Рабочая программа Музыка 7 класс
Оценка 4.8

Рабочая программа Музыка 7 класс

Оценка 4.8
Документация
docx
музыка
20.02.2022
Рабочая программа Музыка 7 класс
Рабочая программа 7 класс Музыка
7 кл. Музыка рабочая программа..docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

"Мыльджинская основная общеобразовательная школа имени Владимира Николаевича Ляшенко"

 

ПРИНЯТО:                                                                                        

на заседании педагогического совета

Протокол № 6

от «31» августа 2020 г.

СОГЛАСОВАНО:

зам. директора по УВР

_____________И.П. Лесковец

«___»_________ 20____г

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

______________Н.П. Белохвостова

Приказ № ______от « ___» _________20___ г.

 

 

 

Рабочая программа по предмету

«Искусство. Музыка»

7 класс

 

 

Составлена: Л. Л. Рыбиной.

учителем химии и технологии.

 

 

на 2020-2021 учебный год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

1. Планируемые результаты.

Личностные.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
-формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии его видов и жанров;
-принятие мультикультурной картины современного мира;
-становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
-формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;
-готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной системы;
-умение познавать мир через музыкальные формы и образы.


Метапредметные.


Метапредметные результаты изучения в музыке в основной школе:
-анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
-проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
-оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего предназначения в ней;
-размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
-использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
-определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;
-применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

                                                                                                                                          

 

 

Предметные.

 

Часть 1. Содержание в музыке.

Ученик научится.

Ученик получит возможность научится.

-Определять содержание музыкального произведения.

-Размышлять о воздействии музыки на человека, о ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.

Раздел: Каким бывает музыкальное содержание.

-Распознавать содержание музыкальных произведений разного характера.

-Чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем его многообразии.

Раздел: Музыкальный образ

- Определять лирические, драматические и эпические образы музыкальных произведений.

- Распознавать мир через музыкальные формы и образы.

Раздел: О чем «рассказывает» музыкальный жанр

- Определять жанр музыкального произведения.

-Распознавать его характерные особенности.

Осмысления основных жанров музыкально — поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия.

Часть 2. Форма в музыке.

Раздел: Что такое музыкальная форма.

 

-Понимать, что единство содержания и формы — непременный закон искусства.

-Рассуждать о специфике музыки, об особенностях музыкального языка.

Раздел: Виды музыкальных форм.

- Разбираться в строении музыкального произведения.

 Знать о существовании двухчастной, трехчастной формы, формы рондо, вариационной формы музыкальных произведений.

Раздел: Музыкальная драматургия.

-Понимать интонационно — образную природу музыкального искусства, средства музыкальной выразительности.

-Расширения и обогащения опыта в разнообразных видах музыкального творчества.

 

 

 

2. Содержание предмета «Искусство. Музыка» 7 класс.

 

Часть 1. Содержание в музыке (14 ч)

1. О единстве содержания и формы в художественном произведении.

2. Музыку трудно объяснить словами.

3. В чём состоит сущность музыкального содержания.

Каким бывает музыкальное содержание.

4. Музыка, которую можно объяснить словами.

5. Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского.

6. Восточная тема у Н. Римского-Корсакова: «Шехеразада»

7. Когда музыка не нуждается в словах.

Музыкальный образ.

8. Лирические образы в музыке.

9. Драматические образы в музыке.

10. Эпические образы в музыке.

О чём «рассказывает» музыкальный жанр.

11. «Память жанра»

12. Такие разные песни, танцы, марши.

 

Часть 2. Форма в музыке. (18 ч)

13. «Сюжеты» и «герои» музыкального произведения.

Что такое музыкальная форма.

14. «Художественная форма-это ставшее зримым содержание»

Виды музыкальных форм.

15. Почему музыкальные формы бывают большими и малыми.

16. Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах.

17. О роли повторов в музыкальный форме.

18. Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь»: двухчастная форма.

19. «Ночная серенада» Пушкина-Глинки: трёхчастная форма.

20. Многомерность образа: форма рондо.

21.Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича: вариации.

Музыкальная драматургия.

22. О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии.

23. Музыкальный порыв.

24. Развитие образов и персонажей в оперной драматургии.

25. Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь»

26. Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.

27. Формула красоты.

 

 

Часть 1. Содержание в музыке (14 ч)

 

О единстве содержания и формы в художественном произведении (1 ч)

Музыкальная форма, объе­диняющая в едином замыс­ле несколько относительно
самостоятельных частей, различных по образному содержанию и структуре.

 

Музыку трудно объяснить словами (1 ч)

Музыка особое искусство среди других искусств. Только музыка может выразить невыразимое. Музыка присутствует в явлениях природы, в других видах искусства, в многообразии человеческих настроений и состояний души.

 

В чём состоит сущность музыкального содержания (2 ч)

Каждое искусство имеет свои особенности содержания. В музыке нет конкретных описаний. Музыка говорит нам о чем-то большем, что неизмеримо шире и богаче нашего опыта. Музыка обладает свойством обобщать. Художественное произведение можно уподобить загадке. Стороны музыкального содержания воздействуют на человеческую душу. Музыкальные произведения воплощают основные человеческие чувства.

 

Раздел Каким бывает музыкальное содержание (4 ч)

 

Музыка, которую можно объяснить словами (1 ч)

Музыкальное содержание проявляет себя по-разному. Каждое искусство выражает себя своими собственными средствами.

Музыка передает тонкие, почти неуловимые движе­ния чувств человека. Программные произведения в музыке. Композиторы о программности в музыке. Воплощение содержания в произведениях программной музыки.

 

 Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского (1 ч)

Образ ноября по своему местоположению в круговороте времен года. Образ ноября в представлении великого русского композитора.

Музыка русской природы. Образ, воображение, изо­бражение (определение в литературе, изобразитель­ном искусстве). Природа в живописи, литературе и музыке. П. Чайковский - музыкальный живописец. Свойство программности — расширять и углублять музыкальное содержание.

Соотнесение образов поэтического и музыкального произведений (на примере стихотворения Н. Некрасова «Тройка» и пьесы П. Чайковского «На тройке» из фортепианного цикла «Времена года» П. Чайковского).

 

Восточная тема у Н. Римского-Корсакова: «Шехеразада» (1 ч)

Тема Востока в творчестве русских композиторов. Воплощение конкретизирующей программности в музыкальных образах, темах, интонациях (на примере I части из симфонической сюиты «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова). Н. Римский-Корсаков - вели­кий сказочник в русской музыке. Восточная тема в творчестве Н. Римского-Корсакова. «Шехерезада» - самая цельная симфониче­ская партитура среди всех программных партитур Н. Римского-Корсакова.

 

Когда музыка не нуждается в словах (1 ч)

Музыка понимает человека, угадывает его тайные стремления и порывы. Музыкальное произведение вызывает у разных людей различные представления и образы. Музыкальное содержание воплощает в себе различные грани единого, цельного, неделимого. Музыка - язык чувств. То­нальность, колорит и кра­сочность музыкальных сочинений.

 

Раздел: Музыкальный образ (3 ч)

 

Лирические образы в музыке (1 ч)

Музыкальное содержание проявляет себя в музыкальных образах. Связь музыкального произведения с его образным строением.

Что означают выражения «лирическая тема в музыке», «лирический образ в музыкальном произведении». На­строение в музыке. Лириче­ский род в музыке, отлича­ется повышенной мелодич­ностью и напевностью зву­чания, лаконичностью художественных образов

Воплощение содержания в художественных произведениях малой и крупной формы (на примере картин «Юный нищий» Э. Мурильо и «Триумф Цезаря» А. Мантенья). Связь между образами художественных произведений и формами их воплощения. Выражение единого образа в форме миниатюры. Особенности лирического художественного образа. Мотивы печали и прощания в прелюдии соль-диез минор, соч. 32 № 12 С. Рахманинова.

 

Драматические образы в музыке (1 ч)

Драматизм в музыке связан с особенностями ее характера, музыкальной трактовкой героев и т. д. Формирование восприятия музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.

 

Эпические образы в музыке (1 ч)

Эпические образы в музы­ке - это образы не только героев, но и событий исто­рии, образы природы, изо­бражающей Родину в определённую историческую эпоху. Отличие эпоса от лирики и драмы: на первом месте не герой с его личны­ми проблемами, а история.

