Рабочая программа
МХК
10-11 классы
Программа разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре (базовый уровень), Программы для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 кл./ сост. Г.И. Данилова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 191 с., рекомендованной Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по МХК 2004 г
Составитель программы: Саликова Т.И., учитель МХК
I квалификационной категории
Пояснительная записка
Данная рабочая программа для учащихся 10-11 классов разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре (базовый уровень), Программы для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 кл./ сост. Г.И. Данилова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 191 с., рекомендованной Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по МХК 2004 г и распределению часов согласно БУП МКОУ «Гремячевская СОШ».
Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю) в каждом классе.
Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре.
Она включает все темы, предусмотренные Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по МХК и авторской программой учебного курса.
Данная Рабочая программа является документом, обязательным для выполнения в полном объеме; определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена; фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности; определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения; выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.
Цели
Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
· развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
· воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
· освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
· овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
· использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Общая характеристика учебного предмета
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) обучающихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства.
В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
Программа содержит примерный объём знаний за два года (Х-ХI классы) обучения и в соответствии с этим поделена на две части. В курс Х класса включены следующие темы: «Художественная культура первобытного мира», «Художественная культура Древнего мира», «Художественная культура Средних веков» и «Художественная культура Ренессанса». В курс ХI класса входят темы: «Художественная культура Нового времени» и «Художественная культура конца ХIХ - ХХ веков». Через оба курса сквозной линией проходит тема «Культурные традиции родного края», которая предполагает изучение регионального варианта культуры, в том числе историко-этнографическое и краеведческое исследование местных объектов культуры, народных традиций и обычаев в рамках проектной деятельности с соответствующей фиксацией и презентацией результатов (зарисовки, фото- и видеосъёмка, запись фольклора и «устных историй», создание музея школы, сайта и т. д.).
Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся. Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:
Знать / понимать:
· основные виды и жанры искусства;
· изученные направления и стили мировой художественной культуры;
· шедевры мировой художественной культуры;
· особенности языка различных видов искусства.
Уметь:
· узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
· устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
· пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
· выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
· выбора путей своего культурного развития;
· организации личного и коллективного досуга;
· выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
· самостоятельного художественного творчества.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
При преподавании МХК следует предусмотреть разнообразные формы контроля в течение учебного года: тестирование, проведение контрольных работ, зачетов; написание сочинения (эссе). Необходимо учитывать и достижения детей в конкурсах, выставках, олимпиадах, викторинах, фестивалях и др.
Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню национального стандарта образования.
Аттестация обучающихся различна по форме: устная, письменная, программированная, в виде тестового контроля, а также контрольных художественно-практических заданий.
Формы контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки
Виды организации учебной деятельности:
Основные виды контроля при организации контроля работы:
Формы контроля:
ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
В соответствии с нормативными требованиями, на основании Методического письма 2011 года для оценивания уровня подготовки обучающихся по мировой художественной культуре используются следующие методические пособия:
Проверка теоретических знаний по предмету предполагает ответы на сформулированные вопросы, тесты с выбором правильного ответа, отгадывание кроссвордов по изученным темам, написание эссе, собственную интерпретацию в творческой художественной деятельности с концептуальным обоснованием, творческие проекты, исследовательская деятельность которых основана на теоретическом материале.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (70 часов)
10 класс (35 часов)
Художественная культура первобытного мира (1 час).
Роль мифа в культуре Древние образы и символы. Первобытная магия. Ритуал - основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность.
Художественная культура Древнего мира (9 часов).
Особенности художественной культуры Месопотамии: аскетизм и красочность ансамблей Вавилона. Древний Египет - культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и неизменность канона.
Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь. Славы и величия Рима - основная идея римского форума как центра общественной жизни. Храм (Пантеон) - основные архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи.
Художественная культура Средних веков (10 часов).
София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе). Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная символика). Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская (София Киевская), владимиро-суздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школы (от Спасского собора Спас - Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском). Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас. Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева ("Троица"). Ансамбль московского Кремля - символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов.
Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной). Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж).
Культура Востока (6 часов)
Индия – «страна чудес». Художественная культура Китая. Искусство Страны восходящего солнца (Япония). Художественная культура ислама.
Художественная культура Ренессанса (9 часов).
