа и результат при сложении и вычитании, находить в записи сложения и вычитания значение неизвестного компонента;
· проверять и исправлять выполненные действия.
Работа с текстовыми задачами
Учащийся научится:
· решать задачи (в 1 действие), в том числе и задачи практического содержания;
· составлять по серии рисунков рассказ с использованием математических терминов;
· отличать текстовую задачу от рассказа; дополнять текст до задачи, вносить нужные изменения;
· устанавливать зависимость между данными, представленными в задаче, и искомым, отражать ее на моделях, выбирать и объяснять арифметическое действие для решения задачи;
· составлять задачу по рисунку, по схеме, по решению;
Учащийся получит возможность научиться:
· составлять различные задачи по предлагаемым схемам и записям решения;
· находить несколько способов решения одной и той же задачи и объяснять их;
· отмечать изменения в решении при изменении вопроса задачи или ее условия и отмечать изменения в задаче при изменении ее решения;
· решать задачи в 2 действия;
· проверять и исправлять неверное решение задачи.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
Учащийся научится:
· понимать смысл слов (слева, справа, вверху, внизу и др.), описывающих положение предмета на плоскости и в пространстве, следовать инструкции, описывающей положение предмета на плоскости;
· описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: слева, справа (левее – правее), вверху, внизу (выше – ниже), перед, за, между и др.;
· находить в окружающем мире предметы (части предметов), имеющие форму многоугольника (треугольника, четырехугольника и т.д., круга);
· распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, линии, прямая, отрезок, луч, ломаная, многоугольник, круг);
· находить сходство и различие геометрических фигур (прямая, отрезок, луч).
Учащийся получит возможность научиться:
· выделять изученные фигуры в более сложных фигурах (количество отрезков, которые образуются, если на отрезке поставить одну точку (две точки), не совпадающие с его концами.
Геометрические величины.
Учащийся научится:
· измерять (с помощью линейки) и записывать длину (предмета, отрезка), используя изученные единицы длины сантиметр и дециметр и соотношения между ними;
· чертить отрезки заданной длины с помощью оцифрованной линейки;
· выбирать единицу длины, соответствующую измеряемому предмету.
Учащийся получит возможность научиться:
· соотносить и сравнивать величины (например, расположить в порядке убывания (возрастания) длины: 1 д, 8 см, 13 см).
Работа с информацией.
Учащийся научится:
· читать небольшие готовые таблицы;
· строить несложные цепочки логических рассуждений;
· определять верные логические высказывания по отношению к конкретному рисунку.
Учащийся получит возможность научиться:
· определять правило составления несложных таблиц и дополнять их недостающими элементами;
· проводить логические рассуждения, устанавливая отношения между объектами и формулируя выводы.
2. Содержание учебного предмета.
Числа и величины
Счѐт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 20. Сравнение и
упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (килограмм); вместимости (литр).
Арифметические действия
Сложение, вычитание. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Взаимосвязь арифметическихдействий (сложения и вычитания). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Свойства сложения.
Работа с текстовыми задачами
Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом.
Планирование хода решения задач.
Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения (больше на.., меньше на..). Решение задач разными способами.
Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости.
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник.
Использование чертѐжных инструментов (линейка, угольник) для выполнения построений.
Геометрические формыв окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, шар.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (сантиметр,
дециметр). Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины.
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счѐтом (пересчѐтом), измерением
величин.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов,чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.
Построение простейших логических высказываний.
