Рабочая программа
по учебному предмету
"Математика" для 4 класса
«Школа России»
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету "Математика" для 4 класса разработана в со-ответствии
- с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего обра-зования;
- примерной основной образовательной программы начального общего образования
- Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых Министерством образования Россий-ской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях
- рабочей программой предмета "Математика" Предметная линия учебников системы «Школа России»1—4 классы : пособие для учителей общеобразовательных.организаций /М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И Волковой, С.В. Степановой. — М. : Просвещение, 2014
- в соответствии с учебным планом ………
Цели прогаммы:
• развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практи-
ческих задач, продолжения образования;
• освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
• воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Задачи:
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на ос-нове овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и про-странственные отношения);
- развитие основ логического, знаково – символического и алгоритмического мыш-ления;
- развитие пространственного воображения;
- развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умений, умение их
применять для решения учебно – познавательных и практических задач;
- формирование вести поиск информации и работать с ней;
- формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
- развитие познавательных способностей;
- воспитание стремления к расширению математических знаний;
- формирование критичности мышления;
- развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное сужде-
ние, оценивать и принимать суждения других.
Предмет «Математика» изучается в 4 классев количестве 136 часов, 4 часа в неделю. Используемый УМК: «Математика». 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреж-дений в 2 ч./ М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова. – М.: Просвещение.
2.Планируемые результаты освоения программы обучающимися Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
ü основы целостного восприятия окружающего мира и универсальности математиче-ских способов его познания;
ü уважительное отношение к иному мнению и культуре;
ü навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев еѐ успешности;
ü навыки определения наиболее эффективных способов достижения результата, ос-воение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
ü положительное отношение к урокам математики, к обучению, к школе;
ü мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;
ü интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способа-ми познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математи-ки;
ü умения и навыки самостоятельной деятельности, осознание личной ответственно-сти за еѐ результат;
ü навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
ü начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определѐнных заданий и упражнений);
ü уважительное отношение к семейным ценностям, к истории страны, бережное от-ношение к природе, к культурным ценностям, ориентация на здоровый образ жиз-ни, наличие мотивации к творческому труду;
Учащийся получит возможность для формирования:
üпонимания универсальности математических способов познания закономерностей ок-
ружающего мира, умения выстраивать и преобразовывать модели его отдельных про-
цессов и явлений;
üадекватной оценки результатов своей учебной деятельности на основе заданных кри-
териев еѐ успешности;
ü устойчивого интереса к продолжению математического образования, к расшире-
нию возможностей использования математических способов познания и описания за-висимостей в явлениях и процессах окружающего мира, к решению прикладных задач.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Учащийся научится:
ü принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения;
ü определять наиболее эффективные способы достижения результата, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
ü планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;
ü воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Учащийся получит возможность научиться:
üставить новые учебные задачи под руководством учителя;
üнаходить несколько способов действий при решении учебной задачи, оценивать их и выбирать наиболее рациональный.
Познавательные
Учащийся научится:
üиспользовать знаково-символические средства представления информации для созда-
ния моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических
задач;
üпредставлять информацию в знаково-символической или графической форме: само-
стоятельно выстраивать модели математических понятий, отношений, взаимосвязей и
взаимозависимостей изучаемых объектов и процессов, схемы решения учебных и прак-
тических задач; выделять существенные характеристики объекта с целью выявления
общих признаков для объектов рассматриваемого вида;
üвладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классифи-кации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
ü владеть базовыми предметными понятиями и межпредметными понятиями (число,
величина, геометрическая фигура), отражающими существенные связи и отношения ме-жду объектами и процессами;
ü работать в материальной и информационной среде начального общего образо-вания(в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учеб-ного предмета «Математика», используя абстрактный язык математики;
üиспользовать способы решения проблем творческого и поискового характера;
üвладеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответст-вии с поставленными целями и задачами;
ü осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий; применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
ü читать информацию, представленную в знаково-символической или графической форме, и осознанно строить математическое сообщение;
üиспользовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задача-ми учебного предмета «Математика»; представлять информацию в виде таблицы, столб-чатой диаграммы, видео- и графических изображений, моделей геометрических фигур; готовить своѐ выступление и выступать с аудио- и видеосопровождением.
Учащийся получит возможность научиться:
ü понимать универсальность математических способов познания закономерностей окружаю-щего мира, выстраивать и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений;
ü выполнять логические операции: сравнение, выявление закономерностей, классификацию по самостоятельно найденным основаниям — и делать на этой основе выводы;
ü устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями, проводить аналогии, делать обобщения;
ü осуществлять расширенный поиск информации в различных источниках; ü алгоритм), план поиска информации;
ü распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диа-граммы);
ü планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
ü интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований
(объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Коммуникативные
Учащийся научится:
ü строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую термино-
логию;
ü признавать возможность существования различных точек зрения, согласовывать свою точку зрения с позицией участников, работающих в группе, в паре, корректно и аргумен-
тированно, с использованием математической терминологии и математических знаний от-стаивать свою позицию;
ü принимать участие в работе в паре, в группе, использовать речевые средства, в том числе математическую терминологию, и средства информационных и коммуникационных техноло-
гий для решения коммуникативных и познавательных задач, в ходе решения учебных задач, проектной деятельности;
ü принимать участие в определении общей цели и путей еѐ достижения; уметь договари-
ваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
ü навыкам сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умениям не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
ü конструктивно разрешать конфликты посредством учѐта интересов сторон и сотрудниче-
ства.