 

Раздел: О чём «рассказывает» музыкальный жанр (3 ч)

«Память жанра» (1 ч)

Музыкальный жанр -огромный пласт воспоминаний, представлений и образов. В каждом жанре существует своя разнообразная музыкальная трактовка. Жанр всегда узнаваем. Жанры классической музы­ки: вокальная, танцеваль­ная, вокально-инструментальная, инструментальная, симфоническая музыка, музыкально-театральные жан­ры. Музыкальные жанры различаются: по характеру, по сюжету, по составу ис­полнителей, по особенностям формы, по обстоятель­ствам исполнения

Способность музыкальных жанров вызывать определенные образные представления (ассоциативность жанра). Использование композиторами ассоциативных жанров для воплощения определенного содержания (на примере Полонеза ля-бемоль мажор Ф. Шопена).

 

Такие разные песни, танцы, марши (2 ч)

Песня как вид искусства де­лится на два направления - бытовая и профессиональ­ная. Песня - наиболее простая и распространенная форма вокальной музыки. Взаимодействие и взаимообогащение народных и профессиональных музыкальных жанров. Воплощение народной песенности в произведениях композиторов-классиков. Марш получает разные на­звания в зависимости от скорости движения. Цере­мониальный марш, скорый марш. Марши для духового оркестра. Танец - вид искусства, в котором художественные образы создаются средства­ми пластических движений и ритмически четкой и непрерывной сменой вырази­тельных положений челове­ческого тела. Разнообразие музыкальных жанров в произведениях Чайковского, Шопена. (на примере Симфонии № 4 часть 4. П. Чайковского, Марш. Из балета «Щелкунчик». Марш. Из оперы «Аиды» Дж. Верди. Вальс. Из оперы «Евгений Онегин». 2 действие. Вальс № 10, сочинение 69 № 2.).

 

Часть 2. Форма в музыке. (18 ч)

 

«Сюжеты» и «герои» музыкального произведения (1 ч)

Музыка отличается от других видов творчества тем, что она выбирает в себя все свойства других видов. Ведь музыка создаёт образы, а не просто звук или материальная картинка. Область языка музыкального произведения жанр, стиль и используемые средства музыкальные выразительности. Слова «сюжеты» и «герои» - это точные конкретные понятия в опере, а если просто о инструментальном произведении, то, конечно, это очень относительно. Это просто образ.

 

Раздел: Что такое музыкальная форма (2 ч)

 

«Художественная форма – это ставшее зримым содержание» (2 ч)

Расширить представления о музыкальной форме как средстве воплощения об­разного содержания. Ос­новные музыкальные фор­мы и их схемы. Понимание музыкальной формы в узком и широком смысле. Единство содержания и формы — непременный закон искусства (на примере стихотворения «Сонет к форме» В. Брюсова). Связь тональности музыкального произведения с его художественным замыслом, характером.Музыкальное содержание не может быть реализовано вне формы.

 

Раздел: Виды музыкальных форм (8 ч)

 

 Почему музыкальные формы бывают большими и малыми. (1 ч)

Причины (источники) обращения композиторов к большим и малым формам (на примере I части Симфонии № 5 Л. Бетховена и пьесы «Игра воды» М. Равеля). Общее и индивидуальное в музыкальной форме отдельно взятого произведения.

 

 

Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (1 ч)

Разнообразие музыкальных образов. Музыкальная форма период, особенности ее строения. Изысканность и лаконизм музыкального образа, воплощенного в форме музыкального периода (на примере Прелюдии ля мажор Ф. Шопена).

 

О роли повторов в музыкальный форме (1 ч)

Композиционные повторы в искусстве как выражение цельности, симметрии устойчивой завершенности. Репризность как важная основа звуковой организации музыки (на примере Венгерского танца № 5 И. Брамса)

 

Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь»: двухчастная форма (1 ч)

Куплетно-песенные жанры в рамках двухчастной формы. Запев и припев — главные структурные единицы вокальной двухчастности (на примере романса «Венецианская ночь» М. Глинки). Особенности производного контраста (воплощение двух граней одного художественного образа). Состояние душевного покоя, радости и очарования в звуках романса.

 

«Ночная серенада» Пушкина-Глинки: трёхчастная форма (1 ч)

Трехчастность в «Ночной серенаде» Пушкина и Глин­ки. Трехчастная форма – тип композиционной структуры, применяемый в музыке в ка­честве формы целой пьесы или ее части. Схема строения трехчастной формы: ABA. Что такое музыкальная репризная трехчастная форма. Реализация музыкального образа в трехчастной форме (на примере романса М. Глинки «Я здесь, Инезилья...»). Производный контраст между разделами формы. Выразительная роль деталей.

 

Многомерность образа: форма рондо (2 ч)

Рондо - музыкальная фор­ма, сложившаяся под неко­торым влиянием лириче­ских стихотворений того же названия. В музыкальном рондо главная тема повто­ряется. Происхождение свя­зано с народной песенно-танцевальной музыкой. Художественные особенности формы рондо

(на примере стихотворения В. Брюсова «Рондо»). Роль рефрена и эпизодов в форме музыкального рондо. Сопоставление двух

содержательных планов в романсе «Спящая княжна» А. Бородина. Многоплановость художественного образа в рондо «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и «Джульетта» С. Прокофьева.

 

Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича: вариации (1 ч)

Музыкальная форма – форма вариаций. Первоначальная тема показывает образ в динамике видоизменяясь.

 

 

Раздел: Музыкальная драматургия (7 ч)

 

О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии (1 ч)

Музыка в развитии. Драма­тургия музыкальная - сис­тема выразительных средств и приёмов вопло­щения драматического дей­ствия в произведениях музыкально-сценического жанра. В чем состоит принципиальное отличие между музыкальной формой и музыкальной драматургией. Осуществление драматургии в форме музыкального произведения. Особенности взаимодействия статики и динамики в пьесе «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского.

 

Музыкальный порыв (1 ч)

Драматургия музыкальных образов. Стилистические особенности музыки рус­ской национальной школы. Музыкальный порыв. Со­поставление образов в му­зыкальной драматургии. Порывы, мечты и фантазии в «Фантастических пьесах» Р. Шумана (на примере пьесы «Порыв»). «Рельеф» и «фон» в драматургии пьесы «Порыв», их взаимодействие. Сравнение пьес «Старый замок» М. Мусоргского и «Порыв» Р. Шумана с точки зрения различного воплощения музыкальной драматургии (статика и динамика).

 

Развитие образов и персонажей в оперной драматургии (1 ч)

Типы музыкальной драма­тургии. Движение образов и персонажей в оперной драматургии. Музыкальная драматургия балетного спектакля. Средства музы­кальной выразительности в опере, балете. Драматур­гия музыкальных образов. Особенности оперной драматургии (развитие образов и персонажей). Трансформация музыкального образа в опере М. Глинки «Жизнь за царя»

 

Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь» (2 ч)

Воплощение эпического содержания в опере А. Бородина «Князь Игорь». Противопоставление двух образных сфер как основа композиционного строения оперы. Роль хоровых сцен в оперном спектакле. Многогранные характеристики музыкальных образов (ария князя Игоря, ария хана Кончака). Родство музыкальных тем в арии князя Игоря и в плаче Ярославны (проявление арочной драматургии). Композитор А. П. Бородин. Музыка передает глубокие размышления, боль о без­мерных страданиях людей, раскрывает борьбу двух на­чал: добра и зла. Противоборство музыкальных обра­зов в одном произведении.

 

Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии. Формула красоты (1 ч)

 Симфония – жанр музыкального искус­ства. Области применения симфонии. Происхождение жанра. Симфония - жанр инструментальной музыки многочастной канонизиро­ванной формы с фундамен­тальным мировоззренче­ским содержанием. Главные особенности симфонической драматургии (последовательность, сочетание, развитие музыкальных тем).

Строение симфонического цикла. Музыкальная тема как главный носитель идеи, мысли, содержания произведения. Знакомство с формой сонатного аллегро. Реализация сонатной формы в финале Симфонии № 41 В. А. Моцарта.

Взаимодействие гомофонно-гармонической и полифонической форм письма. Роль коды как смыслового итога произведения.Обсуждение главных выводов, отражающих неразрывную взаимосвязь содержания и формы

 

 Итоговое тестирование(1 ч)

 

 

 

 

 

 

 

3. Тематическое планирование.

 

Программа по «Музыке» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

п/п

Темы разделов

По программе (час)

По плану (час)

В том числе

Сольное, хоровое исполнение.

Тесты

1

О единстве содержания и формы в художественном произведении

1 ч.

1 ч.

-

-

2

Часть 1. Содержание в музыке

13 ч.

13 ч.

