Рабочая программа Музыка 5 класс
Оценка 4.8

Рабочая программа Музыка 5 класс

Оценка 4.8
Документация
docx
музыка
20.02.2022
Рабочая программа Музыка 5 класс
Рабочая программа 5 класс Музыка
5 кл. Музыка рабочая программа..docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

"Мыльджинская  основная общеобразовательная  школа имени Владимира Николаевича Ляшенко"

 

ПРИНЯТО:                                                                                        

на заседании педагогического совета

Протокол № 6

от «31» августа 2021 г.

СОГЛАСОВАНО:

зам. директора по УВР

_____________И.П. Лесковец

«___»_________ 20____г

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

______________Н.П. Белохвостова

Приказ № ______от « ___» _________20___ г.

 

 

 

Рабочая программа по предмету

«Искусство. Музыка»

5 класс

 

на2021-2022 учебный год

 

 

 

Составлена: Л. Л. Рыбиной.

учителемхимии и технологии.

 

 

 

1. Пояснительная записка.

 

 

Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «алгебра» является усвоение содержания учебного предмета «алгебра» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и основной образовательной программой основного общего образования   МКОУ «Мыльджинская ООШ».

Цель рабочей программы:

1.Формирование предметных, метапредметных и личностных результатов обучающегося, ориентированными на развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры;

2. формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.

Основные задачи рабочей программы:

1.Приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатлённому в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

2.Воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием;

3.Эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальном самообразованию;

4.Развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

5.Освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизни;

6.Овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике.

Программа рассчитана на 34 часа, 1 раз в неделю.


2.Планируемые результаты освоения курса «Искусство. Музыка» 5 класс

Личностные результаты.

У обучающегося будут сформированы:

 

·         чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

·         знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

·         усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

·         готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

·         уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

·         готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

·         этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

·         ответственное отношение к учению;

·         осознание ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам   своей   семьи;

·         эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально- эстетического характера.

 

Обучающийся получит возможность для формирования:

потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

понимания образной природы искусства, умения выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира; чувства гордости за достижения отечественного и мирового искусства;

осознанного уважения и принятия традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической и духовной жизни родного края; способности к реализации своего творческого потенциала;

целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

способностиоцениватьивыстраиватьнаосноветрадиционныхморальныхнорминравственныхидеалов,воплощенныхвискусстве,отношениексебе,другимлюдям,обществу, государству, Отечеству, миру вцелом.

 

 

Метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

 

самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

  самостоятельно ставить цель, позволяющую достичь реализации собственного творческого замысла;

  высказывать собственное мнение о явлениях изобразительного искусства;

  действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в учебной и внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни.

Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

 

  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  воспринимать и анализировать тексты, соотносить их с репродукциями картин и другим визуально представленным материалом.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

 

  строить свои рассуждения о характере, жанре, средствах музыкальной выразительности; расширять свои представления об искусстве и о композиторах, современных событиях культуры;

  фиксировать информацию о явлениях музыкальной культуры;

  соотносить различные музыкальные произведения по настроению, форме, по различным средствам выразительности;

  осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;

  произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

 

  организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

  формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

  владение устной и письменной речью;

  воспринимать произведения изобразительного искусства как средство общения между людьми;

  использовать информационно-коммуникационные технологии как средство решения учебных задач.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

 

  открыто и эмоционально выражать свое отношение к музыке, аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров;

  выражать свое мнение о произведении искусства, используя разные речевые средства (монолог, диалог, сочинения);

  проявлять творческую инициативу, самостоятельность, воспринимать намерения других участников в процессе коллективной творческой деятельности;

  продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  применять полученный опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга.

 

 

Предметные результаты.

Обучающийся научится:

 

  понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;

  анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;

  определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);

  выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

  понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;

  различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;

  различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;

  производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;

  понимать основной принцип построения и развития музыки;

  анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;

  понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;

  определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;

  понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;

  понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;

  распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;

  определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;

  определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;

  различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;

  называть основные жанры светской музыки малой и крупной формы;

  выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;

  находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;

  сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;

  понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;

  находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы;

  понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;

 

Обучающийся получит возможность научиться:

 

  понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;

  понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;

  понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;

  распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;

  различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;

  выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;

  различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;

  активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов.

 

 

 

 

 

 

3. Содержание учебного курса «Искусство. Музыка» 5 класс

 

1. Введение.

 

1. Музыка рассказывает обо всем.

 

Древний союз.

2. Истоки.

3. Искусство открывает мир.

4. искусство различны, тема едина.

 

Часть 1. Музыка и литература.

Слово и музыка.

5. Два великих начала искусства.

6. «Стань музыкою, слово!»

7. Музыка «дружит» не только с поэзией.

 

Песня.

8. Песня – верный спутник человека.

9. Мир русской песни.

10. Песни народов мира.

 

Романс.

11.Романса трепетные звуки.

12.Мир человеческих чувств.

 

 

Хоровая музыка.

13. Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме.

14. Что может изображать хоровая музыка.

 

Опера.

15. Самый значительный жанр вокальной музыки.

16. Из чего состоит опера.

 

Балет.

 

17. Единство музыки и танца.

18. «Русские сезоны» в Париже.

 

Музыка звучит в литературе.

19.Музыкальность слова.

20.Музыкальные сюжеты в литературе.

 

 

Часть 2. Музыка и изобразительное искусство.

 

Образы живописи в музыке.

21. Живописность искусства.

22. «Музыка – сестра живописи»

 

Музыкальный портрет.

23.Может ли музыка выразить характер человека?

 

Пейзаж в музыке.

24. Образы природы в творчестве музыкантов.

25. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов – импрессионистов.

 

«Музыкальная живопись» сказок и былин.

 26. Волшебная красочность музыкальных сказок.

27. Сказочные герои в музыке.

28. Тема богатырей в музыке.

 

Музыка в произведениях изобразительного искусства.

29. Что такое музыкальность в живописи.

30. «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия»

31. Подводим итоги.

 

1. Введение (1 ч)

 Музыка рассказывает обо всём.

Введение в тему года «Музыка и другие виды искусства» и особенности её постижения. Как можно изучать музыку (разные пути приобщения к музыкальному искусству). Что есть главное и что второстепенное в музыке (на примере песни «Гвоздь и подкова»). Музыка в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим. Методы наблюдения, сравнения сопоставления как важнейшие инструменты анализа и оценки произведений искусства.

2. Древний союз.(3ч)

Откуда берётся музыка? Передача звуков природы в музыкальных звучаниях. В чём состоит единство истоков видов искусства. Какие миры открывает искусство. Соотнесение понятий реальность жизни и реальность духа. Роль музыки в семье искусств, её влияние на другие виды искусства. Искусства различны – тема едина. Какие качества необходимы человеку, чтобы понять смысл искусства. Тема как фактор объединения произведений разных видов искусства. Сравнение художественных произведений, с точки зрения сходства их образов и настроений.

