Рабочая программа Музыка 8 класс
Оценка 4.8

Рабочая программа Музыка 8 класс

Оценка 4.8
Документация
docx
музыка
20.02.2022
Рабочая программа Музыка 8 класс
рабочая программа Музыка 8 класс.
8 кл. Музыка рабочая программа.docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

"Мыльджинская основная общеобразовательная школа имени Владимира Николаевича Ляшенко"

 

ПРИНЯТО:                                                                                        

на заседании педагогического совета

Протокол № 6

от «31» августа 2020г.

СОГЛАСОВАНО:

зам. директора по УВР

_____________И.П. Лесковец

«___»_________ 20____г

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

______________Н.П. Белохвостова

Приказ № ______от « ___» _________20___ г.

 

 

 

Рабочая программа по предмету

«Искусство. Музыка»

8 класс

 

 

Составлена: Л. Л. Рыбиной.

учителем химии и технологии.

 

 

на 2020-2021 учебный год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

1. Планируемые результаты.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

·         обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;

·         обобщенное представление о художественных ценностях произведений разных видов искусства;

·         наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к

искусству;

·         инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач;

·         соответствующий возрасту уровень культуры восприятия искусства;

·         наличие определенного уровня развития общих художественных способностей, включая образное и ассоциативное мышление,

творческое воображение;

·         участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к художественным интересам сверстников.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

·         понимание роли искусства в становлении духовного мира человека; культурно-историческом развитии современного социума;

·         общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.);

·         развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности;

·         соответствующий возрасту уровень духовной культуры;

·         творческий подход к решению различных учебных и реальных жизненных проблем;

·         расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие;

·         усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения;

·         эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности, привнесение красоты в человеческие отношения).

 

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Ученик научится:

·         ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального

·         мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной

·         терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры

·         мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

·         определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности

·         музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.,

·         отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX в.);

·         применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углублённого

·         понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования на электронных музыкальных

·         инструментах и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве сети Интернет.

Ученик получит возможность научиться:

·         высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах,

воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации

выбора;

·         структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный

материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Содержание предмета «Искусство. Музыка» 8 класс.

Часть1. О традиции в музыке (2 ч)

1. Музыка «старая» и «новая» (вместо введения).

2. Настоящая музыка не бывает «старой»

3. Живая сила традиции.

 

Часть 2.  Вечные темы в музыке (9 ч)

Сказочные-мифологические темы (2 ч)

4. Искусство начинается с мифа.

5 Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»

6. Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского.

7. «Благословляю вас, леса.

Мир человеческих чувств (4 ч)

8. Образы радости в музыке.

9. «Мелодией одной звучат печаль и радость»

10. «Слёзы людские, о слёзы людские…»

11.Бессмертные звуки «Лунной» сонаты.

12. Два пушкинских образа в музыке.

13. Трагедия любви в музыке. П. Чайковский. «Ромео и Джульетта».

14. Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт».

15.Мотивы пути и дороги в русском искусстве.

В поисках истины и красоты (3 ч)

16. Мир духовной музыки.

17. Колокольный звон на Руси.

18. Рождественская звезда.

19. От Рождества до Крещения.

20. «Светлый праздник». Православная музыка сегодня.

 

Часть 3. О современности в музыке (5 ч)

21. Как мы понимаем современность.

22. Вечные сюжеты.

23. Философские образы XX века: «Турангалили-симфония» О. Мессиана.

24. Диалог Запада и Востока в творчестве отечественных современных композиторов.

25. Новые области в музыке XXвека (джазовая музыка).

26. Лирические страницы советской музыки.

27. Диалог времён в музыке А. Шнитке.

28. «Любовь никогда не перестанет.

29. Подводим итоги.

 

Часть 1. О традиции в музыке (2 ч)

Музыка «старая» и «новая» (вместо введения). Настоящая музыка не бывает «старой» (1 ч)

Введение в тему года «Традиция и современность в музыке». Условность деления музыки на «старую» и «новую». О преемственности традиций в искусстве, о взаимосвязи старинной и современной музыки, о вечной ценности и актуальности искусства на примере музыки.

 

 

Живая сила традиции (1 ч)

Необходимости сохранений традиций в искусстве. Традиция как хранитель памяти и культуры человечества. Летописи и предания «старинных» людей. Образ летописца Пимена в опере М.Мусоргского «Борис Годунов»

 

Часть 2.  Вечные темы в музыке (9 ч)

Сказочные-мифологические темы (2 ч)

 

Искусство начинается с мифа. Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» (1 ч)

Сказка и миф как вечные источники искусства. Единение души человека с душой природы в легендах, мифах, сказках. Сочетание реального и вымышленного в опереН. Римского-Корсакова «Снегурочка».Влияние сказочно мифологической темына музыкальный язык оперы.

Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского.  «Благословляю вас, леса …» (1 ч)

Особенности тем и образов в музыке начала XX века. Воплощение образа языческой Руси в балете И. Стравинского «Весна священная» (синтез прошлого и настоящего, танца как символа энергии жизни, могучая стихия ритма). К. Дебюсси. «Послеполуденный отдых Фавна»: поэма радости, света и языческой неги. Утонченность выразительно-изобразительных характеристик музыкального образа произведения.Романс П. Чайковского на стихи А. Толстого«Благословляю вас, леса...» — гимн восторженного единения человека и природы, человека и всего человечества.

Мир человеческих чувств (4 ч)

 

Образы радости в музыке. «Мелодией одной звучат печаль и радость» (1 ч)

Воплощение эмоционального мира человека в музыке. Многообразие светлых и радостных музыкальных образов. Безраздельная радость и веселье в Хороводной песне Садко (из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко»). Изменчивость музыкальных настроений и образов — характерная особенность музыкальных произведений. Сравнение характеров частей в произведении крупной формы — Концерта № 23 для фортепиано с оркестром В. А.Моцарта.Одномоментность состояний радости и грусти в музыкальных произведениях малой формы (на примере романса С.Рахманинова «Здесь хорошо»). Особенности истории создания романса, его содержания и средств выразительности (лад, гармония, диалог между вокальной и фортепианной партиями). Выразительность воплощения образов радости и скорби в вокальной пьесе Д.Шостаковича «Бессмертие».

 

«Слёзы людские, о слёзы людские…» Бессмертные звуки «Лунной» сонаты (1 ч)

Образы скорби и печали в музыке, глубина их содержания. Способность музыки грустного характера приносить утешение (на примере пьесы «Грезы» из фортепианного цикла «Детские пьесы» Р. Шумана). Чувства одиночества, неразделенной любви, воплощенные в музыке «Лунной» сонаты Л. Бетховена. Понимание смысла метафоры «Экология человеческой души».

Два пушкинских образа в музыке.  Трагедия любви в музыке. П. Чайковский. «Ромео и Джульетта» (1 ч)

Сила искренности образа Татьяны Лариной в опере П. Чайковского «Евгений Онегин». Воплощение психологического портрета героини в Сцене письма. Радостный порыв, воодушевление в романсе Пушкина — Глинки «В крови горит огонь желанья...». Сравнение двух пушкинских образов, воплощенных в произведениях Глинки и Чайковского.Традиция в искусстве. Смысл изречения Ф. Шатобриана: «Счастье можно найти только на исхоженных дорогах». Тема нарушенного запрета в произведениях искусства. Воплощение коллизии в увертюре-фантазии П. Чайковского «Ромео и Джульетта» (конфликт между силой вековых законов и силой любви). Реализация содержаниятрагедии в сонатной форме. Роль вступления и коды в драматургии произведения.

Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Мотивы пути и дороги в русском искусстве (1 ч)

Пафос революционной борьбы в увертюре Л. Бетховена «Эгмонт». Автобиографические мотивы в этом произведении. Сходство и отличия между увертюрами П. Чайковского и Л. Бетховена. Понятия путь и дорога. Как символы жизни и судьбы. Переплетение мотивов вьюги, метели, дороги как характерная примета русского искусства. Множественность смыслов музыкального образа в пьесе «Тройка» из оркестровой сюиты Г. Свиридова «Метель».

В поисках истины и красоты (3 ч)

 

Мир духовной музыки. Колокольный звон на Руси (1 ч)

Мир красоты и гармонии в духовной музыке. Великие композиторы — авторы духовных сочинений. Роль гармонии и фактуры в создании художественного образа хора М. Глинки «Херувимская песнь». Роль колокольного звона в жизни русского человека. Колокольная симфония старой Москвы в описании М. Лермонтова. Музыка утренних колоколов во Вступлении к опере «Хованщина» М. Мусоргского. Праздничное многоголосие колоколов в Сцене венчания Бориса на царство (опера М. Мусоргского «Борис Годунов»). Радостный перезвон в музыкальной поэме «Колокола» С. Рахманинова.

Рождественская звезда.  От Рождества до Крещения (1 ч)

Значение праздника Рождества в христианской культуре. Тема Рождества в искусстве (образы, символы, атрибуты).Рождественские праздники на Руси: Святки. Обряд колядования.

«Светлый праздник». Православная музыка сегодня (1 ч)

Празднование Пасхи на Руси. Содержание увертюры Н. Римского-Корсакова «Светлый праздник». Возрождение традиций духовной музыки в творчестве современных композиторов.

 

Часть 3. О современности в музыке (5 ч)

 

Как мы понимаем современность. Вечные сюжеты (1 ч)

Трактовка понятия музыке. Новые темы в искусстве начала XX века. Выражение темы промышленного пейзажа в оркестровой пьесе А. Онеггера «Пасифик 231». Романтизация индустриальной темы в искусстве (на примере стихотворения М. Герасимова «Песнь о железе»). Воплощение вечных тем и сюжетов в музыке XX века. Балет А. Хачатуряна «Спартак»:содержание, некоторые особенности музыкальной драматургии и средств музыкального выражения.

Философские образы XX века: «Турангалили-симфония» О. Мессиана.  Диалог Запада и Востока в творчестве отечественных современных композиторов (1 ч)

Многоаспектность философских выражений в творчестве О.Мессиана. Воплощение мира восточных цивилизаций в «Турангалиле-симфонии» (полисемичность термина турангалила, космические идеи и символы, специфика музыкального языка). Взаимодействие культурных традиций Запада и Востока в современной музыке (на примере балета Ц. Чжень-Гуаня «Течет речка»). Претворение в балете китайской музыкальной традиции (опора на национальный фольклор, применение пентатоники, своеобразие инструментального состава). Влияние творчества русских композиторов на музыку балета «Течет речка» (особенности музыкального развития и языка в передачечувств героев).

Новые области в музыке XX века (джазовая музыка). Лирические страницы советской музыки (1 ч)

Джаз: истоки возникновения, условия бытования, композиционно-стилистические и исполнительские особенности. Взаимодействие афроамериканской джазовой культуры и европейских традиций в «Рапсодии в стиле Блюз» Мотивы памяти, грусти, любви в музыке Второй симфонии А. Эшпая. Соединение грозных и нежно-поэтических образов-символов в романсе С. Слонимского «Я недаром печальной слывут...»

Диалог времён в музыке А. Шнитке.  «Любовь никогда не перестанет» (1 ч)

Полистилистика в музыке А. Шнитке: противопоставление и связь образов прошлого и настоящего (на примере фрагментов из «Cоnсеrtоgrоssо» № 1). Классические реминисценции в современной музыке: их идеи, смыслы, образы. Возрождение в современной музыке культурно-музыкальных традиций, воплощающих образ святой Руси. Понимание смысла слов апостола Павла: «Любовь никогда не перестанет» (любовь как выражение милосердия, созидания, святости). Воплощение идеи «любви святой» в музыке Г. Свиридова.

Подводим итоги. Итоговый тест (1 ч)

Обсуждение содержания темы года «Традиция и современность в музыке». Претворение в музыке вечных проблем, связанных с мифопоэтическими представлениями, миром человеческих чувств, духовно-музыкальной традицией. Тест.

 

 

 

 

 

 

3. Тематическое планирование.

 

Программа по «Музыке» рассчитана на 17 часов (1 час в 2 недели).

п/п

Темы разделов

По программе (час)

По плану (час)

В том числе

Сольное, хоровое исполнение.

Тесты

1

Введение.

1 ч.

1 ч.

-

-

2

Часть 1. О традиции в музыке.

1 ч.

1 ч.

-

-

3

Часть 2. Вечные темы в музыке.

9 ч.

9 ч.

3

-

4

Часть 3. О современности в музыке.

5 ч.

5 ч.

2

1

5

Резерв.

1 ч.

1 ч.

 

 

6

Итого

17 ч.

17 ч.

-

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение1

4. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности на 20/21 год.

 

 

№ урока

Дата проведения

Тема урока

 

Кол-во часов

 

Виды деятельности

 

Планируемые результаты обучения

 

Средства обучения.

 

 

 

план

факт

предметные

метапредметные

личностные

Введение  (1 ч)

1

11. 09

 

Музыка «старая» и «новая» (вместо введения). Настоящая музыка не бывает «старой»

1

Беседа о традициях и новациях в искусстве, о чередовании и преемственности художественных стилей. Просмотр и обсуждение репродукций картин отечественного изобразительного искусства. Разговор о русских обрядах, обычаях, особенностях русского фольклора. Беседа о русской природе как импульсе для создания многих произведений отечественного искусства. Поиск с помощью Интернета современных произведений искусства, в которых воплощаются темы прошлого. Участие в беседе о традициях и новаторстве в искусстве, о вечных духовных ценностях и их соотношении с историческим прогрессом. Разучивание и исполнение песенного материала урока. Прослушивание, анализ, обсуждение предложенных музыкальных произведений. Просмотр, анализ, обсуждение иллюстраций в учебнике и соотнесение их с прослушанными музыкальными произведениями. Хоровое, сольное пение.

— умение назвать виды современной массовой музыки — джаз, рок, поп-музыка, диско, авторская песня, рэп.

— умение определить принадлежность музыки к старинному стилю или современной эпохе.

— понимание существования музыки как процесса в общем русле развития культуры, истории человечества.

— формирование представлений об истории искусства, о соотношении исторического прогресса и вечных культурных ценностей.

— осознание опоры музыкального творчества на фольклорно-мифологические источники, религиозные искания, человеческие чувства и взаимоотношения.

— укрепление представлений о роли музыки в формировании человека.

Ж и в о п и с ь: И. Левитан. «Тихая обитель»; Б. Кустодиев. «Масленица».

Ж и в о п и с ь:

П. Боннар. «Ранняя весна»; братья Лимбург. «Сентябрь. Из Роскошного часослова герцога Беррийского»

А р х и т е к т у р а:

 В. Васнецов. «Проект теремка»; А. Гауди. «Каса Мила», Барселона, Испания (фото).