Содержание тем учебного курса
№ |
|
Кол-вочасов |
|
|
п/п |
Тема |
Содержание |
|
|
|
раздела |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Подготовка к |
8 |
Счѐт предметов (с использованием количественных и |
|
|
изучению чисел. |
|
порядковых числительных). Сравнение групп |
|
|
Пространственн |
|
предметов. |
|
|
ые и временные |
|
Отношения «столько же», «больше», «меньше», |
|
|
представления. |
|
«больше (меньше) на …» |
|
|
|
|
Местоположение предметов, взаимное расположение |
|
|
|
|
предметов на плоскости и в пространстве: выше — |
|
|
|
|
ниже, слева — справа, левее — правее, сверху — снизу, |
|
|
|
|
между, за. Направления движения: вверх, вниз, налево, |
|
|
|
|
направо. |
|
|
|
|
Временные представления: раньше, позже, сначала, |
|
|
|
|
потом. |
|
2. |
Числа от 1 до 10. |
84 |
|
|
|
Число 0. |
|
|
|
2.1. |
Нумерация |
28 |
Названия, обозначение, последовательность чисел. |
|
|
Цифры и числа 1- |
|
Прибавление к числу по одному и вычитание из числа |
|
|
5. |
14 |
по одному. |
|
|
Цифры и числа 6- |
|
Принцип построения натурального ряда чисел. |
|
|
9. Число 0. Число |
|
Чтение, запись и сравнение чисел. Знаки «+», «–», «=». |
|
|
10. |
14 |
Длина. Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые |
|
|
|
|
по длине» |
|
|
|
|
Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. |
|
|
|
|
Ломаная линия. Многоугольник |
|
|
|
|
Знаки «>», «<», «=». |
|
|
|
|
Понятия «равенство», «неравенство» |
|
|
|
|
Состав чисел от 2 до 10 из двух слагаемых. |
|
|
|
|
Единица длины сантиметр.Измерение отрезков в |
|
|
|
|
сантиметрах. Вычерчивание отрезков заданной длины |
|
|
|
|
Понятия «увеличить на …, уменьшить на …» |
|
2.2. |
Сложение и |
|
Конкретный смысл и названия действий сложение и |
|
вычитание |
56 |
вычитание. |
|
Сложение и |
|
Названия чисел при сложении (слагаемые, сумма). |
|
вычитание вида |
|
Использование этих терминов при чтении записей. |
|
□±1, □±2. |
11 |
Сложение и вычитание вида □ + 1, 2, 3, 4; □ – 1, 2, 3, 4. |
|
Сложение и |
|
Присчитывание и отсчитывание по 1, по 2. |
|
вычитание вида |
|
Задача. Структура задачи (условие, вопрос). Анализ |
|
□±3. |
17 |
задачи. Запись решения и ответа задачи. |
|
Повторение. |
3 |
Задачи, раскрывающие смысл арифметических действий |
|
Решение |
|
сложение и вычитание. |
|
текстовых задач. |
5 |
Составление задач на сложение и вычитание по одному |
|
Сложение и |
|
и тому же рисунку, по схематическому рисунку, по |
|
вычитание вида |
|
решению. |
|
□±4. |
9 |
Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на |
|
Переместительно |
|
несколько единиц. |
|
е свойство |
|
Текстовая задача: дополнение условия недостающими |
|
сложения. |
5 |
данными или вопросом, решение задач. |
|
Вычитание |
2 |
Решение задач на разностное сравнение чисел |
|
|
|
Переместительное свойство сложения |
|
Таблица сложения |
|
Применение переместительного свойства сложения для |
|
и |
|
случаев вида □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9 |
|
соответствующие |
|
|
|
случаи |
|
Названия чисел при вычитании (уменьшаемое, |
|
вычитания. |
|
вычитаемое, разность). Использование этих терминов |
|
Единица массы — |
|
при чтении записей |
|
килограмм. |
1 |