Возрождение в Италии. Флоренция - воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, литературно - гуманистический кружок Лоренцо Медичи). Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение. Пантеизм - религиозно - философская основа Гентского алтаря Я. Ван Эйка. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Придворная культура французского Ренессанса - комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира - энциклопедия человеческих страстей. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.
11 класс (35 часов)
Художественная культура Нового времени (17 часов).
Стили и направления в искусстве Нового времени - проблема многообразия и взаимовлияния. Изменение мировосприятия в эпоху барокко: гигантизм, бесконечность пространственных перспектив, иллюзорность, патетика и экстаз как проявление трагического и пессимистического мировосприятия. Архитектурные ансамбли Рима (площадь Святого Петра Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Зимний дворец, Петергоф, Ф.-Б. Растрелли) - национальные варианты барокко. Пафос грандиозности в живописи П.-П. Рубенса. Творчество Рембрандта Х. ван Рейна как пример психологического реализма XVII в. в живописи. Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко. Высший расцвет свободной полифонии (И.С. Бах)
Классицизм - гармоничный мир дворцов и парков Версаля. Образ идеального города в классицистических и ампирных ансамблях Парижа и Петербурга. От классицизма к академизму в живописи на примере произведений Н. Пуссена, Ж.-Л. Давида, К.П. Брюллова, А.А. Иванова. Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы: В.-А. Моцарт («Дон Жуан»), Л. ван Бетховен (Героическая симфония, Лунная соната).
Романтический идеал и его отображение в камерной музыке («Лесной царь» Ф. Шуберта), и опере («Летучий голландец» Р. Вагнера). Романтизм в живописи: религиозная и литературная тема у прерафаэлитов, революционный пафос Ф. Гойи и Э. Делакруа, образ романтического героя в творчестве О. Кипренского. Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка).
Социальная тематика в живописи реализма: специфика французской (Г. Курбе, О. Домье) и русской (художники - передвижники, И. Е. Репин, В. И. Суриков) школ. Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П. И. Чайковский).
Художественная культура конца XIX -- XX вв. (17 часов)
Основные направления в живописи конца XIX века: абсолютизация впечатления в импрессионизме (К. Моне); постимпрессионизм: символическое мышление и экспрессия произведений В. ван Гога. (П. Сезанн, П. Гоген). Синтез искусств в модерне: собор Святого Семейства А. Гауди (В. Орта, Ф.О. Шехтель). Символ и миф в живописи (цикл «Демон» М. А. Врубеля) и музыке (А.Н. Скрябин). Художественные течения модернизма в живописи XX века: деформация и поиск устойчивых геометрических форм в кубизме (П. Пикассо), отказ от изобразительности в абстрактном искусстве (В. Кандинский), иррационализм подсознательного в сюрреализме (С. Дали). Архитектура XX в.: башня III Интернационала В.Е. Татлина, музей Гуггенхейма Ф.-Л. Райта (Ш.Э. ле Корбюзье, О. Нимейер). Театральная культура XX века: режиссерский театр (К. С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко); эпический театр Б. Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX века: от традиционализма до авангардизма и постмодернизма (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.Г. Шнитке). Синтез искусств -- особенная черта культуры XX века: кинематограф («Броненосец Потёмкин» С.М. Эйзенштейна, «Амаркорд» Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация, мюзикл («Иисус Христос - Суперзвезда» Э. Ллойд Уэббер). Рок-музыка (Битлз - «Жёлтая подводная лодка, Пинк Флойд - «Стена»); электро -акустическая музыка (лазерное шоу Ж.-М. Жарра). Массовое искусство.
Культурные традиции родного края. (1 час)