М у з ы к а:

Х. Родриго. «Пастораль» из Концерта для гитары с оркестром «Мадригал», фрагмент; Л. А. Лебрен. Концерт № 4 для гобоя с оркестром, финал.

П о э з и я:

Б. Пастернак. Стихотворение (фрагмент).

Песенный материал.

 А. Островский, стихи С. Островского. «Песня остаётся с человеком»

 

Часть 1. О традиции в музыке (1 ч)

2

25. 09

 

Живая сила традиции.

1

Беседа о необходимости сохранений традиций в искусстве. Смысловое вдумчивое прослушивание монолога Пимена из оперы «Борис Годунов». Сравнительный анализ музыки монолога и картин с изображением летописцев, баянов, сказителей. Разучивание и исполнение песни.

— осознание личности сказителя, летописца, хранителя традиций на примере героя оперы М.  Мусоргского «Борис Годунов» Пимена.

— выявление связей произведений искусства с традициями, с общей историей культуры.

— укрепление интереса к отечественной истории, культуре, традициям.

И з о б р а з и т е л ь н о е и с к у с с т в о:

В. Васнецов. «Нестор-летописец»; Н. Рерих. «Баян»; И. Билибин. «Келья в Чудовом монастыре». Эскиз декорации к 1-й картине I действия оперы М. Мусоргского «Борис Годунов»; В. Васильев. «Келья Пимена».

Л и т е р а т у р а:

А. Пушкин. Монолог Пимена из трагедии «Борис Годунов». Музыка:

М. Мусоргский. Монолог Пимена из I действия оперы «Борис Годунов»

Песенный материал.

 А. Островский, стихи С. Островского. «Песня остаётся с человеком»

 

Часть 2. Вечные темы в музыке (9 ч)

3

09. 10

 

Искусство начинается с мифа. Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»

1

Беседа о сказке и мифе как вечных темах искусства. Анализ картины И. Шишкина как примера единения искусства с природой. Просмотр, анализ и обсуждение эскиза декорации к 2-й картине оперы «Садко», выявление его сказочного, поэтического, таинственного характера. Обсуждение единства характера декорации и музыки. Прослушивание, анализ и обсуждение Протяжной песни Садко.

Беседа о влиянии фольклора на профессиональное искусство на примере оперы «Снегурочка». Просмотр, анализ, обсуждение декораций к опере «Снегурочка», выявление их неразрывной связи с оперой. Обсуждение картин В. Васнецова с точки зрения роли и влияния на них русского народного творчества. Слуховой анализ Вступления к опере «Снегурочка». Сольное исполнение песни.

— расширение знаний о русских операх на примере фрагментов из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова.

— укрепление знаний о русских сказочных операх на примере «Снегурочки» Н. Римского-Корсакова.

— осознание роли мифа, сказки в разных видах искусства.

— осознание основополагающего и благотворного значения народных песен, сказок, игр для русского искусства.

— осознание и укрепление понимания неразрывной связи искусства с природой.

— умение размышлять о теме взаимоотношений и взаимодействия человека и природы в произведениях искусства.

И з о б р а з и т е л ь н о е и с к у с с т в о:

 И. Шишкин. «Лесные дали»; И. Билибин. Эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Садко». В. Васнецов. «Снегурочка»; В. Васнецов. «Палаты царя Берендея», эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Садко»; Д. Стеллецкий. «Пролог», эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».

М у з ы к а: Н. Римский-Корсаков. Протяжная песня Садко «Ой ты, тёмная дубравушка» из оперы «Садко» Н. Римский-Корсаков. Вступление к опере «Снегурочка».

Песенный материал.

 А. Островский, стихи С. Островского. «Песня остаётся с человеком»

 

4

23. 10

 

Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского.  «Благословляю вас, леса …»

1

Беседа о необходимости приобщения к истокам народного творчества, древним культурным традициям. Обсуждение творческого облика И. Стравинского. Просмотр, обсуждение, анализ эскизов декораций к балету «Весна священная». Прослушивание музыкальных фрагментов и анализ музыки на слух. Сравнительный анализ музыки и декоративного оформления балета.  Художественное чтение вслух фрагментов стихотворений. Анализ поэтического текста. Смысловое прослушивание музыкальных произведений. Слуховой анализ музыки. Сравнительный анализ поэтических, музыкальных и живописных произведений. Разучивание и исполнение песенного материала (сольное, и хоровое пение).

— расширение знаний приёмов артикуляции на примере фрагментов из «Весны священной»

— углубление знаний о личности и творчестве К. Дебюсси, П. Чайковского; — укрепление навыков слухового и хорового и сольного пения

— понимание необходимости приобщения людей к древним пластам культуры, к исконным традициям человечества.

— углубление понимания роли природы как вечной темы, воплощаемой в разных видах искусства; — укрепление знаний о стиле импрессионизм в разных видах искусства.

— осознание значения и многообразия ритмического начала в музыке на примере «Весны священной».

— воспитание эмоционально-ценностного, личностного, позитивного отношения к музыке импрессионизма и творчеству П. Чайковского.

И з о б р а з и т е л ь н о е и с к у с с т в о:

И. Билибин. «Царство Дадона», эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок»; С. Мамотин. «Кащей»; Л. Бакст. Эскиз костюма Жар-птицы; А. Головин. Эскиз декорации к балету И. Стравинского «Жар птица»; Н.  Рерих. Эскиз декорации к балету И. Стравинского «Весна священная». Л. Бакст. Эскиз костюма Нимфы; Л. Бакст. Портрет Нижинского в роли Фавна; Л. Бакст. «Послеполуденный отдых Фавна», эскиз декорации.

М у з ы к а:

И. Стравинский. «Весенние гадания. Пляски щеголих» из балета «Весна священная».

К. Дебюсси. «Послеполуденный отдых Фавна» 

П о э з и я:

 С. Малларме. «Когда от духоты…», фрагмент.

 А. К. Толстой. «Благословляю вас, леса…».

Ж и в о п и с ь:

А. Васнецов. «Абрамцевские дали», «Озеро в горной Башкирии».

М у з ы к а: П. Чайковский, стихи А. К. Толстого. «Благословляю вас, леса…»

Песенный материал.

А. Рыбников, стихи А. Вознесенского. «Я тебя никогда не забуду».

 

5

06. 11

 

Образы радости в музыке. «Мелодией одной звучат печаль и радость»

1

Участие в беседе о жизни и творчестве Н. Римского-Корсакова. Обсуждение особенностей оперы «Садко» как примера русской эпической оперы, оперы-былины. Анализ особенностей палехской миниатюры, выявление её связи с оперой Римского-Корсакова. Прослушивание и слуховой анализ музыкального фрагмента.

Беседа о жизни и творчестве В.  А.  Моцарта, С.  Рахманинова, Д.  Шостаковича на материале произведений, изученных в разных классах. Беседа о воплощении образов радости в разных видах искусства. Смысловое прослушивание, слуховой анализ музыкальных произведений. Просмотр, обсуждение и анализ репродукций картин и скульптуры. Выявление связи репродукций с содержанием музыкальных произведений. Выразительное чтение вслух и обсуждение стихотворения. Анализ взаимосвязи поэтического и музыкального образов в романсе С.  Рахманинова. Хоровое, сольное исполнение.

— знание русских опер на примере «Садко» Н. Римского-Корсакова.

— знание строения классического инструментального концерта на примере Концерта № 23 для фортепиано с оркестром В. А. Моцарта.

