Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №
Рассмотрено на педагогическом совете Утверждено.
Протокол № от 2019г. Приказ №_ от _____2019
Рабочая программа
объединения дополнительного образования
«Проф.way»
Срок реализации 1 год
Возраст детей с 13 лет
Программа составлена
педагогом – психологом, учителем технологии
2019-2020 учебный год
Оглавление
1. Пояснительная записка
2. Содержание
3. Календарный учебный график
4. Учебный план
5.Учебно-тематическое планирование
6.Оценочные материалы
7.Методические рекомендации
8.Используемая литература
9.Рекомендуемая литература для детей и взрослых
1. Пояснительная записка
1.1. Направленность дополнительной образовательной программы
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, задача которого — создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.
Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка — система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого–педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию “пробы сил” и т.п. Профильная ориентация призвана способствовать принятию школьниками осознанного решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социально–профессиональному самоопределению.
1.2. Актуальность
Профессиональная ориентация обучающихся является важнейшим аспектом предпрофильной подготовки. Выбор профессии является центральным, судьбоносным решением, он задаѐт «тон» всему дальнейшему профессиональному пути, поэтому, чем раньше ребенок задумается о будущем, тем осознанней он подойдет к выбору своей будущей профессии. Программа «Проф.way» разработана с учетом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения и в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ. В программе изложены современные взгляды на проблему выбора профессии и планирование карьеры и даны диагностические и профинформационные материалы, которые должны помочь ребятам в выборе профессии.
1.3. Педагогическая целесообразность
Программа рассчитана на один год при одном занятии в неделю.
Каждая тема укладывается в одно занятие. В которые входит профессиональная диагностика с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр, проблемно–поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности, контрольные задания. Занятия разработаны с учетом принципов дифференцированного обучения и модульной организации учебно- воспитательного процесса. Занятия сгруппированы в четыре самостоятельных, но логически связанных блока (модуля) по принципу один модуль — одна четверть. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов.
1.4. Отличительные особенности данной программы от уже существующих.
Данная программа включает в себя синергию технологических и психологических подходов, ориентацию на индивидуальность каждого участника занятий, учет особенностей его психологического портрета, личностного опыта, направлена на стимулирование поиска индивидуальной траектории развития. По итогам занятий каждому участнику предстоит защитить проект «Моя будущая профессия».
Основная идея курса: профессионал — это человек, которому профессиональная деятельность помогает удовлетворять практически все потребности, от низших до высших (самоуважение, само
актуализация). Профессионализм зависит не от содержания работы, а от квалификации, личностных качеств и мотивации человека. В профессионале все эти факторы гармонично сочетаются. Человек выбирает профессию и карьеру в соответствии со своими убеждениями и ценностями.
2. Содержание
2.1. Цели и задачи
Цель — формирование психологической готовности подростка к профессиональной карьере.
Основные задачи курса: формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий; ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии.
Год обучения |
Всего часов В год |
В неделю |
Продолжительность занятия |
1 |
36 . |
1 |
40 минут |
2.2. Режим работы занятий
2.3. Планируемые результаты
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Систематические занятия по данной программе предполагают динамику в развитии УУД
Личностные УУД:
- адекватная самооценка, формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира, осознание своего заинтересованного отношения к личностному самоопределению.
Регулятивные УУД:
-постановка новых задач по самопознанию, самовоспитанию,
-развитие познавательной активности,
- адекватное восприятие собственных возможностей,
- контроль и оценка своих действий.
Коммуникативные УУД:
- умение учитывать мнение своего собеседника,
- умение организовывать и осуществлять сотрудничество,
- умение осуществлять самопрезентацию.
Познавательные УУД:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы;
2.4. Психолого-педагогические и организационно-педагогические условия
Программа рассчитана на обучающихся с 13 лет (8 класс).
Материально- техническая база:
Занятия проводятся в учебном кабинете, оборудованном мультимедийным комплексом.
Методы и приёмы обучения
- психологическая информация,
- интеллектуальные задания,
- ролевые методы,
- коммуникативные игры,
- игры, направленные на развитие воображения,
- задания с использованием терапевтических метафор,
- задания на формирование «эмоциональной» грамотности,
- когнитивные методы,
- дискуссионные методы.