Тематическое планирование
10 класс
I. Древние цивилизации – 6 часов.
II. Культура античности – 4 часа.
III. Средние века – 10 часов.
IV. Культура Востока – 6 часов.
V. Возрождение – 9 часов.
|
I четверть |
II четверть |
III четверть |
IV четверть |
Год |
Общее количество часов |
8 |
8 |
10 |
9 |
35 |
№ п\п |
№ урока |
Тема урока |
Примечания |
Древние цивилизации 6 часов |
|||
1 |
Урок № 1 |
Первые художники Земли. Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Ритуал – единство слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. |
|
2 |
Урок № 2 |
Архитектура страны фараонов. Особенности художественной культуры Мессопотамии: аскетизм и красочность ансамблей Вавилона. |
|
3 |
Урок № 3 |
Гигантизм и неизменность канона – примета Вечной жизни в искусстве Древнего Египта: пирамиды Гизы, храмы Карнака. |
|
4 |
Урок № 4 |
Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта. |
|
5 |
Урок № 5 |
Художественная культура Древней Передней Азии. |
|
6 |
Урок № 6 |
Искусство доколумбовой Америки. |
|
Культура античности 4 часа |
|||
7 |
Урок № 1 |
Золотой век Афин. Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя. |
|
8 |
Урок № 2 |
Архитектура Древнего Рима. Символы римского величия: Колизей, Пантеон. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме. |
|
9-10 |
Уроки № 3-4 |
Театральное и музыкальное искусство античности. |
|
Средние века 10 часов |
|||
11 |
Урок № 1 |
Мир византийской культуры. София Константинопольская – воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве. |
|
12 |
Урок № 2 |
Архитектурный облик Древней Руси. |
|
13 |
Урок № 3 |
Древнерусский крестово-купольный храм (киевская, владимиро-суздальская, новгородская, московская школы). |
|
14 |
Урок № 4 |
Ансамбль Московского Кремля. |
|
15 |
Урок № 5 |
Изобразительное искусство и музыка Древней Руси. |
|
16 |
Урок № 6 |
Икона и иконостас: Феофан Грек, А. Рублев. |
|
17 |
Урок № 7 |
Архитектура западноевропейского Средневековья. Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. |
|
18 |
Урок № 8 |
Готический собор – как образ мира. |
|
19 |
Урок № 9 |
Изобразительное искусство Средних веков. |
|
20 |
Урок № 10 |
Театральное искусство и музыка Средних веков. |
|
Культура Востока 6 часов |
|||
21 |
Урок № 1 |
Индия – «страна чудес». Шедевры индийского зодчества. |
|
22 |
Урок № 2 |
Искусство живописи. Музыкальное и театральное искусство Индии. |
|
23 |
Урок № 3 |
Художественная культура Китая. Шедевры китайской архитектуры. |
|
24 |
Урок № 4 |
Скульптура Китая. Жанры китайской живописи. |
|
25 |
Урок № 5 |
Искусство Страны восходящего солнца (Япония). |
|
26 |
Урок № 6 |
Художественная культура ислама. |
|
Возрождение 8 часов |
|||
27 |
Урок № 1 |
Флоренция – колыбельная итальянского Возрождения. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. |
|
28 |
Урок № 2 |
Золотой век Возрождения. Титаны Возрождения: Леонардо да Винчи. |
|
29 |
Урок № 3 |
Титаны Возрождения: Рафаэль. |
|
30 |
Урок № 4 |
Титаны Возрождения: Микеланджело, Тициан. |
|
31 |
Урок № 5 |
Возрождение в Венеции. |
|
32 |
Урок № 6 |
Северное Возрождение. Пантеизм - религиозно - философская основа Гентского алтаря Я. Ван Эйка. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. |
|
33 |
Урок № 7 |
Придворная культура французского Ренессанса - комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. |
|
34 |
Урок № 8 |
Музыка и театр эпохи Возрождения. Театр У. Шекспира. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения. |
