Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
РАССМОТРЕНА на методическом объединении учителей начальных классов протокол №____________ от « »__________20__ г. Руководитель ШМО: _______________________ |
УТВЕРЖДЕНА приказом директора МАОУ «СОШ № 1» директор школы ___________ Гайдабура Л.И. приказ №____________ от « »__________20____ г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
на уровне начального общего образования
УМК «Школа России»
Срок реализации: 4 года
2019-2023 уч. годы
Составитель: И.Н.Комогорцева
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
г. Краснокаменск
2019 г.
Настоящая программа по русскому языку составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
· Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. № 373 с изменениями и дополнениями.
· Приказ Минобрнауки от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
· Приказы Минобрнауки России «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», утвержденные приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 г №576; от 28.12.2015 г. №1529; от 26.01.2016г. №38; от 29.12.2016г. №1677; от 08.06.2017г. № 535; от 20.06.2017гг. № 581; от 13.07.2017г. № 629;
· Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015г. 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
· Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобрена решением от 08 апреля 2015г., протокол № 1/15.
· Примерные программы учебных предметов, утвержденные Министерством образования и науки РФ;
· Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ «СОШ №1».
· Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов на уровне начального общего образования.
· Учебный план образовательной организации.
Обеспечена УМК «Школа России» авторов В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, Л.А. Виноградской и др.
Цели и задачи учебного предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
• освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
• овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык» (личностные, метапредметные и предметные)
1 класс. Личностные результаты Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
Личностные УУД - будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение. |
||||
У выпускника будут сформированы: ·внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; ·широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; ·учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ·ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; ·способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; ·основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; ·ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; ·знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню; ·развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; ·эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; ·установка на здоровый образ жизни; ·основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; ·чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. |
Выпускник получит возможность для формирования: •внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; •положительного отношения к урокам русского языка; •уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы; •интереса к языковой и речевой деятельности; •представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа; •представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.); •первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.
|
|||
2.1.Регулятивные универсальные учебные действия -выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
|
||||
Выпускник научится: ·умения принимать и сохранять учебную задачу; · умения учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; · умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; · умения учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; · умения осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); · умения оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; · умения адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; · умения различать способ и результат действия; · умения вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
|
Выпускник получит возможность научиться: ·в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; ·преобразовывать практическую задачу в познавательную; ·проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; ·самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; ·осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; ·самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
|
|||
Коммуникативные универсальные учебные действия - выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты. |
||||
Выпускник научится: -адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; ·допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; ·учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; ·формулировать собственное мнение и позицию; ·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; ·строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; ·задавать вопросы; ·контролировать действия партнёра; ·использовать речь для регуляции своего действия; ·адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. |
Выпускник получит возможность научиться: ·учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; ·учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; ·понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; ·аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; ·продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; ·с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; ·задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; ·осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; ·адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; ·адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
|
|||
Познавательные универсальные учебные действия -выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач. |
||||
Выпускник научится: ·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; ·осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; ·использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач; ·строить сообщения в устной и письменной форме; ·ориентироваться на разнообразие способов решения задач; ·основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); ·осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; ·осуществлять синтез как составление целого из частей; ·проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; ·устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ·строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; ·обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; ·осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; ·устанавливать аналогии; ·владеть рядом общих приёмов решения задач.
|
Выпускник получит возможность научиться: ·осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; ·записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; ·создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; ·осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; ·осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; ·осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; ·осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; ·строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; ·произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач |
|||
Чтение и работа с текстом. В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации |
|||
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
|
|||
Выпускник научится: ·находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; ·определять тему и главную мысль текста; ·делить тексты на смысловые части, составлять план текста; ·вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; ·сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два‑три существенных признака; ·понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов); ·понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; ·понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста; ·использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; ·ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
|
Выпускник получит возможность научиться: ·использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; ·работать с несколькими источниками информации; ·сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
|
||
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
|
|||
Выпускник научится: ·пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; ·соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; ·формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; ·сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; ·составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос |
Выпускник получит возможность научиться: ·делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования; ·составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
|
||
Работа с текстом: оценка информации |
|||
Выпускник научится: ·высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; ·оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; ·на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; ·участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. |
Выпускник получит возможность научиться: ·сопоставлять различные точки зрения; ·соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; ·в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию. |
||
2.3.2. Формирование ИКТ-компетентности обучающихсяв результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете. Обучающиеся познакомятся с различными средствами ИКТ, освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры. Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ; научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать гипермедиасообщения. |
|||
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
|
|||
Выпускник научится: ·использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку); ·организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере |
|
||
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
|
|||
Выпускник научится: ·вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото‑ и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию; ·владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке; набирать текст на иностранном языке, использовать экранный перевод отдельных слов; ·рисовать изображения на графическом планшете; ·сканировать рисунки и тексты. |
Выпускник получит возможность научиться: ·использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.