Учащийся получит возможность научиться:
ü обмениваться информацией с одноклассниками, работающими в одной группе;
ü обосновывать свою позицию и соотносить еѐ с позицией одноклассников, работающих в одной группе.
Предметные результаты
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
ü образовывать, называть, читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 1
000 000;
ü заменять мелкие единицы счѐта крупными и наоборот;
ü устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последова-
тельность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать еѐ или восстанавливать пропущенные в ней числа;
ü группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или не-
скольким признакам;
ü читать, записывать и сравнивать величины (длину, площадь, массу, время, скорость),
используя основные единицы измерения величин (километр, метр, дециметр, сантиметр, мил-лиметр; квадратный километр, квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр, квадратный миллиметр; тонна, центнер, килограмм, грамм; сутки, час, минута, секунда; кило-метров в час, метров в минуту и др.) и соотношения между ними.
Учащийся получит возможность научиться:
ü классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяс-
нять свои действия;
ü самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Арифметические действия
Учащийся научится:
ü выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умно-
жение и деление на однозначное, двузначное число в пределах 10 000) с использованием таб-лиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
ü выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трѐхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с 0 и чис-
лом 1);
ü выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
ü вычислять значение числового выражения, содержащего 2—3 арифметических действия
(со скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
ü выполнять действия с величинами;
ü выполнять проверку правильности вычислений разными способами (с помощью обратно-
го действия, прикидки и оценки результата действия, на основе зависимости между компо-нентами и результатом действия);
ü использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
ü решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами действий сложе-
ния и вычитания, умножения и деления;
ü находить значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него
букв.
Работа с текстовыми задачами
Учащийся научится:
ü устанавливать зависимости между объектами и величинами, представленными в зада-че, составлять план решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
ü решать арифметическим способом текстовые задачи (в 1— 3 действия) и задачи, свя-занные с повседневной жизнью;
ü оценивать правильность хода решения задачи, вносить исправления, оценивать реаль-ность ответа на вопрос задачи.
Учащийся получит возможность научиться:
ü составлять задачу по краткой записи, по заданной схеме, по решению;
ü решать задачи на нахождение: доли величины и величины по значению еѐ доли (поло-вина, треть, четверть, пятая, десятая часть); начала, продолжительности и конца собы-тия; задачи, отражающие процесс одновременного встречного движения двух объек-тов и движения в противоположных направлениях; задачи с величинами, связанными пропорциональной зависимостью (цена, количество, стоимость); масса одного пред-мета, количество предметов, масса всех заданных предметов и др.;
ü решать задачи в 3—4 действия;
ü находить разные способы решения задачи.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры Учащийся научится:
ü описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве;
ü распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок,
ломаная, прямой угол; многоугольник, в том числе треугольник, прямоугольник, квадрат; ок-ружность, круг);
ü выполнять построение геометрических фигур с заданными размерами (отрезок,
квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
ü использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
ü распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
ü соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Геометрические величины
Учащийся научится:
ü измерять длину отрезка;
ü вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоуголь-ника и квадрата;
ü оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближѐнно (на глаз).
Учащийся получит возможность научиться:
ü распознавать, различать и называть геометрические тела: прямоугольный параллеле-пипед, пирамиду, цилиндр, конус;
ü вычислять периметр многоугольника;
ü находить площадь прямоугольного треугольника;
ü находить площади фигур путѐм их разбиения на прямоугольники (квадраты) и прямо-угольные треугольники.
Работа с информацией
Учащийся научится:
ü читать несложные готовые таблицы;
ü заполнять несложные готовые таблицы;
ü читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Учащийся получит возможность научиться:
ü достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
ü сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
ü понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова (... и ..., если...,
то...; верно/неверно, что...; каждый; все; некоторые; не).