|
35 |
Урок № 9 |
Итоговый контроль. |
|
11 класс
I. Художественная культура XVII – XVIII веков – 13 часов.
II. Художественная культура XIX века – 9 часов.
III. Художественная культура XX века – 13 часов.
|
I четверть |
II четверть |
III четверть |
IV четверть |
Год |
Общее количество часов |
8 |
8 |
10 |
9 |
35 |
№ п\п |
№ урока |
Тема урока |
Примечания |
Художественная культура XVII – XVIII веков 13 часов |
|||
1 |
Урок № 1 |
Стилевое многообразие искусства XVII-XVIII веков. |
|
2 |
Урок № 2 |
Изменение мировосприятия в эпоху барокко: гигантизм, бесконечность пространственных перспектив, иллюзорность, патетика и экстаз как проявление трагического и пессимистического мировосприятия. |
|
3 |
Урок № 3 |
Архитектура барокко. Изменение мировосприятия в эпоху барокко. Архитектурные ансамбли Рима (Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Б.Ф. Растрелли). |
|
4 |
Урок № 4 |
Изобразительное искусство барокко. Рубенс – король живописи. |
|
5 |
Урок № 5 |
Классицизм в архитектуре Западной Европы. Ансамбли Версаля, Петербурга. |
|
6 |
Урок № 6 |
Шедевры классицизма в архитектуре России. |
|
7 |
Урок № 7 |
Образ идеального города в классицистических и ампирных ансамблях Парижа и Петербурга. |
|
8 |
Урок № 8 |
Изобразительное искусство классицизма и рококо. От классицизма к академизму в живописи: Н Пуссен, К.П. Брюллов. |
|
9 |
Урок № 9 |
Реалистическая живопись Голландии. Творчество Рембрандта ванн Рейна – вершина реализма. |
|
10 |
Урок № 10 |
Русский портрет XVIII века. |
|
11 |
Урок № 11 |
Музыкальная культура барокко. Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко. Высший расцвет свободной полифонии. И.С. Бах. |
|
12 |
Урок № 12 |
Композиторы Венской классической школы. Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы: В.А. Моцарт, Л. ванн Бетховен. |
|
13 |
Урок № 13 |
Театральное искусство XVII-XVIII веков. |
|
Художественная культура XIX века 9 часов |
|||
14 |
Урок № 1 |
Романтизм. |
|
15 |
Урок № 2 |
Изобразительное искусство романтизма: Ф. Гойя, О. Кипренский. |
|
16 |
Урок № 3 |
Реализм – художественный стиль эпохи. |
|
17 |
Урок № 4 |
Изобразительное искусство реализма. Социальная тематика в живописи реализма: О. Домье, художники-передвижники – И.Е. Репин, В.И. Суриков. |
|
18 |
Урок № 5 |
«Живописцы счастья» (художники импрессионизма). К. Моне. Постимпрессионизм: Ван Гог. |
|
19 |
Урок № 6 |
Многообразие стилей зарубежной музыки. Романтический идеал и его изображение в музыке Р. Вагнера. |
|
20 |
Урок № 7 |
Русская музыкальная культура. Зарождение русской классической музыкальной школы. М.И. Глинка. Творчество П.И. Чайковского. |
|
21 |
Урок № 8 |
Пути развития западноевропейского театра. |
|
22 |
Урок № 9 |
Русский драматический театр. |
|
Художественная культура XX века 12 часов |
|||
23 |
Урок № 1 |
Искусство символизма. Символ и миф в живописи М.А. Врубеля. |
|
24 |
Урок № 2 |
Триумф модернизма. |
|
25 |
Урок № 3 |
Архитектура: от модерна до конструктивизма. А. Гауди, Ф.Л. Райт, В.Е. Татлин. |
|
26 |
Урок № 4 |
Стили и направления зарубежного изобразительного искусства. Кубизм (П. Пикассо), абстрактивизм (В. Кандинский), сюрреализм (С. Дали). |
|
27 |
Урок № 5 |
Мастер русского авангарда. |
|
28 |
Урок № 6 |
Зарубежная музыка XX века. |
|
29 |
Урок № 7 |
Музыка России XX века. А.Н. Скрябин. Стилистическая разновидность в музыке XX века: С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.Г. Шнитке. |
|
30 |
Урок № 8 |
Зарубежный театр. Эпический театр Б. Брехта. |
|
31 |
Урок № 9 |
Русский театр XX века. Театральная культура XX века: режиссерский театр (К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко). |
|
32 |
Урок № 10 |
Становление и расцвет мирового кинематографа. |
|
33 |
Урок № 11 |
Виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация, мюзикл («Иисус Христос - Суперзвезда» Э. Ллойд Уэббер). Рок-музыка (Битлз - «Жёлтая подводная лодка, Пинк Флойд - «Стена»); электро -акустическая музыка (лазерное шоу Ж.-М. Жарра). Массовое искусство. |