— осознание опоры русского профессионального искусства на богатые традиции народного творчества.

— осознание изменчивости, подвижности, многообразия нюансов настроений, воплощённых в произведениях искусства.

— восприятие музыки как выражения эмоционального мира человека, многообразных оттенков чувств.

— осознание и анализ образов радости, света, счастья в музыкальных произведениях русских и зарубежных композиторов на примере музыки В.  А. Моцарта, С. Рахманинова, Д. Шостаковича.

 

И з о б р а з и т е л ь н о е и с к у с с т в о: «Садко». Палех.

М у з ы к а:

Н. Римский-Корсаков. Хороводная песня Садко из оперы «Садко»

Ж и в о п и с ь: неизвестный художник. Портрет В. А. Моцарта; К. Хайд. «Дом Моцарта»; И. Бюхе. «Моцарт за сочинением произведений».

М у з ы к а: В. А. Моцарт. Концерт № 23 для фортепиано с оркестром. I–III части.

Ж и в о п и с ь:

А. Осьмёркин. «На набережной Невы»; И. Шишкин. «У берегов Финского залива».

С к у л ь п т у р а: Микеланджело. «Давид».

П о э з и я: Микеланджело Буонарроти, перевод А. Эфроса. «Бессмертие».

М у з ы к а:

 С. Рахманинов, стихи Г. Галиной. «Здесь хорошо…» Д. Шостакович. «Бессмертие» из Сюиты для баса и фортепиано на стихи Микеланджело Буонарроти, перевод А. Эфроса.

Песенный материал.

А. Рыбников, стихи А. Вознесенского. «Я тебя никогда не забуду».

6

20. 11

 

«Слёзы людские, о слёзы людские…» Бессмертные звуки «Лунной» сонаты

1

Беседа о воплощении в искусстве образов грусти, скорби. Беседа о чувстве утешения, возникающем при восприятии грустной, трагической музыки. Просмотр репродукций гравюр, коллективный анализ и обсуждение их содержания. Выразительное чтение вслух фрагментов стихотворений, выявление их связи с темой урока. Прослушивание, слуховой анализ музыкальных произведений. Сравнительный анализ гравюр, стихотворений и музыкальных произведений. Разучивание, исполнение, обсуждение песни В.  Высоцкого. Анализ музыкально-выразительных средств и выявление их связи с содержанием песни.

Беседа о выражении проблем, страданий, переживаний в музыке. Беседа о плодотворной роли музыки в решении проблем, преодолении страданий, смягчении переживаний людей. Просмотр и анализ репродукции картины. Выразительное чтение фрагмента стихотворения. Смысловое прослушивание фрагмента произведения Л.  Бетховена. Сравнительный анализ живописного, музыкального и поэтического произведений. Выявление сходства и различия в характере, содержании, эмоциональной палитре произведений разных видов искусства. Хоровое исполнение песни.

— понимание и анализ образов печали, скорби, тоски и одиночества в музыке.

— совершенствование навыков полноценного анализа музыкального произведения, объединяющего эмоциональную и технологическую составляющие сочинения

— понимание радостных образов в искусстве как награды за преодоление невзгод и трудностей, как результат жизненной борьбы.

— осознание значения искусства для решения проблемы «экологии» человеческой души.

— осознание музыки как вида искусства, передающего разноплановые, контрастные образы во всём их многообразии.

— понимание отражения проблем и страданий людей в музыке; — осознание этической роли музыки.

И з о б р а з и т е л ь н о е и с к у с с т в о:

С. Красаускас. Две гравюры из цикла «Вечно живые».

П о э з и я:

 Ф. Тютчев. «Слёзы людские, о слёзы людские…»; Р. Рождественский. «Реквием», фрагмент.

М у з ы к а:

П. Чайковский. «Болезнь куклы» из фортепианного цикла «Детский альбом» Р. Шуман. «Грёзы» из цикла «Детские сцены»).

Ж и в о п и с ь:

П. Уткин. Крымский этюд. «Лунный».

П о э з и я: П. Б. Шелли. «Любовь бессмертная». М у з ы к а:

 Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано, «Лунная». I часть.

Песенный материал.

А. Рыбников, стихи А. Вознесенского. «Я тебя никогда не забуду».

7

04. 12

 

Два пушкинских образа в музыке.  Трагедия любви в музыке. П. Чайковский. «Ромео и Джульетта»

1

Участие в беседе о воплощении темы любви в искусстве. Участие в беседе о пушкинских сюжетах, темах, образах в музыке. Знакомство и обсуждение книжных иллюстраций. Выразительное чтение вслух и обсуждение фрагментов стихотворения и прозы М.  Цветаевой. Сравнительный анализ иллюстраций, литературных и музыкальных фрагментов. Беседа об образах Тристана и Изольды, Пеллеаса и Мелизанды, Ромео и Джульетты и их воплощении в музыке. Участие в беседе о гуманизме произведений У.  Шекспира, их высоких этических идеалах, воспевании гармоничной и сильной человеческой личности. Прослушивание и слуховой анализ фрагментов «Ромео и Джульетты». Анализ музыкально-выразительных средств в нотных примерах. Сравнительный анализ воплощения любви Ромео и Джульетты в живописи (репродукция картины) и музыке. Хоровое, сольное исполнение.

— знание жанра лирическо-психологической русской оперы на примере оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского; — расширение знаний о русских романсах на примере романса М. Глинки.

— чуткость и отзывчивость к воплощению темы любви в искусстве.

— эмоционально-личностное отношение к воплощению пушкинских образов в музыке на примере произведений П. Чайковского и М. Глинки.

И з о б р а з и т е л ь н о е и с к у с с т в о:

Е. Самокиш-Судковская. Три иллюстрации к роману А. Пушкина «Евгений Онегин»; Ж. О. Фрагонар. «Стадии любви: любовь-дружба».

Л и т е р а т у р а:

М. Цветаева. «Мой Пушкин», фрагмент; М. Цветаева. «Вы, идущие мимо меня…»; А. Пушкин. «В крови горит огонь желанья…». М у з ы к а: П.  Чайковский. Сцена письма Татьяны из оперы «Евгений Онегин» М. Глинка, стихи А. Пушкина. «В крови горит огонь желанья…».

Ж и в о п и с ь:

Ф. Айец. «Последний поцелуй Джульетты и Ромео».

М у з ы к а:

П. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» Гр а ф и к а: схема сонатной формы.

Песенный материал.

  А. Макаревич. «Пока горит свеча».

8

18. 12

 

Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Мотивы пути и дороги в русском искусстве.

1

Повторение и закрепление строения сонатной формы на примере увертюры «Эгмонт». Беседа о творческой личности Л. Бетховена. Беседа о героических и патриотических образах в искусстве. Слуховой анализ музыки. Сравнительный анализ литературного, живописного и музыкального воплощения образа Эгмонта.

Беседа о теме дороги, пути, вьюги в русском искусстве на примере поэзии Н. Рубцова, живописи А. Васнецова, музыки Г. Свиридова. Сравнительный анализ живописного, поэтического и музыкального образов. Выразительное чтение вслух стихотворения Н. Рубцова. Хоровое, сольное исполнение.

— знание увертюры «Эгмонт» Л. Бетховена как симфонического одночастного произведения героико-драматического содержания.

— знакомство с творчеством Г. Свиридова на примере фрагмента из оркестровой сюиты «Метель».

— осознание важности воплощения темы борьбы и противостояния судьбе в разных видах искусства.