3.Содержание программы
Основу курса математики в 4 классе составляет изучение нумерации многозначных чисел и четырѐх арифметических действий с числами в пределах миллиона. Рабочая про-грамма предполагает вместе с тем прочное знание изучаемых алгоритмов и отработку на-выков письменных вычислений. Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомле-ние с величинами и их измерением. Тема раздела «Нумерация» неразрывно связана в кур-се с темой раздела (модуля) «Величины», содержание которой составляют ознакомление с новыми единицами измерения и обобщение знаний о величинах, приобретѐнных ранее составление сводных таблиц единиц длины, массы времени и работа над их усвоением. Специальное внимание уделяется рассмотрению задач знакомых уже видов, но построен-ных на понимании взаимосвязи между новыми величинами, а также творческий подход к решению задач. Это задачи на нахождение начала, конца и продолжительности событий, решаемые действиями сложения и вычитания; задачи, построенные на знании взаимо-связи между скоростью, временем и расстоянием при равномерном движении, а так же задачи на вычисление площади прямоугольника по заданным его сторонам и задачи, об-ратные им. Программа предусматривает раскрытие взаимосвязи между компонентами и результатами действий. Важнейшее значение придается умению сопоставлять, сравни-вать, противопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, логически мыс-лить, выяснять сходства и различия в рассматриваемых фактах, применять знания в прак-тической деятельности, решать нестандартные задачи. С этой целью материал сгруппиро-ван так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во вре-мени. Умение осуществлять выбор действия при решении задач каждого вида должно быть доведено почти до автоматизма. Вместе с тем это умение должно быть хорошо осоз-нанным, чтобы ученик всегда мог обосновать правильность выбора действия с помощью логических рассуждений. Серьезное значение уделяется обучению решению текстовых задач, объясняется тем, что это мощный инструмент для развития у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, пробу-ждает уобучающихся интерес к математическим знаниям и понимание их практического значения. Решение текстовых задач при соответствующем их подборе позволяет расши-рять кругозор ребенка, знакомя его с самыми разными сторонами окружающей действи-тельности. Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мыш-ления у учащихся.
Тематическое планирование |
Характеристика деятельности учащихся |
|
|
Первая четверть (36 ч)
Числа от 1 до 1 000
Повторение (12 ч)
Повторение |
|
|
НумерацияЧетыре арифметических дей- |
|
|
ствия Столбчатые диаграммы |
Читать и строить столбчатые диаграммы. |
|
Знакомство со столбчатыми диаграммами. |
|
|
|
|
|
Чтение и составление столбчатых диа- |
|
|
грамм. |
|
|
Повторение пройденного«Что узнали. Че- |
|
|
му научились» |
|
|
Взаимная проверка знаний «Помогаем |
Работать в паре. Находить и исправлять |
|
друг другу сделать шаг к успеху». Работа в |
неверные высказывания. Излагать и от- |
|
паре по тесту «Верно? Неверно?» |
стаивать свое мнение, аргументировать |
|
|
свою точку зрения, оценивать точку зрения |
|
|
товарища, обсуждать высказанные мнения. |
|
|
|
|
Числа, которые больше 1 000 |
|
|
Нумерация (10 ч) |
|
|
|
|
|
Новая счетная единица — тысяча. Класс |
Считать предметы десятками, сотнями, ты- |
|
сячами. |
|
|
единиц и класс тысяч. Чтение и запись |
|
|
|
|
|
многозначных чисел. |
Читать и записывать любые числа в преде- |
|
Представление многозначных чисел в виде |
лах миллиона, |
|
суммы разрядных слагаемых. Сравнение |
Заменять многозначное число суммой раз- |
|
многозначных чисел. Увеличение (умень- |
|
|
рядных слагаемых. Выделять в числе еди- |
|
|
шение) числа в 10, 100 и 1 000 раз. |
|
|
ницы каждого разряда. Определять и назы- |
|
|
Выделение в числе общего количества |
|
|
вать общее количество единиц любого раз- |
|
|
единиц любого разряда. Класс миллионов. |
|
|
ряда, содержащихся в числе. |
|
|
Класс миллиардов |
|
|
|
|
|
|
Сравнивать числа по классам и разрядам. |
|
|
Упорядочивать заданные числа. |
|
|
Устанавливать правило, по которому со- |
|
|
ставлена числовая последовательность, про- |
|
|
должать ее, восстанавливать пропущенные |
|
|
в ней элементы. |
|
|
Оценивать правильность составления чи- |
|
|
|
|
|
словойпоследовательнсти. |
|
Проект «Математика вокруг нас». Созда- |
Группировать числа по заданному или са- |
|
мостоятельно установленному признаку, на- |
|
|
ние математического справочника «Наш |
|
|
ходить несколько вариантов группировки. |
|
|
город (село)» |
|
|
|
|
|
|
Увеличивать (уменьшать) числа в 10, 100, |
|
|
1 000 раз. |
|
|
Собирать информацию о своем городе (се- |
|
|
ле) и на этой |
|
|
основе создавать математический справоч- |
|
|
ник «Наш город (село) в числах». |
|
|
Использовать материал справочника для |
|
|
составления и решения различных текстовых |
|
Повторение пройденного«Что узнали. Че- |
задач. |
|
|
|
|
му научились» |
Сотрудничать с взрослыми и сверстниками. |
|
|
Составлять план работы. |
|
|
Анализировать и оценивать результаты |
|
|
работы. |
|
|
|
|
Величины (14 ч) |
|
|
|
|
|
Величины |
|
|
Единица длины — километр. Таблица |
Переводить одни единицы длины в другие |
|
единиц длины |
|
|
(мелкие в более крупные и крупные — в бо- |
|
|
|
|
|
|
лее мелкие). |
|
|
Измерять и сравнивать длины; упорядо- |
|
Единицы площади — квадратный кило- |
чивать их значения. |
|
метр, квадратный миллиметр. Таблица |
Сравнивать значения площадей разных фи- |
|
единиц площади. Определение площади с |
|
|
гур. |
|
|
помощью палетки (3 ч)1 |
|
|
1 Информация, способствующая формиро- |
Переводить одни единицы площади в дру- |
|
ванию экономико- географического образа |
гие. |
|
|
|
|
России (о площади страны, протяженно- |
Определять площади фигур произвольной |
|
сти рек, железных и шоссейных дорог и |
|
|
формы, используя палетку. |
|
|
др.) |
|
|
|
|
|
Масса. Единицы массы — центнер, тонна. |
Переводить одни единицы массы в другие. |
|
|
|
|
Таблица единиц |
Приводить примеры и описывать ситуа- |
|
массы |
ции, требующие перехода от одних единиц |
|
измерения к другим (от мелких - к более |
|
|
|
|
|
|
крупным и наоборот). |
|
|
Исследовать ситуации, требующие сравне- |
|
|
|
|
ния объектов по массе, упорядочивать их.