|
||
Обработка и поиск информации
|
|||
Выпускник научится: ·подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты); ·описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нём, используя инструменты ИКТ; ·собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей; ·редактировать цепочки экранов сообщения и содержание экранов в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео‑ и аудиозаписей, фотоизображений; ·пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста; использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; ·искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок); ·заполнять учебные базы данных.
|
Выпускник получит возможность научиться: ·грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
|
||
Создание, представление и передача сообщений |
|||
Выпускник научится: ·создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их; ·создавать сообщения в виде аудио‑ и видеофрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста; ·готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации; ·создавать диаграммы, планы территории и пр.; ·создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация); ·размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательного учреждения; ·пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах. |
Выпускник получит возможность научиться: ·представлять данные;
|
||
Планирование деятельности, управление и организация
|
|||
Выпускник научится: ·создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах; ·определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения; ·планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира. |
Выпускник получит возможность научиться: ·проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы; ·моделировать объекты и процессы реального мира. |
||
Предметные результаты освоения программы по русскому языку
первый год изучения учебного предмета:
- понимать прослушанный текст;
- понимать прочитанный текст;
- устно составлять текст из 2–4 предложений по сюжетным картинкам и наблюдениям;
- вычленять звуки из слова, правильно их произносить;
- различать гласные и согласные звуки;
- различать ударные и безударные гласные звуки;
- различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие (вне слова и в слове);
- определять в слове ударный слог;
- делить слово на слоги (простые случаи: двусложные и трёхсложные слова без стечения согласных);
- знать последовательность букв в русском алфавите, правильно называть буквы;
- различать понятия «звук» и «буква»; обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, ю, я и буквой ь в конце слова; переносить слово по слогам(простые случаи: слова из слогов типа согласный + гласный);
- обозначать на письме твёрдость согласных звуков буквами а, о, у, ы, э;
- писать разборчиво;
- писать без искажений прописные буквы в начале предложения и в именах собственных (в именах и отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических наименованиях), соединения, слова;
- находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила, а также описки;
- находить в предложениях и в тексте слова, значение которых требует уточнения;
- различать слово и предложение; вычленять слова из предложений;
- составлять предложение из набора форм слов;
- правильно оформлять предложение на письме, выбирать знак конца предложения;
- читать про себя, а также вслух короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;
- правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, текст объёмом не более 20 слов; писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения из 3–5 слов, тексты объёмом не более 20 слов, правописание которых не расходится с произношением.
второй год изучения учебного предмета:
- строить устное монологическое высказывание (2–4 предложения на определённую тему, по наблюдениям);
- определять тему текста и озаглавливать текст с опорой на тему;
- составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
- читать вслух короткие тексты;
- выразительно читать тексты вслух, соблюдая правильную интонацию;
- характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам(согласный парный/непарный по твёрдости/мягкости, согласный парный/непарный по звонкости/глухости);
- различать в слове согласный звук [й¢] и гласный звук [и];
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом двойной роли букв е, ё, ю, я;
- обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак (ь) в середине слова;
- различать шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч¢], [щ¢];
- делить слово на слоги (в том числе при стечении согласных);
- правильно произносить звуки и сочетания звуков, правильно ставить ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
- пользоваться орфоэпическим словарём;
- использовать алфавит для упорядочения небольшого списка слов (по первой букве);
- использовать на письме небуквенные графические средства (пунктуационные знаки (в пределах изученного), красную строку (абзац), пробел между словами, знак переноса);
- находить орфограммы в слове и между словами;
- применять изученные правила правописания (в том числе написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт; написание проверяемых безударных гласных в корне слова; написание парных звонких и глухих согласных в корне слова (конец слова); написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника); раздельное написание предлогов с именами существительными);
- соблюдать на письме правила переноса слов со строки на строку (без учёта морфемного членения слова);
- пользоваться орфографическим словарём;
- выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения; случаи употребления синонимов и антонимов (без называния терминов);
- уточнять значение слова с помощью толкового словаря;
- находить однокоренные слова, группировать слова с одним корнем; выделять окончание в слове - различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
- распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?», определять их роль в речи;
- распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?»,определять их роль в речи;
- распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?»,«какие?», определять их роль в речи;
- распознавать наиболее распространённые предлоги (в, на, из, без, над, до, у, о, об);
- различать слово, сочетание слов и предложение;
-составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам;
- сравнивать предложения по цели высказывания и интонации (без терминов);
- правильно оформлять предложение на письме, выбирая необходимые знаки конца предложения;
- правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, текст объёмом не более 40 слов; писать подробное изложение (по вопросам)повествовательного текста (20–30 слов); писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объёмом не более 45 слов с учётом изученных правил правописания.