 

Часть первая. Музыка и литература

3. Слово и музыка(3ч)

Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.Слово и музыка – два великих начала искусства. Особенности взаимодействия стихотворных текстов и музыки в вокальных произведениях. Черты сходства между литературой и музыкальной речью. Влияние музыкально-поэтических интонаций на инструментальную музыку. Воспроизведение человеческой речи в вокальном произведении, написанном на нестихотворный текст. Музыкальные жанры, возникшие под влиянием литературы: песня, романс, кантата, оратория, опера, балет, оперетта, жанры программной музыки.

4. Песня(3 ч)

Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.Песня – верный спутник человека. Роль песни в жизни человека. Песни детства, их особое значение для каждого человека. Мир русской песни. О чём поётся в русских народных песнях. Русские народные песни, основанные на авторских стихотворениях. Песни народов мира. Для чего мы изучаем народную музыкальную культуру других стран. Почему народная поэзия, народные песни привлекали композиторов как источник вдохновения. В чем состоит своеобразие жанра песни без слов (на примере Песни без слов № 14 Ф. Мендельсона).

5. Романс(2 ч)

Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Творчество выдающихся отечественных композиторов. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.Романса трепетные звуки. Влияние русской поэзии на развитие романса. Мир образов, запечатлённый в звуках романса. Черты общности и отличия между романсом и песней. Внимание и любовь к окружающему миру как одна из излюбленных тем в русском романсе. Мир человеческих чувств. Выражение темы единства природы и души человека в русском романсе. Роль фортепианного сопровождения в романсе.

6. Хоровая музыка(2ч)

Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Творчество выдающихся отечественных композиторов. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.Народная хоровая музыка. Главные особенности народной хоровой песни. Мир музыкальных образов хоровой музыки. Хоровая музыка в храме. «Господняя» молитва «Отче наш». Влияние церковной музыки на творчество русских композиторов. Что может изображать хоровая музыка. Художественные возможности хоровой музыки (изобразительность, создание эффекта пространства). Роль оркестра в хоровых партитурах.

7. Опера(2 ч)

Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.Самый значительный жанр вокальной музыки. Опера – синтетический вид искусства. Великие русские композиторы, художники, артисты – создатели оперных произведений. Что такое оперное либретто. В чём состоит отличие оперного либретто от литературного первоисточника. Из чего состоит. Роль арии и инструментальных эпизодов в оперных произведениях.

8. Балет(2 ч)

Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Творчество выдающихся отечественных композиторов. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.Единство музыки и танца. Что отличает жанр балета; кто участвует в его создании. Балет – результат совместного труда композитора, балетмейстера, художников, создающих костюмы и декорации, музыкантов, артистов балета. Взаимодействие оперы и балета. Как по-разному может проявлять себя один и тот же танцевальный жанр. «Русские сезоны» в Париже – звёздный час русского балета. Великие создатели «Русских сезонов». Связь балета с литературой и изобразительным искусством. Многоплановость в балете «Петрушка» И. Стравинского. Изобразительность балетной музыки.

9. Музыка звучит в литературе(2ч)

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.Музыкальность слова. Музыка как одна из важнейших тем литературы. В чём проявляется музыкальность стихотворения А. Пушкина «Зимний вечер». Музыка природы в «Сорочинской ярмарке» Н. Гоголя. Музыкальные сюжеты в литературе. Могучее, преобразующее воздействие музыки. Музыка – главный действующий герой рассказа И. Тургенева «Певцы». Бессмертный памятник литературы – «Миф об Орфее».

Часть вторая. Музыка и изобразительное искусство.

10. Образы живописи в музыке(2 ч)

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.Живописность искусства. Как изобразительное искусство способно рождать музыкальные звучания (образные, жанровые параллели). Поэтический пейзаж и пейзаж музыкальный. Претворение идеи пространства в музыке: динамика. Музыкальные жанры, связанные с изобразительным искусством: симфонические картины, этюды-картины, музыкальные портреты. Музыка – сестра живописи. «Рельеф» и «фон» как важнейшие пространственные характеристики произведений живописи и музыки. Контраст в живописи и музыке. Знакомство с понятиями, перешедшими из области изобразительного искусства в область музыки: контраст, краска, колорит, оттенок, холодные и тёплые тембры, светлые и сумрачные тона.

11. Музыкальный портрет (1 час)

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.Может ли музыка выразить характер человека? Передача характера человека в изображении и в музыке. Музыкальное изображение внешнего и внутреннего облика персонажа.

12. Пейзаж в музыке (3 часа)

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.Образы природы в творчестве музыкантов. Искусство и природа неотделимы друг от друга. Одухотворённость природы в произведениях искусства. Черты общности и отличия в воплощении пейзажа в изобразительном искусстве и музыке. Импрессионизм в искусстве (выдающиеся представители в области живописи и музыки; эстетика импрессионизма; характерные стилевые особенности). «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов. Красочность, зримость, живописность. Отражение в звуках разнообразных впечатлений, которые дарит нам окружающий мир.

13. Музыкальная живопись сказок и былин (3 часа)

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.Волшебная красочность музыкальных сказок. Сказочные темы и сюжеты в музыке. Роль изобразительности в музыкальных сказках. Сказочные герои в музыке. Звуко-изобразительные эффекты в создании сказочных образов. Тема богатырей в музыке. Причины традиционности богатырской темы в русском искусстве. Отражение силы и мощи русского народа в музыкальных произведениях.

14. Музыка в произведениях изобразительного искусства (3 часа)

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

Что такое музыкальность в живописи. Темы и сюжеты живописи, связанные с воплощением музыкальных идей. Их содержание и смысл. «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия». Проявление музыкальности в портретных изображениях. Внутреннее состояние духа, сила творческой энергии, неповторимый внутренний мир великих музыкантов. Воплощение высокого и творческого начал личности. Музыкальная выразительность картин, не связанных с музыкальными темами.

 

 

 


4. Тематическое планирование.

 

Программа по «Искусству. Музыке» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

п/п

Темы разделов

По программе (час)

По плану (час)

В том числе

Творческие работы

Тесты

Сольное, хоровое исполнение

1

Введение

1 ч.

1 ч.

-

-

1

2

Древний союз

3 ч.

3 ч.

1

-

1

3

Часть 1. Музыка и литература

16 ч.

16  ч.

2

-

1

4

Часть 2.  Музыка и изобразительное искусство

12 ч.

12 ч.

5

1

8

5

Резерв

2 ч.

2 ч.

-

-

-

6

Итого

34 ч.

34 ч.

8

1

11

 

 

 

 

 

 


Приложение1.

5. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности на 20/21 год.

 

№ урока

Дата проведения

Тема урока

 

Кол-во часов

 

Виды деятельности

 

Планируемые результаты обучения

 

Средства обучения.

 

 

 

план

факт

предметные

метапредметные

личностные

Введение. (1 ч)

1

07. 09.

 

Музыка рассказывает обо всем.

1

Беседа. Хоровое исполнение.

 

 

— интонационно и ритмически правильное, выразительное исполнение песни.

— формирование понимания роли искусства в мире, связи музыки с окружающим миром;

 — умение определять и различать выразительные средства разных видов искусства; — умение находить ассоциативные связи между музыкой и другими видами искусства.

— сотрудничество с педагогом и сверстниками в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач.

Поэзия:

 С. Маршак. «Гвоздь и подкова».

Песенный материал. В. Алеев, стихи С. Маршака. «Гвоздь и подкова».

Древний союз (3 ч)

 

2

14. 09

 

Истоки.