Повторение пройденного«Что узнали. Че-
му научились»
Переводить одни единицы времени в дру-
Время. Единицы времени — секунда, век. гие.
Таблица единиц времени
Исследовать ситуации, требующие сравне-
ния событий по продолжительности, упоря-
Решение задач на определение начала, дочивать их.
продолжительности и конца события
Решать задачи на определение начала, про-
должительности и конца события.
Числа, которые больше 1 000
Сложение и вычитание (11 ч)
Письменные приемы сложения и вычи-тания многозначных чисел
Алгоритмы письменного сложения и вы-читания многозначных чисел
Сложение и вычитание значений величин
Решение задач на увеличение (уменьше-ние) числа на несколько единиц, выражен-ных в косвенной форме
«Странички для любознательных» - зада-ния творческого и поискового характера: логические задачи и задачи повышенного уровня сложности
Повторение пройденного«Что узнали. Че-му научились»
Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая фор-ме). Анализ результатов
Выполнять письменно сложение и вычита-ние многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения; сложение и вы-читание величин.
Осуществлять пошаговый контроль пра-вильности выполнения арифметических дей-ствий (сложение, вычитание).
Выполнять сложение и вычитание значений величин.
Моделировать зависимости между величи-нами в текстовых задачах и решать их. Выполнять задания творческого и поиско-вого характера.
Оценивать результаты усвоения учебного материала делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недо-четов, проявлять личностную заинтересо-ванность в расширении знаний и способов действий.
Умножение и деление ( 17 ч)
Алгоритмы письменного умножения и
деления многозначного числа на одно-
Выполнять письменное умножение и деле-
значное |
ние многозначного числа на однозначное. |
|
Алгоритм письменного умножения много- |
Осуществлять пошаговый контроль пра- |
|
значного числа на однозначное. Умноже- |
вильности выполнения арифметических дей- |
|
ние чисел, оканчивающихся нулями |
ствий (умножение и деление многозначного |
|
Алгоритм письменного деления много- |
числа на однозначное). |
|
Составлять план решения текстовых задач и |
|
|
значного числа на |
|
|
решать их арифметическим способом. |
|
|
однозначное |
|
|
|
|
|
|
Оценивать результаты усвоения учебного |
|
Решение текстовых задач |
материала, делать выводы, планировать |
|
действия по устранению выявленных недо- |
|
|
|
|
|
Повторение пройденного«Что узнали. Че- |
четов, проявлять личностную заинтересо- |
|
ванность в расширении знаний и способов |
|
|
му научились» |
|
|
действий. |
|
|
|
|
|
Проверочная работа «Проверим себя и |
|
|
оценим свои достижения» (тестовая фор- |
|
|
ме). Анализ результатов |
|
|
|
|
|
Числа, которые больше 1 000
Умножение и деление, продолжение (40 ч)
Зависимости между величинами: ско- |
|
|
рость, время, расстояние |
Моделировать взаимозависимости между |
|
|
|
|
Скорость. Время. Расстояние. Единицы |
величинами: |
|
скорости. Взаимосвязь между скоростью, |
скорость, время, расстояние. Переводить |
|
временем и расстоянием. |
|
|
одни единицы |
|
|
Решение задач с величинами: скорость, |
|
|
скорости в другие. Решать задачи с величи- |
|
|
время, расстояние |
|
|
нами: скорость, время, расстояние. |
|
|
|
|
|
Умножение числа на произведение |
Применять свойство умножения числа на |
|
|
|
|
Умножение числа на произведение. Уст- |
произведение в |
|
ные приемы умножения вида: 18 • 20, 25 • |
устных и письменных вычислениях. |
|
12. Письменные приемы умножения на |
|
|
|
|
|
числа, оканчивающиеся нулями |
Выполнять устно и письменно умножение |
|
|
|
|
|
на числа, |
|
«Странички для любознательных» - зада- |
оканчивающиеся нулями, объяснять ис- |
|
пользуемые приемы. |
|
|
ния творческого и поискового характера: |
|
|
|
|
|
логические задачи, задачи-расчеты, мате- |
|
|
матические игры |
|
|
Повторение пройденного«Что узнали. Че- |
Выполнять задания творческого и поиско- |
|
вого характера, |
|
|
му научились» |
|
|
|
|
|
|
применять знания и способы действий в из- |
|
|
|
|
Взаимная проверка знаний «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». Работа в паре по тесту «Верно? Неверно?»