— укрепление заинтересованного отношения к воплощению русского пейзажа, явлений природы в разных видах искусства.

— осознание ценности таких человеческих качеств, как стойкость духа, героизм, патриотизм.

 личностное ценностное отношение к образам дороги, вьюги, метели в русском искусстве.

Л и т е р а т у р а:

 И. В. Гёте. Монолог Эгмонта, фрагмент.

Ж и в о п и с ь:

Л. Галле. «Последние минуты графа Эгмонта».

М у з ы к а:

Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт»

Ж и в о п и с ь:

 А. Васнецов. «Вьюжит. Метель. Старая Москва»; Н. Клодт. «Зимний пейзаж с мостиком и санями»; А. Васнецов. «Родина».

П о э з и я:

Н. Рубцов. «Старая дорога».

М у з ы к а:

Г. Свиридов. «Тройка» из оркестровой сюиты «Метель»

Песенный материал.

  А. Макаревич. «Пока горит свеча».

9

15. 01

 

Мир духовной музыки. Колокольный звон на Руси.

1

Прослушивание, обсуждение, анализ хоровых произведений. Беседа об эмоциональном воздействии колокольного звона на человека. Обзор и анализ картин с изображением церквей. Прослушивание, слуховой анализ фрагментов опер М. Мусоргского. Разучивание и Поиск аналогий и взаимосвязей между живописными, музыкальными и поэтическими примерами. Сольное исполнение.

— выявление черт хорового звучания — пространственности, глубины.

— укрепление знаний о творчестве М. Мусоргского на примере фрагментов из опер «Борис Годунов» и «Хованщина».

— понимание величия и значения духовных произведений в разных видах искусства.

— осознание взаимосвязи колокольного звона с укладом жизни, историей и культурой Руси

-  выявление, осознание главных черт церковной музыки — сдержанности, глубины, возвышенного благородства.

— формирование почтительного, заинтересованного отношения к культуре и традициям колокольного звона; — понимание роли колокольного звона на разных этапах жизни человека.

Ж и в о п и с ь: неизвестный художник. «Храм Христа Спасителя в Москве»; В. Васнецов. Роспись Владимирского собора в Киеве.

А р х и т е к т у р а:

 В. Васнецов. Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцеве.

 М у з ы к а: М. Глинка. «Херувимская песнь»

Ж и в о п и с ь:

И. Левитан. «Вечерний звон»; А. Васнецов. «Троицкая церковь на Берсеневке»; К. Юон. «Старая Москва», «Лубянская площадь зимой. 1905 год»; Ф. Алексеев. «Вид Кремля и Каменного моста»; К. Коровин. «Коронование», эскиз декорации к опере М. Мусоргского «Борис Годунов»; Б. Кустодиев. «Деревенская ярмарка»; В. Васнецов. «Крещение Руси».

М у з ы к а:

М. Мусоргский. «Рассвет на Москвереке», вступление к опере «Хованщина» Пролог из оперы «Борис Годунов»

П о э з и я: А. К. Толстой. «Благовест».

Песенный материал.

  А. Макаревич. «Пока горит свеча».

10

29. 01

 

Рождественская звезда.  От Рождества до Крещения.

1

Беседа о необходимости сохранения культурных традиций на примере празднования Рождества. Прослушивание хора А. Лядова, определение его характера и содержания. Просмотр и обсуждение репродукций картин, выявление их связи с темой Рождества. Художественное чтение вслух стихотворения Б.  Пастернака, определение и обсуждение его смысла и содержания. Беседа о старинных русских обрядах, праздниках, обычаях. Сравнение произведений литературы, изобразительного искусства, музыки, посвящённых теме Крещения и Рождества.

Исполнение народных песен.

Хоровое, сольное исполнение.

— укрепление знаний традиций хоровой записи, хорового пения.

— знакомство с жанром колядных песен.

— укрепление уважительного, заинтересованного отношения к старинным русским праздникам, обычаям.

— укрепление интереса к старинным русским обрядам, праздникам, традициям.

— укрепление личностно-ценностного отношения к празднованию Рождества и культурным традициям, с ним связанным.

— воспитание личностно-ценностного отношения к рождественским обрядам.

Ж и в о п и с ь:

Я. Тинторетто. «Рождество»; неизвестный мастер XV в. «Рождество»; П. Веронезе. «Поклонение волхвов»; С. Боттичелли. «Рождество»; Я. Брейгель Младший. «Поклонение волхвов»; Х.  Б.  Майно. «Поклонение волхвов»; О. Павлова. «Сердце России».

П о э з и я: рождественская стихира; Б. Пастернак. «Рождественская звезда». П р о з а: И. Шмелёв. «Лето Господне», фрагмент.

М у з ы к а:

А. Лядов. «Рождество Твое, Христе боже наш»

Л и т е р а т у р а:

Н. Гоголь. «Ночь перед Рождеством», фрагмент; В. Жуковский. Поэма «Светлана», фрагмент.

Ж и в о п и с ь:

Н. Кожин. «Святочное гадание»; Н.  Пимоненко. «Святочное гадание»; К. Трутовский. «Колядки в Малороссии». М у з ы к а:

П. Чайковский. «Декабрь. Святки» из фортепианного цикла «Времена года» Н. Римский-Корсаков. Колядные песни из оперы «Ночь перед Рождеством»

Песенный материал.

 К. Кельми, стихи М. Пушкиной. «Замыкая круг».

 

11

12. 02

 

«Светлый праздник». Православная музыка сегодня.

1

Беседа об особенностях церковной музыки, о красоте молитвенных напевов. Беседа о традициях праздника Пасхи. Художественное осмысленное чтение фрагмента книги С. Булгакова. Просмотр и анализ репродукций живописных произведений и икон. Сравнительный анализ произведений живописи, музыки, литературы, посвящённых Пасхе. Сольное, хоровое исполнение.

— знание особенностей церковных пасхальных песнопений, колокольных перезвонов.

— осознание семейного уклада, традиций, обычаев во время празднования Пасхи.

— укрепление личностно заинтересованного отношения к старинным церковным обрядам и праздникам на примере Пасхи

Ж и в о п и с ь:

В. Маковский. «Пасхальный стол»; Н. Рерих. «Русская Пасха»; икона «Архангел Гавриил (Ангел Златые Власы)».

Л и т е р а т у р а:

С. Булгаков. «Православие», фрагмент.

М у з ы к а:

Н. Римский-Корсаков. Увертюра «Светлый праздник», фрагмент Р.  Щедрин. «Запечатленный ангел», № 1, фрагмент.

Песенный материал.

 К. Кельми, стихи М. Пушкиной. «Замыкая круг».

 

Часть 3. О современности в музыке (5 ч)

12

26. 02

 

Как мы понимаем современность. Вечные сюжеты.

1

Участие в дискуссии о воплощении производственной темы в искусстве XX в. Беседа о сочетании и взаимодействии традиций и новаторства в искусстве. Знакомство с современными музыкально-выразительными средствами на примере произведения А. Онеггера. Просмотр и обсуждение репродукций картин на индустриальные темы. Смысловое чтение и обсуждение стихотворения. Сравнительный анализ произведений музыки, живописи, поэзии на темы, воспевающие технический прогресс.

Беседа о жизни и творчестве А. Хачатуряна. Изучение и обсуждение либретто балета «Спартак». Участие в беседе об особенностях музыки А.  Хачатуряна, соединяющей армянские и европейские традиции. Беседа о личности и подвиге Спартака. Просмотр и обсуждение репродукций картин, сравнительный анализ репродукций и музыкальных фрагментов. Сольное исполнение.