1

Хоровое исполнение.

 

— интонационно и ритмически верное, выразительное исполнение песни.

— формирование понимания у учащихся связи и взаимодействия искусства с природой, с историей человечества; — умение выявить взаимосвязь и различие между звуками природы и музыкальными звуками.

— развитие образного и ассоциативного мышления.

Изобразительное искусство:

 А. Осмёркин. «Вётлы у пруда»; А. Куинджи. «Берёзовая роща»; И. Шишкин. «В лесу графини Мордвиновой»; И. Айвазовский. «Чёрное море»; Леонардо да Винчи. «Джоконда»; Изображения музыкальных инструментов (оркестровых и народных).

 Архитектура:

Парфенон, Греция, Афины.

Песенный материал.

  Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. «Где музыка берёт начало?»

3

21. 09

 

Искусство открывает мир.

1

Сольное исполнение.

— выразительное и музыкальное исполнение песенного материала урока.

— формирование понимания этической и эстетической ценности искусства.

— умение размышлять и вести беседу со сверстниками и учителем о преобразующей роли искусства в жизни человека.

Литература: Х.  К.  Андерсен. «Соловей», фрагмент; А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц», фрагмент.

Изобразительное искусство:

 Н. Ге. «Портрет Л. Н. Толстого»; И. Репин. «Портрет А. Г. Рубинштейна»; детские рисунки, иллюстрации к сказкам «Маленький принц», «Соловей».

Музыка:

М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова. «Маленький принц».

Песенный материал.

Повторение и повышение качества исполнения песни

«Где музыка берёт начало?»

 

4

28. 09

 

Искусства различны, тема едина.

1

Беседа. Сольное исполнение.

— музыкальное, выразительное, интонационно и ритмически правильное исполнение песни.

— формирование и укрепление представлений о разнообразии видов искусства и целостности искусства; — выявление взаимосвязей между музыкой, литературой и изобразительным искусством на уровне темы.

— развитие образного и ассоциативного мышления, творческого воображения.

Живопись:

И. Левитан. «Осенний день. Сокольники»; И. Бродский. «Опавшие листья».

Архитектура: Государственная Третьяковская галерея, Большой театр, Большой зал Московской консерватории им. П. И. Чайковского (фото). Музыка: П. Чайковский. «Октябрь. Осенняя песнь»; Р.  Шуман. «Первая утрата»

Песенный материал:

Качественное исполнение песни «Где музыка берёт начало?

 

Часть 1. Музыка и литература. (16 ч)

5

05. 10

 

Два великих начала искусства.

1

Хоровое исполнение.

 

— формирование навыков сравнительного анализа литературной и музыкальной составляющих вокальной миниатюры

— умение выявлять связи и различие между литературными и музыкальным образами и темами, выразительными средствами музыки и литературы, рассуждать о них

— совершенствование художественного вкуса в процессе восприятия классических образцов поэзии, музыки, живописи.

Поэзия:

А.  Пушкин. «Я помню чудное мгновенье...»; В. Мюллер. «В путь». Музыка:

 М. Глинка. «Я помню чудное мгновенье»; Ф. Шуберт. «В путь».

Изобразительное искусство:

 В. Серов. «Портрет Ф. Шаляпина»; В. Тропинин. «Портрет А. С. Пушкина»; Я. Вермеер. «Художник в мастерской».

Песенный материал:

 Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. «Крылатые качели».

 

6

12. 10

 

«Стань музыкою, слово!»

1

Сольное исполнение.

— формирование навыков анализа музыкального и литературного текста; — выразительное и музыкально-качественное исполнение песенного материала урока.

— умение выявлять внутренние связи между музыкой и литературой, рассуждать о родстве законов строения литературных и музыкальных произведений.

— укрепление эмоционально-ценностного, заинтересованного, творческого отношения к музыке.

Музыка:

В.  А. Моцарт. Симфония № 40, I часть, фрагмент; П.  Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, финал, фрагмент.

Песенный материал.

Повторение и повышение качества исполнения песни

«Крылатые качели».

7

19. 10

 

Музыка «дружит» не только с поэзией.

1

Сольное исполнение.

— формирование и укрепление стремления к высокохудожественному исполнению выученных песен.

— формирование понятий литературно-музыкальных жанров

— укрепление эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, русской речи, музыке отечественных композиторов.

Музыка:

М. Мусоргский. «Кот Матрос».

 Литература:

 Текст песни «Кот Матрос».

Песенный материал:

Качественное исполнение песни «Крылатые качели».

 

8

 

09. 11

 

Песня — верный спутник человека.

1

Беседа. Хоровое исполнение.

 

— по возможности интонационно и ритмически верное, художественно осмысленное исполнение песенного материала урока.

— формирование понятий об этической ценности песенного жанра как одной из самых демократичных, общедоступных, популярных форм музицирования.

— умение рассуждать и беседовать со сверстниками о месте и роли песенного жанра в жизни человека.

Литература:

 Ю. Нагибин. «Книга детства», фрагмент; В. Астафьев. «Последний поклон», фрагмент. Музыка:

В. Баснер, стихи М. Матусовского. «С чего начинается Родина?». Песенный материал. В.  Лебедев, стихи Ю. Ряшенцева. «Песня гардемаринов».

9

16. 11

 

Мир русской песни.

1

Беседа. Сольное исполнение.

— осознание и определение стилевой, жанровой, образной основы музыкальных произведений, прослушиваемых на уроке;

— интонационно и ритмически качественное, художественно выразительное исполнение песенного материала урок.

— умение размышлять, беседовать со сверстниками о влиянии образов природы на разные виды искусства, о русском пейзаже в живописи и музыке, о ценности русского песенного фольклора.

— укрепление патриотических качеств личности, осознание любви к отечественной природе и искусству.

Поэзия:

 И. Суриков. «Не корите, други…», фрагмент. Живопись: И. Шишкин. «Среди долины ровныя»; В. Поленов. «Монастырь над рекой»; И. Левитан. «Вечерний звон».

Музыка:

Русская народная песня «Ах ты, степь широкая…», обработка Т.  Триодина; «Вечерний звон», обработка Н.  Иванова, стихи И. Козлова.

Песенный материал.

Повторение и повышение качества исполнения песни

 «Песня гардемаринов».

10

23. 11

 

Песни народов мира.

1

Беседа. Сольное исполнение.

— укрепление навыков анализа музыкальных произведений, нахождения их связей и родства с фольклорными образцами; — формирование стремления к художественному, интонационно чистому и ритмически верному исполнению песен

— укрепление и развитие заинтересованного отношения и стремления к изучению литературного и музыкального фольклора — народных песен, сказок, легенд и т. д.

- укрепление уважительного, эмоционально-ценностного отношения к фольклору разных народов.

Музыка:

Польская народная песня «Висла»; Г. Малер. «Похвала знатока» из цикла «Волшебный рог мальчика»; Ф.  Мендельсон. «Песня без слов».

Поэзия:

 Н. Браун. «Песня без слов»; стихи из цикла «Волшебный рог мальчика».

Песенный материал.

Качественное исполнение песни «Песня гардемаринов».

11

30. 11

 

Романса трепетные звуки.

1

Хоровое пение.