Деление числа на произведение
Устные приемы деления для случаев вида 600 : 20
5 600 : 800. Деление с остатком на 10, 100, 1 000. Письменное деление на числа, окан-чивающиеся нулями.
Решение задач на одновременное встреч-
ное движение, на
одновременное движение в противопо-
ложных направлениях
Проект «Математика вокруг нас». Состав-ление сборника математических задач и заданий
Повторение пройденного«Что узнали. Че-му научились»
Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая фор-ме).Анализ результатов
Письменное умножение многозначного числа на двузначное и трехзначное чис-ло
Умножение числа на сумму. Алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное и трехзначное число
Решение задач на нахождениенеизвестного
мененных условиях.
Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и от-стаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища.
Применять свойство деления числа на про-изведение в устных и письменных вычисле-ниях.
Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приемы.
Выполнять деление с остатком на числа 10, 100, 1 000.
Выполнять схематические чертежи по тек-
стовым задачам
на одновременное встречное движение и движение в противоположных направлениях и решать такие задачи.
Составлять план решения. Обнаруживать допущенные ошибки.
Собирать и систематизировать информа-цию по разделам.
Отбирать, составлять и решать математи-ческие задачи и задания повышенного уров-ня сложности.
Сотрудничать с взрослыми и сверстниками.
Составлять план работы.
Анализировать и оценивать результаты работы.
Оценивать результаты усвоения учебного материала делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недо-четов, проявлять личностную заинтересо-ванность в расширении знаний и способов
по двум |
действий. Соотносить результат с постав- |
|
разностям |
ленными целями изучения темы. |
|
|
|
|
Повторение пройденного«Что узнали. Че- |
|
|
му научились» |
Применять в вычислениях свойство умно- |
|
Контроль и учет знаний |
жения числа на сумму нескольких слагае- |
|
мых. |
|
|
|
|
|
|
Выполнять письменно умножение много- |
|
|
значных чисел на |
|
|
двузначное и трехзначное число, опираясь на |
|
|
знание алгоритмов письменного выполнения |
|
|
действия умножение. |
|
|
Осуществлять пошаговый контроль пра- |
|
|
вильности и полноты выполнения алгоритма |
|
|
арифметического действия умножение. |
|
|
Решать задачи на нахождениенеизвестного |
|
|
по двум |
|
|
разностям. Выполнять прикидку результата, |
|
|
проверять полученный результат. |
|
|
|
|
Числа, которые больше 1 000
Умножение и деление, продолжение (22 ч)
Письменное деление многозначного |
|
|
числа на двузначное и трехзначное чис- |
|
|
ло |
Объяснять каждый шаг в алгоритмах пись- |
|
|
|
|
Алгоритм письменного деления много- |
менного деления |
|
значного числа на двузначное и трехзнач- |
многозначного числа на двузначное и трех- |
|
ное число |
|
|
значное число. |
|
|
|
|
|
|
Выполнять письменно деление многознач- |
|
|
ных чисел на двузначное и трехзначное чис- |
|
|
ло, опираясь на знание алгоритмов письмен- |
|
|
ного выполнения действия умножение. |
|
|
Осуществлять пошаговый контроль пра- |
|
Проверка умножения делением и деления |
вильности и полноты выполнения алгоритма |
|
арифметического действия деление. |
|
|
умножением |
|
|
Проверять выполненные действия: умноже- |
|
|
|
|
|
|
ние делением и деление умножением. |
|
Куб. Пирамида. Шар. Распознавание и на- |
Распознавать и называть геометрические |
|
звание геометрических тел: куб, шар, пи- |
|
|
тела: куб, шар, пирамида. |
|
|
рамида. |
|
|
Изготавливать модели куба и пирамиды из |
|
|
|
|
|
|
|
|
Куб, пирамида: вершины, грани, ребра ку- |
бумаги с использованием разверток. |
|
ба (пирамиды). Развертка куба. Развертка |
Моделировать разнообразные ситуации |
|
пирамиды. Изготовление моделей куба, |
|
|
расположения объектов в пространстве и на |
|
|
пирамиды |
|
|
плоскости. |
|
|
|
|
|
|
Соотносить реальные объекты с моделями |
|
Повторение пройденного«Что узнали. Че- |
многогранников и шара. |
|
му научились» |
|
|
|
|
|
Итоговое повторение (8ч) |