— осознание влияния звуков индустрии, техники, производства на современную музыку.

— знакомство с творчеством А. Хачатуряна на примере фрагментов балета «Спартак».

— осознание важности и необходимости опоры современной культуры на новые информационные технологии, использование видеотехники, компьютеров, средств связи; — осознание взаимосвязи современной культуры и искусства с научно-техническим прогрессом.

— понимание вечности и современности тем и сюжетов в искусстве, воплощающих категории добра, истины, красоты.

— формирование уважительного заинтересованного отношения к совершенствованию технических средств и использованию их в искусстве.

— понимание этического значения и эстетического совершенства воплощения вечных сюжетов в искусстве XX в. на примере мифа об античном герое Спартаке.

Ж и в о п и с ь:

П. Боннар. «Пейзаж с поездом»; К. Юон. «Утро индустриальной Москвы»; Ю. Пименов. «Даёшь тяжёлую индустрию». П о э з и я:

М. Герасимов. «Песнь о железе».

М у з ы к а:

А. Онеггер. «Пасифик 231»

Ж и в о п и с ь:

 Б. Беллотто. «Вид на Колизей»; Ж.-Л. Жером. «Смерть гладиатора».

Ф о т о г р а ф и я:

Сцена из балета «Спартак».

М у з ы к а:

 А. Хачатурян. «Смерть гладиатора», Адажио Спартака и Фригии из балета «Спартак»

Песенный материал.

 К. Кельми, стихи М. Пушкиной. «Замыкая круг».

 

13

12. 03

 

Философские образы XX века: «Турангалили-симфони венных современных я» О. Мессиана.  Диалог Запада и Востока в творчестве отечественных композиторов.

1

Беседа о сочетании и взаимодействии восточной и западной культур. Беседа о жизни и творчестве современного китайского композитора ЦзоЧжень-Гуаня. Смысловое прослушивание и обсуждение фрагментов балета «Течёт речка». Просмотр и обсуждение фотографий сцен, костюмов, хореографических поз балета. Хоровое исполнение.

— представление о современной китайской музыке.

— осознание взаимодействия и взаимовлияния восточной и западной традиций в искусстве.

— заинтересованное, эмоциональное отношение к архаическим традициям восточной культуры и их сочетанию с новаторскими чертами современных музыкальных стилей.

Ф о т о г р а ф и и: композитор ЦзоЧжень-Гуань; сцены из балета «Течёт речка».

М у з ы к а:

ЦзоЧжень-Гуань. Вступление, Деревенский танец, Танец придворных женщин, Адажио Авей и Принца из балета «Течёт речка».

Живопись:

Ж.-Г. Шарве. Дикари с Тихого океана. К. Моне. Жёлтая нирвана. Кувшинки.

Музыка:

 О. Мессиан. Турангалила-симфония. 4 часть «Сад сна любви». Тема любви.

Песенный материал.

М. Дунаевский, стихи Ю. Ряшенцева. «Песня о дружбе».

14

02. 04

 

Новые области в музыке XX века (джазовая музыка). Лирические страницы советской музыки.

1

Участие в беседе о джазовой культуре, о творчестве Дж. Гершвина, о музыкально-выразительных особенностях джаза. Прослушивание, слуховой анализ, обсуждение «Рапсодии в стиле блюз». Изучение блюзового лада. Участие в подготовке и презентации проекта о джазе. Поиск информации для проекта с помощью ресурсов сети Интернет. Хоровое исполнение.

— знание истории, разновидностей и выразительных особенностей джазовой музыки.

— осознание джазовой музыки как яркого и своеобразного феномена культуры XX в.

— формирование личностного эмоционального отношения к джазовой музыке; — умение высказать и аргументировать собственное отношение к джазу.

Ж и в о п и с ь:

Н. Ланг. «Дух свободной музыки»; У. С. Монт. «Мальчик, играющий на банджо».

М у з ы к а: Дж. Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз» Дж.  Герман. «Hello, Dolli!»

Музыка:

А. Эшпай. Симфония № 2. 2 часть.

С. Слонимский. «Я недаром печальной слыву» Из вокального цикла«Шесть стиховорений Анны Ахматовой.

Живопись:

А. Осмёркин. Портрет А. А. Ахматовой Белая ночь. Ленинград.

Песенный материал.

М. Дунаевский, стихи Ю. Ряшенцева. «Песня о дружбе».

15

16. 04

 

Диалог времён в музыке А. Шнитке.  «Любовь никогда не перестанет».

1

 Беседа о духовных ценностях, церковных памятниках культуры, о строении и выразительных средствах икон. Выразительное чтение вслух и обсуждение послания апостола Павла. Просмотр и анализ сюжетного содержания фрагментов иконы. Анализ нотного примера, выделение в нём черт духовной музыки.

— изучение строения хоровой партитуры с партией солистки.

— осознание любви к людям, к Родине как основной темы, воплощаемой в искусстве.

— осознание воплощения идеи христианской любви как важнейшей темы музыки.

Музыка:

А. Шнитке. «Cоnсеrtоgrоssо» № 1 preludio. Фрагмент.

А. Шнитке. «Cоnсеrtоgrоssо» № 1 toccata. Фрагмент.

Л и т е р а т у р а:

 Первое послание апостола Павла.

И к о н о п и с ь:

 Икона «Тихвинская Богоматерь». Ф о т о г р а ф ия: Новодевичий монастырь в Москве.

М у з ы к а:

Г. Свиридов. «Любовь святая» из цикла «Три хора из музыки к трагедии А.  К.  Толстого “Царь Фёдор Иоаннович”»

Песенный материал.

М. Дунаевский, стихи Ю. Ряшенцева. «Песня о дружбе».

16

30. 04

 

Подводим итоги. Итоговый тест.

1

Участие в разговоре о воплощении вечных истин в искусстве, о многообразии и безграничности музыкально-выразительных средств.

— понимание многообразия и безграничности музыкально-выразительных средств

— восприятие искусства как воплощения истинной сути вещей, эмоционального мира людей.

— осознание музыки как выражения высоких человеческих помыслов.

Ж и в о п и с ь:

 А. Головин. Эскиз костюма Орфея к опере К.  В.  Глюка «Орфей и Эвридика»; Ф. Кальдерон. «Джульетта»; В. Васнецов. «Богоматерь», роспись конхи Владимирского собора в Киеве.

Ф о т о г р а ф и я

: Большой зал Московской консерватории, Международный конкурс имени П. Чайковского.

 

17

 

 

Резерв.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

5. Фонд оценочных средств.

Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения (проверка соотношения достигнутых результатов с запланированными целями обучения). Предполагается использование контроля с обучающей диагностической, развивающей, воспитывающей функциями. Виды контроля и система оценивания строится на основе «Положения о системе оценок, порядке и периодичности текущего контроля учащихся» МКОУ «Мыльджинская ООШ».

 

Возможные виды и формы контроля.

 

Виды контроля.

 

Содержание.

Формы.

Внутренний контроль.

Рубежный.

Уровень усвоения материала, по изученной части.

 Беседа.

Итоговый (промежуточная аттестация)

Уровень усвоения материала, изученного за учебный год.

Итоговое тестирование.

Текущий.

Уровень усвоения учебного материала по отдельной теме.

Сольное, хоровое исполнение.

Внешний контроль.