Вычитание в случаях вида 6 – □, 7 – □,8 – □, 9 – □, 10 – |
|
Единицы |
|
□. Состав чисел 6, 7, 8, 9, 10 |
|
вместимости. |
1 |
Таблица сложения и соответствующие случаи |
|
Повторение |
|
вычитания |
|
изученного.Прове |
1 |
Подготовка к решению задач в два действия — решение |
|
рочная работа. |
1 |
цепочки задач |
|
|
|
Единица массы — килограмм. Определения массы |
|
|
|
предметов с помощью весов, взвешиванием |
|
|
|
Единица вместимости литр |
3. |
Числа от 1 до 20. |
33 |
|
|
|
|
|
3.1. |
Нумерация |
12 |
Числа от 1 до 20. Названия и последовательность чисел. |
|
|
|
Образование чисел второго десятка из одного десятка и |
|
|
|
нескольких единиц. Запись и чтение чисел второго |
|
|
|
десятка |
|
|
|
Единица длины дециметр. Соотношение между |
|
|
|
дециметром и сантиметром |
|
|
|
Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях |
|
|
|
по нумерации: 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10 |
|
|
|
Текстовые задачи в два действия. План решения задачи. |
|
|
|
Запись решения |
3.2. |
Сложение и |
21 |
Общий приѐм сложения однозначных чисел с переходом |
|
вычитание |
|
через десяток. Рассмотрение каждого случая в порядке |
|
Табличное |
|
постепенного увеличения второго слагаемого (□ + 2, □ + |
|
сложение. |
11 |
3, □ + 4, □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9). Состав чисел |
|
Табличное |
|
второго десятка. Таблица сложения |
|
вычитание. |
10 |
Общие приѐмы вычитания с переходом через десяток: |
|
|
|
1) приѐм вычитания по частям (15 – 7 = 15 – 5 – 2); |
|
|
|
|
|
|
|
2) приѐм, который основывается на знании состава |
|||
|
|
|
|
|
|
|
числа и связи между суммой и |
слагаемыми |
||
|
|
|
|
|
|
|
Решение текстовых задач |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
Итоговое |
|
6 |
|
|
|
|
||
|
|
повторение. |
|
|
|
|
|
|||
|
5. |
Проверка |
|
|
|
|
|
|||
|
|
знаний. |
|
1 |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
132 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Тематическое планирование |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№ |
|
№ |
|
|
|
Тема урока |
Кол-во |
|
Форма |
|
п/п |
|
урока |
|
|
|
|
часов |
|
контроля |
|
|
|
в |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
теме |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
Подготовка к изучению чисел и действий с ними. Сравнение предметов и групп |
|||||||||
|
|
|
предметов. Пространственные и временные представления. |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
(8 часов) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
1. |
|
1. |
|
Роль математики в жизни людей и общества. Счѐт |
1 |
|
Фронтальная |
||
|
|
|
|
|
предметов. |
|
|
беседа |
||
|
2. |
|
2. |
|
Счет предметов. Сравнение предметов и групп |
1 |
|
Текущий |
||
|
|
|
|
|
предметов. |
|
|
|
||
|
3. |
|
3. |
|
Пространственные представления, взаимное |
1 |
|
Индивидуаль |
||
|
|
|
|
|
расположение предметов: вверху- внизу(выше – |
|
|
ный опрос |
||
|
|
|
|
|
ниже), слева- справа(левее -правее). |
|
|
|
||
|
4. |
|
4. |
|
Временные представления: раньше, позже, |
1 |
|
Индивидуаль |
||
|
|
|
|
|
сначала, потом. Пространственные |
|
|
ный опрос |
||
|
|
|
|
|
представления: перед, за, между, рядом. |
|
|
|
||
|
5. |
|
5. |
|
