Министерство образования и науки Алтайского края
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Ребрихинская общеобразовательная школа-интернат »
Рассмотрено Утверждено приказом
на педагогическом совете №___от «__»________2019г.
Протокол №__________ Директор школы –интерната
от «__»__________2019г ___________Н.Г.Джафарова
Рабочая программа
по учебному предмету «Мир природы и человека»
для обучающихся 3 класса
на 2019-2020 учебный год
разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Вариант I
Составитель:
Райс О.А.,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Ребриха, 2019
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» составлена на основании следующих нормативных документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ ;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки от 19 декабря 2014 г. № 1599;
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) КГБОУ «Ребрихинская общеобразовательная школа – интернат»;
Учебный план КГБОУ «Ребрихинская общеобразовательная школа – интернат» на текущий учебный год;
Положение о порядке разработки и утверждения рабочей программы предмета, коррекционной подготовки, факультативных занятий краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Ребрихинская общеобразовательная школа-интернат».
Рабочая программа ориентирована на УМК «Мир природы и человека» Матвеевой Н.Б., Ярочкиной И.А, Поповой М.А.:
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
Основное внимание при изучении учебной программы «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.
Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.
Программа рассчитана на 35 часа, по 1 часу в неделю.
Образовательная область – естествознание.
Цель:
формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Задачи:
практическое взаимодействие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
накопление представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;
закрепление представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
Тематическое планирование
№ п/п |
Наименование разделов и тем. |
Все го часов |
Из них: |
|||
Практ. работы |
самост. работы |
экскурсии |
контр. работы |
|||
1. |
Сезонные изменения в природе. |
11 |
2 |
|
2 |
|
2. |
Неживая природа. |
5 |
1 |
|
|
|
3. |
Живая природа. Растения |
7 |
1 |
|
|
|
4. |
Животные. |
6 |
|
1 |
|
|
5. |
Человек. |
6 |
|
1 |
|
|
|
Итого: |
35 |
4 |
2 |
2 |
|
Календарно-тематический план
I четверть |
II четверть |
III четверть |
IV четверть |
Всего за год |
8ч |
8 ч |
10 ч |
9ч |
35 ч |
№ |
Тема урока |
Кол-во |
Дата |
|
Раздел 1: 1 четверть - 8 ч |
||||
1. |
Времена года. Осень. |
1 |
|
|
2. |
Растения и животные осенью. |
1 |
|
|
3. |
Занятия людей осенью. |
1 |
|
|
4. |
Зима. Признаки зимы. |
1 |
|
|
5. |
Растения и животные зимой. |
1 |
|
|
6. |
Занятия людей зимой. |
1 |
|
|
7. |
Весна. Признаки весны. |
1 |
|
|
8. |
Растения и животные весной. насекомые. |
1 |
|
|
Раздел 2: 2 четверть – 8 ч |
||||
1. |
Признаки лета. |
1 |
|
|
2. |
Растения и животные летом. |
1 |
|
|
3. |
занятия людей весной и летом. |
1 |
|
|
4. |
Неживая природа. Солнце. |
1 |
|
|
5. |
Календарь. |
2 |
|
|
6. |
Воздух. |
1 |
|
|
7. |
Ветер. |
1 |
|
|
Раздел 3: 3 четверть - 10 ч |
||||
1. |
Живая природа. Растения. Сравнение растений. |
1 |
|
|
2. |
Части растений: корни, стебли. |
1 |
|
|
3. |
Части растений: листья, цветы. |
1 |
|
|
4. |
Растения сада. |
1 |
|
|
5. |
Лес. Растения леса. Травы. |
1 |
|
|
6. |
Плоды и семена. Лесные ягоды. |
1 |
|
|
7. |
Грибы. |
1 |
|
|
8. |
Животные. Охрана животного мира. |
1 |
|
|
9. |
Дикие и домашние животные. |
1 |
|
|
10 |
Сравнение животных. |
1 |
|
|
Раздел 4: 4 четверть - 9 ч |
||||
1. |
Птицы. Строение птиц. |
1 |
|
|
2. |
Перелётные, зимующие птицы. |
1 |
|
|
3. |
Человек. Дыхание человека. |
2 |
|
|
4. |
Кровь. Сердце. |
1 |
|
|
5. |
Пульс. |
1 |
|
|
6. |
Окружающая среда и здоровье человека. |
2 |
|
|
7. |
Питание человека. |
1 |
|
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, насущно необходимом жизнеобеспечении:
способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения);
осмысление и дифференциация картины мира, её временно-пространственной организации;
осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
умение вступать в контакт и работать в группах;
умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями;
умением обращаться за помощью и принимать помощь;
Предметные результаты:
Минимальный уровень
правильно называть изученные объекты;
определять по сезонным изменениям времена года;
называть домашних и диких животных;
называть изученные растения
Достаточный уровень
соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека;
соблюдать правила питания, правила приготовления пищи и хранения продуктов питания, соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений;
сравнивать и различать домашних и диких животных и птиц, описывать их повадки и образ жизни;
сравнивать и различать растения сада и леса, деревья хвойные и лиственные, кустарники, травы, ягоды, грибы, орехи, плоды и семена растений, знать названия деревьев и кустарников, наиболее распространенных в данной местности;
Список литературы:
Основная литература:
Матвеева Н.Б., Ярочкина И.А, Попова М.А «Мир природы и человека. 3 класс». В 2-х ч. (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) – М.: Просвещение, 2018.- 72с.;
Матвеева Н.Б., Попова М.А рабочая тетрадь «Мир природы и человека. 3 класс» (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) – М.: Просвещение, 2019.
Дополнительная литература:
Ткаченко Т. А. Совершенствование связной речи. Логопедическая тетрадь.- Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2006
Шипицына Л. М., Защиринская О. В. Азбука общения. Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками - Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2007
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.