третий год изучения учебного предмета:
- строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3–5предложений на определённую тему, по наблюдениям);
- создавать небольшие устные и письменные тексты (2–4 предложения),содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета;
- наблюдать за типами речи (без называния термина): повествование, описание, рассуждение (простые случаи, без смешения);
- определять тему текста, определять основную мысль текста;
- определять ключевые слова в тексте; определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но);
- выявлять части текста, озаглавливать части текста;
- составлять план повествовательного текста, создавать по нему текст и корректировать текст;
- характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
- производить звуко-буквенный анализ слова (в словах с орфограммами; без транскрибирования);
- определять функцию разделительных мягкого (ь) и твёрдого знаков (ъ) в словах;
- различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
- распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?», определять их роль в речи;
- распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?»,определять их роль в речи;
- распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?»,«какие?», определять их роль в речи;
- распознавать наиболее распространённые предлоги (в, на, из, без, над, до, у, о, об);
- различать слово, сочетание слов и предложение;
- составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам;
- сравнивать предложения по цели высказывания и интонации (без терминов);
- правильно оформлять предложение на письме, выбирая необходимые знаки конца предложения;
- правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, текст объёмом не более 40 слов; писать подробное изложение (по вопросам)повествовательного текста (20–30 слов); писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объёмом не более 45 слов с учётом изученных правил правописания.
четвёртый год изучения учебного предмета:
- выбирать адекватные языковые средства для заданной ситуации общения;
- создавать небольшие устные и письменные тексты (3–5 предложений) для конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки, объявления);
- строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4–6предложений), соблюдая нормы русского литературного языка в собственной речи(в объёме изученного), оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;
- распознавать типы речи: повествование, описание, рассуждение (простые случаи);
- определять тему и основную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
- осуществлять подробный (устно и письменно) и выборочный пересказ текста(устно);
- осуществлять ознакомительное, изучающее чтение, поиск информации, содержащейся в тексте в явном виде;
- производить звуко-буквенный разбор слов;
- находить орфограммы в слове и между словами;
- применять изученные правила правописания (в том числе написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника); написание безударных падежных окончаний имён прилагательных и имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин); раздельное написание частицы не с глаголами; написание мягкого знака (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа; наличие или отсутствие мягкого знака (ь) в глаголах на –ться и -тся; написание безударных личных окончаний глаголов);
- находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила, а также описки;
- выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по контексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета;
- подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
- наблюдать за фразеологизмами (без называния термина), понимать их значения(простые случаи);
- распознавать наиболее употребляемые суффиксы изученных частей речи;
- соотносить состав слова с представленной схемой его строения; составлять схему строения слова;
- производить разбор слова по составу;
- устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в объёме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков;
- определять грамматические признаки имён существительных – род, склонение, число, падеж;
- определять грамматические признаки имён прилагательных – род (в единственном числе), число, падеж;
- устанавливать начальную форму глагола, определять грамматические признаки глаголов - спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени в единственном числе); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать);
- определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме– лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
- распознавать наречия (простые случаи);
- различать предлоги и союзы (простые случаи);
− осознавать значение частицы не в предложении;
- классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
- различать распространённые и нераспространённые предложения;
- распознавать предложения с однородными членами; составлять предложения с однородными членами;
- использовать предложения с однородными членами в речи;
- разграничивать простые распространённые и сложные (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные – без называния терминов) предложения, состоящие из двух простых, и осознанно использовать их в речевом общении;
- распознавать предложения с прямой речью после слов автора;
- правильно списывать текст объёмом не более 80 слов; писать подробное изложение (50–60 слов); писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с учётом изученных правил правописания.