Сравнение предметов и групп предметов: столько |
1 |
|
Текущий |
||
|
|
|
|
|
же, больше, меньше. |
|
|
|
||
|
6. |
|
6. |
|
Сравнение групп предметов: на сколько больше? |
1 |
|
Индивид. |
||
|
|
|
|
|
на сколько меньше? |
|
|
опрос |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
7. |
|
7. |
|
Закрепление.Сравнение групп предметов: на |
1 |
|
Индивид. |
||
|
|
|
|
|
сколько больше? на сколько |
|
|
опрос |
||
|
|
|
|
|
меньше?Пространственные и временные |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
представления. |
|
|
|
||
|
8. |
|
8. |
|
Повторение и обобщение изученного материала |
1 |
|
Проверочная |
||
|
|
|
|
|
по теме: «Подготовка к изучению чисел и |
|
|
работа |
||
|
|
|
|
|
действий с ними». Проверочная работа |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(28 часов) |
|
|
|
9. |
1. |
Понятия «много», «один». Цифра1. Письмо |
1 |
Текущий |
|
|
цифры 1. |
|
|
10. |
2. |
Числа1 и 2. Цифра 2. Письмо цифры 2. |
1 |
Текущий |
|
|
|
|
|
11. |
3. |
Число и цифра 3. Письмо цифры 3. |
1 |
Индивид. |
|
|
|
|
опрос |
12. |
4. |
Числа 1, 2, 3. Знаки «+», «-», «=». |
1 |
Текущий |
|
|
|
|
|
13. |
5. |
Число и цифра 4. Письмо цифры 4. |
1 |
Текущий |
|
|
|
|
|
14. |
6. |
Понятия «длиннее», «короче», «одинаковые по |
1 |
Текущий |
|
|
длине». |
|
|
15. |
7. |
Число и цифра 5. Письмо цифры 5. |
1 |
Текущий |
|
|
|
|
|
16. |
8. |
Числа от 1 до 5. Состав числа 5из двух |
1 |
Текущий |
|
|
слагаемых |
|
|
17. |
9. |
Странички для любознательных. |
1 |
Самост. |
|
|
|
|
работа |
18. |
10. |
Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. |
1 |
Текущий |
|
|
Луч. |
|
|
19. |
11. |
Ломаная линия. Звено ломаной. Вершины. |
1 |
Текущий |
|
|
|
|
|
20. |
12. |
Закрепление изученного по теме: «Числа от 1 до |
1 |
Проверочная |
|
|
5» Проверочная работа |
|
работа |
21. |
13. |
Знаки: «>» (больше), «<» (меньше), «=» (равно). |
1 |
Текущий |
|
|
|
|
|
22. |
14. |
Равенство. Неравенство. |
1 |
Текущий |
|
|
|
|
|
23. |
15. |
Многоугольники. |
1 |
Текущий |
|
|
|
|
|
24. |
16. |
Числа 6 и7. Письмо цифры 6. |
1 |
Текущий |
|
|
|
|
|
25. |
17. |
Числа от 1 до 7. Письмо цифры 7. |
1 |
Текущий |
|
|
|
|
|
26. |
18. |
Числа 8 и 9. Письмо цифры 8. |
1 |
Индивид. |
|
|
|
|
опрос |
27. |
19. |
Числа от 1 до 9. Письмо цифры 9. |
1 |
Тест(5 мин) |
|
|
|
|
|
28. |
20. |
Число 10. Письмо числа 10. |
1 |
Индивид. |
|
|
|
|
|
29. |
21. |
Повторение и обобщение по теме «Числа от 1 до |
1 |
Самостоятель |
|
|
10. Нумерация». Самостоятельная работа. |
|
наяработа |
30. |
22. |
Проект «Математика вокруг нас». Числа в |
1 |
Защита |
|
|
загадках, пословицах и поговорках |
|
проекта |
31. |
23. |
Сантиметр- единица измерения длины. |
1 |
Текущий |
|
|
|
|
|
32. |
24. |
Увеличить на... Уменьшить на... Измерение |
1 |
Текущий |
|
|
длины отрезков с помощью линейки. |
|
|
33. |
25. |
Число 0. Письмо цифры 0. |
1 |
Текущий |
|
|
|
|
|
34. |
26. |
Сложение и вычитание с числом 0. |
1 |
Индивид. |
|
|
|
|
|
35. |
27. |
Страничка для любознательных. Закрепление по |
1 |
Самостоят. |
|
|
теме «Числа о 1 до 10 и число 0». |
|
работа(10 |
|
|
|
|
мин) |
36. |
28. |
Закрепление по теме «Числа от 0 до 10. |
1 |
Проверочная |
|
|
Нумерация».Проверочная работа |
|
работа. |
Сложение и вычитание.