|
34 |
Урок № 12 |
Обобщение по темам курса. Культурные традиции Тульского края. |
|
35 |
Урок № 13 |
Итоговый контроль |
|
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД |
||
Стандарт среднего полного общего образования по мировой художественной культуре |
Д |
|
Примерная программа по МХК |
Д |
|
Авторская рабочая программа по МХК для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 кл./ сост. Г.И. Данилова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 191 с. |
Д |
|
Г. И. Данилова «Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2008. |
Д |
|
Г. И. Данилова «Мировая художественная культура. От XVII века до современности. 11 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2008. |
Д |
|
6. |
Дидактические пособия по МХК |
Д |
7. |
Энциклопедии, справочные пособия, словари (мифологический словарь, словарь символов и аллегорий, терминов по искусству) |
Д |
8. |
Книги для чтения по искусству, биографии деятелей культуры, художественная литература |
Д |
9. |
Методические пособия для учителей по МХК |
Д |
10. |
Альбомы по искусству |
Д |
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ |
||
1 |
Таблицы (синхронистические и диахронические) |
Д |
2 |
Схемы (по эпохам, стилям, жанрам) |
Д |
3 |
Портреты выдающихся деятелей культуры и искусства |
Д |
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА |
||
1 |
Мультимедийные обучающие программы и учебники |
Д |
2 |
Электронные базы данных и справочные материалы по МХК |
Д |
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ТСО) |
||
1 |
Компьютер |
Д |
2 |
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, репродукций |
Д |
3 |
Экран (навесной) |
Д |
4 |
Мультимедийный проектор |
Д |
ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ |
||
СЛАЙД-ПРЕЗЕНТАЦИИ: |
||
1 |
Искусство первобытного мира |
Д |
2 |
Искусство Месопотамии |
Д |
3 |
Искусство древней Индии |
Д |
4 |
Искусство индейцев Месамерики |
Д |
5 |
Искусство Древнего Египта |
Д |
6 |
Искусство Древней Греции |
Д |
7 |
Искусство Древнего Рима |
Д |
8 |
Искусство Византии |
Д |
9 |
Искусство готики |
Д |
10 |
Культура Древней Руси - Творчество Феофана Грека, Андрея Рублёва. Соборы Московского Кремля и т. д. |
Д |
11 |
Культура древнего и средневекового Китая |
Д |
12 |
Искусство Японии |
Д |
13 |
Культура Возрождения - творчество Джотто, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело и др |
Д |
14 |
Искусство Барокко - Л. Бернини, Ф.-Б. Растрелли и др. |
Д |
15 |
Искусство Классицизма - Н. Пуссен, ансамбли Парижа и Петербурга |
Д |
16 |
Музеи мира |
Д |
ВИДЕОФИЛЬМЫ |
||
1 |
Архитектура Древней Руси |
Д |
2 |
Архитектурные памятники Санкт-Петербурга |
Д |
3 |
Искусство Древнего Египта |
Д |
4 |
Искусство Западной Европы XVII века |
Д |
5 |
Искусство Западной Европы XVIII века |
Д |
6 |
Искусство Русского авангарда |
Д |
7 |
Русское искусство XX века |
Д |
8 |
Московский Кремль |
Д |
9 |
Русское искусство XVIII-XIX века |
Д |
10 |
Русская икона |
Д |
АУДИОЗАПИСИ И ФОНОХРЕСТОМАТИИ: |
||
1 |
Фрагменты музыкальных произведений: произведения И.-С. Баха, В.-А. Моцарта, Л. Ван Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Вагнера, М. И. Глинки, П. И. Чайковского, А. Н. Скрябина, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. Г. Шнитке и др. |
Д |
2 |
CD-диски о художниках |
Д |
Для учителя |
Для учащихся |
Учебник |
|
Г. И. Данилова «Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008. |
|
Г. И. Данилова «Мировая художественная культура. От XVII века до современности. 11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008. |
|
Дополнительная литература |
|
Данилова Г.И. Мировая художественная культура. Тематическое, поурочное планирование, 10 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2010. |
|
Куцман Н.Н. Поурочные планы к учебнику Даниловой Г.И. – М.: Дрофа, 2004. |
|
Мультимедийное учебное пособие по курсу «Мировая художественная культура» предназначено для обучающихся общеобразовательной школы. ЗАО «Новый диск» 2003г. Автор текстов Л.А. Рапацкая, Лицензия МПТР РФ серия ВАФ № 77 – 15 от 08.10.2002г. |