4

-

3

Часть 2. Форма в музыке

 

18 ч.

18 ч.

5

1

4

Резерв

2 ч.

2 ч.

-

-

5

Итого

34 ч.

34 ч.

9

1

 

Приложение1

4. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности на 20/21 год.

 

 

№ урока

Дата проведения

Тема урока

 

Кол-во часов

 

Виды деятельности

 

Планируемые результаты обучения

 

Средства обучения.

 

 

 

план

факт

предметные

метапредметные

личностные

О единстве содержания и формы в художественном произведении (1 ч)

1

04. 09

 

О единстве содержания и формы в художественном произведении.

1

 Художественное чтение стихотворения, анализ его текста и содержания, обсуждение. Разучивание и исполнение песни. При обсуждении стихотворения и текста песни учащиеся используют и развивают логические универсальные действия — анализ, сравнение, построение логической цепи рассуждений, синтез. Беседа.

— укрепление навыков самостоятельного домашнего прослушивания музыкального произведения на примере части из концерта А. Вивальди;

— интонационно и ритмически правильное, выразительное исполнение песни.

— формирование понимания единства содержания и формы в произведениях разных видов искусства;

— формирование понимания уникальности замысла произведений искусства.

— осознание ценности, уникальности творческого процесса автора;

— сотрудничество с педагогом и сверстниками в ходе нахождения ответов на поставленные общеэстетические вопросы.

П о э з и я:

 Ф. Тютчев. «Не то, что мните вы, природа…», фрагмент.

Ж и в о п и с ь: И. Репин, И. Айвазовский. «Прощание Пушкина с морем»; Л.  Гуттенбрунн. «Портрет Й. Гайдна».

М у з ы к а:

А. Вивальди. «Лето» из цикла «Времена года», III часть. Песенный материал.

 Ю. Шевчук, Г. Фиртича. «Что такое осень».

Часть 1. Содержание в музыке (13 ч)

2

11. 09

 

Музыку трудно объяснить словами.

1

Беседа.Просмотр и сравнительный анализ двух портретов. Обсуждение выразительных средств, помогающих передать внутренний мир, духовную жизнь изображённых на портретах. Беседа о специфике музыки как временно́го звукового вида искусства. Беседа о творческой личности Л. Бетховена и её воплощении в портрете композитора. Разучивание и выразительное исполнение песни — сольное пение в куплетах и хоровое исполнение припевов.

— укрепление навыка самостоятельного домашнего прослушивания музыки с последующим её обсуждением на занятии;

 — интонационно и ритмически правильное, выразительное исполнение песни

— формирование понимания содержательной сущности произведений искусства.

-формирование понимания художественной деятельности, творчества как пути самовыражения, самосознания, самопреодоления человека, его взаимосвязи с окружающим миром.

Ж и в о п и с ь:

 И. Грабарь. «Портрет М. И. Грабаря, сына художника»; Й. К. Штилер. «Бетховен за сочинением Торжественной мессы».

М у з ы к а:

Ш. Азнавур. «Вечная любовь» (№ 2 аудиоприложения). Песенный материал.

Ю. Шевчук, Г. Фиртича. «Что такое осень».

3-4

18. 09

25. 09

 

В чём состоит сущность музыкального содержания.

2

Сольное исполнение. Беседа.

Просмотр и обсуждение картин, сравнительный анализ произведений изобразительного искусства и музыкальных фрагментов. Анализ нотного примера. Разучивание и пение двух песен. Анализ и сравнение этического содержания текста песен «Быть человеком» и «Дружба». Анализ песни Л. Бетховена «Дружба» с точки зрения строения, формы произведения. Выявление черт канона в песне «Дружба», объяснение этой формы строения с точки зрения содержания песни (канон как признак общности, родства, единства голосов). Выполнение заданий и ответы на вопросы учебника и «Дневника музыкальных размышлений». Обсуждение знакомых сказок «Маленький принц» и «Русалочка» с точки зрения роли деталей в сюжете произведения.

— умение определить конкретные музыкально-выразительные средства произведения и обобщённо определить содержание, которое передаётся этими средствами, на примере «Лунной» сонаты Л. Бетховена

— понимание метафоричности художественных произведений разных видов искусства;

 — осознание мгновенного отклика человека на великие произведения искусства;

— осознание роли деталей в художественном произведении (на примере сказки А.  де Сент-Экзюпери

«Маленький принц» и сказки Х. К. Андерсена «Русалочка»).

— осознание и умение объяснить силу, бесспорность и очевидность воздействия музыкального произведения на человека.

Ж и в о п и с ь: С.  дель  Пьомбо. «Несение креста»; неизвестный автор. «Портрет графини Джульетты Гвиччарди»; К. Хорнеман. «Бетховен в 1803 г.».

Музыка:

 Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано «Лунная», I часть; Р. Джадзотто. Адажио Альбинони. Песенный материал.

Ю. Шевчук, Г. Фиртича. «Что такое осень».

5

02. 10

 

Музыка, которую можно объяснить словами.

1

Хоровое исполнение.

Смысловое прослушивание музыки А. Вивальди, просмотр иллюстраций, посвящённых зиме. Сравнительный анализ репродукций живописных полотен и концерта «Зима» А. Вивальди. Сравнительный анализ стихотворных и музыкальных образов. Беседа со сверстниками и учителем о программности в музыке, о конкретной и обобщённой программности, о звукоизобразительных эффектах в произведении.

 — понимание определения «программная музыка», умение его объяснить, привести примеры программных произведений;

— умение различить и объяснить свойства обобщённой и конкретной программности.

— осознание программности как вида связи словесных и музыкальных образов в произведении;

— осознание связи живописных и музыкальных образов на примере концерта А. Вивальди, картин П. Брейгеля и братьев Лимбург.

— формирование познавательного интереса к программной музыке;

 — формирование личностной оценки произведений разных видов искусства, посвящённых природе.

Ж и в о п и с ь: братья Лимбург. «Февраль. Миниатюра из Роскошного часослова герцога Беррийского»; П. Брейгель Младший. «Зимний пейзаж с птичьей западнёй».

М у з ы к а:

А. Вивальди. «Зима» из цикла «Времена года»

П о э з и я: стихотворения к частям концерта «Зима».

Песенный материал.

В. Мигуля. «Быть человеком»

6

09. 10

 

Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского.

1

Смысловое прослушивание пьесы П. Чайковского. Сравнительный анализ музыкального и поэтических образов. Ознакомление и запоминание портретов композитора и поэтов. Беседа о программности в цикле «Времена года». Анализ нотных примеров двух разделов пьесы «Ноябрь. На тройке». Дискуссия о роли программного заголовка и стихотворного эпиграфа в пьесе «Ноябрь. На тройке».

— знание строения, программы и выразительных особенностей фортепианного цикла П. Чайковского «Времена года».

— осознание природы как постоянной и разнообразной темы для различных видов искусства.

— формирование личностного отношения к осенним образам в искусстве на примере пьесы П. Чайковского «Ноябрь»;

 — укрепление чувства гордости, восхищения образами русского искусства, воспевающими красоту русской природы

П о э з и я:

Н. Некрасов. «Тройка», фрагмент; И. Бунин. «Листопад», фрагмент.

М у з ы к а:

П. Чайковский. «Ноябрь. На тройке» из фортепианного цикла «Времена года».

Песенный материал.

В. Мигуля. «Быть человеком»

7

16. 10

 

Восточная тема у Н. Римского-Корсакова: «Шехеразада»

1

Прослушивание фрагментов симфонической музыки Н. Римского-Корсакова. Просмотр иллюстраций. Сравнительный анализ картин и музыкальных образов. Выразительное чтение и обсуждение литературной программы к «Шехеразаде». Анализ нотных примеров. Сравнительный анализ тем Шахриара и Шехеразады. Исполнение песни.

— знание основных тем симфонической сюиты Н. Римского-Корсакова «Шехеразада».

— осознание важности воплощения темы Востока для русской культуры и искусства.

— формирование личностного отношения к элементам восточной культуры в русском искусстве.

И з о б р а з и т е л ь н о е и с к у с с т в о: «Восточная мозаика» (фото);

 И. Билибин. «Синдбад-мореход»; Б. Анисфельд. «Дворец султана».

М у з ы к а:

Н. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада», I часть, фрагмент.

Песенный материал.

В. Мигуля. «Быть человеком»

8

23. 10

 

Когда музыка не нуждается в словах.