|
|
Контроль и учет знаний (2 ч) |
|
|
|
|
|
Тематическое планирование
№ |
|
Тема |
Вид контроля |
|
|
Числа от 1 до 1 000 |
|
|
|
Повторение (12 ч) |
|
1 |
1 |
Повторение. |
|
|
|
Нумерация, счет предметов. Разряды. |
|
2 |
2 |
Числовые выражения. Порядок выполнения дейст- |
|
|
|
вий. |
|
3 |
3 |
Нахождение суммы нескольких слагаемых |
|
4 |
4 |
Алгоритм письменного вычитания трѐхзначных |
|
|
|
чисел вида |
|
|
|
903-574 |
|
5 |
5 |
Умножение трѐхзначного числа на однозначное |
|
6 |
6 |
Умножение на 0 и 1 |
|
7 |
7 |
Алгоритм письменного деления на однозначное |
|
|
|
число вида 876:3 |
|
8 |
8 |
Приѐмы письменного деления на однозначное |
|
|
|
число вида 825:3 |
|
9 |
9 |
Письменный приѐм деления на однозначное число |
|
|
|
вида 285:3 |
|
10 |
10 |
Письменный приѐм деления на однозначное число |
|
|
|
вида 324:3 |
|
11 |
11 |
Входная диагностическая работа |
Входная диагно- |
|
|
|
стическая работа |
12 |
12 |
Диаграммы. |
Тестовая работа |
|
|
Чтение и составление столбчатых диаграмм. |
|
|
|
Тестовая работа «Верно? Неверно?» |
|
|
|
ЧИСЛА, КОТОРЫЕ БОЛЬШЕ 1000 |
|
|
|
Нумерация (10 ч) |
|
13 |
1 |
Нумерация больше 1000. Класс единиц и класс ты- |
|
|
|
сяч |
|
14 |
2 |
Чтение многозначных чисел |
|
15 |
3 |
Проверочная работа по теме: Чтение многознач- |
Проверочная рабо- |
|
|
ных чисел. |
та |
|
|
Запись многозначных чисел. |
|
16 |
4 |
Разрядные слагаемые. |
|
17 |
5 |
Сравнение многозначных чисел . |
Математический |
|
|
Математический диктант |
диктант |
18 |
6 |
Увеличение, уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз |
|
19 |
7 |
Выделение в числе общего количества единиц лю- |
|
|
|
бого разряда |
|
20 |
8 |
Класс миллионов, класс миллиардов |
|
21 |
9 |
Тестовая работа теме «Нумерация больше 1000». |
Тест. |
|
|
Закрепление по теме: Нумерация |
|
22 |
10 |
Контрольная работа № 1 по теме «Нумерация |
Контрольная рабо- |
|
|
чисел больше 1000» |
та |
|
|
Величины (14 ч) |
|
23 |
1 |
Работа над ошибками. Единицы длины – километр |
|
24 |
2 |
Таблица единиц длины. |
|
25 |
3 |
Единицы площади: квадратный километр, квад- |
|
|
|
ратный миллиметр. |
|
26 |
4 |
Таблица единиц площади. |
|
27 |
5 |
Определение площади с помощью палетки. |
|
28 |
6 |
Масса. Единицы массы: центнер, тонна. |
|
29 |
7 |
Таблица единиц массы. Математический дик- |
Математический |
|
|
тант. |
диктант |
30 |
8 |
Время. Единица времени – секунда, век. |
|
31 |
9 |
Таблица единиц времени. |
|
32 |
10 |
Закрепление пройденного. Решение задач на опре- |
|
|
|
деление начала, продолжительности и конца собы- |
|
|
|
тий. |
|
33 |
11 |
«Проверим себя и оценим свои достиже- |
Тест. |
|
|
ния». Тест. |
|
34 |
12 |
Закрепление пройденного. Решение задач на опре- |
|
|
|
деление начала, продолжительности и конца собы- |
|
|
|
тий. |
|
35 |
13 |
Контрольная работа |
Контрольная рабо- |
|
|
|
та |
36 |
14 |
Работа над ошибками. «Что узнали. Чему научи- |
|
|
|
лись». |
|
|
|
ЧИСЛА, КОТОРЫЕ БОЛЬШЕ 1000 |
|
|
|
Сложение и вычитание (11 ч) |
|
37 |
1 |
Устные и письменные приѐмы вычислений. |
|
38 |
2 |
Нахождение неизвестного слагаемого. |
|
39 |
3 |
Нахождение неизвестного уменьшаемого, неиз- |
|
|
|
вестного вычитаемого. |
|
40 |
4 |
Нахождение нескольких долей целого. Матема- |
Математический |
|
|
тический диктант. |
диктант |
41 |
5 |
Решение задач, раскрывающих смысл арифметиче- |
|
|
|
ских действий. |
|
42 |
6 |
Сложение и вычитание значений величин. |
|
43 |
7 |
Сложение и вычитание значений вели- |
Самостоятельная |
|
|
чин. Самостоятельная работа. |
работа. |
44 8Работа над ошибками. Решение задач, на умень-шение и увеличение числа на несколько единиц,
|
|
выраженных в косвенной форме. |
|
45 |
9 |
Контрольная работа |
Контрольная рабо- |
|
|
|
та |
46 |
10 |
Работа над ошибками. «Странички для любозна- |
|
|
|
тельных». |
|
47 |
11 |
«Проверим себя и оценим свои достижения». Тест |
Тест. |
|
|
Умножение и деление (17 ч) |
|
48 |
1 |
Свойства умножения. |
|
49 |
2 |
Алгоритм письменного умножения многозначного |
|
|
|
числа на однозначное. |
|
50 |
3 |
Алгоритм письменного умножения многозначного |