3. Календарный учебный график
|
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
|||||||||||||||||||||||||||
Кол-во часов |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
36 часов |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ведение занятий по расписанию
Каникулярный период Годовая промежуточная аттестация
4.Учебный план
№ |
Тема |
Период |
Кол-во часов |
Формы организации |
Виды деятельности |
1 |
Что я знаю о своих возможностях |
I четверть |
9 |
Групповые занятия с элементами тренинга. |
Диагностика личностной сферы учащихся, просвещение. |
2 |
Что я знаю о профессиях |
II четверть |
8 |
Групповые занятия с элементами тренинга, игры. |
Развитие познавательной активности, активизация внутренних ресурсов личности. |
3 |
Способности и профессиональная пригодность |
III четверть |
9 |
Групповые занятия с элементами тренинга |
Изучение личностных способностей, формирование умения анализировать личностный потенциал и пути его развития |
4 |
Планирование профессиональной карьеры |
IV четверть |
10 |
Групповые занятия с элементами тренинга |
Развитие положительной мотивации к профессиональному самоопределению, навыков самопрезентации |
5. Учебно-тематическое планирование
№ |
Тема |
Дата |
Прим. |
Что я знаю о своих возможностях |
|||
1 |
Самооценка и уровень притязаний. |
4.09. |
|
2 |
Темперамент и профессия. Определение темперамента. |
11.09. |
|
3 |
Чувства и эмоции. Тест эмоций. |
18.09. |
|
4 |
Истоки негативных эмоций. |
25.09. |
|
5 |
Стресс и тревожность. |
02.10. |
|
6 |
Определение типа мышления. |
09.10. |
|
7 |
Внимание и память. |
16.10. |
|
8 |
Уровень внутренней свободы. |
23.10. |
|
9 |
Обобщающий. |
30.10. |
|
Что я знаю о профессиях |
|||
10 |
Классификации профессий. Признаки профессии. |
06.11. |
|
11 |
Определение типа будущей профессии. |
13.11. |
|
12 |
Профессия, специальность, должность. Формула профессии |
20.11. |
|
13 |
Интересы и склонности в выборе профессии. |
27.11. |
|
14 |
Определение профессионального типа личности. |
04.12. |
|
15 |
Профессионально важные качества. |
11.12. |
|
16 |
Профессия и здоровье. |
18.12. |
|
17 |
Годовая промежуточная аттестация |
25.12. |
|
Способности и профессиональная пригодность |
|||
18 |
Способности общие и специальные. |
15.01. |
|
19 |
Способности к практическим видам деятельности |
22.01. |
|
20 |
Способности к интеллектуальным видам деятельности |
29.01. |
|
21 |
Способности к профессиям социального типа |
05.02. |
|
22 |
Способности к офисным видам деятельности |
12.02. |
|
23 |
Способности к предпринимательской деятельности. |
19.02. |
|
24 |
Артистические способности. |
26.02. |
|
25 |
Уровни профессиональной пригодности. |
05.03. |
|
26 |
Обобщающий. |
12.03. |
|
Планирование профессиональной карьеры |
|||
27 |
Мотивы и потребности |
19.03. |
|
28 |
Ошибки в выборе профессии |
26.03. |
|
29 |
Современный рынок труда |
02.04. |
|
30 |
Пути получения профессии |
09.04. |
|
31 |
Навыки самопрезентации. |
16.04. |
|
32 |
Стратегия выбора профессии. |
23.04. |
|
33-34 |
Работа над проектом «Моя будущая профессия» |
30.04 |
|
7.05. |
|
||
35 |
Защита проекта «Моя будущая профессия» |
14.05. |
|
36 |
Годовая промежуточная аттестация |
21.05. |
|
|
|
36 часов |
|
6. Оценочные материалы
Система оценки планируемых результатов.
Форма проведения: анализ результатолв работы по самоопределени. за полугодие. Показатель эффективности следует оценивать по сформированности у школьников способности к выбору профессии.
Об успехе деятельности, о степени достижения ожидаемых результатов можно судить по системе показателей. К числу таких показателей относятся:
· изменения в психоэмоциональном состоянии личности,
· системы навыков и, и индивидуально – психологических свойств личности
· особенностях поведения и социальной ситуации развития. В число таких показателей входят количественные и качественные признаки, которые могут быть замерены и отслежены с помощью процедур диагностики, наблюдения, опроса, анкетирования.