|
Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Геометрика. Архаика/Л.И. Акимова. – СПб., 2007. |
|
Альбанезе М. Древняя Индия. От возникновения до XIII века/М. Альбанезе. – М., 2003. |
|
Андреева Е.Ю. Постмодернизм/Е.Ю. Андреева. – СПб., 2007. |
|
Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке / А.Н.Бенуа. – М., 1998 |
|
Герман М.Ю. Модернизм/М.Ю. Герман. – СПб., 2005 |
|
Даниэль С.М. Рококо/С.М. Даниэль. – СПб., 2007. |
|
Емохонова Л.Г. Художественная культура буддизма/Л.Г. Емохонова. – М., 2007. |
|
Емохонова Л.Г. Художественная культура ислама/Л.Г. Емохонова. – М., 2007. |
|
Емохонова Л.Г. Художественная культура ислама/Л.Г. Емохонова. – М., 2007. |
|
Искусство: энциклопедический словарь школьника / сост. П.Кошель. – М., 2000. |
|
Китай. Земля небесного дракона / под общ. ред. Э.Л.Шонесси. – М., 2001. |
|
Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции / Н.А.Кун. – М., 2005 |
|
Лисовский В.Г. Архитектура эпохи Возрождения. Италия/В.Г.Лисовский. – СПб., 2007. |
|
Русская живопись: энциклопедия / под ред. Г.П.Конечна. – М., 2003. |
|
Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV–XV века/А.В.Степанов. – СПб., 2005. |
|
Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XVI век/А.В.Степанов. – СПб., 2007. |
|
Энциклопедия искусства XX века/сост. О.Б.Краснова. – М., 2003 г. |
|
Коллекция электронных образовательных ресурсов по мировой художественной культуре
(в помощь учителям и учащимся)
http://www.fondcultura.ru/index.htm – нормативные документы, программы, тематическое и поурочное планирование, контроль знаний по МХК.
http://www.artclassic.edu.ru/ – коллекция образовательных ресурсов по МХК (поиск произведений искусства по времени, стране, стилю).
http://www.school.edu.ru/catalog(мировая художественная культура)
Энциклопедии и библиотеки
http://ru.wikipedia.org/- обширная
энциклопедия с множеством сведений и изображений на большом количестве языков
мира.
http://www.artprojekt.ru- энциклопедия
искусства – галереи, история искусства.
http://www.smirnova.net/- гид по музеям
мира и галереям.
http://mifolog.ru/- подробная
энциклопедия по мифологии с текстами.
http://fashion.artyx.ru/-
«Иллюстрированная энциклопедия моды».
http://100oper.nm.ru/- книга «100
опер».
http://www.encspb.ru- энциклопедия
Санкт-Петербурга.
http://www.greekroman.ru- электронная
энциклопедия древнегреческой и древнеримской мифологии.
http://www.cbook.ru/peoples/- электронная
энциклопедия «Народы и религии мира».
http://witcombe.sbc.edu/ARTHLinks.html- сайт с ресурсом
ссылок по истории искусства.
http://www.huntfor.com/arthistory/- обширная англоязычная
энциклопедия по истории изобразительных искусств с большим количеством
изображений.
http://www.rsl.ru/— сайт российской
государственной библиотеки.
http://notes.tarakanov.net/— нотная
библиотека.
http://www.eart.by.ru— иллюстрированный
словарь по искусству.
http://www.artcyclopedia.com— иллюстрированная
энциклопедия по искусству.
http://www.most-spb.ru/- Мосты
Санкт-Петербурга.
Коллекции
http://www.erarta.com/gallery/about-gallery/ - сайт музея Эрарта - самого крупного негосударственного музея современного искусства в России.
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7ed38401-26b8-11da-8cd6-0800200c9a66/35/- единая коллекция
цифровых образовательных ресурсов по музыке (русской и зарубежной).
http://jivopis.ru/gallery/- 15 картинных
галерей и биографии русских художников.
http://leit.ru/- история и
культура Японии.
http://onfoot.ru/- сайт посвящен
достопримечательностям Москвы.
http://www.artrussia.ru/russian/- галерея русских
и современных русских художников.
http://rusarh.ru/- «Архитектура
России».
http://www.artlib.ru/- сборник галерей
живописи – русские художники от Иванова до Поленова.
http://art.rin.ru/- «Изобразительное
искусство и фотография».
http://www.art-education.ru/AE-magazine/- электронный
журнал «Педагогика искусства».