 

 

Конкурсы различных уровней.

 

Оценивание предметных результатов осуществляется по традиционной пятибалльной системе оценивания.

Слушание музыки

На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.

Учитывается:

- степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

- самостоятельность в разборе музыкального произведения;

- умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

Критерии оценки:

Отметка «5»

Дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный;

Отметка «4»

Ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими (1-2) вопросами учителя;

Отметка «3»

Ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя;

Сольное исполнение.

Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.

Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны - учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.

Критерии оценки:

Отметка «5»

Знание мелодической линии и текста песни, чистое интонирование и ритмически точное исполнение, выразительное исполнение;

Отметка «4»

Знание мелодической линии и текста песни, в основном чистое интонирование, ритмически правильное, пение недостаточно выразительное;

Отметка «3»

Допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни, неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности, пение невыразительное;

 

Музыкальная терминология

Критерии оценки:

Отметка «5»

Твердое знание терминов и понятий, умение применять это значение на практике.

Отметка «4»

Неточность в формулировках терминов и понятий, умение частично применять их на практике.

Отметка «3»

Слабое (фрагментарное) знание терминов и понятий, неумение использовать их на практике.

 

Критерии оценивания устного ответа:

Отметка «5»

Учащиеся правильно излагают изученный материал;

Анализирует произведения музыки, живописи, графики, архитектуры, дизайна, скульптуры;

Выделяет особенности образного языка конструктивных видов искусства, единства функционального художественно-образных начал и их социальную роль;

Знает основные этапы развития и истории музыки, архитектуры, дизайна, живописи и т.д., тенденции современного конструктивного искусства.

Отметка «4»

Учащиеся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера.

Отметка «3»

Учащийся слабо справляется с поставленным вопросом;

Допускает неточности в изложении изученного материала.

Оценка реферата.

Отметка «5»

Работа содержательна, логична, изложение материала аргументировано, сделаны общие выводы по теме.

Показано умение анализировать различные источники, извлекать из них информацию.

Показано умение систематизировать и обобщать информацию, давать ей критическую оценку.

Работа демонстрирует индивидуальность стиля автора.

Работа оформлена в соответствии с планом, требованиями к реферату, грамотно.

Отметка «4»

Работа содержательна, изложение материала аргументировано, сделаны общие выводы по выбранной теме, но изложение недостаточно систематизировано и последовательно.

Показано умение анализировать различные источники информации, но работа содержит отдельные неточности.

Показано умение систематизировать и обобщать информацию, давать
ей критическую оценку.

Работа оформлена в соответствии с планом, но не соблюдены все
требования по оформлению реферата (неправильно сделаны ссылки, ошибки в списке библиографии).

Отметка «3»

Тема реферата раскрыта поверхностно.

Изложение материала непоследовательно.

Слабая аргументация выдвинутых тезисов.

Не соблюдены требования к оформлению реферата (отсутствуют сноски, допущены ошибки, библиография представлена слабо).

Оценка проектной работы.

Отметка «5»

Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.

Соблюдена технология исполнения проекта.

Проявлены творчество, инициатива.

Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения, соответствует заявленной теме.

Отметка «4»

1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.

2. Соблюдена технология исполнения проекта, но допущены незначительные ошибки, неточности в оформлении.

3. Проявлено творчество.

4. Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения, соответствует заявленной теме.

Отметка «3»

1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.

2. Допущены нарушения в технологии исполнения проекта, его оформлении.

3. Не проявлена самостоятельность в исполнении проекта.

 

 

Критерии оценивания тестовых работ.

«5» - 11 -10.              

«4» - 9 - 8.

«3» - 7 - 6.

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

 

6. Материально – техническое обеспечение учебного предмета.

 

1. Библиотечный фонд.

1. Учебно-методические комплекты (программы, учебники)

2.Книги для учителя.

2. Технические средства обучения.

1 Персональный компьютер.

2. Колонки.

3. Проектор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

7. Сведения об учебно-методическом комплекте.

Для учителя:

1.Линия УМК. Искусство: Музыка. 8 класс: методическое пособие к учебнику Т. И. Науменко, В. В. Алеева / А. В. Занкова; под ред. В. В. Алеева. — М.: Дрофа, 2017.

2.Аудиоприложение.

3. Линия УМК. Искусство: Музыка. 8 класс: учебник / Т. И. Науменко, В. В. Алеева. - 3-е стереотипное-М.: Дрофа, 2016г.

Для учеников:

1. Линия УМК. Искусство: Музыка. 8 класс: учебник / Т. И. Науменко, В. В. Алеева. - 3-е стереотипное-М.: Дрофа, 2016г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5.

8. Тесты.

Итоговый тест по «Музыке» 8 класс.

I. Выберите правильный ответ:

1. Перечисли средства музыкальной выразительности, играющие первостепенную роль в создании художественного образа музыкального произведения.

 

А/................... Б/................... В/...................... Г/........................... Д/...................................

 

2. Великий немецкий композитор, любимым инструментом которого был орган:

а) Шопен; б) Вивальди; в) Бах.

 

3.К какому музыкальному образу относятся эти характерные черты:
Глубокая печаль, одиночество, ничего нельзя вернуть, сильное психологическое напряжение, отчаяние, буря, смерть

 

А) эпический; В)  лирический; Б) комедийный; Г) драматический.

 

4.Уровень громкости в музыке:

а) темп

б) ритм

в) динамика

 

5. Как называется особая окраска звука, свойственная голосу или инструменту:

а) тембр

б) динамика

в) регистр

 

6. Скорости движения музыки:

а) темп

б) тембр

в) ритм

 

7. По роману Л.Н.Толстого о событиях 1812г. создана опера:

а) «Жизнь за царя»(«Иван Сусанин») М.И.Глинка

б) «Война и мир» С.С.Прокофьев

в) «Садко» Н.А.Римский-Корсаков

 

8. Песня – призыв, набат, символ Великой Отечественной войны:

а) «Катюша» Блантер - Исаковский

б) «Священная война» Александров – Лебедев-Кумач

в) «Журавли» Френкель – Гамзатов

 

9. Песня – воспоминание о выстраданном и пережитом в годы Великой Отечественной войны.

а) «Дороги» Новиков - Ошанин

б) «Полюшко –поле» Гусев – Книппер

в) «Пусть всегда будет солнце» Островский– Ошанин

 

10. Композитор 20 века, создатель симфонии – памятника Великой Отечественной войне:

а) А.П.Бородин Симфония №2 «Богатырская»

б) Л.В.Бетховен Симфония №5

в) Д.Д.Шостакович Симфония №7 «Ленинградская»

 

II. Соотнесите имена композиторов и название произведений:

 

С. Прокофьев - Соната №14 “Лунная”

И.С. Бах - Кантата “Александр Невский”

М. Глинка - “Токката и фуга ре-минор”

Л.ван Бетховен - “Вальс-фантазия”

 

 

Ключи.

 

1. Перечисли средства музыкальной выразительности, играющие первостепенную роль в создании художественного образа музыкального произведения.

 

А/Мелодия Б/Ритм В/Темп Г/ Динамика Д/ Тембр

 

(Мелодия, ритм, лад, регистр, динамика, темп, форма, гармония).

 

2. Великий немецкий композитор, любимым инструментом которого был орган:

а) Шопен; б) Вивальди; в) Бах.