Критерии |
Мотивация к выбору профессионального будущего |
Изучение и учет индивидуально – психологических свойств личности в планировании собственной образовательной траектории |
Интерес к вариантам построения индивидуальной профессиональной траектории |
Высокий |
Осознанное отношение к выбору профессии, ориентация на собственные, (индивидуальные) способности и склонности. |
Обучающийся обладает адекватной самооценкой, способен взвешенно опираться на свои сильные стороны, готов работать над самосовершенствованием. |
Сформированные представления об уровнях профессиональной подготовки в предпочитаемой сфере, ориентация в перечне учебных заведений (вузов, ссузов) |
Средний |
Высокий уровень притязаний, материальная заинтересованность, отсутствие четких представлений о требованиях к профессии. |
Обучающийся заинтересован в самопознании, проводит анализ собственных способностей, но не ориентирован на самосовершенствование. |
Недостаточно сформированные представления об уровнях профессиональной подготовки в предпочитаемой сфере, ориентация в перечне учебных заведений (вузов, ссузов) |
Низкий |
Преобладание внешних мотивов, недостаточная информированность об особенностях труда в предпочитаемой профессиональной сфере. |
Поверхностное представление об индивидуальных личностных особенностях. |
Слабо сформированные представления об уровнях профессиональной подготовки в предпочитаемой сфере, ориентация в перечне учебных заведений (вузов, ссузов) |
В ходе занятий учащимися ведется дневник профессиональной карьеры, который является органической частью курса, системообразующей и интегрирующей другие его составляющие — когнитивную, эмоционально-оценочную (самооценка своих возможностей выполнять тот или иной вид деятельности, отношение к различным видам труда), регуляторную (выявление и формирование профессионально важных качеств).
Изучая курс, школьник выполняет различные диагностические процедуры, связанные с изучаемой темой, самостоятельно оценивает достигнутый уровень способности выбора профессии и фиксирует полученные данные в дневнике выбора профессии, что, в свою очередь, позволяет ему наметить программу действий по развитию недостающих качеств для успешной профессиональной карьеры.
7.Методические рекомендации
Диагностические методики, используемые в работе с обучающимися:
1.Метод ранжирования
Уважаемый респондент!
Внимательно прочитай 10 предложенных мотивов поступления в учебное заведение.
Расставь их в порядке значимости для себя, начиная с наиболее значимого.
2.Анкета мотивов выбора профессий
Из перечисленных мотивов необходимо выбрать те, которые больше других отвечают вашей личной точке зрения, в «Листе ответов» напротив номера вопроса поставьте «+», если данный мотив значим, и «_», если не имеет значения.
Вопросы:
Лист ответов
А |
Б |
В |
|||
№ |
Ответы |
№ |
Ответы |
№ |
Ответы |
3 |
5 |
1 |
|||
4 |
8 |
2 |
|||
7 |
11 |
6 |
|||
17 |
14 |
9 |
|||
18 |
15 |
10 |
|||
19 |
16 |
12 |
|||
21 |
20 |
13 |
|||
24 |
23 |
22 |
Интерпретация анкеты мотивов выбора профессии.
Подсчитать количество плюсов в каждом столбце (А, Б, В) отдельно. Наибольшее количество плюсов означает:
3.Анкета для учащихся
1. Вы обсуждали с родителями вопрос своей будущей профессии?
2. Едины ли Ваши родители во взглядах на Вашу будущую профессию?
3. К какому профилю можно отнести Вашу будущую профессию?
4. Вы считаете, что для дальнейшего выбора Вашей будущей профессии важны и необходимы более глубокие знания по каким предметам?
5. Вы хотите, обучаться в классе с профильным изучением каких предметов?
6. Какая помощь школы необходима Вам для решения данного вопроса?
4.Методики по изучению индивидуальных особенностей личности и профессиональной направленности:
1. Модифицированный опросник Г.Айзенка «Тип темперамента»
2. Тест эмоций Басса – Дарки
3. Определение типа мышления
4. Резапкина Г. «Определение уровня внутренней свободы» (Модификация УКС)
5. Климов Е.А. «Определение типа будущей проессии»
6. Методика «Профиль» (Модиикация Карты интересов А. Голомштока
7. Определение профессионального типа личности (Модификация Дж.Голланда)
8. Тест умственного развития (Модификация ШТУР)
9. Тест Томаса «Поведение в конфликте»
10. Тест «Мыслитель или художник?»
11. Е. Головахи «Определение мотивации»
8.Используемая литература
9. Рекомендуемая литература для детей и взрослых
1. Александрова Д.К., Дмитриева К.А. Выбор проыфессии. М. Просвещение. 2017.
2. Меркурьева А. Гид по выбору карьеры.Эксмо, 2016.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.