1

Прослушивание и коллективное обсуждение Этюда А. Скрябина. Анализ нотного примера. Беседа о творческой личности А. Скрябина. Разучивание и исполнение хора А. Варламова. Обсуждение вопросов исполнительской интерпретации, творчества пианиста на примере В. Горовица. Беседа об особенностях и различиях программной музыки и произведений, лишённых программы.

— знакомство с творчеством А. Скрябина;

— знакомство с исполнительским искусством пианиста В. Горовица.

— понимание и умение определить черты программности или её отсутствия в произведении искусства;

— осознание влияния произведений изобразительного искусства, литературы на музыкальные произведения.

— формирование познавательного интереса и понимания содержания музыкальных произведений, не имеющих программы;

 — осознание, укрепление и умение объяснить эмоциональный отклик на непрограммную музыку.

М у з ы к а:

 А. Скрябин. Этюд ре-диез минор, соч. 8 № 12.

Песенный материал.

Ю. Милютин, стихи Е. Долматовского. «Лирическая песенка» из кинофильма «Сердца четырёх».

9

06. 11

 

Лирические образы в музыке.

1

Беседа о музыкальном образе, образных сферах и образном развитии. Определение крупной и малой формы в произведении искусства на примере картин Э. Мурильо и А. Мантенья. Определение особенностей лирического образа в искусстве. Разучивание и пение песни. Анализ Прелюдии С. Рахманинова (на слух, по нотам). Определение черт непрограммной музыки в прелюдии. Сравнительный анализ музыки С. Рахманинова и стихотворения Н. Рубцова. Объяснение названия «Лирическая песенка» с точки зрения образности, воплощённой в произведении

— формирование умения проанализировать непрограммную фортепианную пьесу лирического содержания на примере прелюдии С. Рахманинова.

— знание понятий «крупная форма», «малая форма» в разных видах искусства;

— знание и умение объяснить понятия «лирический образ», «образное развитие», «образная сфера».

— формирование личностного ценностного отношения к музыкальным произведениям лирического содержания; — укрепление заинтересованного, уважительного, ценностного отношения к творчеству С. Рахманинова как композитора, воспевающего свою Родину.

Ж и в о п и с ь:

 Э. Мурильо. «Юный нищий», фрагмент; А. Мантенья. «Триумф Цезаря»; И. Левитан. «Золотая осень».

П о э з и я:

Н. Рубцов. «Журавли», фрагмент.

М у з ы к а:

 С. Рахманинов. Прелюдия соль-диез минор, соч. 32 № 12

Песенный материал.

Ю. Милютин, стихи Е. Долматовского. «Лирическая песенка» из кинофильма «Сердца четырёх».

10

13. 11

 

Драматические образы в музыке.

1

Беседа о воплощении драматических образов в искусстве, об их отличии от лирических образов. Смысловое прослушивание баллады Ф. Шуберта. Сравнительный анализ исполнения баллады на русском и немецком языках. Беседа об особенностях литературного перевода стихов. Сравнительный анализ текста и музыки баллады. Анализ трёх нотных примеров. Сольное исполнение.

— умение определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к драме, отражение этого умения в размышлениях о музыке;

— умение находить взаимодействие между художественными образами музыки, литературы;

 — осмысление характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;

 — проявление навыков вокально-хоровой деятельности, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать её отдельные голоса.

— знание специфики жанра баллады в разных видах искусства (литература, музыка);

— осознание специфики драматических образов в разных видах искусства.

— совершенствование художественного вкуса, развитие музыкально-эстетического чувства, укрепление эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к музыке;

— укрепление патриотизма и гордости за историю Родины.

П о э з и я:

И. В. Гёте, перевод В. Жуковского. «Лесной царь».

М у з ы к а:

Ф. Шуберт. «Лесной царь».

Песенный материал.

Ю. Милютин, стихи Е. Долматовского. «Лирическая песенка» из кинофильма «Сердца четырёх».

11

20. 11

 

Эпические образы в музыке.

1

Беседа об эпических образах в искусстве, выявление их специфики на примере фрагмента из оперы «Садко». Сравнительный анализ эпических, лирических и драматических образов. Просмотр и обсуждение декораций К. Коровина, И. Билибина и книжной иллюстрации Б. Кукулиева. Анализ нотного примера. Разучивание и исполнение песни — сольное и хоровое пение.

— совершенствование вокально-хоровых навыков и навыков сольного пения.

— выявление особенностей и типичных черт эпических образов в произведении искусства;

 — выявление особенностей лирической, драматической и эпической сфер в искусстве;

 — понимание и умение объяснить слова «экспонирование», «развитие».

— совершенствование художественного вкуса, устой чивых предпочтений в области музыки;

 — знание музыкального воплощения былины о Садко в жанре оперы;

— укрепление интереса к творчеству русских композиторов на примере оперы Н. Римского-Корсакова.

Ж и в о п и с ь:

К. Коровин. «Пристань в Новгороде». Эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Садко»; Б. Кукулиев. «Садко в подводном царстве»; И. Билибин. «Хоромы новгородской братчины». Эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Садко». М у з ы к а:

 «Окиан-море синее». Вступление к опере «Садко» Н. Римского-Корсакова.

Песенный материал.

Русская народная песня «Ты, река ль моя, реченька», обработка А. Лядова.

12

27. 11

 

«Память жанра».

1

Участие в беседе о жанрах в искусстве, о «памяти жанра». Чтение и объяснение фрагмента стихотворения А. Блока. Смысловое прослушивание и анализ Полонеза Ф. Шопена. Анализ нотного примера. Сравнительный анализ музыки и картин с изображением танцующих. Разучивание и исполнение песни «Ты, река ль моя, реченька». Анализ музыкально-выразительных средств песни.

— умение назвать и охарактеризовать разные музыкальные жанры;

 — овладение навыками исполнения русской народной многоголосной песни

— осознание жанров в искусстве как исторически сложившихся видов произведений в связи с их происхождением и жизненным назначением, местом исполнения и условиями восприятия.

— осознание многозначности и разнообразия музыкальных жанров.

Ж и в о п и с ь:

 В. Гаузе. «Бал в Хофбурге»; Ж. П. Норблен де ла Журден. «Полонез». М у з ы к а: Ф. Шопен. Полонез, соч. 53 № 6. Песенный материал.

 Русская народная песня «Ты, река ль моя, реченька», обработка А. Лядова

13-14

04. 12

11. 12

 

Такие разные песни, танцы, марши.

2

Беседа о русской народной песне, её жанровых разновидностях. Разучивание и пение песни. Обсуждение содержания и выразительных средств песни. Определение и обсуждение выразительных средств жанров: песня, марш, вальс. Прослушивание и анализ музыкальных произведений в жанрах песни, марша, вальса. Сравнительный анализ русской народной песни и её использования в Симфонии П. Чайковского. Сравнительный анализ маршей из балета Чайковского и из оперы Верди. Сравнительный анализ оперного вальса Чайковского и фортепианного вальса Шопена. Выразительное чтение и обсуждение фрагмента письма М. Водзиньской. Беседа о жанровом богатстве и разнообразии творчества Чайковского. Изучение фотографий, репродукций картин; сравнительный анализ иллюстраций и соответствующих музыкальных фрагментов.

— умение определить, объяснить, оценить использование русских народных песен в произведениях русских композиторов (на примере Симфонии № 4 П. Чайковского);

 — понимание сферы применения, выразительных особенностей и разновидностей жанра марша;

— знание примеров использования жанров песни, марша, танца в симфонии, опере и балете.

— осознание роли фольклора в культуре, искусстве и его влияния на творчество профессиональных композиторов.

— формирование уважительного, заинтересованного, ценностного отношения к русскому музыкальному фольклору.

Ж и в о п и с ь:

М. Боскин. «Хоровод»; Д. Белюкин. «Имение Лариных», «Бал»; Л. Балестрери. «Шопен сочиняет прелюдию на Майорке». Сценическое о ф о р м л е н и е оперных спектаклей: сцены из оперы «Аида» Дж. Верди (фотографии). М у з ы к а:

 Русская народная песня «Во поле берёза стояла»; П. Чайковский. Симфония № 4, IV часть, фрагмент.  — П. Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик»; Дж. Верди. Марш из оперы «Аида». — П. Чайковский. Вальс из оперы «Евгений Онегин»; Ф. Шопен. Вальс № 10, соч. 69 № 2.

Песенный материал.

Русская народная песня «Ты, река ль моя, реченька», обработка А. Лядова.

 

Часть 2. Форма в музыке (18ч)

15

18. 12

 

«Сюжеты» и «герои» музыкального произведения.