|
|
|
числа на однозначное. |
|
51 |
4 |
Умножение чисел, запись которых оканчивается |
|
|
|
нулями. |
|
52 |
5 |
Приемы деления на однозначное число. |
|
53 |
6 |
Алгоритм письменного деления многозначного |
|
|
|
числа на однозначное. |
|
54 |
7 |
Алгоритм письменного деления многозначного |
Математический |
|
|
числа на однозначное. Математический дик- |
диктант |
|
|
тант. |
|
55 |
8 |
Деление с числами 0 и 1. |
|
56 |
9 |
Решение текстовых задач на пропорциональное |
|
|
|
деление. |
|
57 |
10 |
Решение текстовых задач на пропорциональное |
Самостоятельная |
|
|
деление. |
работа. |
|
|
Самостоятельная работа. |
|
58 |
11 |
Работа над ошибками. Решение уравнений. |
|
59 |
12 |
Закрепление. Решение задач на пропорциональное |
|
|
|
деление. |
|
60 |
13 |
Закрепление. Решение задач на пропорциональное |
|
|
|
деление. |
|
61 |
14 |
Контрольная работа по теме «Умножение и де- |
Контрольная рабо- |
|
|
ление». |
та |
62 |
15 |
Работа над ошибками. «Что узнали. Чему научи- |
|
|
|
лись». |
|
63 |
16 |
«Проверим себя и оценим свои достижения». Тест. |
Тест. |
64 |
17 |
Закрепление. Алгоритмы письменного умножения |
|
|
|
и деления многозначного числа на однозначное. |
|
|
|
ЧИСЛА, КОТОРЫЕ БОЛЬШЕ 1000 - 62ч |
|
65 |
1 |
Скорость. Время. Расстояние. |
|
66 |
2 |
Взаимосвязь между скоростью, временем и рас- |
|
|
|
стоянием. |
|
67 |
3 |
Нахождение времени движения по известным рас- |
|
|
|
стоянию и скорости. |
|
68 |
4 |
Связь между величинами: скоростью, временем и |
|
|
|
расстоянием. |
|
69 |
5 |
Странички для любознательных. Задачи-расчѐты. |
|
70 |
6 |
Умножение числа на произведение. |
|
71 |
7 |
Письменные приѐмы умножения на числа, окан- |
|
|
|
чивающиеся нулями. |
|
72 |
8 |
Письменное умножение на числа, оканчивающие- |
|
|
|
ся нулями. Закрепление. |
|
73 |
9 |
Письменное умножение двух чисел, оканчиваю- |
|
|
|
щихся нулями. |
|
74 |
10 |
Решение задач на одновременное встречное дви- |
|
|
|
жение. |
|
75 |
11 |
Перестановка и группировка множите- |
Математический |
|
|
лей. Математический диктант. |
диктант |
76 |
12 |
Странички для любознательных. Математические |
|
|
|
игры. |
|
77 |
13 |
Закрепление по теме «Умножение чисел, оканчи- |
Самостоятельная |
|
|
вающихся нулями». Самостоятельная работа. |
работа. |
78 |
14 |
Работа над ошибками. Решение задач на движе- |
|
|
|
ние. Закрепление. |
|
79 |
15 |
Контрольная работа №6 по теме «Умножение |
Контрольная рабо- |
|
|
чисел, оканчивающихся нулями». |
та |
80 |
16 |
Работа над ошибками. «Что узнали. Чему научи- |
|
|
|
лись». |
|
81 |
17 |
Деление числа на произведение. |
|
82 |
18 |
Устные приѐмы деления для случаев вида 600:20, |
|
|
|
5600:800. |
|
83 |
19 |
Деление с остатком на 10, 100, 1 000. |
|
84 |
20 |
Составление и решение задач, обратных данной. |
|
85 |
21 |
Письменное деление на числа, оканчивающиеся |
|
|
|
нулями. |
|
86 |
22 |
Письменное деление на числа, оканчивающиеся |
Математический |
|
|
нулями. Математический диктант. |
диктант |
87 |
23 |
Решение задач на одновременное встречное дви- |
|
|
|
жение. |
|
88 |
24 |
Решение задач движение в противоположных на- |
Самостоятельная |
|
|
правлениях.Самостоятельная работа. |
работа. |
89 |
25 |
Работа над ошибками. Письменное деление на |
|
|
|
числа, оканчивающиеся нулями. Решение задач |
|
|
|
на движение. |
|
90 |
26 |
Контрольная работа №7 по теме «Деление на |
Контрольная рабо- |
|
|
числа, оканчивающиеся нулями». |
та |
91 |
27 |
Работа над ошибками. «Что узнали. Чему научи- |
|
|
|
лись». |
|
92 |
28 |
Умножение числа на сумму. |
|
93 |
29 |
Приѐмы устного умножения на двузначное число. |
|
94 |
30 |
Алгоритм исьменного умножения многозначного |
|
|
|
числа на двузначное. |
|
95 |
31 |
Письменное умножение многозначного числа на |
|
|
|
двузначное. |
|
96 |
32 |
Решение задач на нахождение неизвестного по |
|
|
|
двум разностям. |
|
97 |
33 |
Умножение многозначного числа на двузначное. |
Математический |
|
|
Решение задач. Математический диктант. |
диктант |
98 |
34 |
Алгоритм письменного умножения многозначного |
|
|
|