— выявление сути жанра романса как лирической музыкально-поэтической миниатюры;

— осознание, определение характерных черт и особенностей тем, образов, музыкального языка жанра романса; — выявление сходства и различия между жанрами песни и романса; — художественно осмысленное, выразительное исполнение романса М. Глинки.

— выявление взаимосвязей музыки и поэзии в жанре романса; — обсуждение общности тем и образов в русских пейзажах и романсах о природе.

- формирование эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к жанру романса.

Живопись:

И. Левитан. «Цветущие яблони», «Весна. Большая вода»; И. Грабарь. «Февральская лазурь».

Музыка:

 М. Глинка, стихи Н. Кукольника. «Жаворонок».

Поэзия:

Н. Кукольник. «Жаворонок».

Песенный материал.

 М. Глинка, стихи Н. Кукольника. «Жаворонок».

12

07. 12

 

Мир человеческих чувств.

1

Сольное исполнение.

— укрепление и развитие навыков анализа музыкального произведения.

— умение определить и проанализировать родство и взаимосвязи между поэтическим и музыкальным образами на примере жанра романса.

— выявление ведущей темы жанра романса как внимание к внутреннему миру человека, к его эмоциональной сфере.

Музыка:

 С. Рахманинов. «Ночь печальна».

Поэзия:

И. Бунин. «Ночь печальна».

Песенный материал.

Повторение и повышение качества исполнения романса

«Жаворонок»

13

14. 12

 

Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме.

1

Сольное исполнение.

— художественное исполнение литературных и музыкальных произведений, входящих в программу урока.

— выявление специфики и высокой художественной ценности русской хоровой музыки, её связи с церковной культурой.

— умение размышлять и беседовать о стилевых, жанровых, образных особенностях хоровой музыки; — воспитание интереса хоровому пению как общедоступному и популярному виду группового музицирования.

Живопись:

 К. Юон. «Вид Троицкой лавры»; В. Суриков. «Посещение царевной женского монастыря»; И. Билибин. «Преображённый Китеж».

Музыка:

Русская народная песня «Есть на Волге утёс; П.  Чайковский. «Отче наш»; Н. Римский-Корсаков. «Вхождение в невидимый град» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», IV действие, фрагмент.

Литература:

Молитва «Отче наш»

Песенный материал.

Качественное исполнение романса «Жаворонок».

 

14

21. 12

 

Что может изображать хоровая музыка.

1

Хоровое исполнение.

— формирование и укрепление навыков хорового пения.

— укрепление интереса к хоровому пению как коллективному виду совместной творческой деятельности людей.

— укрепление осознания своей этнической принадлежности, чувства гордости за русскую культуру, восхищения образцами отечественного искусства.

Поэзия:

С. Есенин. «Поёт зима — аукает».

Музыка:

Г. Свиридов. «Поёт зима…» из «Поэмы памяти Сергея Есенина».

Песенный материал.

 С. Баневич. «Пусть радость будет в каждом доме…»

15

28. 12

 

Самый значительный жанр вокальной музыки.

1

Хоровое исполнение.

— укрепление навыков хорового пения, воспитание интереса и любви к пению хором.

— умение выявлять, анализировать, обсуждать со сверстниками под руководством учителя объединение разных видов искусства в жанре оперы.

— воспитание заинтересованного, положительного отношения к жанру оперы.

Живопись:

 А. Головин. «Портрет Ф. Шаляпина в роли Бориса Годунова»; А. Васнецов. Эскиз декорации к опере «Снегурочка»; М. Шишков. Эскиз декорации к опере «Руслан и Людмила». Музыка:

М.  Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила».

Поэзия:

А.  Пушкин. Вступление к поэме «Руслан и Людмила»

Песенный материал.

Повторение и повышение качества исполнения «Пусть радость будет в каждом доме…»

16

11. 01

 

Из чего состоит опера.

1

Хоровое исполнение.

— освоение музыкального материала и выразительное пение хором фрагмента детской оперы «История Кая и Герды».

— выявление синтеза музыки, литературы, изобразительного искусства, театра на примере оперного жанра.

— формирование эмоционально-ценностного отношения к русским операм на примере произведений Н. Римского-Корсакова.

Музыка:

 Н. Римский-Корсаков. «Сцена таяния Снегурочки» из оперы «Снегурочка», IV действие, фрагмен; «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», III действие, фрагмент.

Изобразительное искусство:

В. Васнецов. «Снегурочка»; Д. Стеллецкий. Пролог. Эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»; Н. Рерих. Декоративное панно «Сеча при Керженце».

Песенный материал.

Качественное исполнение

«Пусть радость будет в каждом доме…».

 

17

18. 01

 

Единство музыки и танца.

1

Хоровое исполнение.

— умение беседовать о стилевых, ритмических особенностях музыки разных танцевальных жанров; — укрепление навыков сольного, ансамблевого и хорового пения.

— выявление синтеза музыки, изобразительного искусства, театра и литературы на примере балета.

— формирование эмоционального, заинтересованного отношения к балету, осознания эстетической и художественной ценности балета.

Музыка:

М. Глинка. Мазурка из оперы «Жизнь за царя», II действие, фрагмент; Ф. Шопен. Мазурка ля минор, соч. 17 № 4, фрагмент.

Живопись:

С. Сорин. «Тамара Карсавина в

„Шопениане».

 Песенный материал.

 А ну-ка песню нам пропой веселый ветер.

 

18

25. 01

 

«Русские сезоны» в Париже.

1

Хоровое исполнение.

— выразительное исполнение вокального переложения «Вальса цветов» П. Чайковского.

— воспитание и укрепление творческого, исследовательского отношения к истории русской культуры и искусства на примере отечественных балетов.

— воспитание патриотизма, чувства сопричастности и гордости за русскую культуру, укрепление любви к русскому искусству.

Музыка:

И. Стравинский. «Русская», «У Петрушки» из балета «Петрушка»; П. Чайковский. Вариация II («Танец феи Драже») из балета «Щелкунчик». Изобразительное искусство:

 Б.  Кустодиев. «Масленица», «Ярмарка»; А. Бенуа. «Петербургские балаганы». Эскиз декорации к I действию балета И. Стравинского «Петрушка», эскизы костюмов Балерины и Арапа; Н. Гончарова. Эскиз декорации к I действию оперы Н.  Римского-Корсакова «Золотой петушок»; Н. Сапунов. «Карусель». Песенный материал.

Повторение и повышение качества исполнения

«А ну-ка песню нам пропой веселый ветер»

19

01. 02

 

Музыкальность слова.

1

Беседа. Хоровое исполнение.

— выразительное, художественное исполнение литературных фрагментов и песенного материала урока.

— воспитание вдумчивого, исследовательского отношения к произведениям искусства, к разным видам взаимодействия музыки и литературы

— развитие образного и ассоциативного мышления, творческого воображения в области литературы и музыки; — укрепление уважительного отношения к русскому языку, отечественной музыке.

Поэзия:

 А. Пушкин. «Зимний вечер».

Литература:

Н.  Гоголь. «Сорочинская ярмарка», фрагмент.

Изобразительное искусство:

В. Кузнецов. «Няня рассказывает сказки маленькому Пушкину», фрагмент.

Песенный материал.

Качественное исполнение

«А ну-ка песню нам пропой веселый ветер.»

20

08. 02

 

Музыкальные сюжеты в литературе.