1

Участие в дискуссии о специфике музыки как наименее предметного из всех видов искусства. Разучивание и исполнение песни — хоровое, а сольное.

— повторение музыкально-выразительных средств;

 — развитие и совершенствование навыков вокально-хоровой деятельности.

— осознание специфики музыки как наименее предметного из всех видов искусства.

— осознание ограниченной роли программности в музыке, условности и ограниченности словесных описаний музыкального содержания.

Ж и в о п и с ь:

 Ж.-Г. Шарве. «Дикари с Тихого океана».

А р х и т е к т у р а:

У. Торнтон, Ч. Балфинч. Капитолий в Вашингтоне (фото). М у з ы к а:

 Р. Вагнер. Антракт к III действию оперы «Лоэнгрин».

Песенный материал.

А. Зацепин,стихи Л. Дербенёва. «Есть только миг» из кинофильма «Земля Санникова».

16-17

25. 12

15. 01

 

«Художественная форма — это ставшее зримым содержание».

2

Участие в беседе о единстве формы и содержания в искусстве. Беседа о семантике разных тональностей. Разучивание и пение песни (сольное, групповое и хоровое пение). Сравнительный анализ формы и содержания Увертюры В. А. Моцарта к «Свадьбе Фигаро» и песни Ф. Шуберта «Шарманщик». Выявление взаимосвязи между формой и содержанием в данных произведениях. Художественное смысловое чтение стихотворения В. Мюллера «Шарманщик». Обсуждение репродукций картин и фотографий архитектурных сооружений; выявление в них связи формы и содержания.

— осознание связи между характером музыкального произведения и его тональностью.

— осознание единства содержания и формы в искусстве; — понимание и умение объяснить понятия формы в широком и узком смысле слова.

— развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в заинтересованном, ценностном отношении к музыке.

А р х и т е к т у р а: собор Нотр-Дам в Париже (фото); Микеланджело. Внутренний вид купола собора св. Петра; Парадная лестница ГМИИ им. А. С. Пушкина. Москва.

 И з о б р а з и т е л ь н о е  и с к у с с т в о:

Братья Лимбург. «Крещение. Из Роскошного часослова герцога Беррийского»; Микеланджело. «Мадонна Дони».

П о э з и я:

В. Брюсов. «Сонет к форме»; — В. Мюллер. «Шарманщик».

Музыка:

— В. А. Моцарт. Реквием. Лакримоза; Ф.  Шуберт, стихи Л.  Рельштата, перевод Н. Огарёва. «Серенада»;

 — В. А. Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро» Ф. Шуберт, стихи В. Мюллера, перевод С. Заяицкого. «Шарманщик» из вокального цикла «Зимний путь»

А. Зацепин,

Песенный материал.

 Стихи Л. Дербенёва. «Есть только миг» из кинофильма «Земля Санникова».

18

22. 01

 

Почему музыкальные формы бывают большими и малыми.

1

Беседа о специфике музыкальных форм, об их классификации. Обсуждение неповторимости музыкальных сочинений и повторяемости, неизменности типов формообразования. Поиск примеров музыкальных произведений, строящихся в малых и крупных формах. Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений Л. Бетховена и М. Равеля с точки зрения их формообразования, связи формы с содержанием. Разучивание и пение песни (сочетание сольного и хорового исполнения). Просмотр репродукций картин, обсуждение их содержания и отнесение к типам малых и крупных форм (пример крупной формы — картина, посвящённая Французской революции, пример малой формы — картина К. Моне). Сольное исполнение.

— умение определить малую или крупную форму в музыкальном произведении;

 — умение обосновать выбор композитором малых и крупных форм для своих сочинений;

— умение объяснить связь образного содержания произведения с его формой.

— наличие аргументированной точки зрения по поводу важности формообразования в музыке и связи форм с содержанием музыкальных произведений.

— развитие эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к строению музыкальных произведений, связи их формы с содержанием.

Ж и в о п и с ь: неизвестный художник. «Французская революция 1848 г.»; К. Моне. «Река в Аржантёе».

М у з ы к а:

 Л. Бетховен. Симфония № 5, I часть; М. Равель. «Игра воды»

Песенный материал.

 Стихи Л. Дербенёва. «Есть только миг» из кинофильма «Земля Санникова».

19

29. 01

 

Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах.

1

Анализ Прелюдии Ф. Шопена — слуховой, по нотам. Изучение и обсуждение схемы строения Прелюдии. Беседа о творчестве Шопена, о крупных и малых формах его фортепианной музыки. Выявление и обсуждение особенностей формы периода. Выявление взаимосвязи между образами картины С.  Сорина и музыки Ф.  Шопена. Разучивание и исполнение песни.

— умение выразить понимание характера, строения и художественного воздействия музыкального произведения на примере Прелюдии Ф. Шопена

— творческое общение, сотрудничество учащихся в процессе совместной деятельности, анализа музыкального произведения.

— личностное осознание эстетической ценности фортепианной миниатюры на примере Прелюдии Ф. Шопена

Ж и в о п и с ь:

 С. Сорин. «Тамара Карсавина в “Шопениане”».

М у з ы к а:

 Ф. Шопен. Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7.

Г р а ф и к а:

 Схема Прелюдии ля мажор Ф. Шопена. Песенный материал.

Я. Дубравин, стихи М. Пляцковского. «Снеженика».

20

05. 02

 

О роли повторов в музыкальной форме.

1

Участие в беседе о роли повторности в строении произведений разных видов искусства. Сравнение живописных и музыкальных образов. Анализ Венгерского танца И. Брамса. Художественное чтение стихотворения А.  Фета, нахождение в нём повторов.

— умение определить повторы в музыкальном произведении и объяснить их значение.

— осознание роли повторов в строении произведений разных видов искусства.

— осознание и оценка репризности как важнейшей основы звуковой организации в музыке;

 — понимание репризности как черты формообразования, придающей строению произведения черты стройности, симметрии, цельности, завершённости.

А р х и т е к т у р а: Собор Нотр-Дам в Париже (фото). Ж и в о п и с ь: К. Борсоди. «Цыганская школа»; О. Бадиц. «Первый чардаш».

П о э з и я:

 А. Фет. «Свеж и душист твой роскошный венок…». М у з ы к а: И. Брамс. Венгерский танец № 5.

Песенный материал.

Я. Дубравин, стихи М. Пляцковского. «Снеженика».

21

12. 02

 

Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь»: двухчастная форма.

1

Заинтересованное прослушивание романса М.  Глинки. Художественное чтение и анализ стихотворения И. Козлова. Участие в беседе о творчестве М. Глинки. Просмотр репродукций картин, сравнение их настроения и выразительных средств с романсом М. Глинки. Сольное исполнение.

— знание жанра баркаролы, умение описать музыкально-выразительные средства, характерные для него.

— осознание эстетической ценности воплощения пейзажа в разных видах искусства (живопись, поэзия, музыка).

— формирование личностного ценностного отношения к жанру баркаролы, к музыкально-поэтическому и живописному пейзажу.

Ж и в о п и с ь:

 И. Айвазовский. «Вид на венецианскую лагуну»; В. Котарбинский. «Венецианская серенада».

П о э з и я:

И. Козлов. «Венецианская ночь»

М у з ы к а:

М. Глинка, стихи И. Козлова. «Венецианская ночь»

Песенный материал.

Я. Дубравин, стихи М. Пляцковского. «Снеженика».

22

19. 02

 

«Ночная серенада» Пушкина — Глинки: трёхчастная форма.

1

Художественное чтение стихотворения А. Пушкина. Прослушивание романса М. Глинки. Сравнительный анализ стихотворения и его музыкального воплощения. Сравнительный анализ крайних и среднего разделов романса. Определение особенностей строения трёхчастной формы. Просмотр и обсуждение репродукций картин, выявление их образной связи с романсом Глинки.

— знание строения трёхчастной формы; — укрепление навыков анализа музыкально-выразительных средств и формы музыкального произведения на примере романса М. Глинки.

— осознание соразмерности, органичности, логичности трёхчастной формы в произведениях разных видов искусства.

— укрепление личностного, ценностного, заинтересованного отношения к русской вокальной музыке на примере романса М. Глинки.

Ж и в о п и с ь:

К. Шпицвег. «Серенада»; Дж. Б. Бургесс. «Испанская красавица».

П о э з и я:

А. Пушкин. «Я здесь, Инезилья…». М у з ы к а: М. Глинка, стихи А. Пушкина. «Я здесь, Инезилья...».

Песенный материал.

В. Сибирский, стихи М. Владимова. «Благодарим, солдаты, вас!»