(56 часов)
37. |
1. |
Прибавить и вычесть число 1. |
|
1 |
Текущий |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
38. |
2. |
Сложение и вычитание вида |
+1+1,-1-1 |
1 |
Текущий |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
39. |
3. |
Сложение и вычитание вида:□± 2 |
1 |
Текущий |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
40. |
4. |
Слагаемые. Сумма. |
|
1 |
Текущий |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
41. |
5. |
Задача: условие, вопрос. |
|
1 |
Текущий |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
42. |
6. |
Составление и решение задач на сложение, и |
1 |
Текущий |
|||
|
|
вычитание по одному рисунку |
|
|
|
||
43. |
7. |
Прибавить и вычесть число 2. Составление и |
1 |
Текущий |
|||
|
|
заучивание таблиц. |
|
|
|
||
44. |
8. |
Присчитывание и отсчитывание по 2. |
1 |
Тест(5мин) |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
45. |
9. |
Задачи на увеличение (уменьшение) числа на |
1 |
Текущий |
|||
|
|
несколько единиц с одним множеством |
|
|
|||
|
|
предметов |
|
|
|
||
46. |
10. |
Страничка для любознательных. |
1 |
Текущий |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
47. |
11. |
Повторение пройденного материала. «Что |
1 |
Проверочная |
|||
|
|
узнали? Чему научились?» Проверочная работа |
|
работа |
|||
48. |
12. |
Сложение и вычитание вида:□±3 |
1 |
Текущий |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
49. |
13. |
Сложение и вычитание вида:□±3 Решение |
1 |
Текущий |
|||
|
|
текстовых задач |
|
|
|
||
50. |
14. |
Сложение и вычитание вида:□±3.Сравнение длин |
1 |
Текущий |
|||
|
|
отрезков. |
|
|
|
||
51. |
15. |
Таблицы сложения и вычитания с числом 3. |
1 |
Текущий |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
52. |
16. |
Присчитывание и отсчитывания по 3. Решение |
1 |
Тест (5мин) |
|||
|
|
задач. |
|
|
|
||
53. |
17. |
Решение задач. |
|
1 |
Текущий |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
54. |
18. |
Присчитывание и отсчитывание по 3. Решение |
1 |
Математич. |
|||
|
|
текстовых задач. |
|
|
диктант |
||
55. |
19. |
Решение текстовых задач. |
|
1 |
Текущий |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
56. |
20. |
Страничка для любознательных. |
1 |
Самостоят. |
|||
|
|
|
|
|
|
|
работа |
57. |
21. |
Закрепление по теме: «Решение задач». |
1 |
Тест |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
58. |
22. |
Закрепление по теме «Сложение и вычитание». |
1 |
Текущий |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
59. |
23. |
Мониторинг уровня знаний по теме «Числа от 1 |
1 |
Проверочная |
|||
|
|
до 10. Сложение и вычитание». |
|
|
работа |
||
60. |
24. |
Сложение и вычитание чисел первого десятка. |
1 |
Текущий |
|||
|
|
Состав чисел 7,8,9. |
|
|
|
||
61. |
25. |
Задачи на увеличение числа на несколько единиц. |
1 |
Текущий |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
62. |
26. |
Задачи на уменьшение числа на несколько |
1 |
Текущий |
|||
|
|
единиц. |
|
|
|
||
63. |
27. |
Повторение таблиц +2,3. |
|
1 |
Текущий |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
64. |
28. |
Повторение изученного по теме «Сложение и |
1 |
Математ. |
|||
|
|
вычитание». |
|
|
дикт.(5 мин) |
||
65. |
29. |