1

Беседа. Хоровое исполнение.

— закрепление навыков целенаправленного вдумчивого слушания музыки, подробной работы с нотными примерами

— формирование и укрепление навыков сравнительного анализа музыкальных и литературных произведений, освещающих одни темы и сходные образы.

— формирование убеждённости учащихся в этической и эстетической ценности музыки.

Живопись:

М. Провенцале. «Орфей»; К. Коро. «Орфей, ведущий Эвридику через подземный мир».

Литература:

 «Миф об Орфее»; И. Тургенев. «Певцы», фрагмент.

Музыка:

К. В. Глюк. «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика».

Песенный материал.

Г. Струве, стихи Т. Кичак. «Весёлое эхо».

Часть 2 Музыка и изобразительное искусство. (12 ч.)

21

15. 02

 

Живописность искусства.

1

Беседа. Хоровое, сольное исполнение.

— качественное и художественное освоение и исполнение песни.

— укрепление у учащихся осознания любви к природе, к произведениям искусства, воплощающим образы природы

— умение рассуждать, беседовать со сверстниками под руководством учителя о взаимосвязях между темами и образами музыки и изобразительного искусства.

Музыка:

 С. Прокофьев. «Вариация Феи зимы» из балета «Золушка»; О. Лассо. Хор «Эхо». Живопись: И. Грабарь. «Иней. Восход солнца»; А. Саврасов. «Вид в Швейцарских Альпах (гора Малый Рухен)». Поэзия: А.  Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя…», фрагмент из романа «Евгений Онегин». Песенный материал.

Повторение и повышение качества исполнения «Весёлое эхо».

22

22. 02

 

«Музыка — сестра живописи».

1

Беседа. Сольное исполнение.

— укрепление навыков анализа средств выразительности в музыкальных произведениях.

— формирование творческого, аналитического, исследовательского подхода к произведениям разных видов искусства.

— овладение сравнительным анализом произведений живописи и музыки.

Музыка:

П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, II часть, фрагмент; М. Мусоргский. «Два еврея, богатый и бедный» из фортепианного цикла «Картинки с выставки». Живопись:

 К. Моне. «Стог сена в Живерни»; Э. Дробицкий. «Жизнь и смерть»

Песенный материал.

Качественное исполнение

«Весёлое эхо».

23

01. 03

 

Может ли музыка выразить характер человека?

1

Хоровое, сольное исполнение.

— качественное и выразительное исполнение песенного материала урока.

— формирование аналитического подхода к воплощению в искусстве человека, черт его личности, к жанру портрета в живописи и музыке.

— оценка нравственно-этического содержания живописных и музыкальных портретов; — беседа об этических ценностях, моральных нормах на примере личностей, изображённых на портретах.

Живопись: И. Репин. «Протодьякон».

Музыка:

 М. Мусоргский. «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов», «Гном» из фортепианного цикла «Картинки с выставки». Песенный материал.

 Г. Гладков, стихи Ю. Энтина. «Песня о картинах».

24

08. 03

 

Образы природы в творчестве музыкантов.

1

Хоровое, сольное исполнение.

— выразительное исполнение песенного материала урока, умение охарактеризовать и проанализировать выученные песни.

— формирование аналитического подхода к произведениям разных видов искусства, воплощающих пейзажи;

— умение использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных произведений к заданной теме.

— укрепление навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности

Живопись:

В. Борисов-Мусатов. «Весна»; П. Уткин. «Крымский этюд «Лунный»; Н. Рерих. Декорация к балету И. Стравинского «Весна священная».

Музыка:

П. Чайковский. «Апрель. Подснежник» из фортепианного цикла «Времена года»; И. Стравинский. «Поцелуй земли» из балета «Весна священная».

Песенный материал.

Повторение и повышение качества исполнения

 «Песня о картинах».

25 - 26

15. 03

29. 03

 

«Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов.

2

Сольное исполнение.

— развитие навыков работы с нотными примерами, целенаправленного слушания и восприятия музыки

— восприятие, осознание, исследование тематических, стилистических, образных связей между музыкой и изобразительным искусством.

— осознание и определение ценности, уникальности, выразительных особенностей стиля импрессионизм в разных видах искусства

Живопись:

К. Моне. «Река в Аржантёе»; П. Сезанн. «Гора Святой Виктории»; В. Ван Гог. «Море в Сен-Мари».

Л. Вальта. «Морской залив в Антеоре»; К. Моне. «Впечатление. Восход солнца»; К.  Писсарро. «Красные крыши».

Музыка:

М. Равель. «Игра воды», фрагмент; К. Дебюсси. «Облака» из симфонического цикла «Ноктюрны», фрагмент. К. Дебюсси, стихи П.  Верлена, перевод Эм. Александровой. «Оград бесконечный ряд…»

Поэзия:

 П. Верлен. «Оград бесконечный ряд…»

Песенный материал.

Качественное исполнение

«Песня о картинах».

27

05. 04

 

Волшебная красочность музыкальных сказок.

1

Хоровое исполнение.

— качественное освоение и художественное исполнение песни.

— определение ценности и красоты воплощения сказочных тем и образов в разных видах искусства.

— укрепление патриотических чувств, гордости и восхищения произведениями русских композиторов и отечественного фольклора

Музыка:

Н. Римский-Корсаков. «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко», фрагмент; П. Чайковский. Паде-де из балета «Щелкунчик». Изобразительное искусство:

Б. Анисфельд. Эскизы костюмов к опере «Садко».

Песенный материал.

А. Зацепин, стихи Л. Дербенёва. «Волшебник».

28

12.04

 

Сказочные герои в музыке.

1

Сольное, хоровое исполнение.

— укрепление навыков анализа музыкальных произведений.

— формирование и укрепление навыков искусствоведческого анализа, сравнения музыкальных и литературных образов.

— укрепление учебно-познавательного интереса к русским сказкам, балетам.

Музыка:

 И. Стравинский. «Заколдованный сад Кащея» из балета «Жар-птица»; М.  Мусоргский. «Избушка на курьих ножках (БабаЯга)» из фортепианного цикла «Картинки с выставки». Изобразительное искусство:

А. Головин. Эскиз декорации «Кащеево царство»; Л. Бакст. Эскизы костюмов Жар-птицы; С. Мамотин. «Кащей»

Песенный материал.

Повторение и повышение качества исполнения

«Волшебник».

29

19. 04

 

Тема богатырей в музыке.

1

Беседа.Сольное исполнение.

— изучение, анализ, исполнение былины как одного из лучших образцов русского песенного фольклора.

— определение и обсуждение «богатырской» темы в разных видах искусства.

— укрепление уважения и интереса к русской истории, образам русских богатырей.

Музыка:

А. Бородин. Симфония № 2 «Богатырская», I часть, фрагмент; М. Мусоргский. «Богатырские ворота (В стольном граде Киеве)» из фортепианного цикла «Картинки с выставки». Живопись:

 И. Билибин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник»; В. Васнецов. «Богатыри».

История:

 Беседа о подвигах Дмитрия Донского, Ильи Муромца.

Песенный материал.

Качественное исполнение

«Волшебник»

30

26. 04

 

Что такое музыкальность в живописи.

1

Хоровое исполнение.

— закрепление навыков содержательного слушания музыки и пения.