23-24

26. 02

05. 03

 

Многомерность образа: форма рондо.

2

Художественное чтение, литературный анализ стихотворения В. Брюсова, обсуждение его формы и содержания. Художественное чтение, литературный анализ стихотворения А. Бородина. Обсуждение особенностей формы рондо, функций рефрена и эпизодов. Пение рефренов романса «Спящая княжна».

. Беседа о творчестве С. Прокофьева. Обсуждение особенностей жанра балета. Прослушивание фрагмента «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта». Слуховой анализ фрагмента, анализ трёх нотных примеров (рефрен, два эпизода). Выявление связи формы с содержанием, выражающим многомерный разнообразный образ главной героини балета. Просмотр и обсуждение репродукции картины — иллюстрации фрагмента балета.

— умение назвать несколько музыкальных произведений в форме рондо, охарактеризовать их строение;

— знание буквенного строения и схемы формы рондо (с разным количеством эпизодов);

— умение проанализировать музыкальное произведение в форме рондо.

— понимание формы рондо в искусстве как композиции, объединяющей в себе принципы повторности (рефрен) и контраста (эпизоды).

— осознание содержательных, образных особенностей формы рондо на примере творчества русских композиторов А. Бородина и С. Прокофьева; — укрепление понимания взаимосвязи формы произведения с его содержанием.

П о э з и я:

В. Брюсов. «Рондо»; А. Бородин. «Спящая княжна».

М у з ы к а:

А. Бородин. «Спящая княжна».

Ж и в о п и с ь:

А. Соколов. «Сцена венчания из балета “Ромео и Джульетта”».

М у з ы к а:

С. Прокофьев. «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта»

Песенный материал.

В. Сибирский, стихи М. Владимова. «Благодарим, солдаты, вас!»

25

12. 03

 

Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича: вариации.

1

Смысловое прослушивание и анализ фрагмента I части Симфонии № 7 Д. Шостаковича. Обсуждение воплощения темы войны в искусстве. Участие в беседе о творческом облике и музыке Д. Шостаковича. Обсуждение особенностей строения формы рондо. Разучивание и пение песни. Рассмотрение и обсуждение военных фотографий, выявление их образной связи с музыкой композитора. Сольное исполнение.

— умение назвать несколько музыкальных произведений в форме вариаций, охарактеризовать их строение;

 — знание буквенного строения и схемы формы вариаций; — умение проанализировать музыкальное произведение в форме вариаций.

— понимание связи музыки с историей;

 — осознание влияния на творчество композиторов важных исторических событий, в частности Великой Отечественной войны;

— понимание формы вариаций в искусстве, основанной на варьированной повторности

— укрепление патриотических чувств под воздействием изучения творческого облика и музыки Д. Шостаковича; — осознание содержательных, образных особенностей формы вариаций на примере Эпизода фашистского нашествия из Симфонии № 7 Д. Шостаковича; — укрепление понимания взаимосвязи формы произведения с его содержанием.

Ж и в о п и с ь:

К. Васильев. «Нашествие».

Ф о т о г р а ф и и:немецкая тяжёлая артиллерия под Ленинградом, ноябрь 1941 г.; советское пехотное подразделение на Ленинградском фронте, 1942 г.

П о э з и я:

А. Ахматова. «Первый дальнобойный в Ленинграде».

М у з ы к а:

Д. Шостакович. Симфония № 7, I часть, фрагмент. Песенный материал. В. Сибирский, стихи М. Владимова. «Благодарим, солдаты, вас!»

26

19. 03

 

О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии.

1

Разучивание и исполнение песни (сольное исполнение куплетов, хоровое пение припевов и коды). Анализ драматургии песни «Просьба». Художественное чтение и обсуждение стихотворения Т. Готье. Участие в беседе о музыкальной драматургии. Сравнительный анализ стихотворения Готье и пьесы «Старый замок». Сравнительный анализ репродукций картин с точки зрения формы и драматургии.

— умение проанализировать драматургию музыкального произведения на примере пьесы «Старый замок» М. Мусоргского;

 — понимание и умение выразить драматургический замысел композитора при исполнении песни; — укрепление и расширение знания фортепианного цикла М. Мусоргского «Картинки с выставки».

— понимание драматургии произведения искусства как процесса взаимодействия и столкновения образов, тем.

— заинтересованное отношение к драматургии музыкального произведения; — умение рассуждать, участвовать в беседе об особенностях формы и драматургии музыкального произведения.

Ж и в о п и с ь: Школа П. делла Франческа. «Вид идеального города»; А. Альдорфер. «Битва Александра»; Й. Моосбруггер. «Меерсбург — старый замок».

П о э з и я:

Т. Готье. «Средневековье».

М у з ы к а:

М. Мусоргский. «Старый замок» из цикла «Картинки с выставки»

Песенный материал.

 А. Пахмутова, стихи Р. Рождественского. «Просьба».

27

02. 04

 

Музыкальный порыв.

1

Заинтересованное прослушивание и обсуждение характера и образного содержания пьесы «Порыв» Р. Шумана. Выявление связи программного названия пьесы с характером музыки. Беседа о творчестве Р.  Шумана. Сравнительный анализ пьес «Старый замок» М. Мусоргского и «Порыв» Р. Шумана. Анализ музыкально-выразительных средств, формы и драматургии в пьесе «Порыв»

Хоровое исполнение.

— укрепление навыков анализа музыкального произведения в форме рондо;

— освоение навыков анализа драматургии в музыкальном произведении.

— укрепление знаний об искусстве романтического стиля на примере творчества Р. Шумана.

— развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке композиторов-романтиков

М у з ы к а:

Р. Шуман. «Порыв» из фортепианного цикла «Фантастические пьесы».

Песенный материал. А. Пахмутова, стихи Р. Рождественского. «Просьба».

28

09. 04

 

Развитие образов и персонажей в оперной драматургии.

1

Участие в беседе о специфике жанра оперы. Заинтересованное прослушивание и обсуждение фрагментов оперы. Беседа о многообразии творчества М. Глинки. Беседа о воплощении героических образов русской истории в музыке. Сольное исполнение.

— приобретение навыков анализа произведения оперного жанра;

— знание жанров польских танцев — полонеза, мазурки, краковяка;

— умение рассуждать об оперной драматургии.

— понимание оперы как синтетического жанра, объединяющего разные виды искусства — музыку, литературу, театральное действие, изобразительное искусство.

— формирование личностно-ценностного отношения к жанру оперы; — укрепление патриотических чувств в процессе изучения оперы «Жизнь за царя».

Ж и в о п и с ь:

 Р. Покорны. «Старая Вена. Оперный театр»; Неизвестный автор. «Подвиг Ивана Сусанина»; Неизвестный автор. «Полонез».

М у з ы к а:

М. Глинка. Мазурка из оперы «Жизнь за царя», Хор поляков («Сцена в лесу») из оперы «Жизнь за царя»

Песенный материал. А. Пахмутова, стихи Р. Рождественского. «Просьба».

 

29-30

16. 04

23. 04

 

Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь».

2

Просмотр, обсуждение иллюстраций, выявление их связи с музыкальным материалом урока. Обсуждение сюжета и литературных особенностей «Слова о полку Игореве». Беседа о творчестве А. Бородина. Беседа о специфике жанра оперы на примере оперы «Князь Игорь». Смысловое прослушивание и анализ фрагментов оперы. Координация прослушиваемого материала с нотным текстом. Разучивание, пение, анализ музыкальновыразительных средств и формы песни (в течение двух уроков). Хоровое исполнение.

— укрепление и расширение знаний о творчестве А. Бородина;

— укрепление и расширение знаний о жанре оперы;

— развитие навыков сравнительного анализа литературного первоисточника и музыки оперы.

— укрепление интереса к русской истории на примере изучения произведений разных видов искусства — оперы «Князь Игорь» и памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».

— укрепление патриотических чувств, гордости за достижения русской культуры разных веков.

И з о б р а з и т е л ь н о е и с к у с с т в о: В. В. Матэ. Гравюра для издания партитуры «Князь Игорь», Титульный лист партитуры оперы «Князь Игорь»; Н. Рерих. «Путивль», «Поход Игоря»; Ф. Федоровский. «Половецкий стан»; И. Билибин. «Половчанка», «Половецкий стан», «Князь Игорь»; К. Коровин. «Эскиз костюма Кончака».

П о э з и я:

А. Пушкин. «Два чувства дивно близки нам…», фрагмент; «Слово о полку Игореве», поэтический перевод Н. Заболоцкого, фрагмент.