Сложение и вычитание вида ±4 |
|
1 |
Текущий |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
66. |
30. |
На сколько больше? На сколько меньше? |
Задачи |
1 |
Текущий |
|
|
на разностное сравнение чисел. |
|
|
|
67. |
31. |
Таблицы сложения и вычитания с числом 4. |
1 |
Текущий |
|
|
|
|
|
|
|
68. |
32. |
Решение задач. |
|
1 |
Текущий |
|
|
|
|
|
|
69. |
33. |
Решение задач. |
|
1 |
Самост. |
|
|
|
|
|
работа |
70. |
34. |
Перестановка слагаемых. |
|
1 |
Текущий |
|
|
|
|
|
|
71. |
35. |
Применение переместительного свойства |
|
1 |
Текущий |
|
|
сложения для случаев вида +5,6,7,8,9. |
|
|
|
72. |
36. |
Таблицы для случаев вида +5,6,7,8,9. |
|
1 |
Текущий |
|
|
|
|
|
|
73. |
37. |
Состав чисел в пределах 10. |
|
1 |
Текущий |
|
|
|
|
|
|
74. |
38. |
Закрепление по теме: «Состав чисел в пределах |
1 |
Тест |
|
|
|
10». |
|
|
|
75. |
39. |
Решение задач. |
|
1 |
Текущий |
|
|
|
|
|
|
76. |
40. |
Странички для любознательных. |
|
1 |
Индивид. |
|
|
|
|
|
|
77. |
41. |
Закрепление изученного материала по теме |
1 |
Контрольная |
|
|
|
«Сложение и вычитание» |
|
|
работа |
78. |
42. |
Связь между суммой и слагаемыми. |
|
1 |
Текущий |
|
|
|
|
|
|
79. |
43. |
Связь между суммой и слагаемыми. Решение |
1 |
Текущий |
|
|
|
задач. |
|
|
|
80. |
44. |
Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. |
|
1 |
Текущий |
|
|
|
|
|
|
81. |
45. |
Вычитание вида 6- , 7- .Состав чисел 6, 7. |
1 |
Текущий |
|
|
|
|
|
|
|
82. |
46. |
Закрепление приема вычислений вида 6- 7-, 7- |
1 |
Текущий |
|
|
|
|
|
|
|
83. |
47. |
Вычитание вида 8- 9-, 9- |
|
1 |
Текущий |
|
|
|
|
|
|
84. |
48. |
Закрепление приема вычислений вида 8- |
,9- . |
1 |
Проверочная |
|
|
Решение задач. |
|
|
работа |
85. |
49. |
Вычитание вида 10-. |
|
1 |
Индивид. |
|
|
|
|
|
|
86. |
50. |
Решение задач. |
|
1 |
текущий |
|
|
|
|
|
|
87. |
51. |
Килограмм. |
|
1 |
Текущий |
|
|
|
|
|
|
88. |
52. |
Литр. |
|
1 |
Текущий |
|
|
|
|
|
|
89. |
53. |
Закрепление по теме «Сложение и вычитание от 1 |
1 |
Самостоят.ра |
|
|
|
до 10». |
|
|
бота |
90. |
54. |
Решение задач. |
|
1 |
Текущий |
|
|
|
|
|
|
91. |
55. |
Составление и решение задач. |
|
1 |
Текущий |
|
|
|
|
|
|
92. |
56. |
Мониторинг уровня знаний по теме «Числа от 1 |
1 |
Проверочная |
|
|
|
до 10. Сложение и вычитание». |
|
|
работа |
|
|
Числа от 11 до 20. Нумерация. |
|
|
|
|
|
(12 часов) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
93. |
1. |
Названия и последовательность чисел от 11 до 20. |
1 |
Текущий |
|
|
|
|
|
|
|
94. |
2. |
Образование чисел второго десятка. |
|
1 |
Текущий |
|
|
|
|
|
|
95. |
3. |
Запись и чтение чисел второго десятка. |
1 |
Текущий |
|
|
|
|
|
96. |
4. |
Дециметр. |
1 |
|
|
|
|
|
|
97. |
5. |
Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10. |
1 |
Текущий |
|
|
|
|
|
98. |
6. |
Мониторинг уровня знаний по теме «Числа от |
1 |
Контрольная |
|
|
1до 20. Нумерация» |
|
работа |
99. |
7. |
Закрепление изученного материала по теме |
1 |
Текущий |
|
|
«Числа от 11 до 20. Нумерация». |
|
|
100. |
8. |
Решение задач. |
1 |
индивид |
|
|
|
|
|
|
|
IV четверть – 29 часов |
|
|
|
|
|
|
|
101. |
9. |
Подготовка к решению задач в два действия. |
1 |
Текущий |
|
|
|
|
|
102. |
10. |
Преобразование условия и вопроса задачи. |