— укрепление навыков использования образовательных ресурсов сети Интернет для поиска произведений изобразительного искусства.

-формирование интереса и исследовательского подхода к музыкальным инструментам прошлых эпох и современности.

Живопись:

Караваджо. «Лютнист»; А. Аппиани. «Парнас»; Т. Ромбо. «Песня»; Э.  Дега. «Оркестр Оперы»; М. Пепейн. «Придворный бал».

Музыка:

Ф. Торре. «Данца альта»

Песенный материал.

В. Высоцкий. «Песня о друге».

31

03. 05

 

«Хорошая живопись — это музыка, это мелодия»

1

Хоровое, сольное исполнение.

— художественное исполнение песенного материала урока.

— укрепление навыков сравнительного анализа произведений изобразительного искусства и музыки.

— формирование и укрепление уважительного, благодарного и восхищённого отношения учащихся к деятельности великих композиторов, художников, авторов произведений разных видов искусства, создателей памятников культуры человечества.

Живопись:

 Э. Делакруа. «Портрет Шопена»; И. Репин. «Михаил Иванович Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила», «Портрет композитора Модеста Петровича Мусоргского», «Портрет А. П. Бородина»; В. Серов. «Портрет актрисы М.  Н.  Ермоловой»; М.  Нестеров. «Портрет скульптора В.  И.  Мухиной»; И. Айвазовский. «Наполеон на острове Святой Елены».

Музыка:

П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, I часть, фрагмент.

Песенный материал.

Повторение и повышение качества исполнения

«Песня о друге».

32

10. 04

 

Подводим итоги.

1

 Итоговый тест.

Сольное исполнение.

— владение музыкальными терминами, определениями, пройденными в течение учебного года, знание материала словаря-справочника

— понимание и умение определить специфику деятельности авторов в разных видах искусства — композитора, поэта, писателя, художника.

— осознание важности изучения произведений искусства для формирования образованного, интеллигентного, всесторонне развитого человека.

Песенный материал.

Качественное исполнение

«Песня о друге».

33- 34

 

 

Резерв

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение2.

 

6. Фонд оценочных средств.

Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения (проверка соотношения достигнутых результатов с запланированными целями обучения). Предполагается использование контроля с обучающей диагностической, развивающей, воспитывающей функциями. Виды контроля и система оценивания строится на основе «Положения о системе оценок, порядке и периодичности текущего контроля учащихся» МКОУ «Мыльджинская ООШ».

 

Возможные виды и формы контроля.

 

Виды контроля.

 

Содержание.

Формы.

Внутренний контроль.

Рубежный.

Уровень усвоения материала, по изученной части.

 Беседа.

Итоговый (промежуточная аттестация)

Уровень усвоения материала, изученного за учебный год.

Итоговое тестирование.

Текущий.

Уровень усвоения учебного материала по отдельной теме.

Сольное, хоровое исполнение.

Внешний контроль.

 

 

Конкурсы различных уровней.

 

Оценивание предметных результатов осуществляется по традиционной пятибалльной системе оценивания.

Творческие задания, (индивидуальное задание):

 

Отметка «5» — уровень выполнения требований высокий, отсутствуют ошибки в разработке композиции, работа отличается грамотно продуманной цветовой гаммой, все объекты связаны между собой, верно переданы пропорции и размеры, при этом использованы интегрированные знания из различных разделов для решения поставленной задачи; правильно применяются приемы и изученные техники рисования. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески.

Отметка «4» — уровень выполнения требований хороший, но допущены незначительные ошибки в разработке композиции, есть нарушения в пе-редаче пропорций и размеров; обучающийся допустил малозначительные ошибки, но может самостоятельно исправить ошибки с небольшой подсказкой учителя. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно.

Отметка «3» — уровень выполнения требований достаточный, минимальный; допущены ошибки в разработке композиции, в передаче пропорции и размеров; владеет знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением технологической последовательности;

Слушание музыки.

На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.

Учитывается:

-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

-самостоятельность в разборе музыкального произведения;

-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

Критерии оценки:

Отметка «5»

Дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный;

Отметка «4»

Ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими (1-2) вопросами учителя;

Отметка «3»

Ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

Сольное, хоровое исполнение.

Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.

Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны - учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.

Критерии оценки:

Отметка «5»

Знание мелодической линии и текста песни, чистое интонирование и ритмически точное исполнение, выразительное исполнение;

Отметка «4»

Знание мелодической линии и текста песни, в основном чистое интонирование, ритмически правильное, пение недостаточно выразительное;

Отметка «3»

Допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни, неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности, пение невыразительное;

 

Музыкальная терминология

Критерии оценки:

Отметка «5»

Твердое знание терминов и понятий, умение применять это значение на практике.

Отметка «4»

Неточность в формулировках терминов и понятий, умение частично применять их на практике.

Отметка «3»

Слабое (фрагментарное) знание терминов и понятий, неумение использовать их на практике.

 

 

Критерии оценивания устного ответа:

Отметка «5»

Учащиеся правильно излагают изученный материал;

Анализирует произведения музыки, живописи, графики, архитектуры, дизайна, скульптуры;

Выделяет особенности образного языка конструктивных видов искусства, единства функционального художественно-образных начал и их социальную роль;

Знает основные этапы развития и истории музыки, архитектуры, дизайна, живописи и т.д., тенденции современного конструктивного искусства.

Отметка «4»

Учащиеся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера.

Отметка «3»

Учащийся слабо справляется с поставленным вопросом;

Допускает неточности в изложении изученного материала.

Оценка реферата.

Отметка «5»

Работа содержательна, логична, изложение материала аргументировано, сделаны общие выводы по теме.

Показано умение анализировать различные источники, извлекать из них информацию.

Показано умение систематизировать и обобщать информацию, давать ей критическую оценку.

Работа демонстрирует индивидуальность стиля автора.

Работа оформлена в соответствии с планом, требованиями к реферату, грамотно.

Отметка «4»

Работа содержательна, изложение материала аргументировано, сделаны общие выводы по выбранной теме, но изложение недостаточно систематизировано и последовательно.

Показано умение анализировать различные источники информации, но работа содержит отдельные неточности.

Показано умение систематизировать и обобщать информацию, давать
ей критическую оценку.

Работа оформлена в соответствии с планом, но не соблюдены все
требования по оформлению реферата (неправильно сделаны ссылки, ошибки в списке библиографии).

Отметка «3»

Тема реферата раскрыта поверхностно.

Изложение материала непоследовательно.

Слабая аргументация выдвинутых тезисов.

Не соблюдены требования к оформлению реферата (отсутствуют сноски, допущены ошибки, библиография представлена слабо).

Оценка проектной работы.

Отметка «5»

Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.

Соблюдена технология исполнения проекта.

Проявлены творчество, инициатива.

Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения, соответствует заявленной теме.

Отметка «4»

1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.

2. Соблюдена технология исполнения проекта, но допущены незначительные ошибки, неточности в оформлении.

3. Проявлено творчество.

4. Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения, соответствует заявленной теме.

Отметка «3»

1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.

2. Допущены нарушения в технологии исполнения проекта, его оформлении.

3. Не проявлена самостоятельность в исполнении проекта.

Критерии оценивания тестовых работ.

«5» - 15 -14.              

«4» - 13 - 12.

«3» - 11 - 10.