2. Содержание учебного предмета
1. Слушание (аудирование) |
Восприятие и понимание звучащей речи. |
2. Говорение |
Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Практическое овладение монологическими высказываниями (рассказ-описание, повествование, рассуждение на доступные детям темы). Устный рассказ об играх, праздниках, прогулках и пр. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. |
3. Чтение |
Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала. |
4. Письмо |
Отличие письменной речи от устной. Различение предложения и текста. Признаки текста. Безошибочное списывание текста. Написание под диктовку текста (75-80 слов) в соответствии с изученными нормами правописания. Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания). Создание небольшого текста (сочинения) по интересной детям тематике. Составление поздравлений, писем. |
5. Фонетика. Графика |
Звуки и буквы: гласные, согласные. Различение согласных звонких и глухих, мягких и твёрдых, парных и непарных. Гласные ударные и безударные. Деление слов на слоги. Словесное ударение. Восприятие на слух и правильное произношение слов. Русский алфавит. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Употребление пробела между словами, знака переноса. |
6. Лексика |
Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Слова однозначные и многозначные. Синонимы и антонимы. Прямое и переносное значение слова. Использование словарей русского языка. |
7. Состав слова |
Выделение значимых частей слова (корень, приставка, суффикс, окончание). Значение суффиксов и приставок (простейшие примеры). Однокоренные слова, формы одного и того же слова. |
8. Морфология |
Имя существительное, значение и употребление. Различение одушевлённых и неодушевлённых имён существительных; имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам и падежам. Различение 1-го, 2-го и 3-го склонения существительных. Имя прилагательное, значение и употребление. Изменение по родам, числам и падежам. Согласование с именем существительным. Местоимение, значение и употребление. Склонение личных местоимений. Глагол, значение и употребление. Изменение по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени, по родам и числам в прошедшем времени. Неопределённая форма глагола. Практическое овладение способами определения спряжения глаголов (1, 2 спряжение). Предлоги, союзы. Их роль в речи. |
9. Синтаксис |
Различение слова, словосочетания и предложения. Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраски. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Простое распространённое и нераспространённое предложения. Однородные члены предложения. Различение и употребление в речи простых и сложных предложений. |
10. Орфография |
Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова; правописание безударных падежных окончаний имён существительных и прилагательных, безударных личных окончаний глаголов. Правописание не с глаголами. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. Употребление разделительных Ь и Ъ, Ь после шипящих на конце имен существительных и глаголов. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. |
11. Пунктуация |
Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). Запятая в предложениях с однородными членами. |
3. Тематическое планирование по русскому языку
№ п/п |
Название темы/раздела |
Количество часов |
Первый год обучения |
||
|
Обучение грамоте. Обучение письму |
|
1 |
Добукварный период. |
17часов |
2 |
Букварный период |
67 часов |
3 |
Резерв |
6 часов |
4 |
Послебукварный период |
20 часов |
5 |
Резерв |
5 часов |
|
Русский язык |
|
6 |
Наша речь |
2 часа |
7 |
Текст, предложение, диалог |
3 часа |
8 |
Слова, слова, слова… |
4 часа |
9 |
Слова и слог. Ударение |
6 часов |
10 |
Звуки и буквы |
35 часов |
Итого |
165 часов |
|
Второй год обучения |
||
11 |
Наша речь |
4 часа |
12 |
Текст |
5 часов |
13 |
Предложение |
12 часов |
14 |
Слова, слова, слова… |
22часа |
15 |
Звуки и буквы |
63 часа |
|
Части речи |
47 часов |
16 |
- Имя существительное |
20 часов |
17 |
- Глагол |
9 часов |
18 |
- Имя прилагательное |
6 часов |
19 |
- Местоимение |
6 часов |
20 |
- Предлоги |
6 часов |
21 |
Повторение |
17 часов |
22 |
Резерв |
5 часов |
Итого |
175 часов |
|
Третий год обучения |
||
23 |
Язык и речь |
2 часа |
24 |
Текст. Предложение. Словосочетание |
14 часов |
25 |
Слово в языке и речи |
19 часов |
26 |
Состав слова |
16 часов |
27 |
Правописание частей слова |
29 часов |
|
Части речи |
76 часов |
28 |
- Имя существительное |
31 час |
29 |
- Имя прилагательное |
18 часов |
30 |
- Местоимение |
5 часов |
31 |
- Глагол |
21 час |
32 |
Повторение |
14 часов |
33 |
Резерв |
5 часов |
Итого |
175 часов |
|
Четвёртый год обучения |
||
34 |
Повторение |
11 часов |
35 |
Предложение |
9 часов |
36 |
Слово в языке и речи |
19 часов |
37 |
Части речи. Имя существительное |
41 час |
38 |
Имя прилагательное |
31 час |
39 |
Местоимение |
9 часов |
40 |
Глагол |
33 часа |
41 |
Повторение |
17 часов |
42 |
Резерв |
5 часов |
Итого |
175 часов |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.