 

3.      К какому музыкальному образу относятся эти характерные черты:
Глубокая печаль, одиночество, ничего нельзя вернуть, сильное психологическое напряжение, отчаяние, буря, смерть

 

А) эпический; В) лирический; Б) комедийный; Г) драматический.

 

4.Уровень громкости в музыке:

а) темп

б) ритм

в) динамика

 

5. Как называется особая окраска звука, свойственная голосу или инструменту:

а) тембр

б) динамика

в) регистр

 

6. Скорости движения музыки:

а) темп

б) тембр

в) ритм

 

7. По роману Л.Н.Толстого о событиях 1812г. создана опера:

а) «Жизнь за царя»(«Иван Сусанин») М.И.Глинка

б) «Война и мир» С.С.Прокофьев

в) «Садко» Н.А.Римский-Корсаков

 

8. Песня – призыв, набат, символ Великой Отечественной войны:

а) «Катюша» Блантер - Исаковский

б) «Священная война» Александров – Лебедев-Кумач

в) «Журавли» Френкель – Гамзатов

 

9. Песня – воспоминание о выстраданном и пережитом в годы Великой Отечественной войны.

а) «Дороги» Новиков - Ошанин

б) «Полюшко –поле» Гусев – Книппер

в) «Пусть всегда будет солнце» Островский– Ошанин

 

10. Композитор 20 века, создатель симфонии – памятника Великой Отечественной войне:

 

а) А.П.Бородин Симфония №2 «Богатырская»

б) Л.В.Бетховен Симфония №5

в) Д.Д.Шостакович Симфония №7 «Ленинградская»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

9. Перечень учебно-методического образовательного процесса.

- Федеральный закон от 29.12.2012г.  «Об образовании в Российской Федерации» (действующая редакция);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» – СанПиН 2.4.2. 2821-10 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г.№189 (действующая редакция с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013г., 24 ноября 2015г.));

-    Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства науки и просвещения РФ от 28.12.2018 г. №345 (с изменениями 2019 г. (приказ Министерства Просвещения РФ №632 от 28.11.2019 г. «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников» и №253 от 08.05.2019 г. «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников»));

-   Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 09.06.2016 г. №699).

 

Федеральные государственные стандарты:

- для уровня основного общего образования (5-9 классы) – федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577 (далее ФГОС ООО).

- примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (далее – ФУМО), протокол от 08.04.2015 №1/15) (ред. От 28.10.2015);

-  Устав МКОУ «Мыльджинская ООШ»;

-  Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ «Мыльджинская ООШ».

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

 

10. Список литературы и интернет ресурсов.

1. https://infourok.ru/itogovaya-kontrolnaya-rabota-po-muzike-klass-aleev-3538038.html

2. Искусство: Музыка. 8 класс: методическое пособие к учебнику Т. И. Науменко, В. В. Алеева / А. В. Занкова; под ред. В. В. Алеева. — М.: Дрофа, 2017

3. Линия УМК. Искусство: Музыка. 8 класс: учебник / Т. И. Науменко, В. В. Алеева. - 3-е стереотипное-М.: Дрофа, 2016г.

4.https://x-minus.me/


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Мыльджинская основная общеобразовательная школа имени

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Мыльджинская основная общеобразовательная школа имени

Планируемые результаты. ЛИЧНОСТНЫЕ

Планируемые результаты. ЛИЧНОСТНЫЕ

Ученик получит возможность научиться: · высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального…

Ученик получит возможность научиться: · высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального…

Содержание предмета «Искусство

Содержание предмета «Искусство

Диалог времён в музыке А. Шнитке

Диалог времён в музыке А. Шнитке

Слёзы людские, о слёзы людские…»

Слёзы людские, о слёзы людские…»

Часть 3. О современности в музыке (5 ч)

Часть 3. О современности в музыке (5 ч)

Тематическое планирование .

Тематическое планирование .

Приложение1 4. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности на 20/21 год

Приложение1 4. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности на 20/21 год

Просмотр, анализ, обсуждение иллюстраций в учебнике и соотнесение их с прослушанными музыкальными произведениями

Просмотр, анализ, обсуждение иллюстраций в учебнике и соотнесение их с прослушанными музыкальными произведениями

А. Пушкин. Монолог Пимена из трагедии «Борис

А. Пушкин. Монолог Пимена из трагедии «Борис

Обсуждение картин В. Васнецова с точки зрения роли и влияния на них русского народного творчества

Обсуждение картин В. Васнецова с точки зрения роли и влияния на них русского народного творчества

Анализ поэтического текста. Смысловое прослушивание музыкальных произведений

Анализ поэтического текста. Смысловое прослушивание музыкальных произведений

Ж и в о п и с ь: А. Васнецов

Ж и в о п и с ь: А. Васнецов

Просмотр, обсуждение и анализ репродукций картин и скульптуры

Просмотр, обсуждение и анализ репродукций картин и скульптуры

Я тебя никогда не забуду». 620

Я тебя никогда не забуду». 620

Хоровое исполнение песни. — понимание и анализ образов печали, скорби, тоски и одиночества в музыке

Хоровое исполнение песни. — понимание и анализ образов печали, скорби, тоски и одиночества в музыке

Ж и в о п и с ь: Ф. Айец. «Последний поцелуй

Ж и в о п и с ь: Ф. Айец. «Последний поцелуй

Васнецов. «Родина». П о э з и я:

Васнецов. «Родина». П о э з и я:

Берсеневке»; К. Юон. «Старая Москва», «Лубянская площадь зимой

Берсеневке»; К. Юон. «Старая Москва», «Лубянская площадь зимой

Рождества до Крещения. 1 Беседа о необходимости сохранения культурных традиций на примере празднования

Рождества до Крещения. 1 Беседа о необходимости сохранения культурных традиций на примере празднования

Светлана», фрагмент. Ж и в о п и с ь:

Светлана», фрагмент. Ж и в о п и с ь:

Пасхе. Сольное, хоровое исполнение

Пасхе. Сольное, хоровое исполнение

Хачатуряна. Изучение и обсуждение либретто балета «Спартак»

Хачатуряна. Изучение и обсуждение либретто балета «Спартак»

Ж.-Г. Шарве. Дикари с Тихого океана

Ж.-Г. Шарве. Дикари с Тихого океана

Анны Ахматовой. Живопись:

Анны Ахматовой. Живопись:

Диалог времён в музыке А. Шнитке

Диалог времён в музыке А. Шнитке

Приложение 2 5. Фонд оценочных средств

Приложение 2 5. Фонд оценочных средств

Отметка «5» Дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный;

Отметка «5» Дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный;

Критерии оценивания устного ответа:

Критерии оценивания устного ответа:

Соблюдена технология исполнения проекта

Соблюдена технология исполнения проекта

Материально – техническое обеспечение учебного предмета

Материально – техническое обеспечение учебного предмета

Приложение 4 7. Сведения об учебно-методическом комплекте

Приложение 4 7. Сведения об учебно-методическом комплекте

Итоговый тест по «Музыке» 8 класс

Итоговый тест по «Музыке» 8 класс

Песня – призыв, набат, символ

Песня – призыв, набат, символ

К какому музыкальному образу относятся эти характерные черты:

К какому музыкальному образу относятся эти характерные черты:

Композитор 20 века, создатель симфонии – памятника

Композитор 20 века, создатель симфонии – памятника

Федеральный закон от 29.12.2012г

Федеральный закон от 29.12.2012г

Приложение 7 10. Список литературы и интернет ресурсов

Приложение 7 10. Список литературы и интернет ресурсов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2022