                       

 

Требования к ведению тетради.

В тетрадь записываются:

1. Темы уроков.

2. Имена композиторов, даты их жизни, иногда краткая информация об их творчестве и созданных произведениях.

3. Названия звучащих на уроках произведений и краткая информация об их создании.

4. Названия и авторы разучиваемых песен.

5. Сложно запоминающиеся тексты песен.

6. Музыкальные впечатления.

7. Сообщения, выполняемые учащимися по желанию (по темам отдельных уроков.)

Тетрадь, таким образом, является рукотворным индивидуальным мини-учебником, куда ученик записывает нужную информацию, которую ему предстоит запомнить.

Тетрадь проверяется учителем один раз в триместр.

Оценка выставляется за:

1. Ведение тетради (эстетическое оформление), наличие всех тем, аккуратность.

2. Выполненное домашнее задание.

3.. Сольное, хоровое исполнение.

 

 

 

Приложение 3.

 7. Материально – техническое обеспечение учебного предмета.

 

1. Библиотечный фонд.

1. Учебно-методические комплекты (программы, учебники)

2.Книги для учителя.

2. Технические средства обучения.

1 Персональный компьютер.

2. Колонки.

3. Проектор.

3.Учебно-практическое оборудование.

1. Краски акварельные, гуашь.

2. Альбом.

3. Цветные карандаши.

4. Восковые мелки.

5. Кисти.

6. Ёмкости для воды.

 

 

 

 

 

Приложение 4.

 

8. Сведения об учебно-методическом комплекте.

Для учителя.

1. Линия УМК. Учебник. Искусство: Музыка. 5 класс. Учебник/ Т. И. Науменко, В.В. Алеев. – 3 –е издание. Стереотипное –М.: Дрофа, 2014.

2.Занкова, А. В. Искусство: Музыка. 5 класс: методическое пособие к учебнику Т. И. Науменко, В. В. Алеева / А. В. Занкова; под ред. В. В. Алеева. — М: Дрофа, 2017. 

3. Аудиоприложение.

Для учеников.

1. Линия УМК. Учебник. Искусство: Музыка. 5 класс. Учебник/ Т. И. Науменко, В.В. Алеев. – 3 –е издание. Стереотипное –М.: Дрофа, 2014.

 

 

 

Приложение 5

9. Тесты.

 

Итоговая контрольная работа по предмету Музыкадля учащихся 5 класса

Вариант I

Выбери правильный ответ

1. Вокальная музыка – это…

А. Синтез музыки и литературы;

Б. Разногласие музыки и литературы;

В. Синтез искусства и изобразительного творчества.

2. Вокализ – это…

А. Песни без слов;

Б. Песни со словами;

В. Патриотическая песня.

3. Какие голоса в музыке мы относим к женским голосам?

А. Тенор, альт;

Б. Баритон, сопрано;

В. Сопрано, альт.

4. Какой инструмент появился в ХVIIIв. и постепенно сменил домру?

А. Бандура;

Б. Балалайка;

В. Гитара.

5. Камерная музыка – это…

А. музыка, предназначенная для небольшого количества слушателей;

Б. Музыка, предназначенная для большого количества слушателей;

В. Музыка, предназначенная для музыкантов.

6. ff- обозначает в музыке…

А. Тихо;

Б. Очень громко;

В. Громко.

7. Виды хоров:

А. Любительский, профессиональный, мужской, женский;

Б. Смешанный, детский хор, мужской, женский.

В. Профессиональный, детский хор, женский.

8. Части оперы:

А. Увертюра, пролог, действия, вокальные номера, инструментальные танцевальные эпизоды;

Б. Ария, пролог, вокальные номера, эпизоды;

В. Увертюра, пролог, действия, романс.

9. - обозначает в музыке

А. Пиано;

Б. Форте;

В. Диминуэндо.

10. В каком веке возник Романс?

А. XIXв.;

Б. XXв.;

В. XVIIIв.

11. Жанры балетного искусства

А. Балет-песня, балет-опера, балет-сказка, балет-драма;

Б. Балет-сказка, драматический балет, модерн – балет, сюжетный балет;

В. Балет-симфония, балет- песня, балет-опера, балет-юмор.

12. Какому композитору принадлежит балет «Петрушка»?

А. П. И. Чайковский;

Б. Н. А. Римский-Корсаков;

В. М. И. Глинка.

 

Ответь на вопросы по музыке.

1. Что такое Серенада?

2. Что такое цикл в музыке?

3. Что такой виртуоз?

 

Ключи: 1) А; 2) А; 3) В; 4) Б; 5) А; 6) Б; 7) Б; 8) А; 9) В; 10) А; 11) В;12) А.

1. Серенада – музыкальная композиция, исполняемая в чью-то честь; вечерняя песня, исполняемая под аккомпанемент лютни, мандолины, обращённая к возлюбленной.

2. Цикл – несколько самостоятельных произведений, связанных общей темой, замыслом, содержанием.

3. Виртуоз – тот, кто в совершенстве владеет техникой своего искусства.

 

Итоговая контрольная работа по предмету Музыкадля учащихся 5 класса.

Вариант II

Выбери правильный ответ.

1. Основными жанрами вокальной музыки является

А. Песня, романс, кантата, оратория, опера;

Б. Балет, песня, оратория;

В. Кантата, романс, джаз.

2. По мере исполнения хоры делятся на:

А. Академические и профессиональные;

Б. Народные, академические, детские;

В. Академические, народные.

3. В каком веке возник жанр Опера?

А. XVIIв.;

Б. XVIв.;

В. XIXв.

4. Виды песен

А. Народная, авторская, песня – романс;

Б. Народная, профессиональная, ария;

В. Куплетная, соло, авторская;

5. Какой инструмент имеет трапецеидальную форму?

А. Валторна;

Б. Виолончель;

В. Цимбала.

6. Музыкальное произведение, в исполнении которого учувствуют четыре музыканта

А. Квартет;

Б. Квинтет;

В. Трио.

7. PP – это обозначает в музыке

А. Тихо;

Б. Очень тихо;

В. Громко.

8. Что неразрывно слито в музыкальном портрете?

А. Выразительность и изобразительность;

Б. Интонация и изобразительность;

В. Изобразительность и палитра.

9. Музыкальное произведение, предназначенное для одного исполнителя?

А. Трио;

Б. Соло;

В. Хор.

10. Какие голоса в музыке мы относим к мужским голосам?

А. Тенор, бас, баритон;

Б. Сопрано, бас, тенор;

В. Тенор, альт, бас.

11. Виды романсов

А. Народный, юмористический, городской;

Б. Профессиональный, городской, классический, героический;

В. Городской, бытовой, цыганский, профессиональный, песня-романс.

12. Какому композитору принадлежит опера «Руслан и Людмила»?

А. П. И. Чайковский;

Б. Н. А. Римский-Корсаков;

В. М. И. Глинка.

Ответь на вопросы по музыке.

1. Что такое кантата?

2. Что такое жанр в музыке?

3. Что мы называем кульминацией в музыке?

 

Ключи: 1) А; 2) В; 3) Б; 4)А; 5) В; 6) А; 7) Б; 8) А; 9)Б; 10) А;11)В;12)В.