М у з ы к а:

А. Бородин. Фрагменты оперы «Князь Игорь».

Песенный материал.

М. Таривердиев, стихи Р. Рождественского. «Песня о далёкой Родине» из телефильма «Семнадцать мгновений весны».

31

30. 04

 

Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.

Формула красоты.

1

Участие в беседе о творчестве В. А. Моцарта. Рассмотрение иллюстраций учебника и выявление их связи с биографией композитора. Рассмотрение и обсуждение схемы строения симфонического цикла. Обсуждение строения сонатной формы. Прослушивание финала Симфонии «Юпитер». Анализ прослушанного фрагмента. Обсуждение смысловой связи стихотворения А. Пушкина с образным кругом Симфонии. Разучивание, обсуждение и исполнение песни.Формула красоты.

— знание особенностей жанра симфонии, освоение схемы строения симфонии;

 — знание строения сонатной формы;

— понимание терминов «экспозиция», «разработка», «реприза», «кода», «главная партия», «связующая партия», «побочная партия», «фугато».

— умение охарактеризовать содержание, круг образов, характер музыкального произведения (части, фрагмента); — умение находить взаимодействие между художественным образом и формой его воплощения;

 — умение рассматривать вопросы музыкальной драматургии в конкретном произведении.

— укрепление интереса к исследованию драматургии произведений искусства на примере Симфонии В. А. Моцарта.

— наличие аргументированной точки зрения в отношении различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры.

— личностное осознание величия творчества В. А. Моцарта на примере Симфонии «Юпитер»;

— осознание стройности, соразмерности, логичности строения симфонического цикла и сонатной формы.

— личностное эстетическое понимание выражения «формула красоты», умение объяснить его; — укрепление осознания собственной приобщённости к культуре человечества, искусству, процессу творчества, музыке.

И з о б р а з и т е л ь н о е и с к у с с т в о: памятник В. А. Моцарту в Вене (фото); К. Горбатов. «Вид на Зальцбург».

П о э з и я:

А. Пушкин. «Пророк», фрагмент.

М у з ы к а: В.  А. Моцарт. Симфония № 41, финал.

Г р а ф и к а:

 Схема симфонического цикла.

Песенный материал.

М. Таривердиев, стихи Р. Рождественского. «Песня о далёкой Родине» из телефильма «Семнадцать мгновений весны».

Ж и в о п и с ь:

 Л.  Ф. Шнорр фон Карольсфельд. «Лесной царь». П о э з и я: А. Ахматова. «Музыке» («Ты одна разрыть умеешь…»); О. Мандельштам. «В тот вечер не гудел стрельчатый лес органа…», фрагмент.

Песенный материал.

М. Таривердиев, стихи Р. Рождественского. «Песня о далёкой Родине» из телефильма «Семнадцать мгновений весны».

32

07. 05

 

Итоговое тестирование.

1

 

 

 

 

 

33-34

 

 

Резерв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

5. Фонд оценочных средств.

Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения (проверка соотношения достигнутых результатов с запланированными целями обучения). Предполагается использование контроля с обучающей диагностической, развивающей, воспитывающей функциями. Виды контроля и система оценивания строится на основе «Положения о системе оценок, порядке и периодичности текущего контроля учащихся» МКОУ «Мыльджинская ООШ».

 

Возможные виды и формы контроля.

 

Виды контроля.

 

Содержание.

Формы.

Внутренний контроль.

Рубежный.

Уровень усвоения материала, по изученной части.

 Беседа.

Итоговый (промежуточная аттестация)

Уровень усвоения материала, изученного за учебный год.

Итоговое тестирование.

Текущий.

Уровень усвоения учебного материала по отдельной теме.

 

Внешний контроль.

 

 

Конкурсы различных уровней.

 

 

 

Оценивание предметных результатов осуществляется по традиционной пятибалльной системе оценивания.

Критерии оценивания устного ответа:

Отметка «5»

Учащиеся правильно излагают изученный материал;

Анализирует произведения музыки, живописи, графики, архитектуры, дизайна, скульптуры;

Выделяет особенности образного языка конструктивных видов искусства, единства функционального художественно-образных начал и их социальную роль;

Знает основные этапы развития и истории музыки, архитектуры, дизайна, живописи и т.д., тенденции современного конструктивного искусства.

Отметка «4»

Учащиеся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера.

Отметка «3»

Учащийся слабо справляется с поставленным вопросом;

Допускает неточности в изложении изученного материала.

 

Оценка реферата.

Отметка «5»

Работа содержательна, логична, изложение материала аргументировано, сделаны общие выводы по теме.

Показано умение анализировать различные источники, извлекать из них информацию.

Показано умение систематизировать и обобщать информацию, давать ей критическую оценку.

Работа демонстрирует индивидуальность стиля автора.

Работа оформлена в соответствии с планом, требованиями к реферату, грамотно.

Отметка «4»

Работа содержательна, изложение материала аргументировано, сделаны общие выводы по выбранной теме, но изложение недостаточно систематизировано и последовательно.

Показано умение анализировать различные источники информации, но работа содержит отдельные неточности.

Показано умение систематизировать и обобщать информацию, давать
ей критическую оценку.

Работа оформлена в соответствии с планом, но не соблюдены все
требования по оформлению реферата (неправильно сделаны ссылки, ошибки в списке библиографии).

Отметка «3»

Тема реферата раскрыта поверхностно.

Изложение материала непоследовательно.

Слабая аргументация выдвинутых тезисов.

Не соблюдены требования к оформлению реферата (отсутствуют сноски, допущены ошибки, библиография представлена слабо).

 

Оценка проектной работы.

Отметка «5»

Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.

Соблюдена технология исполнения проекта.

Проявлены творчество, инициатива.

Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения, соответствует заявленной теме.

Отметка «4»

1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.

2. Соблюдена технология исполнения проекта, но допущены незначительные ошибки, неточности в оформлении.

3. Проявлено творчество.

4. Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения, соответствует заявленной теме.

Отметка «3»

1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.

2. Допущены нарушения в технологии исполнения проекта, его оформлении.

3. Не проявлена самостоятельность в исполнении проекта.

 

Критерии оценивания тестовых работ.

«5» - 17-16

«4» - 15-14

«3» - 13-12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

6. Материально – техническое обеспечение учебного предмета.

 

1. Библиотечный фонд.

1. Учебно-методические комплекты (программы, учебники)

2.Книги для учителя.

2. Технические средства обучения.

1 Персональный компьютер.

2. Колонки.

3. Проектор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

7. Сведения об учебно-методическом комплекте.

Для учителя:

1. Искусство: Музыка. 7 класс: методическое пособие к учебнику Т. И. Науменко, В. В. Алеева / А. В. Занкова; под ред. В. В. Алеева. — М.: Дрофа, 2017.

2. Аудиоприложение.

3. Линия УМК. Искусство6 Музыка. 7 класс: учебник / Т. И. Науменко, В.В. Алеев. -3-е издание, стереотипное-М.: Дрофа, 2016.

 

Для учащихся:

1. Линия УМК. Искусство6 Музыка. 7 класс: учебник / Т. И. Науменко, В.В. Алеев. -3-е издание, стереотипное-М.: Дрофа, 2016.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

8. Тесты.

Итоговый тест по Музыке 7 класс.

 1. Чем обычно открываются оперы?
а) интродукция;
б) пролог;
в) увертюра.


2. Назовите знаменитое произведение А. Вивальдиа

А)«Венецианская ночь»;
б) «Лунная соната»;
в) «Времена года».


3. Н. Римский-Корсаков сочинил симфоническую сюиту «Шехеразада» по мотивам известных сказок:

а) русских народных;

б) якутских народных;

в) арабских народных.


4. Какие термины относятся к музыкальному жанру?
а) Басня;

б) Баллада;

в) Сказка.


5. Музыкальная форма, в которой основная тема повторяется не менее трёх раз, а между её произведениями даются контрастные по характеру эпизоды.
     а) Трёхчастная;
     б) Вариации;
     в) Рондо.
6. Какой инструмент относится к струнным?
    а) Тромбон;
    б) Валторна;
    в) Контрабас.


7. Какая из этих сюит написана Н.А. Римским-Корсаковым?
     а) «Картинки с выставки»;
     б) «Шехеразада»;
      в) «Соловей».


8. Какой музыкальный образ отражает в себе столкновение, противоречие, трагедию?
    а) лирический;
     б) драматический;
     в) эпический.