1 |
Текущий |
|
|
Составная задача. |
|
|
103. |
11. |
Преобразование условия и вопроса задачи. |
1 |
Текущий |
|
|
Решение задач в два действия. |
|
|
104. |
12. |
Закрепление по теме «Решение задач в два |
1 |
Самостоятель |
|
|
действия». |
|
ная работа |
|
|
Табличное сложение и вычитание |
|
|
|
|
(21 час) |
|
|
|
|
|
|
|
105. |
1. |
Общий прием сложения однозначных чисел с |
1 |
Текущий |
|
|
переходом через десяток. |
|
|
106. |
2. |
Сложение с переходом через десяток вида +2, |
1 |
Текущий |
|
|
+ 3. |
|
|
107. |
3. |
Сложение с переходом через десяток вида + 4. |
1 |
Текущий |
|
|
|
|
|
108. |
4. |
Сложение с переходом через десяток вида +5. |
1 |
Текущий |
|
|
|
|
|
109. |
5. |
Сложение с переходом через десяток вида +6. |
1 |
Текущий |
|
|
|
|
|
110. |
6. |
Сложение с переходом через десяток вида +7. |
1 |
Текущий |
|
|
|
|
|
111. |
7. |
Сложение с переходом через десяток вида +8, |
1 |
Текущий |
|
|
+9. |
|
|
112. |
8. |
Таблица сложения. |
1 |
Текущий |
|
|
|
|
|
113. |
9. |
Таблица сложения. |
1 |
Математич. |
|
|
|
|
диктант |
114. |
10. |
Закрепление по теме «Табличное сложение» |
1 |
Индивид. |
|
|
|
|
|
115. |
11. |
Общие приемы табличного вычитания с |
1 |
Текущий |
|
|
переходом через десяток. |
|
|
116. |
12. |
Вычитание вида 11 – |
1 |
Текущий |
|
|
|
|
|
117. |
13. |
Вычитание вида 12 – |
1 |
Текущий |
|
|
|
|
|
118. |
14. |
Вычитание вида 13 – |
1 |
Текущий |
|
|
|
|
|
119. |
15. |
Вычитание вида 14 – |
1 |
Текущий |
|
|
|
|
|
120. |
16. |
Вычитание вида 15 – |
1 |
Текущий |
|
|
|
|
|
121. |
17. |
Вычитание вида 16 – |
1 |
Текущий |
|
|
|
|
|
122. |
18. |
Вычитание вида 17 – ,18 – |
1 |
Текущий |
|
|
|
|
|
123. |
19. |
Закрепление изученного материала по теме |
1 |
Проверочная |
|
|
«Табличное сложение и вычитание» |
|
работа |
124. |
20. |
Что узнали? Чему научились? |
1 |
Индивид. |
|
|
|
|
|
125. |
21. |
Решение задач. |
1 |
Текущий |
|
|
|
|
|
|
|
Повторение и проверка знаний |
7 часов |
|
|
|
|
|
|
126. |
1. |
Счѐт, запись, чтение и сравнение чисел. |
1 |
Индивид. |
|
|
|
|
|
127. |
2. |
Сложение и вычитание чисел. |
1 |
Текущий |
|
|
|
|
|
128. |
3. |
Решение задач. |
1 |
Текущий |
|
|
|
|
|
129. |
4. |
Отрезки. Геометрические фигуры. |
1 |
Текущий |
|
|
|
|
|
130 |
5 |
Проверка знаний |
1 |
Контрольная |
|
|
|
|
работа |
131 |
6 |
Работа над ошибками |
1 |
Текущий |
|
|
|
|
|
132 |
7 |
Проект «Математика вокруг нас. Форма, |
1 |
Защита |
|
|
размер,цвет.Узоры и орнаменты |
|
проектов |
|
|
|
|
|
4. Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательной
программы
· Рабочая программа по математике.Моро М.И., Бантова М.А. – М,: Просвещение, 2014г.
· Е.П. Фефилова, О.А. Мокрушина Поурочные разработки по«Математике» для 1 класса, М., издательствоВако, 2014;
· М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. Математика. 1 класс: учебник для
общеобразовательных учреждений: 2 ч., - М.: Просвещение, 2013.
· Рабочая тетрадь к учебнику Математика для 1 класса авт. М. И. Моро, С.И. Волкова. - М.: Просвещение, 2019.
· Волкова С.И. Математика: проверочные работы. 1 класс. – М.: Просвещение, 2019
· Экспозиционный экран.
· Ноутбук.
· Проектор.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.