числа на трѐхзначное. |
|
99 |
35 |
Письменное умножение многозначного числа на- |
|
|
|
трѐхзначное, когда в записи первого множите- |
|
|
|
ля есть нули. |
|
100 |
36 |
Письменное умножение многозначного числа на |
Самостоятельная |
|
|
трѐхзначное. Самостоятельная работа. |
работа. |
101 |
37 |
Работа над ошибками. Письменное умножение на |
|
|
|
трѐхзначное число. |
|
102 |
38 |
Контрольная работа №8 по теме « Письменное |
Контрольная рабо- |
|
|
умножение многозначного числа на двузначное и |
та |
|
|
трѐхзначное». |
|
103 |
39 |
Работа над ошибками. «Что узнали. Чему научи- |
|
|
|
лись». |
|
104 |
40 |
«Проверим себя и оценим свои достиже- |
Тест. |
|
|
ния». Тест. |
|
105 |
41 |
Письменное деление многозначного числа на дву- |
|
|
|
значное. |
|
106 |
42 |
Письменное деление многозначного числа на дву- |
|
|
|
значное с остатком. |
|
107 |
43 |
Письменное деление многозначного числа на дву- |
Математический |
|
|
значное. Математический диктант. |
диктант |
108 |
44 |
Алгоритм деления многозначного числа на дву- |
|
|
|
значное. |
|
109 |
45 |
Письменное деление многозначного числа на дву- |
Самостоятельная |
|
|
значное. Самостоятельная работа. |
работа. |
110 |
46 |
Работа над ошибками. Деление на двузначное |
|
|
|
число. Решение задач. |
|
111 |
47 |
Контрольная работа №9по теме «Деление на дву- |
Контрольная рабо- |
|
|
значное число». |
та |
112 |
48 |
Работа над ошибками. «Что узнали. Чему научи- |
|
|
|
лись». |
|
113 |
49 |
Письменное деление многозначного числа на трѐх- |
|
|
|
значное. |
|
114 |
50 |
Письменное деление многозначного числа на |
|
|
|
трѐхзначное число. |
|
115 |
51 |
Деление на трѐхзначное число. Проверка деле- |
|
|
|
ния умножением. |
|
116 |
52 |
Деление на трѐхзначное число. Проверка умноже- |
|
|
|
ния делением. |
|
117 |
53 |
Письменное деление на трѐхзначное число с ос- |
|
|
|
татком. |
|
118 |
54 |
Закрепление по теме «Деление на трѐхзначное |
Математический |
|
|
число». Математический диктант. |
диктант |
119 |
55 |
Деление на трѐхзначное число. Куб. Пирамида. |
|
|
|
Шар. |
|
120 |
56 |
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему нау- |
|
|
|
чились». |
|
121 |
57 |
Куб, пирамида: вершины, грани, рѐб- |
Самостоятельная |
|
|
ра. Самостоятельная работа. |
работа. |
122 |
58 |
Работа над ошибками. Распознавание и название |
|
|
|
геометрических тел. |
|
123 |
59 |
Контрольная работа№10 по теме «Деление на |
Контрольная рабо- |
|
|
трѐхзначное число». |
та |
124 60Работа над ошибками. «Что узнали. Чему научи-
|
|
лись». |
|
|
125 |
61 |
«Проверим себя и оценим свои достижения». Тест. |
Тест. |
|
126 |
62 |
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему нау- |
|
|
|
|
чились». |
|
|
|
|
|
Итоговое повторение (8 ч). |
|
|
|
|
Контроль и учѐт знаний (2 ч) |
|
127 |
1 |
Нумерация. Выражения и уравнения. Арифметиче- |
|
|
|
|
ские действия. |
|
|
128 |
2 |
Промежуточная аттестация. Контрольная ра- |
Контрольная рабо- |
|
|
|
бота за год. |
|
та |
129 |
3 |
Работа над ошибками. |
|
|
130 |
4 |
Правила о порядке выполнения дейст- |
Самостоятельная |
|
|
|
вий. Самостоятельная работа. |
работа. |
|
131 |
5 |
Работа над ошибками.Величины. |
|
|
132 |
6 |
Повторение. |
«Что узнали. Чему научились». |
|
133 |
7 |
Повторение. |
«Что узнали. Чему научились». |
|
134 |
8 |
«Проверим себя и оценим свои достижения». Тест. |
Тест. |
|
135 |
9 |
Геометрические фигуры. Проект: «Математика |
Проект |
|
|
|
вокруг нас». |
|
|
136 |
10 |
Обобщающий урок. Игра «В поисках клада». |
|
|
|
|
|
Всего - 136 часов. |
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕ-НИЕ
1.Моро М. И. и др. Математика. Рабочие программы. 1–4 классы.
2. Моро М. И. и др. Математика. Учеб. 4 кл. В 2 ч. Ч. 2.
3. Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь. 4 кл. В 2 ч. Ч.
4.Электронное приложение к учебнику «Математика», 4 класс (Диск CD-ROM), ав-торВ. Л. Соколов
Технические средства
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
2. Магнитная доска.
3. Персональный компьютер с принтером.
4. Ксерокс.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.