9. Какой музыкальный образ отражает в себе величественные и мифологические события?
     а) лирический;
     б) драматический;
      в) эпический.


 10. Кто написал музыку к драматургическому произведению «Лесной царь»?
     а) Шуберт;
     б) Чайковский;
      в) Бах;


11. Как называется благородный танец парами?
  а) марш;
   б) полька;
   в) вальс.


12. Танец озорной, веселой молодежи?
  а) марш;
  б) полька;
  в) вальс.


13. Торжественная поступь, люди в нарядных мундирах?
 а) марш;
 б) полька;
 в) танго.


14.Правильное название Лунной сонаты?
а) соната №14;
б) соната №40;
в) соната №12.


15. Ансамбль из 4 -х исполнителей?
а) квинтет;
б) квартет;
в) дуэт.


16. Исполнитель очень трудных произведений?
а) лауреат;
б) виртуоз;
в) дирижер.


17. Вокализ – это:
а) Музыка, исполняемая женским хором;
б) Музыка, исполняемая женским голосом;
в) Музыка, исполняемая голосом без слов.

Ключи: 1-в, 2-в, 3-в, 4-б,5-в, 6-в,7-б,8-б, 9-в,10-а, 11-в, 12-б, 13-а, 14-б, 15-б, 16-б, 17-в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

9. Перечень учебно-методического образовательного процесса.

- Федеральный закон от 29.12.2012г.  «Об образовании в Российской Федерации» (действующая редакция);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» – СанПиН 2.4.2. 2821-10 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г.№189 (действующая редакция с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013г., 24 ноября 2015г.));

-Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства науки и просвещения РФ от 28.12.2018 г. №345 (с изменениями 2019 г. (приказ Министерства Просвещения РФ №632 от 28.11.2019 г. «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников» и №253 от 08.05.2019 г. «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников»));

- Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 09.06.2016 г. №699).

 

Федеральные государственные стандарты:

- для уровня основного общего образования (5-9 классы) – федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577 (далее ФГОС ООО).

- примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (далее – ФУМО), протокол от 08.04.2015 №1/15) (ред. От 28.10.2015);

-  Устав МКОУ «Мыльджинская ООШ;

-  Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ «Мыльджинская ООШ».

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

 

 

10. Список литературы и интернет ресурсов.

1. Искусство: Музыка. 7 класс: методическое пособие к учебнику Т. И. Науменко, В. В. Алеева / А. В. Занкова; под ред. В. В. Алеева. — М.: Дрофа, 2017.

2.Линия УМК. Искусство6 Музыка. 7 класс: учебник / Т. И. Науменко, В.В. Алеев. -3-е издание, стереотипное-М.: Дрофа, 2016.

3.

4. https://infourok.ru/rabochaya-programma-po-muzike-kl-naumenko-aleev-3976842.html

5. https://урок.рф/library/rabochaya_programma_po_muzike_dlya_7_klassa_po_progra_134248.html

6.https://educontest.net/ru/1901421/итоговое-тестирование-по-музыке-5-7-кла/.

7. https://x-minus.me/

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Мыльджинская основная общеобразовательная школа имени

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Мыльджинская основная общеобразовательная школа имени

Планируемые результаты. Личностные

Планируемые результаты. Личностные

Часть 1. Содержание в музыке

Часть 1. Содержание в музыке

Понимать интонационно — образную природу музыкального искусства, средства музыкальной выразительности

Понимать интонационно — образную природу музыкального искусства, средства музыкальной выразительности

О роли повторов в музыкальный форме

О роли повторов в музыкальный форме

Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского (1 ч)

Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского (1 ч)

Эпические образы в музы­ке - это образы не только героев, но и событий исто­рии, образы природы, изо­бражающей

Эпические образы в музы­ке - это образы не только героев, но и событий исто­рии, образы природы, изо­бражающей

Сонет к форме» В. Брюсова). Связь тональности музыкального произведения с его художественным замыслом, характером

Сонет к форме» В. Брюсова). Связь тональности музыкального произведения с его художественным замыслом, характером

Спящая княжна» А. Бородина. Многоплановость художественного образа в рондо «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и «Джульетта»

Спящая княжна» А. Бородина. Многоплановость художественного образа в рондо «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и «Джульетта»

Симфония – жанр музыкального искус­ства

Симфония – жанр музыкального искус­ства

Дата проведения Тема урока

Дата проведения Тема урока

Обсуждение выразительных средств, помогающих передать внутренний мир, духовную жизнь изображённых на портретах

Обсуждение выразительных средств, помогающих передать внутренний мир, духовную жизнь изображённых на портретах

Анализ нотного примера. Разучивание и пение двух песен

Анализ нотного примера. Разучивание и пение двух песен

Дневника музыкальных размышлений»

Дневника музыкальных размышлений»

А. Вивальди, картин П. Брейгеля и братьев

А. Вивальди, картин П. Брейгеля и братьев

Восточная тема у Н. Римского-Корсакова: «Шехеразада»1Прослушивание фрагментов симфонической музыки

Восточная тема у Н. Римского-Корсакова: «Шехеразада»1Прослушивание фрагментов симфонической музыки

А. Варламова. Обсуждение вопросов исполнительской интерпретации, творчества пианиста на примере

А. Варламова. Обсуждение вопросов исполнительской интерпретации, творчества пианиста на примере

Анализ Прелюдии С. Рахманинова (на слух, по нотам)

Анализ Прелюдии С. Рахманинова (на слух, по нотам)

Беседа об особенностях литературного перевода стихов

Беседа об особенностях литературного перевода стихов

Разучивание и исполнение песни — сольное и хоровое пение

Разучивание и исполнение песни — сольное и хоровое пение

Беседа о русской народной песне, её жанровых разновидностях

Беседа о русской народной песне, её жанровых разновидностях

Чайковского и фортепианного вальса

Чайковского и фортепианного вальса

Ж и в о п и с ь: Ж.-Г. Шарве

Ж и в о п и с ь: Ж.-Г. Шарве

Обсуждение репродукций картин и фотографий архитектурных сооружений; выявление в них связи формы и содержания

Обсуждение репродукций картин и фотографий архитектурных сооружений; выявление в них связи формы и содержания

Разучивание и пение песни (сочетание сольного и хорового исполнения)

Разучивание и пение песни (сочетание сольного и хорового исполнения)

Выявление и обсуждение особенностей формы периода

Выявление и обсуждение особенностей формы периода

Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь»: двухчастная форма

Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь»: двухчастная форма

Определение особенностей строения трёхчастной формы

Определение особенностей строения трёхчастной формы

С. Прокофьева. Обсуждение особенностей жанра балета

С. Прокофьева. Обсуждение особенностей жанра балета

Обсуждение воплощения темы войны в искусстве

Обсуждение воплощения темы войны в искусстве

Участие в беседе о музыкальной драматургии

Участие в беседе о музыкальной драматургии

Порыв» Хоровое исполнение.— укрепление навыков анализа музыкального произведения в форме рондо; — освоение навыков анализа драматургии в музыкальном произведении

Порыв» Хоровое исполнение.— укрепление навыков анализа музыкального произведения в форме рондо; — освоение навыков анализа драматургии в музыкальном произведении

Слова о полку Игореве». Беседа о творчестве

Слова о полку Игореве». Беседа о творчестве

Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии

Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии

Фонд оценочных средств. Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения (проверка соотношения достигнутых результатов с запланированными целями обучения)

Фонд оценочных средств. Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения (проверка соотношения достигнутых результатов с запланированными целями обучения)

Оценка реферата . Отметка «5»

Оценка реферата . Отметка «5»

Не проявлена самостоятельность в исполнении проекта

Не проявлена самостоятельность в исполнении проекта

Библиотечный фонд. 1. Учебно-методические комплекты (программы, учебники) 2

Библиотечный фонд. 1. Учебно-методические комплекты (программы, учебники) 2

Сведения об учебно-методическом комплекте

Сведения об учебно-методическом комплекте

Итоговый тест по Музыке 7 класс

Итоговый тест по Музыке 7 класс

Какой музыкальный образ отражает в себе столкновение, противоречие, трагедию? а) лирический; б) драматический; в) эпический

Какой музыкальный образ отражает в себе столкновение, противоречие, трагедию? а) лирический; б) драматический; в) эпический

Ансамбль из 4 -х исполнителей? а) квинтет; б) квартет; в) дуэт

Ансамбль из 4 -х исполнителей? а) квинтет; б) квартет; в) дуэт

Перечень учебно-методического образовательного процесса

Перечень учебно-методического образовательного процесса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2022