1. Кантата – крупное музыкальное произведение, предназначенное для певцов-солистов, хора и симфонического оркестра;

2. Жанр – виды музыкальных произведений. В более узком смысле это слово используют для уточнения характера крупных жанров: юмористическая опера, лирическая опера, опера-трагедия…;

3. Кульминация – высшая точка напряжения в музыкальном произведении, момент, в который эмоциональное состояние достигает наибольшего накала.


Приложение 6

10. Перечень учебно-методического образовательного процесса.

-   Федеральный закон от 29.12.2012г.  «Об образовании в Российской Федерации» (действующая редакция);

-   Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

-  «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» – СанПиН 2.4.2. 2821-10 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г.№189 (действующая редакция с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013г., 24 ноября 2015г.));

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства науки и просвещения РФ от 28.12.2018 г. №345 (с изменениями 2019 г. (приказ Министерства Просвещения РФ №632 от 28.11.2019 г. «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников» и №253 от 08.05.2019 г. «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников»));

-   Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 09.06.2016 г. №699).

 

Федеральные государственные стандарты:

- для уровня основного общего образования (5-9 классы) – федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577 (далее ФГОС ООО).

- примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (далее – ФУМО), протокол от 08.04.2015 №1/15) (ред. От 28.10.2015);

-  Устав МКОУ «Мыльджинская ООШ»;

-  Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ «Мыльджинская ООШ».

 

 

 

 

Приложение 7

 

11. Список литературы и интернет ресурсы.

1.https://kopilkaurokov.ru/muzika/testi/itoghovyi-kontrol-obuchaiushchikhsia-5-9-klassov-po-priedmietu-muzyka

2. https://resh.edu.ru/collection/?search=музыка+5++класс

3. https://multiurok.ru/files/rabochaia-programma-po-muzyke-5-klass-fgos-1.html.

4. https://x-minus.me/

5.https://урок.рф/library/rabochaya_programma_po_muzike_5_klass_172938.html

6.Линия УМК. Учебник. Искусство: Музыка. 5 класс. Учебник/ Т. И. Науменко, В.В. Алеев. – 3 –е издание. Стереотипное –М.: Дрофа, 2014.

7 .Занкова, А. В. Искусство: Музыка. 5 класс: методическое пособие к учебнику Т. И. Науменко, В. В. Алеева / А. В. Занкова; под ред. В. В. Алеева. — М: Дрофа, 2017. 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Мыльджинская основная общеобразовательная школа имени

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Мыльджинская основная общеобразовательная школа имени

Пояснительная записка. Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «алгебра» является усвоение содержания учебного предмета «алгебра» и достижение обучающимися результатов изучения…

Пояснительная записка. Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «алгебра» является усвоение содержания учебного предмета «алгебра» и достижение обучающимися результатов изучения…

Планируемые результаты освоения курса «Искусство

Планируемые результаты освоения курса «Искусство

Обучающийся научится: самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной…

Обучающийся научится: самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной…

Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся получит возможность научиться: понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран

Обучающийся получит возможность научиться: понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран

Содержание учебного курса «Искусство

Содержание учебного курса «Искусство

Два великих начала искусства. 6

Два великих начала искусства. 6

Образы живописи в музыке. 21

Образы живописи в музыке. 21

Часть первая. Музыка и литература 3

Часть первая. Музыка и литература 3

Хоровая музыка (2ч) Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла

Хоровая музыка (2ч) Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла

Сорочинской ярмарке» Н. Гоголя

Сорочинской ярмарке» Н. Гоголя

Сказочные темы и сюжеты в музыке

Сказочные темы и сюжеты в музыке

Тематическое планирование .

Тематическое планирование .

Приложение1. 5. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности на 20/21 год

Приложение1. 5. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности на 20/21 год

Парфенон, Греция, Афины. Песенный материал

Парфенон, Греция, Афины. Песенный материал

Живопись: И. Левитан. «Осенний день

Живопись: И. Левитан. «Осенний день

Сольное исполнение.— формирование и укрепление стремления к высокохудожественному исполнению выученных песен

Сольное исполнение.— формирование и укрепление стремления к высокохудожественному исполнению выученных песен

Беседа. Сольное исполнение.— укрепление навыков анализа музыкальных произведений, нахождения их связей и родства с фольклорными образцами; — формирование стремления к художественному, интонационно чистому и ритмически…

Беседа. Сольное исполнение.— укрепление навыков анализа музыкальных произведений, нахождения их связей и родства с фольклорными образцами; — формирование стремления к художественному, интонационно чистому и ритмически…

Музыка: С. Рахманинов. «Ночь печальна»

Музыка: С. Рахманинов. «Ночь печальна»

Самый значительный жанр вокальной музыки

Самый значительный жанр вокальной музыки

Качественное исполнение «Пусть радость будет в каждом доме…»

Качественное исполнение «Пусть радость будет в каждом доме…»

Повторение и повышение качества исполнения «А ну-ка песню нам пропой веселый ветер» 1901

Повторение и повышение качества исполнения «А ну-ка песню нам пропой веселый ветер» 1901

Музыка : С. Прокофьев. «Вариация

Музыка : С. Прокофьев. «Вариация

Живопись: И. Репин. «Протодьякон»

Живопись: И. Репин. «Протодьякон»

Поэзия: П. Верлен. «Оград бесконечный ряд…»

Поэзия: П. Верлен. «Оград бесконечный ряд…»

Беседа.Сольное исполнение.— изучение, анализ, исполнение былины как одного из лучших образцов русского песенного фольклора

Беседа.Сольное исполнение.— изучение, анализ, исполнение былины как одного из лучших образцов русского песенного фольклора

Хорошая живопись — это музыка, это мелодия» 1

Хорошая живопись — это музыка, это мелодия» 1

Фонд оценочных средств. Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения (проверка соотношения достигнутых результатов с запланированными целями обучения)

Фонд оценочных средств. Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения (проверка соотношения достигнутых результатов с запланированными целями обучения)

Слушание музыки. На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание…

Слушание музыки. На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание…

Музыкальная терминология Критерии оценки:

Музыкальная терминология Критерии оценки:

Показано умение систематизировать и обобщать информацию, давать ей критическую оценку

Показано умение систематизировать и обобщать информацию, давать ей критическую оценку

Имена композиторов, даты их жизни, иногда краткая информация об их творчестве и созданных произведениях

Имена композиторов, даты их жизни, иногда краткая информация об их творчестве и созданных произведениях

Приложение 4. 8. Сведения об учебно-методическом комплекте

Приложение 4. 8. Сведения об учебно-методическом комплекте

Тесты. Итоговая контрольная работа по предмету

Тесты. Итоговая контрольная работа по предмету

А. Увертюра, пролог, действия, вокальные номера, инструментальные танцевальные эпизоды;

А. Увертюра, пролог, действия, вокальные номера, инструментальные танцевальные эпизоды;

Вариант II Выбери правильный ответ

Вариант II Выбери правильный ответ

Музыкальное произведение, предназначенное для одного исполнителя?

Музыкальное произведение, предназначенное для одного исполнителя?

Приложение 6 10. Перечень учебно-методического образовательного процесса

Приложение 6 10. Перечень учебно-методического образовательного процесса

Приложение 7 11. Список литературы и интернет ресурсы

Приложение 7 11. Список литературы и интернет ресурсы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2022