http://www.art-education.ru/- официальный сайт
института художественного образования РАО.
http://sobory.ru/- «Народный
каталог православной архитектуры».
http://www.if-art.com/- галереи
живописи, фотографии и скульптур конца XIX – XX вв.
http://www.artwoman.info/- на сайте
представлена скульптура и живопись, посвященная, по мнению авторов, женской
красоте.
http://www.wonder.moost.ru/- «Семь чудес
света».
http://midiclassic.narod.ru/- «Классическая
музыка» - портреты, биографии, термины.
http://www.classical.ru/r/- архив
классической музыки в формате Real Audio.
http://www.maestroes.com/- тексты о
композиторах XX века.
http://www.archi-tec.ru- статьи по
истории архитектурных стилей, произведения (города, памятники, современные
постройки, монастыри, храмы, дворцы и усадьбы) – по России, новости и события в
архитектуре, архитектурные термины.
http://www.belcanto.ru- сайт посвящен
оперному искусству.
http://www.classic-music.ru- бесплатная
музыка в mp3 и биографии композиторов и исполнителей.
http://www.world-art.ru- коллекция
живописи.
http://e-project.redu.ru/mos/- материалы по
Москвоведению, фотографии Московских памятников архитектуры, архитектурный
словарь, небольшие статьи по архитектурным стилям и московским архитекторам.
http://www.wco.ru/icons/- «Виртуальный
каталог икон».
http://www.museum-online.ru- online-музей
живописи. Биографии и коллекции картин. http://www.castles.narod.ru- сайт посвящен
эпохе средневековья.
http://www.impressionism.ru- сайт посвящен
импрессионизму от предпосылок во французском искусстве XIX века до
постимпрессионизма.
http://www.arthistory.ru/- история
изобразительного искусства от ренессанса до модерна. http://www.sgu.ru/rus_hist/- «Русская история
в зеркале изобразительного искусстваhttp://www.wm-painting.ru- «Современная
мировая живопись» - коллекции современной живописи по жанрам, тематике и
регионам, коллекция шедевров мировой живописи.
http://www.middleeast.org.ua/— информационный
центр "Ближний Восток” (история и культура Ближнего Востока).
http://www.visaginart.narod.ru/— галерея ИЗО по
эпохам и стилям.
http://www.ethnology.ru/— сайт предоставляет
доступ к Интернет-ресурсам по этнографии России.
http://www.hellados.ru/— мифология
Древней Греции (сюжеты, герои, керамика, художественная галерея).
http://www.abash.netfirms.com/— абашевская
игрушка (история, каталог, образцы).
http://www.wga.hu/— интернет-ресурсы
живописи и скульптуры готики, ренессанса и барокко.
http://www.artnet.com/— ссылки на сайты
галерей всего мира, каталог художников.
http://www.tvkultura.ru/— сайт телеканала
"Культура”.
http://www.russianculture.ru/— портал "Культура России”.
http://www.cultradio.ru/— сайт радио "Культура”.
http://www.cultcorp.ru/— Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Культура”.
http://www.guelman.ru/culture— информационное агентство "Культура”.
http://www.rosculture.ru/— сайт Федерального агентства по культуре и кинематографии. http://www.gramma.ru/— культура письменной речи.
http://www.smallbay.ru/— галерея шедевров живописи, скульптуры,
архитектуры, мифология, библиотека, фото.
http://www.culturemap.ru/— культура
регионов России.
http://www.celtic.ru/— портал сайтов по культуре кельтов в России.
http://www.mify.org/— мифология древней Греции.
http://www.opera-class.com/—
"Классическая опера” (либретто, биографии композиторов, музыкальные
термины).
http://www.flamenco.ru/— сайт,
посвященный фламенко (история танца и гитары, техника танца, техника игры на
гитаре, исполнители).
http://www.hypermusic.ca/— история
классической музыки, история джаза, музыкальные инструменты.
http://www.musicals.ru/— сайт,
посвященный мюзиклу (история жанра, популярные мюзиклы, их постановки, фото).
http://www.wroubel.ru/- сайт,
посвященный творчеству Михаила Врубеля.
http://www.bocsh.org.ru/index.html- сайт,
посвященный творчеству Иеронима Босха.
http://daliworld.narod.ru/- сайт,
посвященный творчеству Сальвадора Дали.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.